Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ И ДИНАМИКА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ И ДИНАМИКА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / МОТИВАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ДИНАМИКА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарева Татьяна Анатольевна, Крючков Владимир Петрович, Рудзинская Танзиля Фаатовна

Исследование мотивов выбора педагогической профессии, базовой структуры мотивационной сферы, формирование реалистического представления о будущей профессии студентов логопедического профиля являются необходимым условием подготовки специалистов нового времени. На основе анализа мотивов студентов первых-четвертых курсов очной и заочной форм обучения были выделены «ядерные» мотивы: моральные (помощь детям); мотивы профессионально-педагогической направленности (любовь к детям, желание работать с детьми); социальные (востребованность на рынке труда); познавательные (самореализация и самосовершенствование); материальные (возможность частной практики и подработки) и утилитарные (короткий рабочий день, длинный отпуск). В зоне ближайшей периферии значимыми мотивами для обеих групп оказались социальные (социальная значимость) и творческие (творчество и многогранность профессии). Утилитарные мотивы в периферической зоне (отдельный кабинет, ценность опыта в интересах семьи), материальные (высокая зарплата), престижные (карьерный рост) мотивы более выражены у студентов заочной формы обучения. Выявленная динамика формирования мотивационных процессов свидетельствует о возрастании роли от младших курсов к старшим профессионально-педагогических, моральных, материальных, социальных и познавательных мотивов. Проанализированы мотивы выбора профессии «логопед» и динамика формирования мотивационных процессов с позиций психолого-педагогического подхода. Определены параметры анализа. Выделены мотивационные критерии, проведено их шкалирование и ранжирование с использованием теории функционально-семантических полей. Смоделированы и проанализированы ядерные и периферийные компоненты мотивационного поля. Определены основные направления в динамике формирования учебно-профессиональной мотивации. Выделены факторы, влияющие на динамику формирования мотивов выбора профессии: осознанность выбора профессии, погруженность в учебный процесс, возраст, форма обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVES AND DYNAMICS OF THEIR FORMATION IN THE PROCESS OF TRAINING LOGOPAEDICAL STUDENTS

The study of the motives for choosing a teaching profession, the basic structure of the motivational sphere, including speech therapy students, the formation of a realistic idea of the future profession are a necessary condition for training specialists of the new era. Based on the analysis of students’ of full-time and part-time forms of study, from the 1st to the 4th years, motives, the authors identify «core» motives: moral (helping children); motives of a professional and pedagogical orientation (love for children); social (being in demand in the labor market), cognitive (self-realization and self-improvement), material (the possibility of private practice and part-time work) and utilitarian (short working day, long vacation). In the zone of the immediate periphery, social (social significance) and creative (creativity and versatility of the profession) motives turned out to be significant for both groups. Utilitarian motives in the peripheral zone (a separate office, the value of experience in the interests of the family), financial, prestigious (career growth) motives are more represented among students of part-time form of study. The authors analyzed the motives for choosing the profession «speech therapist» and the dynamics of formation of motivational processes from the standpoint of the psychological and pedagogical approach. Researchers have identified motivational criteria, scaling and ranking them using the theory of functional-semantic fields. The researchers identified the factors influencing the dynamics of formation of the motives for choosing a profession: awareness of the choice of a profession, immersion in the educational process, age, form of education.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ И ДИНАМИКА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378. 016:376-056. 264

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-5-21-32

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ И ДИНАМИКА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Т. А. Бочкарева, В. П. Крючков, Т. Ф. Рудзинская

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов

Исследование мотивов выбора педагогической профессии, базовой структуры моти-вационной сферы, формирование реалистического представления о будущей профессии студентов логопедического профиля являются необходимым условием подготовки специалистов нового времени. На основе анализа мотивов студентов первых-четвертых курсов очной и заочной форм обучения были выделены «ядерные» мотивы: моральные (помощь детям); мотивы профессионально-педагогической направленности (любовь к детям, желание работать с детьми); социальные (востребованность на рынке труда); познавательные (самореализация и самосовершенствование); материальные (возможность частной практики и подработки) и утилитарные (короткий рабочий день, длинный отпуск). В зоне ближайшей периферии значимыми мотивами для обеих групп оказались социальные (социальная значимость) и творческие (творчество и многогранность профессии). Утилитарные мотивы в периферической зоне (отдельный кабинет, ценность опыта в интересах семьи), материальные (высокая зарплата), престижные (карьерный рост) мотивы более выражены у студентов заочной формы обучения. Выявленная динамика формирования мотивационных процессов свидетельствует о возрастании роли от младших курсов к старшим профессионально-педагогических, моральных, материальных, социальных и познавательных мотивов. Проанализированы мотивы выбора профессии «логопед» и динамика формирования мотивационных процессов с позиций психолого-педагогического подхода. Определены параметры анализа. Выделены мотиваци-онные критерии, проведено их шкалирование и ранжирование с использованием теории функционально-семантических полей. Смоделированы и проанализированы ядерные и периферийные компоненты мотивационного поля. Определены основные направления в динамике формирования учебно-профессиональной мотивации. Выделены факторы, влияющие на динамику формирования мотивов выбора профессии: осознанность выбора профессии, погруженность в учебный процесс, возраст, форма обучения.

Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация студентов-логопедов, мотивы выбора профессии, мотивационное поле, динамика учебно-профессиональной мотивации студентов-логопедов.

Процесс подготовки специалистов в современных условиях сложен и обусловлен многими факторами, среди которых мотивация на успешную профессиональную подготовку и профессиональную деятельность - одна из важнейших. В связи с этим исследование мотивов выбора педагогической профессии, базовой структуры мотивационной сферы, в том числе студентов логопедического профиля, формирование реалистического представления о будущей профессии являются необходимым условием подготовки специалистов нового времени, что определяет актуальность исследования.

Проблема учебной и профессиональной мотивации обучающихся, в том числе студентов, в течение последних десятилетий привлекает пристальное внимание прежде всего психологов, педагогов, социологов [1-7].

Отличительной особенностью данного исследования является междисциплинарный, психолого-педагогический подход.

Теоретические основы изучения данной проблемы определены как отечественными, так и зарубежными учеными [8-18]. Наиболее популярные в зарубежной науке теории учебной мотивации - драйва, «ожиданий - ценности», атрибуции, самоэффективности, до-стиженческих целевых ориентаций и самодетерминации», что свидетельствует о сложности и многообразии изучаемого феномена [19, с. 185].

В работах по мотивации отмечается многогранность учебно-профессиональных мотивов и их обоснований, а также их классификаций: иерархичность мотивов (причем эта иерархичность подвижна), разносторонний характер мотивации, разделение мотивов на внутренние и внешние, интеллектуальные и аффективные и т. п. [17, с. 66].

В качестве рабочего используется широкое определении мотива, данное А. Н. Леонтьевым: мотив - это «...то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность» [20, с. 354].

Атрибуция характера номинации мотива в учебной и профессиональной деятельности тоже не однозначна. Параллельное хождение имеют несколько определений: «учебная мотивация» / «мотивация учения» [5, 21], «профессиональная мотивация» [13, 22] «учебно-профессиональная мотивация» [4, 6].

Мы используем термин «учебно-профессиональная мотивация», наиболее полно отражающий условия формирования и конечный результат в его динамике применительно к высшей школе.

Цель исследования - анализ учебно-профессиональной мотивации студентов с позиций междисциплинарного, психолого-педагогического подхода.

Задачи исследования - выявление мотивов выбора профессии «логопед»; установление структуры и иерархии (ядерных и периферийных зон) учебно-профессиональных мотивов обучающихся, их роли в профессиональном становлении будущих специалистов по развитию и коррекции речи, воспитанию детей с отклоняющимся речевым развитием; изучение динамики учебно-профессиональной мотивации и факторов, на нее влияющих.

Методологическая основа исследования - психологические и педагогические концепции А. Н. Леонтьева [20], А. К. Марковой [21], Е. П. Ильина [1], Л. И. Божович [9], Е. А. Климова [14] и др., в которых представлены основные подходы к изучению учебно-познавательной и профессиональной мотивации обучающихся.

Новизна исследования: обобщены и конкретизированы представления современных студентов о логопедической профессии с позиций междисциплинарного подхода; исследованы актуальные учебно-профессиональные мотивы, движущие студентами-логопедами в период их обучения в вузе; проведена их градация по частотности и ранжированию, что позволило выявить ядерные и периферийные мотивационные зоны, выделены факторы, влияющие на динамику учебно-профессиональной мотивации студентов.

Эмпирическую выборку исследования составили 248 студентов 1-4-х курсов факультета психолого-педагогического и специального образования, обучающихся по профилю «Логопедия», среди которых 65 студентов очной формы обучения (26,2 %) и 183 студента заочной формы обучения (73,8 %) в возрасте от 18 до 45 лет.

С целью изучения основных параметров, влияющих на формирование учебно-профессиональной мотивации студентов профиля «Логопедия», был использован комплекс методов: метод анализа эссе о выборе профессии (студентам предлагалось в свободной форме определить плюсы и минусы профессии «логопед», обосновать причины выбора данной профессии, указать, как учебный процесс влияет на восприятие будущей профессии), стан-

дартизированные опросники для изучения характеристик учебно-профессиональной мотивации (Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной [23]; Методика определения основных мотивов выбора профессии Е. М. Павлютенкова [24]).

При анализе полученных данных использовались методы количественной и качественной обработки результатов, интерпретационные методы.

Результаты применения методики изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной показали, что наиболее выраженным мотивом у студентов обеих форм обучения является «Приобретение знаний» (М = 8,43 у студентов очной формы обучения; М = 9,63 у студентов заочной формы обучения) и «Овладение профессией» (М = 6,23 у студентов очной формы обучения; М = 7,31 у студентов заочной формы обучения). Необходимо отметить, что показатели по шкале «Получение диплома» ниже по сравнению с двумя другими шкалами у студентов обеих форм обучения (М = 5,93 у студентов очной формы обучения; М = 6,38 у студентов заочной формы обучения), что говорит о доминировании учебно-профессиональных мотивов в ответах испытуемых, об адекватном выборе студентами профессии и удовлетворенности ею.

Анализ данных, полученных в ходе применения методики определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков), позволил выявить основные представления о будущей профессии логопеда у студентов.

Результаты использования методики представлены в табл. 1.

Таблица 1

Данные методики определения основных мотивов выбора профессии (автор Е. М. Павлютенков) у студентов очной и заочной форм обучения

Группы мотивов М тш тах с

Очное Заочное Очное Заочное Очное Заочное Очное Заочное

Социальные 7,57 8,15 4 2 10 10 5,66 6,80

Моральные 7,21 8,18 2 0 10 10 5,19 6,21

Эстетические 8,01 8,63 0 0 10 10 4,81 5,75

Познавательные 8,78 9,22 4 3 10 10 4,67 5,39

Творческие 9,12 8,87 0 2 10 10 4,43 5,09

Связанные с содержанием труда 6,52 6,43 0 0 10 10 4,34 4,84

Материальные 5,72 6,41 0 0 10 10 4,14 4,85

Престиж профессии 6,15 6,51 0 0 10 10 4,12 4,65

Утилитарные 7,64 8,15 0 0 10 10 4,10 4,58

Согласно полученным данным, у студентов очной формы обучения сложилось представление о выбранной профессии как о творческой (М = 9,12 по шкале «Творческие мотивы»), позволяющей самосовершенствоваться и постоянно узнавать что-то новое (М = 8,78 по шкале «Познавательные мотивы»), позволяющей радоваться результатам своего труда (М = 8,01 по шкале «Эстетические мотивы»).

Применительно к студентам заочной формы обучения мотивация выбора профессии несколько отличается от студентов очной формы обучения: наибольшее среднее значение обнаружено по шкале «Познавательные мотивы» (М = 9,22). Далее расположились творческие (М = 8,87) и эстетические мотивы (М = 8,63).

Таким образом, отличия в представлениях о профессии логопеда у студентов обеих форм обучения незначительны. У обеих групп испытуемых в тройке лидирующих мотивов оказываются познавательные, творческие и эстетические (возможность получения радости от результатов своего труда).

Необходимо отметить также, что данные по отдельным шкалам свидетельствуют о том, что испытуемые дают социально ожидаемые ответы, заданные самой формулировкой тех или иных мотивов. Например, испытуемые дают высокие показатели среднего значения по шкале «Эстетические мотивы», подразумевая «красоту профессии», а также значительно более низкие показатели по шкале «Мотивы, связанные с содержанием труда» (из чего можно сделать вывод, что испытуемые считают, что профессия логопеда не требует больших физических и умственных нагрузок), низкие показатели материальной мотивации в профессии испытуемых очной и заочной формы обучения (табл. 1). Обозначенные характеристики говорят о первоначальном стремлении идеализировать профессию логопеда, а также о тенденции давать социально ожидаемые ответы в условии их изначальной задан-ности. Это обосновывает целесообразность дополнения и уточнения полученных данных с помощью метода анализа эссе на заданную тему, в котором у испытуемых нет четких рамок и возможности формального отношения к выполнению задания.

Согласно данным, полученным на основе корреляционного анализа результатов студентов очной формы обучения, по Спирмену, значимая положительная корреляция обнаружена между параметром «Возраст» и шкалой «Овладение профессией» (г = 0,25, р < 0,05), а также между параметром «Курс» и шкалой «Социальные мотивы» (желание принести пользу другим людям, в нашем случае - детям) (г = 0,21, р < 0,05). Значимая отрицательная связь обнаружена между параметром «Возраст» и шкалой «Материальные мотивы» (г = - 0,24, р < 0,05), а также параметром «Курс» и шкалой «Материальные мотивы» (г = -0,26, р < 0,05), что свидетельствует о более осознанном подходе к профессии у студентов старших курсов и доминировании внутренних мотивов выбора профессии над внешними, связанными с материальными благами.

Корреляционный анализ данных испытуемых заочной формы обучения выявил положительную корреляционную связь между параметром курс и шкалой «Приобретение знаний» (г = 0,23, р < 0,01), а также отрицательную связь между параметром «Курс» и шкалой «Утилитарные мотивы» (г = -0,23, р < 0,01), что не противоречит тем тенденциям, которые обнаружены в учебно-профессиональной мотивации студентов очной формы обучения.

Далее на основании анализа эссе студентов были выделены и проанализированы параметры, относимые студентами к плюсам и минусам данной профессии.

Параметры положительной оценки профессии логопеда анализировались в двух аспектах: по ранжированию и по частотности каждого критерия. Анализ их соотношения на предмет совпадений и расхождений позволяет повысить объективность полученных данных в выводах о значимости каждого критерия в учебно-профессиональной мотивации и выделить в ней ядерные и периферические компоненты.

При определении плюсов профессии студентами каждого курса было выделено от 8 до 16 параметров положительной оценки выбранной профессии, 10 самых частотных отображены в соответствующих таблицах (табл. 2, 3).

Ранжирование показывает, что для студентов первого курса очной формы обучения важен короткий рабочий день логопеда, с чем отвечающие связывают возможность самореализации и самосовершенствования в выбранной специальности, а также возможность частной практики и подработки. Важна для первого курса востребованность специальности на рынке труда, за которой прослеживается возможность стабильной работы. Указанные в ранжировании критерии коррелируют с частотностью их выделения студентами 1-го курса, что, на наш взгляд, позволяет отнести их к разряду значимых для оценки общей картины мотивации, а вот частотный критерий «социальная значимость профессии» в ранжировании ведущих позиций не занимает, что позволяет отнести его к социально ожидаемым ответам и периферии мотивационной сферы студентов.

Таблица 2

Результаты ранжирования плюсов профессии «логопед» на 1-4-х курсах очной формы обучения

Курсы Ранг/параметры

1/ 2/ 3/

1 Короткий рабочий день (33 %) Востребованность на рынке труда (19 %); возможность самореализации и самосовершенствования (19 %) Возможность частной практики и подработки (19 %)

2 Помощь детям (27,2 %) Востребованность на рынке труда (18,1 %); короткий рабочий день (18,1 %) Возможность частной практики и подработки (18,1 %)

3 Помощь детям (35,7 %); короткий рабочий день (35,7 %) Длинный отпуск (26 %) Востребованность на рынке труда (21,4 %)

4 Помощь детям (40 %); самореализация, самосовершенствование (33,3%) Востребованность на рынке труда (20 %); короткий рабочий день (20 %); творчество и многогранность профессии (20 %) Длинный отпуск (20 %)

Таблица 3

Частотность плюсов профессии «логопед» на 1-4-х курсах бакалавриата очной формы обучения, %

Частотные параметры 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

Короткий рабочий день 17,1 11,7 17 12,5

Возможность самореализации и самосовершенствования 17,1 10,2 14,8 12,5

Социальная значимость 12,8 8,8 4,2 0,0

Востребованность на рынке труда 12,8 14,7 14,8 12,5

Длинный отпуск 11,4 8,8 14,8 7,5

Помощь детям 10 13,2 10,6 22,5

Возможность частной практики 7,1 14,7 10,6 10

Творчество, многогранность 1,4 7,3 6,3 7,5

Удовлетворение от работы 5,7 4,4 2,1 2,5

Ценность опыта для работы и в интересах своей семьи 0,0 1,4 2,1 12,5

Сравнительный анализ показывает, что к ядерным мотивационным компонентам относятся также «возможность самореализации и самосовершенствования», «востребованность на рынке труда», «короткий рабочий день», «длинный отпуск», «возможность частной практики и подработки».

Для оценки динамики мотивационных процессов важен, на наш взгляд, тот факт, что начиная со второго курса в ранжировании на ведущие позиции выходит критерий «помощь детям», который одновременно является ведущим и в частотном отношении. Это позволяет отнести критерий к ядерным мотивационным компонентам. Сам же факт выделения свидетельствует о погружении студентов в профессию и освоении ее педагогической составляющей.

Значимым является и факт выделения в ранжировании на ведущих позициях студентами 4-го курса критерия «творчество и многогранность профессии», что также свидетельствует об углублении представления о профессии, а данные о частотности его упоминания по курсам позволяют отнести этот показатель к зоне ближайшей к ядерной. К этой же зоне можно отнести «удовлетворение от работы» и «ценность опыта для работы и в интересах своей семьи». Последний критерий особенно выражен в ответах студентов 4-го курса.

На дальней периферии мотивационного поля находятся параметры «отдельный кабинет», «возможность работы без выраженных возрастных ограничений».

Таблица 4

Результаты ранжирования плюсов профессии «логопед» на 1-4-х курсах заочной формы обучения

Курсы Ранг/параметры

1/ 2/ 3/

1 Помощь детям 47,5 % Короткий рабочий день 28,2 % Востребованность на рынке труда 15,1 %

2 Помощь детям 16,6 % Возможность частной практики и подработки 16,6 % Востребованность на рынке труда 16,6 %

3 Помощь детям 34,6 % Творчество и многогранность 12,2 % Возможность частной практики и подработки 10,2 %

4 Помощь детям 66,6 % Востребованность на рынке труда 33,3 % Возможность частной практики и подработки 33,3 %

Таблица 5

Частотность плюсов профессии «логопед» на 1-4-х курсах заочной формы обучения, %

Частотные параметры 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

Помощь детям 21,8 26,3 23,7 26,6

Короткий рабочий день 20,8 5,2 10,0 6,6

Востребованность на рынке труда 11,3 10,5 6,2 13,3

Возможность частной практики и подработки 9,1 21 15,0 20,0

Возможность самореализации и самосовершенствования 7,8 0,0 7,5 13,3

Длинный отпуск 7,5 5,2 10 6,6

Социальная значимость 5,4 5,2 6,2 6,6

Творчество и многогранность 2, 4 5,2 11,2 6,6

Отдельный кабинет 1,6 15,7 5,0 0,0

Ценность опыта для работы и в интересах своей семьи 1,6 5,2 2,5 0,0

Анализ данных по заочной форме обучения (табл. 4, 5) в целом глобально не меняет картину ядерных зон мотивационного учебно-профессионального поля, но следует отметить, что, видимо, в силу того, что на первом курсе заочного отделения значительная часть студентов старше студентов первого курса очного отделения, студенты получают второе образование, многие после педагогического колледжа, параметры «работа с детьми» и «помощь детям» являются значимым уже с первого курса. Отметим также большую частотность параметра «возможность частной практики и подработки» по сравнению с параметром «возможность самореализации и самосовершенствования», что, видимо, связано с тем, что большинство заочников работают, имеют семьи и озабочены их благосостоянием в большей степени, чем самореализацией и самосовершенствованием.

Что же касается периферийных зон, то критерий «удовлетворение от работы» оказался незначимым для студентов-заочников, большая частотность у критерия «отдельный кабинет», он сместился в зону ближней периферии, а критерий «ценность опыта для работы и в интересах семьи» оказался в зоне дальней периферии. В отличие от студентов очной формы обучения студенты заочной формы назвали также в качестве плюсов профессии «возможность карьерного роста» и «высокую зарплату». Частотность данных критериев позволяет отнести их к зоне дальней периферии.

Проанализировав мотивы студентов 1-4-х курсов очной и заочной форм обучения, можно отметить, что их ядерная зона совпадает по основным показателям: отмечаются моральные (помощь детям); мотивы профессионально-педагогической направленности (любовь к детям, желание работать с детьми); социальные (востребованность на рынке труда); познавательные (самореализация и самосовершенствование); материальные (возможность частной практики и подработки) и утилитарные (короткий рабочий день, длинный отпуск).

В зоне ближайшей периферии значимыми мотивами для обеих групп оказались социальные (социальная значимость) и творческие (творчество и многогранность профессии).

Утилитарные мотивы в периферической зоне (отдельный кабинет, ценность опыта в интересах семьи), материальные (высокая зарплата), престижные (карьерный рост) мотивы более выражены у студентов заочной формы обучения, что обусловлено, на наш взгляд, возрастными особенностями, социальным статусом и профессиональной деятельностью.

Динамика же мотивационных процессов свидетельствует о возрастании роли от младших курсов к старшим профессионально-педагогических (любовь к детям, желание работать с детьми) мотивов, моральных (помощь детям, людям с речевыми проблемами), а также материальных (возможность частной практики), социальных (востребованности на рынке труда) и познавательных (возможности самореализации и саморазвития).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные по эссе соотносились с данными, полученными по методикам Т. И. Ильиной и Е. М. Павлютенкова. Данные, полученные по методике Т. И. Ильиной, подтверждают характеристики учебно-профессиональной мотивации испытуемых, полученные на основе анализа эссе. Средние же значения (по методике Е. М. Павлютенкова) при выраженном разбросе данных показали существенно отличающуюся картину, но дальнейший корреляционный анализ между данными разных шкал выявил тенденции, не противоречащие данным анализа эссе.

Для объективности мотивационной картины кратко охарактеризуем и минусы профессии «логопед», тем более что их количество стабильно и регулярно: динамика в их выявлении по курсам не прослеживается.

Выделим наиболее часто отмечаемые недостатки профессии: большие эмоциональные нагрузки, особенно при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), сложности во взаимоотношениях с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, следовательно, высокая вероятность профессионального выгорания, отсутствие гарантированного результата, отсутствие быстрого результата, огромный объем бумажной работы, низкая зарплата начинающих специалистов в бюджетных организациях и необходимость вкладывать собственные средства в приобретение методических материалов.

Отмеченные недостатки вполне реалистичны, что свидетельствует, на наш взгляд, об определенной степени осознанности выбора будущей профессии, плюсы которой перевесили в конечном итоге указанные минусы.

Анализ причин выбора профессии показал, что наиболее частотный ответ: «помощь детям», как вариант «взрослым/людям с речевыми проблемами». На втором месте фигурируют актуальность, востребованность профессии, социальная защищенность, хорошие условия труда. На третьем - возможность самосовершенствования и саморазвития. Четвертая позиция у критерия «творческий потенциал». На 5-м месте - разноаспектность и мультидисциплинарность профессии.

Менее частотные ответы: советы близких; выбор в интересах будущей семьи и детей.

Единичные ответы: династический принцип; научный потенциал логопедии; случайный выбор.

Полученные данные коррелируют с частотностью выделенных плюсов профессии логопед, подтверждая их объективность. Частотность ответов свидетельствует о преобладании внутренних мотивов над внешними. Среди внутренних мотивов преобладает желание работать прежде всего с детьми и помогать им. Среди внешних сильна позиция мотива общественного признания, социальной востребованности и защищенности.

Единичность же случайного выбора, преобладание внутренних мотивов над внешними свидетельствуют об осознанном отношении к будущей профессии. Возможно, это определяется, в частности, тем, что многие будущие логопеды в детстве сами посещали логопеда, к нему ходили братья, сестра/мама или близкие родственники работали логопедами, а ребенок имел возможность наблюдать этот процесс или принимать в нем активное участие. Студены-заочники часто указывают наблюдение за работой логопедов в сознательном возрасте, когда после педагогических колледжей пришли работать в детский сад.

Подтверждается это и результатами ответов на вопрос о влиянии учебного процесса на восприятие профессии: практически никто из опрашиваемых не разочаровался в профессии и не планирует уход с факультета.

Анализ ответов показывает, что форма обучения в выделении общих тенденций вхождения в профессию какой-то особенной роли не играет.

Разочарования в профессии по мере обучения не происходит, хотя сомнения в собственных силах и возникают, особенно у студентов младших курсов, еще не побывавших на практике. Происходит поэтапное осознание сложности и глубины профессии от младших курсов к старшим и осознание себя в профессии. Переломным моментом в окончательном осознании правильного выбора служит педагогическая практика и ее успешное прохождение. Практически всеми студентами отмечается ключевая роль педагогов в осознании тонкостей профессии и создании правильного психологического настроя у студентов.

Таким образом, были проанализированы мотивы выбора профессии «логопед» и динамика формирования мотивационных процессов с позиций психолого-педагогического подхода. Он позволил объективировать полученные в ходе исследования данные и смоделировать учебно-профессиональные мотивационные поля студентов профиля «Логопедия» очной и заочной форм обучения. Совпадение ядерных, доминирующих компонентов мотива-ционных полей свидетельствует о том, что фактор формы обучения в данном случае не значим. Расхождения же в периферийных компонентах обусловлены возрастом, социальным статусом, наличием жизненного и профессионального опыта.

Выявленная динамика формирования учебно-профессиональной мотивации может быть оценена как положительная, так как отмечается возрастание от младших курсов к старшим роли профессионально-педагогических мотивов, происходит углубление представлений о профессии, приходит уверенность в своих силах.

Факторами, влияющими на динамику формирования учебно-профессиональной мотивации, по нашим данным, являются: осознанность выбора профессии, погруженность в учебный процесс, возраст, форма обучения.

Теоретическую значимость исследования мы видим в разработке комплексных междисциплинарных механизмов анализа учебно-профессиональной мотивационной сферы. Практическую - в возможности применения полученных в ходе исследования данных для совершенствования процесса подготовки логопедов в условиях современного вуза.

В настоящее время полученные данные используются для создания методической модели изучения учебно-профессиональной мотивации студентов-логопедов факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ им. Н. Г. Чернышевского.

Перспективным в плане дальнейшего изучения считаем совершенствование критериальных шкал и квалитативного инструментария.

Список литературы

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

2. Бирюлин В. Д. Особенности мотивационной сферы будущих учителей и психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.

3. Романова Е. В. Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 19 с.

4. Меламед Д. А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов // Психолого-педагогические исследования. 2011. № 2. URL: https://psyjoumals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41673_iull. shtml (дата обращения: 24.04.2021).

5. Овчинников М. В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 25 с.

6. Лях М. В. Виды мотивов учебно-профессиональной деятельности, их развитие в студенческом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 25 с.

7. Козляков К. С. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов высшего учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2013. 198 с.

8. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского ун-та. Серия 14 «Психология». 2016. № 2. С. 3-18.

9. Божович Л. И. Проблема формирования личности. М.: Наука, 1996. 323 с.

10. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 351 с.

11. Цвекова Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Иркутск, 2007. 48 с.

12. Чирков В. И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1991. 52 с.

13. Яковлева И. М. Профессиональная мотивация студентов дефектологических специальностей // Сибирский пед. журн. 2009. № 13. С. 368-377.

14. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

15. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. 3-е изд. М., Питер, 2013. 351 с.

16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

17. Дворецкая Т. А., Ахмадиева Л. Р. Подходы к классификации учебных мотивов в трудах отечественных и зарубежных психологов // Вестник Московского гос. лингвист. ун-та. Образование и педагогические науки. 2016. № 2. С. 58-68.

18. Семенова Т. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 25-37.

19. Семенова Т. В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 185-194.

20. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000. 509 с.

21. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1996. 256 с.

22. Варданян Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога. М.: МПГУ, 2002. 180 с.

23. Ильина Т. И. Методика изучения мотивации обучения в вузе. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (дата обращения: 24.04.2021).

24. Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев: Рад. школа, 1980. 143 с.

Бочкарева Татьяна Анатольевна, кандидат филологических наук, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (ул. Астраханская, 83, Саратов, Россия, 410012). E-mail: tab1161@mail.ru

Крючков Владимир Петрович, доктор филологических наук, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (ул. Астраханская, 83, Саратов, Россия, 410012). E-mail: vpks1@ya.ru

Рудзинская Танзиля Фаатовна, кандидат психологических наук, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (ул. Астраханская, 83, Саратов, Россия, 410012). E-mail: tanzilyaff@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 12.03.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-5-21-32

EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVES AND DYNAMICS OF THEIR FORMATION IN THE PROCESS OF TRAINING LOGOPAEDICAL STUDENTS

T. A. Bochkaryova, V. P. Kryuchkov, T. F. Rudzinskaya

Saratov State University, Saratov, Russian Federation

The study of the motives for choosing a teaching profession, the basic structure of the motivational sphere, including speech therapy students, the formation of a realis-tic idea of the future profession are a necessary condition for training specialists of the new era.

Based on the analysis of students' of full-time and part-time forms of study, from the 1st to the 4th years, motives, the authors identify «core» motives: moral (helping children); motives of a professional and pedagogical orientation (love for children); social (being in demand in the labor market), cognitive (self-realization and self-improvement), material (the possibility of private practice and part-time work) and utilitarian (short working day, long vacation). In the zone of the immediate periph-ery, social (social significance) and creative (creativity and versatility of the profes-sion) motives turned out to be significant for both groups. Utilitarian motives in the peripheral zone (a separate office, the value of experience in the interests of the fami-ly), financial, prestigious (career growth) motives are more represented among stu-dents of part-time form of study.

The authors analyzed the motives for choosing the profession «speech therapist» and the dynamics of formation of motivational processes from the standpoint of the psychological and pedagogical approach. Researchers have identified motivational criteria, scaling and ranking them using the theory of functional-semantic fields. The researchers identified the factors influencing the dynamics of formation of the mo-tives for choosing a profession: awareness of the choice of a profession, immersion in the educational process, age, form of education.

Keywords: educational and professional motivation of logopaedical students, motives for choosing a profession, motivational field, dynamics of educational and professional motivation of logopaedical students.

References

1. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002. 512 p. (in Russian).

2. Biryulin V. D. Osobennosti motivatsionnoy sfery budushchikh uchiteley i psikhologov. Avtoref. dis. kand. psik-hol. nauk [Features of the motivational sphere of future teachers and psychologists. Abstract of thesis cand. psychol. sci.]. Samara, 2007. 24 p. (in Russian).

3. Romanova E. V. Osobennosti formirovaniya professional'noy motivatsii u studentov starshikh kursov peda-gogicheskogo vuza. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Features of the formation of professional motivation among senior students of a pedagogical university. Abstract of thesis cand. psychol. sci.]. Moscow, 2010. 19 p. (in Russian).

4. Melamed D. A. Sotsial'no-psikhologicheskiye osobennosti uchebno-professional'noy motivatsii studentov [Social and psychological characteristics of educational and professional motivation of students]. Psikhologo-pe-dagogicheskiye issledovaniya - Psychological-Educational Studies, 2011, no. 2 (in Russian). URL: http://psye-du.ru/journal/2011/2/2116.phtml (accessed 24 April 2021).

5. Ovchinnikov M. V. Struktura i dinamika motivatsii ucheniya studentovpedagogicheskogo vuza. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [The structure and dynamics of motivation for teaching students of a pedagogical university. Abstract of thesis cand. psychol. sci.]. Ekaterinburg, 2008. 25 p. (in Russian).

6. Lyakh M. V. Vidy motivov uchebno-professional'noy deyatel'nosti, ikh razvitiye v studencheskom vozraste. Avtoref dis. kand. psikhol. nauk [Types of mo-tives of educational and professional activities and their development at student age. Abstract of thesis cand. psychol. sci.]. Moscow, 2012. 25 p. (in Russian).

7. Kozlyakov K. S. Formirovaniye uchebno-professional'noy motivatsii studentov vysshego uchebnogo zavedeni-ya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of educational and professional motivation of students of a higher educational insti-tution. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Kaliningrad, 2013. 23 p. (in Russian).

8. Leont'ev D. A. Ponyatiye motiva u A. N. Leont'eva i problema kachestva motivatsii [A. N. Leontiev's concept of motive and the problem of the quality of motivation]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14. Psik-hologiya - The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 2016, no. 2, pp. 3-18 (in Russian).

9. Bozhovich L. I. Problema formirovaniya lichnosti [The problem of personality formation]. Moscow, Nauka Publ., 1996. 323 p. (in Russian).

10. Bozhovich L. I., Blagonadezhina L. V. Izucheniye motivatsii povedeniya detey i podrostkov [The study of the motivation of behavior in children and adolescents]. Moscow, Pedagogika Publ., 1972. 351 p. (in Russian).

11. Tsvetkova R. I. Motivatsionnaya sfera lichnosti sovremennogo studenta: faktory, usloviya i sredstva eye formirovaniya v protsesse professional'nogo stanovleniya. Avtoref. dis. dokt. psikhol. nauk [Motivational sphere of a modern student's personality: factors, conditions and means of its formation in the process of professional development. Abstract of thesis doct. psychol. sci.]. Irkutsk, 2007. 48 p. (in Russian).

12. Chirkov V. I. Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti [Motivation for learning activities]. Yaroslavl', YaSU Publ., 1991. 52 p. (in Russian).

13. Yakovleva I. M. Professional'naya motivatsiya studentov defektologicheskikh spetsial'nostey [Professional motivation of students of defectologic spe-cialties]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2009, no. 13, pp. 368-377 (in Russian).

14. Klimov E. A. Kak vybirat'professiyu [How to choose a profession]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1990. 159 p. (in Russian).

15. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. Perevod s angliyskpgo T. Gutman, N. Mukhina [Motivation and personality. Translation from English by T. Gutman, N. Mukhin]. Moscow, Piter Publ., 2013. 351 p. (in Russian).

16. Khekkhauzen Kh. Motivatsiya i deyatel'nost'[Motivation and activity]. Saint Petersburg, Piter Publ.; Moscow, Smysl Publ., 2003. 860 p. (in Russian).

17. Dvoretskaya T. A., Akhmadiyeva L. R. Podkhody k klassifikatsii uchebnykh motivov v trudakh otechestven-nykh i zarubezhnykh psikhologov [Approaches to the classification of educational motives in the works of Russian and foreign psy-chologists]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obra-zovaniye i pedagogicheskiye nauki - Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 2016, no. 2, pp. 58-68 (in Russian).

18. Semenova T. V. Vliyaniye uchebnoy motivatsii na uspevayemost' studentov: rol' uchebnoy aktivnosti [Impact of learning motivation on students' progress: the role of learning activity]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2016, no. 7, pp. 25-37 (in Russian).

19. Semenova T. V Teoretiko-metodologicheskiye podkhody k izucheniyu uchebnoy motivatsii: kompleksnyy vzglyad [Theoretical and methodological approaches to the study of educational motivation: an integrated view]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial'nyeperemeny, 2015, no. 6, pp. 185-194 (in Russian).

20. Leont'ev A. N. Lektsii po obshchey psikhologii. Pod redaktsiyey D. A. Leont'eva, E. E. Sokolovoy [General Psychology Lectures. Ed. D. A. Leontiev, E. E. Sokolova]. Moscow, Smysl Publ., 2000. 509 p. (in Russian).

21. Markova A. K., Matis T. A., Orlov A. B. Formirovaniye motivatsii ucheniya [Formation of motivation for learning]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1996. 256 p. (in Russian).

22. Vardanyan Yu. V. Stanovleniye i razvitiye professional'noy kompetentnosti pedagoga i psikhologa [Formation and development of professional competence of a teacher and psychologist]. Moscow, MPGU Publ., 2002. 180 p. (in Russian).

23. Il'ina T. I. Metodika izucheniya motivatsii obucheniya v vuze [Methods for the research of motivation to study at a university] (in Russian). URL: http://testoteka.narod.ru /ms/1/05.html (accessed 24 April 2021).

24. Pavlyutenkov E. M. Formirovaniye motivov vyboraprofessii [Formation of motives for choosing a profession]. Kiev, Rad. shkola Publ., 1980. 143 p. (in Rus-sian).

Bochkaryova T. A., Candidate of Philological Sciences, Saratov State University (ul. Astrakhanskaya, 83, Saratov, Russian Federation, 410012). E-mail: tab1161@mail.ru

Kryuchkov V. P., Doctor of Philological Sciences, Saratov State University (ul. Astrakhanskaya, 83, Saratov, Russian Federation, 410012). E-mail: vpks1@ya.ru

Rudzinskaya T. F., Candidate of Psychological Sciences, Saratov State University (ul. Astrakhanskaya, 83, Saratov, Russian Federation, 410012). E-mail: tanzilyaff@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.