Научная статья на тему 'Генезис миграционного законодательства в России'

Генезис миграционного законодательства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1300
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНОСТРАНЦЫ / MIGRATION LEGISLATION / MIGRATION / MIGRATORY PROCESS / FOREIGNERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышев Кирилл Игоревич

В статье проанализированы вопросы зарождения и развития миграционного законодательства в России. Представлены различные точки зрения на проблемы периодизации миграционного законодательства. Указывается на три крупных периода в развитии: первый период (ХVIII начало ХХ вв.), второй (советский) период (1917-1991 гг.), третий (современный) период (начиная с 1992 г.). Рассмотрены основные источники, формировавшие миграционное законодательство, соответствующие представленным этапам. Особо отмечен период Петровских реформ. Несмотря на то, что первый кодифицированный акт, посвященный правовому положению иностранцев, был разработан лишь в ХIХ в., в период с ХVI до ХVIII вв. были урегулированы основные вопросы, касающиеся правового положения иностранцев. Были сформулированы основные положения о порядке въезда, выезда, подсудности, натурализации иностранцев. В статье приведен также обзор современных изменений миграционного законодательства, позволяющий сохранять преемственность его многих институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF MIGRATION LEGISLATION IN RUSSIA

The article analyses the issues of origin and development of migration legislation in Russia. Different points of view on the problems of periodization of migration legislation are presented. It points out three major periods in development: the first period (XVIII early XX century), the second (Soviet) period (1917-1991), the third (modern) period (since 1992). The main sources forming migration legislation corresponding to the presented stages are considered. Particularly marked period of Peter's reforms. Despite the fact that the first codified act on the legal status of foreigners was developed only in the 19th century, in the period from the XVI to the XVIII centuries, the main issues regarding the legal status of foreigners were settled. The main provisions about entry, exit, jurisdiction, naturalization of foreigners were formulated. The article also provides an overview of current changes in migration legislation, which allows it to maintain the continuity of its many institutions.

Текст научной работы на тему «Генезис миграционного законодательства в России»

УДК 342.9

К. И. Чернышев

адвокат

Региональная коллегия адвокатов «Правовед», г. Пенза, Российская Федерация ГЕНЕЗИС МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация. В статье проанализированы вопросы зарождения и развития миграционного законодательства в России. Представлены различные точки зрения на проблемы периодизации миграционного законодательства. Указывается на три крупных периода в развитии: первый период (XVIII - начало XX вв.), второй (советский) период (1917-1991 гг.), третий (современный) период (начиная с 1992 г.). Рассмотрены основные источники, формировавшие миграционное законодательство, соответствующие представленным этапам. Особо отмечен период Петровских реформ. Несмотря на то, что первый кодифицированный акт, посвященный правовому положению иностранцев, был разработан лишь в XIX в., в период с XVI до XVIII вв. были урегулированы основные вопросы, касающиеся правового положения иностранцев. Были сформулированы основные положения о порядке въезда, выезда, подсудности, натурализации иностранцев. В статье приведен также обзор современных изменений миграционного законодательства, позволяющий сохранять преемственность его многих институтов.

Ключевые слова: миграционное законодательство, миграция, миграционные процессы, иностранцы.

K. I. Chernyshev

Advocate

Regional collegium of advocates «Lawyer», Penza, the Russian Federation GENESIS OF MIGRATION LEGISLATION IN RUSSIA

Abstract. The article analyses the issues of origin and development of migration legislation in Russia. Different points of view on the problems of periodization of migration legislation are presented. It points out three major periods in development: the first period (XVIII - early XX century), the second (Soviet) period (1917-1991), the third (modern) period (since 1992). The main sources forming migration legislation corresponding to the presented stages are considered. Particularly marked period of Peter's reforms. Despite the fact that the first codified act on the legal status of foreigners was developed only in the 19th century, in the period from the XVI to the XVIII centuries, the main issues regarding the legal status of foreigners were settled. The main provisions about entry, exit, jurisdiction, naturalization of foreigners were formulated. The article also provides an overview of current changes in migration legislation, which allows it to maintain the continuity of its many institutions.

Key words: migration legislation, migration, migratory process, foreigners.

В научной литературе активно используется понятие «миграционное законодательство», под которым понимается совокупность общепризнанных принципов и норм международного права, законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения, возникающие при осуществлении въезда, транзитного проезда, передвижения (пребывания) на территории Российской Федерации либо выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства [6, с. 25-32].

Миграционное законодательство образует развивающийся правовой институт, регулирующий общественные отношения между субъектами в сфере миграции и государственно-правового обеспечения миграционных потоков [22, с. 127].

До настоящего времени в юридической литературе не сложилось единого мнения по поводу периодизации развития миграционного законодательства. Основные проблемы связаны в первую очередь с начальным периодом развития правового регулирования миграции. Как правило, за начало развития миграционного законодательства принято считать XVIII в. При этом выделяют три крупных периода в развитии: первый период (XVIII - начало XX вв.), второй (советский) период (1917-1991 гг.), третий (современный) период (с 1992 г.). Следует отметить, что советский период еще подразделяется на несколько этапов. В учебной литературе можно встретить разделение на дореволюционный, советский и постсоветский периоды.

Следует отметить, что некоторые авторы выделяют гораздо более ранние периоды развития. Так, Э.Т. Сибагатулина рассматривает более ранние периоды развития миграционных процессов, в частности в Древней Руси говорится о приглашении Рюрика как начале дипломатической миграции элит сопредельных государств. В статье А.М. Фумма приводятся достаточно многочисленные факты иммиграции в Древнюю Русь, но констатируется, что древнерусское право регулировало, и то не полностью, главным образом приезд иностранных купцов [30, с. 6].

М.Ф. Владимирский-Буданов, указывая на значение миграционных процессов в развитии права Древней Руси, писал, что, начиная с X в., восточные славяне вовлечены были в столкновение с отдаленными странами - Византией и западноевропейским миром, а «весь X век есть век периодических движений целых масс восточных славян на Византию». Это возмутило прежний спокойный уровень обычного права восточных славян двояким образом: усилило разнообразие в понимании юридических норм и принудило «согласить» свои отечественные нормы с чужеземными. Отсюда возникли первые приемы законодательства: договоры с иноземцами и рецепция чужих законов [5, с. 96].

В.Т. Пашуто писал, что установлению межгосударственных договорных отношений Руси с Византией предшествовали очень давние, вековые связи с ней отдельных земель восточнославянской конфедерации, что позволяет думать о наличии у князей некоторых русских земель определенных договоров с Византией, касающихся торговли и войны. А, к примеру, русско-византийский договор 907 г. лишь зафиксировал и объединил нормы, уже бытовавшие в прежних соглашениях отдельных восточнославянских земель с Византией [23, с. 57].

Договор 907 г. содержит опыт развития двух тенденций в регулировании внешней миграции, имеющий чрезвычайно важное значение и для современного миграционного права: с одной стороны, это создание привлекательных условий для мигрантов, с другой - принятие эффективных мер противодействия возможным угрозам общественному правопорядку и безопасности, экономическим интересам принимающего государства.

Таким образом, еще в период Древнерусского государства миграционные процессы проходили достаточно активно, что и способствовало появлению первых документов, затрагивающих вопросы регулирования миграционных процессов. Таковыми договорами стали русско-византийские договоры X в.

С приходом к власти Ивана IV связан переход от княжеского к царскому правлению в России, что, в свою очередь, затронуло и вопросы миграционной политики. Приоритет стал отдаваться внешнему расширению территории за счет присоединения соседних земель, что отличалось от прежней политики, связанной с решением внутренних территориальных вопросов. Основным направлением миграционной политики стал Восток. Следует отметить, что в тот период решались также вопросы, связанные с иммиграцией, так как нарастал поток приезжающих в Россию иностранцев.

Значительную роль в регулировании миграционных процессов в России сыграла политика Петра Великого. Основную массу приезжающих в то время в Россию иностранцев составляли специалисты в разных областях и ученые, в

первую очередь это связанно с военной сферой. Прорывом в вопросе свободного допуска иностранцев на территорию Российского государства явился Манифест царя от 16 апреля 1702 г. «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания» [24, с. 315]. Издание указанного Манифеста дало мощный толчок в развитии российского законодательства, регламентировавшего порядок въезда и выезда иностранцев [29, с. 54].

С 1718 г. вопросы, касающиеся приезда послов и иных иностранцев, были отнесены к созданной Коллегии иностранных дел.

Определенная роль принадлежала также Петербургской полицейской канцелярии. Указом от 31 августа 1719 г. в Канцелярии полицейских дел постановлялось записывать иностранцев, приезжавших в Петербург из других государств, и после допроса материалы отправлять в коллегии: в Адмиралтейскую коллегию - на тех, кто приезжал на службу во флоте, в Военную - на поступавших в армию [24, с. 243].

Осуществление контроля и надзора за передвижением иностранцев, выдача разрешений на въезд в Российскую империю и выезд из нее, а также карательные функции в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения предписываемых правил возлагались на полицейские органы [7, с. 16].

Дальнейшим серьезным шагом в развитии миграционного законодательства стало принятие 23 июля 1763 г. Высочайшего манифеста императрицы «О дозволении всем иностранцам, в Россию приезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Реализация положения данного манифеста была возложена на Канцелярию опекунства иностранных.

Правление Екатерины II было связано с реализацией программы поселения иностранцев в России, что привело к переезду более 30 тыс. переселенцев.

В тот же период паспорт от правительства соответствующего государства стал необходимым условием пропуска через российскую границу.

Следует отметить, что при этом центральный контроль за перемещением иностранных подданных по России не ослаб, поскольку губернские правления предоставляли Коллегии иностранных дел информацию обо всех лицах, прибывших в Россию или покинувших ее в пределах своей губернии.

В 1782 и 1785 гг. были приняты два важнейших акта в сфере миграционной политики. Ими стали Устав Благочиния и Жалованная грамота городам. В частности вопросу иностранцев были посвящены ст. 121 и ст. 157 Устава. Согласно ст. 121 «Частный пристав бдение имеет о иногородных и иностранных в его части живущих или присталых чем питаются или промышляют, и буде закону противное за кем из них усмотрит, то о том не мешкав уведомит городничего и поступать по его приказанию». Согласно ст.157 «Квартальный надзиратель должен ведать о всех в квартале его ведомства живущих людях, чего ради хозяева домов или их поверенные обязаны всегда давать знать квартальному надзирателю о всех к ним на житье приезжающих или приходящих, отъезжающих или отходящих» [28, с. 302].

В свою очередь, Жалованная грамота регламентировала порядок выезда иностранцев из российских городов, а также порядок проживания иностранцев, состоявших на государственной службе.

Вообще XVIII в. характеризовался относительно свободным положением иностранцев в России, что способствовало увеличению числа прошений о въезде в Россию.

Иначе обстояла ситуация в период правления Павла I, когда ряд прав иностранцев был ограничен. В частности, в случае подозрения в шпионаже иностранцы и их семьи подвергались высылке и аресту.

Таким образом, несмотря на то, что первый кодифицированный акт, посвященный правовому положению иностранцев, был разработан лишь в XIX в., в период с XVI по XVIII вв. были урегулированы основные вопросы, касающиеся правового положения иностранцев. Были сформулированы основные положения о порядке въезда, выезда, подсудности, натурализации иностранцев.

Начало XIX в. характеризовалось введением квот ежегодного приема иностранцев. Эффективно осуществлялось в царский период государственное управление и внутренней миграцией [28, с. 35].

Манифестом от 1 января 1807 г. «О дарованных российскому купечеству выгодах, отличиях, преимуществах и проч.» были установлены существенные ограничения в правах иностранцев в торговле.

Ограничения прав иностранцев по торговле и в других сферах деятельности существовали до 1860 г., когда Александр II своим Указом от 7 июня 1860 г. «О правах пребывающих в России иностранцев» предписал, что пребывающим в России иностранцам по торговле, земледелию и промышленности дарованы такие же права, какими пользуются русские подданные [3, с. 25].

К началу XX в. законодательство, касающееся регулированию миграции, оставалось разрозненным и отсутствовал единый нормативный акт, определяющий правовое положение иностранцев. Характерной чертой того законодательства было необоснованное ограничение прав иностранцев в одних сферах и в то же время необоснованное уравнивание с правами российских граждан в других сферах.

Период Первой мировой войны характеризовался принятием ряда актов чрезвычайного законодательства. В частности, был издан Указ от 28 июня 1914 г. «О правилах, коими Россия будет руководствоваться во время войны 1914 года».

17 сентября 1924 г. были утверждены тезисы «О ближайших задачах советской власти в области колонизации и переселения».

Можно согласиться с выделением в советском законодательстве о правовом положении иностранцев четырех этапов его развития:

1. С октября 1917 г. по декабрь 1922 г.

2. Декабрь 1922 г. - до принятия Конституции СССР 1936 г.

3. С 1936 г. до принятия Конституции СССР 1977 г.

4. С принятия Конституции СССР 1977 г.

Первый, хоть и короткий по своей продолжительности период характеризовался принятием большого количества нормативных актов, касающихся мигрантов. Среди них: Декрет ВЦИК РСФСР от 28 марта 1918 г. «О праве убежища», Декрет СНК РСФСР от 20 октября 1921 г. «О въезде иностранцев из-за границы на территорию РСФСР» и др.

К тому же наметилась тенденция уравнивания прав российских граждан и иностранцев. В частности, Конституция 1918 г. наделила иностранцев политическими правами. Это было связано с тем, что законодательство о правовом положении иностранцев в первые годы советской власти характеризовалось принципиально классовым подходом к этой категории лиц, проживающих в России.

Одним из наиболее значительных событий второго периода стало принятие Положения о союзном гражданстве 1924 г. Положение 1924 г. (ст. 3) основанием признания гражданства считало факт присутствия лица на территории Союза, которым не доказано (им самим) наличие у него иностранного гражданства.

Третий этап характеризовался кодификацией правовых норм, имеющих отношение к иностранным гражданам, были разработка и принятие Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 г., Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении 1969 г. Это были первые крупные общесоюзные кодификации норм, регулирующих отношения с участием иностранцев.

Следует отметить, что единого акта, регулирующего правовой статус иностранцев, так и не было принято.

Конституция 1977 г. содержала отдельную главу, посвященную иностранцам и лицам без гражданства. 24 июня 1981 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР № 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» [12].

Данный закон был первым нормативным актом, который комплексно регулировал основные вопросы правового положения иностранцев в СССР. Он закреплял основные права, свободы, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в СССР, въезд в СССР и выезд из него.

Если рассматривать современный период развития миграционного законодательства, то следует начинать с начала 90-х гг. XX столетия. Распад СССР и появление на политической карте мира независимых государств предопределили необходимость изменения и совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации.

Одними из первых нормативных актов того периода были Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве РФ» [10], Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» [9] и Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» [8].

В декабре 1993 г. был принят Указ Президента РФ № 2145 «О мерах по введению иммиграционного контроля» [14].

Данным указом были определены задачи Федеральной миграционной службы России (ФМС). Таковыми задачами являлись: контроль за въездом на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище, следующих транзитом, их идентификация, регистрация и учет; осуществление мер по предупреждению неконтролируемой миграции и организации депортации иностранцев в установленных законодательными актами случаях и порядке; рассмотрение ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию России, о предоставлении убежища.

В дальнейшем был принят еще ряд нормативных актов. Среди них: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. № 1020, которым было утверждено Положение об иммиграционном контроле [21], а также вышел Указ Президента РФ № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», которым утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы [19].

В августе 1994 г. был принят один из важнейших актов в сфере миграционной политики - Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе» [14; 20]. В данном указе была изложена Концепция миграционной программы.

Следующим этапом развития миграционного законодательства стала вторая половина 90-х гг. ХХ в. Одной из основных задач того периода стало формирование миграционного законодательства, отвечающее современным реалиям и соответствующее международной практике того периода [27].

В 1996 г. был принят Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [16], во исполнение которого и в целях конкретизации был принят ряд подзаконных актов. Следующим ключевым этапом развития стало принятие в 2002 г. Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [11] и Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [17]. Именно данные законы стали определять правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

Важное значение в развитии миграционного законодательства имеет принятие Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р [13].

В 2005 г. был проведен эксперимент в области миграционной политики, связанный с проведением миграционной амнистии для незаконно находящихся на территории РФ иностранцев и лиц без гражданства. Впервые проведение такой меры обсуждалось еще в 2002 г. на Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту мигрантов. Летом 2004 г. по инициативе Форума переселенческих организаций при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации была

создана группа экспертов, разрабатывающая идею проведения иммиграционной амнистии. При этом одна часть экспертов разрабатывала предложения о легализации мигрантов, приехавших на постоянное место жительства в Россию, вторая часть экспертов готовила концепцию легализации трудовых мигрантов [4, с. 35].

В 2006 г. на смену миграционной амнистии пришел миграционный учет. Задача его осуществления возлагалась на ФМС и его территориальные органы.

Примечательно, что два десятилетия после распада СССР Россия не имела четкой миграционной политики. Практически любое исследование, так или иначе связанное с миграционной проблематикой, указывало на данное обстоятельство. Несмотря на то, что принимались отдельные документы, которые можно было отнести к концептуальным основам миграционной политики (Федеральная миграционная программа и др.), отсутствовал единый документ, касающийся концепции миграционной политики. Появился он лишь в 2012 г. [1, с. 34].

Последние политические события в мире позволяют говорить о том, что проблема регулирования миграционных процессов, в том числе незаконной миграции становится одной из наиболее актуальных в государстве [26]. При разработке стратегии дальнейшего развития миграционной политики необходимо учитывать, как исторический опыт, так и экономические и геополитические изменения, происходящие в мире.

В настоящее время разработана Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. В свою очередь, для ее реализации было принято Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2015 № 2122-р «О плане мероприятий по реализации в 2016-2020 годах (второй этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [15].

Одной из проблем в сфере действия миграционного законодательства является отсутствие комплексного нормативного правового акта, направленного на регулирование миграционной сферы. Положительным моментом следует назвать включение в Трудовой Кодекс РФ главы, посвященной регулированию труда иностранных граждан и лиц без гражданства, о чем много лет писалось в юридической литературе. Примечательно, что с 1 января 2016 г. установлен запрет работодателям привлекать для осуществления трудовой деятельности граждан Турецкой Республики, что связано с политическими событиями на мировой арене.

Таким образом, можно сделать ряд выводов, касающихся развития миграционного законодательства в России.

В юридической литературе отсутствует единое мнение по поводу периодизации развития миграционного законодательства. В рамках настоящего исследования мы рассматриваем развитие миграционного законодательство, начиная с русско-византийских договоров X в. Появление первых документов, связанных с миграционными процессами и их упорядочиванием, было вызвано началом активного переселения народов.

XXI в. ставит новые задачи и проблемы, которые необходимо решить в миграционной сфере. Следует отметить, что проводимая в настоящее время миграционная политика в Российской Федерации не в полной мере соответствует существующим реалиям и проводится в достаточно узком коридоре возможностей, обусловленном рядом ограничений. Среди них первостепенное значение имеют экономические ограничения, которые значительно сужают социальную составляющую миграционной политики, а также ограничения, вытекающие из интересов обеспечения национальной безопасности государства [2; 3].

Одной из серьезных проблем является отсутствие единого консолидированного акта, направленного на борьбу с незаконной миграцией.

При этом в качестве положительного момента необходимо отметить включение в Трудовой Кодекс РФ главы, посвященной регулированию труда иностранцев, о необходимости чего указывалось в юридической литературе длительное время.

Разработка Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. также является положительным шагом, однако необходимо четкое и эффективное исполнение и реализация ее положений на практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрейцо С.Ю. Правовые проблемы беженцев в контексте процессов вынужденной миграции: монография / С.Ю. Андрейцо, М.А. Казанкова, А.П. Казанков. — СПб. : Изд-во Мед. пресса, 2005. — 134 с.

2. Балашова Т.Н. Проблемы развития миграционного законодательства в РФ на современном этапе / Т.Н. Балашова / / Миграционное право. — 2008. — № 4. — С. 29-30.

3. Басик В.П. Развитие законодательства о правовом статусе иностранных граждан в РФ / В.П. Басик / / Конституционное и муниципальное право. — 2005. — № 8. — С. 17-22.

4. Бородин С.С. Трудовая миграция в Российской Федерации: возможные пути ее решения / С.С. Бородин // Миграционное право. — 2007. — № 3. — С. 4-6.

5. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права / М.Ф. Владимир-ский-Буданов. — М. : Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 800 с.

6. Красинский В.В. Несовершенство миграционного законодательства и угрозы национальной безопасности Российской Федерации / В.В. Красинский // Современное право. — 2013. — № 2. — С. 25-32.

7. Мишунина А.А. Административная ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / А.А. Мишунина. — Тюмень, 2004. — 22 с.

8. О беженцах: федер. закон от 19.02.1993 № 4528-1 / Правовой Сервер Консуль-тантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_4340/ (дата обращения: 29.10.2018).

9. О вынужденных переселенцах: закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4339/ (дата обращения: 22.10.2018).

10. О гражданстве Российской Федерации: закон РФ от 28.11.1991 № 1948-1 (в ред. от 31.05.2002) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153/ (дата обращения: 29.10.2018).

11. О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/ (дата обращения: 26.10.2018).

12. О гражданстве СССР: закон СССР от 23.05.1990 № 1518-1 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=18#032292857553924614 (дата обращения: 24.10.2018).

13. О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 01.03.2003 № 256-р / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_113093/ (дата обращения: 20.10.2018).

14. О мерах по введению иммиграционного контроля: Указ Президента РФ от 16.12.1993 № 2145 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2859/ (дата обращения: 15.10.2018).

15. О плане мероприятий по реализации в 2016-2020 годах (второй этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2015 № 2122-р / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_187887/ (дата обращения: 21.10.2018).

16. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 11376/ (дата обращения: 30.10.2018).

17. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 24.10.2018).

18. О правовом положении иностранных граждан в СССР: закон СССР от 24.06.1981 № 5152-X (ред. от 15.08.1996, с изм. от 17.02.1998) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_15671/ (дата обращения: 24.10.2018).

19. О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы: Указ Президента РФ от 16.12.1993 № 2146 (в ред. от 05.10.2002) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_2863/ (дата обращения: 17.10.2018).

20. О Федеральной миграционной программе: Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 (в ред. от 13 июня 1996 г.) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=EXP&n=217363#042413181418293666 (дата обращения: 18.10.2018).

21. Об утверждении Положения об иммиграционном контроле: Постановление Правительства РФ от 08.09.1994 № 1020 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4474/ (дата обращения: 19.10.2018).

22. Основы миграционной политики: учебно-методическое пособие / под общ. ред. И.Н. Барцица. — М. : Ин-т науч. исслед. и информ., 2010. — 477 с.

23. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси / В.Т. Пашуто. — М. : Наука, 1968. — 474 с.

24. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Том VI. 1831. — СПб. : Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1832. — 710 с.

25. Поляков И.Ю. Становление полицейского законодательства Российской империи в сфере обеспечения безопасности во второй половине XVII - первой трети XIX в.: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / И.Ю. Поляков. — Н. Новгород, 2001. — 248 с.

26. Романовский Г.Б. К вопросу об административной ответственности за проживание гражданина России без регистрации / Г.Б. Романовский // Миграционное право. — 2009. — № 2. — С. 17-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Романовский Г.Б. Права человека в советской юридической науке 70-90-х годов прошлого столетия / Г.Б. Романовский // Юридическое образование и наука. — 2005. — № 2. — С. 25-28.

28. Рощин Ю.В. История развития государственного регулирования миграционных процессов в России / Ю.В. Рощин // Миграционное право. — 2011. — № 3. — С. 34-38.

29. Фумм А.М. Административно-правовой статус иностранцев в России XVIII в. / А.М. Фумм // История государства и права. — 2013. — № 3. — С. 54-59.

30. Фумм А.М. Из истории въезда иностранцев на территорию Древней Руси / А.М. Фумм // История государства и права. — 2012. — № 8. — С. 6-9.

REFERENCES

1. Andreitso S.Iu., Kazankova M.A., Kazankov A.P. Pravovye problemy bezhentsev v kontekste protsessov vynuzhdennoi migratsii: monografiia [Legal problems of refugees in the context of processes of the forced migration: monograph]. Saint Petersburg, Izd-vo Med. Pressa Publ., 2005, 134 p.

2. Balashova T.N. Problems of development of the migration legislation in the Russian Federation at the present stage. Migratsionnoe pravo = Migration Law, 2008, no. 4, pp. 29-30 (in Russian).

3. Basik V.P. Development of the legislation on legal status of foreign citizens in the Russian Federation. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe parvo = Constitutional and Municipal Law, 2005, no. 8, pp. 17-22 (in Russian).

4. Borodin S.S. Labour migration in the Russian Federation: possible ways of its decision. Migratsionnoe pravo = Migration Law, 2007, no. 3, pp. 4-6 (in Russian).

5. Vladimirskii-Budanov M.F. Obzor istorii russkogo prava [Review of history of the Russian law]. Moscow, Izdatel'skii dom «Territoriia budushchego» Publ., 2005, 800 p.

6. Krasinskii V.V. Imperfection of the migratory legislation and threat of national security of the Russian Federation. Sovremennoe pravo = Modem Law, 2013, no. 2, pp. 25-32 (in Russian).

7. Mishunina A.A. Administrativnaia otvetstvennost' za narushenie rezhima preby-vaniia inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk: 12.00.14 [Administrative responsibility for violation of the mode of stay of foreign citizens in the Russian Federation: abstract of diss. of cand. of law]. Tyumen, 2004, 22 p.

8. O bezhentsakh: feder. zakon ot 19.02.1993 № 4528-1 (On refugees: the federal law of 19.02.1993 no. 4528-1). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 4340/ (accessed 29.10.2018).

9. O vynuzhdennykh pereselentsakh: zakon RF ot 19.02.1993 № 4530-1 (On displaced persons: act of the Russian Federation of 19.02.1993 no. 4530-1). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4339/ (accessed 22.10.2018).

10. O grazhdanstve Rossiiskoi Federatsii: zakon RF ot 28.11.1991 № 1948-1 (v red. ot 31.05.2002) (On citizenship of the Russian Federation: the act of the Russian Federation of 28.11.1991 no. 1948-1 (in an edition of 31.05.2002)). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_153/ (accessed 29.10.2018).

11. O grazhdanstve Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 31.05.2002 № 62-FZ (On citizenship of the Russian Federation: the federal law of 31.05.2002 no 62-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/ (accessed 26.10.2018).

12. O grazhdanstve SSSR: zakon SSSR ot 23.05.1990 № 1518-1 (On citizenship of the USSR). Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n= 18#032292857553924614 (accessed 24.10.2018).

13. O Kontseptsii regulirovaniia migratsionnykh protsessov v Rossiiskoi Federatsii: Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 01.03.2003 № 256-r (About the Concept of regulation of migration processes in the Russian Federation: Order of the Government of the Russian Federation of 01.03.2003 no. 256-r). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_113093/ (accessed 20.10.2018).

14. O merakh po vvedeniiu immigratsionnogo kontrolia: Ukaz Prezidenta RF ot 16.12.1993 № 2145 (About measures for introduction of immigration control: Decree of the Russian President of 16.12.1993 no. 2145). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_2859/ (accessed 15.10.2018).

15. O plane meropriiatii po realizatsii v 2016-2020 godakh (vtoroi etap) Kontseptsii gosu-darstvennoi migratsionnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda: Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 22.10.2015 № 2122-r (About the plan of measures on realization in 2016-2020 (the second stage) of the Concept of the state migration policy of the Russian Federation until 2025: Order of the Government of the Russian Federation of 22.10.2015 no. 2122-r). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_187887/ (accessed 21.10.2018).

16. O poriadke vyezda iz Rossiiskoi Federatsii i v"ezda v Rossiiskuiu Federatsiiu: feder. zakon ot 15.08.1996 № 114-FZ (On an order of departure from the Russian Federation and entry into the Russian Federation: the federal law of 15.08.1996 no. 114-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (accessed 30.10.2018).

17. O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ (On a legal status of foreign citizens in the Russian Federation: the federal law of 25.07.2002 no. 115-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37868/ (accessed 24.10.2018).

18. O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v SSSR: zakon SSSR ot 24.06.1981 № 5152-X (red. ot 15.08.1996, s izm.. ot 17.02.1998) (On a legal status of foreign citizens in the USSR:the law of the USSR of 24.06.1981 no. 5152-X). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_15671/ (accessed 24.10.2018).

19. O privlechenii i ispol'zovanii v Rossiiskoi Federatsii inostrannoi rabochei sily: Ukaz Prezidenta RF ot 16.12.1993 № 2146 (v red. ot 05.10.2002) (About attraction and use in the Russian Federation of foreign labour: The decree of the Russian President of 16.12.1993 No. 2146 (in an edition of 05.10.2002)). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_2863/ (accessed 17.10.2018).

20. O Federal'noi migratsionnoi programme: Ukaz Prezidenta RF ot 9 avgusta 1994 g. № 1668 (v red. ot 13 iiunia 1996 g.) (About the Federal migration program: The decree of the Russian President of August 9, 1994 no. 1668 (in an edition of June 13, 1996)). Available at:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=217363#04241318141 8293666 (accessed 18.10.2018).

21. Ob utverzhdenii Polozheniia ob immigratsionnom kontrole: Postanovlenie Pravi-tel'stva RF ot 08.09.1994 № 1020 (About the adoption of the Provision on immigration control: Resolution of the Government of the Russian Federation of 08.09.1994 no. 1020). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4474/ (accessed 19.10.2018).

22. Bartsits I.N. Osnovy migratsionnoipolitiki: uchebno-metodicheskoeposobie [Bases of migration policy: educational and methodical grant]. Moscow, In-t nauch. issled. i inform. Publ., 2010, 477 p.

23. Pashuto V.T. Vneshniaia politika Drevnei Rusi [Foreign policy of Ancient Russia]. Moscow, Nauka Publ., 1968, 474 p.

24. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi Imperii. Sobranie Vtoroe. Tom VI. 1831 [Complete collection of laws of the Russian Empire. The Second collection. Volume VI. 1831]. Saint Petersburg, Tip. II Otdeleniia Sobstvennoi Ego Imperatorskogo Velichestva Kantseliarii Publ., 1832, 710 p.

25. Poliakov I.Iu. Stanovlenie politseiskogo zakonodatel'stva Rossiiskoi imperii v sfere obespecheniia bezopasnosti vo vtoroi polovine XVII - pervoi treti XIX v.: diss. ... kand. iurid. nauk: 12.00.01 [Formation of the police legislation of the Russian Empire in the sphere of ensuring safety in the second half of XVII - the first third of the XIX century: dis. of cand. of law]. Nizhny Novgorod, 2001, 248 p.

26. Romanovsky G.B. Administrative responsibility for accommodation of the Russian citizen without registration. Migracionnoe pravo = Migrational law, 2009, no. 2, pp. 17-21 (in Russian).

27. Romanovsky G.B. Human rights in the Soviet jurisprudence of the 70-90th years of last century. Iuridicheskoe obrazovanie i nauka = Juridical Education and Science, 2005, no. 2, pp. 25-28 (in Russian).

28. Roshchin Iu.V. The history of development of state regulation of migration processes in Russia. Migratsionnoe pravo = Migration Law, 2011, no. 3, pp. 34-38 (in Russian).

29. Fumm A.M. Administrative legal status of foreigners in Russia XVIII century. Isto-riia gosudarstva iprava = History of State and Law, 2013, no. 3, pp. 54-59 (in Russian).

30. Fumm A.M. From the history of entrance of foreigners on the territory of Ancient Russia. Istoriia gosudarstva i prava = History of State and Law, 2012, no. 8, pp. 6-9 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Чернышев Кирилл Игоревич — адвокат, Региональная коллегия адвокатов «Правовед», 440000, г. Пенза, ул. Московская 20, Российская Федерация, e-mail: kirillallblack@gmail.com.

AUTHOR

Chernyshev Kirill Igorevich — Advocate, Regional collegium of advocates «Lawyer», 20 Moskovskaya Street, Penza, 440000, the Russian Federation, e-mail: kirillallblack@gmail.com.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Чернышев К. И. Генезис миграционного законодательства в России / К.И. Чернышев // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство».— 2018.— Т. 6, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Chernyshev K. I. Genesis of migration legislation in Russia. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.