Научная статья на тему 'Противодействие незаконной миграции как мера профилактики преступности и виктимности мигрантов в России и зарубежных странах'

Противодействие незаконной миграции как мера профилактики преступности и виктимности мигрантов в России и зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
699
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ВИКТИМНОСТЬ МИГРАНТОВ / ПРОФИЛАКТИКА / INTERNATIONAL MIGRATION / ILLEGAL MIGRATION / MIGRATION CRIME / VICTIMIZATION OF MIGRANTS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко Вероника Валерьевна

В статье рассматриваются причины, последствия и криминологические угрозы незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства, динамика миграционной преступности в России, анализируются меры противодействия незаконной миграции, а также профилактики преступности мигрантов и их виктимности в Российской Федерации и зарубежных странах.The article discusses the causes, consequences and criminological threats of illegal migration of foreign citizens and stateless persons, the dynamics of migration crime in Russia, analyzes measures to combat illegal migration, as well as prevention of migrant crime and victimization in the Russian Federation and foreign countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие незаконной миграции как мера профилактики преступности и виктимности мигрантов в России и зарубежных странах»

УДК 343.988

Противодействие незаконной миграции как мера профилактики преступности и виктимности мигрантов

в России и зарубежных странах

Коваленко Вероника Валерьевна,

Уральский юридический институт МВД России

e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются причины, последствия и криминологические угрозы незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства, динамика миграционной преступности в России, анализируются меры противодействия незаконной миграции, а также профилактики преступности мигрантов и их виктимности в Российской Федерации и зарубежных странах.

Ключевые слова: международная миграция; незаконная миграция; миграционная преступность; виктим-ность мигрантов; профилактика.

Counteraction of unlawful migration as a measure of prevention of crime and victimity of migrants in Russia and foreign countries

Kovalenko Veronika Valerievna,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

The article discusses the causes, consequences and criminological threats of illegal migration of foreign citizens and stateless persons, the dynamics of migration crime in Russia, analyzes measures to combat illegal migration, as well as prevention of migrant crime and victimization in the Russian Federation and foreign countries.

Key words: international migration; illegal migration; migration crime; victimization of migrants; prevention.

Международная миграция - явление объективное, социально обусловленное, имеющее как внутренние, так и внешние мотивы. Зачастую выезд из страны постоянного проживания обусловлен отсутствием безопасности, нестабильностью в стране исхода. Экономические и политические аспекты оказывают существенное влияние на динамику международных миграционных потоков. В силу менталитета коренного населения и социально-экономических особенностей стран, в которые массово прибывают мигранты, отношение к ним в мире неоднозначно.

Большинство мигрантов въезжают в страну пребывания законно, но порой после окончания разрешенного срока пребывания некоторые из них предпочитают не выезжать, «затеряться». При этом нелегалы имеют средства к существованию и некоторую финансовую стабильность. В США, например, считается, что такие мигранты опасности для общества и государства не представляют, поэтому после уплаты налога на зарплату (payrolltaxes) незаконному мигранту становятся доступны около половины социальных пособий и последующая легализация1.

1 См.: Миграция и преступность: сравнительно-правовой анализ: монография / И. С. Власов, Н. А. Голованова,

Вместе с тем существует реальная угроза прибытия на территорию стран (зачастую путем незаконного пересечения государственной границы, использования поддельных или чужих документов) лиц, скрывающихся от правосудия в стране исхода, вербовщиков, террористов и т. п.

Проблема незаконной миграции остро стоит в большинстве развитых стран мира. Россия, Западная Европа, Северная Америка, столь привлекательные для мигрантов, не владеют точными данными о масштабах незаконной миграции, т. к. эти показатели основаны на официальной статистике, в которой «скрытые популяции» не находят отражения. Поэтому, например, в России количество нелегальных мигрантов, по оценкам специалистов, варьируется от 1,5 до 15 млн человек2.

В. Ю. Артемов и др.; отв. ред. И. С. Власов, Н. А. Голованова. М., 2013. С. 14.

2 См.: Вакуленко Е. С., Цимайло В. В. Учет нелегальной миграции населения: методы и оценки // Миграция в России, 2000-2012: хрестоматия: в 3 т. / Рос. совет по международным делам; гл. ред. И. С. Иванов; сост. Н. В. Мкртчян, Е. В. Тюрюканова. Т. 1. Ч. 1: Миграционные процессы и актуальные вопросы миграции. М., 2013; Егорова Е. Ю. Нелегальная

Незаконные мигранты социально не защищены, не имеют официальных доходов, доступа к медицинскому обслуживанию, что вынуждает часть из них искать средства к существованию в сфере теневой экономики либо добывать их преступным путем. Незаконные трудовые мигранты не ограждены от вовлечения в преступную среду. Виктимность незаконных мигрантов провоцирует совершение правонарушений и преступлений в отношении них. Немало мошенников зарабатывают на обещаниях легализовать или трудоустроить мигрантов. Нелегалы, не имея четкого правового статуса, стремясь избежать контактов с правоохранительными органами, оказываются в положении маргиналов и становятся жертвами насилия и вымогательства или сами встают на путь совершения преступлений.

По итогам 2018 года, в России удельный вес преступлений, совершенных иностранными гражданами, составил 3,5 %1, а удельный вес преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, - 0,8 %. Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что удельный вес миграционной преступности за последние 5 лет постепенно снижается, что соотносится с общими показателями состояния преступности в Российской Федерации. Однако показатели количества преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, при отмеченном снижении общего уровня преступности2 имеют тенденцию к росту3.

Национальное законодательство зарубежных стран, регулирующее вопросы ответственности за правонарушения в миграционной сфере, демонстрирует довольно высокую степень единообразия. Специалисты в области сравнительного правоведения отмечают, что общими для разных стран категориями противоправных деяний в области миграции являются следующие: нарушение порядка пересечения государственной границы; незаконный провоз лиц через государственную границу; нарушение порядка пребывания на территории страны; нарушение порядка использования иностранной рабочей силы; использование поддельных документов4.

США, Канада, Австралия, Новая Зеландия отличаются либеральным подходом к иммиграции. Полити-

миграция в России [Электронный ресурс]. URL: http://www. russiancouncil.ru (дата обращения: 15 февраля 2020 г.).

1 Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2018 года и ожидаемые тенденции ее развития: аналит. обзор. М., 2019. С. 8.

2 Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.crimestat.ru (дата обращения: 15 февраля 2020 г.).

3 Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2018 года... С. 4.

4 См.: Обидин В. С., Орешина Н. И. Административно-правовое регулирование противодействия незаконной миграции в зарубежных странах: науч.-аналит. обзор. М., 2013.

С. 8.

ка «открытых дверей» сознательно поддерживалась в этих странах классической иммиграции, так как трудовая иммиграция экономически выгодна. В настоящее время миграционная политика в США, Канаде, Австралии базируется на системе квотирования численности мигрантов. Иммиграционное законодательство данных стран нацелено, с одной стороны, на повышение эффективности иммиграции (система преференций, балльная система отбора) и на содействие быстрой интеграции иммигрантов в принимающее общество, с другой - на принятие специальных мер для предупреждения проникновения в страну преступников и террористов (усовершенствование пограничного контроля, структурная перестройка служб, уполномоченных в сфере иммиграции).

В странах Западной Европы международная миграция развивалась в основном в форме временной трудовой миграции. В последние годы в большинстве стран Европы наложен запрет на импорт неквалифицированной рабочей силы. Основные направления иммиграционной политики - противодействие незаконной миграции и нелегальной занятости с одновременной либерализацией въезда высококвалифицированных специалистов.

Универсального средства противодействия незаконной миграции нет5. Вместе с тем в целом меры противодействия незаконной миграции и, как следствие, профилактики преступности мигрантов и их виктимности можно разделить на следующие группы.

1. Укрепление государственных границ, в том числе с применением современных высоких технологий, а также проведение соответствующей визовой политики, в том числе:

усиление пограничного контроля с привлечением современных технологий сканирования документов, биометрической идентификации личности (дактилоскопическая информация, сканирование сетчатки глаз, создание интегральных информационных баз данных учёта въезда-выезда иностранных граждан и др.);

введение или ужесточение визового режима применительно к государствам возможного исхода нелегальных мигрантов;

размещение сотрудников иммиграционного контроля в непосредственной близости от пунктов пограничного контроля (в аэропортах и морских портах).

2. Международное сотрудничество в области противодействия незаконной миграции, основными направлениями которого являются:

заключение международных соглашений по охране государственных границ, сотрудничеству в сфере борьбы с организованной преступностью, реадмис-сии и т. п.;

5 См.: Тихонова Л. Е. Нелегальная миграция: мировой опыт и его применение в Республике Беларусь // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал [Электронный ресурс]. URL: http://eee-region.ru (дата обращения: 15 февраля 2020 г.).

сотрудничество со странами исхода мигрантов в части информационного обмена, мониторинга миграционной ситуации и миграционных рисков, принятия мер по правовому просвещению, обучению языку, интеграции мигрантов в принимающее общество, взаимодействие с агентствами по рекрутменту трудовых мигрантов, в том числе подбор высококвалифицированных и квалифицированных специалистов непосредственно в стране исхода, и т. п.

3. Ужесточение контроля за пребыванием (проживанием) иностранных граждан и санкций в отношении организаторов незаконной миграции, в том числе:

государственный контроль за пребыванием (проживанием) иностранных граждан и трудовой миграцией, применение адекватных административных, уголовных и гражданско-правовых санкций к посредникам, недобросовестным работодателям, принимающей стороне и самим незаконным мигрантам;

повышение степеней защиты документов, выдаваемых мигрантам внутри страны, с целью защиты от подделки или подлога;

тщательная проверка предоставляемых иностранными гражданами сведений и документов с целью предупреждения легализации мигрантов путем заключения фиктивных браков или использования не своих документов.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что миграционный учет в Российской Федерации имеет уведомительный характер, а уголовная политика ориентирована на гуманизацию и декриминализацию, развитие уголовно-правовых норм, направленных на противодействие незаконной миграции, идёт по пути ужесточения наказания, увеличения длительности его воздействия на осужденного и исключения альтернативы (например, ст. 322.1 Уголовного кодекса РФ в редакции от 28 декабря 2004 г., 27 декабря 2009 г., 7 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 6 июля 2016 г., 4 ноября 2019 г.).

В соответствии с Протоколом к Конвенции ООН от 15 ноября 2000 г.1 все больше государств принимают жёсткие меры по противодействию организации незаконной миграции и взаимосвязанным с ней торговле и эксплуатации людей. Составы этих правонарушений большинством стран включены в уголовные законы. За организацию незаконной миграции применяются строгие меры наказания. Например, в Великобритании предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 14 лет, в Канаде - вплоть до пожизненного заключения.

4. Высылка незаконных мигрантов и программы регуляризации. Депортация, административное выдворение являются наиболее результативными мера-

1 Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности: принят в г. Нью-Йорке Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3883.

ми противодействия незаконной миграции. Однако угроза высылки заставляет нелегалов скрываться, из-за чего они попадают в большую зависимость от работодателей или контрабандистов. При этом высылку из страны сложно реализовывать в массовом масштабе, это процесс индивидуальный, трудозатратный и достаточно дорогостоящий.

С точки зрения перспектив развития отечественного уголовного и административного законодательства особый интерес представляет опыт зарубежных стран по возмещению убытков государства по удалению незаконных мигрантов с территории страны за счет средств тех лиц, которые обеспечили им въезд либо содействовали этому.

В качестве меры противодействия незаконной миграции в таких странах, как Бельгия, Греция, Испания, Италия, Португалия, США, Франция, принята процедура регуляризации положения мигрантов (амнистии). Данная мера позволяет оценить масштабы незаконной миграции, вывести нелегалов «из тени» и является своеобразной мерой профилактики преступности и совершения правонарушений со стороны мигрантов и в отношении них. В странах Западной Европы и США программы регуляризации пользуются достаточно широкой поддержкой населения, считается, что амнистия для пребывающих в стране уже достаточно длительное время мигрантов снижает угрозы незаконной миграции.

Однако Австралия, Канада, Германия, Дания, Норвегия, Япония выступают категорически против регуляризации, считая ее основанием для последующего увеличения численности незаконных мигрантов. Кроме того, программы легализации нарушают принцип справедливости и отчасти законности, подрывая основы законодательной системы.

Конечно, в связи со спецификой миграционных процессов в Российской Федерации зарубежный опыт требует критического осмысления. Миграционная привлекательность России распространяется преимущественно на граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (более 80 % въехавших)2, стран с безвизовым порядком въезда, граждане многих из которых имеют определенные преференции на территории Российской Федерации.

Представляется, что со стороны правоохранительных органов наиболее действенной превентивной мерой в сфере профилактики преступности и виктимности мигрантов является противодействие незаконной миграции, в т. ч. выявление и пресечение уголовных и административных правонарушений в сфере миграции, принятие мер по адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество посредством правового информирования как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и их принимающей стороны и работодателей.

2 Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2019 года с распределением по странам и регионам [Электронный ресурс]. 1Ж1.: http://www.мвд.рф (дата обращения: 15 февраля 2020 г.).

Библиографический список

1. Вакуленко E. С. Учет нелегальной миграции населения: методы и оценки / E. С. Вакуленко, В. В. Ци-майло // Миграция в России, 2000-2012: хрестоматия: в 3 т. / Рос. совет по международ. делам; гл. ред. И. С. Иванов; сост. Н. В. Мкртчян, E. В. Тюрюканова. - Т. 1. -Ч. 1: Миграционные процессы и актуальные вопросы миграции. - Москва, 2013. - 878 с.

2. Eгорова E. Ю. Нелегальная миграция в России [Электронный ресурс] / E. Ю. Eгорова. - URL: http:// www.russiancouncil.ru (дата обращения: 1S февраля 2020 г.).

3. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2018 года и ожидаемые тенденции ее развития: аналитический обзор. -Москва: ВНИИ МВД России, 2019. - 42 с.

4. Миграция и преступность: сравнительно-правовой анализ: монография / И. С. Власов, Н. А. Голованова, В. Ю. Артемов и др.; отв. ред. И. С. Власов, Н. А. Голованова. - Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юрид. фирма «Контракт», 2013. - 496 с.

5. Обидин В. С. Административно-правовое регулирование противодействия незаконной миграции в зарубежных странах: науч.-аналит. обзор / В. С. Обидин, Н. И. Орешина. - Москва: АУ МВД РФ, 2013. - 84 с.

6. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2019 года с распределением по странам и регионам [Электронный ресурс]. - URL: http://www. мвд.рф.

7. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.crimestat.ru (дата обращения: 1S февраля 2020 г.).

8. Тихонова Л. E. Нелегальная миграция: мировой опыт и его применение в Республике Беларусь / Л. E. Тихонова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал [Электронный ресурс]. - URL: http://eee-region.ru (дата обращения: 1S февраля 2020 г.).

Bibliograficheskij spisok

1. Vakulenko E. S. Uchet nelegal'noj migracii naseleniya: metody i ocenki / E. S. Vakulenko, V. V. Cima-jlo // Migraciya v Rossii, 2000-2012: hrestomatiya: v 3 t. / Ros. sovet po mezhdunarod. delam; gl. red. I. S. Ivanov; sost. N. V. Mkrtchyan, E. V. Tyuryukanova. - T. 1. - CH. 1: Migracionnye processy i aktual'nye voprosy migracii. -Moskva, 2013. - 878 s.

2. Egorova E. YU. Nelegal'naya migraciya v Rossii [Elektronnyj resurs] / E. YU. Egorova. - URL: http://www. russiancouncil.ru (data obrashcheniya: 15 fevralya 2020 g.).

3. Kompleksnyj analiz sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii po itogam 2018 goda i ozhidaemye tendencii ee razvitiya: analiticheskij obzor. - Moskva: VNII MVD Rossii, 2019. - 42 s.

4. Migraciya i prestupnost': sravnitel'no-pravovoj analiz: monografiya / I. S. Vlasov, N. A. Golovanova,

V. YU. Artemov i dr.; otv. red. I. S. Vlasov, N. A. Golovanova. - Moskva: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF; YUrid. firma «Kontrakt», 2013. - 496 s.

5. Obidin V. S. Administrativno-pravovoe regulirovanie protivodejstviya nezakonnoj migracii v zarubezhnyh stranah: nauch.-analit. obzor / V. S. Obidin, N. I. Oreshi-na. - Moskva: AU MVD RF, 2013. - 84 s.

6. Otdel'nye pokazateli migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za yanvar' - dekabr' 2019 goda s raspredeleniem po stranam i regionam [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www. mvd.rf.

7. Portal pravovoj statistiki General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.crimestat.ru (data obrashcheniya: 15 fevralya 2020 g.).

8. Tihonova L. E. Nelegal'naya migraciya: mirovoj opyt i ego primenenie v Respublike Belarus' / L. E. Tihonova // Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyj nauchnyj zhurnal [Elektronnyj resurs]. - URL: http://eee-region.ru (data obrashcheniya: 15 fevralya 2020 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.