Научная статья на тему 'Основные тенденции развития государственности Республики Дагестан после принятия Конституции 2003 года'

Основные тенденции развития государственности Республики Дагестан после принятия Конституции 2003 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Труженикова Людмила Анатольевна

Рассматриваются вопросы, связанные с изучением тенденций развития государственности Республики Дагестан в постсоветский период. Особое внимание уделяется раскрытию сути основных положений ныне действующей Конституции Республики Дагестан 2003 г., на основе которой получило свое дальнейшее развитие государственное строительство в республике. Приводятся высказывания видных государственных и общественных деятелей Дагестана по вопросам дальнейшего развития государственности республики. Библиогр. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the questions connected with the study of tendencies of the state development in Daghestan in the post-soviet period. Special attention is paid to the disclosure of the essence of main regulations of the adopted constitution of Daghestan in 2003, which served as a basis for further development of the state construction in the republic. The paper discusses the opinions of well-known state and public figures of Daghestan on the problems of further state development of the republic.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития государственности Республики Дагестан после принятия Конституции 2003 года»

ББК 63.3 (2Рос.Даг) 64-3

Л. А. Труженикова

Дагестанский государственный университет Махачкала

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ 2003 ГОДА

Российское правительство предпринимает активные усилия по реформированию государственности и укреплению вертикали власти, что вызывает необходимость более пристального изучения опыта предыдущих поколений. События последних лет в жизни дагестанских народов обусловили тот факт, что вопросы становления и развития государственности народов Дагестана остаются и сегодня предметом особого внимания ученых, политиков и широких кругов общественности республики. Важный акцент при этом делается на Конституциях республики, которые рассматриваются как один из главных аспектов национально-государственного строительства. Многонациональный Дагестан, в силу своей уникальности, имеет богатый опыт развития государственных отношений, т. к. в течение сравнительно небольшого по историческим меркам отрезка времени в республике было принято шесть Конституций (1921, 1927, 1937, 1978, 1994, 2003 гг.).

Следует отметить, что принятие каждой Конституции знаменовало собой существенные изменения в жизни дагестанского общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло качественно новый этап общественно-политического, социально-экономического и культурного развития республики, утверждало новые концепции или углубляло и совершенствовало прежние. Действовавшие Основные законы рассматривались как определенные вехи становления и развития национальной государственности Дагестана, как поворотные пункты в жизни республики. Особый интерес вызывают Основные законы республики 1994 и 2003 гг., разработанные и принятые уже в условиях новых политических реалий и имеющие колоссальное влияние на исторические перспективы развития республики.

Для формирования новой государственно-правовой системы в конце 1980-х - начале 1990-х гг. были необходимы законодательное закрепление основ политического плюрализма, возможность образования независимых от государства общественно-политических объединений и многое другое [1]. С учетом этого началась активнейшая деятельность по разработке новых проектов Основных законов практически во всех субъектах Российский Федерации, в том числе и в Дагестане.

Непосредственной предшественницей ныне действующей Конституции была Конституция, принятая 26 июля 1994 г. первым в истории республики Конституционным Собранием, открывшая новую страницу в развитии государственности многонационального дагестанского народа, ознаменовавшая вступление республики на путь демократического развития. В сложных условиях начала 1990-х гг. разработка и принятие Конституции были для республики не только выбором новой модели государственного устройства, но и решением проблемы поиска новой идеи, способной консолидировать дагестанское общество, предохранить его в тот переломный момент истории от вполне реальной угрозы социально-политической дезинтеграции. Эта Конституция отразила в себе те кардинальные перемены, которые произошли в общественно-историческом развитии и государственно-политическом устройстве страны, она вобрала в себя такие общепризнанные фундаментальные принципы демократии, как правовое государство, гражданское общество, многообразие форм собственности, провозгласила права и свободы человека как высшую ценность. Но самое главное состояло в том, что Конституция стала в тех непростых условиях ярким выражением непоколебимости исторического выбора и твердой воли дагестанского народа к сохранению единого, неделимого Дагестана в составе многонационального российского государства. В то же время в Конституции Республики Дагестан (РД) удалось закрепить важнейшие нормы, отражающие исторически сложившуюся многонациональную специфику дагестанского общества. Конституция определила систему государственной власти республики с соблюдением общих принципов её организации, установленных Конституцией Российской Федерации 1993 г. и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти Российской Федерации» [2]. В Основном законе было обеспечено представительство всех национальностей в высших органах государственной власти. Было принято единственно возможное в той ситуации политическое решение: вместо единоличного главы государства был создан коллегиальный орган - Государственный Совет, состоящий из представителей четырнадцати основных национальностей Дагестана.

С того времени прошло уже несколько довольно знаковых для республики лет. В политической, экономической и духовной жизни общества произошли кардинальные перемены. К 2003 г. сложились социальные, политические и юридические предпосылки для принятия новой (шестой) Конституции Республики Дагестан. Потребность в её разработке была обусловлена еще и необходимостью приведения отдельных положений прежней Конституции в соответствие с Основным законом Российской Федерации и федеральным законодательством. Ведь после 1994 г. последовательно шли процессы, направленные на укрепление вертикали власти, обеспечение единого правового пространства Российской Федерации. Президенту РФ В. В. Путину удалось направить усилия всех ветвей власти на созидание, на укрепление сильного государства; логично, что преобразования в жизни российского государства естественным образом затронули политическую жизнь и Дагестана.

Для федерального центра сегодня ключевыми являются задачи укрепления российской государственности, совершенствования законодательства в вопросах обеспечения единого правового пространства Российской Федерации. В ходе совершенствования федерального законодательства, появления изменений в избирательном законодательстве, в регулировании правовых основ российского гражданства и в ряде других вопросов появилась необходимость внести коррективы и в законодательство Республики Дагестан. С учетом этих обстоятельств по инициативе Председателя Государственного Совета РД М. М. Магомедова в 2003 г. в Дагестане была начата конституционно-правовая реформа, для осуществления которой была образована Конституционная Комиссия [3].

На итоговом заседании Комиссии 5 июля 2003 г. после доклада начальника Правового управления Государственного Совета РД, руководителя рабочей группы Конституционной Комиссии М. Халитова было принято решение об одобрении в целом проекта Конституции с внесенными поправками и с учетом сделанных замечаний и о представлении проекта в Конституционное Собрание Республики Дагестан [4].

10 июля 2003 г. в Махачкале состоялось Конституционное Собрание Республики Дагестан, на повестке дня которого стояли два вопроса: 1) О пересмотре положений глав 1, 2 и 10 Конституции Республики Дагестан; 2) О принятии Конституции Республики Дагестан. 10 июля 2003 г. Конституционное Собрание РД единогласно приняло Постановление (№ 10-КС) о принятии Конституции Республики Дагестан. Новая Конституция вступила в действие с момента её опубликования - 26 июля 2003 г. [5].

Конституция 2003 г. закрепила основы конституционного строя, подтвердила основы правового статуса человека и гражданина, определила правовую природу Республики Дагестан как государства в составе Российской Федерации, утвердила высшие органы государственной власти республики, определила принципы их правового положения, регулируя и иные вопросы государственного строительства республики.

Оценивая значение этого судьбоносного документа, руководитель Главного управления федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан доктор юридических наук, профессор О. Г. Шапиева констатирует, что «одним из основных результатов принятия новой Конституции РД стало то, что Конституция установила систему и правовое положение законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти республики, соответствующих основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных Конституцией РФ и соответствующими федеральными законами. Это, в свою очередь, упрочило правовой фундамент республики» [6].

Говоря о сути и основных положениях действующей Конституции республики, можно привести мнение министра юстиции РД А. Т. Рагимова, который считает, что принятие Конституции 2003 г. - важный этап в становлении государственности Дагестана, формировании гражданского общества и правового государства в республике. Принципиально новыми политико-правовыми положениями Конституции Республики Дагестан стали введение поста

Президента Республики Дагестан - высшего должностного лица Республики Дагестан, возглавляющего исполнительную власть, и изменение порядка формирования законодательного органа Республики Дагестан.

Народное Собрание Республики Дагестан, согласно прежней Конституции, формировалось на основе выборов по избирательным округам. Фактически политические партии и объединения были лишены возможности участия в избирательном процессе. По новому Закону Республики Дагестан «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан» депутаты Народного Собрания Республики Дагестан будут избираться по смешанной системе: 50 % - по партийным спискам и 50 % - по избирательным округам. К тому же число депутатов Народного Собрания Республики Дагестан по новой Конституции составит 72 человека вместо 121, как это было ранее.

Конституция Республики Дагестан представляет собой Основной закон, закрепляющий основы существующего конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, статус Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации, систему, принципы организации и деятельности, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления [7].

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны строить свою деятельность в полном соответствии с Конституцией, способствовать претворению в жизнь конституционных норм. Реализация этих норм является важным шагом на пути совершенствования общественных отношений, демократизации государственной и общественной жизни, построения гражданского общества и правового государства.

Как считает заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, член Конституционной Комиссии по разработке Конституции 2003 г., доктор юридических наук, профессор Ш. Магомедов, центральным в конституционном праве является институт прав и свобод человека. В специальной главе Конституции РД 2003 г. (гл. II) закреплены основы правового статуса (положения) человека и гражданина (личности), узаконены основные конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина, принципы правового статуса личности. Сегодня в условиях развивающихся рыночных отношений насущной задачей является реальный поворот к социально ориентированной экономической реформе, курс на которую обозначен как очередная задача государства, но с учетом государственных гарантий прав и свобод человека. Успешному решению этих задач будет способствовать реализация приоритетных национальных проектов. В нашей республике, кроме этого, реализации прав и свобод будет способствовать успешное осуществление основных положений Послания Президента Республики Дагестан М. Г. Алиева Народному Собранию Республики Дагестан [8].

По мнению министра юстиции А. Т. Рагимова, в ближайшее время является актуальной проблема создания действенного механизма претворения в жизнь основных положений Конституции. Эта задача - приоритетная. В этих целях прежде всего следует ускорить работу по совершенствованию законодательства республики, направленного на развитие и конкретизацию положений Конституции, что позволит избежать многих правовых коллизий и произвольного толкования отдельных её статей [9].

Подчеркивая значимость принятия нового Основного закона, бывший Председатель Государственного Совета РД, ныне Почетный Председатель Государственного Совета Республики Дагестан М. М. Магомедов отмечает, что новая Конституция по своему содержанию является дальнейшим развитием и усовершенствованием Конституции Республики Дагестан 1994 г. Она отражает те общественно-политические процессы и положительные изменения, которые произошли в стране и республике в течение последних лет благодаря взвешенной, активной внутренней и внешней политике, проводимой под руководством Президента Российской Федерации В. В. Путина. Последовательный курс федерального центра на эффективное управление и всемерное укрепление государства, обеспечение единого правового пространства страны и совершенствование федерального законодательства потребовали адекватных действий и от субъектов Российской Федерации. Этими обстоятельствами и была продиктована необходимость разработки и принятия новой Конституции Дагестана [10].

Подводя итог, можно привести слова первого Президента Дагестана М. Г. Алиева, отметившего, что Конституция Республики Дагестан установила четкие правила для всех субъектов общественных отношений, открыла широкие возможности для свободного развития, раскрытия

созидательных способностей каждого дагестанца и всего дагестанского народа как составной части многонациональной Российской Федерации. Уважение к Конституции, строгое соблюдение её норм органами государственной власти и местного самоуправления, всеми ветвями и уровнями власти, должностными лицами, самими гражданами и их объединениями являются важнейшим условием достижения поставленных целей, залогом поступательного развития Дагестана по пути социально-экономического и духовного прогресса [11].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козин В. И. Политико-правовые предпосылки становления новой государственности в СССР / РСФСР. 1986-1991 гг. // Закон и право. - 2005. - № 1. - С. 62-65.

2. Кузнецова Т. И. В соответствии с законом // Дагестанская правда. - 2003. - 28 июня.

3. Исторический выбор дагестанского народа / Доклад Председателя Конституционной Комиссии, Председателя Государственного Совета РД М. М. Магомедова на Конституционном Собрании РД 10 июля 2003 года // Дагестанская правда. - 2003. - 11 июля.

4. Конституционная Комиссия завершила работу над проектом Основного закона // Дагестанская правда. - 2003. - 8 июля.

5. Дагестанская правда. - 2003. - 11 июля.

6. Шапиева О. Г. Воплощая идеалы и ценности демократии // Дагестанская правда. - 2004. - 26 июля.

7. Рагимов А. Т. По пути гражданского общества и правового государства // Дагестанская правда. -2006. - 22 июля.

8. Магомедов Ш. Б. Высшая ценность - человек, его права и свободы // Дагестанская правда. -2006. - 25 июля.

9. Рагимов А. Т. Программа деятельности государства // Дагестанская правда. - 2005. - 26 июля.

10. Преодолевая время / Интервью Председателя Государственного Совета РД М. М. Магомедова главному редактору «Дагестанской правды» Р. Идрисову // Дагестанская правда. - 2004. - 26 июля.

11. Поздравление с Днем Конституции Республики Дагестан Президента РД М. Г. Алиева // Дагестанская правда. - 2006. - 26 июля.

Получено 23.09.2006

BASIC TENDENCIES OF THE STATE DEVELOPMENT OF THE DAGHESTAN REPUBLIC AFTER THE CONSTITUTION ADOPTION IN 2003

L. A. Tryzhenikova

The article deals with the questions connected with the study of tendencies of the state development in Daghestan in the post-soviet period. Special attention is paid to the disclosure of the essence of main regulations of the adopted constitution of Daghestan in 2003, which served as a basis for further development of the state construction in the republic. The paper discusses the opinions of well-known state and public figures of Daghestan on the problems of further state development of the republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.