УДК 364.01
Социологические науки
Усова Мария Сергеевна, магистрант ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
e-mail: [email protected]
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОФИЛАКТИКИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
Аннотация: В статье представлены основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации в области борьбы с незаконной миграцией. Выявлены понятие и сущность миграционной политики. Рассмотрены функции миграционной политики. Определены цели миграционной политики.
Ключевые слова: трудящиеся-мигранты, трудовая миграция, незаконная миграция, социализация и интеграция мигрантов, миграционная политика.
Abstract: The article presents the main directions of the state migration policy of the Russian Federation in the field of combating illegal migration. The concept and essence of migration policy are revealed. The functions of migration policy are considered. The goals of migration policy are defined.
Keywords: labor migrants, labor migration, illegal migration, socialization and integration of migrants, migration policy.
Определение научной основы анализа государственной политики профилактики нелегальной миграции связано с необходимостью установить индикаторы нелегальной миграции. Сам термин «индикатор» используется нами для обозначения того обстоятельства, что конкретный социальный феномен - нелегальная миграция - изменением своего состояния свидетельствует о развитии содержания определённых миграционных
процессов.
Применительно к исследованию проблем государственной политики профилактики нелегальной миграции представляется обоснованным использование, наряду с термином «индикатор», термина «индикация» для обозначения процесса и результата, как наличия, так и отсутствия в миграционной политике государства состояния или признаков процесса профилактики нелегальной миграции [5, с. 8-9].
Индикация в данном случае свидетельствует о том, что международная трудовая миграция в настоящее время приобрела характер глобального процесса и возникает при наличии определённого различия в уровнях экономического и социального развития, а также темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.
Исследователи проблем миграции обращают внимание на то, что на практике миграция рабочей силы, как легальная, так и нелегальная, появилась как стихийное явление, но по мере развития этого процесса постепенно стала подпадать под регулирующие мероприятия государства [4, с. 132].
Так, важным документом, направленным на упорядочение процессов внешней миграции, явился Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2145 «О мерах по введению иммиграционного контроля». Этим правовым документов впервые был определён механизм государственного регулирования внешней миграции, что позволило сократить количество мигрантов, незаконно въезжающих на территорию Российской Федерации.
В целях регулирования миграционных потоков в Россию, а также регламентированнного использования в стране иностранной рабочей силы были приняты Указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 21 декабря 2002 года.
Целью данных документов являлось обеспечение приоритетного права граждан России на занятие вакантных рабочих мест, установление определённых процедур, правил и квот на привлечение иностранной рабочей
силы и наведение порядка в процессе въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации.
Вместе с тем, по мнению исследователей проблем профилактики нелегальной миграции действующее российское законодательство не обеспечивает достаточной юридической базы для эффективного противодействия незаконной миграции и, как результат, проблема реализации государственной политики профилактики нелегальной миграции продолжает оставаться предметом активного и дискуссионного научного исследования.
Показательно то, что в апреле 2013 года состоялся научно-методический семинар Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции».
Участниками семинара было отмечено, что к 2013 году в России находилось 9,5 миллионов иностранных граждан, из них примерно 1,3 миллиона работали законно, 3,8 миллиона - условно «приехали в гости»: учиться, лечиться, с другими целями. Из оставшихся 4,4 миллионов человек около 3,5 миллионов иностранных граждан находились в России более трёх месяцев и для обеспечения своего проживания, скорее всего, работали нелегально. В целом трудовые мигранты, по мнению экспертов, составляли на тот период не более 7% от всех занятых в экономике России [3, с. 5].
Проведённый на семинаре научный анализ тенденций государственной политики профилактики нелегальной миграции, стал теоретической основой исследования проблем миграционной политики в целом и социальной работы с мигрантами в частности. Исследователи данных проблем исходят из того, что под нелегальной миграцией в российской научной литературе принято понимать перемещение граждан одного государства на территорию другого государства для занятия трудовой деятельностью незаконно - в нарушение законодательства или не в соответствии с ним.
Потребность в научном анализе содержания и форм профилактики нелегальной миграции объясняется тем, что нелегальная миграция опасна не
только сама по себе. Она тесно связана с недобросовестной рыночной конкуренцией, нарушением конвенционных трудовых прав и свобод, производством и сбытом товаров и продукции и выполнением работ и оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности; наркоторговлей, контрабандой, проституцией, терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом оружия и боеприпасов, эксплуатацией людей и рабовладением.
В результате в настоящее время значительно расширившаяся сфера нелегальной миграции постоянно становится областью повышенного внимания организованной преступности, религиозных экстремистов, эмиссаров, агентов и вербовщиков террористических сообществ и различных банд, определяя необходимость профилактических действий в этом направлении на государственном уровне [1, с. 15-17].
Индикатором состояния государственной политики по профилактике нелегальной миграции следует считать определённые действия политического характера для легализации незаконно работающих в России мигрантов, которые были совершены в предыдущие годы. Некоторые эксперты считают, что отечественное миграционное законодательство становится всё более гибким и отвечающим современным демократическим требованиям.
В частности, утверждённая Президентом РФ 13 июня 2012 года «Концепция государственной миграционной политики до 2025 года» предусматривает введение балльной системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство и введение упрощённого порядка получения гражданства России лицами, имеющими вид на жительство и являющимися коммерсантами, инвесторами, квалифицированными специалистами, а равно членами их семей.
Профилактическая направленность предложенной балльной системы отбора мигрантов проявляется в том, что на основании ряда индивидуальных характеристик (профессия, род деятельности, образование, уровень квалификации и др.) такая балльная система дифференцирует всех работающих мигрантов, упорядочивает миграционные потоки, позволяет предоставлять
благоприятные условия наиболее востребованным специалистам, игнорируя при этом узкие рамки религиозных, этнических, расовых, гендерных и иных, субъективных по своему характеру, установок.
Ещё одним индикатором профилактики незаконной миграции является внедрённая в практику система выдачи патентов, благодаря которой можно не только уточнить правовой статус мигранта, но и проверить состояние его здоровья.
Эксперты считают, что система выдачи патентов позволит регулировать не только трудовые и гражданские, но и административные правоотношения. Государственная политика профилактики нелегальной миграции предполагает улучшение социального положения тех мигрантов, которые совершают на территории России малозначимые правонарушения. Практика социальной адаптации мигрантов показывает, что незначительные деликты (например, просрочка на одни сутки постановки на миграционный учёт) могут повлечь за собой неоправданно жёсткие санкции, включая депортацию нарушителя на родину, ограничение или закрытие въезда в Российскую Федерацию.
Помимо социальных и правовых последствий применения таких санкций, они финансово обременительны для государства, поскольку мигранты-правонарушители иногда содержатся в специальных учреждениях за государственный счёт достаточно продолжительное время, пока не будут изысканы денежные средства, необходимые для их депортации на родину.
Таким образом, для анализа научных основ профилактики нелегальной миграции необходимо исследование содержания комплексных организационно-правовых и социальных мер, направленных, с одной стороны, на формирование механизмов государственного регулирования внешней миграции, совершенствование законодательства Российской Федерации в части противодействия незаконной миграции, установления механизма депортации и ответственности за нарушение установленных правил пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а с другой стороны, активное участие в реализации
государственной политики профилактики нелегальной миграции социально-ориентированных институтов помощи различным категориям населения [2].
Библиографический список:
1. Болбот, О. А. Современные миграционные процессы как угроза пограничной и внутренней безопасности Российской Федерации (на примере Читинской области) / О .А. Болбот. // Автореф. дисс... к. полит. н. - М., 2005. -19 с.
2. Королёва, В. О. Методологические аспекты исследования проблем функционирования социально-ориентированных институтов помощи детям / В. О. Королёва, А. Б. Тугаров // E-Scio [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «E-Scio.ru» — Эл № ФС77-66730 — Режим доступа: http://e-scю.ra/wp-content/uploads/2019/01/Королёва-В.-О.-Тугаров-А.-Б..pdf - Загл. с экрана.
3. Мохов, Е. А. О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции / Е. А. Мохов // О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции. Аналитический вестник. 2013. № 14 (498). С. 4-12.
4. Тарасенко, Е. Н. Зарубежный опыт государственного регулирования миграционных процессов / Е. Н. Тарасенко // Международный журнал перспективных исследований. 2018. Т. 8. №1. С. 129 -156.
5. Тугаров, А. Б. Проблема индикации социального государства: феномен превенции / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова // Социальное государство и социальная политика в контексте мирового кризиса и столетия революционного Октября: сб. науч. тр. / под ред. Б. Ю. Кагарлицкого, А. В. Очкиной. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. С. 7-17.