ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Волох Владимир Александрович
д-р полит. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация
ORCID ID: 0000-0003-1292-7631
e-mail: [email protected]
Герасимова Ирина Владимировна
канд. экон. наук, Министерство внутренних дел России, г. Москва, Российская Федерация
ORCID ID: 0000-0002-7643-6068 e-mail: [email protected]
УДК 331.5: 351.83 JEL J11; J01; J08 DOI 10.26425/2309-3633-2019-1-5-12 Получено 30.01.2019 Одобрено 28.02.2019 Опубликовано 18.04.2019 Received 30.01.2019 Approved 28.02.2019 Published 18.04.2019
Управление миграционными процессами в Российской Федерации: анализ и перспективы
Аннотация
В статье проанализирована миграционная ситуация с учетом социально-экономического развития Российской Федерации. Приведены статистические данные по трудовой миграции, нелегальной миграции, а также показатели демографического развития и рынка труда. Рассмотрен прогноз изменения демографической ситуации. Выявлены основные тенденции распределения иностранных работников с учетом профессионального-квалификационного состава. Авторы констатировали возрастающую роль миграции в формировании трудового потенциала и его размещения на территории страны. Основным правовым инструментом в сфере миграции, по мнению авторов, является Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. (далее - Концепция), утвержденная Президентом Российской Федерации, в которой определены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. Реализация мероприятий Концепции позволит совершенствовать миграционное законодательство, используя инструменты рынка труда, связанные с определением потребности российской экономики в иностранных работниках, упрощением порядка въезда, выезда и пребывания квалифицированных иностранных специалистов, предпринимателей и инвесторов, развитием образовательной и академической миграции. Совершенствование механизмов осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов у российских физических лиц, содействия территориальной мобильности российских граждан являются важным аспектами государственной миграционной политики. Экономические тренды управления государственной миграционной политикой прежде всего должны быть направлены на сбалансированное распределение трудовых ресурсов на территории Российской Федерации. Особое внимание уделено международному сотрудничеству в сфере миграции. Уделено внимание международным договорам, направленным на осуществление трудовой деятельности мигрантами, пресечению незаконной миграции, а также международным договорам о реадмиссии. Определены перспективы эффективного управления миграционными процессами в Российской Федерации на основе взаимодействия различных уровней власти.
Ключевые слова:
управление миграционными процессами, рынок труда, социально-экономическое развитие, иностранные работники, государственное управление, миграционная политика, международное сотрудничество, экономика труда.
Цитирование: Волох В.А., Герасимова И.В. Управление миграционными процессами в Российской Федерации: анализ и перспективы//Управление. 2019. № 1. С. 5-12.
Volokh Vladimir
Doctor of Political Sciences, State University of Management, Moscow, Russia
ORCID ID: 0000-0003-1292-7631 e-mail: [email protected]
Gerasimova Irina
Candidate of Economic Sciences, Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
ORCID ID: 0000-0002-7643-6068 e-mail: [email protected]
Management of migration processes in the Russian Federation: analysis and prospects
Abstract
The article analyzes the migration situation taking into account the social and economic development of the Russian Federation. The statistical data on labor migration, illegal migration, as well as indicators of demographic development and the labor market have been adduced. The forecast of changing the demographic situation has been considered. The main trends in the distribution of foreign workers taking into account the professional-qualification structure have been revealed. The authors stated the growing role of migration in the formation of labor potential and its placement in the country's territory. The main legal instrument in the sphere of migration, according to authors, is the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for the period 2019-2025, approved by the President of the Russian Federation, which defines the goals, principles, tasks, main directions and mechanisms for implementing the state migration policy of the Russian Federation. The implementation of the Concept activities will improve the migration legislation, using labor market tools related to determining the needs of the Russian economy for foreign workers, simplifying the entry, exit and stay of qualified foreign specialists, entrepreneurs and investors, and the development of educational and academic migration. Improving the mechanisms for foreign citizens to work on the basis of patents from Russian individuals, to facilitate the territorial mobility of Russian citizens are important aspects of the state migration policy. First of all, economic trends in the management of the state migration policy should be aimed at a balanced distribution of labor resources in the territory of the Russian Federation. Special attention has been paid to the international cooperation in the migration field. Attention has been paid to international treaties, aimed at the implementation of labor activity of migrants, the suppression of illegal migration, as well as international treaties on readmission. The prospects of effective management of migration processes in the Russian Federation on the basis of interaction of various levels of power have been determined.
Keywords:
migration processes management, labor market, social and economic development, foreign workers, public administration, migration policy, international cooperation, labor economics.
For citation: Volokh V.A., Gerasimova I.V. Management of migration processes in the Russian Federation: analysis and prospects (2019) Upravlenie, 7 (1), pp. 5-12. doi: 10.26425/2309-3633-2019-1-5-12
© Волох В.А., Герасимова И.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная. (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных в 2019 году за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации.
The article has been prepared according to the results of researches, carried out in 2019 at the expense of budgetary funds for the state task to the Financial University under the Government of the Russian Federation
Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., возрастная структура населения будет изменяться в сторону старения, численность населения старше трудоспособного возраста будет постепенно увеличиваться, а численность населения трудоспособного возраста снижаться [16]. Такие перспективы в экономике приведут к существенному росту демографической нагрузки на трудоспособное население.
Неблагоприятные тенденции в возрастной структуре населения будут ограничивать возможности компенсации негативных демографических изменений повышением уровня экономической активности населения. Предполагается, что к 2030 г. значительно возрастет количество граждан пенсионного возраста (60-72 года), традиционно имеющих низкую степень экономической активности. Одновременно сокращение численности населения, прежде всего, будет связано с когортами граждан от 20 до 40 лет, экономическая активность которых выше среднего уровня. Имеются предпосылки для сдерживания экономической активности молодой части населения ростом спроса на высшее образование.
Предположительно к 2030 г. численность занятых в экономике России может снизиться до 63,4 — 63,6 млн человек по «низкому» и «среднему» варианту соответственно. Согласно «высокому» варианту прогноза в экономике будет занято 65,6 млн человек [16].
Возможные экономические и демографические изменения усилят роль миграции населения в формировании трудового потенциала и его размещении на территории страны. На управление миграционными процессами направлена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 гг., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы» (далее — Концепция) [2], в которой обозначены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации (далее - РФ).
Реализация мероприятий Концепции будет способствовать совершенствованию миграционного законодательства в части модернизации механизмов определения потребности российской экономики в иностранных работниках, упрощения порядка въезда, выезда и пребывания квалифицированных иностранных специалистов, а также предпринимателей и инвесторов, благоприятно влиять на развитие образовательной и академической миграции,
улучшит механизм осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов у российских физических лиц, содействия территориальной мобильности российских граждан.
С 1 января 2012 г. вступило в силу Соглашение между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей [4]. На территориях указанных государств функционирует единый рынок труда. В 2015 г. к этому соглашению также присоединились Армения и Киргизия.
Новые условия свободного перемещения трудовых ресурсов могут увеличить приток трудовых иммигрантов в Россию.
Осуществление мер государственной миграционной политики, направленных на повышение миграционной привлекательности РФ, приведет к миграционному приросту населения к 2025 году на уровне 331-376 тыс. человек ежегодно. При этом естественную убыль населения такой уровень миграции полностью компенсирует только до 2017 г. Численность постоянного населения в 2017 г. достигла 143,9 млн человек против 143 млн человек в 2011 г. С 2018 г. в результате естественной убыли населения численность постоянного населения будет снижаться — до 142,3 млн человек в 2030 г. [16].
В соответствии высоким сценарием прогноза миграционный прирост к 2030 г. предполагается выше среднего и составит 516 тыс. человек ежегодно, полностью компенсировав естественную убыль населения. К 2030 г. численность постоянного населения увеличится до 150,6 млн человек [11].
Экономические факторы, обусловливающие миграцию, сказываются на изменении характера миграционных процессов. Привлекательными для мигрантов являются регионы с высоким экономическим потенциалом, в которых расположены крупные города. Во всех федеральных округах РФ наблюдается миграционный отток из периферийных регионов с более низким уровнем жизни. Сложившаяся ситуация дает основание полагать, что указанные направления миграционных потоков сохранятся и в перспективе [8].
По данным Росстата, опубликованным в статистическом сборнике «Труд и занятость в России. 2015» в 2014 г. численность иностранных трудовых мигрантов составляла около 0,9—1,0 млн человек [17]. Статистика Федеральной миграционной службы России за 2012—2013 гг. показывает, что в этот период ежегодно количество трудовых мигрантов составляло около 1,1 млн человек [14].
Существенные изменения миграционного законодательства в 2015 г. и введение патента на работу
для иностранных граждан ближнего зарубежья, пользующихся безвизовым режимом въезда в Россию, вывело из теневой экономики значительное количество нелегальных трудовых мигрантов. За 2015 г. более 1,5 млн человек получили патент. В 2016 г. количество выданных патентов составило более 1,5 млн шт., что несколько больше аналогичного периода 2015 г. (1,4 млн шт.; -14 %). Таким образом, можно прогнозировать сохранение потенциала внешней трудовой миграции на уровне 1—1,5 млн человек в 2017—2020 гг.
Структура занятости трудовых мигрантов по видам экономической деятельности показывает, что по данным Росстата в 2016 г. наибольшая доля (37,5 %) иностранных работников были заняты в следующих сферах: оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Несколько меньше трудовых мигрантов привлекались в сферу строительства (17,4 %) [17].
Федеральное статистическое наблюдение за использованием труда мигрантов домохозяйствами и индивидуальными предпринимателями показывает, что в основном труд иностранных работников наиболее востребован домохозяйствами и предпринимателями в сфере строительства, где в 2016 г. предприниматели привлекли около 163,3 тыс. трудовых мигрантов, а домохозяйства — 2,6 тыс. человек [15].
Данные Росстата за 2013—2016 гг. показывают профессионально-квалификационный состав иностранных работников. Более половины из них составляют рабочие, занятость которых связана с горными, горно-капитальными, строительно-монтажными и ремонтно-строительными работами, а также неквалифицированные рабочие [17].
Для повышения эффективности принятия управленческих решений в области контроля за соблюдением работодателями действующего законодательства при привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ следует принимать во внимание:
• выявление фактов нарушения работодателями порядка подачи уведомлений о заключении трудовых или гражданско-правовых договоров, уведомлений об их прекращении (расторжении);
• проверку сведений, указанных работодателями в представленных уведомлениях;
• привлечение работодателей, допустивших нарушения, к ответственности, установленной законодательством РФ;
• осуществление мер контроля за своевременным выездом иностранных граждан по завершении
срока действия разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности;
• принятие действенных мер к невыехавшим из РФ в установленном порядке иностранным гражданам;
• проведение разъяснительной работы с работодателями, а также иностранными гражданами о требованиях законодательства в сфере миграции и ответственности за его нарушения.
По информации Министерства внутренних дел России (далее — МВД), только за первое полугодие 2016 г. [13] зарегистрировано более 800 преступлений, связанных с организацией незаконной миграции. К уголовной ответственности за это было привлечено более 600 человек [13].
За нарушение установленного миграционным законодательством порядка осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности и привлечение работодателями иностранных работников правонарушители привлекаются к административной ответственности [13; 14].
В 2017 г. на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено порядка 41,1 тыс. преступных деяний, из них около 88,3 % приходится на долю граждан государств — участников СНГ. Удельный вес совершенных иностранными гражданами преступлений в общем количестве раскрытых преступлений по РФ составляет почти 3,6 %. Наибольшее число преступлений, совершенных международными мигрантами, отмечается в Северо-Кавказском федеральном округе, в том числе в Республике Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике. Значительное количество преступлений совершено иностранными гражданами в Центральном федеральном округе (43,1 %): около 72 % — Москве и Московской области. В отношении иностранцев, а также лиц без гражданства совершено 22,0 тыс. преступлений.
По данным Автоматизированной системы аналитической отчетности (далее — АСАО), на территорию РФ в 2017 г. въехало более 17,1 млн иностранных граждан [13]. Основной миграционный поток образуют граждане государств — участников СНГ (68,7 %). Доля граждан государств Европейского союза составляет 10,3 %. На граждан других стран приходится 20,9 % от миграционного потока. Из числа прибывших мигрантов наибольшая доля (52,4 %) принадлежит гражданам Украины, Узбекистана, Казахстана и Китая. Среди регионов по числу въезжающих иностранных граждан на первом месте Московская область. Наибольшее количество иностранных граждан находится в Центральном (42,1 %) и СевероЗападном (14,5 %) федеральных округах. Согласно данным АСАО, 26,4 % иностранных граждан,
прибывших на территорию РФ с целью работы или с частным визитом, превысили сроки своего законного пребывания на территории России.
В 2017 г. территориальными органами МВД России на региональном уровне приняты и рассмотрены ходатайства о признании беженцем, а также заявления о предоставлении временного убежища на территории РФ, поступившие от 14,1 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся выходцами из 48 государств. За указанный период территориальными органами МВД России приняты и рассмотрены ходатайства о признании беженцем от 619 иностранных граждан. На первом месте — граждане Сирии (около 30 % от общего количества обратившихся), на втором — Украины (23 %), на третьем — Афганистана (18 %). Беженцами признаны 33 иностранных гражданина. Доля лиц, признанных беженцами, от общего числа обратившихся с соответствующими ходатайствами в отчетном периоде, составила порядка 5,3 %. По состоянию на 1 января 2018 г. в территориальных органах МВД России на учете состояло 592 беженца.
В течение 2017 г. территориальными органами МВД России приняты и рассмотрены заявления о предоставлении временного убежища 13,5 тыс. иностранных граждан. Среди них большинство — граждане Украины (80 %), Сирии (около 5 %) и Афганистана (около 3 %). Временное убежище предоставлено 10,4 тыс. иностранных граждан, подавляющее большинство из которых составляют граждане Украины (84 %), Сирии (3 %), Афганистана (1 %). Доля лиц, получивших временное убежище, от общего числа обратившихся с заявлениями в отчетном периоде составила около 77,2 %. По состоянию на 1 января 2018 г. на учете в территориальных органах МВД России состояло 125,4 тыс. лиц, получивших временное убежище на территории России. Стоит отметить, что в 2017 г. количество рассмотренных ходатайств и заявлений по сравнению с уровнем 2016 г. уменьшилось. Такая динамика обусловлена прекращением массового прибытия на территорию РФ граждан Украины и обращением их за убежищем.
В области международного сотрудничества по вопросам внешней трудовой миграции 5 апреля 2017 г. подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории РФ [6]. Ратифицирован Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан
Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации» [1].
На рассмотрение зарубежным партнерам направлен проект межправительственного соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории РФ [9].
Кроме того, МВД России проводится работа над следующими проектами соглашений в сфере внешней трудовой миграции:
• между Правительством РФ и Правительством Республики Сербия о временном трудоустройстве и трудовой деятельности граждан РФ в Республике Сербия и граждан Республики Сербия в РФ;
• между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об организованном наборе граждан Социалистической Республики Вьетнам для осуществления трудовой деятельности на территории РФ;
• между Республикой Колумбией и РФ о трудовой деятельности студентов во время каникул;
• между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства;
• между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в сфере трудовой миграции;
• между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве в сфере трудовой миграции;
• между Правительством РФ и Правительством Республики Индии о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства.
Также ведется работа над проектами Меморандума о взаимопонимании между Правительством РФ и Правительством Народной Республики Бангладеш в области временного трудоустройства граждан обеих стран на территории друг друга и Меморандума о сотрудничестве между МВД РФ и Министерством безопасности Боснии и Герцеговины в сфере внешней трудовой деятельности.
Проводится работа по проекту Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 31 августа 2007 г. [5], поступившему от зарубежных партнеров.
Учитывая, что основную долю миграционных потоков в РФ составляют выходцы из государств — участников СНГ, особое внимание уделяется сотрудничеству с указанными странами.
В 2017 г. состоялись основные мероприятия многостороннего взаимодействия на пространстве СНГ:
1. Совет руководителей миграционных органов государств — участников СНГ (24 мая 2017 г., г. Душанбе, Республика Таджикистан, 29 ноября 2017 г., Московская область, далее — СРМО);
2. Международная конференция по противодействию незаконной миграции (23 мая 2017 г., г. Душанбе, Республика Таджикистан);
3. Координационный совет руководителей компетентных органов государств — членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (31 марта 2017 г., г. Москва, далее — КСБНМ);
4. Совместная комиссия государств — участников Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г. (28 ноября 2017 г., Московская область) [7].
В рамках указанных международных площадок рассматривались ключевые вопросы сотрудничества со странами СНГ: противодействие незаконной миграции, стимулирование трудовой миграции, работа с беженцами, информационное взаимодействие.
Одним из основных вопросов повестки дня СРМО является создание Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих с территории государств — участников СНГ.
План создания опытного участка Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств — участников СНГ утвержден 21 июня 2017 г.
Отдельно стоит отметить работу на белорусском направлении.
Министерства внутренних дел России и Республики Беларусь совместно с заинтересованными государственными органами РФ и Республики Беларусь работают над созданием единого миграционного пространства по различным направлениям: заключение международных договоров в сфере миграции, взаимные консультации сторон, проведение оперативно-профилактических и специальных мероприятий по выявлению граждан третьих государств, незаконно находящихся на территориях России и Беларуси, встречи представителей компетентных органов, взаимодействие информационных ресурсов Беларуси и России, а также подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров компетентных органов.
Консолидирующим органом в вопросах совершенствования миграционной политики является Межгосударственная межведомственная рабочая группа (далее — ММРГ)по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики, заседание которой состоялось 6 апреля 2017 г. в г. Гродно (Республика Беларусь). Успешно реализуется План мероприятий по формированию единого миграционного пространства на территориях государств — участников Договора о создании Союзного государства на 2017—2020 г., одобренный в ходе ММРГ [3]. Создана рабочая группа по реализации Плана, состоялось 4 заседания.
Активизирована работа на киргизском и узбекистанском направлениях в сфере миграции. На регулярной основе проводятся экспертные встречи с представителями Государственной службы миграции при Правительстве Киргизской Республики для обсуждения аспектов пребывания граждан Киргизской Республики на территории РФ (в 2017 г. состоялось 4 встречи).
В период 13-14 марта 2017 г. состоялось 6-е заседание Совместной российско-узбекистанской рабочей группы по решению проблемных вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Узбекистан в России.
В мае 2017 г. состоялась встреча глав делегаций Министерств внутренних дел РФ и Узбекистана (г. Ташкент). На данном мероприятии обсуждались вопросы наращивания двустороннего полицейского сотрудничества, в том числе в сфере миграции. По итогам встречи Стороны договорились о создании рабочей группы по обсуждению актуальных вопросов двустороннего сотрудничества, состоялось 2 заседания данной рабочей группы (июль 2017 г., г. Ташкент, октябрь 2017 г., г. Москва).
Кроме того, продолжена работа с европейскими партнерами. В первую очередь стоит отметить заседание Совместного комитета по реадмиссии. Также 3 октября 2017 г. проведен российско-финляндский семинар в сфере миграции. В 2017 г. состоялись двусторонние встречи с представителями Финляндской Республикой, Федеративной Республикой Германия, Австрией.
Под эгидой МВД России проведено двенадцатое заседание Объединенной российско-латвийской рабочей группы по вопросам борьбы с незаконной миграцией. Состоялись стажировки, как на территории РФ, так и на территории Латвийской Республики в рамках указанной рабочей группы.
Продолжается работа над проектами международных договоров о реадмиссии с государствами — участниками СНГ: Азербайджаном, Молдовой,
Туркменистаном, а также с государствами Азиатско-Тихоокеанского и Ближневосточного регионов и Северной Африки — Филиппинами, Шри-Ланкой, Афганистаном, Сирией, Египтом, Ираном.
Министерство внутренних дел России разработало типовой проект соглашения, предусматривающий информационный обмен в области миграции с компетентными ведомствами иностранных государств в сфере миграции.
Переговорный процесс по заключению межправительственных соглашений о сотрудничестве в области миграции после прохождения внутриведомственного и межведомственного согласования предполагается вести с Азербайджаном, Молдовой, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном, а также Аргентиной, так как указанные страны уже высказали свою заинтересованность.
Верховным комиссаром ООН по делам беженцев Ф. Гранди по итогам доклада была дана высокая оценка деятельности РФ в деле регулирования миграционных процессов, а также в части выполнения в полном объеме гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов.
Планируется продолжить работу на азиатском направлении: запланировано проведение очередных заседаний рабочих групп по незаконной и трудовой миграции с КНР, КНДР на территории РФ и Социалистической Республикой Вьетнам на территории зарубежных партнеров.
На территории зарубежных партнеров запланировано заседание Совместной комиссии государств — участников Соглашения о сотрудничестве
государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, а также очередные заседания Совместного комитета по реадмиссии (РФ) и Диалога «Россия — Европейский союз» по миграции (г. Брюссель, Королевство Бельгия) [7; 13].
Авторы этой статьи ранее неоднократно отмечали необходимость совершенствования процесса управления миграционными процессами в современной России [12]. Так, И. В. Герасимовой определена концептуальная основа регулирования миграционных процессов в РФ [11]. В исследовании И. В. Герасимовой говорится о возможном участии институтов гражданского общества при управлении миграционными процессами, а также приводится качественная составляющая, позволяющая направлять миграционные потоки регионы РФ с учетом их социально-экономического развития. В. А. Во-лох отмечает, что для реализации потенциала миграции в конкретном историческом контексте принципиально важным является претворение в жизнь новой государственной миграционной политики и эффективное управление миграционными процессами в РФ в современных условиях [10].
Таким образом, анализ миграционной ситуации в Российской Федерации показывает, что для эффективного управления миграционными процессами в России, необходимо задействовать не только федеральный уровень государственный власти, а также региональный уровень и органы местного самоуправления с привлечением институтов гражданского общества.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 05.12.2017 № Збб-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 21.01.2019).
2. Указ Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ cons/ (дата обращения: 14.01.2019).
3. Постановление Совета Министров Союзного государства Беларуси и России от 16.06.2017 г. № 21 «О Плане мероприятий по формированию единого
References
1. Federal'nyi zakon ot 05.12.2017 № 366-FZ "O ratifikatsii Soglasheniya mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Uzbekistan ob organizovannom nabore i privlechenii grazhdan Respubliki Uzbekistan dlya osushchestvleniya vremennoi trudovoi deyatel'nosti na ter-ritorii Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law dated 5 December 2017 No 366-FZ "On the ratification of the Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Uzbekistan on the organized recruitment and involvement of citizens of the Republic of Uzbekistan for the implementation of temporary employment in the Russian Federation"]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www.consultant.ru/ cons/ (accessed 21.01.2019).
2. Ukaz Prezidenta RF ot 31.10.2018 № 622 "O Kontseptsii gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na 2019—2025 gody" [ The concept of the state migration policy of the Russian Federation for 2019—2025, approved by decree ofthe president of the Russian Federation dated 31 October 2018
миграционного пространства на территориях государств — участников Договора о создании Союзного государства на 2017—2020 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ cons/ (дата обращения: 21.01.2019).
4. Соглашение между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2010 г. № 2024-р) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ cons/ (дата обращения: 21.01.2019).
5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНДР о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 31.08.2007 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 21.01.2019).
6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории РФ (распоряжение Правительства РФ от 03.04.2017 г. № 608-р) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 21.01.2019).
7. Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 06.03.1998 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 21.01.2019).
8. Бурда, М. А. Миграционная политика России на Дальнем Востоке: миграционные процессы и китайский аспект / М. А. Бурда, И. В. Герасимова // Politbook. 2018. № 4. С. 39-52.
9. Волох, В. А. Мировые цивилизации: новые формы управления процессами международной трудовой миграции // Либерально-демократические ценности. 2018. Т. 2, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://liberal-journal.ru/PDF/03PLLD218.pdf (дата обращения: 21.01.2019).
10. Волох, В. А. Новая Россия: политика и управление миграционными процессами: монография. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2015. 192 с.
11. Герасимова, И. В. Влияние миграционных процессов на регулирование социально-трудовых отношений: монография. М.: ГУУ, 2014. 188 с.
12. Герасимова, И. В. Разработка документов стратегического планирования, на примере государственных программ Российской Федерации / Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Миграция и межнациональные отношения в современной России». М.: Литера, 2018. С. 105-123.
13. Ведомственная статистическая отчетность МВД России Информация получена из внутренних информационно-аналитических источников ведомства.
14. Ведомственная статистическая отчетность ФМС России Информация получена из внутренних информационно-аналитических источников ведомства.
No 622]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Kon-sul'tantPlyus" http://www.consultant.ru/cons/ (accessed: 14.01.2019).
3. Postanovlenie Soveta ministrov Soyuznogo gosudarstva Be-larusi i Rossii ot 16.06.2017 № 21 "O Plane meropriyatii po formirovaniyu edinogo migratsionnogo prostranstva na territoriyakh gosudarstv — uchastnikov Dogovora o sozdanii Soyuznogo gosudarstva na 2017—2020 gody" [Resolution of the Council ofMinisters of the Union State of Belarus and Russia dated 16 June 2017 No 21 "On the plan of measures for the formation of a unified migration space in the territories of the states parties to the treaty establishing the Union State for 2017—2020"]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www.consul-tant.ru/cons/ (accessed 21.01.2019).
4. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Respubliki Belorussiya, Pravitel'stvom Respubliki Kazakhstan i Pravitel'stvom RF o pravovom statuse trudyashchikhsya-migrantov i chle-nov ikh semei (rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2010 № 2024-r) [Agreement between the Government of the Republic of Belarus, the Government of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Russian Federation on the legal status of migrant workers and members of their families (decree of the Government of the Russian Federation dated 17 November 2010No 2024-r)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www.consultant.ru/ cons/ (accessed 21.01.2019).
5. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom KNDR o vremennoi trudovoi deyatel'nosti grazhdan odnogo gosudarstva na territorii drugogo gosudarstva ot 31.08.2007 [Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Democratic People's Republic of Korea on the temporary labor activity of citizens of one state in the territory of another state dated 31 August 2007]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http:// www.consultant.ru/cons/ (accessed 21.01.2019).
6. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom Respubliki Uzbekistan ob organizovannom nabore i priv-lechenii grazhdan Respubliki Uzbekistan dlya osushchest-vleniya vremennoi trudovoi deyatel'nosti na territorii RF (rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 03.04.2017 № 608 r) [Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Uzbekistan on organized recruitment and involvement of citizens of the Republic of Uzbekistan for temporary employment in the territory of the Russian Federation (decree of the Government of the Russian Federation dated3April2017No 608-p)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www. consultant.ru/cons/ (accessed 21.01.2019).
7. Soglasheniya o sotrudnichestve gosudarstv — uchastnikov SNG v bor'be s nezakonnoi migratsiei ot 06.03.1998 [Agreement on cooperation of the CIS member states in combating illegal migration dated 6 March 1998]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www. consultant.ru/cons/ (accessed 21.01.2019).
8. Burda M. A., Gerasimova I. V. Migratsionnaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke: migratsionnye protsessy i ki-taiskii aspekt. Politbook, 2018, I. 4, pp. 39-52.
9. Volokh V. A. Mirovye tsivilizatsii: novye formy upravleniya protsessami mezhdunarodnoi trudovoi migratsii. Liber-al'no-demokraticheskie tsennosti [Journal of liberal democratic values], 2018, V. 2, I. 2. Available at: https://liber-al-journal.ru/PDF/03PLLD218.pdf (accessed 21.01.2019).
10. Volokh V. A. Novaya Rossiya: politika i upravlenie migrat-sionnymi protsessami: monografiya [New Russia: policies
15. Данные выборочного обследования домохозяйств об использовании труда мигрантов в 2014 г., проведенного Росстатом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/imigr/index. html (дата обращения: 14.01.2019).
16. Данные прогноза долгосрочного социально — экономического развития РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 14.01.2019).
17. Статистический сборник «Труд и занятость в России. 2015». М. 2015, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/imigr/index. html (дата обращения: 14.01.2019).
and management of migration processes: monograph]. Samara: Izdatel'skii dom "Bakhrakh-M", 2015. 192 p.
11. Gerasimova I. V. Vliyanie migratsionnykh protsessov na reg-ulirovanie sotsial'no-trudovykh otnoshenii: monografiya [Influence of migration processes on the regulation of social and labor relations: monograph]. M.: GUU, 2014. 188 p.
12. Gerasimova I. V. Razrabotka dokumentov strategicheskogo planirovaniya, na primere gosudarstvennykh programm Rossiiskoi Federatsii [Development of strategic planning documents, on the example of state programs of the Russian Federation]. Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii «Migratsiya i mezhnatsion-al'nye otnosheniya v sovremennoi Rossii» [Collection of materials of the International scientific-practical conference "Migration andinterethnic relations in modern Russia"]. Moscow: Litera, 2018, pp. 105-123.
13. Vedomstvennaya statisticheskaya otchetnost' MVD Rossii [Departmental statistical reporting of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Informatsiya poluchena iz vnutrennikh informatsionno-analiticheskikh istochnikov vedomstva [Information has been obtained from internal information and analytical sources department].
14. Vedomstvennaya statisticheskaya otchetnost' FMS Rossii [Departmental statistical reporting of the FMS of Russia]. Informatsiya poluchena iz vnutrennikh informatsionno-anal-iticheskikh istochnikov vedomstva [Information has been obtained from internal information and analytical sources department].
15. Dannye vyborochnogo obsledovaniya domokhozyaistv ob ispol'zovanii truda migrantov v 2014 g., provedennogo Rosstatom [ The data of a sample household survey on the use of labor of migrants in 2014, conducted by Rosstat]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/imigr/index.html (accessed 14.01.2019).
16. Dannye prognoza dolgosrochnogo sotsial'no — ekonomi-cheskogo razvitiya RF na period do 2030 g. [Data of the forecast of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2030]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/ prognoz/doc20130325_06 (accessed 14.01.2019).
17. Statisticheskii sbornik "Trud i zanyatost' v Rossii. 2015" [Statistical compilation "Labor and employment in Russia. 2015"]. Moscow, 2015 Available at: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/imigr/index.html (accessed 14.01.2019).