ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ PROFESSIONAL GROWTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON
УДК/UDC 378 Д. И. Беркутова, Е. М. Громова, Т. А. Горшкова
D. Berkutova, E. Gromova, T. Gorshkova
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КАРЬЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ1
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE TYPES OF PROFESSIONAL IDENTITY AND MODERN STUDENTS' CAREER STRATEGIES
Введение. Многочисленные изменения в сфере образования, характерные для современного общества (внедрение ФГОС 3++, цифровизация и информатизация образования и др.), вызывают всплеск интереса исследователей к различным проблемам профессионального становления личности. Одной из таких важных проблем является изучение формирования профессиональной идентичности современного профессионала - многогранного феномена, являющегося предметом исследования гуманитарных дисциплин, в том числе педагогики. Статья посвящена выявлению на эмпирической основе взаимосвязи типов профессиональной идентичности и карьерных стратегий студентов педагогических и психологических направлений подготовки.
Методология. К методологическим подходам, положенным в основу исследования, относятся: концепция профессионально-личностного самоопределения и становления личности (Е. А. Климов, Н. Н. Никитина, Н. С. Пряжников, М. В. Ретивых,
1 Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00184 «Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного профессионала».
П. А. Шавир, В. Д. Шадриков и др.), концепция профессионализма (А. К. Маркова), концепция профессиональной ориентации (Н. Ф. Родичев, А. П. Чернявская, С. Н. Чистякова [12]), концепция развития карьеры (Дж. Сьюпер, Я. В. Дидковская), теория формирования профессиональной идентичности (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Э. Мэйо, Дж. Тернер, А. Тэшфел, Л. Б. Шнейдер) и др.
Результаты. В статье приведены результаты сравнительного анализа диагностики студентов психологического (Екатеринбург, 2016 г.) и педагогического направлений подготовки (Ульяновск, 2019 г.) по методикам Э. Шейна «Якоря карьеры» и Л. Б. Шнейдер «Профессиональная идентичность». Обосновываются выявленные сходства и различия типов профессиональной идентичности и карьерных стратегий в представленных выборках.
Заключение. Авторы делают закономерный вывод, что сравнительный анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментального исследования, является базой для дальнейшего теоретического изучения проблемы становления профессиональной идентичности личности, а эмпирические результаты могут быть применены в целях профес-
сионального консультирования по вопросам планирования карьерной стратегии.
Introduction. Numerous changes in the sphere of education characteristic of modern society (introduction of FSES 3++, digitalization and informatization of education, etc.) cause a surge of interest of researchers in various problems of the professional formation of personality. One such important problem is the study of the formation of the professional identity of a modern professional, a mul-tifaceted phenomenon that is the subject of research into humanitarian disciplines, including pedagogy. The article is devoted to identifying on an empirical basis the relationship between types of professional identity and career strategies of students of pedagogical and psychological directions of training.
Methodology. The methodological approaches that form the basis of the study include: the concept of professionally-personal self-determination and personality formation (E. A. Klimov, N. N. Nikitina, N. S. Pryazhnikov, M. V. Retivykh, P. A. Shavir, V. D. Shadrikov and others), the concept of professionalism (A. K. Markovа), the concept of professional orientation (N. F. Rodichev, A. P. Chernyavskaya, S. N. Chistyakova), the concept of career development (J. Super, Y. V. Didkovskaya), the theory of the formation of professional identity (E. Erickson, J. Marcia, E. Mayo, J. Turner, A. Teshfel, L. B. Schneider) and others.
Results. The article contains the results of comparative analysis of diagnostics of students of psychological (Yekaterinburg, 2016) and pedagogical directions of training (Ulyanovsk, 2019) according to the methods of E. Shane "Anchor of career" and L. B. Schneider "Professional identity". Similarities and differences of types of professional identity and career strategies in the presented samples are justified.
Conclusions. The authors draw the natural conclusion that comparative analysis of the results obtained from the pilot study is the basis for further theoretical study of the problem in the development of professional identity, and empirical results can be applied for professional advice on career strategy planning.
Ключевые слова: профессиональная карьера, карьерная стратегия, профессиональная идентичность, тип профессиональной идентичности.
Keywords: professional career, career strategy, professional identity, type of professional identity.
Введение
Идентичность представляет собой сложный по своей сути феномен, на изучении которого сосре-
доточено внимание многих ученых в последние десятилетия. Он изучается на стыке гуманитарных дисциплин, предметом которых является человек и его жизнедеятельность: философия,антропология, социология [3], психология [9] и др. В связи с разнообразными изменениями в сфере образования, характерными для современного общества, возрос интерес к данному понятию и у исследователей-педагогов.
Исторически понятие идентичности как групповой принадлежности традиционно связано в науке с именем Э. Эриксона [16]. С точки зрения психологии идентичность является результатом рефлексии личности, выражающейся в единстве жизненных целей и действий по достижению этих целей. Социологический подход к идентичности, в свою очередь, сосредоточен на идентификации личности с группой как важном показателе социализации человека.
Методология
На детальном изучении проблемы формирования идентичности личности в различное время было сосредоточено внимание многих исследователей, среди которых можно выделить как зарубежных ученых, стоявших у истоков исследования вопроса (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Э. Мэйо, Дж. Тернер, А. Тэшфел и пр.), так и их многочисленных отечественных последователей (Г. М. Андреева, Т. М. Буякас, П. С. Гуре-вич, М. В. Заковоротная, А. В. Кузьмин, Н. М. Лебедева, О. В. Лукьянов, В. С. Малахов, А. В. Микляева, Д. А. Орлов, Л. М. Путилова, П. В. Румянцева, Т. Г. Сте-фаненко, М. В. Шакурова, Л. Б. Шнейдер и др.).
Многие исследователи отмечают, что личность успешно социально адаптируется, только когда идентифицирует себя в мире людей, в обществе. Социолог В. А. Ядов справедливо отмечал, что термин «идентичность» настолько многогранен, что четкие критерии для разделения людей на группы, кроме профессионального, не существуют. Действительно, профессиональная деятельность занимает значительное место в жизни современного человека, является средством самореализации. Социологические опросы, а также анализ проведенного нами анкетирования студентов и магистрантов Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова демонстрируют, что профессиональная карьера находится в списке приоритетов, а достижение карьерных высот входит в планы большинства молодых людей. Таким образом, следует подчеркнуть, что важной составляющей социальной идентичности в целом является профессиональная идентичность.
Еще в 1996 г. Э. Эриксон утверждал, что на становление профессиональной идентичности влияет профессиональное сообщество со сложившейся системой профессиональных отношений. Личность постепенно идентифицирует себя с выбранной профессией и с профессионалами в данной сфере.
Выполненный нами всесторонний и глубокий анализ исследований идентичности личности показывает, что ученые в разное время занимались проблемой становления профессиональной идентичности различных специалистов - психологов [9], управленцев [3] и др. Наши изыскания, осуществляемые при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00184 «Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного профессионала», связаны с изучением профессиональной идентичности будущих педагогов. Мы убеждены, что в решении таких проблем современного общества, нуждающихся в незамедлительном решении, как снижение престижа профессии педагога при сохраняющейся потребности рынка труда в молодых инициативных кадрах, нежелание выпускников педагогических вузов трудоустраиваться в образовательные организации из-за невысокой заработной платы, вынужденно большой нагрузки, связанной с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, можно добиться положительных изменений путем формирования позитивной профессиональной идентичности молодого специалиста.
В этих целях нами был разработан и успешно апробирован авторский курс «Перспектива» [4; 6], предназначенный для студентов и магистрантов педагогических образовательных учреждений, обучающихся по различным направлениям и программам бакалавриата и магистратуры, а также практикующих учителей, испытывающих затруднения в проектировании карьерной стратегии. Особенностью предложенного курса является акцент на активизацию личностной позиции в аспекте планирования собственной карьеры, в формировании умений своевременно и мобильно корректировать карьерную стратегию в условиях изменяющейся профессиональной деятельности и нестабильной ситуации на рынке труда, в развитии информационной культуры современного молодого профессионала, связанной с цифровиза-цией профессиональной деятельности, в привлечении бакалавров к обучению по магистерским программам.
Отметим, что планирование карьеры педагога вызывает затруднение еще и в связи с тем, что она
носит в основном горизонтальный характер [7; 8]. В ходе эмпирического исследования нами выявлено, что большинство опрошенных респондентов осознает этот факт, но при этом в своих планах амбициозно отдает предпочтение вертикальному виду карьеры. Проблема планирования карьеры выпускников образовательных учреждений осложняется тем, что современный студент с новой системой ценностей представляет тип личности, ориентированный на приоритетность частного интереса, индивидуализм, обретение богатства и материальной независимости с помощью профессии. Поэтому высока вероятность противоречия между личными интересами и общественными приоритетами [9]. Социологи утверждают, что современной студенческой молодежи присущи завышенные ожидания в плане будущего трудоустройства, дохода и карьерного роста в целом [3]. Ученые обращают внимание, что основным трендом современного профессионального выбора является усиление прагматических, меркантильных мотивов [2, с. 152]. Кроме того, двухуровневая система подготовки профессиональных кадров помещает бакалавра снова в фазу оптации, стимулируя вновь осуществлять непростой выбор - углублять подготовку по магистерской программе либо избрать абсолютно новую. Целесообразно учесть и такой аспект в рамках обозначенной проблемы, как ситуация выбора сферы профессиональной деятельности, которая могла быть востребованной и актуальной в начале обучения, а к окончанию попросту устареть. Многие студенты представляют себе будущую профессию лишь на основе толкования названия своего выбранного направления подготовки либо профиля. Ситуация непроста и тем, что, завершая вуз в состоянии пресыщения обучением, выпускник понимает, что ему еще многому предстоит учиться [13].
Отсюда очевидно, что такие понятия, как «карьерная стратегия» и «профессиональная идентичность», тесно взаимосвязаны.
Результаты
Для организации экспериментальной работы мы применили методики Э. Шейна «Якоря карьеры» [5; 11] и Л. Б. Шнейдер «Профессиональная идентичность» [14; 15], а затем сравнили полученные данные с результатами близкого к педагогическому направлению подготовки - психологического (табл. 1).
Обратимся к интерпретации полученных эмпирических данных и их сравнению с опытом коллег. Анализ показывает, что в представленных выборках статусы «псевдоидентичность» (характеризуется либо про-
Таблица 1
Сравнительный анализ диагностики студентов психологического и педагогического направлений подготовки
Психологическое направление подготовки, Екатеринбург, 2016 г. Педагогическое направление подготовки, Ульяновск, 2019 г.
Якоря карьеры, Э. Шейн Профессиональная идентичность, Л. Б. Шнейдер Якоря карьеры, Э. Шейн Профессиональная идентичность, Л. Б. Шнейдер
Стабильность - 52 % Псевдопозитивная идентичность - 33 % Стабильность - 37,5 % Псевдопозитивная идентичность - 28 %
Автономность - 24 % Достигнутая позитивная идентичность - 26 % Автономность - 0 % Достигнутая позитивная идентичность - 17 %
Служение - 13 % Диффузная идентичность - 24 % Служение - 25 % Диффузная идентичность - 36 %
Менеджмент - 11 % Мораторий - 17 % Менеджмент - 6,25 % Мораторий - 19 %
Предпринимательство - 0 % Предпринимательство - 12,5 %
Интеграция стилей жизни - 0 % Интеграция стилей жизни - 6,25 %
Профессиональная компетентность - 0 % Профессиональная компетентность - 6,25 %
Вызов - 0 % Вызов - 6,25 %
явлением отрицания собственной профессиональной уникальности и неповторимости, либо, наоборот, ее чрезмерным подчеркиванием в сторону гипертро-фированности; такой сценарий возможен при выборе профессии по совету родителей или друзей, что первоначально обеспечивает видимый комфорт, а затем приводит к переживаниям по поводу профессионального будущего) и «мораторий» (кризис идентичности, связанный с поиском альтернативных вариантов профессионального развития и выхода из данного состояния, принятием осознанного профессионального решения) диагностируются приблизительно у одинакового процента выборки. Вместе с тем расхождения обнаруживаются по статусу «достигнутая профессиональная идентичность» (проявление целостной совокупности личностно значимых целей, ценностей, стремлений, желаний, убеждений, которые обеспечивают личности определенную направленность и осознание смысла жизни и профессиональной деятельности): ее процент выше у психологов. По статусу «диффузная идентичность» (отсутствие прочных профессиональных целей и ценностей, а также активных попыток их сформировать) также наблюдаются различия: здесь, напротив, процент выше у педагогов. Нам представляется после проведенных бесед с испытуемыми, что это связано с присутствием у них высокой степени неопределенности профессионального будущего. Часть респондентов утверждает, что пришли получить высшее образование, а не профессию. Других же привлекает именно профиль подготовки (например, «Технология. Информатика»), нежели
само направление подготовки («Педагогическое образование») [1].
Стоит отметить, что у студентов медицинских вузов, которые относятся к категории, близкой к нашим испытуемым, - педагогам, поскольку сегодня общество практически одинаково остро нуждается в молодых инициативных кадрах в сфере образования и здравоохранения, преобладают схожие диагностические результаты. Наиболее распространенным статусом студентов-медиков является «диффузная идентичность» [10].
Что касается анализа полученных данных по методике Э. Шейна, то здесь такой «якорь карьеры», как «стабильность», находится в приоритете у обеих выборок испытуемых. Это неудивительно, ведь в современных кризисных условиях, связанных с нестабильностью рынка труда, сложностями трудоустройства, молодежь желает ощущать некую профессиональную предсказуемость. Расхождения обнаруживаются по карьерной стратегии «автономность»: будущие педагоги, на наш взгляд, больше осознают свою профессиональную зависимость от заранее заданных условий (например, требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, особенностей проектирования и организации образовательного процесса в новых условиях цифро-визации образования и др.), психологи, по-видимому, ждут от будущей профессии свободы в принятии профессиональных решений. По стратегии «служение» доминирует выборка будущих педагогов. Вероятно, что они в большей степени понимают и признают свою
профессиональную важность и потребность для общества, хотят принести пользу своей профессиональной деятельностью. Хотя данное предположение необходимо уточнять, поскольку результаты авторской анкеты показывают, что ни для одного испытуемого не является приоритетным мотив «общественное признание». При этом у будущих педагогов присутствуют не выраженные у психологов карьерные стратегии, типа «предпринимательство», «вызов», «интеграция стилей жизни», «профессиональная компетентность».
Заключение
Полученные нами эмпирические результаты и их сравнительный анализ могут использоваться для дальнейшего теоретического изучения проблемы становления профессиональной идентичности личности, а также быть применены к профессиональному консультированию по вопросам планирования профессиональной карьеры и тренинговой работы.
Литература
1. Беркутова Д. И., Громова Е. М., Горшкова Т. А. Становление профессиональной идентичности будущих педагогов в воспитательном пространстве вуза // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблемы и направления воспитательной работы в образовательных организациях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2020. Ч. 2. С. 13-15.
2. Регион как пространство самореализации молодежи / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов, П. С. Моисеева, Е. В. Кеммет // Не расстанусь с молодежью, буду™ : сб. науч. статей к 80-летию проф. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург, 2018. С. 146-155.
3. Голубева Т. С. Сценарии трансформации карьерных стратегий студенческой молодежи на этапе обучения в высшем учебном заведении в условиях социальных изменений // Политика и общество. 2019. № 1. С. 46-52.
4. Горшкова Т. А., Громова Е. М., Беркутова Д. И. Курс «Перспектива» как основа проектирования карьерной стратегии современного учителя технологии // Школа и производство. 2019. № 5. С. 50-56.
5. Громова Е. М., Беркутова Д. И., Горшкова Т. А. Исследование ценностных аспектов становления профессиональной идентичности будущих педагогов // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 261-264.
6. Громова Е. М., Беркутова Д. И., Горшкова Т. А. Проектирование карьерной стратегии: от идеи до реализации. Ульяновск, 2019. 162 с.
7. Громова Е. М., Беркутова Д. И., Горшкова Т. А. Проектирование карьерной стратегии современного педагога // Актуальные проблемы технологического образования: традиции, опыт и перспективы : сб. науч. тр. Мозырь, 2019. С. 219-222.
8. Дидковская Я. В. Профессиональная карьера: теоретико-методологические подходы к исследованию феномена // Не расстанусь с молодежью, буду™ : сб. науч. статей к 80-летию проф. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург, 2018. С. 185-194.
9. Крутько И. С., Чаликова О. С. Профессиональная идентичность и виды карьерных ориентаций // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2016. Т. 9, № 4. С. 5-12.
10. Малютина Т. В., Морозова И. С. Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского вуза // Про-
блемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 343-347.
11. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб., 2006.
12. Чистякова С. Н. Эффективность профессиональной ориентации обучающихся - важнейшая составляющая системы государственной кадровой политики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 24-29.
13. Чуркин С. Д., Дубовицкая Т. Д., Маслов Е. Б. Профессиональная направленность и карьерные ориентации студентов различных факультетов // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 377.
14. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007. 128 с.
15. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М., 2001. 272 с.
16. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 1996. 344 с.
References
1. Berkutova D. I., Gromova E. M., Gorshkova T. A. Stanovlenie pro-fessionalnoj identichnosti budushih pedagogov v vospitatelnom prostranstve vuza [Formation of professional identity of future teachers in the educational space of the university]. Vocational education and youth employment: the twenty-first century. Problems and directions of educational work in educational organizations. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Kemerovo, 2020, part 2, pp. 13-15. (In Russian).
2. Vishnevsky Yu. R., Narhov D. Yu., Moiseeva P. S., Kemmet E. V. Region kak prostranstvo samorealizacii molodezhi [Region as a space for youth self-realization]. I will not part with the youth, will... Collection of scientific articles to the 80th anniversary of Professor Yuri Vishnevsky. Ekaterinburg, 2018, pp. 146-155. (In Russian).
3. Golubeva T. S. Scenarii transformacii karernyh strategij studencheskoj molodezhi na etape obucheniya v vysshem uchebnom zavedenii v usloviyah socialnyh izmenenij [Scenarios of transformation of career strategies of students at the stage of higher education in the context of social changes]. Politics and Society, 2019, no. 1, pp. 46-52. (In Russian).
4. Gorshkova T. A., Gromova E. M., Berkutova D. I. Kurs «Perspektiva» kak osnova proektirovaniya karernoj strategii sovremennogo uchitelya tehnologii [Course «Perspective» as basis of projection of career strategy of the modern teacher of technology]. School and Production, 2019, no. 5, pp. 50-56. (In Russian).
5. Gromova E. M., Berkutova D. I., Gorshkova T. A. Issledovanie cennostnyh aspektov stanovleniya professionalnoj identichnosti budushih pedagogov [Valuable aspects of prospective teacher's professional identity development]. Samara Journal of Science, 2019, vol. 8, no. 3 (28), pp. 261-264. (In Russian).
6. Gromova E. M., Berkutova D. I., Gorshkova T. A. Proektirovanie karernoj strategii: ot idei do realizacii [Designing career strategy: from idea to implementation]. Ulyanovsk, 2019, 162 p. (In Russian).
7. Gromova E. M., Berkutova D. I., Gorshkova T. A. Proektirovanie karernoj strategii sovremennogo pedagoga [Designing the career strategy of a modern teacher]. Actual problems of technological education: traditions, experience and perspectives. Collection of scientific papers. Mozyr, 2019, pp. 219-222. (In Russian).
8. Didkovskaya Ya. V. Professionalnaya karera: teoretiko-metodo-logicheskie podhody k issledovaniyu fenomena [Professional Career: Theoretical and methodological approaches to the study of the phenomenon]. I will not part with the youth, will... Collection of scientific articles to the 80th anniversary of Professor Yuri Vishnevsky. Ekaterinburg, 2018, pp. 185-194. (In Russian).
9. Krutko I. S., Chalikova O. S. Professionalnaya identichnost i vidy karernyh orientacij[Professional identity and types of career orientations]. Bulletin of the South Ural State University. Series "Psychology", 2016, vol. 9, no. 4, pp. 5-12. (In Russian).
10. Malyutina T. V., Morozova I. S. Osobennosti professionalnoj identichnosti studentov medicinskogo vuza [Features of professional identity of medical students]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2018, no. 58-2, pp. 343-347. (In Russian).
11. Chiker V. A. Psihologicheskaya diagnostika organizacii i personala [Psychological diagnostics of organization and personnel]. St. Petersburg, 2006. (In Russian).
12. Chistyakova S. N. Effektivnost professionalnojorientacii obuchayushihsya - vazhnejshaya sostavlyayushaya sistemy gosudarstvennoj kadrovoj politiki [Students' vocational guidance effectiveness as the most important component of the state
personnel policy system]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 1 (25), pp. 24-29. (In Russian).
13. Churkin S. D., Dubovickaya T. D., Maslov E. B. Professionalnaya napravlennost i karernye orientacii studentov razlichnyh fakultetov [Professional orientation and career orientations of students of different faculties]. Modern Problems of Science and Education, 2012, no. 2, pp. 377. (In Russian).
14. Shnejder L. B. Lichnostnaya, gendernaya i professionalnaya identichnost: teoriya i metody diagnostiki [Personal, gender and professional identity: theory and diagnostic techniques]. Moscow, 2007, 128 p. (In Russian).
15. Shnejder L. B. Professionalnaya identichnost [Professional identity]. Moscow, 2001, 272 p. (In Russian).
16. Erikson E. Identichnost: yunost, krizis [Identity: youth, crisis]. Moscow, 1996, 344 p. (In Russian).
УДК/UDC 374.7:004 Н. Ф. Ильина, А. С. Ильин, Е. Э. Хохлова
N. Ilyina, A. Ilyin, E. Khokhlova
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ВЕКТОР ИЗМЕНЕНИЙ
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION: THE DIRECTION OF CHANGE
Введение. В статье представлено исследование по проблеме поиска новых возможностей поддержки педагога в профессиональном развитии в условиях цифровой трансформации с учетом целостного представления о его профессиональной деятельности.
Методология. Исследование осуществлено на основе анализа педагогической деятельности с позиций системного подхода. Педагогическая деятельность рассматривается как педагогическая система, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных и функциональных компонентов, которые подчинены общей цели. Процесс профессионального развития актуализирует потенциал педагога и обеспечивает обретение им опыта решения проблем собственной профессиональной деятельности.
Результаты. Авторами доказано, что системный подход к педагогической деятельности позволяет осуществлять поддержку педагога в его профессиональном развитии в условиях цифровой трансформации как плановую, стратегическую работу по совершенствованию его компетенций. С позиции управления профессиональным развитием в условиях цифровой трансформации совместно с педагогом предло-
жено перепроектировать образовательную систему, настроить ее с учетом новых условий, помочь педагогу преобразовать опыт, преодолеть кризис, характеризующийся динамичной профессиональной ситуацией, связанный с изменением его позиции и условий профессиональной деятельности.
Заключение. Результаты исследования позволяют использовать полученные научные знания при организации процесса профессионального развития, то есть оказать педагогу поддержку на уровне образовательной организации, обеспечить его подготовку к предстоящей деятельности в новых условиях и преодолеть профессиональные дефициты.
Introduction. The article presents a study on the problem of finding new opportunities to support teachers in professional development in the context of digital transformation, taking into account a holistic view of their professional activities.
Methodology. The research is based on the analysis of pedagogical activity from the standpoint of a systematic approach. Pedagogical activity is considered as a pedagogical system consisting of interrelated and interdependent structural and functional components that are subordi-