Научная статья на тему 'ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / профессиональная идентичность / подготовка педагогов / бакалавриат / магистратура / professional education / professional identity / teacher training / undergraduate / master's degree / кәсіптік білім беру / кәсіби бірегейлік / педагогтарды дайындау / бакалавриат / магистратура

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беркутова Д.И., Громова Е.М., Горшкова Т.А.

В статье приведен сравнительный анализ двух уровней профессионального педагогического образования в современной России: бакалавриата и магистратуры. В статье рассмотрена практика разработки программ магистратуры направления «Педагогическое образование» по модульному принципу согласно ФГОС3++. Авторы на конкретных примерах раскрывают особенности профессиональной идентичности и планирования карьерной стратегии будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беркутова Д.И., Громова Е.М., Горшкова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides a comparative analysis of two levels of professional pedagogical education in modern Russia: undergraduate and master's degree. The article considers the practice of developing master's programs in the direction «Pedagogical Education» according to the modular principle according to the FGOS3++. The authors, using specific examples, disclose the peculiarities of professional identity and planning the career strategy of future teachers.

Текст научной работы на тему «ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Ш

УДК 378:001.891

ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ацдатпа

Макалада KaBipri Ресейдщ кэаби педа-гогикальщ бш1м берудщ eKi децгеш: бакалавриат жэне магистратура карастырылган. ФГОСЗ++ сэйкес модульдш принцип! бой-ынша «Педагогикальщ бшш» багытыньщ магистратура багдарламаларын эзфлеу ic тэжфибес1 карастырылган. Авторлар накты мысалдар аркылы болашак педагог-тердщ мансап стратегиясын жоспарлауды жэне K9ci6n б1регейл1ктщ ерекшел1ктерш ашып керсетедк

Аннотация

В статье приведен сравнительный анализ двух уровней профессионального педагогического образования в современной России: бакалавриата и магистратуры. В статье рассмотрена практика разработки программ магистратуры направления «Педагогическое образование» по модульному принципу согласно ФГОСЗ++. Авторы на конкретных примерах раскрывают особенности профессиональной идентичности и планирования карьерной стратегии будущих педагогов.

Annotation

The article provides a comparative analysis of two levels of professional pedagogical education in modern Russia: undergraduate and master's degree. The article considers the practice of developing master's programs in the direction «Pedagogical Education» according to the modular principle according to the FGOS3++. The authors, using specific examples, disclose the peculiarities of professional identity and planning the career strategy of future teachers.

Беркутов а Д. И.,

доцент кафедры методик математнчес кого и информацгюн-но-технологического образования, канд. пед. наук, (кщент,

Громова Е.М.,

доцент кафедры методик математнчес кого и информационно-технологического образования, канд. пед. наук, (кщент,

Горшкова Т.А.,

доцент кафедры методик математнчес кого и информацгюн-но-технологического образования, канд. пед. наук, доцент, ¡3

ФГБОУВО «Ульяновский государствен- w ный педагогический университет g

имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, д Российская Феоерация g

tsi

Нег1зг1 свздер: кэсттт бтм беру, Kdci- s би бгрегегшк, педагогтарды дайындау, ба- о калавриат, магистратура.

о

Ключевые слова: профессиональное обра- w зование, профессиональная идентичность, подготовка педагогов, бакалавргшт, маги- g

стратура. ^

©

Keywords: professional education, pro- g fessional identity, teacher training, undergraduate, master's degree. §

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

Современное общество характеризуется нестабильностью социально-экономической ситуации. Эта общая тенденция присуща как Российской Федерации, так и странам Ближнего Зарубежья. Сложившиеся обстоятельства напрямую касаются получения молодежью актуального и востребованного образования, поиска вакантных мест работы, успешной самопрезентации на рынке труда, трудоустройства в условиях жесткой конкуренции кадров, благоприятной адаптации, обеспечивающей закрепление в профессии и др. Вместе с тем молодежь представляет собой социальную группу, во многом определяющую перспективы развития нашей страны. Поэтому решение перечисленных проблем - важная задача образования, трендами которого становятся непрерывность и опережающий характер.

Однако молодому человеку, кроме выбора профессии, необходимо решить еще один существенный вопрос, связанный с получением образования. Это обусловлено тем, что современная система высшего образования представлена двумя уровнями - бакалавриатом и магистратурой [6].

Обратимся к предыстории, а также целевому назначению уровневой подготовки профессионалов. Так, в 2003 году Российская Федерация, подписав Болон-ский договор, оказалась частью единого образовательного пространства Европы. Этот факт означал дальнейшее повышение качества высшего образования, расширение мобильности обучающихся, а также содействие успешному трудоустройству выпускников вузов. Присоединение нашей страны к Болонскому процессу [4] было призвано обеспечить модернизацию высшего образования, открыть российской молодежи дополнительные возможности для участия в европейских проектах.

Таким образом, с 2011 года в России производится набор абитуриентов на две ступени высшего образования. Однако, работая по Болонской системе, России необходимо учитывать свою специфику, сохранять и развивать отечественные традиции подготовки профессионалов [3] (особенно это касается профессии педагога).

Переход на двухуровневую систему высшего образования привнес очевидные изменения в планирование и организацию образовательного процесса. Внедрение кредитной системы оценки освоения содержания образовательной программы, вариативность модулей внутри образовательных программ, а также широкий спектр самих образовательных программ - эти и другие новшества призваны обеспечить качество профессиональной подготовки и приблизить российское образование к европейскому.

Вместе с тем, программа бакалавриата в Европе представляет собой универсальное образование, при котором нормативный срок обучения по очной форме составляет четыре года. В настоящее время, когда информация и технологии стремительно обновляются, нецелесообразно готовить узких специалистов в течение достаточно длительного времени. Поэтому внедрение бакалавриата с последующей специализацией в магистратуре более соответствует быстро меняющемуся рынку труда. Такая гибкая система - основа формирования образовательных программ, соответствующих потребностям общества. Примем во внимание, что молодой человек поступает в российский вуз в 17 лет, не всегда осознанно выбирая траекторию образования для будущей профессии. Уровневое высшее образование в этом случае позволяет на первых курсах обучения по широкому направлению сознательно выбрать профиль магистерской программы, мо-

бильно скорректировать свои профессиональные планы и соотнести их с произошедшими изменениями на рынке труда.

При том, что в России срок получения степени «бакалавр» совпадает с Европой, программа подготовки чаще напоминает «урезанную» на год программу подготовки специалитета. Поэтому для того, чтобы обеспечить стабильный набор абитуриентов в бакалавриат, необходимо сделать учебный план более «универсальным».

Программа магистратуры в Европе с нормативным сроком обучения по очной форме в два года на базе бакалавриата представляет собой узкоспециализированную подготовку профессионала. В России же магистратура рассматривается студентом либо как стартовая площадка для роста профессиональной карьеры, либо как отличная возможность переквалифицироваться (поскольку второе высшее образование платное, а магистратура дает возможность учиться на бюджетной основе) [5].

Современный российский студент с некоторой долей пренебрежения относится к степени бакалавра (стереотип «неоконченное высшее образование»), однако бакалавриат - это полноценное высшее образование на уровне мировых стандартов, предоставляющее широкие возможности трудоустройства и дальнейшего повышения квалификации:

• закончив бакалавриат, по сути, с сокращенным сроком обучения, выпускник приобретает общую фундаментальную и профильную практическую подготовку, достаточную для выполнения профессиональных задач;

• появляются более широкие возможности при трудоустройстве (в том числе за рубежом, поскольку степень «бакалавр» является общепринятой в международной классификации и понятной для работодателей во всем мире), которые

связаны с наличием высшего образования;

• после окончания бакалавриата всегда можно поступить в магистратуру, даже имея так называемый gap year.

Единственная, на наш взгляд, трудность - выбор профиля бакалавриата -это важное решение, которое предоставит возможность после изучения общих профессиональных дисциплин изучить специальные профильные дисциплины, что позволит максимально развить навыки и умения, а также осознать суть и личностный смысл дальнейшей профессиональной деятельности [7].

Второй уровень высшего образования - магистратура - позволяет бакалавру овладеть информационной культурой и методологией исследовательской деятельности на основе владения современными информационно-коммуникационными технологиями и методами получения и обработки научной информации. При этом современные учебные планы согласно ФГОСЗ++, созданные по модульному принципу, обеспечивают §

значительную индивидуализацию обуче- ®

m

ния за счет вариативности модулей. о

По окончании магистратуры приобре- ^

«

тается ряд преимуществ таких как: о

• овладение системой расширенных ^ и углубленных знаний в интересующей g научной сфере; о

• возможность учиться в аспиранту- ^

ре, заниматься научно-исследователь- §

и

скои, преподавательской деятельностью; м

• получение степени магистра откры- g

вает более широкие возможности для §

, о

трудоустройства и карьерного роста (по- «

вышения социального статуса и уровня ^

заработной платы). ^

Первостепенная цель каждого вуза в м

этих условиях - предоставить обучаю- ^ щимся широкий спектр магистерских q

программ на выбор, обеспечив удовлет- q

ворение образовательных потребностей §

ш

Сз? S

К <

т О

СП £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

w

U ©

О

и

о -

©

абитуриентов. Достижение этой цели обеспечивается решением ряда частных задач:

• сформировать у обучающихся компетентность в сфере процессов, происходящих в современной российской и зарубежной системе высшего образования;

• сформировать знания о содержании понятий «бакалавр», «специалист», «магистр»; сформировать навыки их сравнения для планирования и мобильной коррекции собственной карьерной стратегии;

• сформировать навыки поиска информации, а также анализа магистерских программ, представленных в образовательном пространстве региона, России и зарубежных стран.

На кафедре методик математического и информационно-технологического образования ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Российская Федерация, осуществляется набор обучающихся на магистерские программы по направлению 44.04.01 Педагогическое образование по профилям «Управление качеством образования» и «Управление проектно-иссле-довательской деятельностью».

Представленные магистерские программы обеспечивают фундаментальную подготовку высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять профессионально-педагогическую деятельность в учебных заведениях различ-ныхуровней, типов и видов и обладающих глубокими знаниями и сформированными компетенциями в заявленных областях. Выпускники образовательных программ владеют как общими для направления подготовки знаниями о проблемах современного образования, а также умениями проектирования,организации и контроля результатов образовательного процесса, так и узкоспециализированными компе-

тенциями в актуальных сферах - управление качеством образования и проект -но-исследовательской деятельностью.

Так, учебный план профиля «Управление проектно-исследовательской деятельностью» включает в себя в части, формируемой участниками образовательных отношений, изучение дисциплин, направленных на формирование профессиональной идентичности личности (к примеру, дисциплина «Планирование профессиональной карьеры»). Кроме этого, планом предусмотрено большое количество учебных и производственных практик (научно-исследовательских работ), в программах которых заложена активная исследовательская деятельность магистрантов, связанная с поэтапным продвижением в написании выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации. На данных практиках выполняется обоснование актуальности исследования, ведется работа над методологическим аппаратом исследования, осуществляется сбор и критический анализ информации по теме исследования, что способствует развитию информационной культуры педагога. Преддипломная практика на указанном профиле способствует организации опытно-экспериментального исследования и оценке эффективности предложенных магистрантом методических разработок. В течение всего периода обучения магистранты активно публикуют научные статьи, участвуют в различных конференциях, форумах, конкурсах, в том числе WorldSkills Russia, делятся опытом в сетевых педагогических сообществах. В конечном итоге, все перечисленное оказывает положительное влияние на становление профессиональной идентичности и успешное планирование карьерной стратегии педагога.

Контингент обучающихся по обозначенным магистерским программам

Ш

разнообразен. Имеются лица без педагогического образования, а также с педагогическим образованием на базе как бакалавриата, так и специалитета по различным профилям подготовки. Магистранты также работают в системе среднего общего, среднего профессионального, высшего, дополнительного образования. Соответственно различаются и мотивы получения данного образования у вышеперечисленных групп.

Однако, общей чертой всех обучающихся является необходимость содействия успешному планированию карьерной стратегии, поскольку карьера педагога имеет объективные особенности, в частности горизонтальный характер развития [2].

В этой связи обучение в магистратуре рассматривается нами как один из важнейших факторов становления их профессиональной идентичности, под которой мы понимаем обобщенный социально-психологический феномен на основе отождествления личности с профессией и сообществом профессионалов [1].

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №19-01300184 «Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного профессионала».

ЛИТЕРАТУРА:

1.Громова Е.М. Проектирование карьерной стратегии: от идеи до реализации. Научно-методическое пособие / Е.М. Громова, Д.И. Беркутова, Т.А. Горшко-

ва. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019. - 162 с.

2.Громова Е.М. Проектирование карьерной стратегии современного педагога / Е.М. Громова, Д.И. Беркутова, Т.А. Горшкова // Актуальные проблемы технологического образования: традиции, опыт и перспективы: сборник научных трудов / редкол.: С.Я. Астрейко (отв. ред.) [и др.]. - Мозырь: МГПУ им. И.П. Шамякина, 2019. - С. 219-222.

3.Неустроев Н.Д. Национальные традиции российского образования в контексте Болонского процесса / Н.Д. Не-устроев, A.C. Саввин. - М.: Academia, 2009. - 223 с.

4.Что такое Болонский процесс? http://fb.ru/article/244799/chto-takoe-bolonskiy-protsess-bolonskiy-protsess-sut-realizatsiya-i-razvitie-v-rossii (дата обращения: 14.11.2019)

5.Что такое магистратура и зачем получать степень магистра наук - http:// aspirans.com/chto-takoe-magistratura-i-zachem-poluchat-stepen-magistra-nauk#/ (дата обращения: 14.11.2019)

6.Что такое уровни высшего образования (бакалавриат и магистратура)? -http://udsu.ru/admissions/level (дата обращения: 14.11.2019)

7.Шнейдер Л.Б. Личностно-профес-сиональные предпочтения и намерения обучающихся на этапе завершения бакалавриата / Л.Б. Шнейдер, A.A. Якимович //Человек. Общество. Инклюзия. - 2018. - №2(34). - С. 78-94 - https://elibrary.ru/ item.asp?id=36265012 (дата обращения: 14.11.2019)

S

к с m О

го £

« о

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S [—i О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.