УДК 159.922:316.628-057.875
Тихонова Анна Александровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова
ОСОБЕННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Tikhonova Anna Alexandrovna
PhD in Psychology, Associate Professor, Psychology Department, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
PECULIARITIES OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS AT DIFFERENT STAGES OF UNIVERSITY STUDY
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности профессиональной мотивации студентов-психологов - бакалавров 1-го и 4-го курсов, а также магистрантов 2-го года обучения. На основе проведенных опросов и применения различных методик исследования автор статьи показывает, что выбор студентом профессии психолога зависит от внутренней и внешней мотивации, и эта мотивация проявляется на всех этапах вузовского обучения. При этом внутренние профессиональные мотивы преобладают над внешними, а положительные внешние мотивы - над отрицательными. Делается вывод о том, что в процессе обучения студенты-психологи руководствуются мотивами производительной тенденции больше, чем потребительными мотивами. Проведенное исследование дает возможность определить те особенности профессиональной мотивации, которые необходимо развивать в процессе обучения и консультирования студентов-психологов.
Ключевые слова:
студенты-психологи, профессиональная деятельность, мотивы выбора профессии, профессиональная мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, мотивы производительной тенденции, потребительные мотивы
Summary:
The paper discusses the peculiarities of professional motivation of psychology students - 1st and 4th year bachelor students, as well as 2nd year undergraduates. Based on student surveys and various research methods, the author shows that the choice of the profession of psychology by students depends on internal and external motivation and this motivation manifests itself at all stages of university education. At the same time, internal professional motives prevail over external ones, and positive external motives prevail over negative ones. It is concluded that in the learning process psychology students are guided by the motives of the productive trend more than by the consumption motives. The study allows us to determine those peculiarities of professional motivation that need to be developed in the process of training and consulting psychology students.
Keywords:
psychology students, professional activity, motives for choosing a profession, professional motivation, external motivation, internal motivation, motives of the productive trend, consumption motives
Одну из ведущих ролей в формировании отношения к профессии играет мотивация личности к профессиональной деятельности, которая, согласно Е.П. Ильину [1], представляет собой совокупность факторов и процессов, побуждающих и направляющих личность к овладению своей профессиональной деятельностью. Понятие «мотивация профессиональной деятельности» иногда обозначается как «профессиональная мотивация» [2].
С мотивацией профессиональной деятельности тесно связаны мотивы выбора профессии. В анализе соотношения этих видов мотивации можно выделить три основных подхода:
- отождествление друг с другом (Л.М. Митина, Е.Б. Перелыгина, В.И. Ковалев, Д. Сьюпер
и др.);
- существование независимо друг от друга, но в тесной взаимосвязи (А.К. Маркова, Е.М. Пав-лютенков и др.). Так, Е.М. Павлютенков [3] считает, что понятие «мотивы выбора профессии» шире, чем «мотивы профессиональной деятельности», и первое включает в себя второе. Е.П. Ильин [4], напротив, рассматривает именно мотивацию профессиональной деятельности как более общее понятие по отношению к мотивам выбора профессии и трудовой деятельности;
- рассмотрение этих видов мотивации как компонентов мотивации трудовой деятельности в целом (А.И. Зеличенко, В.Д. Шадриков, А.Г. Шмелев и др.). При этом В.Д. Шадриков [5] отмечает, что в ходе освоения профессиональной деятельности происходит трансформация общих мотивов личности в трудовые и изменение системы профессиональных мотивов. В зарубежных концепциях мотивации профессиональный выбор и профессиональная деятельность также вы-
ступают как компоненты трудовой деятельности (В. Врум, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг и др.). Следовательно, такие понятия, относящиеся к профессиональной мотивации, как мотивы выбора профессии и мотивы профессиональной деятельности, не тождественны, но при этом тесно взаимосвязаны друг с другом.
Особенно актуален вопрос о мотивах выбора профессии и мотивах профессиональной деятельности в ранней юности. Для эффективного формирования профессиональной мотивации необходимо закладывать ее основы еще в период получения профессионального образования, когда происходит преобразование мотивации и системы ценностных ориентаций личности [6]. Э. Гинзберг, А.Н. Глушко, Е.П. Ильин, Л.М. Митина, Ю.П. Поварёнков, Э.Ф. Зеер и многие другие авторы рассматривают обучение в вузе как важнейший этап профессионального развития личности, в том числе ее профессиональной мотивации.
Исследователи подчеркивают, что в начале обучения в вузе развитие профессионализации включает формирование мотивационной основы деятельности [7]. А.Р. Акимова [8] отмечает, что уже у студентов 1-го курса отмечается стремление к общественно значимым целям. На старших курсах появляются личностные смыслы деятельности [9]. При этом студенты с широкими жизненными интересами способны на более творческий труд и высокую общественную активность [10]. Как показывают Э.М. Пицхелаури и Б.М. Куршиева [11], у студентов по мере обучения на старших курсах формируется осознание своих способностей, переходит на новый уровень мотивация к освоению профессии. Поэтому необходимо единство знаний о профессиональной деятельности и мотивации к ее освоению.
Особую актуальность проблема изучения профессиональной мотивации приобретает для субъектов социономических профессий, к которым относится профессия психолога. Эта профессия специфична во многом постольку, поскольку гуманистична, что выражается не только в построении диалога с Другим, но и представлении как можно более адекватного и целостного образа Другого как личности. В исследованиях Д.Ю. Грищенко [12] подчеркивается, что на различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими.
В.А. Гавриленко [13] доказывает, что в начале своего обучения студенты-психологи имеют сходную структуру этих мотивов со студентами, обучающимися по другим специальностям «человек - человек». В процессе овладения профессией их мотивация приобретает изменения, характерные для самоактуализирующейся личности, по А. Маслоу: более позитивное восприятие природы человека, ориентация на ценности развития, помощь другим людям [14], а также возрастает роль внутренней мотивации, связанной с содержанием профессиональной деятельности.
Кроме разделения на внешние и внутренние, мотивы выбора профессии психолога разделяют на осознаваемые и неосознаваемые [15]. Первые представлены такими мотивами, как помощь другим и помощь себе, что выражается в стремлении разрешить собственные психологические проблемы; неосознаваемые мотивы представлены стремлением к установлению доверительных отношений, к контролю и осведомленности [16]. В исследованиях различных авторов также отмечается разнообразие профессиональных мотивов студентов-психологов, представленное с разных позиций.
Так, В.И. Шарагин и В.О. Иванов [17] отмечают, что студенты-психологи Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) имеют такие внутренние мотивы, как приобретение знаний и овладение профессией. И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников [18] выделяют следующие мотивы: 1) желание разобраться в себе; 2) желание помогать людям; 3) стремление научиться владеть собой; 4) развитие коммуникативных навыков; 5) приобщение к интересной науке. Сходные данные приводит П.Ю. Якимова [19]. При этом студентам факультета «Психология образования» присуща выраженная альтруистическая мотивация (помощь людям) и мотивация самопознания. Г.В. Самойлова [20] предлагает следующую классификацию мотивов профессии психолога: социальные, меркантильные, профессиональные, инфантильные, случайные.
Объединяя вышесказанное, можно отметить вслед за В.Э. Мильманом и А. Маслоу, что у студентов-психологов присутствуют как профессиональные мотивы, которые можно назвать «развивающими» («бытийными»), или мотивы производительной тенденции (социальные, альтруистические, профессиональные, познавательные, мотивы самопознания и саморазвития), так и потребительские («дефицитарные») мотивы - мотивы потребительной тенденции (меркантильные, инфантильные, социально-статусные, мотивы помощи себе в решении собственных психологических проблем).
Особый интерес представляют исследования специфики мотивации студентов-психологов на разных этапах вузовского обучения. Однако в отечественных источниках эта тема рассматривается в большей мере сквозь призму изменения представлений о профессии [21], жизненного опыта до поступления в вуз [22]. Мотивация обучения и продолжения образования психологов в
магистратуре, аспирантуре, на курсах повышения квалификации и переподготовки, к сожалению, изучена недостаточно.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы выявить, какова специфика профессиональной мотивации у студентов-психологов - как бакалавров в начале и к концу вузовского обучения, так и магистрантов, уже занятых профессиональной деятельностью.
Нами были выдвинуты следующие гипотезы, которые предстояло проверить в ходе эмпирического исследования:
1) существуют различия в профессиональной мотивации у студентов-психологов в начале и в конце вузовского обучения (бакалавриат) и в магистратуре;
2) у студентов-психологов преобладает внутренняя профессиональная мотивация на разных этапах вузовского обучения.
В качестве методик исследования использовались: методика мотивов выбора профессии Р.В. Овчаровой; методика определения основных мотивов выбора профессии Е.М. Павлютен-кова; методика мотивационного профиля личности В.Э. Мильмана. Для определения статистической значимости различий использовался критерий ф - угловое преобразование Фишера.
Испытуемые - студенты 1-го курса бакалавриата направлений подготовки «Практическая психология» (30 человек - 15 человек в 2019/2020 учебном году и 15 человек в 2020/2021 учебном году), 4-го курса (24 человека, срок обучения - 4 года) и начала 2-го курса обучения в магистратуре, направление подготовки «Практическая психология образования» (20 человек). Всего объем выборки составил 74 человека.
Предварительный опрос показал, что студенты 1-го и 4-го курсов бакалавриата в качестве причин выбора профессии психолога указывают: желание разобраться в себе и своих проблемах (13,3 и 25 % соответственно), помогать людям (33,4 и 25 %), понимать себя и других людей (53,4 и 58,4 %). Таким образом, можно предположить, что у студентов бакалавриата выражена познавательная мотивация, мотивация самопознания и самопомощи в выборе профессии психолога, в меньшей мере - альтруистические мотивы.
Далее мы провели опрос в группе магистрантов очной формы, начавших обучаться 2-й год. Выяснилось, что профессию психолога 35 % выбрали из интереса к изучению психологии, что значительно выше, чем у бакалавров, (р < 0,01) и косвенно показывает специфику выбора магистратуры как результат вторичного профессионального выбора. Остальные стремятся помогать другим (30 %), разобраться в себе и понять других людей (30 %), что меньше (р < 0,05), чем у бакалавров. При этом 90 % опрошенных магистрантов называют наиболее важными интересами в изучении психологии получение знаний и их применение на практике, что значимо выше (р < 0,01) по сравнению с бакалаврами 1-го курса; остальные 10 % - возможность продуктивного общения с другими людьми и возможность лучше понимать себя и других. Полученные результаты позволяют предположить наличие у магистрантов-психологов более высокой, чем у бакалавров, познавательной мотивации.
С целью уточнения и проверки гипотезы мы исследовали профессиональную мотивацию студентов, рассматриваемую как проявление мотивации выбора профессии. Для этого использовались методика мотивации выбора профессии Р.В. Овчаровой и методика определения основных мотивов выбора профессии Е.М. Павлютенкова.
Исследование внутренних и внешних профессиональных мотивов студентов при помощи методики Р.В. Овчаровой показало, что у трети первокурсников преобладает такой внутренний индивидуально значимый мотив, как возможность реализовать свои способности; у 20,1 % - творчество в профессиональной деятельности; 13,3 % привлекает умственное и физическое развитие в профессии, столько же - общение с людьми в профессиональной деятельности. Среди внутренних социально значимых мотивов у большинства студентов 1-го курса (80 %) преобладает мотив принесения пользы людям, т. е. альтруистическая мотивация.
Из внешних положительных мотивов у большинства студентов 1-го курса преобладает использование профессиональных знаний на практике (86,7 %), что, возможно, связано со спецификой такой социономической профессии, как профессия психолога, актуальностью психологических знаний в общении и самопознании. Слабо представлен мотив получения высокой оплаты труда (6,7 %). Среди внешних отрицательных мотивов преобладает престиж профессии (60 %), что значимо выше, чем у других групп испытуемых (р < 0,01). При этом у всех первокурсников положительные внешние мотивы преобладают над отрицательными и внутренние - над внешними.
На 4-м курсе более чем у трети студентов (37,5 %) оказался не определен конкретный преобладающий внутренний индивидуально значимый мотив, что выше, чем на 1-м курсе и у магистрантов (р < 0,05). Полученные результаты могут свидетельствовать о наличии вторичного кризиса профессионального самосознания у студентов, заканчивающих обучение в вузе. Среди внутренних социально значимых мотивов у половины четверокурсников нет какого-либо одного преобладающего, у остальных это польза людям (29,2 %, что значимо меньше, чем на 1-м курсе
и у магистрантов, р < 0,01 и р < 0,05) и профессиональное мастерство (20,8 %, что значимо выше, чем на 1-м курсе, р < 0,05, где такой мотив вообще не был представлен).
Среди внешних положительных мотивов у 54,2 % студентов 4-го курса нет какого-либо одного преобладающего, у остальных - это использование профессиональных знаний на практике (25 %, что значимо меньше, чем у других групп испытуемых, р < 0,01). Среди внешних отрицательных мотивов у большинства тоже не определен преобладающий (87,5 %), что больше, чем у других групп испытуемых (р < 0,01); для остальных - это престиж (8,3 %) и возможность уехать от родителей (4,2 %). Такая нечеткость внешних положительных мотивов, их слабая дифференцированность у старшекурсников свидетельствуют о вторичном кризисе профессионального самосознания и возможной перестройке профессиональной мотивации. При этом на 4-м курсе большинство (95,8 %) имеют более выраженные положительные внешние мотивы, чем отрицательные.
У магистрантов по результатам методики Р.В. Овчаровой из внутренних индивидуально значимых мотивов преобладают умственное и физическое развитие (35 %), что выше, чем на 4-м курсе бакалавриата (р < 0,05), творчество (30 %), реализация способностей (20 %), общение (10 %). В числе внутренних социально значимых мотивов наиболее представлены: принесение пользы людям (65 %), достижение профессионального мастерства (20 %), ответственная работа (5 %) либо важны все мотивы (10 %). При этом у всех магистрантов внутренние мотивы профессии психолога преобладают над внешними.
Среди внешних положительных мотивов у магистрантов преобладает использование профессиональных знаний на практике (85 %), в меньшей мере - высокая оплата труда (10 %). Среди внешних отрицательных мотивов в наибольшей степени представлены обстоятельства (30 %), что выше, чем у других групп испытуемых (р < 0,05). У половины магистрантов не выявлено определенного преобладающего внешнего отрицательного мотива. У большинства также более представлены положительные мотивы (85 %), либо положительные и отрицательные представлены в равной мере (15 %).
Интересные результаты по определению основных мотивов выбора профессии у студентов показало применение методики Е.М. Павлютенкова. Представленные в его методике мотивы названы мотивами выбора профессии, однако многие из них также можно отнести не только к непосредственному выбору профессии, но и к профессиональной деятельности. На 1-м курсе 73,3 % студентов имеют внутреннюю профессиональную мотивацию (производительная тенденция - социальные мотивы - 53,4 %, познавательные - 13,4 %, моральные - 6,7 %), 20 % имеют утилитарную мотивацию, остальные не имеют определенного преобладающего мотива. На 4-м курсе 75 % студентов обнаружили внутреннюю профессиональную мотивацию: моральные мотивы - 16,7 %, познавательные - 12,5 %, социальные - 29,1 %, что меньше, чем на 1 курсе (р < 0,05), творческие - 16,7 %. Среди магистрантов 60 % имеют преобладающие внутренние мотивы: моральные (10 %), социальные (40 %), творческие (10 %).
Следовательно, у студентов-психологов внутренние профессиональные мотивы более выражены, чем внешние. Наиболее представлены социальные мотивы, связанные с желанием способствовать своим трудом общественному прогрессу, социальной направленностью на общечеловеческие цели, при этом на 4-м курсе эти мотивы выражены слабее, чем на 1-м курсе.
Далее мы применяли методику мотивационного профиля личности В.Э. Мильмана для определения мотивов, преобладающих у студентов 1 -го и 4-го курсов и магистрантов в рабоче-учебной сфере. По предварительным результатам применения данной методики было установлено, что в этой сфере мотивы потребительной тенденции преобладают у 20 % первокурсников, у 50 % студентов 4-го курса и лишь у 5 % магистрантов, и различия между всеми тремя группами статистически значимы (р < 0,01). Мотивы производительной тенденции выявлены у 40 % студентов на 1-м курсе, у 45,8 % на 4-м курсе и у 55 % магистрантов (различия статистически незначимы). Следовательно, у студентов 4-го курса бакалавриата более выражены потребительные мотивы, чем на 1-м курсе, и наименее выражены производительные мотивы.
Затем мы исследовали, к какому виду мотивации относится тот мотив (по данной методике), который у студента наиболее проявляется по сравнению с остальными мотивами. Как показывает методика В.Э. Мильмана, на 1-м курсе такой мотив, как деловая активность, преобладает у 40 % студентов, мотив деятельности на пользу обществу - у 20 %, творчества - у 13,3 %. Следовательно, у 73,3 % студентов наиболее выраженный мотив в рабоче-учебной сфере является производительным. На 4-м курсе мотив творчества наиболее представлен у трети студентов, общественной деятельности - у 4,2 %, деловой активности - у 8,3 %, что значимо меньше, чем на 1-м курсе и в магистратуре (р < 0,05); всего 45,9 % студентов имеют производительные преобладающие мотивы, что меньше, чем на 1-м курсе (р < 0,05). Среди магистрантов деловая активность преобладает у 35 % испытуемых, творчество - у 15 %, общественная полезность - у 15 % испытуемых; всего 65 % имеют производительный преобладающий мотив.
Как показала методика В.Э. Мильмана, в рабоче-учебной сфере студенты-психологи руководствуются в большей мере производительными мотивами, чем потребительными, среди которых (кроме 4-го курса) наиболее выражен мотив деловой активности, а на 4-м курсе за счет слабого уровня мотивов деловой активности происходит незначительный перевес в сторону потребительных мотивов. Возможно, это связано с предстоящим трудоустройством, необходимостью найти свое место в жизни и обеспечить себе как самостоятельному человеку удовлетворение базовых потребностей.
Для исследования особенностей структуры профессиональной мотивации испытуемых проводился корреляционный анализ с использованием ранговой корреляции Спирмена. Согласно полученным данным, на 1-м курсе выраженность внутренних мотивов выбора профессии по Р.В. Овчаровой коррелирует с выраженностью внешних мотивов (0,594; р < 0,05). У магистрантов, в отличие от 1-го курса, проявляются другие связи: между внутренними социально значимыми и внутренними индивидуально значимыми мотивами (0,719; р < 0,01), а также между внешними положительными и внешними отрицательными мотивами (0,548; р < 0,05).
Наиболее интересные результаты были получены при корреляционном анализе на 4-м курсе, где представлено больше всего корреляционных связей, т. е. проявляется определенная структура профессиональной мотивации, наиболее интегрированная по сравнению с первокурсниками и магистрантами. При этом профессиональная мотивация у студентов-психологов на 4-м курсе в наибольшей мере зависит от внутренних социально значимых и внешних положительных мотивов. Возможно, это связано с тем, что на 4-м курсе уже во многом сформировано профессиональное самосознание, представления о профессии. Магистранты же зачастую получают профессию психолога как новую дополнительную профессию, и их профессиональная мотивация как единая система могла еще не вполне сформироваться.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. У всех студентов-психологов внутренние профессиональные мотивы преобладают над внешними, а положительные внешние мотивы - над отрицательными. Внутренние мотивы представлены у студентов не вполне дифференцированно, особенно на 4-м курсе, где прежде всего это касается внутренних индивидуально значимых мотивов. При этом у студентов 1-го курса бакалавриата и магистрантов внутренняя мотивация выражается в саморазвитии умственном и физическом, а также самореализации и творчестве, а у студентов 4-го курса бакалавриата и у магистрантов - в мотивации достижения профессионального мастерства. Среди мотивов выбора профессии у студентов-психологов широко представлены социальные мотивы, связанные с желанием способствовать своим трудом общественному прогрессу, с социальной направленностью на общечеловеческие цели, при этом на 4-м курсе эти мотивы выражены слабее, чем на 1-м курсе.
В рабоче-учебной сфере студенты-психологи руководствуются в большей мере мотивами производительной тенденции, чем потребительными, причем наиболее у них выражен мотив деловой активности, а на 4-м курсе за счет слабого уровня мотивов деловой активности происходит незначительный перевес в сторону потребительных мотивов.
Корреляционный анализ показал, что профессиональная мотивация у студентов-психологов на 4-м курсе является более интегрированной, чем на 1-м курсе и в магистратуре, и в наибольшей мере зависит от внутренних социально значимых и внешних положительных мотивов.
Таким образом, с целью более оптимального развития профессиональной мотивации у студентов-психологов при преподавании психологии или в индивидуальном консультировании студентов следует актуализировать, особенно для старшекурсников бакалавриата, необходимость развития внутренних профессиональных мотивов, их осознания и дифференциации, а также таких производительных мотивов, как активность в деятельности, альтруистическая и социальная мотивация, познавательная и этико-эстетическая мотивация, мотивация к творческой деятельности.
Ссылки:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2011. 512 с.
2. Харитонова Е.В. Профессиональная мотивация учения как условие успешности освоения профессии // Педагогика и психология: теоретические и прикладные аспекты : материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Е.П. Ткачевой. Белгород, 2020. С. 45-50.
3. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев, 1980. 79 с.
4. Ильин Е.П. Указ. соч.
5. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М., 2007. 213 с.
6. Психология и педагогика высшей школы / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д, 2002. 544 с.
7. Глушко А.Н. Содержание профессионального развития и направления психологической помощи студентам в процессе обучения в вузе // Психология обучения. 2016. № 11. С. 58-69.
8. Акимова А.Р. Особенности уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе: дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 193 с.
9. Поварёнков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 53-58.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург, 2003. 336 с.
11. Пицхелаури Э.М., Куршиева Б.М. Профессиональное самоопределение студентов в системе высшего педагогического образования // Психология обучения. 2016. № 1. С. 68-74.
12. Грищенко Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолога: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2013. 218 с.
13. Гавриленко В.А. Динамика мотивационных черт личности и профессиональной мировоззренческой позиции студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2005. 168 с.
14. Там же.
15. Грищенко Д.Ю. Указ. соч.
16. Там же.
17. Шарагин В.И., Иванов В.О. Диагностика мотивационной сферы студентов как путь определения психологических проблем мотивации учебной деятельности // Психология обучения. 2018. № 6. С. 14-26.
18. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., 2007. 464 с.
19. Якимова П.Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях // Психологическая наука и образование. 2008. № 5. С. 110-119.
20. Самойлова Г.В. Мотивы выбора профессии «психолог» у студентов группы второго высшего образования // СевероКавказский психологический вестник. 2011. Т. 9, № 1. С. 63-66.
21. Там же.
22. Гавриленко В.А. Указ. соч.
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна