УДК 159.9+378
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-1-87-101
Оригинальная статья
Ценностно-мотивационные компоненты в структуре профессиональной направленности будущих психологов
И. С. Бубнова1, В. И. Рерке2
'Кубанский государственный университет, г. Краснодар 2Иркутский государственный университет, г. Иркутск '[email protected], https://orcid.org/0000-0001-9549-7248 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7722-82871
Введение. Проблема исследования заключается в выявлении и описании структуры профессиональной направленности будущих психологов, обучающихся на заочном и очном отделениях по программам бакалавриата и магистратуры, а также определении в ней ценностно-мотивационных компонент. Цель данного исследования: изучение ценностных и мотивационных компонент в структуре профессиональной направленности будущих психологов, обучающихся на разных курсах и уровнях профессионального образования, а также при реализации различных форм обучения. Материалы и методы. Методы исследования: методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильина, «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Зам-фир), методика диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца, методика «Якоря карьеры» Шейна; методы математико-статистической обработки и интерпретации данных.
Результаты исследования. Эмпирическое исследование профессиональной направленности будущих психологов, обучающихся на разных курсах и при реализации различных форм обучения, показало наличие специфики ценностно-мотивационных компонент в её структуре, а выявленная иерархия мотивов является содержательной характеристикой личности студента, обучающегося по направлению «Психология». Заключение. Проведённое эмпирическое исследование позволило сформулировать вывод о значимости ценностно-мотивационных компонент в структуре профессиональной направленности личности будущих психологов, а также такой организации учебного процесса, при которой в мотивационной структуре студента доминировали профессиональные мотивы.
Выявление взаимосвязи ценностно-мотивационных компонент профессиональной направленности будущих психологов с их трудоустройством является перспективным направлением наших дальнейших исследований.
Ключевые слова: ценности, мотивы, ценностно-мотивационные компоненты, направленность, профессиональная направленность, структура профессиональной направленности, бакалавры, магистры психологии
© И. С. Бубнова, В. И. Рерке
Для цитирования: Бубнова И. С., Рерке В. И. Ценностно-мотивационные компоненты в структуре профессиональной направленности будущих психологов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 87-101. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-87-101
Value and Motivation Components in the Structure of the Professional Orientation
of Future Psychologists
Irina S. Bubnova1, Viktoria I. Rerke2
'Kuban State University, Krasnodar 2Irkutsk State University, Irkutsk '[email protected], https://orcid.org/0000-0001-9549-7248 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7722-8287
Original article
Abstract.
The paper addresses the identification and description of the structure of professional orientation for future psychologists studying at correspondence and full-time departments for baccalaureate/master's degree, as well as the determination of the value and motivation components in it. The research aims to examine the value and motivation components in the structure of the professional orientation of future psychologists for different courses, forms and levels of professional education.
Materials and methods. The research employs the method of "Motivation for learning at university" by T.I. Ilyin, the method of "Motivation ofprofessional activity" by K. Zamfir, the method of diagnosing value orientations by S. Schwartz, the method of "Career Anchors" by E. Shein, and methods of mathematical-statistical processing and interpretation of data.
Research results. An empirical study of the professional orientation of future psychologists enrolled on different courses and choosing various forms of education has revealed the specific features of the value and motivation components in the structure ofprofessional orientation, and indicated that the identified hierarchy of motives is a personality characteristic of a student majoring in Psychology.
Conclusion. This empirical research has made it possible to formulate a conclusion about the significance of the value and motivation components in the structure of the professional orientation of the personality offuture psychologists, as well as the importance of the educational process organization, in which professional motives dominate in the student's motivational structure.
Prospects for further research are associated with an identification of the relationship between the value-motivation components of the professional orientation offuture psychologists and their employment.
Keywords: values, motives, value-and-motivation components, orientation, professional orientation, structure of professional orientation, bachelors, masters of psychology
For citation: Bubnova I. S., Rerke V. I. Value and Motivation Components in the Structure of the Professional Orientation of Future Psychologists. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(1): 87-101. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-87-101
Введение
Подготовка профессионала, отвечающего современным требованиям общества, является актуальной задачей в условиях современной многоуровневой системы высшего профессионального образования. Профессиональное обучение, планирование построения карьеры тесно связано с личностными качествами, субъективными позициями, системой ценностных ориентаций.
В период обучения в вузе происходит активный процесс планирования студентами будущей профессиональной деятельности, постановки карьерных целей, что определяет успешность профессионального становления и личностного развития в целом. Одной из центральных категорий психологии, характеризующих личность, является её направленность. Профессиональная направленность как вид общей направленности личности тесно связана с мотивацией и ценностными ориентациями личности. Это говорит о сложном характере её структуры. Уровень развития и сформированности профессиональной направленности у студентов характеризуется склонностью к профессии, принятием целей и задач профессиональной деятельности, желанием совершенствовать свою профессиональную подготовку, потребностью удовлетворять материальные и духовные потребности в рамках профессии.
По справедливому замечанию А. А. Волкова, существует связь между профессиональной направленностью и мотивацией, поэтому от адекватного выбора профессии и сферы профессиональной деятельности зависит удовлетворённость человека жизнью в целом. С другой стороны, профессиональная деятельность состоит в неразрывной связи с ценностным аспектом и поэтому может быть проанализирована с позиций самореализации и актуализации личности [1].
Таким образом, анализ работ Л. И. Божович [2], К. К. Платонова [3], Е. Ф. Ящен-ко [4] и др. авторов позволил нам определить профессиональную направленность как разновидность общей направленности личности, которая отражает наиболее важные и устойчивые характеристики личности в профессиональной деятельности.
На этапе обучения в вузе у студентов формируются профессиональные установки, профессиональные ценности, модели поведения [5]. Основным психологическим новообразованием студенческого возраста является профессиональная мотивация. В свою очередь, главным компонентом профессиональной мотивации является внутренняя мотивация на учебно-профессиональную деятельность, благодаря которой у студентов формируется личностное отношение к профессии [6]. Итогом развития профессиональной направленности выступает осмысление студентами своей будущей профессии и себя в ней, формирования готовности к ней, а также активного стремления к профессиональному самосовершенствованию.
Исследования Д. Л. Меламеда [7], проведённые в разных вузах страны, показали, что у небольшой части студентов ведущими мотивами учебно-профессиональной деятельности являются познавательный мотив (интерес к знаниям) и профессиональный мотив (желание в совершенстве овладеть будущей специальностью). Доля студентов с такими ведущими мотивами, по результатам исследований, составляет от 8 до 38 %, в зависимости от профиля вуза, населённого пункта, специальности, пола респондентов и т. п. Полученные результаты говорят о том, что познавательный и профессиональный мотивы пока не выступают в качестве ведущих мотивов учебной деятельности студентов. Выявлено, что чаще ведущими становятся мотивы престижа специальности, карьерного роста, стремления избежать наказания, отрицательных последствий за невыполнение заданий и т. д.
Обучение в вузе тесно связано с мотивацией дальнейшей профессиональной деятельности. К ведущим мотивам выбора профессии чаще всего относят престиж профессии, интерес к ней. Если профессиональный выбор был сделан под влиянием родителей, друзей или других внешних факторов, то интерес к профессии будет связан с
поверхностным знанием о выбранной профессии [8].
В результате подобного неадекватного выбора студент не обретает необходимые профессиональные компетенции и оказывается не готов к профессиональной деятельности [9]. В дальнейшем может возникнуть потребность в получении новой профессии. Поэтому важно, чтобы профессиональный выбор основывался на адекватном представлении о собственных профессиональных интересах, индивидуальных способностях и возможностях.
После завершения обучения в вузе на первый план выступают мотивы выбора места работы. При этом человеком оцениваются как внешние параметры (размер заработной платы, льготы, близость к дому, особенности графика и условий труда, надёжность компании, климат в коллективе и др.), так и собственные возможности (здоровье, способности, профессионально важные качества, уровень образования). Влияние оказывают и личные интересы - потребность в карьерном росте, занятии руководящего поста, проявлении креативности и т. п.
А. А. Реан в структуре учебно-профессиональной мотивации выделил её основные мотивы: коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные, мотивы избегания и престижа, мотивы творческой деятельности [10].
Целью данного исследования выступает изучение ценностных и мотивационных компонент в структуре профессиональной направленности будущих психологов, обучающихся на разных курсах, формах и уровнях профессионального образования.
Материалы и методы
Настоящее исследование проводилось в течение 2019-2020 гг. В эмпирическом исследовании приняли участие 217 студентов, обучающихся по направлению «Психология» Кубанского государственного университета. Изучение ценностно-мотиваци-онных компонент в структуре профессиональной направленности будущих психологов проводилось при помощи следующих методик: методика «Мотивация обучения в вузе» (автор Т. И. Ильина), «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир), методика диагностики ценностных ориентаций (автор Ш. Шварц), методика «Якоря карьеры» (автор Шейн).
Результаты исследования
Обобщение результатов исследования позволяет сформулировать следующие выводы. Для изучения учебной мотивации студентов-психологов мы провели диагностику мотивации обучения в вузе (методика Т. И. Ильиной).
На рисунке 1 представлено соотношение мотивов обучения в вузе студентов-психологов на разных уровнях профессионального образования.
На первом месте у студентов-бакалавров 4-го курса очно-заочной формы обучения оказался профессиональный мотив «овладение профессией», на втором месте - познавательный мотив «приобретение знаний», на третьем месте - академический мотив «получение диплома».
У студентов-бакалавров 4-го курса очной формы обучения на первом месте находится профессиональный мотив «овладение профессией». Познавательный мотив «приобретение знаний» и академический мотив «получение диплома» имеют примерно одинаковую значимость.
6,94
■ Приобрете]
знаний S Овладение профессией □ Получение диплома
4 курс ОЗФО 4 курс ОФО 2 курс ОФО 3 курс ЗФО
бакалавриат бакалавриат магистратура магистратура
8,4
8,3
8,03
7,89
7,58
7,54
7,34
7,07
6,85
6,42
Рисунок 1. Мотивы обучения в вузе
Figure 1. Motives for studying at university
У магистров 2-го курса очной формы обучения самым актуальным мотивом также выступает профессиональный мотив «овладение профессией», на втором месте - познавательный мотив «приобретение знаний», академический мотив «получение диплома» - на третьем месте.
У магистров 3-го курса заочной формы обучения актуализируется такой профессиональный мотив, как «овладение профессией», на втором месте - академический мотив «получение диплома», познавательный мотив «приобретение знаний» - на третьем месте.
Таким образом, у студентов-бакалавров 4-го курса и магистров 2-го курса очной формы обучения сходная иерархия мотивов обучения в вузе. А у магистров заочной формы обучения мотив получения диплома доминирует над познавательным мотивом, что свидетельствует о восприятии диплома как инструмента получения новой профессии.
Диагностика профессиональной направленности будущих психологов (Методика К. Замфир в модификации А. А. Реана) позволила сформулировать следующие выводы.
По результатам диагностики нами определены показатели внутренней (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) мотивации для всех испытуемых. Показатель ВМ включает в себя мотивы удовлетворённости от процесса работы, т. е. предрасположенность к профессии психолога. Показатель ВПМ включает в себя положительные мотивы, побуждающие к профессиональной деятельности, - денежный заработок, карьерный рост. Показатель ВОМ включает в себя мотивы стремления избежать наказания при выполнении учебно-профессиональной деятельности.
Средние показатели выраженности внутренней и внешней мотивации студентов-психологов, обучающихся на разных уровнях профессионального образования, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние показатели выраженности мотивации к профессиональной деятельности студентов-психологов
Table 1
Average indicators of the degree of motivation for professional activity of psychology students
Направление, курс и форма обучения ВМ ВПМ ВОМ
Студенты бакалавриата, 4-й курс ОЗФО 4,88 3,25 2,75
Студенты бакалавриата, 4-й курс ОФО 4,74 4,12 2,72
Студенты магистратуры, 2-й курс ОФО 4,5 4,06 2,88
Студенты магистратуры, 3-й курс ЗФО 4,17 4,37 2,93
Из таблицы видно, что самый высокий вес внутренней мотивации был выявлен у студентов 4-го курса бакалавриата очно-заочной формы обучения. На втором месте -показатели внутренней мотивации у студентов 4-го курса бакалавриата очной формы обучения. На третьем - у студентов 2-го курса магистратуры очной формы обучения.
Таким образом, в данных группах студентов мотивационный комплекс личности является оптимальным, поскольку наблюдается высокий вес внутренней мотивации, высокий вес внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной мотивации (ВМ>ВПМ>ВОМ).
У магистрантов 3-го курса заочной формы обучения, по сравнению с другими студентами, более выражены внешние положительные мотивы, побуждающие к профессиональной деятельности: стремление к денежному заработку, карьерному росту. Данный мотивационный комплекс личности не является оптимальным, поскольку наблюдается высокий вес внешней положительной мотивации, внутренней мотивации, и низкий - внешней отрицательной мотивации (ВПМ >ВМ >ВОМ).
На основании полученных количественных данных можно заключить, что у исследуемых студентов-психологов, обучающихся на разных уровнях профессионального образования, в целом отмечается удовлетворённость от учебно-профессионального процесса, т. е. предрасположенность к профессии психолога. Учебно-профессиональная активность мотивирована содержанием учебно-профессиональной деятельности, студенты стремятся достичь позитивных результатов в овладении профессией.
Также важны внешние мотивы профессиональной деятельности - карьерный рост и денежный заработок. В меньшей степени студенты стремятся избежать наказания при выполнении учебно-профессиональной деятельности.
Для выявления ведущих профессиональных мотивов студентов-психологов, изучения структуры карьерных ориентаций и доминирующей ориентации в выборе карьеры с испытуемыми была проведена диагностика с помощью опросника «Якоря карьеры» Э. Шейна.
Таблица 2
Структура карьерных ориентаций у студентов-психологов
Table 2
The structure of career orientations in psychology students
Ориентации Студенты бакалав- Студенты бакалав- Студенты маги- Студенты маги-
риата, 4-й риата, стра-туры, стра-туры,
курс оч- 4-й курс 2-й курс 3-й курс
но-заочной очной очной фор- заочной
формы обучения формы обучения мы обучения формы обучения
Карьерная ориентация «Профессиональная 6,06 7,32 6,54 5,49
компетентность»
Карьерная ориентация «Менеджмент» 6,05 5,24 5,06 7,27
Карьерная ориентация «Автономия» 6,70 4,58 7,11 6,25
Карьерная ориентация «Стабильность» 5,48 5,10 6,04 6,33
Карьерная ориентация «Служение» 7,52 5,15 8,21 8,14
Карьерная ориентация «Вызов» 5,68 7,23 5,35 6,44
Карьерная ориентация «Интеграция стилей 7,04 7,61 7,94 7,62
жизни»
Карьерная ориентация «Предпринимательство» 5,97 4,62 5,32 6,52
Из таблицы 2 видно, что у студентов 4-го курса бакалавриата очно-заочной формы обучения, 2-го курса магистратуры очной формы обучения и магистратуры 3-го курса заочной формы обучения иерархия мотивов имеет свою специфику: первые два места занимают мотивы «служение», «интеграция стилей жизни».
У студентов 4-го курса бакалавриата очно-заочной формы обучения и 2-го курса магистратуры очной формы обучения на третьем месте находится мотив «автономия». А у магистров 3-го курса заочной формы обучения на третьем месте находится мотив - «менеджмент».
Таким образом, у студентов-психологов на данных уровнях профессионального образования преобладает интерес к помощи другим людям, ориентация на гуманистические ценности в профессиональной деятельности психолога. Также выражена направленность на сбалансированность личных потребностей, профессиональной карьеры и интересов семьи (карьерная ориентация «интеграция стилей жизни»), что свидетельствует о важности для студентов поддерживать определённый образ жизни, чем добиваться карьерного успеха.
Наличие высокого уровня ориентации на «автономию» у студентов-психологов 4-го курса бакалавриата очно-заочной формы обучения и 2-го курса магистратуры очной
формы обучения свидетельствует о стремлении студентов к освобождению от организационных правил, ограничений, жёсткого графика рабочего дня, дисциплины. Можно предположить, что карьера для опрошенных респондентов выступает способом реализации свободы. Поэтому первоочередной задачей карьерной ориентации в данный период является стремление работать самостоятельно, делать независимую карьеру.
У студентов 4-го курса бакалавриата очной формы обучения иерархия профессиональных мотивов несколько отличается. Первые три места с примерно одинаковой выраженностью занимают мотивы «интеграция стилей жизни», «профессиональная компетентность» и «вызов». Можно предположить, что у студентов, завершающих обучение по программе бакалавриата, появляется мотивация к получению профессиональных компетенций, стремление конкурировать, преодолевать препятствия, решать профессиональные задачи (карьерные ориентации «профессиональная компетентность» и «вызов»). При этом респонденты хотят уравновешивать профессиональную деятельность с отдыхом, интересами семьи (мотив «интеграция стилей жизни»). Респонденты больше ценят свою жизнь в целом, чем карьеру или конкретную работу.
У студентов 3-го курса магистратуры заочной формы обучения, в разрезе сравнения и сопоставления результатов, полученных среди других групп респондентов, особенностью является значимость мотива «менеджмент» (третье место). Самым незначимым мотивом у данной группы респондентов стала «профессиональная компетентность», то есть для них необходимость профессионально совершенствоваться незначима. Данный результат говорит о том, что в процессе обучения магистранты испытывают затруднения. В дальнейшем это может отразиться на качестве выполняемых профессиональных обязанностей по предоставлению психологических услуг как психологами-профессионалами. У студентов-заочников нет осознания, что профессиональный успех во многом определяется профессиональными достижениями и опирается на развитие профессиональной компетенции.
С помощью непараметрического статистического анализа после рассчёта критерия множественного сравнения Краскела-Уоллеса нами была поставлена задача: определить, существуют ли статистически значимые различия в структуре карьерных ориен-таций студентов-психологов, в том числе в зависимости от уровня профессионального образования испытуемых.
Так, были выделены статистически значимые различия у студентов по значимости мотива «служение» (Н=17,82, при р<0,05), «автономия» (Н=13,97, при р<0,05). В моти-вационной структуре студентов-психологов бакалавриата 4-го курса очного отделения данные мотивы значимо ниже, чем у студентов-психологов других курсов бакалавриата и магистратуры, то есть на выпускном курсе у студентов-бакалавров снижен интерес к помощи другим людям. Между тем ориентация на гуманистические ценности является важной в профессиональной деятельности психолога.
Таким образом, по результатам диагностики профессиональных мотивов можно предположить, что выявленная иерархия мотивов является определённым психологическим новообразованием, содержательной характеристикой личности студента направления «Психология».
Диагностика респондентов с помощью методики Ш. Шварца позволила сформулировать следующие выводы.
На основе средних значений было проведено ранжирование по каждому типу ценностей. Ранги от 1-го до 3-го, присвоенные соответствующим ценностям, считаются показателями их высокой значимости. Ранги от 8-го до 10-го, наоборот, свидетельствуют, об их низкой значимости для испытуемых. Результаты ранжирования приведены в таблице 4.
Таблица 3
Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов (НИ) и на уровне индивидуальных приоритетов (ИП)
Table 3
Average indicators of significance of value types for the levels of normative ideals (NI) and individual priorities (IP)
Средние показатели значимости типов ценностей
Типы ценностей 4 курс ОЗФО бакалавриат 4 курс ОФО бакалавриат 2 курс ОФО магистратура 3 курс ЗФО магистратура
НИ ИП НИ ИП НИ ИП НИ ИП
Конформ- 3,25 2,00 2,20 2,10 2,09 2,31 2,25 2,12
ность
Традиции 2,90 1,00 2,16 1,03 2,23 1,29 2,18 1,19
Доброта 4,60 2,63 2,83 1,91 3,36 1,9 3,01 1,90
Универса- 4,13 2,84 3,59 1,80 3,10 1,81 3,22 1,83
лизм
Самостоя- 4,40 3,13 4,56 3,09 4,00 2,80 4,18 2,76
тельность
Стимуля- 2,84 2,00 3,68 2,68 2,49 1,73 3,12 2,01
ция
Гедонизм 3,84 2,67 3,9 4,74 2,66 2,07 3,39 3,05
Достиже- 4,38 2,50 5,54 3,1 5,41 2,44 5,40 2,75
ния
Власть 1,88 1,17 5,15 2,84 4,46 2,04 4,87 2,40
Безопас- 4,00 2,30 4,96 2,83 4,37 3,3 4,48 3,10
ность
Из таблицы видно, что бакалавры 4-го курса очно-заочной формы обучения имеют отличающуюся от других групп испытуемых структуру ценностей на уровне нормативных идеалов. Для бакалавров 4-го курса очно-заочной формы обучения наиболее значимыми являются такие нормативные ценности, как «Доброта», «Самостоятельность», «Достижения» (ранг 1-3-й). Так как нормативные идеалы представляют собой убеждения, отличающиеся особым постоянством, это указывает на то, что для студентов-психологов, вероятно, характерно убеждение в том, что следует сохранять и повышать благополучие близких людей («Доброта» как нормативный идеал). Также студенты-психологи убеждены в важности личной свободы и творческого подхода к жизни («Самостоятельность» как нормативный идеал). Кроме того, они ценят общественное признание (нормативная ценность «Достижения»).
Таблица 4
Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов (НИ) и на уровне индивидуальных приоритетов (ИП)
Table 4
Ranks of value types for normative ideals (NI) and individual priorities (IP)
Ранговые значения типов ценностей
Типы ценностей 4-й курс очно-заочной формы обучения, бакалав- 4-й курс очной формы обучения, бакалавриат 2-й курс очной формы обучения, магистратура 3-й курс заочной формы обучения, магистратура
риат
НИ ИП НИ ИП НИ ИП НИ ИП
Конформ- 7 7,5 9 7 10 4 9 6
ность
Традиции 8 10 10 10 9 10 10 10
Доброта 1 4 8 8 5 7 8 8
Универса- 4 2 7 9 6 8 6 9
лизм
Самостоя- 2 1 4 2 4 2 4 3
тельность
Стимуляция 9 7,5 6 6 8 9 7 7
Гедонизм 6 3 5 1 7 5 5 2
Достижения 3 5 1 3 1 3 1 4
Власть 10 9 2 4,5 2 6 2 5
Безопасность 5 6 3 4,5 3 1 3 1
Наименее выраженные в этой группе нормативные идеалы представлены такими ценностями, как «Власть» (убеждённость в важности общественного авторитета, личном доминировании, престиже, сохранении имиджа, стремлении занимать лидерскую позицию); «Стимуляция» (убеждённость в том, что жизнь должна быть насыщена впечатлениями) и «Традиции» (убеждённость в уважении традиций) (ранг 8-10-й).
На уровне индивидуальных приоритетов в наибольшей степени проявляются такие ценности, как «Самостоятельность» (1-й ранг), «Универсализм» (2-й ранг) и «Гедонизм» (получение удовольствий) (3-й ранг). Следовательно, в реальном поведении при решении конкретных задач бакалавры 4-го курса очно-заочной формы обучения, вероятно, склонны проявлять самостоятельность мысли и деятельности, любознательность («Самостоятельность»), стремление к получению наслаждений и чувственных удовольствий («Гедонизм»), открытость чужому мнению, понимание и терпимость («Универсализм»).
Таким образом, у студентов данной группы иерархия наиболее значимых ценностей на уровне нормативных идеалов отличается от иерархии индивидуальных ценностей, проявляющихся в социальном поведении, что объясняется тем, что нормативная ценностная ориентация личности не всегда может быть реализована в поведении из-за
социальных ограничений, каких-либо традиций, образцов поведения.
Например, с точки зрения нормативного идеала будущие психологи считают, что необходимо достичь в своей жизни личного успеха. Для них важен социальный статус, доминирование над людьми, богатство, общественный имидж, обеспечение безопасности для себя и других людей, стабильность отношений в коллективе, семье, стране.
А на уровне индивидуального поведения они стремятся к наслаждению жизнью, к стабильности взаимоотношений между отдельными людьми и общества в целом; к личному успеху и получению социального одобрения, при этом желая сохранить автономность и независимость.
Интересно, что у выпускников бакалавриата 4-го курса очной формы обучения и выпускников магистратуры очной и заочной форм обучения выявлена другая структура и иерархия ценностей. Так, иерархия наиболее значимых ценностей на уровне нормативных идеалов (уровень убеждений) у данных респондентов одинакова. Самой значимой является ценность «Достижения» (1-й ранг), затем «Власть» (2-й ранг), и на третьем месте по значимости находится «Безопасность» (3-й ранг).
На уровне индивидуальных приоритетов, то есть в конкретных поступках, у бакалавров 4-го курса очной формы обучения в наибольшей степени проявляется значимость таких ценностей, как «Гедонизм» (1-й ранг), «Самостоятельность» (2-й ранг), «Достижения» (3-й ранг).
У магистрантов 2-го курса очной формы обучения самые значимые ценности на уровне индивидуальных приоритетов: «Безопасность» (1-й ранг), «Самостоятельность» (2-й ранг), «Достижения» (3-й ранг).
Для магистрантов 3-го курса заочной формы обучения самые значимые индивидуальные ценности: «Безопасность» (1-й ранг), «Гедонизм» (2-й ранг), «Самостоятельность» (3-й ранг).
Таким образом, с точки зрения нормативного идеала данные респонденты считают, что необходимо достичь в своей жизни личного успеха, проявляя социальную компетентность. На уровне индивидуальных приоритетов у них были выявлены такие индивидуальные ценности, как «Гедонизм» (стремление к наслаждению жизнью); «Безопасность» (стремление к гармонии, стабильности взаимоотношений между отдельными людьми и обществом в целом); «Достижения» (стремление к личному успеху и получение социального одобрения); «Самостоятельность» (самоконтроль в мышлении, в поведении, стремление к автономности и независимости).
Сравнительный анализ, проведённый с применением непараметрического и-кри-терия Манна-Уитни, выявил статистически значимые различия в соотношении между нормативными ценностями «Доброта», «Власть» у студентов 4-го курса очно-заочной формы обучения и другими выпускниками. На уровне индивидуальных приоритетов выявлены статистически значимые различия в значимости ценностей «Универсализм» и «Безопасность» у обучающихся данных групп. Студенты 4-го курса очно-заочной формы обучения в большей степени, чем выпускники-психологи, обучающиеся на других уровнях и формах обучения, мотивационно нацелены на позитивное, доброжелательное взаимодействие с людьми, у них выше уровень аффилиации. И для них менее значимо достижение социального статуса, получение материальных благ, общественного признания. В социальном поведении проявляются различия в меньшей значимости для студентов данной группы, по сравнению с другими выпускниками, безопасности, гармонии, достижения стабильности как в обществе, так и в отношениях между людьми.
Заключение
Обобщая полученные результаты, отметим, что при всём разнообразии исследований направленности личности остаются открытыми ключевые вопросы о понятиях
«профессиональная направленность», «мотивация», «профессиональная мотивация», их особенностях и динамике в условиях многоуровневой системы высшего образования. Так, в научной литературе до сих пор не выделены особенности профессиональной направленности студентов-психологов, обусловленные спецификой приобретаемой профессии, соотношением её компонентов.
Эмпирическое исследование профессиональной направленности будущих психологов, обучающихся на разных курсах, уровнях и формах обучения, показало наличие специфики ценностно-мотивационных компонент в её структуре, а выявленная иерархия мотивов выступает определённым психологическим новообразованием, содержательной характеристикой личности студента направления «Психология».
Проведённое исследование позволило сформулировать следующие выводы.
1. Профессиональная готовность быть психологом обретает смысл только при условии адекватно сформированной профессиональной направленности. В профессиональной направленности личности раскрывается доминирующая система мотивов, являющихся стимулами профессиональной деятельности.
2. У студентов-психологов, обучающихся на разных уровнях профессионального образования, учебно-профессиональная активность мотивирована содержанием учебно-профессиональной деятельности, студенты стремятся достичь позитивных результатов в овладении профессией. Однако также важны и внешние мотивы профессиональной деятельности: карьерный рост и денежный заработок.
3. Важной ценностной установкой обучающихся является доброта. Внимательное, эмпатийное отношение к людям входит в основу деятельности психолога. Практически одинаковым по степени важности является ценностная установка на самостоятельность, что согласуется с принципами психологической деятельности, поскольку психолог - это независимое лицо, самостоятельное в принятии решений и выборе методов психологической работы.
4. Большинству студентов свойственна схожая иерархия карьерных ориентаций. Доминирующим «якорем карьеры» является «служение», что свидетельствует о готовности респондентов «служить» обществу, помогать людям. Второй важной ориентацией в карьере является «интеграция стилей жизни», что указывает на стремление к сбалансированности профессиональной деятельности и соблюдению как личных интересов, так и интересов семьи, то есть для студентов важнее поддерживать определённый образ жизни, чем добиваться карьерного успеха.
5. Эмпирическое исследование показало статистические различия по мотивам и ценностям в зависимости от уровня получения профессионального образования. Так, уровень внутренней мотивации у студентов магистратуры заочной формы обучения ниже, чем у других студентов. В мотивационной структуре студентов-психологов бакалавриата четвёртого курса очной формы обучения снижен интерес к помощи другим людям.
6. У большинства будущих психологов иерархия наиболее значимых ценностей на уровне нормативных идеалов отличается от иерархии индивидуальных ценностей, проявляющихся в социальном поведении. Это объяснимо, поскольку не всегда в поведении можно реализовать ценностные нормы, так как существуют общественные традиции, социальные ограничения образцов поведения и т. п.
Таким образом, профессиональная направленность будущих психологов обусловлена взаимосвязью между ценностными и мотивационными компонентами в её структуре. Полученные выводы об особенностях ценностных и мотивационных компонент профессиональной направленности будущих психологов могут быть использованы в практической деятельности по разработке и совершенствованию системы мотивации представителей данной профессии; при обучении и повышении квалификации; в целях профессиональной ориентации абитуриентов и студентов психологического на-
правления, а также в профориентационной работе со школьниками.
Заявленный вклад авторов
Бубнова И. С.: диагностика, количественная и качественная обработка полученных результатов, написание интерпретации результатов исследования.
РеркеВ. И.: составление плана исследования, подбор библиографических источников, написание аналитической части, оформление статьи, аннотирование.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы
1. Волкова О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. 2020. № 3 (293). С. 407-408.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды ; 3-е изд. М. : Изд-во МПСИ, 2001. 352 с.
3. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М. : Наука, 1986. 255 с.
4. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА Пресс, 2004. 407 с.
5. Масалимова А. Р., Терещенко А. Г., Бубнова И. С. Гуманистическая стратегия процесса современного обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2019 № 5(136). С. 52-56.
6. Швецова В. А. Особенности профессионального самосознания современных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6. С. 194-199.
7. Neverkovich S. D., Bubnova I. S., Kosarenko N. N., Sakhieva R. G., Sizova Z. M., Zakharova V. L., Sergeeva M. G. Students' internet addiction: study and prevention // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018 Vol. 14 № 4. Pp. 14831495. DOI: 10.29333/ejmste/83723
8. Ященко Е. Ф., Ященко Э. В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем самоактуализации на завершающем этапе обучения в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. № 31 (289). С. 25-34.
9. Меламед Д. А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. Т. 3. № 2. С 1-16. URL: http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2011/n2/41673.shtml (дата обращения: 12.10.2021).
10. Пухарева Т. С. К вопросу о ценностях как нормативных идеалах студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений, 2015. Т. 6. № 4. С. 274-277 с.
References
1. Volkova O. A. Problema professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [The problem of professional self-determination of high school students]// Molodoy uchenyy[Young Scientist]. 2020. No. 3 (293). pp. 407-408 (in Russian).
2. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannyye psikhologicheskiye trudy [Problems of personality formation: Selected psychological works]; 3-rd ed. M.: Publishing House of MPSI, 2001. 352 p. (in Russian).
3. Platonov K. K. Struktura i razvitiye lichnosti [Structure and development of personal-
ity]. M. : Nauka, 1986. 255 p. (in Russian). (in Russian).
4. Rean A. A. Psikhologiya lichnosti. Sotsializatsiya, povedeniye, obshcheniye [Psychology of personality. Socialization, behavior, communication]. St.P.: Praym-YEVROZNAK ; M.: OLMA Press, 2004. 407 p. (in Russian).
5. Masalimova A. R., Tereshchenko A. G., Bubnova I. S. Gumanisticheskaya strategiya protsessa sovremennogo obucheniya v vysshey shkole [Humanistic strategy of the process of modern education in higher education]// Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal]. 2019. No. 5(136). pp. 52-56 (in Russian).
6. Shvetsova V. A. Osobennosti professional'nogo samosoznaniya sovremennykh stu-dentov [Features of professional self-consciousness of modern students] // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and Social-Educational Idea]. 2012. No. 6. pp. 194-199. (in Russian).
7. Neverkovich S. D., Bubnova I. S., Kosarenko N. N., Sakhieva R. G., Sizova Z. M., Zakharova V. L., Sergeeva M. G. Students' internet addiction: study and prevention // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018 Vol. 14.No.4. pp. 1483-1495. DOI: 10.29333/ejmste/83723
8. Yashchenko Ye. F., Yashchenko E. V Osobennosti smyslozhiznennykh oriyentatsii stu-dentov s raznym urovnem samoaktualizatsii na zavershayushchem etape obucheniya v vuze [Specific features of meaningful life orientations of students with different levels of self-actualization in the final stage of education at university] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of the South Ural State University, series "Psychology"]. 2012. No. 31 (289). pp. 25-34 (in Russian).
9. Melamed D. A. Sotsial'no-psikhologicheskiye osobennosti uchebno-professional'noy motivatsii studentov [Social and psychological features of educational and professional motivation of students]// Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye PSYEDU.ru. 2011. V. 3. No 2. pp. 1-16. Available at: http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2011/n2/41673.shtml (accessed 12.10.2021) (in Russian).
10. Pukhareva T. S. K voprosu o tsennostyakh kak normativnykh idealakh studencheskoy molodezhi [On the issue of values as normative ideals of student youth]// Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii [Proceedings of Higher Education Institutions, 2015. V. 6. No. 4. pp. 274-277. (in Russian).
Статья поступила в редакцию 08.01.2022, одобрена после рецензирования 20.02.2022, принята к публикации 10.03.2022.
2022. Т. 16. № 1 (54). С. 87-101
Ирина Сергеевна Бубнова
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления
Кубанский государственный университет
350058, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149
тел.: +7 (861) 2199502
Рерке Виктория Игоревна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии
Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6
тел.: +7 (3952) 200739
Irina S. Bubnova
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor at the Department of Social Psychology and Management Sociology
Kuban State University
149 Stavropolskaya St, Krasnodar, Russia, 350058
tel.: +7 (861) 2199502
Viktoriya I. Rerke
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor of the Social Pedagogy and Psychology Department
Pedagogical Institute, Irkutsk State University
6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, Russia, 664011
tel.: +7 (3952) 200739