Научная статья на тему 'Некоторые проблемы обеспечения соответствия законодательства Республики Дагестан федеральному законодательству'

Некоторые проблемы обеспечения соответствия законодательства Республики Дагестан федеральному законодательству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН / UNIFIED LEGAL SPACE / THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF DAGHESTAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусаева Р. М., Закариев Я. А.

Статья посвящена достаточно актуальной для современной России теме обеспечению единого правового пространства Российской Федерации. В статье исследованы некоторые проблемы обеспечения соответствия законодательства Республики Дагестан федеральному законодательству на основе анализа действующего законодательства Республики Дагестан на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также сформулированы основные причины несоответствия положений законов Республики Дагестан федеральному законодательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF ENSURING CONFORMITY OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF DAGHESTAN TO THE FEDERAL LEGISLATION

The article is devoted to the actual for modern Russia problem to provide a unified legal space of the Russian Federation. The article investigates some the problems of ensuring conformity of the legislation of the Republic of Daghestan to the federal legislation which are based on the analysis of the current legislation of the Republic of Daghestan for compliance with the Russian Constitution and federal legislation, and formulates the main reasons of discrepancy of the provisions of the laws of the Republic of Daghestan to federal legislation.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы обеспечения соответствия законодательства Республики Дагестан федеральному законодательству»

УДК 342.52

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Мусаева Р.М., доцент кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: benisa@yandex. ru

Закариев Я.А., соискатель кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета

E-mail: kafedraconst@mail. ru

Статья посвящена достаточно актуальной для современной России теме - обеспечению единого правового пространства Российской Федерации. В статье исследованы некоторые проблемы обеспечения соответствия законодательства Республики Дагестан федеральному законодательству на основе анализа действующего законодательства Республики Дагестан на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также сформулированы основные причины несоответствия положений законов Республики Дагестан федеральному законодательству.

Ключевые слова: правовое пространство, федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации, законодательство Республики Дагестан.

SOME PROBLEMS OF ENSURING CONFORMITY OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF DAGHESTAN TO THE FEDERAL LEGISLATION

Musaeva R.M., Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of Daghestan State University, Candidate of Law sciences

Zakariev JA., competitor of the Department of Constitutional and Municipal Law of Daghestan State University

The article is devoted to the actual for modern Russia problem - to provide a unified legal space of the Russian Federation. The article investigates some the problems of ensuring conformity of the legislation of the Republic of Daghestan to the federal legislation which are based on the analysis of the current legislation of the Republic of Daghestan for compliance with the Russian Constitution and federal legislation , and formulates the main reasons of discrepancy of the provisions of the laws of the Republic of Daghestan to federal legislation.

Key words: unified legal space, the legislation of the Russian Federation, the legislation of the Republic of Daghestan.

Принцип федерализма, являющийся одним из основополагающих конституционных принципов Российского государства, предоставил возможность субъектам РФ создавать собственную систему законодательства, при этом соблюдая целостность единого правового пространства государства. Но просчеты в политике федерализма в период демонтажа существовавшей в советский период формы государственного устройства привели к нарушению системных связей внутри единого правового пространства нашего государства, поставили под угрозу реализацию принципов верховенства закона, Конституции Российской Федерации, государствен-

ной целостности России. В этой связи задача обеспечения единого правового пространства РФ стала одной из приоритетных, и от ее успешного решения зависело сохранение целостности Российского государства и дальнейшее развитие национальной правовой системы.

В настоящее время механизм обеспечения единого правового пространства основан на взаимодействии федеральных и региональных законодательных органов, органов суда, юстиции и прокуратуры.

Орган законодательной власти субъекта Российской Федерации уполномочен в соответствии с принципом разделения властей прини-

мать региональные законы по вопросам государственного строительства субъекта федерации, финансово-экономическим вопросам регионального уровня, вопросам социальной сферы, обеспечения безопасности, в том числе экологической, и другим вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также исключительного ведения субъектов Российской Федерации. Соответственно орган законодательной власти субъекта РФ является одним из первичных элементов механизма обеспечения единого правового пространства как силу юридической значимости закона как основного нормативно-правового акта, так и ввиду предъявляемого механизмом обеспечения единого правового пространства требования соответствия иных нормативно-правовых актов закону.

Единое правовое пространство является состоянием упорядоченности правовых предписаний, характеризующейся их согласованностью, соотносимостью и соподчиненностью, исходя из юридической значимости в рамках определенной территории. Юридической значимостью закона как основного нормативно-правового акта обусловлены и особые требования как к процедуре принятия, так и к содержанию данного нормативно-правового акта. Кроме того, в силу конституционного требования принимаемые законодательными органами субъектов РФ законы должны соответствовать федеральному законодательству, что является одним из условий обеспечения единого правового пространства. В этой связи на органы законодательной власти субъектов РФ возлагается задача по созданию согласованной с федеральным законодательством, качественной и устойчивой системы законодательства, отвечающей требованиям реальной действительности.

К настоящему времени Народное Собрание Республики Дагестан (далее - РД) имеет 18-летний опыт функционирования. Количество принятых законов свидетельствует о довольно плодотворной законотворческой деятельности Народного Собрания, обусловленной необходимостью регулирования быстро развивающихся и меняющихся общественных отношений. За период с 1995 по 2013 г. парламентом Дагестана принято 983 законов, необходимых для функционирования органов государственной власти и местного самоуправления республики, обеспечения правового регулирования сферы экономических, социальных и других общественных отношений.

При этом одной из проблем законотворчества Народного Собрания является несоответствие положений принимаемых законов феде-

ральному законодательству, обусловленное, в том числе, и так называемым «опережающим» законотворчеством. Одним из способов устранения указанной проблемы является обеспечение «конструктивного участия субъектов Российской Федерации в решении как общегосударственных задач, так и рассмотрение и учет региональных инициатив федеральным парламентом, создание условий реализации региональных интересов при принятии соответствующих федеральных законов» [1, с. 30].

Проблема так называемого «опережающего» законотворчества субъекта РФ по предметам совместного ведения, а также принятие субъектами РФ законов, не соответствующих федеральной конституции и законодательству, является одной из типичных для парламентов субъектов Российской Федерации и, как известно, острая необходимость обеспечения единого правового пространства с собой остротой актуализировалась в 2000-х году, когда количество таких актов стало качественно менять правовое пространство России. С этим периодом связано начало активной работы Народного Собрания Республики Дагестан по приведению законодательства республики в соответствие с федеральным, которая продолжается и в настоящее время.

Позитивная тенденция к значительному сокращению количества законов Республики Дагестан, содержащих нормы, противоречащие федеральному законодательству, связана с тем, что в большинстве случаев противоречия устраняются уже на стадии обсуждения и согласования проектов законов, в том числе и с органами Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан. В то же время, согласно отчету Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по РД за 2012 г., в Республике Дагестан продолжают действовать законы, в которых были выявлены противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству [2].

Так, Законом Республики Дагестан от

13.01.2005 г. «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» предусматривается такой статус муниципального образования, как «муниципальный участок», и этим статусом наделен «Бежтинский участок» в составе Цунтинского района. При этом «Бежтин-ский участок» охватывает территорию нескольких поселений. Статьей 52 данного Закона установлены границы муниципальных образований Республики Дагестан, предусмотренных в статьях 1-51 этого Закона, в т.ч. - муниципального образования «Бежтинский участок». Правовой анализ Закона Республики Дагестан от

13.01.2005 г. № 6 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» от

13.01.2005 г. № 6 показывает, что статья 39.1, предусматривающая такой статус муниципального образования, как «муниципальный участок», противоречит нормам Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исключающим правовые возможности для создания и сохранения в Российской Федерации муниципальных образований иных видов, кроме тех, которые указаны в Федеральном законе от 06.10.2003 г. №131-ФЗ. В этой связи 18.05.2006 г. был принесен протест заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а 07.08.2006 г. заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании статьи 39.1 Закона РД от

13.01.2005 г. № 6, противоречащей Федеральному закону от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, было направлено в Верховный Суд Республики Дагестан, решением которого от 21.12.2006 г. отказано в удовлетворении заявления Генерального прокурора Российской Федерации. Таким образом, с одной стороны, противоречия закона Республики Дагестан от 13.01.2005 г. № 6 федеральному законодательству свидетельствуют о невозможности государственной регистрации уставов муниципального образования «Бежтинский участок» и сельских поселений в составе Беж-тинского участка, а также включения их в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации, а с другой стороны имеется судебное решение о том, что рассматриваемый республиканский законодательный акт не противоречит федеральному законодательству.

Закон Республики Дагестан от 22.09.1999 г. «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» не соответствует Конституции Российской Федерации и нормам федерального законодательства, поскольку содержит положения, запрещающие и ограничивающие гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на объединение. Органы государственной власти республики затягивают процесс приведения данного законодательного акта в соответствие с федеральным законодательством в связи с увеличением числа террористических актов на территории республики. Вместе с тем в связи с неоднократными обращениями Управления Министерства юстиции России по Республике Дагестан и Прокуратуры Республики Дагестан о необходимости приведения этого законодательного акта в соответствие с федеральным законодательством органами госу-

дарственной власти республики создана рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Республики Дагестан в сфере противодействия религиознополитическому экстремизму.

Закон Республики Дагестан от 09.10.1996 г. №18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» содержит отдельные положения, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Так, статья 1 указанного Закона устанавливает понятие «земли отгонного животноводства». Положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в структуре земель сельскохозяйственного назначения предусматривают земли отгонных пастбищ. Как усматривается из текста статьи 1 Закона РД «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» понятие «земли отгонного животноводства» включает как земли отгонных пастбищ, так и земли государственных трасс скотопрогонов. В то же время текст этой статьи не содержит термина «отгонные пастбища». В этой связи необходимо редакцию статьи 1 привести в соответствие с нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Кроме того, ряд других положений указанного Закона РД (п. 1-3 статьи 5; ч. 1 и 3 ст. 8; ст. 9 в части установления платы за земли отгонного животноводства в форме земельного налога и другие) не соответствуют нормам Земельного кодекса Российской Федерации.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении требования части 5 статьи 76 Конституции РФ, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 г. «О земле» не соответствует Конституции Российской Федерации и нормам федерального законодательства, поскольку содержит положения, в части ограничения права арендатора земельного участка из земель отгонного животноводства при аренде земельного участка на срок более чем пять лет на передачу арендных прав в залог.

Закон Республики Дагестан от 10.06.2008 г. №27 «О залоговом фонде Республики Дагестан» не соответствует Конституции Российской Федерации и нормам федерального законодательства, поскольку установление в статье 7 За-

кона дополнительных требований к содержанию договора залога находится за пределами компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Содержание Закона Республики Дагестан от 05.05.2012 г. «О порядке осуществления контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси на территории Республики Дагестан» противоречит части 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который частью 16 статьи 9 устанавливает исчерпывающий перечень обязательных требований, предъявляемых к легковому такси в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам. В данном перечне нет требования по прохождению легковым такси технического осмотра каждые шесть месяцев.

Таким образом, несоответствие положений законов Республики Дагестан федеральному законодательству можно объяснить несовершенством правотворчества, вторжением в сферу ведения федерации, а также теми или иными причинами объективного характера. В то же время

представляется, что в процессе приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным не должно быть исключений, поскольку соответствие законов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству является важнейшей гарантией единства и устойчивости правового пространства России, а также оптимизации законодательного регулирования в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, совершенствование законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации должно осуществляться как с повышением качества принимаемых законов, так и со строгим соблюдением требования обеспечения единого правового пространства.

Литература

1. Гафуров З.З., Махачев Д.Г. Согласование проектов федеральных законов с субъектами Российской Федерации - формализм или реальность? // Юридический вестник. 2012. №3. С.30.

2. Отчет Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан за 2012 г. http://to05.minjust.ru/Activiti.

Поступила в редакцию 8 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.