Научная статья на тему 'КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ И КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ'

КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ И КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
835
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ / КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сурков Илья Игоревич

Цель статьи- социологический анализ формирования карьерных стратегий студенческой молодежи и раскрытия возможностей карьерной самореализации молодежи. В рамках статьи было произведено количественное исследование по выявлению иерархии карьерных ориентаций у студентов различных специальностей по методике Э. Шейна «Якоря Карьеры». Подводя итоги исследования, можно сделать выводы, что карьерные стратегии и карьерные ориентации более сформированы у группы магистров. Резервы по мотивировке студентов к обучению разнообразны и требуют управленческих усилий профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER EXPECTATIONS AND CAREER STRATEGIES OF STUDENTS

The purpose of the article is the sociological analysis of the formation of career strategies of students and the disclosure of career opportunities for self - realization of young people. In the framework of the article a quantitative study was carried out to identify the hierarchy of career orientations of students of different specialties by the method of E. Shane "Career anchor". Summing up the results of the study, we can conclude that career strategies and career orientations are more formed in the group of masters. Reserves for motivating students to study are diverse and require management efforts of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ И КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ»

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ И КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ

Сурков Илья Игоревич

магистр 2 курса, Российский Университет Дружбы Народов

г. Москва

_CAREER EXPECTATIONS AND CAREER STRATEGIES OF STUDENTS_

Surkov Ilya Igorevich

Student-master of 2 course Peoples' Friendship University of Russia

Moscow

АННОТАЦИЯ

Цель статьи- социологический анализ формирования карьерных стратегий студенческой молодежи и раскрытия возможностей карьерной самореализации молодежи. В рамках статьи было произведено количественное исследование по выявлению иерархии карьерных ориентаций у студентов различных специальностей по методике Э. Шейна «Якоря Карьеры». Подводя итоги исследования, можно сделать выводы, что карьерные стратегии и карьерные ориентации более сформированы у группы магистров. Резервы по мотивировке студентов к обучению разнообразны и требуют управленческих усилий профессорско-преподавательского состава.

ABSTRACT

The purpose of the article is the sociological analysis of the formation of career strategies of students and the disclosure of career opportunities for self - realization of young people. In the framework of the article a quantitative study was carried out to identify the hierarchy of career orientations of students of different specialties by the method of E. Shane "Career anchor". Summing up the results of the study, we can conclude that career strategies and career orientations are more formed in the group of masters. Reserves for motivating students to study are diverse and require management efforts of the teaching staff.

Ключевые слова: социология, социология управления, карьерные ожидания, карьерные стратегии.

Keywords: sociology, sociology of management, career expectations, career strategies.

В процессе приобретения научных знаний и профессиональных навыков у студентов складываются определенные жизненные цели, ценностные ориентации, основываясь на которых студенты планируют свое будущее, выстраивают стратегию своей жизни. Но при резком переходе от состояния стабильности к состоянию неопределенности студенческой молодежи в частности, достаточно трудно адаптироваться в новом социально-экономическом пространстве, найти ту стратегию, которая гарантирует достижение поставленной цели. [1, а 102-105]

При отсутствии поддержки государства и неотработанной молодежной политике теряется надежда на то, что инновационный, творческий, профессиональный потенциал молодого поколения может быть в полной мере востребован и использо-ван.[2] Отсутствие помощи в профессиональном ориентировании, отказ государства гарантировать трудоустройство после окончания вуза, уклонение от социальной поддержки студентов в их профессиональном становлении ведут к потере доверия к государству, существенно затрудняют формулирование и реализацию карьерных стратегий.

В статье проведен социологический анализ актуальной научно-практической проблемы формирования карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях изменения современного российского общества и раскрытия возможностей карьерной самореализации молодежи в России. В

рамках изучения данной темы было произведено пилотное количественное исследование по выявлению иерархии карьерных ориентаций у студентов различных специальностей по методике Э. Шейна «Якоря Карьеры». [3]

Метод Шейна является одним из инструментов, который позволяет лучше понять карьерные ожидания аудитории, такие как ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности. Он используется для диагностики ценностных ори-ентаций в карьере. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Итак, количественное исследование было проведено методом интернет- опроса. Тип выборки -неслучайная, предварительно автором были отобраны группы респондентов. Процент отклика составил 76%. Ограничениями исследования послужили ограниченность ресурсов (временных, материальных), это сказалось на том, что частью выборки выступили знакомые интервьюера, а также именно поэтому был выбран наиболее оптимальный и удобный способ опроса для респондентов - интернет анкетирование.

Всего было опрошено 124 человек, из которых 90% являлись учащимися высших учебных заведе-

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 38, 2018 ний бакалавриата и магистратуры, и являлись подходящими для проведения опроса. В результате были отобраны 112 студентов, на основе полученных ответом которых, автором был проведен анализ на выявление карьерных ожиданий и предпочтений.

Можно отметить, что 55%, а именно 66 человек, учатся по программе обучения магистратура, остальные обучаются по программе бакалавриат. Так как распределение между студентами примерно одинаковое, их результаты моно сравнивать друг с другом, а значит выборка является репрезентативной.

По результатам анкетирования, автором был проведен анализ полученных ответов. Давайте рассмотрим, ключевые характеристики респондентов по социально-демографическим признакам. В опросе приняли участие в примерно равном количестве женщины и мужчины, но все же преобладали женщины. Респондентами стали 53% женщин (59 чел.) и 47% мужчин (53 чел.). При этом, в анкетировании преобладающими возрастными категориями стали 19-22 года и 23-27 лет, что соответствует программам обучения бакалавриата и магистратуры.

Выборку составили учащиеся различных специализаций, тем самым можно сказать, что данное исследование является репрезентативным, потому что охватывает студентов с разными карьерными ориентациями. Преобладают в опросе такие специальности, как экономика и туризм. В данном исследовании также стоит отметить инженерную, медицинскую, юридическую специальности, но они представлены в меньшей степени.

На ключевой вопрос о выборе основных факторов обучения ответы среди бакалавров следующим образом. Преобладающим фактором является фактор «Возможность карьерного роста»,т.е.можно сказать, что бакалавры хотят найти такое место работы, где они могли бы полностью раскрыть весь свой потенциал, быть полезными в развитии компании, а также реализовать свои амбиции.

Не менее важным для студентов является возможность официального трудоустройства, чтобы всегда были гарантии и шел опыт, который они смогут показывать при устройстве в дальнейшем. Нельзя не отметить, что большинство бакалавров связывают своё будущее с крупными международными компаниями в тех областях, в которых непосредственно они обучаются. Другими словами, престижность работодателя является немаловажным фактором.

Наименее важными факторами для бакалавров являются возможность обучения в компании, то есть проведение тренингов и занятий и коллектив и корпоративная культура. Автор считает, что это связано с тем, что те, кто только начинают учится готовы пожертвовать какими-то дополнительными условиями и своим комфортом, ради получения хорошего опыта в престижной компании, именно поэтому фактор заработной планы не стоит у них на первом месте, а только на четвертом. В отличии от

бакалавров, у магистров преобладает такой фактор, как оплата труда. Возможно, данный результат связан с тем, что магистранты в отличии от бакалавров, уже имели какие-то попытки выхода на рынок труда и имеют более четкое представление о средней стоимости по рынку труда. Помимо всего этого, магистранты оценивают свои знания выше, чем бакалавры, тем самым увеличивая свои зарплатные амбиции. Официальное трудоустройство также играет важную роль в выборе будущего места работы.

Нельзя не отметить один очень интересный факт, что для большинства магистров местоположение работы играет немаловажную роль. Скорее всего, это связано с тем, что большинство опрошенных являются жителями Москвы и не готовы переезжать в другие регионы, так как уже имеют устоявшийся образ жизни.

Меньше всего опрошенных магистров интересует обучение в компании. Возможно, это связано с тем, что студенты, обучающиеся в магистратуре, уже имеют определенный рабочий опыт и они реже хотят попасть на ассистентские позиции, где наиболее важно обучение. Получается, они больше уверены в своем опыте, знаниях и способностях, чем бакалавры. Нельзя забывать и про график работы. Большинство студентов, которые обучаются по программе магистратура стараются найти работу, чтобы не менять свой текущий образ жизни и не перегружать себя. Также, как и у бакалавров, магистров мало интересует корпоративная культура и коллектив.

Результаты исследования «Якоря Карьеры». Баллы 1-3 считаются низкими, 3-7 средними и 7-10 высокими.

По итогам исследования среди студентов, которые обучаются по направлению бакалавриат критерии расположились следующим образом (средние баллы среди опрошенных):

1. Предпринимательство— 5,8;

2. Интеграция стилей жизни — 6,5;

3. Автономия — 6,2;

4. Менеджмент — 6,1;

5. Вызов — 5,5;

6. Профессиональная компетентность — 5,1;

7. Стабильность работы— 4,7;

8. Служение — 5,9;

По итогам исследования среди студентов, которые обучаются по направлению магистратура критерии расположились следующим образом (средние баллы среди опрошенных):

1. Профессиональная компетентность — 7,3;

2. Стабильность работы — 7,4;

3. Интеграция стилей жизни —8,1;

4. Менеджмент — 6,9;

5. Автономия — 5,2;

6. Служение — 5,5;

7. Вызов — 5,6;

8. Предпринимательство — 6,0.

На рисунке, представленном ниже, можно увидеть разницу в ответах бакалавром и магистров:

бакакалвриат магистратура

Рисунок 1. Результаты методики «Шейна» среди бакалавров и магистров

Подводя итоги исследования по методике Э. Шеина «Якоря карьеры» можно сделать выводы, что карьерные стратегии и карьерные ориентации более сформированы у группы магистров. Для них приоритетными являются такие параметры как: Профессиональная компетенция, стабильность работы, интеграция стилей жизни и профессиональная мотивация. Студенты хотят быть мастерами того дела, которым они занимаются, или профессионалами в определенной профессии. Для таких людей важно, чтобы его талант был оценен. Это может быть повышение, может быть премия и другие формы поощрения. Также важен такой аспект, как стабильность работы. Автору кажется, что это достаточно очевидный фактор. Многие магистры в силу возраста уже имеют некоторые обязательства, например, живут отдельно от родителей, помогают родителям, наличие семьи и/или ребенка, возможность путешествовать и другие факторы, из-за которых студентам необходим стабильный доход. Поэтому студенты чаще всего не хотят идти на риски, связанные с открытием своего дела, аргументируя это тем, что у них есть постоянный заработок и их это вполне устраивает.

Интеграция стилей жизни также играет важную роль в формировании карьерных стратегий. У магистров жизненный опыт больше, соответственно, они понимают, что не стоит делать «перекос» в одну из сторон своей жизни. Другими словами, они не выбирают к примеру, между личной

жизнью и карьерой. Для магистров важен каждый аспект их жизни: и семья, и карьера, и обучение. Что касается бакалавров, то здесь видна следующая картина: все показатели, находятся в среднем значении. Это дает возможность понять, что студенты ещё не определились с карьерными ориентациями и карьерными предпочтениями, в силу возрастных или каких- то других причин. С другой стороны, можно предположить неискренность ответов респондентов данной возрастной группы.

Подводя итоги отметим, что резервы по мотивировке студентов к обучению разнообразны и требуют обоснованных организационных и упорных управленческих усилий профессорско-преподавательского состава для компетентного влияния на повышение учебной мотивации студентов.

Литература:

1. Жданова С. Ю. Особенности представлений студентов о карьере / С. Ю.

Жданова // Вектор науки Тольяттин. гос. ун-та. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 4.

2. Киселева Е. В. Планирование и развитие карьеры : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Киселева. - Вологда : Ле-гия, 2010. - 332 с.

3. Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн ; пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. - СПб. : Питер, 2013. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.