УДК 342.9 № 4 (15) / 2017, с. 11-14
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виктория Константиновна Черноус
Администрация города Ростова-на-Дону, Российская Федерация E-mail: drogacheva@mail.ru
В статье раскрываются понятия: мигрант, незаконный мигрант. Выявлены проблемы в сфере миграции, которые влекут за собой угрозу национальной безопасности Российской Федерации. На основании проведенного исследования внесены предложения о совершенствовании российского законодательства и укрепления международного сотрудничества в рамках борьбы с незаконной миграцией.
Ключевые слова: мигрант, незаконный мигрант, незаконная миграция, национальная безопасность.
ILLEGAL MIGRATION AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Victoria Chernous
Administration of the city of Rostov-na-Donu, Russian Federation
E-mail: drogacheva@mail.ru
The article reveals the concepts: a migrant, an illegal migrant. Problems in the sphere of migration are identified, which entail a threat to the national security of the Russian Federation. Based on the study, proposals were made to improve Russian legislation and strengthen international cooperation in the fight
against illegal migration.
Keywords: migrant, illegal migrant, illegal migration, national security.
Проблема обеспечения безопасности для Российской Федерации во все времена актуальна и значима. В настоящее время возрастающей угрозой национальной безопасности стала незаконная миграция. Данное явление нередко порождает такие проблемы, как: развитие теневой экономики, национальные конфликты, вооруженные нападения, террористические акты. В связи с этим обеспечение национальной безопасности страны в части борьбы с незаконной миграцией выступает важным направлением государственной политики.
Для осмысления и раскрытия категории незаконная миграция необходимо в первую очередь обратиться к понятию «незаконный мигрант». Известно, что превалирующей основой для характеристики правового статуса мигранта выступают нормы национального законодательства. В настоящее время правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регламентируется нормами Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц
без гражданства в Российской Федерации», от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также иных федеральных законов и международных договоров Российской Федерации. Одновременно с этим легальное определение таких терминов, как «мигрант» и «незаконный мигрант» в российском законодательстве отсутствует. Такое положение дел позволяет сделать вывод о том, что правовая регламентация административно-правового статуса мигранта в некоторой мере ущербна.
Специалисты предлагают рассматривать понятие «мигрант» как физическое лицо, осуществляющее пространственно-территориальное перемещение за пределы населенного пункта своего постоянного места жительства на срок не менее 24 часов [1, с. 134]. При этом правовой статус мигранта представляет собой сложную юридическую конструкцию, которая отражает связь конкретного лица с обществом, государством, окружающими людьми, определяет права, обязанности мигрантов и особенности их реализации [2, с. 5].
Полагаем, что в качестве «незаконных мигрантов» можно рассматривать исключительно иностранных граждан или лиц без гражданства, прибывших на территорию Российской Федерации из других стран с нарушением либо правил въезда в Россию, либо правил пребывания в стране. Соответственно незаконную миграцию можно охарактеризовать как присутствие на территории Российской Федерации незаконных мигрантов.
Нахождение незаконных мигрантов в стране несет с собой массу угроз безопасности государства. Прежде всего, незаконная миграция как общественно опасное явление в политической сфере выступает непосредственной угрозой геополитическим интересам страны, ее международному статусу. В экономической сфере расширяется масштаб теневой экономики, из финансового оборота страны уходит значительная доля денежных средств. В социальной сфере присутствие незаконных мигрантов влечет рост безработицы, усиление социальной напряженности, ксенофобии. Незаконная миграция в значительной мере влияет на уровень преступности в стране. Возрастает число международных преступлений, связанных с наркобизнесом, торговлей людьми, актами терроризма, вооруженных нападений с национально-этническим подтекстом, возникает межконфессиональная напряженность, которая приобретает насильственный характер.
Борьба с таким опасным социально-правовым явлением, как незаконная миграция, осуществляется по следующим направлениям:
совершенствование и актуализация национального миграционного законодательства;
повышение качества работы правоохранительных органов, органов миграционного контроля;
развитие социального, экономического обеспечения трудовых мигрантов, находящихся в России;
международное сотрудничество по вопросам борьбы с нелегальными мигрантами.
В настоящее время в стране продолжает совершенствоваться комплекс правовых и организационных мер для борьбы с незаконной миграцией. Следует отметить, что важным шагом для развития миграционной политики стало принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Данный правовой акт представляет собой совокупность идей, взглядов и предложений, направленных на совершенствование эффективности регулирования миграцион-
ных процессов и минимизации социальных, правовых, культурных, экономических и политических рисков, связанных с нахождением мигрантов на территории нашей страны1. В Концепции акцентируется внимание на несовершенстве действующей системы миграционного контроля и миграционного законодательства. Нормативные правовые акты не в полной мере содержат положения, которые бы соответствовали экономическим, социальным интересам государства и общества. Эти упущения приводят к отсутствию возможности адаптации и интеграции мигрантов, развитию теневой экономики на рынке труда и негативному отношению граждан к мигрантам в целом.
При этом противодействие незаконной миграции относится к числу главных задач миграционной политики, наравне с осуществлением мер для адаптации мигрантов, совершенствованием правовой базы в этой области, созданием системы иммиграционного контроля в системе миграционного законодательства.
В рамках реализации Концепции государственной миграционной политики был предложен новый проект Федерального закона «Об иммиграционном контроле в Российской Федерации». Данный законопроект содержит общие положения, основные понятия, принципы, права и обязанности органов иммиграционного контроля. Важно, что в проекте содержится расширенный понятийный аппарат, вводится термин «иммиграционный контроль», на органы миграционного контроля возлагаются полномочия по выявлению, пресечению, предварительному расследованию преступлений в сфере незаконной миграции2.
Для совершенствования законодательства в сфере миграции вносились многочисленные предложения о необходимости разработки Миграционного кодекса. На данный момент существуют несколько федеральных законов, регулирующих правовое положение, статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Разработка такого кодекса необходима, на наш взгляд, для закрепления основных миграционных терминов: «мигрант», «незаконный мигрант», «незаконная миграция», - устранения противоречий и пробелов в миграционном законодательстве, закре-
1 Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351. -http://www.consultant.ru
2 Об иммиграционном контроле в Российской Федерации : проект Федерального закона. - http:// regulation.gov.ru
пления правового статуса мигрантов, привлечения их к ответственности за нарушение миграционного законодательства, установления правовых основ таких административных процедур, как регистрация, миграционный учет, получении виз и т. д. Мы считаем, что принятие Миграционного кодекса позволит систематизировать многочисленные нормативные правовые акты, усовершенствовать борьбу с незаконной миграцией.
Механизм противодействия незаконной миграции включает в себя различные процедуры. В числе относительно новых миграционных процедур можно назвать обязательное дактилоскопирование приезжих мигрантов. Данная процедура направлена на улучшение эффективной работы органов внутренних дел путем выявления лиц, скрывающих свои данные, либо пытающихся проникнуть на территорию государства по поддельным или чужим документам, либо ранее совершавших правонарушения в отношении Российской Федерации. Кроме того, процедура дактилоскопирования позволяет создать банк данных иностранных граждан для оперативной работы органов внутренних дел в миграционной сфере. В соответствии с законом обязательной дактилоскопии подлежат: выдворяемые иностранные граждане и лица без гражданства; лица, на которых распространяется действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии; лица, получившие временное убежище на территории России, лица, признанные беженцами, и др.3
Еще одна важная процедура, которая направлена на повышение социализации и адаптации иностранных граждан, - подтверждение владения русским языком, знаний истории России и основ российского законодательства. В результате успешного прохождения данной процедуры выдается соответствующий сертификат. Данное правило обязательно для лиц, которые обращаются за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента4.
Органами внутренних дел проводится множество мероприятий, направленных на противодействие незаконной миграции. Так, в 2016 году во многих городах России была проведена операция «Нелегал». Главными
3 О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» : федер. закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ // Российская газета. - 2016. -12 июля.
4 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Российская газета. - 2002. - 31 июля.
целями оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций стали: выявление лиц, которые находятся незаконно на территории России; пресечение миграционных правонарушений и преступлений; обнаружение экстремистских и террористических группировок. В результате проведенной операции были выявлены многочисленные правонарушения по статьям КоАП РФ 18.9. «Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», 18.10. «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации», 18.15. «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства», возбуждены уголовные дела за организацию незаконной миграции. Операция «Нелегал» проводится уже много лет. Известно, что с 2008 года в ходе проведения данной операции выявлено более 1 миллиона миграционных правонарушений, возбуждено более 400 уголовных дел. На данный момент операция «Нелегал» признана постоянно действующей региональной операций. Следует согласиться с авторами, которые считают данный метод весьма эффективным при выявлении правонарушителей в сфере миграции и в целом улучшающим миграционную обстановку в стране [3].
Борьба с незаконной миграцией является проблемой многих государств. В связи с этим видится необходимость развития международного сотрудничества в вопросах борьбы с нелегальной миграцией. В марте 2017 г. в Москве состоялось XX заседание Координационного совета руководителей компетентных органов государств - членов Организации Договора коллективной безопасности по вопросам борьбы с незаконной миграцией. На заседании было предложено подготовить Соглашение между государствами - членами Организации Договора коллективной безопасности о совместной работе по борьбе с незаконной миграцией и внести его на рассмотрение уставных органов.
Анализ правовых аспектов незаконной миграции и правоприменительной практики по предотвращению данного явления позволяет нам сделать некоторые выводы.
Мы считаем, что необходимо в рамках принятой Концепции государственной миграционной политики усовершенствовать миграционное законодательство путем принятия Миграционного кодекса и Федерального закона «Об иммиграционном контроле в Рос-
сийской Федерации». Данные правовые акты позволят объединить, расширить и дополнить существующее миграционное законодательство.
Необходимо также совместными усилиями с другими странами повышать эффективность борьбы с незаконными мигрантами. Для такой работы важно иметь в каждом государстве комплексные скоординированные системы сбора, обработки и обмена
информацией по незаконным мигрантам. Создание международно-информационной базы в сфере борьбы с незаконной миграцией позволит планировать и проводить профилактические мероприятия и специальные операции по противодействию незаконной миграции, проводить процедуры установления лиц, которые разыскиваются за совершенные миграционные правонарушения и преступления.
Список литературы
1. Евтушенко В. И. Миграция: критерии понятия / В. И. Евтушенко // Актуальные проблемы российского права. - 2011. - № 4 (21). - С. 134
2. Лупенко И. Ю. Понятие и элементы специального правового статуса мигрантов / И. Ю. Лупенко // Миграционное право. - 2013. - № 4. - С. 5
3. Шмалий О. В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты) : дис. ... д-ра юрид. наук / О. В. Шмалий. - Ростов-н/Д, 2011.
References
1. Evtushenko V. I. Migraciya: kriterii ponyatiya / V. I. Evtushenko // Aktualnye problemy rossiyskogo prava. - 2011. - № 4 (21). - S. 134
2. Lupenko I. Yu. Ponyatie i elementy specialnogo pravovogo statusa migrantov / I. Yu. Lupenko // Migracionnoe pravo. - 2013. - № 4. - S. 5
3. Shmaliy O. V. Pravovoe obespechenie effektivnosti ispolnitelnoy vlasti (teoretiko-metodologicheskie aspekty) : dis. ... d-ra yurid. nauk / O. V. Shmaliy. - Rostov-n/D, 2011.