Научная статья на тему 'Влияние информационной культуры на проектирование карьерной стратегии'

Влияние информационной культуры на проектирование карьерной стратегии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КАРЬЕРА / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS / INFORMATIONAL CULTURE / PROFESSIONAL IDENTITY / CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А.

Введение. Система образования должна обладать эффективными средствами оказания помощи студентам в профориентации и проектировании карьерной стратегии. Большую роль в этом играет формирование информационной культуры современного профессионала. Статья посвящена проблеме влияния информатизации на изменение характера профориентационной работы и, в частности, становлению профессиональной идентичности современных выпускников отечественных вузов. Методология. Основными методологическими подходами, лежащими в основе исследования, являются: концепция становления личности как субъекта своей профессиональной деятельности (Е. М. Борисова, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, В. Д. Шадриков и др.), концепция профессионализма (А. К. Маркова), концепция системы профессиональной ориентации (С. Н. Чистякова), концепция профессионального становления в контексте развития карьеры (Дж. Сьюпер), теория формирования профессиональной идентичности (Л. Б. Шнейдер), концепция формирования информационной культуры личности (Н. И. Гендина) и др. Результаты. В статье приводятся результаты диагностики студентов Ульяновского государственного педагогического университета по авторской анкете «Профессиональная карьера». В статье определен целый ряд задач в сфере профориентации учащейся молодежи, успешное решение которых возможно при использовании информационно-коммуникационных технологий. Авторами разработан спецкурс «Перспектива», в рамках которого большое внимание уделяется подготовке студентов к участию в чемпионатах WorldSkills Russia, акцентируется внимание студентов на том, что информационная культура и медиаграмотность это важные факторы их профессионального саморазвития и успешного вхождения в профессиональное сообщество. Заключение. Авторы делают однозначный вывод о том, что информационная культура личности является необходимым условием формирования позитивной профессиональной идентичности современного студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INFORMATIVE CULTURE ON PLANNING OF CAREER STRATEGY

Introduction. The education system should have effective tools to assist students in career guidance and career strategy design. An important role in this is played by the formation of the information culture of the modern professional. The article is devoted to the problem of the influence of Informatization on the change in the nature of career guidance and, in particular, the formation of professional identity of modern graduates of domestic universities. Materials and Methods. The main methodological approaches underlying the study are: the concept of the formation of the individual as the subject of his professional activity (E. M. Borisova, E. A. Klimov, N. S. Pryazhnikov, V. D. Shadrikov, et al.), the concept of professionalism (A. K. Markov), the concept of vocational guidance system (S. N. Chistyakova), the concept of professional development in the context of career development (J. Super), the theory of formation of professional identity (Lb Schneider), the concept of formation of information culture of the individual (N. I. Gendina) and others. Results. The article presents the results of diagnostics of students of Ulyanovsk state pedagogical University according to the author’s questionnaire «Professional career». The article defines a number of tasks in the field of vocational guidance of students, the successful solution of which is possible with the use of information and communication technologies. The authors developed a special course «Perspective», in which much attention is paid to the preparation of students to participate in the WorldSkills Russia Championships, focuses on the fact that information culture and media literacy are important factors of their professional self-development and successful entry into the professional community. Conclusions. The authors make a univocal conclusion that the information culture of the individual is a necessary condition for the formation of a positive professional identity of the modern student.

Текст научной работы на тему «Влияние информационной культуры на проектирование карьерной стратегии»

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ: XXI ВЕК. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ» (КЕМЕРОВО, 11 АПРЕЛЯ 2019 Г.)

INTERNATIONAL RESEARCH-TO-PRACTICE CONFERENCE "PROFESSIONAL EDUCATION AND YOUTH EMPLOYMENT: XXI CENTURY. TRAINING OF SKILLED WORKERS FOR THE DIGITAL ECONOMY"

(KEMEROVO, APRIL 11, 2019)

УДК/UDC 37.048.45 Е. М. Громова, Д. И. Беркутова, Т. А. Горшкова

E. Gromova, D. Berkutova, T. Gorshkova

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ

INFLUENCE OF INFORMATIVE CULTURE ON PLANNING OF CAREER STRATEGY

Введение. Система образования должна обладать эффективными средствами оказания помощи студентам в профориентации и проектировании карьерной стратегии. Большую роль в этом играет формирование информационной культуры современного профессионала.

Статья посвящена проблеме влияния информатизации на изменение характера профориен-тационной работы и, в частности, становлению профессиональной идентичности современных выпускников отечественных вузов.

Методология. Основными методологическими подходами, лежащими в основе исследования, являются: концепция становления личности как субъекта своей профессиональной деятельности (Е. М. Борисова, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, В. Д. Шадриков и др.), концепция профессионализма (А. К. Маркова), концепция системы профессиональной ориентации (С. Н. Чистякова), концепция профессионального становления в контексте развития карьеры (Дж. Сьюпер), теория формирования профессиональной идентичности (Л. Б. Шнейдер), концепция формирования информационной культуры личности (Н. И. Гендина) и др.

Результаты. В статье приводятся результаты диагностики студентов Ульяновского государственного педагогического университета по авторской анкете «Профессиональная карьера».

В статье определен целый ряд задач в сфере профориентации учащейся молодежи, успешное решение которых возможно при использовании информационно-коммуникационных технологий. Авторами разработан спецкурс «Перспектива», в рамках которого большое внимание уделяется подготовке студентов к участию в чемпионатах WorldSkills Russia, акцентируется внимание студентов на том, что информационная культура и медиаграмотность — это важные факторы их профессионального саморазвития и успешного вхождения в профессиональное сообщество.

Заключение. Авторы делают однозначный вывод о том, что информационная культура личности является необходимым условием формирования позитивной профессиональной идентичности современного студента.

Introduction. The education system should have effective tools to assist students in career guidance and career strategy design. An important role in this is played by the formation of the information culture of the modern professional.

The article is devoted to the problem of the influence of Informatization on the change in the nature of career guidance and, in particular, the formation of professional identity of modern graduates of domestic universities.

Materials and Methods. The main methodological approaches underlying the study are: the concept of the formation of the individual as the subject of his professional activity (E. M. Borisova, E. A. Klimov, N. S. Pryazhnikov, V. D. Shadrikov, et al.), the concept of professionalism (A. K. Markov), the concept of vocational guidance system (S. N. Chistyakova), the concept of professional development in the context of career development (J. Super), the theory of formation of professional identity (Lb Schneider), the concept of formation of information culture of the individual (N. I. Gendina) and others.

Results. The article presents the results of diagnostics of students of Ulyanovsk state pedagogical University according to the author's questionnaire «Professional career».

The article defines a number of tasks in the field of vocational guidance of students, the successful solution of which is possible with the use of information and communication technologies. The authors developed a special course «Perspective», in which much attention is paid to the preparation of students to participate in the WorldSkills Russia Championships, focuses on the fact that information culture and media literacy are important factors of their professional self-development and successful entry into the professional community.

Conclusions. The authors make a univocal conclusion that the information culture of the individual is a necessary condition for the formation of a positive professional identity of the modern student.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение учащейся молодежи, информационная культура, профессиональная идентичность, карьера.

Keywords: professional self-determination of students, informational culture, professional identity, career.

Введение

В современных условиях, характеризующихся разноплановыми экономическими, социальными и культурными вызовами, в России «...наблюдается явное несоответствие между потребностями рынка труда, с одной стороны, и мотивацией работников — с другой» [1, с. 24]. Более того, рынок труда испытывает острую потребность в перспективных молодых кадрах, которые готовы проявить инициативу, самостоятельность и мобильность в принятии ответственных профессиональных и жизненных решений. Конъюнктура рынка труда постоянно меняется, и востребованными профессиями могут оказаться совершенно не те, которые изначально получали обучающиеся в вузе [2].

Мы убеждены, что, только обладая достаточно высоким уровнем информационной культуры, современные выпускники вузов смогут адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и будут способны эффективно проектировать свою карьерную стратегию.

Действительно, современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют человеку принципиально новые возможности доступа к разнообразной информации. Они позволяют каждому человеку максимально реализовать свой потенциал и значительно улучшить качество жизни. С другой стороны, в информационном обществе возникают и многочисленные опасности и риски. Лавинообразный рост неструктурированной информации порождает опасность того, что необходимая информация просто растворится или не отыщется в нужный момент. Велика также вероятность ее утери из-за недолговечности используемых материальных носителей. Наше современное информационное общество характеризуется все более сложными и трудоемкими механизмами получения и переработки актуальной информации вследствие накопления ее колоссальных объемов. Значительные различия в становлении информационно-коммуникационной инфраструктуры привели к тому, что целые регионы, страны и континенты оказались аутсайдерами, их вытеснили из зоны реальной мировой конкуренции на обочину прогресса.

Вот почему во всем мире назрела необходимость решения глобальной проблемы человечества, связанной с подготовкой людей к жизни и труду в принципиально новых условиях высокоавтоматизированной информационной среды, формированием у них навыков эффективной самостоятельной деятельности в указанной среде с учетом всех ее возможностей в совокупности с защитой от негативных воздействий.

Методология

Проблемы планирования молодежью профессионального будущего являются предметом исследования многих ученых: профессионально-личностное самоопределение (Е. М. Борисова, Е. А. Климов [3], Т. В. Кудрявцев, Н. Н. Никитина, Н. С. Пряжников [4], М. В. Ретивых, П. А. Шавир и др.); профессиональное становление личности (Е. А. Климов [3], А. К. Маркова [5], Е. С. Романова, Дж. Сьюпер [6], А. Р. Фонарев, В. Д. Шадриков и др.); концепция становления личности как субъекта своей профессиональной деятельности (И. В. Самоукина, А. Р. Фонарев и др.); концепция профессионального становления в контексте развития карьеры (Дж. Сьюпер) [6]; концепция профессионализма (А. К. Маркова) [5]; теория профессионального развития (Е. Гинзберг, Ф. Парсонс] и др. Вопросы поддержки и сопровождения профессионального самоопределения и карьеры представляют сферу научных интересов Н. Ф. Родичева, И. С. Сергеева, А. П. Чернявской, С. Н. Чистяковой [1] и др.

В настоящее время внимание исследователей, среди которых есть как маститые зарубежные ученые (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Э. Мэйо, Дж. Тернер, А. Тэшфел и пр.), так и значительное число отечественных авторов (Г М. Андреева, Т. М. Буякас, П. С. Гуревич, М. В. Заковоротная, А. В. Кузьмин, Н. М. Лебедева, О. В. Лукьянов, В. С. Малахов, А. В. Микляева, Д. А. Орлов, Л. М. Путилова, П. В. Румянцева, Т. Г Стефаненко, М. В. Шакурова, Л. Б. Шнейдер [7] и др.), сосредоточено на проблеме формирования идентичности.

Проблема информационной культуры исследовалась в работах таких отечественных ученых педагогов, психологов, социологов и библиотековедов, как: С. Г Антонова, О. Г Басалаева, И. Б. Бичева, Е. В. Везетиу, С. Н. Велитченко, Е. В. Вовк, Н. В. Волкова, Г Г Воробьев, Н. И. Гендина, Г А. Герцог, М. Л. Груздева, М. И. Дири, Т. А. Дмитриева, Н. Н. Кафидулина, И. И. Кислова, С. М. Ко-нюшенко, М. В. Корнилова, А. Е. Костяев, Н. Н. Кузина, Е. А. Малкина, Е. А. Медведева, Г Т. Муса-бекова, М. Н. Николаенко, И. Г Овчинникова, Н. В. Огурцова, Л. И. Переславцева, А. А. Пфетцер, М. Е. Пчелкина., Е. С. Роншина, Е. Н. Рябинова, Ю. Ю. Сабирянова, Э. П. Семенюк, Ю. Б. Стегостенко, М. В. Траулько, Е. В. Траулько, Н. И. Тукенова, А. У. Уртенова, А. П. Федосеева, М. А. Хайруддинов, Н. В. Ходякова, Р. Ю. Хурум, Т. А. Чекалина и др. [8].

В контексте нашей работы большой интерес представляет концепция формирования информационной культуры личности в целом (Н. И. Гендина) и в вузе в частности (Г Р. Водянко, Т. Б. Гре-бенюк, Е. В. Данильчук, С. М. Конюшенко, В. Ф. Кучинский, Т. П. Спирина и др.) [9].

Вслед за Н. И. Гендиной [10, с. 29] мы понимаем под информационной культурой личности в целом одну из составляющих общей культуры человека, которая представляет собой совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Действительно, существует особая культура восприятия информации и ее трансляции. Современный мир информации очень многообразен. На личность сегодня одновременно воздействует информация самых разных типов, видов и носителей. «Медиа и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности» [11, с. 3].

Результаты

Выполняя исследование по проекту, поддержанному грантом РФФИ «Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного профессионала» № 19-013-00184, наш авторский коллектив с целью выявления влияния информационной культуры личности на стратегию построения профессиональной карьеры использовал метод анкетирования. Экспериментальную выборку составили 25 студентов 3-го курса очной формы обучения факультета физико-математического и технологического обра-

зования Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова (УлГПУ), направление подготовки «Профессиональное обучение», профили «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» (ПОд-16 — 9 чел.), «Технология и организация ресторанного сервиса» (ПОр-16 — 8 чел.), «Сервис и эксплуатация автомобильного транспорта» (ПОт-16 — 8 чел.). Проанализируем ответы респондентов на некоторые вопросы модифицированной авторской анкеты «Профессиональная карьера».

При ответе на вопрос «Охарактеризуйте опыт Вашей работы» было выявлено, что абсолютное большинство респондентов (98 %) имеют тот или иной опыт работы, причем в разных сферах. Положительным фактом можно считать, что студенты стараются выбирать профессии по своему профилю обучения и лишь в крайнем случае трудоустраиваются по профессиям неквалифицированного труда в качестве подработки.

Контент-анализ высказываний студентов по заданному вопросу «Как Вы понимаете понятие «профессиональная карьера»?» продемонстрировал, что все опрошенные связывают этот термин с неким ростом, продвижением человека в профессии, который, с одной стороны, направлен на достижение профессиональных успехов в деятельности, реализацию профессиональных целей, профессионально-личностное развитие в сфере труда, а с другой — на получение более высокой должности в совокупности с ростом вознаграждения за выполняемую работу.

Результаты ответов на вопрос «Что для Вас значит успешная профессиональная карьера?» распределились следующим образом: 7 респондентов (28 %) выбрали ответ «достижение высокого дохода в процессе профессиональной деятельности»; 8 опрошенных (32 %) — «достижение высокого социального статуса с помощью профессии»; 8 человек (32 %) — «реализация себя как личности в профессиональной деятельности»; двое студентов (8 %) — «возможность приносить пользу обществу при выполнении данной профессиональной деятельности». Таким образом, меньшинство студентов ориентировано на возможность приносить пользу обществу при выполнении выбранной профессиональной деятельности, что подтверждает тот факт, что современный студент относится к профессиональной сфере с позиций извлечения преимущественно личной выгоды.

На вопрос «Какие шаги Вы собираетесь предпринять для построения профессиональной карьеры?» 12 опрошенных (48 %) назвали свое дальнейшее профессиональное развитие в различных вариациях (повышение квалификации, расширение сферы деятельности, овладение смежными специальностями, посещение курсов и тренингов и др.). Иными словами, студенты ясно осознают, что карьера не является чем-то статичным, а для роста в профессии необходимо постоянное движение вперед. 11 опрошенных (44 %) в качестве дальнейших шагов видят лишь устройство на работу, а 4 студента (16 %) ориентированы на построение собственного бизнеса.

На вопрос «Используете ли Вы в процессе обучения информационно-коммуникационные технологии (например, ресурсы сети Интернет, специальные программы и др.)?» все 25 студентов (100 %) ответили, что всегда используют ИКТ в процессе обучения, что однозначно можно расценивать как положительную тенденцию.

При анализе ответов на вопрос «Создаете ли Вы самостоятельно продукты в сфере ИКТ (например, компьютерные презентации, тесты, собственный сайт, компьютерную программу, дизайн-проект)? Если да, то какие?» следует выделить, что большинство студентов — 18 респондентов (72 %) — самостоятельно разрабатывают компьютерные презентации в Power Point. При детальном анализе вариантов самостоятельных продуктов в сфере ИКТ респонденты указали, что 10 студентов (40 %) создавали дизайн-проекты, 6 человек (24 %) разрабатывали и апробировали компьютерные тесты, 5 респондентов (20 %) подготавливали рефераты, доклады по исследовательским темам, четверо (16 %) имеют научные публикации (статьи, тезисы] в материалах конференций (рис. 1). При этом ни один из опрошенных не указал разработку собственных программ либо персональных сайтов, что характеризует более высокий уровень ИКТ-компетентности.

Тщательный анализ результатов авторской анкеты «Профессиональная карьера» еще раз убедительно доказал наличие имеющегося потенциала у современной системы образования, приоритетным направлением развития которой должна стать выработка эффективных механизмов становления позитивной профессиональной идентичности молодого педагога, в том числе путем развития его информационной культуры. Для этого важно создавать специальную информационную

Разрабатывали компьютерные тесты

Публиковали научные статьи, тезисы

Создавали дизайн-проекты

Подготавливали рефераты,доклады

Рис. 1. Результаты диагностики респондентов по авторской анкете «Профессиональная карьера»

образовательную среду, которая предполагает и доступ к сети Интернет, и доступ к культурным ценностям и информационным ресурсам, которые хранятся в особых информационно-культурных центрах, а также обеспечить наличие технических устройств со свободным каналом связи [12]. Эти образовательные ресурсы сегодня активно насыщаются графикой и видеоконтентом и позволяют решать целый ряд важных задач в сфере профориентации:

1) подготовить студентов к активному использованию цифровых ресурсов в процессе обучения и профессиональной деятельности;

2) выстраивать индивидуальные образовательные траектории за счет доступа к дистанционным образовательным курсам и модулям;

3) осуществлять профессиональную ориентацию обучающихся на разные уровни и направления подготовки образовательных программ;

4) реализовывать педагогическое сопровождение самообразования в профессиональной деятельности;

5) обеспечивать успешное вхождение в профессиональное сообщество и пр.

Заключение

Таким образом, проводя нашу исследовательскую работу по выработке актуальных и эффективных механизмов профориентации молодежи и формирования позитивной профессиональной идентичности современного студента, мы прежде всего сосредоточили внимание на развитии его информационной культуры и медиаграмотности [13]. В этой связи в рамках авторского курса «Перспектива», разработанного нашим коллективом, мы уделяем большое внимание подготовке студентов к участию в чемпионатах WorldSkills Russia, акцентируя их внимание на том, что информационная культура и медиаграмотность — это важные факторы их профессионального саморазвития и успешного вхождения в профессиональное сообщество [14; 15].

Все выше сказанное позволяет нам сделать однозначный вывод о том, что в условиях информатизации и цифровизации всех сфер нашей жизни информационная культура личности становится необходимым условием формирования позитивной профессиональной идентичности современного студента.

Литература

1. Чистякова С. Н. Эффективность профессиональной ориентации обучающихся - важнейшая составляющая системы

государственной кадровой политики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25).

С. 24-29.

2. Беркутова Д. И., Громова Е. М., Горшкова Т. А. Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования

карьерной стратегии современного профессионала // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 299-304.

3. Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М. ; Воронеж, 2008. 456 с.

4. Пряжников Н. С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1995. 340 с.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с.

6. Super D. E . Vocational Development. N.Y., 1957. 391 p.

7. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М., 2001. 272 с.

8. Громова Е. М. О проблеме формирования информационной культуры будущих учителей // Информационные технологии в образовании : сб. науч. тр. Ульяновск, 2018. С. 38-40.

9. Громова Е. М., Шубович В. Г. Информационная культура будущих учителей: анализ отечественных подходов к формированию [Электронный ресурс] // НАУКА ONLINE. 2018. № 3 (4). С. 115-122. URL: http://journal-no.ulspu.ru/ wp-content/uploads/2018/10/GromovaShubovich3_2018.pdf.

10. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. М., 2002. 285 с.

11. Московская декларация о медиа и информационной грамотности [Электронный ресурс]. URL: http://ifapcom.ru/files/ News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf.

12. Громова Е. М., Беркутова Д. И., Горшкова Т. А. Информационная культура как условие успешного проектирования карьерной стратегии // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для цифровой экономики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2019. С. 97-99.

13. Беркутова Д. И., Громова Е. М., Горшкова Т. А. Формирование ИКТ-компетентности как условие развития информационной культуры педагога // Теория и практика приоритетных научных исследований : сб. науч. тр. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2018. С. 23-26.

14. Громова Е. М., Беркутова Д. И., Горшкова Т. А. Профессиональная карьера: путь к успеху. Ульяновск, 2012. 126 с.

15. Громова Е. М., Горшкова Т. А., Беркутова Д. И. Чемпионат WorldSkills как индикатор профессиональных компетенций будущих учителей технологии // Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills : сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 51-59.

References

1. Chistyakova S. N. Effektivnost professionalnoy oriyentatsii obuchayushchikhsya - vazhneyshaya sostavlyayushchaya sistemy gosudarstvennoy kadrovoy politiki [Students' vocational guidance effectiveness as the most important component of the state personnel policy system]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 1 (25), pp. 24-29. (In Russian).

2. Berkutova D. I., Gromova E. M., Gorshkova T. A. Stanovleniye professionalnoy identichnosti kak faktor proyektirovaniya karyernoy strategii sovremennogo professionala [Professional identity formation as a factor of a modern university student's career strategy planning]. Samara Journal of Science, 2018, vol. 7, no. 4 (25), pp. 299-304. (In Russian).

3. Klimov E. A. Psikhologiya professionala: Izbrannyye psikhologicheskiye trudy [Psychology of the professional: Selected psychological works]. Moscow, Voronezh, 2008, 456 p. (In Russian).

4. Pryazhnikov N. S. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy aktivizatsii professionalnogo samoopredeleniya [Theoretical and methodological bases of activization of professional self-determination]. Doctor's degree dissertation. Yekaterinburg, 1995, 340 p. (In Russian).

5. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, 1996, 312 p. (In Russian).

6. Super D. E. Vocational Development. NewYork, 1957, 391 p.

7. Schneider L. B. Professionalnaya identichnost [Professional identity]. Moscow, 2001, 272 p. (In Russian).

8. Gromova E. M. O probleme formirovaniya informatsionnoy kultury budushchikh uchiteley [On the problem of formation of information culture of future teachers]. Collection of scientific papers "Information technology in education". Ulyanovsk, 2018, pp. 38-40. (In Russian).

9. Gromova E. M., Shubovich V. G. Informatsionnaya kultura budushchikh uchiteley: analiz otechestvennykh podkhodov k formirovaniyu [Information culture of future teachers: analysis of domestic approaches to the formation]. Science ONLINE, 2018, no. 3 (4), pp. 115-122. Available at: http://journal-no.ulspu.ru/wp-content/uploads/2018/10/ GromovaShubovich3_2018.pdf. (In Russian)

10. Gendina N. I., Kolkova N. I., Skipor I. L., Starodubova G. A. Formirovaniya informatsionnoy kulturyi lichnosti v bibliotekah i obrazovatelnyih uchrezhdeniyah [Formation of information culture of the person in libraries and educational institutions]. Moscow, 2002, 285 p. (In Russian).

11. Moskovskaya deklaratsiya o media i informatsionnoy gramotnosti [Moscow Declaration on Media and Information Literacy]. Available at: http://ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf. (In Russian).

12. Gromova E. M., Berkutova D. I., Gorshkova T. A. Informatsionnaya kultura kak usloviye uspeshnogo proyektirovaniya karyernoy strategii [Information culture as a prerequisite for a successful career strategy design]. Materials of the International Scientific and Practical Conference "Vocational Education and Youth Employment: the 21st Century. Training for the Digital Economy'. Kemerovo, 2019, pp. 97-99. (In Russian).

13. Berkutova D. I., Gromova E. M., Gorshkova T. A. Formirovaniye IKT-kompetentnosti kak usloviye razvitiya informatsionnoy kultury pedagoga [Formation of ICT competence as a condition for the development of a teacher's information culture]. Collection of scientific papers on the materials of the IV International Scientific and Practical Conference "Theory and Practice of Priority Scientific Research". Smolensk, 2018, pp. 23-26. (In Russian).

14. Gromova E. M., Berkutova D. I., Gorshkova T. A. Professionalnaya karyera: put k uspekhu [Professional career: the path to success]. Ulyanovsk, 2012, 126 p. (In Russian).

15. Gromova E. M., Gorshkova T. A., Berkutova D. I. Chempionat WorldSkills kak indikator professionalnykh kompetentsiy budushchikh uchiteley tekhnologii [Championship of WorldSkills as indicator of professional competenses of future teachers of technology]. Collection of materials of the Interregional scientific-practical conference "Problems of advanced training of workers based on Worldskills standards". Moscow, 2018, pp. 51-59. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.