Научная статья на тему 'Особенности системы государственной власти в Республике Дагестан'

Особенности системы государственной власти в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1852
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО / ДАГЕСТАН / КОНСТИТУЦИЯ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНОПОЛИТИКА / ПРОЦЕСС СТАБИЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСТВА / STATE LEADERSHIP / DAGESTAN / CONSTITUTION / ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION / POLYETHNICITY / ETHNOPOLITICS / THE PROCESS OF STABILIZATION OF PRESIDENCY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Залесны Яцек

Данный анализ посвящен проблеме динамики политического руководства в Дагестане. Выдвинут тезис о том, что формирование политического руководства Дагестана в качестве суверенного субъекта Российской Федерации находится в тесной зависимости от этнической структуры Дагестана. Многонациональность Дагестана является ключевым фактором, определяющим характер политического выбора и выполняющим гораздо более важную роль, чем универсальные политические модели, характерные для других республик в составе Российской Федерации. «Казус» Дагестана прекрасно иллюстрирует тезис о том, что, хотя эффективная политическая система должна обращаться к универсальным моделям поведения, она не может игнорировать местные традиции. В противном случае система не сможет повлиять на конкретные модели поведения участников политических отношений. Для того чтобы избежать подобного рода ловушки, депутаты Дагестана объединены идеей формирования сильного политического руководства с размещением его в мультиэтнической социальной структуре Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present analysis is devoted to the problem of the dynamics of political leadership in Dagestan. A thesis is put forward that the formation of political leadership of Dagestan as a sovereign entity of the Russian Federation is closely dependent on the ethnic structure of Dagestan. The multi-ethnicity of Dagestan is a key factor determining the character of the political choices. It performs a much more important role that using the universal political models, characteristic of other republics of the Russian Federation. The casus of Dagestan perfectly illustrates the thesis that although an effective political system should refer to the universal models of behaviour, it cannot disregard what is local and familiar. Otherwise, it will be either dysfunctional or unreal and it will not affect concrete behaviours of the participants in political relations. In order to avoid this type of trap, the Dagestan lawmaker united building a strong political leadership with placing it within the multi-ethnical social structure of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Особенности системы государственной власти в Республике Дагестан»

Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право

29

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

ЗАЛЕСНЫ Яцек

Аннотация. Данный анализ посвящен проблеме динамики политического руководства в Дагестане. Выдвинут тезис о том, что формирование политического руководства Дагестана в качестве суверенного субъекта Российской Федерации находится в тесной зависимости от этнической структуры Дагестана. Многонациональность Дагестана является ключевым фактором, определяющим характер политического выбора и выполняющим гораздо более важную роль, чем универсальные политические модели, характерные для других республик в составе Российской Федерации. «Казус» Дагестана прекрасно иллюстрирует тезис о том, что, хотя эффективная политическая система должна обращаться к универсальным моделям поведения, она не может игнорировать местные традиции. В противном случае система не сможет повлиять на конкретные модели поведения участников политических отношений. Для того чтобы избежать подобного рода ловушки, депутаты Дагестана объединены идеей формирования сильного политического руководства с размещением его в мультиэтнической социальной структуре Дагестана.

Annotation. The present analysis is devoted to the problem of the dynamics ofpolitical leadership in Dagestan. A thesis is put forward that the formation of political leadership of Dagestan as a sovereign entity of the Russian Federation is closely dependent on the ethnic structure of Dagestan. The multiethnicity of Dagestan is a key factor determining the character of the political choices. It performs a much more important role that using the universal political models, characteristic of other republics of the Russian Federation. The casus of Dagestan perfectly illustrates the thesis that although an effective political system should refer to the universal models of behaviour, it cannot disregard what is local and familiar. Otherwise, it will be either dysfunctional or unreal and it will not affect concrete behaviours of the participants in political relations. In order to avoid this type of trap, the Dagestan lawmaker united building a strong political leadership with placing it within the multi-ethnical social structure of Dagestan.

Ключевые слова: государственное руководство, Дагестан, конституция, субъект Российской Федерации, полиэтничность, этнополитика, процесс стабилизации президентства.

Key words: state leadership, Dagestan, constitution, entity of the Russian Federation, polyethnicity, ethnopolitics, the process of stabilization ofpresidency.

Вводные замечания

Государственный строй Российской Федерации гарантирует национальным республикам автономию в управлении внутренними вопросами. Каждая из этих республик устанавливает систему органов власти, определенную рамками федерального права. Метод применения на федеральном уровне моделей функционирования (стандартов действий) обусловлен выбором, осуществляемым на республиканском уровне - ценностями, разделяемыми в регионах. На практике это означает, что вопрос выбора пути развития и формирования общественных отношений, формирование собственной государственности стоит не только перед Российской Федерацией в целом, но и перед каждым из входящих в ее состав субъ-

ектов, включая национальные республики Северного Кавказа. В то же время нет сомнений, что среди ключевых вопросов системы власти республик региона главную роль играет мотив политического лидерства.

Политическое руководство Дагестана необходимо рассматривать в контексте его национальной и социальной многогранности. В отличие от многих других субъектов Российской Федерации, они значительно обуславливают политический строй республики и являются определяющими факторами как для его формирования, так и трансформации, оказывая воздействие также на нестабильность местной полиморфной общественности. Дагестан представляет собой сложный многоэтнический, а вместе с тем один из наиболее социально

30

Юридическая наука. 2015. № 1

и экономически отсталых субъектов Российской Федерации, в котором массовая нищета сосуществует с богатством олигархов1. В мировом масштабе сложно найти настолько неоднородное в национальном аспекте государственное формирование. Именно поэтому Дагестан иногда метафорично определяют как «Россию в миниатюре»1 2. На относительно небольшой его территории проживает около ста национальностей, тридцать из них являются коренными народами, из которых четырнадцать были признаны титульными нациями. Двенадцать языков имеют статус государственного. При этом каждая из национальностей Дагестана имеет собственный стиль жизни, историю, культуру, мифы, легенды, национальную одежду, обычаи, религию и т.д.; собственные представления о природе необходимого общественного строя. В контексте национальной многогранности республики остается актуальным вопрос о сохранении ее территориальной интегральности как составной части Российской Федерации3. Неизменность унитарной формы государственного устройства Дагестана с одновременным сохранением самоидентификации его национальностей и этнических групп - это задание, определяющее рамки политического руководства Дагестана и обосновывающее его смысл в данной персональной конфигурации.

Дагестан оказался в числе тех субъектов Российской Федерации, в которых политические изменения происходили в последнюю очередь. Они выражались, в том числе, в потребности разработки и принятия собственной конституции, определяющей политическое устройство Дагестана как одной из республик Российской Федерации. Работы над новой конституцией были начаты с созданием 27 июля 1990 года конституционной комиссии Верховным Советом Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. Во главе стал Председатель Верховного Совета - Магомедали

1 См.: Кисриев Э. Дагестан: причины конфликтов и факторы стабильности. URL : http://podelise.ru/docs/index-24877095-1.html

2 См.: Алиханова С.А Формирование партийно-политической системы Республики Дагестан в контексте общероссийского политического строительства (1991-2004 гг.) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 66.

3 См.: Алиева З.А. Система органов государственной власти Республики Дагестан на современном этапе : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 17.

Магомедович Магомедов. В июле 1992 года данная комиссия завершила работу над проектом новой конституции, а 31 июля Верховный Совет республики одобрил основные принципы данного проекта и принял решение о созыве в ноябре 1992 года Съезда народов Дагестана. 14 ноября делегаты Съезда одобрили проект конституции и рекомендовали его к дальнейшим работам конституционной комиссии при Верховном Совете, с учетом выводов и замечаний Съезда народов Дагестана и результатов общенациональных общественных консультаций.

После вступления в силу Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года проект Конституции Дагестана был проанализирован в аспекте совместимости с федеральной конституцией, одобрен Верховным Советом и передан к принятию Конституционному Собранию Республики Дагестан, созванному на основании положений закона от 10 июня 1994 года о Конституционном Собрании Республики Дагестан4. 26 июля 1994 года Конституционное Собрание приняло Конституцию Республики Дагестан. Как республиканская конституция она должна быть совместима с правовыми положениями, предусмотренными федеральной конституцией. Тем не менее, в политической действительности 90-х годов XX века проявились серьезные тенденции ухода от федерализации российской политической системы, включая также и Дагестан. Центральная власть в умеренной степени вправе была оказывать влияние на происходящие там процессы построения политического режима, фактически отдельного по отношению к федеральному. Следовательно, форма разработанных механизмов принятия решений представляла собой главным образом выражение решений дагестанских политических элит, а не результат согласований, принятых на линии центральная - региональная власть, что характерно для федеральных государств.

В поиске эффективного политического руководства

Тем не менее, Дагестан как составная часть Российской Федерации не мог остаться полностью в стороне от принципов федеральной конституции, из которых главенствующей

4 В состав Конституционного Собрания вошли депутаты дагестанского парламента и представители местных общин, избираемые с учетом национального критерия.

Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право

31

является норма раздела власти. В результате -в Конституции Республики определена система власти на основании ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Ее положения также гласят о самостоятельности отдельных ветвей власти. Это означало, что ни одна из них не вправе вмешиваться в компетенции другой ветви власти5. Насколько само разделение власти не вызывало никаких возражений у депутатов, настолько проблематичным оказался вопрос выбора формы власти. Рассматривался вопрос о том, к какой из классических форм управления или их трансформаций следует обратится, а также какие последствия для государственного устройства может вызвать адаптация принятого решения об устройстве государства в самом Дагестане.

Во время конституционных работ самые горячие споры касались системы власти и управления, раздела компетенций между парламентом и главой государства. Рассматривались также альтернативные решения, касающиеся главы государства: должен ли этот пост занимать президент6, или же это должен быть коллегиальный орган7? Немаловажен тот факт, что формирующий политическую идентификацию Дагестана мотив главы государства анализировался не только политическими элитами. В этом вопросе обратились также к мнению суверена. В отличие от многих других постсоветских субъектов, использование института референдума должно было быть не столько видом подтверждения выбора государственного устройства, осуществленного политическими элитами8, сколько фактически осуществляемым выбором, несмотря на то, какое решение примет народ Дагестана. Результаты проведенных по данному вопросу референдумов проиллюстрировали серьезные расхождения институциональных потребностей политических элит и суверена. Элиты вы-

5 См.: Лугуева Н.К. Институт исполнительной власти в субъекте Российской Федерации (на примере Республики Дагестан) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 84.

6 Более широко на тему: Кокорхоева Д.С. Политическая институционализация органов государственной власти субъектов Российской Федерации (на материалах республик) : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. С. 276.

7 Более широко на тему: Бекишиева С.Р. Теоретические проблемы правовой системы Республики Дагестан : дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2005. С. 107.

8 Ср. Залесны Я. Институционализация политического лидерства в постсоветских странах Центральной Азии // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 5.

ступили за единоличное руководство государ-ством9. Данная позиция, однако, не имела поддержки у народа республики. 28 июня 1992 года на референдуме подавляющим большинством голосов (87,9 %)10 11 был отклонен институт республиканского президента (избираемого на всеобщих выборах). Вследствие разочарования политических элит результатом референдума 12 декабря 1993 года - вместе с референдумом по вопросу принятия новой Конституции Российской Федерации - народ Дагестана снова голосовал относительно установления института президента (избираемого на всеобщих выборах) и снова отклонил его подавляющим большинством голосов. Перевесили опасения чрезмерной концентрации власти президентом и связанными с этим отклонениями в ее реализации, неспособностью уравновешивания президентской власти компетенциями других органов государственной власти. Обращалось внимание на то, что сильной президентуре может сопутствовать консервация власти обособленной от общества номенклатуры. В данном вопросе важную роль играл опыт периода управления советским партийно-

бюрократическим аппаратом, в котором доминировали представители одной или двух на-циональностей11. Учитывались также мотивы в пользу коллегиального главы государства. Планировалось, что все члены проектируемого института будут иметь одинаковые компетенции и будут руководить им по очереди. Таким образом, каждая из четырнадцати титульных наций могла бы рассчитывать на то, что в будущем ее представитель будет представлять Дагестан, что стало бы ярким утверждением эффективного сотрудничества национальностей Дагестана. Будущее трансформировало это предположение12. Оно показало, что характер политического руководства Дагестана не может абстрагироваться от политической культуры республики, равно как и региона,

9 См.: Корзенников В.Н. Становление и развитие государственности северокавказских республик в 90-е годы XX века (на примере Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Дагестан) : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 82.

10 Данные согласно: Брюс Уэр Р., Кисриев Э. Согнуться, но не сломаться: нужен ли Дагестану институт президентства? URL : http://www.ca-c.org/joumal/2003/joumal_ms/cac-04/07.warems.shtml

11 См.: Садыки М.-А. М.-Г. Концепция новой политической самоидентификации Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 164.

12 Ср.: Алиева З.А. Указ. соч. С. 41.

32

Юридическая наука. 2015. № 1

и Российской Федерации, предпочитающих единоличное, а не коллегиальное управление, а также основанное на олигархической практике использование хозяйственных ресурсов.

В процессе формирования системы власти была принята оригинальная концепция высшего органа республиканской исполнительной власти. Победила идея создания коллегиального высшего органа исполнительной власти, то есть Государственного Совета13. Он не имел соответствия ни на уровне федеральной власти, ни в остальных республиках, у руководства которыми стоял президент - соответственно, федеральный или республиканский. «Коллегиальные главы государств» данного типа были характерной чертой государственного устройства коммунистических государств. Но там они имели объяснение, отличное от Дагестана. Они следовали принципу коллегиальности государственной власти как фундаменту устройства коммунистического государства, являющейся противоположностью единоличных органов. В Дагестане в свою очередь отказ от института президента как руководителя государства и выбор коллегиального главы государства были следствием национальной разнородности населения и опасений риска привилегированной позиции одной из национальных групп ценой дестабилизации местных этнических отношений. Авторы конституции усматривали в этом опасность нарушения и так до сих пор хрупкого полиэтнического равновесия, являющегося необходимым условием сохранения внутреннего мира, стабильности и интегральности Дагестана.

Кроме устремления ключевых политических лиц республики к авторитарным тенденциям и управлению личности, препятствием стала национальная и культурная мозаика Да-

13 Главой государства автором конституции был признан «Председатель Государственного Совета», но в то же время, задания, соответственные для главы государства, доверил выполнять Государственному Совету. Именно поэтому в литературе по данному вопросу нет единого мнения относительно факта, выполнял ли функции главы государства Государственный Совет или их реализовал Председатель Государственного Совета. См., например: Магдилов М.М. Теоретико-правовые проблемы разделения властей в субъектах Российской Федерации (по материалам Республики Дагестан) : дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2004. С. 98-99 ; Хаджаров Р.Х. Становление и развитие конституционного строя в Республике Дагестан : дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2004. С. 118 ; Курамагомедова М.М. Конституционно-правовое развитие Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. С. 109.

гестана, чувствительная к вынесению на пьедестал представителя одной из национальностей ценой подчиненной позиции других. Таким образом, можно говорить о процессе институционализации различий и этических антиномий на уровне механизмов принятий решений. Применение принципа этнического баланса, другими словами, паритета в участии во власти должно было служить сохранению этнических пропорций в процессе формирования персонального состава органов власти как подтверждения определенной парадигмы построения собственной самоидентификации государственного устройства14. Данная парадигма воспринималась как условие, выполнение которого должно было сделать возможным мирное сосуществование полиэтнического общества. Это обусловило принятие решения о создании коллегиального органа, сформированного из 14 членов, то есть количества, соответствующего числу титульных наций, с нормативно артикулируемой формулировкой, что каждая из 14 титульных наций должна быть представлена в Государственном Сове-те15. В то же время законодатель оговорил, что в состав Совета не может входить более одного представителя титульной нации. Персональная структура Государственного Совета должна символически представлять не только многонациональность Дагестана, но - что не менее важно - равное отношение ко всем титульным нациям16 *. Логика создания Государственного Совета является эмпирическим подтверждением тезиса, артикулируемого современным конституционализмом: в построении эффективных механизмов управления конституционные стандарты, универсальные для современных государств, должны сосуществовать с отечественными решениями, отвечающими локальным условиям и потребностям. Абстрагирование от последнего условия делает политическое устройство несоответственным местным вызовам и, в связи с этим, - не-

14 Цуциев А. Дагестан: социально-политические процессы. URL : http://kumukia.ru/?id=764. С. 6.

15 См.: Кисриев Э.Ф. Почему Дагестан оказался стабильным, а Чечня - нет // Кавказский сборник. Т. 1 / под ред. Н.Ю. Силаева. М., 2004. С. 238 ; Лугуева Н.К. Указ. соч. С. 105 ; Хайрулаев Х.Р. Республика Дагестан в системе федеративных отношений Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 115.

16 См.: Саидов А.А. Основные проблемы трансформирующейся политической системы Республики Дагестан : дис. ...

канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 84.

Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право

33

функциональным, в частности в этнополитических и многоконфессиональных республиках. Конституционное устройство, далекое от местных общественных условий, становится политической фикцией, не находящей развития в реальной политической деятельности. Возникает опасность того, что фактические механизмы управления основаны на ценностях, отличных от требуемых конституцией, что будет доходить до разрушения нормативных рамок функционирования государства.

Конституционный характер Государственного Совета

Состав Государственного Совета (председателя и членов) не выбирало население Дагестана путем всеобщих выборов, он был избран Конституционным Собранием. Непрямая политическая легитимизация делала членов Государственного Совета фаворитами властных элит, а вместе с тем зависимыми лицами от политических разделов в данных элитах, вовлеченными в местные схемы интересов, служащие их защите. В состав Совета из правительства входил также его председатель.

Члены Государственного Совета также имели неприкосновенность. Они не могли быть привлечены к уголовной и административной ответственности, задержаны или арестованы без согласия Государственного Совета, за исключением взятия на месте преступления. Иммунитет отклонялся Государственным Советом по предложению прокурора Республики. Лица, входящие в состав Совета, имели материальный иммунитет. Не несли уголовной и административной ответственности за деятельность, осуществляемую на посту члена Государственного Совета.

Членов Государственного Совета обязывал принцип несовместимости. Они не могли одновременно быть депутатами парламента, членами правительства (за исключением председателя, который, согласно правовым нормам, выполнял функции вице-председателя Государственного Совета), судьями. Что касается запрета вхождения членам правительства в состав Государственного Совета, то он следовал из того факта, что Совет находился во главе исполнительной власти Дагестана, а чле-

17

ны правительства реализовали эту власть .

Члены Государственного Совета не выполняли своих профессиональных обязанностей, не

17 Ср.: Лугуева Н.К. Указ. соч. С. 111.

получали также вознаграждение. Данная ситуация негативно отражалась на их отношениях с органами государственной власти и их представителями. Реализуясь профессионально на своем посту, члены Государственного Совета нередко оказывались в непосредственном или опосредованном подчинении по отношению к органам государственной власти и высокопоставленным чиновникам, относительно которых Госсовет формально находился в позиции руководства. В связи с этим они были на несовместимых ролях. С одной стороны, находились в позиции руководства относительно органов государственной власти и их высокопоставленных чиновников, с другой - были в отношении подчинения, что негативно воздействовало на способность к эффективной реализации членства в Государственном Совете. Данное положение вещей в общественном восприятии вызывало убежденность в том, что часть из членов Государственного Совета контролирует деятельность органов, в которых работает, что ставило на повестку дня вопрос об основательности и эффективности их деятельности, фактическую возможность реализации возложенных обязанностей и конституционных заданий и тем самым подтачивало общественное доверие к самому Государственному Совету. На время исполнения своих служебных обязанностей члены Государственного Совета приостанавливали членство в политических партиях и обществах, что должно было их укрепить относительно субъективных моментов и способствовать формированию позиций, отражающих пользу полиэтническому обществу. Однако в действительности относительно второстепенности политических разделов, вытесненных этническими и клановыми разделами, предметный запрет не имел большого значения.

В случае отстранения председателя Государственного Совета от должности, отставки, невозможности в дальнейшем занятия данного поста, равно как и в случае смерти, данную должность занимал председатель правительства, а если это было невозможно, - председатель Народного Собрания.

Государственный Совет находился на вершине исполнительной власти, вместе с тем обеспечивал взаимодействие органов государственной власти18. Доминирование Совета как органа, реализующего руководство над испол-

18 См.: Магдилов М.М. Указ. соч. С. 97.

34

Юридическая наука. 2015. № 1

нительной властью, было характерной чертой для региональных политических систем, также констатирующих доминанту исполнительной власти над другими органами государственной власти19 20. Подчинение Госсовету исполнительной власти вместе с заданием гарантии взаимодействия органов государственной власти вызывает вопросы, затрагивающие эффективность выполнения конституционных функций. Каким образом орган, находящийся во главе исполнительной власти, то есть орган в узком смысле исполнительной власти, может одновременно координировать деятельность органов государственной власти Дагестана, к которым относятся также органы исполнительной власти? Насколько он в состоянии разработать договорные решения, а насколько навязывать свою точку зрения другим участникам политических отношений? Данного типа позиция Государственного Совета относительно других органов государственной власти сделала проблематичным фактическое разделение власти 20

на три ветви .

Государственный Совет был гарантом соблюдения конституционных положений, инте-гральности и неделимости территории Республики, законности, прав и свобод человека, соблюдения соглашений и договоров, заключенных от имени Республики. Вместе с Народным Собранием определял главные направления внутренней и внешней политики. Он был гарантом конституционного устройства Дагестана и соблюдения его законоположений21. Таким образом, Госсовет выполнял те функции, которые на федеральном уровне были возложены на президента.

В компетенции Государственного Совета входило назначение председателя правительства, который должен был получить вотум доверия парламента. В случае отклонения Народным Собранием предложенной кандидатуры, Госсовет в течение недели представлял ту же или другую кандидатуру. В случае очередного отклонения кандидатуры, процедура повторялась. В свою очередь, законодательством не предопределено, как поступать в ситуации, когда расхождения между Государственным

19 См.: Халюзин В.А. Динамика политической жизни традиционного общества (на примере Северного Кавказа) : дис. ... канд. юрид. наук. Пятигорск, 2011. С. 79.

20 Ср.: Корзенников В.Н. Указ. соч. С. 139.

21 См.: Лугуева Н.К. Указ. соч. С. 105.

Советом и Народным Собранием будут считаться непреодолимыми. В случае сложностей с назначением главы правительства, его задания реализует действующий на тот момент кабинет. Он утрачивает компетенции только в момент формирования правительства в новом персональном составе.

По предложению председателя правительства Государственный Совет назначал членов правительства и осуществлял изменения в нем. Правительство - что нехарактерно для классических систем правительств - несло двойную политическую ответственность: как перед Государственным Советом, так и перед Народным Собранием. В компетенциях парламента находилось право принятия вотума недоверия правительству или отдельным министрам. Решение парламента могло быть одобрено Государственным Советом или отклонено. В последнем случае Народное Собрание могло в течение трех месяцев повторно выразить вотум недоверия правительству или министру. В то же время Государственный Совет обязательно оглашал отставку кабинета министров или его члена. Конституция Дагестана, в отличие от положений федеральной конституции, не предусматривала, чтобы в вышеуказанной ситуации могло дойти до роспуска парламента, что добавляло ему сил в споре с Кабинетом министров.

Срок полномочий был связан с каденциями Государственного Совета. Немаловажной для определения механизмов управления в Дагестане была предпосылка отставки Кабинета министров перед новоизбранным Государственным Советом. Это означало, что - за исключением ситуации отставки правительства -период правления был связан с каденцией Государственного Совета. Таким образом, из Кабинета был создан инструмент деятельности, подчиненный Госсовету и исполняющий его политическую волю. Отсюда также обновление персонального состава Госсовета имело последствия в виде персональных изменений в правительстве, чтобы не дошло до ситуации расхождения политики, программируемой Госсоветом, с реализованной Кабмином деятельностью.

По предложению председателя правительства Государственный Совет утверждал систему и структуру органов исполнительной власти, таким образом приводя в соответствие

Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право

35

ее к своей программе действий. Данный факт раскрывает масштаб взаимной зависимости.

Помимо компетенций в сфере формирования правительства, Государственный Совет осуществлял кадровую политику. Назначал и отзывал руководящие кадры органов власти и администрации, включая глав местной администрации, председателя Фонда имущества Республики Дагестан, редакторов республиканских печатных изданий, председателя Государственного телерадиокомитета «Дагестан». Другие акты назначения и отзыва соответственно инициировал или утверждал, так, как, например, военного комиссара Республики Дагестан. Представлял в Народном Собрании кандидатуры судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего арбитражного суда, судей местных судов, главу Центрального банка, прокурора Республики Дагестан.

На территории Республики Дагестан или территориально ограниченной сфере Государственный Совет вводил чрезвычайное положение, о чем немедленно информировал парламент. Назначал референдум, выборы в Народное

Собрание. Располагал законотворческой инициативой. После консультаций с соответственными комитетами Народного Собрания назначал и отзывал дипломатических представителей Республики. Следует подчеркнуть, что данная компетенция не была использована на практике.

На формально-правовом уровне Государственный Совет функционировал как коллегиальный орган. Де-факто его члены не имели существенного влияния на принятие ключевых политических решений. Вопреки принципам коллегиального политического руководства они были фигурантами22, которые не располагали фактической способностью влияния на состояние дел в Республике Дагестан. Функция принятия решений принадлежала председателю Государственного Совета23 24. Он определял сферу осуществляемых дел и метод их решения. По его воле представители элит могли войти в состав Госсовета, равно как и утра-

24

тить занимаемые в нем должности , что делало его фактически главой данного органа.

Окончание см.: Юридическая наука. 2015.

№ 2.

Библиографический список

1. Алиева, З.А. Система органов государственной власти Республики Дагестан на современном этапе : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998.

2. Алиханова, С.А. Формирование партийно-политической системы Республики Дагестан в контексте общероссийского политического строительства (1991-2004 гг.) : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.

3. Бекишиева, С.Р. Теоретические проблемы правовой системы Республики Дагестан : дис. ... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2005.

4. Брюс Уэр, Р. Согнуться, но не сломаться: нужен ли Дагестану институт президентства? [Электронный ресурс] / Р. Брюс Уэр, Э. Кисриев. - Режим доступа : http://www.ca-c.org/joumal/ 2003/j ournalrus/cac-04/07.warerus. shtml

5. Залесны, Я. Институционализация политического лидерства в постсоветских странах Центральной Азии // Сравнительное конституционное обозрение. - 2011. - № 5.

6. Кисриев, Э. Дагестан: причины конфликтов и факторы стабильности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://podelise.ru/docs/index-24877095-1.html

7. Кисриев, Э.Ф. Почему Дагестан оказался стабильным, а Чечня - нет // Кавказский сборник / под ред. Н.Ю. Силаева. - Т. 1 - М., 2004.

8. Кокорхоева, Д.С. Политическая институционализация органов государственной власти субъектов Российской Федерации (на материалах республик) : дис. ... канд. юрид. наук. - Крас-нод ар, 2012.

22 См. Бекишиева С.Р. Указ. соч. С. 107.

23 См.: Цуциев А. Указ. соч. С. 8.

24 См.: Садыки М.-А. М.-Г. Указ. соч. С. 171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36

Юридическая наука. 2015. № 1

9. Корзенников, В.Н. Становление и развитие государственности северокавказских республик в 90-е годы XX века (на примере Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Дагестан) : дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2007.

10. Курамагомедова, М.М. Конституционно-правовое развитие Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2006.

11. Лугуева, Н.К. Институт исполнительной власти в субъекте Российской Федерации (на примере Республики Дагестан) : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003.

12. Магдилов, М.М. Теоретико-правовые проблемы разделения властей в субъектах Российской Федерации (по материалам Республики Дагестан) : дис. ... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2004.

13. Садыки, М.-А. М.-Г. Концепция новой политической самоидентификации Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.

14. Саидов, А.А. Основные проблемы трансформирующейся политической системы Республики Дагестан : дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2003.

15. Хаджаров, Р.Х. Становление и развитие конституционного строя в Республике Дагестан : дис. ... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2004.

16. Хайрулаев, Х.Р. Республика Дагестан в системе федеративных отношений Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007.

17. Халюзин, В.А. Динамика политической жизни традиционного общества (на примере Северного Кавказа) : дис. ... канд. юрид. наук. - Пятигорск, 2011.

18. Цуциев, А. Дагестан: социально-политические процессы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://kumukia.ru/?id=764

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.