УДК 159.9.07
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ПОДГОТОВКИ
Антонина Петровна Елисеева, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Геннадьевна Головина, кандидат психологических наук, Ольга Радионовна Анжиганова,
старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова,
Абакан
Аннотация
Актуальность проблемы исследования определяется отсутствием у значительной части студенческой молодежи ясных представлений о будущей профессиональной деятельности и карьере, что создает определенные сложности на пути ее профессионального самоопределения. Целью нашего исследования явилось изучить и провести сравнительный анализ карьерных ориентаций студентов, обучающихся на разных уровнях подготовки: бакалавриат и магистратура. Для достижения цели исследования нами были использованы следующие методики: опросник «Определение мотивов выбора профессии»; опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна; «Методика оценки карьерных действий с использованием элементов семантического дифференциала» (В.А. Семиченко). Проведенное исследование показало, что студенты, обучающиеся в магистратуре, более ориентированы на карьерный рост, в пределах полученной профессии, а бакалавры - на достижение целей, не связанных с профилем подготовки. Большинство студентов-бакалавров не имеют четкой профессиональной цели, или имеют цель, не связанную с профилем подготовки, не понимают, что необходимо сделать для ее достижения.
Ключевые слова: карьерные ориентации, студенческая молодежь, профессиональное самоопределение, уровень подготовки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p535-538
COMPARATIVE ANALYSIS OF CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS STUDYING AT DIFFERENT TRAINING LEVELS
Antonina Petrovna Eliseeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Svetlana Gen-nadievna Golovina, the candidate of psychological sciences, Olga Radionovna Anzhiganova,
the senior teacher, Khakass State University, Abakan
Abstract
The relevance of the research problem is determined by the lack of clear ideas about the future professional activity and career among a significant part of students, which creates certain difficulties in the way of their professional self-determination. The purpose of our study was to study and conduct a comparative analysis of the career orientations of students studying at different levels of training: bachelor's and master's degrees. To achieve the goal of the study, we used the following methods: questionnaire "Determining the motives for choosing a profession"; E. Shane's "Career Anchors" questionnaire; "Methodology for assessing career actions using elements of a semantic differential" (V.A. Semichenko). The study showed that students studying in the magistracy are more focused on career growth, within the scope of their profession, and bachelors - on achieving goals that are not related to the training profile. Most undergraduate students do not have a clear professional goal, or have a goal that is not related to the training profile, do not understand what needs to be done to achieve it.
Keywords: career orientations, student youth, professional self-determination, level of training.
Изменения, происходящие в обществе, способствовали влиянию на представление о карьере, которая понимается как профессиональное развитие личности, использование своих возможностей, с учетом личного профессионального опыта [1]. Одним из важных признаков развития личности в профессиональной деятельности является карьерная ориентация [3]. Многие ученые определяет карьерные ориентациями как элемент Я-концепции личности, включающий представление о собственных способностях,
ценностных ориентациях, мотивах, смыслах, потребностях, касающиеся продвижения в профессиональной деятельности. Ее позитивные тенденции повышают самооценку, уровень мотивации студента и его преданность, делу [2].
Наше исследование проводилось в ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Республики Хакасия.
В соответствии с принятым экспериментальным планом проводился отбор и распределение испытуемых. Формирование экспериментальной выборки осуществлялось стратометрическим методом. Выборка исследования составила 80 человек (N=80), обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование (40 человек); 44.04.02 - Магистерская программа: Педагогическая психология (40 человек); очной и заочной форм обучения.
Для определения ведущих мотивов выбора профессии мы применили опросник «Определение мотивов выбора профессии». Нами были получены результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Выбор мотива профессии обучающихся по опроснику «Определение мотива выбора профессии»_
Мотивы 1 группа 2 группа
Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Внутренние социально значимые 10 25 23 57
Внутренние индивидуально значимые 26 65 14 36
Внешние позитивные 4 10 3 7
Внешние негативные - - - -
Примечание: 1 группа - студенты, обучающиеся по программе бакалавриата; 2 группа - студенты, обучающиеся по программе магистратуры.
Из табличных данных видно, что у большинства студентов 1 группы преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы (26 человек - 65%). По их мнению, профессия психолога является привлекательной, отвечает их способностям, содействует их умственному развитию, а также способствуют проявлению творческих способностей.
Социально-значимые мотивы характерны для 10 человек данной группы, что составляет 25%. Они желают приносить пользу людям, проявить профессиональное мастерство, реализовать свои способности и видеть результаты своего труда.
Внешние позитивные мотивы характерны для небольшого количества студентов (4 человека (10%) для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и 3 респондентам (7%), обучающихся по программам магистратуры). Они определялись такими утверждениями: переезд на новое место жительства, престижность профессии, возможность использовать профессиональные умения вне работы.
Внешние негативные мотивы ни в одной из групп выявлены не были.
Сравнивая полученные результаты, можно увидеть, что для студентов, обучающихся по программам бакалавриата, значительную роль играют индивидуально значимые мотивы (65%), связанные с текущей жизнедеятельность, это подтверждается значимостью влияние профессии на их развитие, в то время как для магистрантов важными являются социально значимые мотивы (57%), связанные с жизненной перспективой.
Для подтверждения полученных данных нами был использован и-критерий Манна-Уитни. Различия выявлены по параметрам: внутренние социально значимые мотивы (иэмп (415), и внутренние индивидуально значимые мотивы (иэмп (314) - различия достоверны при р<0,01).
Используя опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна нами были изучены доминирующие карьерные ориентации студентов. Результаты проведенной методики мы отразили в таблице 2.
Таблица 2 - Выбор карьерных ориентаций студентов по методике «Якоря карьеры» (Э. Шейн, адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова)_
Карьерные ориентации 1 группа 2 группа
Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Профессиональна компетентность 4 10 10 25
Менеджемент 3 7 4 10
Автономия 2 5 6 15
Стабильность работы 14 35 1 2
Стабильность места жительства 2 5 1 2
Служение 11 30 18 45
Вызов 7 7 4 10
Интеграция стилей жизни 3 7 6 15
Предпринимательство 4 10 3 7
Примечание: 1 группа - студенты, обучающиеся по программе бакалавриата; 2 группа - студенты, обучающиеся по программе магистратуры.
Результаты методики свидетельствуют о том, что большинство опрошенных (35% студентов 1 группы и 45% - 2 группы) выбрали карьерную ориентацию «Служение», то есть они стремятся приносить пользу людям, желают видеть результаты своей деятельности, полностью реализоваться в выбранной профессии.
10% магистрантов и 7% бакалавров в будущем хотели бы организовать свое дело, для воплощения своих идей в жизнь, карьера для них - создание собственного бизнеса.
«Интеграция стилей жизни» была выбрана 15% студентов 1 группы и 7% 2 группы. Таких людей карьера не привлекает, для них важен определенный образ жизни.
Ориентация «вызов» направлена на преодоление препятствий, решение сложных задач. Для таких людей важен сам процесс борьбы, чем их деятельность и квалификация. Ее выбрали 7% студентов, обучающихся по программе бакалавриата и 10% - по программе магистратуры.
Только 5% респондентов 1 группы ориентированы на стабильность места жительства, для них неприемлем переезд, связанный с повышением или новой работой.
Ориентация «Стабильность работы» была выбрана 35% студентов 1 группы, это самый высокий показатель среди всех ориентаций у бакалавров. Для них важны: постоянное место работы, социальные гарантии, стабильность положения.
15% бакалавров ценят свободу и независимость, трудно переносят установленные правила, дисциплину, подчинение. Они хотели бы работать самостоятельно.
25% магистрантов и 10% бакалавров выбрали ориентацию «профессиональная компетентность», то есть они хотели бы быть профессионалами в своем деле.
Большинство бакалавров не связывают карьерный рост с получаемой профессией, со своим профилем подготовки.
Ориентацию «Менеджемент» выбрало одинаковое количество обучающихся второй и первой групп, что составило 10%, то есть, большинство исследуемых не стремятся занять руководящую должность и быть руководителями.
Таким образом, можно сделать вывод, что магистранты более нацелены на карьерный рост по профилю образования и готовы посвятить себя избранной профессии.
Результаты расчета и-критерия Манна-Уитни по данной методике показали, что различия имеются по следующим показателям: «Профессиональная компетентность» (иэмп(204,5), «Автономия» (иэмп(123), «Стабильность работы» (иэмп(201,5), «Служение» (иэмп (133), «Интеграция стилей жизни» (иэмп(341,5) - различия достоверны при р<0,01.
Студентам была предложена методика оценки карьерных действий с использованием элементов семантического дифференциала В.А. Семиченко. Цель данной методики сформировать портрет человека, стремящегося к карьерному росту. Определить способы, с помощью которых люди стремятся достичь продвижения по службе. Результаты методики мы представили в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка карьерных действий с использованием элементов семантического дифференциала В.А. Семиченко_
Карьерные действия 1 группа, медиана (Ме) 2 группа, медиана (Ме)
Оценка 3 4
Сила 3 4
Активность 4 5
Примечание: 1 группа - студенты, обучающиеся по программе бакалавриата; 2 группа - студенты, обучающиеся по программе магистратуры.
Из таблицы видно, что у студентов обеих групп преобладают положительные тенденции. Карьерные действия по всем показателям выше у магистрантов. Более высокий балл наблюдается по шкале активности.
Большая часть студентов (86% магистрантов и 74% бакалавров) позитивно относится к людям, имеющих карьерные намерения. Они считают их требовательными, целеустремленными, энергичными, открытыми. Среди негативных качеств ими были выделены следующие: неискренность, завистливость, отстраненность, негативность.
Таким образом, проведенное исследование показало, что студенты, обучающиеся в магистратуре, более ориентированы на карьерный рост, в пределах полученной профессии, а бакалавры - на достижение целей, не связанных с профилем подготовки. Большинство студентов-бакалавров не имеют четкой профессиональной цели, или имеют цель, не связанную с профилем подготовки, не осознают, какие шаги необходимы для осуществления целей.
На основании проведенного исследования нами была разработана программа тренинга, способствующая активизация процессов, содействующих развитию карьерных ориентаций студенческой молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ломакина Э.Н. Карьерные ориентации как ценностный компонент профессиональной направленности будущего инженера / Э. Н. Ломакина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2011. -№ 7(77). -С. 104-110.
2. Полянская, Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи / Е.Н. Полянская // Современные проблемы науки и образования. -2014. -№ 2. - С. 589-590.
3. Чуркин, С.Д. Профессиональная направленность и карьерные ориентации студентов различных факультетов / С.Д. Чуркин, Т.Д. Дубовицкая, Е.Б. Маслов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 377-377.
REFERENCES
1. Lomakina, E.N. (2011), "Career orientations as a valuable component of the professional orientation of the future engineer", Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, Vol. 77, No. 7, рр. 104110.
2. Polyanskaya, E.N. (2014), "Career orientations of modern Russian youth", Modern problems of science and education, No. 2, рр. 589-590.
3. Churkin, S.D., Dubovitskaya T.D. and Maslov E.B. (2012), "Professional orientation and career orientation of students of various faculties", Modern problems of science and education, No. 2, рр. 377-379.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.09.2022
УДК 159.96+371.485
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ, НАРУШАЮЩИХ РЕЖИМ СОДЕРЖАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Юлия Владимировна Жильцова, кандидат психологических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань