Научная статья на тему 'Государственная власть в республике Дагестан в конце XX – начале XXI столетия'

Государственная власть в республике Дагестан в конце XX – начале XXI столетия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куштакова А. А.

В статье проводится анализ Конституций Республики Дагестан 1994 и 2003 годов. В истории Дагестана постсоветского периода было принято две конституции. Они имели важное значение для совершенствования государственного строительства в республике и способствовали дальнейшему развитию национальной государственности народов Дагестана. По Конституции 1994 г. был создан уникальный коллегиальный орган – Государственный Совет. В связи с проводившейся конституционно-правовой реформой 10 июля 2003 года Конституционное Собрание Республики Дагестан единогласно проголосовало о принятии новой Конституции. Конституция вступила в действие с момента ее опубликования – 26 июля 2003 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная власть в республике Дагестан в конце XX – начале XXI столетия»

ской службе?». Поскольку вопрос был открытым, то ответы записывались каждым респондентом самостоятельно. Среди полученных ответов можно условно выявить определенную закономерность и поделить респондентов на три подгруппы. Первая - участники, заинтересованные в развитии профессиональных качеств, вторая - ориентированные исключительно на карьерный рост. И третья группа, желающие получить и первое и второе, т.е. и повышение в должности и профессиональный рост. Полученные ответы можно представить в виде следующей таблицы (табл. 2).

Таблица 2

Результаты ответов

Блок А. Блок Б. Блок В.

Профессиональные качества Карьерный рост Профессиональные качества и карьерный рост

Количество ответов 5 9 9

На данный вопрос ответили 23 эксперта. Полученные результаты предоставляют возможность определить группы интересов, на которые рассчитывают государственные гражданские служащие, участвующие в конкурсе на право быть включенным в кадровый резерв. Мы считаем, что зная данные группы интересов можно повлиять на мотивацию государственных служащих участвовать в конкурсе на включение в кадровый резерв.

Список литературы:

1. Граник И. Поконкурсный управляющий // Газета «Коммерсантъ». -15.03.2012. - № 45.

2. По оценке независимых экспертов (McKinsey & Company, J.E. Hunter & R. Hunter, Deloitte Touche Tomatsu International, International Journal of Selection and Assessment, SHL, Institute of Psychology, Erasmus University Rotterdam, ЭКОПСИ Консалтинг).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ

© Куштакова А.А.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

В статье проводится анализ Конституций Республики Дагестан 1994 и 2003 годов. В истории Дагестана постсоветского периода было принято две конституции. Они имели важное значение для совершенство-

* Аспирант кафедры Политических наук.

вания государственного строительства в республике и способствовали дальнейшему развитию национальной государственности народов Дагестана. По Конституции 1994 г. был создан уникальный коллегиальный орган - Государственный Совет. В связи с проводившейся конституционно-правовой реформой 10 июля 2003 года Конституционное Собрание Республики Дагестан единогласно проголосовало о принятии новой Конституции. Конституция вступила в действие с момента ее опубликования - 26 июля 2003 года.

Радикальные преобразования в экономике, политической и духовной жизни российского общества, произошедшие во второй половине 1980-х -начале 1990-х гг., вызвали необходимость их конституционного закрепления. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года знаменовало собой начало новой политической истории современной России. Конституция установила основы конституционного строя Российской Федерации, систему органов государственной власти и принципы их формирования, основы взаимоотношений федерации и ее субъектов.

Проблема поиска путей развития и совершенствования общественного устройства встала не только перед Российской Федерацией в целом, но и перед каждым из ее субъектов. Поэтому каждому из субъектов России необходимо было своевременно конституционно закрепить преобразования в экономической, социальной и политической сферах жизни общества и осуществить это таким образом, чтобы принятые законодательные акты служили надежной основой для его дальнейшего развития.

Особую роль в таких процессах призваны выполнять именно основные законы субъектов федерации. В истории Дагестана постсоветского периода было принято две конституции (1994 и 2003 гг.). Они имели важное значение для совершенствования государственного строительства в республике и способствовали дальнейшему развитию национальной государственности народов Дагестана.

Непосредственной предшественницей действующей сегодня в Дагестане Конституции была Конституция, принятая 26 июля 1994 года на первом в истории республики Конституционном Собрании. Она открыла новую страницу в развитии государственности многонационального дагестанского народа, ознаменовала вступление республики на путь демократического развития.

В сложных условиях начала 1990-х годов разработка и принятие Конституции были для республики не только выбором модели государственного устройства, но и, по большому счету, разрешением новой идеи, призванной консолидировать дагестанское общество, предохранить его в тот переломный момент истории от вполне реальной угрозы социально-политической дезинтеграции.

Эта Конституция отразила кардинальные перемены, произошедшие на тот момент в общественно-историческом развитии и государственно-поли-

тическом устройстве всей страны; она вобрала в себя такие общепризнанные фундаментальные принципы демократии, как правовое государство, гражданское общество, многообразие форм собственности; она провозгласила права и свободы человека как высшую ценность. Но самое главное состояло в том, что в непростых условиях становления нового государства Конституция стала ярким выражением непоколебимости исторического выбора и твердой воли дагестанского народа к сохранению единого неделимого Дагестана в составе многонационального Российского государства. В то же время в Конституции Республики Дагестан удалось закрепить важнейшие нормы, отражающие исторически сложившуюся многонациональную специфику дагестанского общества.

В Основном Законе было обеспечено представительство всех национальностей в высших органах государственной власти. Было принято единственно возможное в той политической ситуации решение: вместо единоличного главы государства был создан коллегиальный орган - Государственный Совет, состоящий из представителей четырнадцати титульных национальностей Дагестана.

Государственный Совет, согласно Конституции 1994 года, являлся органом, возглавляющим исполнительную власть и обеспечивающим взаимодействие органов государственной власти. Государственный Совет Республики Дагестан выполнял также и функции главы государства.

Государственный Совет формировался Конституционным Собранием Республики Дагестан. В состав Государственного Совета входили председатель Госсовета Республики Дагестан, заместитель председателя Госсовета Республики Дагестан, председатель Правительства Республики Дагестан в качестве заместителя председателя Госсовета Республики Дагестан и другие лица в качестве членов Государственного Совета.

Согласно Конституции, Государственный Совет являлся гарантом соблюдения основ конституционного строя Республики Дагестан, таких как: соблюдение Конституции Республики Дагестан, обеспечение единства и территориальной целостности республики, соблюдение законности и правопорядка, равноправия народов, прав и свобод человека и гражданина, соблюдения соглашений и договоров, заключенных Республикой Дагестан.

Особо следует сказать о председателе Государственного Совета Республики Дагестан. Должность председателя Государственного Совета Республики Дагестан была впервые учреждена Конституцией Республики Дагестан 1994 года. До этого подобной должности не было ни в Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республике, ни в Республике Дагестан.

Согласно Конституции, председатель Государственного Совета обладал также и собственными полномочиями, но ряд полномочий, находящихся фактически в компетенции главы государства, он осуществлял вместе с чле-

нами Государственного Совета, то есть коллегиально. Полномочия председателя Государственного Совета Республики Дагестан были связаны прежде всего с организацией деятельности Госсовета. Другие его полномочия были связаны с представительством Республики Дагестан, с деятельностью Народного Собрания республики и представительных органов местного самоуправления, с международными отношениями, с решением вопросов гражданства, разрешением противоречий между разными ветвями власти, с обеспечением соответствия актов федеральных органов и Конституции Республики Дагестан и т.д. Таким образом, председатель Государственного Совета Республики Дагестан фактически выполнял функции главы республики [см.: 7].

Со времени принятия Конституции Дагестана 1994 года прошло несколько знаковых для республики лет. За это время произошли кардинальные перемены в политической, экономической и духовной жизни дагестанского общества и страны в целом. В период после 1994 года последовательно шли процессы, направленные на укрепление вертикали власти, обеспечение единого правового пространства Российской Федерации. Президенту РФ В.В. Путину удалось направить усилия всех ветвей власти на созидание, на укрепление могущества государства.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что за эти годы Республика Дагестан пережила целую эпоху, прошла путь, который при других обстоятельствах, возможно, занял бы не одно десятилетие. В сложнейших условиях республика практически заново создавала свою новую государственность, новую правовую базу, сделала значительный шаг на пути преобразования и укрепления системы государственной власти, развития местного самоуправления и демократических основ организации жизни общества.

Для федерального центра на сегодняшний день ключевыми являются задачи совершенствования российской государственности, укрепления законодательства в вопросах развития единого правового пространства Российской Федерации. В ходе совершенствования федерального законодательства (например, произошли изменения в избирательном законодательстве, в регулировании правовых основ российского гражданства, в регулировании полномочий высших и местных органов государственной власти и т.д.) появилась необходимость внесения дополнений и изменений в законодательство Республики Дагестан. Исходя из этих обстоятельств, по инициативе председателя Государственного Совета Республики Дагестан М.М. Магомедова, в Дагестане была начата конституционно-правовая реформа [см.: 3].

Созданная для осуществления конституционно-правовой реформы Конституционная комиссия в довольно сжатые сроки выполнила возложенную на нее работу. На итоговом заседании комиссии пятого июля 2003 года после доклада начальника правового управления Государственного Совета Республики Дагестан руководителя рабочей группы Конституционной ко-

миссии М. Халитова было принято решение об одобрении в целом проекта новой Конституции с внесенными в нее поправками и с учетом сделанных замечаний, а также о предоставлении этого проекта Конституционному Собранию Республики Дагестан.

10 июля 2003 года в Махачкале состоялось заседание Конституционного Собрания Республики Дагестан, на повестке дня которого стояли два вопроса: 1) О пересмотре положений глав 1, 2 и 10 Конституции Республики Дагестан. 2) О принятии Конституции Республики Дагестан. 10 июля 2003 года Конституционное Собрание Республики Дагестан единогласно приняло Постановление № 10-КС о принятии Конституции Республики Дагестан. Новая Конституция вступила в действие с момента ее опубликования - 26 июля 2003 года.

Конституция 2003 года закрепила основы конституционного строя, подтвердила основы правового статуса человека и гражданина, определила правовую природу Республики Дагестан как государства в составе Российской Федерации, утвердила высшие органы государственной власти республики, определила принципы их формирования и основы их правового положения, отрегулировала иные вопросы государственного строительства.

По Конституции Республики Дагестан 2003 года, Председатель Правительства Республики Дагестан назначается главой Республики Дагестан с согласия Народного Собрания Республики Дагестан.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Республики Дагестан вносится Президентом Республики Дагестан не позднее чем в двухнедельный срок после вступления в должность главы Республики Дагестан или после отставки Правительства Республики Дагестан либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Народным Собранием Республики Дагестан.

Народное Собрание Республики Дагестан рассматривает представленную кандидатуру Председателя Правительства Республики Дагестан в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Необходимо отметить, что Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Прези-

дент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Сравнив, таким образом, Конституцию Российской Федерации 1993 года с Конституциями Республики Дагестан 1994 и 2003 годов, мы можем сказать, что последние имеют серьезный пробел, так не ясно, что будет, если Народное Собрание Республики Дагестан отклонит предложенную кандидатуру Председателя Правительства Республики Дагестан? Ни Конституция Республики Дагестан 1994 года, ни Конституция Республики Дагестан 2003 года не дают ответа на этот вопрос.

В соответствии со статьей 106 Конституции Республики Дагестан 1994 года Правительство Республики Дагестан было ответственным перед Государственным Советом Республики Дагестан и Народным Собранием Республики Дагестан. По Конституции Республики Дагестан 2003 года Правительство Республики Дагестан ответственно лишь перед Президентом Республики Дагестан, хотя Народное Собрание Республики Дагестан вправе выразить недоверие Председателю Правительства Республики Дагестан.

Процедура отставки Правительства Республики Дагестан и выражения ему недоверия практически не изменилась, за исключением того, что отставка Председателя Правительства Республики Дагестан принимается или отклоняется теперь Президентом Республики Дагестан, а Народное Собрание Республики Дагестан вправе выразить недоверие только Председателю Правительства Республики Дагестан, но не члену Правительства Республики Дагестан.

Но с принятием Конституции Республики Дагестан 2003 года конституционно-правовая реформа в Дагестане не завершилась, а, наоборот, в связи с начавшейся в стране коренной ломки всей системы государственной власти необходимо будет пересмотреть и эту Конституцию.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. -Ст. 445.

2. Конституция Республики Дагестан [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_dagest.

3. Исторический выбор дагестанского народа / Доклад председателя Конституционной комиссии председателя Госсовета РД М.М. Магомедова на Конституционном Собрании 10 июля 2003 года // Дагестанская правда. -2003. - 11 июля.

4. Муртазалиев А.М. Проблемы укрепления государственности и осуществления правовой реформы в Республике Дагестан // Государственность

и право республики в составе Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции (10-11 апреля 1996 года, r. Нальчик). - Ростов н/Д 1996. - С. 82-85.

5. Официальный сайт Правительства Республики Дагестан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.government-rd.ru.

6. Труженикова Л.А. Реформирование вертикали государственной власти Республики Дагестан (по материалам Конституции Республики 2003 года) // Право и современность: Сборник научно-практических статей. Вып. 4 Ч. 2. - Саратов, 2009. - С. 75-82.

7. Халилов А.М., Магомедов Ш.Б. Государственное (конституционное) право Республики Дагестан. - Махачкала, 1998. - С. 283-290.

8. Халифаева А.К. Основные изменения Конституций Дагестана: исто-рико-правовой аспект // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 9 Т. 1. -М., 2009. - С. 1287-1294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.