УДК 94(470.67)“19/20”:321
ТРУЖЕНИКОВА Людмила Анатольевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания истории Дагестанского государственного университета. Автор 45 научных публикаций, в т.ч. 4 учебно-методических пособий
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI вв. : ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСШЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В статье автор анализирует объективные предпосылки и причины принятия конституций Республики Дагестан 1994 и 2003 гг., а также раскрывает основные полномочия и функции высших органов государственной власти: Государственного Совета РД (по Конституции 1994 года) и президента РД (по Конституции 2003 года); автор акцентирует внимание на преемственности в процессе реформирования системы высшей государственной власти в Дагестане.
Конституция, Государственный Совет Республики Дагестан, президент Республики Дагестан, государственное строительство, высшее должностное лицо республики
Радикальные преобразования в экономике, политической и духовной жизни российского общества, произошедшие во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг., вызвали необходимость их конституционного закрепления. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года знаменовало собой начало новой политической истории современной России. Конституция установила основы конституционного строя Российской Федерации, систему органов государственной власти и принципы их формирования, основы взаимоотношений федерации и ее субъектов.
Проблема поиска путей развития и совершенствования общественного устройства встала не только перед Российской Федерацией в целом, но и перед каждым из ее субъектов. Поэтому каж-
дому из субъектов России необходимо было своевременно конституционно закрепить преобразования в экономической, социальной и политической сферах жизни общества и осуществить это таким образом, чтобы принятые законодательные акты служили надежной основой для его дальнейшего развития.
Особую роль в таких процессах призваны выполнять именно основные законы субъектов федерации. В истории Дагестана постсоветского периода было принято две конституции (1994 и 2003 гг.). Они имели важное значение для совершенствования государственного строительства в республике и способствовали дальнейшему развитию национальной государственности народов Дагестана.
Непосредственной предшественницей действующей сегодня в Дагестане Конституции была
Конституция, принятая 26 июля 1994 года на первом в истории республики Конституционном Собрании. Она открыла новую страницу в развитии государственности многонационального дагестанского народа, ознаменовала вступление республики на путь демократического развития. В сложных условиях начала 1990-х годов разработка и принятие Конституции были для республики не только выбором модели государственного устройства, но и, по большому счету, разрешением новой идеи, призванной консолидировать дагестанское общество, предохранить его в тот переломный момент истории от вполне реальной угрозы социально-политической дезинтеграции. Эта Конституция отразила кардинальные перемены, произошедшие на тот момент в общественно-историческом развитии и государственно-политическом устройстве всей страны; она вобрала в себя такие общепризнанные фундаментальные принципы демократии, как правовое государство, гражданское общество, многообразие форм собственности; она провозгласила права и свободы человека как высшую ценность. Но самое главное состояло в том, что в непростых условиях становления нового государства Конституция стала ярким выражением непоколебимости исторического выбора и твердой воли дагестанского народа к сохранению единого неделимого Дагестана в составе многонационального Российского государства. В то же время в Конституции Республики Дагестан удалось закрепить важнейшие нормы, отражающие исторически сложившуюся многонациональную специфику дагестанского общества. В Основном Законе было обеспечено представительство всех национальностей в высших органах государственной власти. Было принято единственно возможное в той политической ситуации решение: вместо единоличного главы государства был создан коллегиальный орган - Государственный Совет, состоящий из представителей четырнадцати титульных национальностей Дагестана.
Государственный Совет, согласно Конституции 1994 года, являлся органом, возглавляющим исполнительную власть и обеспечивающим взаимодействие органов государственной власти. Государственный Совет Республики Дагестан выполнял также и функции главы государства.
Государственный Совет формировался Конституционным Собранием Республики Дагестан. В состав Государственного Совета входили председатель Госсовета РД, заместитель председателя Госсовета РД, председатель Правительства Республики Дагестан в качестве заместителя председателя Госсовета РД и другие лица в качестве членов Государственного Совета. Согласно Конституции, Государственный Совет являлся гарантом соблюдения основ конституционного строя Республики Дагестан, таких как: соблюдение Конституции Республики Дагестан, обеспечение единства и территориальной целостности республики, соблюдение законности и правопорядка, равноправия народов, прав и свобод человека и гражданина, соблюдения соглашений и договоров, заключенных Республикой Дагестан.
Особо следует сказать о председателе Государственного Совета Республики Дагестан. Должность председателя Государственного Совета РД была впервые учреждена Конституцией РД 1994 года. До этого подобной должности не было ни в Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республике, ни в Республике Дагестан.
Согласно Конституции, председатель Государственного Совета обладал также и собственными полномочиями, но ряд полномочий, находящихся фактически в компетенции главы государства, он осуществлял вместе с членами Государственного Совета, то есть коллегиально. Полномочия председателя Государственного Совета РД были связаны прежде всего с организацией деятельности Госсовета. Другие его полномочия были связаны с представительством Республики Дагестан, с деятельностью Народного Собрания республики и представительных органов местного самоуправления, с международными отношениями, с решением вопросов гражданства, разрешением противоречий между разными ветвями власти, с обеспечением соответствия актов федеральных органов и Конституции РД и т.д. Таким образом, председатель Государственного Совета Республики Дагестан фактически выполнял функции главы республики1.
Со времени принятия Конституции Дагестана 1994 года прошло несколько знаковых для
республики лет. За это время произошли кардинальные перемены в политической, экономической и духовной жизни дагестанского общества и страны в целом. В период после 1994 года последовательно шли процессы, направленные на укрепление вертикали власти, обеспечение единого правового пространства Российской Федерации. Президенту РФ В.В. Путину удалось направить усилия всех ветвей власти на созидание, на укрепление могущества государства.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что за эти годы Республика Дагестан пережила целую эпоху, прошла путь, который при других обстоятельствах, возможно, занял бы не одно десятилетие. В сложнейших условиях республика практически заново создавала свою новую государственность, новую правовую базу, сделала значительный шаг на пути преобразования и укрепления системы государственной власти, развития местного самоуправления и демократических основ организации жизни общества.
Для федерального центра на сегодняшний день ключевыми являются задачи совершенствования российской государственности, укрепления законодательства в вопросах развития единого правового пространства Российской Федерации. В ходе совершенствования федерального законодательства (например, произошли изменения в избирательном законодательстве, в регулировании правовых основ российского гражданства, в регулировании полномочий высших и местных органов государственной власти и т.д.) появилась необходимость внесения дополнений и изменений в законодательство Республики Дагестан. Исходя из этих обстоятельств, по инициативе председателя Государственного Совета Республики Дагестан М.М. Магомедова, в Дагестане была начата конституционно-правовая реформа2.
Созданная для осуществления конституционно-правовой реформы Конституционная комиссия в довольно сжатые сроки выполнила возложенную на нее работу. На итоговом заседании комиссии пятого июля 2003 года после доклада начальника правового управления Государственного Совета Республики Дагестан руководителя рабочей группы Конституционной комиссии
М. Халитова было принято решение об одобрении в целом проекта новой Конституции с внесенными в нее поправками и с учетом сделанных замечаний, а также о предоставлении этого проекта Конституционному Собранию Республики Дагестан.
10 июля 2003 года в Махачкале состоялось заседание Конституционного Собрания Республики Дагестан, на повестке дня которого стояли два вопроса: 1) О пересмотре положений глав 1, 2 и 10 Конституции Республики Дагестан. 2) О принятии Конституции Республики Дагестан.
10 июля 2003 года Конституционное Собрание РД единогласно приняло Постановление №10 - КС о принятии Конституции Республики Дагестан. Новая Конституция вступила в действие с момента ее опубликования - 26 июля 2003 года3.
Конституция 2003 года закрепила основы конституционного строя, подтвердила основы правового статуса человека и гражданина, определила правовую природу Республики Дагестан как государства в составе Российской Федерации, утвердила высшие органы государственной власти республики, определила принципы их формирования и основы их правового положения, отрегулировала иные вопросы государственного строительства.
Одним из основных результатов принятия новой Конституции стало то, что Конституция установила систему и правовое положение законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти республики, в основном соответствующих основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией РФ и соответствующим федеральным законом. Это, в свою очередь, упрочило правовой фундамент Республики Дагестан4.
Одним из главных положений новой Конституции явилось введение поста президента Республики Дагестан. Права и полномочия президента зафиксированы в главе 5 Конституции (статьи 75-83). Согласно Конституции, президент
Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан и возглавляет исполнительную власть Республики Дагестан. Президент Республики Дагестан проводит политику, направленную на обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов, Конституции Республики Дагестан и законов Республики Дагестан, на обеспечение законности и правопорядка, на выполнение соглашений и договоров, заключенных от имени Республики Дагестан, на обеспечение равноправия народов, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, на сохранение единства и целостности Республики Дагестан.
Президент Республики Дагестан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также с Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан определяет основные направления развития Республики Дагестан.
Президент Республики Дагестан представляет Республику Дагестан в отношениях с федеральными органами государственной власти, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления. Он представляет Республику Дагестан при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом он вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики Дагестан.
Согласно Конституции 2003 года, президент Республики Дагестан избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Президентом Республики Дагестан может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность президента Республики Дагестан более чем на два срока подряд. Порядок избрания президента Республики Дагестан и его статус определяются законом Республики Дагестан5.
20 февраля 2006 года на 31-й (внеочередной) сессии Народного Собрания Республики Дагестан был избран первый президент Республики Дагестан. На пост главы республики был выбран Алиев Муху Гимбатович, занимавший до этого
должность председателя Народного Собрания Республики Дагестан.
Избрание первого президента Республики Дагестан явилось знаковым событием для республики. Как отметил в своей поздравительной телеграмме президент Российской Федерации В.В. Путин, перед избранным президентом стоят важные, масштабные задачи, от эффективного и своевременного решения которых зависит динамичное развитие региона, рост уровня жизни и благополучия людей6.
С избранием первого президента в республике продолжилась работа по решению важнейших политических и народнохозяйственных задач. В своем послании Народному Собранию Республики Дагестан в марте 2006 года президент Республики Дагестан М.Г. Алиев подчеркнул, что в последние годы проделана значительная работа по наращиванию экономического потенциала республики. Позитивные изменения наметились практически во всех отраслях народного хозяйства, повысился жизненный уровень населения. Сделан заметный шаг вперед в духовном развитии дагестанского общества, в укреплении дружбы и взаимопонимания между дагестанскими народами. Однако сегодня перед дагестанским обществом стоят новые масштабные задачи, на решение которых должны быть направлены усилия всех ветвей власти7.
Спустя два года после своего избрания, в марте 2008 года, президент Республики Дагестан М.Г. Алиев так оценивает деятельность высших органов власти республики: «Все это время мы совместно с правительством республики и депутатским корпусом работали над стратегическими перспективами, среднесрочными программами, годовыми планами. Другими словами, строили основательный фундамент для нашего многонационального дома. И если говорить о промежуточных результатах, то за это время мы сделали заметный шаг в достижении намеченного практически по всем показателям социально-экономического и общественно-политического развития республики»8.
Можно констатировать, что принятие Конституции Республики Дагестан 2003 года и избрание первого президента Республики Дагестан
явились новым этапом в развитии государственности Дагестана, в совершенствовании его правовой базы, в укреплении общественно-полити-
ческих отношений в республике и в обеспечении преемственности в развитии системы высших органов государственной власти республики.
Примечания
1 Халилов А.М., Магомедов Ш.Б. Государственное (конституционное) право Республики Дагестан. Махачкала, 1998. С. 283-290.
2 Исторический выбор дагестанского народа / Доклад председателя Конституционной комиссии председателя Госсовета РД М.М. Магомедова на Конституционном Собрании 10 июля 2003 года // Дагестанская правда. 2003. 11 июля.
3 Дагестанская правда. 2003. 11 июля.
4 Шапиева О.Г. Воплощая идеалы и ценности демократии // Дагестанская правда. 2004. 26 июля.
5 Конституция (Основной Закон) Республики Дагестан // Дагестанская правда. 2003. 26 июля.
6 Поздравительная телеграмма Президента РФ В.В. Путина Президенту РД М.Г. Алиеву // Дагестанская правда. 2006. 27 февраля.
7 Послание Президента РД М.Г. Алиева Народному Собранию РД // Дагестанская правда. 2006. 31 марта.
8 Алиев М.Г. Предстоит сделать гораздо больше, чем сделано // Дагестанская правда. 2008. 13 марта.
Truzhenikova Lyudmila THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE LATE XX AND EARLY XXI CENTURIES: EVOLUTION OF THE SUPREME STATE POWER
The author of the article analyses objective prerequisites and reasons for adoption of the Constitutions of the Republic of Dagestan of 1994 and 2003 and discloses the main powers and functions of the highest bodies of state power: the State Council of RD (by the Constitution of 1994) and the President of RD (by the Constitution of 2003). The author draws attention to the continuity in the process of reforming the supreme state power system in Dagestan.
Рецензент - Шубин С.И., доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова