1. Центральный государственный исторический архив. Ф. 131. Оп. 22. Д. 3. Л. 3об.-4, 5об.-6; Д. 9. Л. Зоб.-4, 7об.-8; Д. 34. Л. 23об.-24, 27об.-28; Д. 45. Л. 3об.-4, 5об., 6.
2. Егоров А. Страницы из прожитого. Одесса, 1913. С. 124.
3. Козлина Е.И. За полвека. 1862-1912. М., 1913. С. 94.
4. Найденов Н.А. Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном. М., 1905. Т. 2. С. 48.
5. Голицин В.М. Московский университет в 60-х гг. // Голос минувшего. 1917. № 11/12. С. 222.
6. Котляр Т. Всем выйти - суд идет! // Российская газета. 2001. 9 февр.
7. СМИ и судебная власть в России / под ред. А.К. Симонова. М., 1998. С. 180.
8. Копейка А.И. Выступление на семинаре «Современное российское информационное право» // Буква закона. Журнал судейского сообщества Рязанской области. 2005. № 4. С. 24.
9. Закатнова А. Спорьте с властью, вас рассудят // Российская газета. 2002. 7 июня.
10. Куликов В. Ваша честь - сама любезность // Российская газета. 2007. 27 июня.
11. Официальный сайт Владимирского областного суда. Режим доступа: http://oblsud.avo.ru. Загл. с экрана.
12. Гусев А. Открытое правосудие // Российская газета. 2006. 1 нояб.
13. Куликов В. Верховный суд открыл окно. Высшая судебная инстанция выдает служебные тайны гражданам // Российская газета. 2007. 19 июля.
14. Schwartz Herman The Struggle for Constitutional Justice in Post-Communist Europe. Chicago; L., 2000. P. 162.
Поступила в редакцию 21.02.2008 г.
Popova A.D. Publicity of justice and its influence on development of public consciousness (on the example of judicial reforms of 1864 and boundary of XX-XXI centuries). This article deals with realization of the principle of publicity of legal proceedings in Russia. The article analyzes the importance of this principle for development of public consciousness. The author has made comparison of two court reforms: 1864 and that of boundary ХХ-XXI centuries. The author used various materials: legislation, publications of the newspapers, documents of official sites of courts, results of sociological interrogation. She has made a conclusion, that in the given time the principle of publicity is realized in our country, but there are is a number of difficulties, and that the realization of the principle of publicity has the large importance for civil society formation.
Key words: judicial reform, public consciousness, publicity, legal awareness.
ОСНОВНОЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН 1994 г.: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ
Л. А. Труженикова
В представленной статье автор анализирует исторические причины разработки и принятия Конституции Республики Дагестан 1994 г. На основе документального и опубликованного материала автор приходит к выводу, что основные тенденции развития республики в переходный период рубежа 1980-1990-х гг. продиктовали необходимость проведения в республике конституционной реформы и принятия Конституции Дагестана 1994 г.
Ключевые слова: Конституция, Конституционная Комиссия, государственные отношения, органы государственной власти, национально-государственное строительство.
Политическая история современной России ведет свое начало от 12 декабря 1993 г. и знаменуется принятием Конституции Российской Федерации. Установив основы конституционного строя Российской Федерации, систему органов государственной власти и принципы их формирования, Конституция Российской Федерации 1993 г. отразила тем самым кардинальные перемены во всех на-
правлениях жизни общества: в экономике. политике и идеологии.
Проблема поиска путей развития и совершенствования общественного устройства в тот исторический отрезок времени стояла не только перед Российской Федерацией в целом, но и перед каждым из ее субъектов. Многочисленным субъектам России необходимо было своевременно конституционно
закрепить преобразования в экономической, социальной и политической сферах жизни общества и осуществить это таким образом, чтобы принятые законодательные акты служили надежной основой для его дальнейшего развития.
Республика Дагестан имеет богатый опыт конституционного строительства; при этом следует отметить, что принятие каждой Конституции знаменовало существенные изменения в жизни дагестанского общества, подводило итог предшествующему периоду, определяло качественно новый этап общественнополитического, социально-экономического и культурного развития республики, утверждало новые концепции государственного устройства или углубляло и совершенствовало прежние. Каждый из принятых и действовавших Основных законов (1921, 1927, 1937, 1978, 1994 гг.) рассматривался как определенная веха в становлении и развитии национальной государственности Дагестана, как поворотный пункт в жизни республики.
Сегодня дагестанское общество живет по Основному закону, принятому 10 июля 2003 г. и вступившему в действие с момента его опубликования - 26 июля 2003 г. Непосредственной предшественницей ныне действующей Конституции была Конституция, принятая 26 июля 1994 г. на первом в истории республики Конституционном собрании. Эта Конституция открыла новую страницу в развитии государственности многонационального дагестанского народа, ознаменовала вступление республики на путь демократического развития.
В сложных условиях начала 1990-х г. разработка и принятие Конституции были для республики не только выбором модели государственного устройства, но и, по большому счету, решением проблемы поиска новой идеи, способной консолидировать дагестанское общество, предохранить его в тот переломный момент истории от вполне реальной угрозы социально-политической дезинтеграции.
Конституция 1994 г. отразила в себе те кардинальные перемены, которые произошли в общественно-историческом развитии и государственно-политическом устройстве
страны. Она вобрала в себя такие общепризнанные фундаментальные принципы демократии, как правовое государство, граждан-
ское общество, многообразие форм собственности, провозгласила права и свободы человека как высшую ценность. Но самое главное состояло в том, что Конституция стала в тех непростых условиях ярким выражением непоколебимости исторического выбора и твердой воли дагестанского народа к сохранению единого и неделимого Дагестана в составе многонационального Российского государства. В то же время в Конституции Республики Дагестан 1994 г. удалось закрепить важнейшие нормы, отражающие исторически сложившуюся многонациональную специфику дагестанского общества [1].
В 1990-е гг. в республике произошли крупные изменения, затронувшие устои общественно-политической и социально-
экономической жизни Дагестана.
Радикальная экономическая реформа в промышленности республики, как и в других регионах страны, была начата в 1992 г. с процесса приватизации государственной собственности. К середине 1990-х гг. в Дагестане было приватизировано 33 % государственной собственности, но государственные предприятия продолжали оставаться основными производителями промышленной продукции. Наряду с государственными и акционерными предприятиями в республике появились частные малые предприятия, ассоциации, финансово-промышленные группы и другие образования, производившие промышленную продукцию различного назначения. Роль и значение этих производственных образований постоянно усиливались [2].
Однако изменение форм собственности повлекло за собой снижение эффективности производства. Сказалась и либерализация цен, осуществленная в 1992 г. и вызвавшая резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составил 50 % от уровня жизни населения начала 1990-х гг.
В 1996 г. объем промышленной продукции республики составил 23 % по сравнению с 1990 г., в т. ч. объем продукции машиностроения - 11,7 %, легкой промышленности -3,3 %. В энергетическом комплексе эти показатели были выше: в электроэнергетике -79,9 %, в нефтедобывающей промышленности - 60,4 %. В 1994 г. Дагестан по уровню
спада производства в промышленности занимал 10 место в России [3].
Крайне негативно на переориентации и развитии отраслей индустрии, как и всей экономики Дагестана, сказалось сокращение объемов ее финансирования. По данным Госкомстата России в Дагестане объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования в 1992 г. сократился на 40 %, в 1993 г. - на 12 %, в 1994 г. - на 26 %. Удельный вес федеральных источников финансирования в общем объеме инвестиций в основной капитал республики снизился с 6371 % в 1993-1994 гг. до 14,7 % в 1996 г. [4]. Следствием этого явилось сокращение объемов промышленного строительства, а также ухудшение состояния основных фондов отраслей индустрии. В первую очередь это относилось к предприятиям машиностроения, особенно оборонных отраслей, а также пищевой и легкой промышленности. В них наиболее высока была изношенность оборудования, машин и механизмов. Свыше двух третей оборудования и станочного парка простаивало. По существу, многие промышленные предприятия республики, особенно машиностроительного комплекса, потеряли свое ведущее положение, вырабатываемая ими продукция оказалась неконкурентоспособной.
В новых условиях предприятия отраслей индустрии Дагестана, сокращая производство, приостанавливая или полностью прекращая свою деятельность, вынуждены были увольнять значительную часть производственного персонала. Увеличение безработицы и в без того трудоизбыточном регионе тяжело отразилось на материальном положении населения, усилило социальную напряженность в республике.
Трудности в развитии индустрии и других отраслей народного хозяйства республики были усугублены межнациональными конфликтами, а также тем, что Дагестан из-за напряженных событий на Кавказе оказался в экономической блокаде вследствие нарушения железнодорожного и автомобильного сообщения с центром страны.
Властные структуры республики, руководители отраслевых министерств, ведомств и предприятий, несмотря на кризис, охвативший экономику региона и страны, прилагали значительные усилия по приостановке
спада производства и по структурной перестройке промышленности, переориентируя ее на выпуск конечной продукции, удовлетворяющей, в первую очередь, запросы местного населения. На машиностроительных предприятиях Дагестана за 1995-1996 гг. был освоен выпуск более 100 новых видов продукции, в это же время было снято с производства более 70 видов убыточной продукции. В 1997 г. доля выпуска гражданской продукции в общем объеме производства достигла 57 % против 30 % в 1988 г. [5].
Экономические преобразования в государстве затронули и сферу сельскохозяйственного производства. С начала осуществления радикальной экономической реформы началось падение его объемов и в Дагестане, но все же в меньших масштабах, чем в целом по стране. В 1995 г. по сравнению с 1990 г. объем валовой продукции сельского хозяйства в республике уменьшился на 23 %. В значительной степени это было обусловлено тем, что аграрный сектор Дагестана еще до начала рыночных реформ давал немалую часть продовольствия, производимого личными подсобными хозяйствами граждан. Эти хозяйства в рыночных отношениях оказались более устойчивыми по сравнению с сельхозпредприятиями общественного сектора. Число таких хозяйств к 1995 г. выросло в 1,3 раза по сравнению с 1990 г. [6].
С начала 1990-х гг. тенденция расширения личных подсобных хозяйств граждан укрепилась, а их роль в производстве сельскохозяйственной продукции в республике заметно повысилась. В это же время начали зарождаться фермерские хозяйства, которые должны были стать основными производителями сельскохозяйственной продукции.
Однако к 1995 г. в Дагестане непосредственно сельскохозяйственным производством занималось не более трети крестьянских (фермерских) хозяйств. Одной из причин, сдерживавших развитие фермерских хозяйств в республике, оставалась земельная проблема. И все же, несмотря на организационные, материально-финансовые и иные трудности, рост фермерских хозяйств продолжался [2, с. 614-615].
Кризис, разразившийся в сельском хозяйстве страны в начале 1990-х годов, был обусловлен резким сокращением государственного финансирования агропромышленного
комплекса и диспаритетом цен на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию. Валовые сборы зерновых культур в общественных хозяйствах Дагестана уменьшились с 5 млн ц в 1990 г. до 2728 тыс. ц в 1994 г. Урожайность зерновых с 1 га за этот период упала с 24,5 ц до 14,2 ц. Серьезный урон был нанесен садоводству и виноградарству республики, еще более существенные потери понесло животноводство.
Вместе с тем высшие органы власти республики и власти на местах старались проводить политику, направленную на поддержание сельскохозяйственного комплекса. Это позволило уже во второй половине 1990-х гг. в определенной степени преодолеть многие неблагоприятные тенденции в развитии агропромышленного комплекса республики.
Политические преобразования и экономические реформы в стране и республике обусловили изменения и в общественнополитической жизни Дагестана, в котором, как и во всей стране, возникла многопартийность, усилились роль и влияние религиозных объединений, появились национальные движения, активизировалась деятельность независимых профсоюзов и т. д.
Еще с конца 1980-х гг. было начато реформирование структуры государственной власти в стране. Это реформирование происходило также в союзных и автономных республиках. В 1991 г. Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика была преобразована в Республику Дагестан.
Обобщая вышеизложенное, мы можем констатировать, что социально-экономические и общественно-политические изменения в стране и республике продиктовали необходимость начала конституционных преобразований, т. к. конституции советского периода, принятые в 1977-1978 гг., даже с внесенными в них поправками, уже не соответствовали реалиям исторической обстановки.
Вопрос о разработке новой Конституции Республики Дагестан был поставлен Президиумом Верховного Совета Республики Дагестан в конце 1991 г. [7]. К весне 1992 г. были подготовлены четыре проекта Конституции. В августе 1992 г. на сессии Верховного совета Республики Дагестан были одобрены основные положения сводного проекта. На съезде народов Дагестана, проходившем в
ноябре 1992 г., основные положения проекта были также одобрены [8].
Работа над проектом нового Основного закона Республики Дагестан активизировалась после принятия 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме Конституции Российской Федерации.
Говоря о необходимости принятия новой Конституции республики, Председатель Постоянной комиссии Верховного Совета Республики Дагестан М.Х. Халитов отмечал, что «Республика Дагестан - государство в составе Российской Федерации, которая с декабря 1993 г. живет по новой Конституции, имеющей прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституции республик в составе РФ, естественно, должны по принципиальным вопросам соответствовать федеральной Конституции.
Конституционное соответствие требуется для того, чтобы обеспечить механизмы функционирования целостного государства, соблюсти демократические принципы организации власти, права человека. В полном соответствии с Конституцией РФ должны находиться народовластие, верховенство права, разделение властей, многообразие форм экономической собственности, незыблемость границ и социальный характер государства.
Конституционного закрепления требует и положение о вхождении республики в состав Российской Федерации, и признание установленного разграничения предметов ведения и полномочий РФ и республики. Обязательным для проекта новой Конституции Республики Дагестан стандартом, основанием, на котором следует строить систему основных прав граждан республики в составе РФ, должен служить объем прав и свобод граждан, установленный в Конституции Российской Федерации» [9].
Подготовленный проект Конституции Республики Дагестан был внесен на обсуждение XXV сессии Верховного Совета Республики Дагестан. По мнению члена Конституционной Комиссии академика Э.З. Эмир-бекова, «...в результате кропотливой работы членов Конституционной Комиссии, ее рабочей группы, ученых-юристов, мы имеем законченный вариант проекта Конституции Республики Дагестан. Этот проект прошел всенародное обсуждение, в нем в основном учтены пожелания, мнения, интересы боль-
шинства народных депутатов республики, членов Конституционной Комиссии, представителей национальных движений. Считаю, что проект вполне заслуживает утверждения на сессии Верховного Совета Республики Дагестан» [10].
Текст проекта был опубликован в печати для всенародного обсуждения. Доработанный проект был представлен на рассмотрение Верховного Совета РД 10 июня 1994 г., где получил единодушную поддержку. Сессия Верховного Совета поручила Конституционной Комиссии учесть в проекте высказанные предложения и замечания и внести его на рассмотрение Конституционного Собрания Республики Дагестан.
10 июня 1994 г. Верховный Совет Республики Дагестан принял Закон РД «О Конституционном Собрании». Фактически это был новый институт в практике органов государственной власти Дагестана. Конституционное Собрание созывалось исключительно с целью принятия новой Конституции Республики Дагестан, а также избрания Государственного Совета РД и его Председателя. На этот представительный орган, формируемый из числа депутатов дагестанского парламента и выборщиков, избираемых представительными органами местного самоуправления пропорционально числу депутатов республиканского парламента от данной местности, возлагались также вопросы отрешения от должности Председателя или членов Государственного Совета Республики Дагестан [11].
26 июля 1994 г. Конституционное Собрание Республики Дагестан приняло новую, пятую в истории республики, Конституцию. Это явилось важнейшим событием в жизни Дагестана. В Статье первой новой Конституции провозглашалось, что «Республика Дагестан есть суверенное, единое, демократическое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана» [12].
Согласно Конституции, государственную власть в Республике Дагестан осуществляют Народное Собрание Республики Дагестан, Государственный Совет Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, суды Республики Дагестан. Народное Собрание -парламент Республики Дагестан - является представительным и законодательным орга-
ном государственной власти Республики Дагестан. Оно состоит из 121 депутата, избранного прямым всеобщим равным и тайным голосованием гражданами, обладающими избирательным правом. Народное Собрание Республики Дагестан избирается на четыре года. Первым Председателем Народного Собрания Республики Дагестан был избран М.Г. Алиев.
Государственный Совет Республики Дагестан возглавляет исполнительную власть и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти Республики Дагестан. Он состоит из 14 человек. Состав Государственного Совета формируется Конституционным Собранием Республики Дагестан. Госсовет РД также избирается сроком на четыре года. Первым Председателем Государственного Совета Республики Дагестан был избран М.М. Магомедов.
Правительство Республики Дагестан -исполнительный и распорядительный орган государственной власти - образуется Государственным Советом РД. Правительство Республики Дагестан ответственно перед Госсоветом и Народным Собранием РД. Председателем Правительства был утвержден А.М. Мирзабеков.
Правосудие в Дагестане осуществляется только судом. Судебную систему Республики Дагестан составляют: Конституционный Суд РД, Верховный Суд РД, Высший Арбитражный Суд РД, районные и городские суды Республики Дагестан [12, с. 21, 27, 28, 34-36, 39].
Говоря о значимости принятия нового Основного Закона Республики Дагестан, мы можем отметить, что Конституция 1994 г. разрабатывалась на фоне сложного и противоречивого процесса становления новой российской государственности, процесса, который характеризовался децентрализацией и ослаблением власти, обострением межнациональных отношений в стране, глубоким кризисом во всех сферах жизни общества.
Можно утверждать, что принятая в 1994 г. Конституция явилась важнейшим в истории республики политическим актом. По словам ныне Почетного Председателя Государственного Совета РД М.М. Магомедова, Конституция 1994 г. стала основой сохранения мира и согласия в обществе, позволила Дагестану избежать опасных политических крайностей, правильно выбрать приоритеты своего
дальнейшего государственно-политического
развития [13].
Сегодня можно констатировать, что рубеж ХХ-ХХ1 вв. был отмечен новыми подходами федерального центра к проблемам развития российской государственности и его субъектов. Эти подходы были направлены на укрепление государства, совершенствование политической системы, повышение ответственности за строгое соблюдение норм Конституции Российской Федерации и российского законодательства [14].
За четырнадцать лет, прошедших с момента принятия Конституции 1994 г., произошли серьезные перемены в общественнополитической жизни Российской Федерации и Республики Дагестан. В связи с этим возникла необходимость проведения конституционно-правовой реформы, главным результатом которой должно было стать принятие новой Конституции.
10 июля 2003 г. Конституционным Собранием Республики Дагестан была принята шестая в истории республики Конституция, что явилось новым этапом в развитии государственности Дагестана, формировании гражданского общества и создании современной нормативно-правовой базы республики.
Конституция РД 2003 г. представляет собой Основной закон государства - Республики Дагестан. Она закрепляет основы существующего конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, статус Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации, систему, принципы организации и деятельности, а также полномочия органов государственной власти, местного самоуправления. По оценке министра юстиции РД А.Т. Рагимова, Конституция написана с учетом основных принципов Конституции РФ и федерального законодательства [15].
С принятием новой Конституции конституционно-правовая реформа в Дагестане не закончилась. Продолжается большая работа по приведению законодательства Республики Дагестан в соответствие с принятой Конституцией республики, по принятию новых законодательных актов и внесению изменений в действующие законы.
С действующей ныне Конституцией 2003 г. дагестанский народ связывает свою уверенность в дальнейшем продвижении дагестанского общества по пути расширения
демократии, укрепления права, эффективного развития экономики и социальной сферы.
Как показывает мировой и отечественный опыт, не существует идеальных конституций, основные законы государств всего мира периодически подвергаются пересмотру и изменениям. И всякий раз новый документ отмечает определенную веху в жизни общества, новый этап в развитии его государственности.
Поэтому, отмечая значимость принятой в 1994 г. Конституции Республики Дагестан, мы констатируем, что эта Конституция сформировала решающие политические предпосылки и основы для успешной реализации стратегии национально-государственного развития Дагестана. Она укрепила дагестанскую государственность, зафиксировала неотчуждаемый статус республики как государства - субъекта Российской Федерации и активного участника общероссийского политического процесса, обеспечивая при этом устойчивую национально-политическую консолидацию ее народов. Конституция Дагестана 1994 г. стала документом, открывшим новый этап в развитии единой государственности народностей, проживающих на территории республики [16].
1. Новая страница в развитии государственности многонационального дагестанского народа: Доклад Председателя Государственного Совета РД М.М. Магомедова на торжественном собрании 23 июля 1999 г. // Дагестанская правда. 1999. 24 июля.
2. История Дагестана с древнейших времен до наших дней: в 2 т. Т. 2: История Дагестана в XX веке. Махачкала, 2005. С. 608-609.
3. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 1996 г. Махачкала, 1997. С. 11.
4. Ахмедов А.А. Сущность проблемы экономической безопасности Республики Дагестан // Экономическая безопасность Дагестана. Махачкала, 1998. С. 16.
5. Дагестанская правда. 1997. 3 сент.
6. Османов А.И., Искендеров Г.А. Дагестанское село: экономика, культура. Социальная инфраструктура (70-80-е гг. XX в.). Махачкала, 1997. С. 332.
7. Халилов А.М., Магомедов Ш.Б., Омаров А.Р. Национально-государственное устройство Республики Дагестан в составе Российской Федерации. Махачкала, 1995. С. 172.
8. Халилов А.М., Магомедов Ш.Б. Государственное (конституционное) право Республики Дагестан. Махачкала, 1998. С. 62-63.
9. Халитов М.Х. Конституционная реформа: максимально учитывая мнения и позиции // Дагестанская правда. 1994. 9 июня.
10. Эмирбеков Э.З. Национальное - не в ранге государственного // Дагестанская правда. 1994. 10 июня.
11. Ризванов Р. Государственный Совет Республики Дагестан. Очерки деятельности. Махачкала, 2002. С. 19.
12. Конституция (Основной закон) Республики Дагестан. Махачкала, 1994. С. 2.
13. Дагестанская правда. 2003. 11 июля.
14. Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития: в 2 кн. Кн. 1: Историко-географическая характеристика, административное устройство, разви-
тие промышленности и сельского хозяйства Дагестана. Махачкала, 2006. С. 126.
15. Дагестанская правда. 2003. 26 июля.
16. Дагестанская правда. 2000. 18 июля.
Поступила в редакцию 29.05.2008 г.
Truzhenikova L.A. Basic law of Daghestan Republic of 1994: historical prerequisites of development and adoption. In the article the author analyses historical causes of development and adoption of the Constitution of Daghestan Republic of 1994. Basing on documental and published materials the author concludes that the main tendencies of the republic development in transitional period of 1980— 1990-ies made it necessary to carry out a constitutional reform in the republic and to adopt the Daghestan Constitution of 1994.
Key words: Constitution, Constitutional Committee, state relations, organs of state power, national-state development.