Научная статья на тему 'Сравнительный анализ конституций Республики Дагестан 1994 и 2003 годов'

Сравнительный анализ конституций Республики Дагестан 1994 и 2003 годов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН / КОНСТИТУЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / REPUBLIC OF DAGHESTAN / THE CONSTITUTION / THE PRESIDENT / THE GOVERNMENT / THE CONSTITUTIONAL COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габиева С. М., Исаев З. М., Фезлиев А. Г.

В статье анализируются нормы конституций Республики Дагестан 1994 и 2003 годов. Говорится об изменениях, внесенных в новую конституцию. Делается вывод о том, что конституция может и должна совершенствоваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF DAGHESTAN 1994 AND 20031

This article analyzes the norms of the Constitution of the Republic of Daghestan in 1994 and 2003 and touches upon the changes made in the new constitution. It is concluded that the Constitution can and mast be improved.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ конституций Республики Дагестан 1994 и 2003 годов»

УДК 340.5:342.4(470.67)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

1994 И 2003 ГОДОВ

Габиева С.М., доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: vetadgu@mail.ru

Исаев З.М., магистрант 2 курса юридического факультета Дагестанского государственного университета E-mail: kafedraconst@mail. ru

Фезлиев А.Г., магистрант 2 курса юридического факультета Дагестанского государственного университета E-mail: kafedraconst@mail. ru

В статье анализируются нормы конституций Республики Дагестан 1994 и 2003 годов. Говорится об изменениях, внесенных в новую конституцию. Делается вывод о том, что конституция может и должна совершенствоваться.

Ключевые слова: Республики Дагестан, конституция, президент, правительство, Конституционный Суд.

SCIENCE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF

DAGHESTAN 1994 AND 2003

Gabieva S.M., Associate Professor of Department of Constitutional and Municipal Law of Daghestan State University, Candidate of Law sciences

Isaev Z.M., undergraduate 2 courses of Law Department of the Daghestan State University

Fezliev A.G., undergraduate 2 courses of Law Department of the Daghestan State University

This article analyzes the norms of the Constitution of the Republic of Daghestan in 1994 and 2003 and touches upon the changes made in the new constitution. It is concluded that the Constitution can and mast be improved.

Key words: Republic of Daghestan, the constitution, the president, the government, the Constitutional Court.

В этом году мы отмечаем не только 20-летний юбилей российской Конституции, но и 10-летие Конституции Республики Дагестан. Главная причина разработки новой Конституции Республики Дагестан была связана с существенными изменениями, происходившими как в масштабе всей страны, так и на территории Республики Дагестан.

Естественно, с избранием на руководящий пост страны - Президента России В. В. Путина в 2000 году и в результате проводимой им политики [1, с. 398], в частности, принятия Ука-

По мнению С.А. Авакьяна, «по разным данным, на то время в целом не менее 40 процентов, а в некоторых

за Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации» [2] возникла необходимость принятия новой Конституции Республики Дагестан. Изменять предыдущую Конституцию РД 1994 года не имело смысла, так как в ней содержалось столько неясных туманных норм, что количество переходило в качество и только «латанием» Конституции было не обойтись.

Изучая и анализируя Конституцию РД, невольно обращаешься к тексту федеральной Конституции. Очевидно, что Конституция России - это юридическая база республиканских

субъектах РФ не менее 60 процентов законодательства противоречило федеральному законодательству».

конституций. К сожалению, надо отметить, что на практике должного уважения к Конституции РФ не проявляется. Если говорить о конституционном наполнении данной проблемы, то необходимо исходить из принципов, заложенных в Конституции РФ. Речь идет, прежде всего, о принципе верховенства права [3, с. 55]. В этой связи провести полный и глубокий сравнительный анализ двух последних конституций нашей республики и анализ их соответствия Конституции России в рамках одной статьи представляется невозможным [4]. Остановимся на некоторых наиболее значимых, на наш взгляд, моментах.

Как известно, даже в структуре конституции могут отражаться порой оценки и воззрения тех, кто предлагает республике новый основной закон. И хотя в структурном плане новая Конституция РД не отличается от предыдущей конституции, — она также содержит преамбулу и одиннадцать глав (правда, количество статей сократилось со 129 до 105), тем не менее, некоторые из глав все же отличаются по наименованию и, конечно же, сущностному наполнению.

Эти отличия состоят в следующем:

— по Конституции РД 1994 г. глава 2 носила название «Основы правового статуса человека и гражданина», а в 2003 года - «Права и свободы человека и гражданина»;

— третья глава называлась Республика Дагестан — государство в составе Российской Федерации, сейчас она носит название «Республика Дагестан - субъект РФ»; — глава пятая ранее именовалась «Государственный Совет», а по Конституции РД 2003 года - «Президент Республики Дагестан».

Переходя к более конкретному анализу норм двух конституций, начнем с самой животрепещущей проблемы. Статья первая Конституции 1994 г. гласила, что Дагестан есть суверенное (выделено нами. — Авт.) государство. Как отмечал С.А. Авакьян, первый Президент России Б. Ельцин во многом шел навстречу субъектам РФ не из любви к ним, а чтобы не возникали со своими проблемами [5, с. 398]. Все мы помним предложение Президента России Б.Н. Ельцина о том, что субъектам надо «брать суверенитета» столько, сколько они «смогут проглотить». Это благоприятствовало развитию сепаратистских тенденций, что отразилось в законодательстве республик (прежде всего) и других субъектов Федерации. В 2000 г. Конституционный Суд РФ обратился к вопросу о суверенитете и четко определил правовой статус субъекта РФ Постановлением от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах органи-

зации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». И уже в тексте новой Конституции РД слово «суверенное» отсутствует.

По предыдущей конституции (статья 4 п.2) Конституция Республики Дагестан и решения, принятые путем референдума, имели высшую юридическую силу и прямое действие. Здесь налицо дублирование текста пункта 1 статьи 15 федеральной Конституции. В Конституции РД 2003 года данной нормы нет, статья 2 закрепила норму о её соответствии Конституции РФ и федеральному законодательству.

Конституция 1994 года «пестрит» словосочетаниями «гражданин Республики Дагестан». Оно используется в статьях 11, 23, 34, 36, 74, 93 и других главным образом в ходе перечисления прав и свобод, которые могут реализовать эти граждане.

Так, в статье 11 предыдущей региональной конституции говорится о гражданстве Республики Дагестан, которое приобретается и прекращается в соответствии с республиканским законом. Уже тогда это выглядело, по меньшей мере, нелепо, так как в соответствии со статьей 6 Конституции РФ, гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом и является единым [6]. Принятый в 2002 году одноименный Федеральный закон в ст.4 называет одним из принципов гражданства именно «единое» гражданство. В ныне действующей Конституции РД речь о дагестанском гражданстве не идет.

В главе третьей (1994) в статьях 65, 66, 67 и других говорится о суверенных правах РД, о самостоятельном участии в осуществлении международных связей, вступлении в отношения с другими государствами, об обмене представителями, об обеспечении безопасности и обороноспособности Российской Федерации, в то время как федеральная Конституция все это, исходя из норм пунктов «к», «л», «м» статьи 71, относит к предметам ведения Российской Федерации, даже не к совместной компетенции. Законодатель, готовя текст новой Конституции РД, все же учел эти недоработки, ошибки, порой слепое дублирование норм российской Конституции уже в новом тексте подобных норм нет.

Четвертая глава в обеих конституциях посвящена законодательному (представительному) органу республики - Народному Собранию. И хотя название главы 4 сохранилось прежним, все же её коснулись изменения. Так, по ранее действовавшей Конституции к ведению Народного Собрания РД по статье 81 относилось назначение на должность и освобождение от долж-

ности судей КС, ВС, ВАС РД, судей районных, городских судов, утверждение Указа Государственного Совета РД о введении чрезвычайного положения и т.п., в то время как Конституция России 1993 года в п. «е» статьи 83 относит именно к полномочиям Президента России назначение судей федеральных судов [7], а для введения чрезвычайного положения в субъекте (ах) Российской Федерации требуется утверждение «верхней» палаты парламента в соответствии со ст. 102 и Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» [8].

Масштабные изменения претерпела и глава 5. Если ранее в соответствии с нормами этой главы исполнительную власть в республике возглавлял Государственный Совет (коллегиальный орган, состоящий из 14 человек - представителей коренных национальностей) , он же обеспечивал взаимодействие органов государственной власти РД, то сейчас Президент Республики Дагестан является высшим должностным лицом РД и возглавляет исполнительную власть республики. В соответствии со статьей 91 Конституции 1994 года Государственный Совет осуществлял помилование лиц, осужденных судами судов Республики Дагестан, в то время как в соответствии с пунктом «в» статьи 89 Конституции РФ помилование осуществляет Президент России. Подобных откровенных ляпсусов избежала новая Конституция РД 2003 года.

Ранее (в 1994 г.) по статье 98 Госсовет РД вправе был отменять решения органов исполнительной власти на территории Республики Дагестан, если они противоречат Конституции РД и региональному законодательству. Так как на территории РД функционируют и территориальные органы исполнительной власти РФ, в ныне действующей Конституции РД данная норма в статье 81 звучит иначе, более корректно: «Президент РД вправе отменять решения органов исполнительной власти Республики Дагестан, если

Необходимо отметить, что в соответствии с ФКЗ «О судебной системе» к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. См.: О судебной системе Российской Федерации: федер. конституционный закон Рос. Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, в ред. фе-дер. конституционного закона Рос. Федерации от 25 декабря 2012 г.

Пост Президента Республики Дагестан предусматривался и ранее в проектах Конституций РД. Для выяснения мнения народа по этому поводу были проведены референдумы в июне и декабре 1993 года. Большинство участников референдума высказалось против введения поста Президента РД, избираемого всем населением, обладающим избирательным правом.

они противоречат федеральной конституции и законодательству, Конституции РД и законам РД».

По статье 103 Конституции 1994 года Правительство РД являлось исполнительно-распорядительным органом государственной власти РД, в то время как в наше время статья 84 именует его постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан.

По статье 116 судьи всех судов республики назначались сроком на 10 лет. Конституция РД 2003 года, исходя из постулатов федерального законодательства, не включила эту норму в текст новой конституции, оговаривая, что судьи назначаются на срок, установленный законом.

В заключение хотелось бы отметить, что Конституция - не догма. Конституция - это живой документ, который может и должен совершенствоваться. Сохранение незыблемости Конституции самоцелью быть не может. Принципиально важно осознать, что наша республиканская Конституция — не идеальный документ. Но на этом пути необходимо важно избежать «кампанейщины». К изменению каждого слова, каждой запятой надо подходить взвешенно, предварительно заручившись поддержкой большинства граждан.

Литература

1. Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: избранные статьи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.

2. О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. №1486, с изм. от 19.06.2003 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 3.

3. Магомедова З.Ш. Проблема обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты // Юридический вестник ДГУ. 2012. №4.

4. С мониторингом регионального законодательства подробнее можно ознакомиться в Отчете о деятельности Центра регионального законодательства при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» / сост. Д.Ш. Пирбудагова, Ш.Б. Магомедов, А.М. Муртазали-ев, С.М. Габиева, В.Т. Азизова, З.М. Мусалова, С.Н. Решетников, Н.А. Кибкало. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011.

5. Авакьян С.А. Указ. соч.

6. О гражданстве Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ, с изм. и доп. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 22.10.2013).

7. О судебной системе Российской Федерации. федер. конституционный закон Рос. Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, в ред. федер. конституционного закона Рос. Федерации от 25 декабря 2012 г.

8. О чрезвычайном положении: федер.

конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ, в ред. федер. конституционного закона от 7 марта 2005 г. № 1-ФКЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.10.2013).

Поступила в редакцию 10 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.