Научная статья на тему 'К вопросу о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации'

К вопросу о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTION / PARLIAMENTARISM / REPRESENTATION / THE FEDERATION COUNCIL / FORMATION / TOP OFFICIAL / SUBJECT OF FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Gabieva C. M., Aliev A. R.

The article covers the problems connected with the way of forming the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. The author comes to the conclusions about necessity of forming the order of forming the Federation Council, working out in detail the algorithm of its formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

УДК 342

К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Габиева С.М., доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: vetadgu@mail.ru

Алиев А.Р., соискатель кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета E-mail: kafedraconst@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы, связанные с новым способом формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Делаются выводы о необходимости совершенствования порядка формирования Совета Федерации, детализирования алгоритма его формирования.

Ключевые слова: конституция, парламентаризм, представительство, Совет Федерации, формирование, высшее должностное лицо, субъект Федерации.

TO THE QUESTION OF FORMINП THE FEDERATION COUNCIL OF THE RUSSIAN FEDERATION

Gabieva S.M., associate professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of Daghestan State University, Candidate of Law sciences

Aliev A.R., competitor of the Department of Constitutional and Municipal Law of Daghestan State University

The article covers the problems connected with the way of forming the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. The author comes to the conclusions about necessity of forming the order of forming the Federation Council, working out in detail the algorithm of its formation.

Key words: constitution, parliamentarism, representation, the Federation Council, formation, top official, subject of Federation.

В федеративном государстве вопрос о формировании органа, представляющего интересы субъектов, всегда актуален и требует к себе постоянного внимания. И Россия в этом смысле не исключение.

Надо сказать, что наряду с юбилеем Конституции, ее двадцатилетием, мы отмечаем и начало деятельности Парламента РФ, состоящего из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. В рамках этой статьи мы остановимся на

проблеме формирования «верхней» палаты федерального парламента.

Подчеркнем, что за весь период существования Совета Федерации формирование «палаты регионов» менялось несколько раз, причем, заметим, без внесения каких-либо поправок в Конституцию России [1; 2; 3].

На сегодняшний день вопрос о порядке формирования «палаты регионов» Российского парламента стоит все также остро и злободневно в связи с принятием нового Федерального закона «О

порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [4]. Новый порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания России начал действовать с 1 января 2013 года, со дня вступления закона в силу. Вместе с тем, с учетом изменений федерального законодательства, связанных с новым избранием высшего должностного лица субъекта РФ [5] и введением единого дня голосования [6], в органы государственной власти субъектов Российской Федерации на территории всей страны, масштабная ротация членов Совета Федерации произойдет именно этой осенью.

Как известно, текст Основного закона нашей страны (п. 2 ст. 95) гласит, что в Совет Федерации Федерального Собрания входит по два представителя от каждого субъекта РФ, по одному - от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Федеральный закон [7], сохранив прежние требования к кандидатам на должность члена Совета Федерации, внес и определенные дополнения, например, обладание безупречной репутацией и постоянное проживание на территории субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению. Причем «ценз оседлости» был предложен В.В. Путиным еще в прошлый срок своего президентства в Послании Федеральному Собранию в 2007 году. Президент Российской Федерации признал обоснованным предложение ряда региональных руководителей о том, чтобы представители субъектов в Совете Федерации проживали на территории соответствующих регионов не менее 10 лет. Спустя некоторое время, эта инициатива Президента РФ была облечена в форму закона [8].

Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. выступил с инициативой об изменении действующего порядка формирования Совета Федерации. «Совет Федерации, - писал он, -должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Так называемый «ценз оседлости», предписывающий члену Совета Федерации проживать в ранее определенном регионе определенное количество лет, - должен быть отменен. Так или иначе, но был принят Федеральный закон с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2011 г. [9; 10]

Также не может быть членом Совета Федерации гражданин РФ, имеющий неснятую, непо-

гашенную судимость за совершение тяжкого, особо тяжкого или преступления экстремистского характера. Пусть и временным (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию), но препятствием все же является и наличие административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Значимых изменений относительно наделения полномочиями члена Совета Федерации -представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - не предусмотрено. Кандидатуры вносятся на рассмотрение регионального парламента либо его председателем, либо фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов парламента субъекта Федерации. Данные субъекты могут предложить не более одной кандидатуры. Процедура рассмотрения кандидатуры (кандидатур) для наделения полномочиями члена Совета Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа. Решение принимается путем голосования, большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением регионального парламента.

Существенные изменения претерпел порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти субъекта РФ. С сентября 2013 года он фактически будет избираться одновременно с главой субъекта, высшим должностным лицом субъекта. В соответствии с новым порядком формирования «верхней палаты» при проведении выборов главы региона каждый кандидат на эту должность представляет три кандидатуры, отвечающие требованиям и ограничениям, предусмотренным федеральным законодательством. Список кандидатур и сведения о них представляются кандидатом на должность главы субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствующую избирательную комиссию одновременно с документами, необходимыми для его регистрации в качестве кандидата на должность члена Совета Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочия члена Совета Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Рос-

С.М. ГАБИЕВА, А.Р. АЛИЕВ

сийской Федерации. После избрания высшего должностного лица субъекта не позднее, чем на следующий день после дня его вступления в должность должно быть принято решение конкретно по одной из трех кандидатур на пост члена Совета Федерации от исполнительного органа власти субъекта РФ. Данное решение оформляется соответствующим указом главы субъекта Федерации.

Необходимо указать еще на один аспект в ходе формирования Совета Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предоставляет субъектам Российской Федерации возможность выбора избрания высшего должностного лица субъекта путем всенародных выборов или парламентом субъекта Федерации, и в случае избрания главы субъекта парламентом субъекта (как например, в Республике Дагестан [11]) законодательный (представительный) орган в определенной степени решает судьбу не только кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Федерации, но и трех потенциальных кандидатов для наделения полномочиями члена Совета Федерации от исполнительной власти субъекта РФ.

Представляется, что порядок формирования Совета Федерации нуждается в качественном совершенствовании, которое должно быть направлено на повышение эффективности его деятельности. Механизм формирования Совета Федерации должен обеспечить субъектам Российской Федерации полноценное представительство в палате Федерального Собрания РФ. Такое представительство, с одной стороны, позволит законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации воздействовать на принятие решений на федеральном уровне и, с другой стороны -обеспечить право членов Совета Федерации независимо выражать свою точку зрения.

2. Необходимо детализировать алгоритм формирования Совета Федерации в свете принятых в 2012-2013 гг. изменений и дополнений в федеральные законы «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и др.

3. Представляется разумным продолжить изучение отечественной практики, зарубежного опыта по вопросам, связанным с законодательным регулированием порядка формирования «палаты регионов», с целью его дальнейшего совершенствования.

5. Думается, необходимо активизировать взаимодействие Совета Федерации Федерального Собрания РФ с субъектами Федерации (например, путем внесения консолидированной законодательной инициатив, а также путем поддержки законодательных инициатив субъектов РФ при внесении их в Государственную Думу и др.).

На основе вышеизложенного можно заметить, что вопрос формирования Совета Федерации по-прежнему остается животрепещущим и злободневным не только для ученых-конституционалистов, политологов, государственных деятелей, но и для рядовых граждан.

Следует предположить, что все те выводы и предложения, которые сформулированы в данной работе, могли бы найти свое отражение в ближайшем будущем в законодательной и правоприменительной практике, что, в свою очередь, стало бы импульсом к повышению качества законодательного процесса как в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, так и в Российском парламенте в целом.

Литература

1. Габиева С.М., Басриева М.З. Проблемы законодательного регулирования порядка формирования Совета Федерации Российского парламента // Закон и право. М., 2009. № 12.

2. Габиева С.М., Басриева М.З. Представительный характер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: проблемы конституционного и законодательного обеспечения // Право и политика. М., 2011. № 8 (140).

3. Краснова О.И. Формирование Совета Федерации: вопросы теории и практики // Юридический вестник ДГУ. 2003. №2. С. 81-85.

4. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ // Рос. газ. 2012. 7 декабря.

5. О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации, в ред. от 05.04.2013 г. Опубликован на Официальном Интернет-портале правовой информации

http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.04.2013).

6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, с изм. и доп. от 5 апреля 2013 г. от № 40-ФЗ // Рос. газ. 10 апреля. 2013. №6053.

7. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ // Рос. газ. 2012. 7 декабря.

8. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации": федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2007 г. № 189-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О порядке формирования Совета Феде-

рации Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ // Сбор. законодательства Рос. Федерации. № 32, ст. 3336, с изм. и доп. от 14 февраля 2009. №21-ФЗ // Сбор. законодательства Рос. Федерации.2009. №7, ст. 789.

10. О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 14 февраля 2009 г. № 21-ФЗ // Рос. газ. 2009. № 4851.

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан: закон Республики Дагестан от 18 апреля 2013 года. ЦКЬ: http://e-dag.ru/storage/doc/files/ 23_004.doc (дата обращения: 29.04.2013).

Поступила в редакцию 30 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.