Научная статья на тему 'КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Вероника Борисовна

Современные тенденции в области педагогического образования будущего определяют необходимость изменения в профессиональной подготовке студентов дошкольных организаций. При этом карьерные ориентации будущих педагогов выступают одним из базовых ресурсов решения проблем педагогического образования, которые помогают студентам формулировать собственные учебные цели, принимать решения с учетом потребностей сферы дошкольного образования и запросов рынка труда. Цель изложенного в статье исследования - в выявлении особенностей карьерных ориентаций обучающихся в учебном процессе для освоения ими профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, компетенций и эффективного формирования профессиональной направленности, связанной с профессионально-личностным самоопределением. Для достижения поставленной цели было проведено опытно-экспериментальное исследование, в котором приняли участие 28 студентов Института психологии и образования Казанского (Приволжского) университета. Методологическую основу исследования определяют методы анализа научно-педагогической литературы, анкетирование и обобщение педагогического опыта. Определение ведущих карьерных ориентаций осуществлялось с использованием опросника Э. Шейна. Обработка полученных данных производилась с помощью лицензионной версии редактора электронных таблиц Microsoft Excel 2010. В результате исследования представлены эмпирические данные по определению карьерных ориентаций будущих педагогов дошкольных организаций, иллюстрирующие индивидуализацию процесса их обучения, обеспечивающего самоуправление и самосовершенствование личности с учетом потребностей и ценностей студентов в сочетании с профильным компонентом. Материалы исследования и его результаты могут быть использованы для совершенствования учебно-методического сопровождения процесса профессионализации, а также для повышения эффективной организации самостоятельной деятельности студентов педагогического вуза, в том числе в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Modern specific pedagogical trends in the field of teacher education determine the need for changes in the professional training of students - future educators of preschool organizations. At the same time, the career orientations of future teachers are one of the basic resources for solving the problems of teacher education, which help students formulate their own learning goals, make decisions based on the needs of the preschool education sector and the demands of the labor market. The purpose of the study outlined in the article is to identify the characteristics of career orientations of students in the educational process in order to acquire professional and pedagogical knowledge, skills, competences and to form effective professional orientation associated with professional and personal self-determination. To achieve this goal, an experimental study was conducted, in which 28 students of the Institute of Psychology and Education of Kazan (Volga Region) University took part. The methodological basis of the study was determined by the methods of analysis of scientific and pedagogical literature, questioning and generalization of pedagogical experience. The definition of leading career orientations was carried out using E. Shane’s questionnaire. The obtained data were processed using a licensed version of the Microsoft Excel 2010 spreadsheet editor. As a result of the study, empirical data are presented on determining the career orientations of future teachers of preschool organizations and illustrating the individualization of their learning process, which ensures self-government and self-improvement of the individual taking into account the needs and values of students in combination with the professional component. The materials of the study and its results can be used to improve the educational and methodological support of the professionalization process, as well as to improve the effective organization of independent work of students of a pedagogical university, including that within the framework of individual educational trajectories.

Текст научной работы на тему «КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 01 (январь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 231003 DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11003 УДК 373.211.24

Карьерные ориентации студентов - будущих педагогов дошкольных образовательных организаций

Career orientations of students - future teachers of preschool educational organizations

Автор статьи

L

Author of the article

L

Веретенникова Вероника Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0001-7672-4724

Veronika B. Veretennikova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Preschool Education, Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-7672-4724

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

I

For citation

L

Веретенникова В. Б. Карьерные ориентации студентов - будущих педагогов дошкольных образовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 01. - С. 36-47. -URL: http://e-koncept.ru/2023/231003.htm. - DOI 10.24412/2304-120X-2023-11003

V. B. Veretennikova, Career orientations of students - future teachers of preschool educational organizations // Scientific-methodological electronic journal "Concept". -2023. - No. 01. - P. 36-47. - URL: http://e-kon-cept.ru/2023/231003.htm. - DOI 10.24412/2304-120X-2023-11003

Поступила в редакцию Received 16.11.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.12.22

Принята к публикации Accepted for publication 26.12.22 Опубликована Published 31.01.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Веретенникова В. Б., 2023

Аннотация

Современные тенденции в области педагогического образования будущего определяют необходимость изменения в профессиональной подготовке студентов дошкольных организаций. При этом карьерные ориентации будущих педагогов выступают одним из базовых ресурсов решения проблем педагогического образования, которые помогают студентам формулировать собственные учебные цели, принимать решения с учетом потребностей сферы дошкольного образования и запросов рынка труда. Цель изложенного в статье исследования - в выявлении особенностей карьерных ориентаций обучающихся в учебном процессе для освоения ими профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, компетенций и эффективного формирования профессиональной направленности, связанной с профессионально-личностным самоопределением. Для достижения поставленной цели было проведено опытно-экспериментальное исследование, в котором приняли участие 28 студентов Института психологии и образования Казанского (Приволжского) университета. Методологическую основу исследования определяют методы анализа научно-педагогической литературы, анкетирование и обобщение педагогического опыта. Определение ведущих карьерных ориентаций осуществлялось с использованием опросника Э. Шейна. Обработка полученных данных производилась с помощью лицензионной версии редактора электронных таблиц Microsoft Excel 2010. В результате исследования представлены эмпирические данные по определению карьерных ориентаций будущих педагогов дошкольных организаций, иллюстрирующие индивидуализацию процесса их обучения, обеспечивающего самоуправление и самосовершенствование личности с учетом потребностей и ценностей студентов в сочетании с профильным компонентом. Материалы исследования и его результаты могут быть использованы для совершенствования учебно-методического сопровождения процесса профессионализации, а также для повышения эффективной организации самостоятельной деятельности студентов педагогического вуза, в том числе в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

Ключевые слова

карьерные ориентации, самоопределение, профессиональная направленность, будущий педагог дошкольной организации, индивидуальная образовательная траектория

Благодарности

Abstract

Modern specific pedagogical trends in the field of teacher education determine the need for changes in the professional training of students - future educators of preschool organizations. At the same time, the career orientations of future teachers are one of the basic resources for solving the problems of teacher education, which help students formulate their own learning goals, make decisions based on the needs of the preschool education sector and the demands of the labor market. The purpose of the study outlined in the article is to identify the characteristics of career orientations of students in the educational process in order to acquire professional and pedagogical knowledge, skills, competences and to form effective professional orientation associated with professional and personal self-determination. To achieve this goal, an experimental study was conducted, in which 28 students of the Institute of Psychology and Education of Kazan (Volga Region) University took part. The methodological basis of the study was determined by the methods of analysis of scientific and pedagogical literature, questioning and generalization of pedagogical experience. The definition of leading career orientations was carried out using E. Shane's questionnaire. The obtained data were processed using a licensed version of the Microsoft Excel 2010 spreadsheet editor. As a result of the study, empirical data are presented on determining the career orientations of future teachers of preschool organizations and illustrating the individualization of their learning process, which ensures self-government and self-improvement of the individual taking into account the needs and values of students in combination with the professional component. The materials of the study and its results can be used to improve the educational and methodological support of the professionalization process, as well as to improve the effective organization of independent work of students of a pedagogical university, including that within the framework of individual educational trajectories.

Key words

career orientations, self-determination, professional orientation, future preschool teacher, individual educational trajectory

Acknowledgements

Автор выражает благодарность всем преподавателям и студентам кафедры дошкольного образования Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, принявшим активное участие в педагогическом эксперименте.

The author expresses her gratitude to all teachers and students of the Department of Preschool Education of the Institute of Psychology and Education of Kazan (Volga Region) Federal University, who took an active part in the pedagogical experiment.

Введение / Introduction

В настоящее время одной из актуальных проблем педагогического образования в России является формирование карьерных ориентаций студентов - будущих педагогов, важной составляющей профессионально-личностного самоопределения, которая оказывает существенное влияние на процесс социализации и выражает направленность регулирования профессионально-педагогической деятельности и поведе-

ния. Решение этой задачи требует создания необходимых условий для освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования и обеспечения им возможности выбора индивидуального пути профессионального развития и самосовершенствования. При этом карьерные ориентации личности отражают потребности и ценности, которые имеют двойственный характер, они социальны, то есть имеют связь с положением индивидуума в обществе, что, собственно говоря, выражается системой воспитания, системой усвоенных им от общества и групп значений. Также они индивидуальны, в них отражается неповторимый жизненный опыт индивидуума [1].

Цель нашего исследования заключалась в комплексном анализе карьерных ори-ентаций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»), которые необходимы для оптимизации профессионально-педагогической деятельности по саморазвитию и самоопределению личности по индивидуальным образовательным траекториям.

Обзор литературы / Literature review

Вопросы развития карьерных ориентаций студентов - будущих педагогов актуальны в современных социально-экономических изменяющихся условиях, а именно в условиях неопределенности настоящего и будущего, которые сопряжены с особенностями жизнедеятельности студенческого периода, влияющими на процесс обучения и освоения педагогической профессии. Однако, учитывая специфику нашего исследования, мы рассматриваем студенчество как социальную категорию, людей, организационно объединенных институтом высшего образования. При этом ее важные характеристики как социальной группы - профессиональная направленность, сфор-мированность устойчивого отношения к будущей профессии. По мнению И. А. Зимней, это является следствием правильного профессионального выбора, в том числе у студента формируются представления о выбранной профессии [2].

Вместе с тем В. Г. Асеев считает, что во время студенческого периода осуществляется преобразование и становление всей системы ценностных ориентаций [3]. Для продолжения изучения студенчества остается открытым вопрос о социально значимой черте этого периода, а именно о поиске смысла жизни студента, стремлении к новым идеалам, что становится для него актуальным, создает благоприятные условия для формирования карьерных ориентаций.

Кроме этого российские исследователи карьерные ориентации определяют как потребность, мотив [4], стремление [5], ценностно-ориентационное регулятивное образование [6]. При этом В. А. Ядов рассматривает карьерные ориентации как личную тактику, определяющую общую направленность интересов индивидуума в области труда и его предрасположенность к той или иной профессиональной деятельности [7]. А. А. Жданович отмечает, что понятие «карьерная ориентация» рассматривается как «профессиональная направленность личности», включающая систему побуждений, определяющую ее активное избирательное отношение к профессиональной деятельности.

В связи с этим период карьерной адаптивности индивидуален и имеет отличительную особенность как стремление к равновесию между психологическими и социальными потребностями студентов. Кроме того, А. А. Жданович отмечает, что в социально-профессиональной сфере карьерные ориентации рассматриваются, во-первых, дифференцированно, как преобладающие стратегии поведения, проявляющиеся в стремлении к социально-должностному росту (вертикальная ориентация). Во-

вторых, как стремление профессиональному мастерству (горизонтальная ориентация), то есть карьерные ориентации студентов учитывают выбранное профессиональное направление, а также его потребности, мотивы и интересы [8].

Развивая эти идеи, важно понимать, что карьера - процесс самореализации личности и что достижение успеха в социально-профессиональной сфере рассматривается как реализация карьерных ориентаций личности [9].

Что касается зарубежных источников, следует отметить работу Д. Сьюпера, который выявил основные карьерные задачи для возрастного периода 15-24 лет: формирование профессионального выбора и спецификацию выбора, а также апробирование выбора на практике. При этом автор отмечает, что успешность решения данных задач зависит от карьерной адаптивности обучающегося, включающей такие элементы, как 1) отношение к труду как ценности, а именно ценности труда как такового; 2) способность управлять собственной жизнью, в частности совладание со стрессами; 3) рефлексивные умения, предполагающие научение из собственного опыта; 4) наличие планов и перспектив в области карьеры; 5) информированность о мире труда, а также профессий; 6) особенности принятия решений; 7) способность исследовать стратегии своего развития. Достоинством работы Д. Сьюпера является то, что она позволяет перенести фокус карьеры с внешней, объективной стороны во внутреннюю [10].

Теоретическая основа карьерных ориентаций личности основана на концепции «якорей карьеры» Э. Шейна (Edgar Schein). Ученый подчеркивал, что личностные ценности оказывают воздействие на способность обучающихся радоваться решению различных задач, в том числе тех, которые необходимо успешно решать в профессиональной сфере. Обратим внимание на то, что мотивация личности обучающегося будет эффективной, если выполняемые задания и трудовые функции согласуются с его ценностями. В связи с этим Э. Шейн определяет восемь ценностей «карьерных якорей»; следует отметить, что слово «якорь» отражает собственное представление обучающегося о том, что для него считается наиболее важным с учетом совокупности его знаний и навыков, мотивов и ценностей. Э. Шейн подчеркивает, что «карьерные якоря» являются представлениями обучающегося о себе и определяют выбор карьеры, также он отмечает, что «карьерные якоря» развиваются с течением времени и становятся все прочнее по мере накопления личностно-профессионального опыта. Э. Шейн конкретизирует восемь самостоятельных «карьерных якорей». При этом первые четыре характеризуются как ведущие мотивы или потребности, следующие два связаны с ощущением своей компетентности, последних два связаны с конкретными ценностями: 1) автономия и независимость: потребность ощущать себя свободным и независимым; 2) безопасность и стабильность: потребность в карьере, которая гарантирует стабильность и надежность; 3) предпринимательское творчество: представления индивидуума о себе, базирующиеся на его способности создать собственное предприятие; 4) вызов: потребность справляться с препятствиями (в том числе с непреодолимыми препятствиями); 5) техническая и функциональная компетентность: потребность быть лучшим в какой либо сфере; 6) общая компетентность руководителя: люди (оценивают себя по способности управлять другими); 7) служба или преданность: потребность, которая выражается в преданности любимому делу, а именно через профессиональную карьеру; 8) образ жизни, в которым реализуется желание интегрировать работу в повседневную жизнь [11].

Наиболее основательно проблема карьерных ориентаций исследовалась Е. В. Киселевой, O. Л. Поминовой, Э. Шейном [12]. Например, О. Л. Поминова рассматривала карьерные ориентации студентов специальных учебных заведений как

результат социально-профессионального самоопределения. Автор разработал типологию индивидуальных стилей карьерной ориентации на основе карьерных ориентаций, предложенных Э. Г. Шейном. При этом в исследовании О. Л. Поминовой карьерные ориентации представлены в динамике проявления индивидуальности, мотивов, а также удовлетворенности учебной деятельностью обучающихся в совокупности с личностными качествами. Она это объясняет тем, что среди основных типов индивидуальных стилей карьерной ориентации есть карьерная мотивация на успех, гуманитарную карьерную направленность, ориентацию на карьеру в менеджменте и, как следствие, профессиональную компетентность в учебе и карьере, индивидуальные стили «вызова» и «автономности».

A. Хирши, Д. Коэн описывают карьерные ориентации в отношении карьерного самоуправления как динамический процесс, определяющий постановку целей и развития, а именно поиск информации, в том числе планирование и выполнение действий. При этом авторы планируют мониторинг и обработку обратной связи, с помощью которой показан процесс влияния индивидуальных карьерных ориентаций [13]. Так, в исследовании Д. Х. Гринхауса, Д. А. Калланана, В. М. Годшалк обсуждается процесс карьерного самоуправления, в котором индивидуум проектирует, реализует и контролирует карьерные цели и стратегии поведения (например, трудоустройства) [14]. В то же время важность и значимость карьерной ориентации показана в исследованиях Дж. П. Бриско и Д. T. Холла, в работах которых карьера управляется индивидуумом и включает два компонента: человек берет личностную ответственность за карьеру и контролирует ее (самонаправленность) и человек делает выбор карьеры и оценивает карьерные достижения на основе личностных ценностей (ценностно ориентированный) [15].

В целом представленный анализ публикаций, посвященных проблеме определения особенностей карьерных ориентаций студентов в профессионально-личностном самоопределении, показал, что в них не рассматриваются карьерные ориентации будущих педагогов дошкольных организаций, обеспечивающие создание благоприятных условий их саморегулирования в соответствии с потребностями, мотивами и ценностями при выборе своей индивидуальной образовательной траектории в педагогическом вузе.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В исследовании приняли участие 28 студентов первого курса обучения очного отделения Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета. С целью определения карьерных ориентаций студентов - будущих педагогов в сентябре 2021 года было проведено исследование с помощью опросника «Якоря карьеры» (Э. Шейн, модифицированный вариант А. С. Новгоро-дов, Е. А. Могилевкин, 2009) [16], охватывающего 32 вопроса, на каждый из которых предлагается оценка по шкале от одного до 10 баллов: 1-4 (низкий уровень) - «совершенно не важно», «совершенно не согласен»; 5-9 (средний уровень) - «иногда важно», «согласен в некоторой степени»; 10 (высокий уровень) - «совершенно согласен».

Карьерные ориентации личности будущего педагога рассматриваются как актуальные профессиональные ситуации самоопределения в педагогическом вузе, а также как социально обусловленные побуждения к профессионально-педагогической деятельности на рынке труда. Оценивание проводилось по типам, показанным на рисунке.

Обработка результатов по приведенным параметрам включала определение средних значений (в баллах). Для обработки данных был использован метод математической статистики - корреляционный анализ, для подтверждения достоверности использовался расчет программ Excel.

Автономия (независимость)

В случае с педагогом дошкольных организаций в профессионально-педагогической деятельности, ориентация с ярко выраженной потребностью в освобождении от организационных правил, предписаний и ограничений. Конечно, педагогу необходима достаточная степень свободы, которая принесет ему удовлетворение своим профессионально-педагогическим трудом

Стабильность

Включает в себя ориентацию, обеспечивающую педагогу потребность в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. В свою очередь, это стабильность в обеспечении защиты в дошкольной организации: гарантия занятости, уверенность в завтрашнем дне, возможность в профессионально-педагогической деятельности, удобный режим работы, а также стабильность

местожительства_

Пр едприн им am ель екая креат ивность

Является одним из сильнейших мотиваторов, связанных с потребностью создавать что-то новое (например, свой детский сад и т.п.), хочет преодолевать препятствия, готов

рисковать_

_Вызов_

На основе этой ориентации основаны такие ценности как конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение профессионально-ориентированных заданий. Педагог ориентирован на то, чтобы «Ставить и решать новые профессиональные

задачи»_

_Профессиональная ком пет ентно cm ь_

Это обеспечивает педагогу дошкольной организации ориентацию, связанную с наличием способностей и талантов в значимой профессионально-педагогической деятельности. В свою очередь, она определяет стремление обучающегося стать профессионалом на пути продвижения к педагогическому мастерству и заслужить признание своих талантов в

профессиональной сфере_

Организаторская компетентность (менеджмент) Это ориентация личности направлена на взаимодействие с другими участниками образовательного процесса, а также способность взять на себя ответственность за конечный результат и выполнять определенные трудовые функции по управлению

педагогической деятельностью в дошкольной организации_

Служение

Это обеспечивает педагогу дошкольной организации залог эффективности его профессионально-педагогической деятельности и удовлетворенности ею. Так как педагог

обладает ценностями работы с детьми и взрослыми, желанием сделать мир лучше_

_Интеграция стилей жизни_

На основе этого будущий педагог дошкольной организации ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Обучающийся хочет, чтобы все это было сбалансировано: семья, карьера, саморазвитие и ценит свою жизнь_

Карьерные ориентации личности будущего педагога Результаты исследования / Research results

Результаты опроса студентов по методике «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн, модифицированный вариант А. С. Новгородов, Е. А. Могилевкин) представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты диагностики ведущих карьерных ориентации студентов (баллы)

№ Оцениваемые параметры I курс

1 Автономия 24,19

2 Стабильность 24,52

3 Предпринимательская креативность 24, 38

4 Вызов 19,66

5 Организаторская компетентность (менеджмент) 20,61

6 Профессиональная компетентность 25,47

7 Служение 26,42

8 Интеграция стилей жизни 31,19

Представленные результаты указывают на то, что доминирующее значение для студентов 1-го года обучения имеют типы «Интеграция стилей жизни» (31,19 балла), «Служение» (26,42 балла), «Профессиональная компетентность» (25,47 балла). Полагаем, это обусловлено тем, что студенты по мере учебы в педагогическом вузе отмечают, что это путь сложный, но каждый сложный путь приводит к чему-то лучшему. Это путь преодолимый и интересный. У студентов есть действительно четкая ориентация по окончании педагогического вуза получить диплом бакалавра, на основе которого возможно работа с детьми и самореализация в жизни. При этом студенты подчеркивают, что необходимо принимать детей такими, какие они есть, с учетом их индивидуальных особенностей, и организовывать воспитательный процесс, применяя профессионально-педагогические знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения. При этом тип «Стабильность» (24,52 балла) обеспечивает будущему педагогу удовлетворение потребности в безопасности в дошкольной организации: гарантию занятости и уверенности в завтрашнем дне. Кроме этого тип «Предпринимательская креативность» (24,38 балла) позволяет учитывать индивидуализацию обучения, с помощью которой формируемые знания, навыки и компетенции согласуются с накоплением профессионального опыта и повышается личностная активность студентов как средство саморазвития. При этом инструмент в личностном образовании представляет собой проектирование индивидуальной образовательной траектории, которая является проектом развития обучающегося на протяжении всех лет обучения в педагогическом вузе [17].

Здесь же добавим, что в рамках метода математической статистики - корреляционного анализа сгруппирована матрица взаимосвязи коэффициентов корреляции по составляющим карьерной ориентации студентов - будущих педагогов дошкольной организации, которые представлены в табл. 2.

Таблица 2

Матрица взаимосвязи коэффициентов корреляции по составляющим карьерной ориентации

№ АВ СТ ПР ВЗ ОР ПК СЛ ИСЖ

I курс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1 -0,3179 0,5308 0,4228 0,7585 0,4942 0,2437 0,6445

2 -0,3179 1 -0,1166 0,1070 -0,0315 0,1529 0,1298 -0,2332

3 0,5308 -0,1166 1 0,6754 0,5405 0,3659 0,4015 0,2395

4 0,4228 0,1070 0,6754 1 0,4010 0,2530 0,1573 0,1952

5 0,7585 -0,0315 0,5405 0,4010 1 0,6211 0,4824 0,5199

6 0,4942 0,1529 0,3659 0,2530 0,6211 1 0,2106 0,2793

7 0,2437 0,1298 0,4015 0,1573 0,4824 0,2106 1 0,4152

8 0,6445 -0,2332 0,2395 0,1952 0,5199 0,2793 0,4152 1

Примечание. АВ - автономия; СТ - стабильность; ПР - предпринимательская креативность; ВЗ -вызов; ОР - организаторская компетентность (менеджмент); ПК - профессиональная компетентность; СЛ - служение; ИСЖ - интеграция стилей жизни.

Как видно из данной таблицы, карьерная ориентация «Интеграция стилей жизни» (0,6445) будет у обучающихся сформирована, когда все компоненты образовательного процесса будут направлены на приобретение знаний, навыков и компетенций, необходимых для осуществления трудовых функций и действий на будущем рабочем месте в дошкольной организации. При этом обучающийся будет демонстрировать ценность «Профессиональная компетентность» (0,6211), а именно желание стать профессионалом и заслужить признание в профессиональной сфере. В связи с этим необходимо создавать условия с учетом потребности студента в «Автономии» (0,6445), предоставляя возможность проектирования индивидуальной образовательной траектории для целенаправленного выбора индивидуального пути. При этом движение по индивидуальной образовательной траектории развивает карьерную ориентацию «Организаторская компетентность (менеджмент)» (0,7585). Студент систематизирует свои усилия по самостоятельному приобретению знаний, накоплению опыта и самосовершенствованию профессионально значимых личностных качеств [18]. Кроме этого формируется карьерная ориентация «Предпринимательская креативность» (0,6754) как один из сильнейших мотиваторов, связанных с потребностью создавать что-то новое. Как показывает опыт, индивидуальные образовательные траектории предоставляют студентам возможность взять на себя ответственность. При этом индивидуальная образовательная траектория обеспечивает им право на развитие своей практики в рамках педагогического образования в процессе формирования ключевых компетенций. Следует обратить внимание на реализацию личностного и профессионального потенциала [19], который направлен на последующие ступени образования (в частности, магистратура для стремления к социально-должностному росту) или осуществление профессиональной деятельности в дошкольной организации (стремление к профессиональному мастерству). Об этом свидетельствует более детальный анализ положительных ответов обучающихся, представленный в табл. 3.

Таблица 3

Распределение положительных ответов студентов на утверждения по методике (%)

№ Содержание утверждений методики Согласен в некоторой степени Совершенно согласен

Автономия

3 Я сам решаю, каким образом построить график своего учебного процесса 20 чел. (71,5%) 2 чел. (7,1%)

11 Я считаю, что заочное обучение более продуктивно за счет большей самостоятельности 14 чел. (50%) 0 чел. (0%)

19 Я хотел бы, чтобы будущая профессия давала возможность работать по гибкому графику или в режиме «фри-лансера» (независимого эксперта или специалиста, работающего в разных компаниях) 19 чел. (67,8%) 7 чел. (25%)

27 Для меня важна оценка знаний и умений в ходе освоения курса по конечному результату, а не постоянный текущий контроль за посещением занятий со стороны преподавателя или деканата 14 чел. (50%) 12 чел. (42,8%)

Стабильность

7 Я считаю, что более надежным является выбрать для обучение государственное образовательное учреждение, нежели коммерческое 12 чел. (42,8%) 13 чел. (46,4%)

15 Я хотел бы получить такую профессию, которая гарантировала бы трудоустройство 18 чел. (42,8%) 9 чел. (32,1%)

23 Если бы мне представилась возможность учиться в другом городе или стране, я всё равно бы остался в своем вузе 11 чел. (39,2%) 6 чел. (21,4%)

31 Одним из важных для меня критериев выбора учебного заведения было его близкое расположение к месту проживания 9 чел. (32,1%) 0 чел. (0%)

Предпринимательская креативность

6 Получаемая профессия (знания, умения, навыки) позволит мне организовать свое дело 18 чел. (64,2%) 6 чел. (21,4%)

14 Меня очень увлекает идея организовать неформальное объединение, клуб по интересам, проект и т. д. 14 чел. (50%) 1 чел. (3,5%)

22 Я часто вижу в различных ситуациях возможности для извлечения пользы и коммерческой выгоды 18 чел. (64,2%) 1 чел. (3,5%)

30 Я могу поставить на карту очень многое (свободное время, отдых, общение с друзьями, деньги), если это, по моему мнению, принесет в будущем значительный доход и признание моего личного вклада 19 чел. (67,8%) 7 чел. (25%)

Профессиональная компетентность

2 Меня больше интересуют узкопрофессиональные дисциплины, чем дисциплины общего направления 22 чел. (78%) 1 чел. (3,5 %)

10 Я стараюсь во время учебы найти работу, полностью или частично соответствующую выбранной специальности 14 чел. (50%) 3 чел. (10,7%)

18 Я стремлюсь помимо стандартной учебной программы получать дополнительное образование, позволяющее углубить профессиональные навыки 20 чел. (71,5%) 1 чел. (3,5%)

26 При прохождении производственной практики я стараюсь освоить конкретные профессиональные навыки 11 чел. (39,2%) 14 чел. (50%)

Служение

4 Я много времени посвящаю участию в волонтерском движении (бескорыстное оказание различной помощи) 7 чел. (25%) 0 чел. (0%)

12 Я хочу, чтобы моя будущая профессиональная деятельность была связана с оказанием помощи людям 13 чел. (46,4%) 6 чел. (21,4%)

20 Мне нравится помогать своим одногруппникам в решении различных вопросов и проблем во время учебы 13 чел. (46,4%) 12 чел. (42,8%)

28 Меня привлекают профессии, имеющие большую социальную значимость 15 чел. (53,5%) 10 чел. (35,7%)

Интеграция стилей жизни

8 Я стараюсь совместить учебу с другой деятельностью или отдыхом 14 чел. (50%) 14 чел. (50%)

16 Я выбрал специальность, которая не помешает мне реализовать себя в различных областях жизни, не связанных с профессией 15 чел. (53,5%) 10 чел. (35,7%)

24 Я стремлюсь каждый свой день планировать так, чтобы в нем было место и учебе, и профессиональному развитию, и общению с друзьями, и хобби, а не только чему-то одному 14 чел. (50%) 14 чел. (50%)

32 Во время каникул я не только отдыхаю, но и нахожу возможности для развития профессиональных навыков, самообразования и саморазвития, а также повышения уровня материального благосостояния 19 чел. (67,8%) 6 чел. (21,4%)

Как видно из таблицы, судя по ответам по представленной методике утверждения, карьерная ориентация студентов «Автономность» на среднем уровне у 20 студентов (71,5%), которые считают, что необходимо «построить график своего учебного процесса». В связи с этим в образовательном процессе полагается создавать условия для реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования по индивидуальным учебным планам, в соответствии с которыми формируется индивидуальная образовательная траектория [20]. Итак, карьерная ориентация «Профессиональная компетентность» на среднем уровне у 11 студентов (39,2%) и на высоком уровне у 14 студентов (50%), которые отмечают, что при прохождении практики стараются освоить профессиональные навыки. Поэтому важно в процессе практической подготовки разрабатывать профессионально ориентированные задания по индивидуальным образовательным траекториям. Помимо этого профессионально ориентированные задания обеспечивают обучающемуся поиск путей решения педагогических ситуаций по видам профессионально-педагогической деятельности и компетенциям для формирования карьерной ориентации «Стабильность», которая на среднем уровне у 18 студентов (42,8%) и высоком уровне у девяти студентов (32,1%), выбравшим ответ «получить профессию, которая гарантировала бы трудоустройство». При этом векторы образования ориентированы на обучаемость, в том числе на самоопределение и самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности, позволяют формировать компетентность, компетенции и социально-профессиональные качества [21].

Таким образом, согласно результатам проведенного исследования карьерных ориентаций, можно сделать вывод о необходимости проектирования индивидуальных образовательных траекторий как профессионально-личной поддержки в образовательном процессе для формирования профессиональной компетентности как ценности образования, на основе которой будущий педагог в процессе самообразования будет реализовать потребность в саморазвитии, направленную на овладение способами самопознания и самоанализа профессионально-педагогического опыта.

Заключение / Conclusion

Данная работа демонстрирует, что исследование особенностей карьерных ориен-таций студентов - будущих педагогов дошкольных организаций позволяет организовать индивидуализацию процесса их обучения, обеспечивающую формулировку собственных учебных целей, с учетом потребностей и ценностей обучающихся в сочетании с профильным компонентом, а также эффективное формирование профессиональной направленности их личности, определяющей готовность к организации своей жизнедеятельности в будущем. Вместе с тем при организации индивидуализации обучения все заинтересованные стороны, а именно академическое сообщество, сами студенты, обеспечивают целенаправленный выбор индивидуального пути будущему педагогу как профессионалу в партнерстве с работодателями рынка труда с последующим трудоустройством. Перспективой дальнейшего исследования является разработка учебно-методического сопровождения процесса профессионально-личностного самоопределения в социальном партнерстве с работодателями в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, способствующих саморазвитию как фактору успешности в профессионально-педагогической деятельности. При этом будут учтены результаты проведенного исследования, описанного в данной статье.

Ссылки на источники / References

1. Харланова Т. Н. Развитие карьерных ориентации студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - М., 2015. - 261 с.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - 3-е изд., пересм. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 448 с.

3. Асеев В. Г. Глава III. Методы акмеологии // Акмеология: учеб. / под ред. А. А. Деркача. - М., 2002. - С. 51.

4. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2022. - 246 с.

5. Махмудов Л. Ш. Карьерная ориентация граждан. - Саратов, 2004. - 85 с.

6. Остащенко Е. И. Личностные факторы регуляции делового взаимодействия руководителей (на примере производственных и торговых организаций): автореф дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар. - 2006. - 24 с.

7. Ядов В. А. и др. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. - М.: ООО «Центр социального прогнозирования и маркетинга», 2013. - С. 376-376.

8. Жданович А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - М., 2008. - 277 с.

9. Киселева Е. В. Планирование и развитие карьеры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - Вологда: Легия, 2010. - 332 с.

10. Super D. E., Sverko B. E. Life roles, values, and careers: International findings of the Work Importan ce Study. -Jossey-Bass, 1995. - 397 p.

11. Дирлав Д. Избранные концепции бизнеса: теории, которые изменили мир / [пер. с англ. Т. Гутникова]. - М.: Олимп-Бизнес: Ernst & Young, 2007. - 320 с.

12. Поминова О. Л. Теория управления и практика профессиональной подготовки специалистов с ССУЗах Мин-сельхоза и Продовольствия РФ: монография. - СПб., 2003. - 354 с.

13. Hirschi A., Koen J. Contemporary career orientations and career self-management: A review and integration // Journal of Vocational Behavior. - 2021. - Т. 126. - С. 103505.

14. Greenhaus J. H., Callanan G. A., Godshalk V. M. Career management. - Sage, 2009. - 491 p.

15. Briscoe J. P., Hall D. T. The interplay of boundaryless and protean careers: Combinations and implications // Journal of vocational behavior. - 2006. - Т. 69. - No. 1. - С. 4-18.

16. Могилевкин Е. А., Новгородов А. С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - № 1 (10). - С. 61-78.

17. Fomina S., Tikhonova E., Kvitkovskaya A., Khorokhorina G. Development of an individual educational route for a student as a tool for a new educational landscape // 11th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 12-14 Nov 2018. - Seville, Spain, 2018. - P. 4203-4211. - DOI 10.21125/iceri.2018.1927

18. Веретенникова В. Б. Индивидуальные образовательные траектории практической подготовки студентов -будущих педагогов как средство формирования профессионально-педагогической компетентности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2022. - № 3 (166). - С. 66-76.

19. Klieba A. I. et al. Construction of an Individual Educational Trajectory as a Way to Reveal the Personal and Professional Potential of a Future Teacher // International Journal of Higher Education. - 2020. - Т. 9. - No. 7. - С. 73-83.

20. Veretennikova V. B., Urazova E. S., Shikhova O. F. The Bases for Projecting Individual Educational Trajectories of Future Teachers // ARPHA Proceedings. - 2020. - Т. 3. - Р. 2695.

21. Зеер Е. Ф., Симанюк Е. Е. Индивидуальные образовательные пути в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 74-82.

1. Harlanova, T. N. (2015). Razvitie kar'ernyh orientacij studencheskoj molodezhi v processe professional'noj podgo-tovki [Development of career orientations of students in the process of professional training]: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07, Moscow, 261 p. (in Russian).

2. Zimnyaya, I. A. (2010). Pedagogicheskaya psihologiya [Educational psychology]: ucheb. dlya vuzov, 3-e izd., per-esm., MPSI. Moscow; MODEK, Voronezh, 448 p. (in Russian).

3. Aseev, V. G. (2002). "Glava III. Metody akmeologii" [Chapter III. Methods of acmeology], in Derkach, A. A. (ed.). Akmeologiya: ucheb., Moscow, p. 51 (in Russian).

4. Pochebut, L. G., & Chiker, V. A. (2022). Organizacionnaya social'naya psihologiya [Organizational social psychology]: ucheb. posobie dlya vuzov, 2-e izd., ispr. i dop., Yurajt, Moscow, 246 p. (in Russian).

5. Mahmudov, L. Sh. (2004). Kar'ernaya orientaciya grazhdan [Career orientation of people], Saratov, 85 p. (in Russian).

6. Ostashchenko, E. I. (2006). Lichnostnye faktory regulyacii delovogo vzaimodejstviya rukovoditelej (na primere pro-izvodstvennyh i torgovyh organizacij) [Personal factors of managers' business interaction regulation (on the example of industrial and trade organizations)]: avtoref dis.... kand. psihol. nauk, Krasnodar, 24 p. (in Russian).

7. Yadov V. A. et al. (2013). Samoregulyaciya iprognozirovanie social'nogopovedeniya lichnosti: dispozicionnaya kon-cepciya [Self-regulation and forecasting of a person's social behavior: a dispositional concept], OOO "Centr social'nogo prognozirovaniya i marketinga", Moscow, pp. 376-376 (in Russian).

8. Zhdanovich, A. A. (2008). Kar'ernye orientacii v strukture professional'noj YA-koncepcii studentov [Career orientations in the structure of students' professional self-concept]: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.01, Moscow, 277 p. (in Russian).

9. Kiseleva, E. V. (2010). Planirovanie i razvitie kar'ery [Career planning and development]: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, Legiya, Vologda, 332 p. (in Russian).

10. Super, D. E., & Sverko, B. E. (1995). Life roles, values, and careers: International findings of the Work Importance Study, Jossey-Bass, 397 p. (in English).

11. Dirlav, D. (2007). Izbrannye koncepcii biznesa: teorii, kotorye izmenili mir [Selected Business Concepts: Theories that Changed the World], Olimp-Biznes: Ernst & Young, Moscow, 320 p. (in Russian).

12. Pominova, O. L. (2003). Teoriya upravleniya i praktika professional'noj podgotovki specialistov s SSUZah Min-sel'hoza i Prodovol'stviya RF [Management theory and practice of professional training of specialists in the secondary educational institutions of the Ministry of Agriculture and Food of the Russian Federation]: monografiya, St. Petersburg, 354 p. (in Russian).

13. Hirschi, A., & Koen, J. (2021). "Contemporary career orientations and career self-management: A review and integration", Journal of Vocational Behavior, t. 126, p. 103505 (in Russian).

14. Greenhaus, J. H., Callanan, G. A., & Godshalk, V. M. (2009). Career management, Sage, 491 p. (in Russian).

15. Briscoe, J. P., & Hall, D. T. (2006). "The interplay of boundaryless and protean careers: Combinations and implications", Journal of vocational behavior, t. 69, No. 1, pp. 4-18 (in English).

16. Mogilevkin, E. A., & Novgorodov, A. S. (2011). "Issledovanie vedushchih motivov kar'ernogo samoopredeleniya u studentov vuza" [Study of the leading motives for career self-determination among university students], Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa, № 1 (10), pp. 61-78 (in English).

17. Fomina, S., Tikhonova, E., Kvitkovskaya, A., & Khorokhorina, G. (2018). "Development of an individual educational route for a student as a tool for a new educational landscape", 11th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 12-14 Nov2018, Seville, Spain, pp. 4203-4211. DOI 10.21125/iceri.2018.1927 (in English).

18. Veretennikova, V. B. (2022). "Individual'nye obrazovatel'nye traektorii prakticheskoj podgotovki studentov - bu-dushchih pedagogov kak sredstvo formirovaniya professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti" [Individual educational trajectories of practical training of students - future teachers as a means of building professional and pedagogical competency], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 3 (166), pp. 66-76 (in Russian).

19. Klieba, A. I. et al. (2020). "Construction of an Individual Educational Trajectory as a Way to Reveal the Personal and Professional Potential of a Future Teacher", International Journal of Higher Education, t. 9, No. 7, pp. 73-83(in English).

20. Veretennikova, V. B., Urazova, E. S., & Shikhova, O. F. (2020). "The Bases for Projecting Individual Educational Trajectories of Future Teachers", ARPHA Proceedings, t. 3, p. 2695 (in English).

21. Zeer, E. F., & Simanyuk, E. E. (2014). "Individual'nye obrazovatel'nye puti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya" [Individual educational trajectories in the system of continuing education], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 3, pp. 74-82 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.