Научная статья на тему 'Карьерные ориентации магистрантов по направлению подготовки: «Управление персоналом»'

Карьерные ориентации магистрантов по направлению подготовки: «Управление персоналом» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАНТ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / КАРЬЕРА / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / UNDERGRADUATE / PERSONNEL MANAGEMENT / CAREER / CAREER ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тадевосян Л. Г.

В статье представлены результаты исследования карьерных ориентаций магистрантов по направлению подготовки Управление персоналом. В результате применения авторского опросника проанализированы факторы профессионального выбора магистрантов, их фактическое отношение к выбранной профессии, а также их будущие профессиональные намерения. Отмечена некоторая динамика карьерных ориентаций магистрантов в период их обучения. Представлено сравнение и выявлены некоторые специфические особенности карьерных ориентаций магистрантов разных форм обучения. Проанализированы карьерные ориентации у магистрантов с разным опытом профессиональной деятельности в сфере управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Master's degree as a stage of professional development of specialists in the field of: «personnel management»

The article presents the results of a study of career orientations of undergraduates in the area of training Human Resources. As a result of applying the author’s questionnaire, the factors of professional choice of undergraduates, their actual attitude to the chosen profession, and their future professional intentions are analyzed. Some dynamics of career orientations of undergraduates during their training is noted. A comparison is presented and some specific features of the career orientations of undergraduates of various forms of training are revealed. The career orientations of undergraduates with different professional experience in the field of personnel management are analyzed.

Текст научной работы на тему «Карьерные ориентации магистрантов по направлению подготовки: «Управление персоналом»»

Карьерные ориентации магистрантов по направлению подготовки: «Управление

персоналом»

Master's degree as a stage of professional development of specialists in the field of: «personnel

management»

Тадевосян Л. Г.,

магистрантка 3 курса заочной формы обучения по направлению подготовки Управление персоналом, Кубанский государственный университет,

Краснодар,

e-mail: lilit-tadevosjan@rambler. ru

Tadevosyan L. G.,

3-year undergraduate correspondence courses in the direction of training Human Resources, Kuban State University, Krasnodar,

e-mail: lilit-tadevosjan@rambler.ru

Научный руководитель

Миронова Е.Р.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом и организационной психологии,

Кубанский государственный университет,

Краснодар,

e-mail:jelenamironova@rambler.ru

Scientific adviser Mironova E.R.,

candidate of psychological sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management and Organizational Psychology,

Kuban State University, Krasnodar,

e-mail: _ jelenamironova@rambler.ru

Аннотация.

В статье представлены результаты исследования карьерных ориентаций магистрантов по направлению подготовки Управление персоналом. В результате применения авторского опросника проанализированы факторы профессионального выбора магистрантов, их фактическое отношение к выбранной профессии, а также их будущие профессиональные намерения. Отмечена некоторая динамика карьерных ориентаций магистрантов в период их обучения. Представлено сравнение и выявлены некоторые специфические особенности карьерных ориентаций магистрантов разных форм обучения. Проанализированы карьерные ориентации у магистрантов с разным опытом профессиональной деятельности в сфере управления персоналом.

Annotation.

The article presents the results of a study of career orientations of undergraduates in the area of training Human Resources. As a result of applying the author's questionnaire, the factors of professional choice of undergraduates, their actual attitude to the chosen profession, and their future professional intentions are analyzed. Some dynamics of career orientations of undergraduates during their training is noted. A comparison is presented and some specific features of the career orientations of undergraduates of various forms of training are revealed. The career orientations of undergraduates with different professional experience in the field of personnel management are analyzed.

Ключевые слова: магистрант, управление персоналом, карьера, карьерные ориентации.

Key words: undergraduate, personnel management, career, career orientation.

Присоединение Российской Федерации к Болонской конвенции об унификации системы высшего образования в Европе привело к появлению таких ступеней образования как бакалавриат и магистратура.

Студенты, впервые пришедшие в образовательные учреждения, давно, много и часто становятся

84

объектами научных исследований различной тематики. А вот по отношению к периоду обучения в магистратуре и по отношению к студентам-магистрантам исследовательский интерес проявляется значительно реже.

Одним их востребованных направлений обучения является сегодня Управление персоналом. Образование в этом направлении обеспечивает выпускнику хорошие перспективы на современном рынке труда. Обучение в бакалавриате дает студентам возможность освоить широкий спектр базовых прикладных умений и навыков в данной профессиональных сфере, а магистратура позволяет углубить профессиональные знания и умения, развивает узкопрофильные и аналитические компетенции, готовит фундамент для научной или управленческой карьеры выпускника.

Цель нашего исследования: анализ карьерных ориентаций студентов в период их обучения в магистратуре по направлению подготовки Управление персоналом.

Задачи исследования:

- Изучить факторы профессионального выбора, актуальное отношение к профессии и профессиональные перспективы магистрантов.

- Провести диагностику карьерных ориентаций магистрантов.

- Проанализировать динамику карьерных ориентаций в период обучения в магистратуре.

- Сравнить карьерные ориентации магистрантов разных форм обучения

- Сравнить карьерные ориентации у магистрантов с разным опытом в сфере управления персоналом

В рамках своего исследования мы опирались на якорную модель профессионального развития, предложенную Э. Шейном. Автор рассматривает «якоря карьеры» (карьерные ориентации) как направления профессионального продвижения личности, связанные с реализацией человеком представлений о себе. «Якорь карьеры» - это «группа потребностей, ценностей и талантов, реализация которых в наибольшей степени значима для человека при осуществлении профессиональных выборов» [Шейн, 2002].

Исследованием различных аспектов карьерных ориентаций личности занимались С.Х. Асадуллина, Е. Ф. Зеер, В.Г. Маралов, А.С. Назыров, В.Н. Обносов, Н.С. Пряжников и др.

По мнению специалистов, в карьерных ориентациях отражены как ценности карьеры, так и способ достижения успехов при ее построении [2; 3].

Исследование проводилось на базе Факультета управления и психологии Кубанского Государственного университета. В качестве респондентов выступили магистранты (всего 61 респондент) очной и заочной форм обучения.

Для достижения целей исследования нами были использованы следующие методики:

1) Авторская анкета для выявления факторов профессионального выбора магистрантов, фактического отношения к выбранной профессии, а также их будущих профессиональных намерений.

2) Опросник «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн) [1].

В исследовании приняли участие магистранты 1 года обучения (21 человек - 34,4% выборки) , 2 года обучения (20 человек - 32.8% выборки) , 3 года обучения (20 человек - 32.8% выборки). Такой состав выборки позволил проанализировать динамику карьерных ориентаций в период обучения в магистратуре.

Среди респондентов магистранты, проходящие обучение по очной форме (26 человек - 42,6%) и по заочной форме (35 человек - 57,4%).

15 респондентов (24,6%) имеют диплом бакалавра по направлению подготовки управление персоналом, 46 магистрантов (75,4%) имеют диплом бакалавра по другим направлениям подготовки (юриспруденция, сервис и туризм, реклама и маркетинг, политология, психология, ГМУ, бухгалтерский учет, география,

документоведение, лингвистика, математика и другие)

Анализ факторов выбора направления подготовки показал, что 52,5 % респондентов (32 человека) осуществили этот выбор под влиянием внешних обстоятельств (наличие бюджетных мест, астоятельные рекомендации родителей, советы друзей, знакомых, возможность жить в общежитии, продлить студенческие годы и др.). При этом, в данной группе респондентов преобладают магистранты очной формы обучения (21 человек, что составляет 65,6%). Магистранты заочной формы при выборе направления обучения чаще руководствуются внутренними факторами (наличи соответствующего профессионального опыта, соответствие способностям, интерес к данной профессии, желание закрепить и углубить полцченные в бакалавриате знания, желание развиваться именно в этой профессии, перспектива занять руководящую должность и др.). Так, внутренние детерминанты своего профессионального выбора обозначили 24 магистранта заочной формы обучения (82,8%) и 5 магистрантов очной формы обучения (17,2%). Полученные данные позволяют предположить, что выбор заочной формы обучения является более осознанным, самостоятельным, детерминированным профессиональным интересом, реальными или потенциальными профессиональными перспективами.

В числе респондентов 30 человек (49,1%) имеют опыт профессиональной деятельности в сфере управления персоналом, 31 респондент (50,9%) никогда в данной сфере не работали. В то же время, в настоящее время работают в сфере управления персоналом только 15 респондентов (24,6%), в том числе 4 магистранта - на руководящих должностях в данной сфере. 46 респондентов (75,4%) в настоящее время работают в других профессиональных сферах.

Также в ходе опроса были проанализированы профессиональные намерения респондентов, их динамика в период обучения в магистратуре.

37 респондентов (60, 7%) заявили в ходе опроса о том, что их преставления о профессии претерпели определенные изменения в период обучения в магистратуре.

3 респондента (что составляет 4,9% выборки) работающих в настоящее время в HR-профессии сообщили о своих намерениях поменять сферу деятельности. 6 респондентов (9,8%), которые ранее планировали связать свою профессиональную деятельность с HR-сферой, за время учебы отказались от данного намерения. В то же время, 15 респондентов (24,6%), не планировавших ранее работать в данной сфере, входе опроса сообщили о желании попробовать себя в HR-профессии.

У 27 респондентов (44,3%) в период обучения в магистратуре профессиональные намерения не изменились - они либо уже работают и планируют продолжать работу по данной специальности (15 человек, что составляет 24,6%), либо, не имея пока профессионального опыта, тем не менее, намерены искать работу в сфере управления персоналом (12 человек, 19,7%).

По результатам диагностики карьерных ориентаций с применением опросника «Якоря карьеры» был сформирован усредненный мотивационный профиль магистрантов по направлению Управление персоналом. Данные представлены на рисунке 1.

Преобладающими в карьерном мотивационном профиле магистрантов выступают такие «якоря», как интеграция стилей жизни (6,8), стабильность работы (6,8), профессиональная компетентность (6,7),

про

¡сом

Рисунок 9. Профиль карьерных ориентаций магистрантов

Ряд1; интеграция

стилей жизни; 6,8

Ряд1; табильнос работы; 6,8 Ряд1; фессионал ьная тетентн ть; 6,7

ос

Также было проведено сравнение профилей карьерных ориентаций у магистрантов очной (ОФО) и заочной (ЗФО) форм обучения. Данные сравнения представлены на рисунке 2.

ОФО; теграция стилей жизни; 8,1

■ ЗФО

ОФО; ЬЗФ°ОФО

стабильность ть оты; 7,2

ОФО;

менероФв^А^нФльнсиональн ая

етенктонмопсеттье;нтность; 6,2 7,2

Рисунок 10. Сравнение профилей карьерных ориентаций магистрантов очной и заочной форм обучения

Сравнение профилей с применением статистического критерия Мана-Уитни показало отсутствие статистически достоверных различий (Шмп. = 37,5). Тем не менее, отметим как тенденцию более высокий уровень таких карьерных ориентации, как профессиональная компетентность, интеграция стилей жизни у магистрантов очной формы обучения. У магистрантов заочной формы обучения более выражена ориентация на стабильность работы и менеджмент.

В ходе исследования было высказано предположение о том, что в период обучения в магистратуре происходит некоторая динамика карьерных ориентаций магистрантов. Было проведено сравнение профилей карьерных ориентаций у студентов 1,2 и 3 курса заочного обучения и у студентов 1 и 2 курсов очной формы обучения. Данные сравнения представлены на рисунках 3 и 4.

Рисунок 11. Динамика карьерных ориентаций магистрантов очной формы обучения

Отметим, что на втором году обучения у магистрантов становится более выраженной такая карьерная ориентация, как предпринимательство. Менее значимыми «якорями карьеры» становятся интеграция стилей жизни, стабильность работы ит профессиональная компетентность.

Рисунок 12.Динамика карьерных ориентаций магистрантов заочной формы обучения

У магистрантов заочной формы обучения, наоборот, по данным карьерным ориентациям отмечена некоторая динамика к их усилению. Также в период обучения в магистратуре усиливается ориентация на менеджмент.

При сравнении карьерных профилей магистрантов, имеющих опыт работы в HR - сфере и магистрантов, не имеющих такого профессионального опыта, также можно отметить ряд отличительных особенностей. Так, у магистрантов с опытом работы в HR - сфере более выражены карьерные ориентации служение и профессиональная компетентность. У магистрантов без опыта работы в данной сфере отмечен более высокий уровень сформированности такой карьерной ориентации, как стабильность места работы. Данные сравнения профилей представлены на рисунке 5.

R

I I нет опыта в HR Есть опыт в

Рисунок 13. Типы карьерных ориентаций у магистрантов с опытом и без опыта работы в HR-сфере

При сравнении профилей карьерных ориентаций магистрантов, работающих и неработающих в настоящее время в соответствии получаемой профессией, отмечены боле высокие показатели в карьерных профилях работающих магистрантов по таким карьерным якорям, как менеджмен, служение и профессиональная компетентность.

Не работает в HR Работает в HR

Рисунок 14. Типы карьерных ориентаций у магистрантов, работающих и неработающих в HR-сфере

Таким образом, проведенный анализ позволяет говорить о многообразии карьерных установок магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Управление персоналом, об их подверженности влиянию таких факторов как осознанность первичного профессионального выбора, предшествующий и актуальный профессиональный опыт. Обучение в магистратуре является важным этапом становления профессионала, этапом, когда принимаются важные решения относительно дальнейших профессиональных перспектив. Как показывает практика, эти перспективы далеко не всегда связаны с получаемым профессиональным образованием. Это делает актуальной задачу по формированию и поддержанию в период

89

обучения в магистратуре эффективных карьерных установок и ориентаций магистрантов, способствующих осознанному планированию и развитию профессиональной карьеры.

Список используемой литературы:

1. Сунцова, Я.С. Учебное пособие Диагностика профессионального самоопределения : учеб. -метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2 - Ижевск.: «Удмуртский университет», 2011 [Электронный ресурс] / http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/6652/201132.pdf?sequence=1 ( дата обращения:23.09..2019): Режим доступа- Загл.с экрана

2. Харланова Т.Н., 2015. Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки. Дисс. ... канд. психолог. н., М., 2015

3. Юртаева Н.И., 2012. Управление карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза. Вестник Казанского технологического университета. Т. 15., с. 300-306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.