Научная статья на тему 'Взаимосвязь представлений о себе с карьерными ориентациями будущих педагогов'

Взаимосвязь представлений о себе с карьерными ориентациями будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАРЬЕРНЫЕ ЯКОРЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПОЗНАНИЕ / CAREER ORIENTATIONS / SELF-IMAGE / AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE / CAREER ANCHORS / PROFESSIONAL SELF-AWARENESS / PROFESSIONAL SELF-KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайко Яна Витальевна

Обоснование. Представления о себе и карьерные ориентации определяют становление и развитие будущего педагога в ходе карьерного продвижения и профессиональной социализации. На протяжении периода обучения в вузе происходит формирование и развитие карьерных ориентаций, а также изменяются представления о себе у будущих педагогов, они становятся всё более устойчивыми и конкретными. От уверенности в себе и полноты представлений о своих карьерных ориентациях во многом зависит эффективность планирования карьеры педагогического работника, его удовлетворенность профессиональной деятельностью, поступательность профессионально-личностного развития. Цель исследования: выявить взаимосвязи между представлениями о себе и карьерными ориентациями будущих педагогов. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 162 студента Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета в возрасте от 17 до 24 лет. Основу исследования составили методики: «Якоря карьеры» (Э. Шейн), определяющие карьерные ориентации личности; смысложизненные ориентации (Д.А. Леонтьев), позволяющие оценить степень убеждённости испытуемого в способности контролировать собственную жизнь и управлять ею. Для определения взаимосвязи между двумя переменными применялся коэффициент корреляции Пирсона с использованием пакета статистических программ SPSS Statistics v. 22. Результаты. Установлено, что между представлениями о себе и карьерными ориентациями имеются значимые связи. Выявлены зависимости между двумя карьерными ориентациями («служение», «вызов») с представлениями о себе («Я хозяин жизни», «Я управляю жизнью»), характеризующиеся способностью оказывать влияние на жизнь педагога. Определены доминирующие («стабильность работы», «служение» и «интеграция стилей жизни») и слабо выраженные («стабильность места жительства») карьерные ориентации будущих педагогов. Показано, что у будущих педагогов выражено желание формировать себя как специалиста, передавать своим ученикам накопленный опыт, знания, воплощать в работе свои общечеловеческие, духовно-нравственные ценности и идеи. Студенты убеждены, что смогут принимать правильные решения и справляться с любыми профессиональными трудностями. Заключение. Представления о себе в значительной степени обусловливают постановку целей и ценности будущего педагога в сфере образовательной деятельности, детерминируя смысловую сторону карьерных ориентаций, а степень осмысления ведущих карьерных ориентаций влияет на личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения, на их представления о себе. Получая образование, будущие педагоги стремятся к саморазвитию и самореализации в рамках «горизонтальной карьеры» и проявляют ориентацию на служение людям и обществу, что подтверждает необходимость поддерживать и развивать аутопсихологическую компетентность будущих педагогов в образовательном процессе педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN SELF-PERCEPTIONS AND CAREER ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS

Self-image and career orientations determine the formation and development of the future teacher as part of career advancement and professional socialization. During university studies there is a formation and development of career orientations, as well as a change of self-perception in future teachers. By understanding the prospects for career advancement and comparing them with educational opportunities and abilities, the future teacher can successfully direct self-development at achieving career goals. The effectiveness of career planning of a teacher depends largely on his/her self-confidence and ideas about career orientations, his/her satisfaction with professional activity, the consistency of professional and personal development. Aim. The purpose of the article is to identify the relationship between self-image and career orientations of future teachers. Materials and methods. The study involved 162 students of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University aged from 17 to 24 years. The study was based on two methods: “Career Anchors” (E. Shane), which determine the career orientations of a person; life-orientation (D.A. Leontiev), allowing to assess the degree of conviction of the subject in the ability to control his/her own life. To determine the relationship between the two variables, the Pearson correlation coefficient was used with SPSS Statistics v. 22. Results: an empirical study conducted on a sample of future teachers (n = 162) showed that there were significant correlations between self-perception and career orientations. Dependencies between two career orientations (“service”, “challenge”) with self-image (“The master of life”, “I control my life”), characterized by the ability to influence the life of the teacher, were revealed. The dominant (“work stability”, “service” and “integration of lifestyles”) and weakly expressed (“residence stability”) career orientations of future teachers were determined. It is shown that future teachers expressed a desire to shape themselves as a specialist, to transfer their experience and knowledge to their students, to embody their universal human, spiritual and moral values and ideas in their work. Students were convinced that they would be able to make the right decisions and cope with any professional difficulties. Conclusion. The results allow us to conclude that there are significant correlations between self-perceptions and career orientations in future teachers. Self-image largely determines the goals and values of the future teacher in the field of educational activities. Self-perception determines the semantic side of career orientations, while the degree of understanding of the leading career orientations affects the personal and professional development of students during training, as well as their ideas about themselves. By receiving education, future teachers strive for self-development and self-realization in the framework of “horizontal career” and clearly demonstrate their willingness to serve people and society, which confirms the need to support and develop the autopsychological competence of future teachers.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь представлений о себе с карьерными ориентациями будущих педагогов»

Педагогическая психология

УДК 159.962.7:378

DOI: 10.14529/jpps190406

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ С КАРЬЕРНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Я.В. Сайко

Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск, Россия

Обоснование. Представления о себе и карьерные ориентации определяют становление и развитие будущего педагога в ходе карьерного продвижения и профессиональной социализации. На протяжении периода обучения в вузе происходит формирование и развитие карьерных ориентаций, а также изменяются представления о себе у будущих педагогов, они становятся всё более устойчивыми и конкретными. От уверенности в себе и полноты представлений о своих карьерных ориентациях во многом зависит эффективность планирования карьеры педагогического работника, его удовлетворенность профессиональной деятельностью, поступательность профессионально-личностного развития. Цель исследования: выявить взаимосвязи между представлениями о себе и карьерными ориентациями будущих педагогов. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 162 студента Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета в возрасте от 17 до 24 лет. Основу исследования составили методики: «Якоря карьеры» (Э. Шейн), определяющие карьерные ориентации личности; смысложизненные ориентации (Д.А. Леонтьев), позволяющие оценить степень убеждённости испытуемого в способности контролировать собственную жизнь и управлять ею. Для определения взаимосвязи между двумя переменными применялся коэффициент корреляции Пирсона с использованием пакета статистических программ SPSS Statistics v. 22. Результаты. Установлено, что между представлениями о себе и карьерными ориентациями имеются значимые связи. Выявлены зависимости между двумя карьерными ориентациями («служение», «вызов») с представлениями о себе («Я - хозяин жизни», «Я - управляю жизнью»), характеризующиеся способностью оказывать влияние на жизнь педагога. Определены доминирующие («стабильность работы», «служение» и «интеграция стилей жизни») и слабо выраженные («стабильность места жительства») карьерные ориентации будущих педагогов. Показано, что у будущих педагогов выражено желание формировать себя как специалиста, передавать своим ученикам накопленный опыт, знания, воплощать в работе свои общечеловеческие, духовно-нравственные ценности и идеи. Студенты убеждены, что смогут принимать правильные решения и справляться с любыми профессиональными трудностями. Заключение. Представления о себе в значительной степени обусловливают постановку целей и ценности будущего педагога в сфере образовательной деятельности, детерминируя смысловую сторону карьерных ориентаций, а степень осмысления ведущих карьерных ориентаций влияет на личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения, на их представления о себе. Получая образование, будущие педагоги стремятся к саморазвитию и самореализации в рамках «горизонтальной карьеры» и проявляют ориентацию на служение людям и обществу, что подтверждает необходимость поддерживать и развивать аутопсихологиче-скую компетентность будущих педагогов в образовательном процессе педагогического вуза.

Ключевые слова: карьерные ориентации, представления о себе, аутопсихологическая компетентность, карьерные якоря, профессиональное самосознание, профессиональное самопознание.

Важнейшей детерминантой выбора жизненного пути, определяющей карьерные ориентации человека, являются сформированные представления личности о себе, своих способностях и возможностях. Представления о

Введение

себе у каждого студента индивидуальны, зависят от его опыта, окружающих обстоятельств и могут изменяться со временем, регулируя личностное развитие. От них зависит формирование механизмов самопознания и саморазвития. К тому же успешность челове-

ческой деятельности обусловлена тем, насколько полно и точно представления соответствуют реальности (Берн, 2006). В связи с этим важно знать смысложизненные и карьерные ориентации студентов, чтобы в дальнейшем можно было помочь им определиться в карьерных предпочтениях и способах профессиональной реализации. Как справедливо подметила Е.А. Кольцова, профессиональная реализация личности - это одно из наиболее значимых условий, которое оказывает влияние на общую удовлетворенность от собственной жизни (Кольцова, 2012).

Следует отметить, что важнейшую роль в формировании эффективных стратегий карьерного и жизненного развития играет аутоп-сихологическая компетентность. Аутопсихо-логическая компетентность - это сформировавшаяся совокупность знаний человека о себе как о личности, своего темперамента, своих карьерных ориентаций, особенностей своих психических процессов (внимание, память, мышление), своеобразия характера, выносливости в пиковых нагрузках, чтобы умело компенсировать свои слабые стороны и эффективно разрабатывать стратегии по самосовершенствованию путём активизации своих сильных черт личности. Это становится возможным только при сознательном регулировании человеком своего поведения, деятельности и надлежащем уровне собственной осознанности (Белокурова, 2017).

Необходимо подчеркнуть, что представления о себе являются частью аутопсихологи-ческой компетентности, обеспечивающей наиболее оптимальную модель самоорганизации собственной жизни и профессиональной деятельности. Представления о себе выступают в качестве управляющей инстанции, и поэтому будущему учителю важно понимать себя, свою педагогическую деятельность, чтобы стать мастером в своём деле. Чем больше студент познаёт себя, тем реалистичнее сформируются у него представления о своём дальнейшем жизненном пути и он будет стремиться к расширению собственных возможностей.

В настоящее время является важным и актуальным исследование представлений о себе и карьерных ориентациях студентов вуза, так как именно в этот период личность выстраивает траекторию своего профессионального будущего и начинает осознавать верность выбранной профессии. Карьера рас-

сматривается с нескольких позиций: с одной позиции - как модель социального роста (вертикальная карьера) и с другой позиции - как процесс воплощения личностных возможностей, способностей человека в его профессиональной активности (горизонтальная карьера).

Значительный вклад в исследование карьерных установок внёс Э. Шейн, а его методика (тест «Якоря карьеры») была адаптирована В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой для российской выборки и обрела широкое использование в практике (Чикер, 2004).

Карьера рассматривается как инструмент раскрытия потенциала и потенциальных возможностей личности, а «карьерные якоря» -это приоритетные ценности, они показывают, что для человека является самым важным в профессии. По «якорям» можно предположить, какой именно вид карьеры характерен для человека в зависимости от его личностных особенностей. Для педагогов ведущей карьерной ориентацией будет являться служение людям, так как профессия носит гуманистический характер, основана на взаимодействии «человек - человек». Основными ценностями для данной ориентации выступают: работа во благо общества, безвозмездная помощь окружающим, желание изменить мир в лучшую сторону. Реализовать данные ценности можно посредством воспитания подрастающего поколения в современных условиях образовательной системы (Полянская, 2014).

Период построения карьеры как очень сложный процесс, состоящий из этапов, периодически ставит человека перед выбором того или иного пути и имеет в качестве фундамента Я-концепцию (Пряжников, 2008). Я-концепция может со временем изменяться, обогащаться под воздействием жизненного опыта, обеспечивая относительную стабильность внутреннего мира человека. От её реалистичности зависит реализация целей личности.

В наше время человеку приходится управлять карьерой, быть ответственным, так как конкуренция на рынке труда имеет жесткий характер, и за человека никто не сделает его работу. При этом происходит обогащение психики за счёт развития личности и её духовных ценностей. В свою очередь, не любая деятельность обогащает человека, она, наоборот, может привести к деформации. В то же время многое зависит от самой личности, от её мотивации, готовности к профессиональному росту и отношению к профессиональ-

Psychology. Psychophysiology. 2019, vol. 12, по. 4, рр. 55-62

ному труду. Джеймс Хекман, лауреат Нобелевской премии, и его коллеги доказали то, что некогнитивные навыки, такие как сознательность, самоконтроль, настойчивость и решительность, необходимы для достижения успеха на рынке труда, в школе и в обществе в целом (Kautts et al., 2014).

Профессиональное познание определяет профессиональное сознание. По мнению Н.Г. Рукавишниковой1, профессиональное самопознание сформировано на процессе осознания личностью своей ответственности в выборе средств по выполнению профессиональной деятельности, оно аккумулирует принятие правил, миссии, целей и пути развития организации. Таким образом, самопознание - это фиксация своей внутренней позиции по отношению к себе, оно актуализирует у студента жизненные цели, карьерные ориентации, ценности, влияя на направленность в будущее, на степень осознания ближайших и дальних целей профессионального развития.

В своих исследованиях Р.Б. Кинг доказывает возможность прогнозирования образовательных и карьерных результатов через изучение временной ориентации личности. Студенты, которые удовлетворены и вовлечены в процесс обучения, ориентированы на будущее и позитивное прошлое (King, 2016). Установлено, что психологическое благополучие студентов положительно связано с их ориентацией на цель обучения, профессиональную и личностную самореализацию и отрицательно связано с их ориентаций на избегание результатов деятельности (Sosik et al., 2017). Интересен тот факт, что организация влияет на то, как личность воспринимает своё будущее: как время возможностей и развития или как время препятствий и ограничений (Korff et al., 2017).

Таким образом, можно утверждать, что сформированная у будущих педагогов аутоп-сихологическая компетентность на основе представлений о своих карьерных ориентаци-ях и своих ценностных ожиданий от профессиональной деятельности позволит успешно выстроить стратегии профессионального развития и уже на этапе обучения в вузе расширить свои образовательные возможности для обеспечения достижения целей профессионально-личностного развития.

1 Рукавишникова, Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 268 с.

Все вышесказанное побудило нас определить цель исследования - выявить взаимосвязи между представлениями о себе и карьерными ориентациями как составляющих аутопсихологической компетентности будущих педагогов.

Выборка исследования

В исследовании приняли участие 162 студента Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета в возрасте от 17 до 24 лет.

Методика исследования

В исследовании применялся тест Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (Леонтьев, 2000). Данный тест включает пять субшкал и состоит из утверждений, которые показывают альтернативные варианты отношения личности к жизни. Учтены следующие шкалы:

1) шкала «локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)» - характеризует мнение о себе как о достаточно сильной личности, способной самостоятельно делать нужный ей выбор;

2) шкала «локус контроля - жизнь или управляемость жизни» - отражает уверенность человека в том, что он сам контролирует свою жизнь, принимает решения и воплощает задуманное.

В работе была использована методика Э. Шейна «Якоря карьеры» (Чикер, 2004), в которой выделено восемь карьерных «якорей»: профессиональная компетентность, менеджмент, стабильность работы и стабильность места жительства, служение, интеграция стилей жизни, предпринимательство, вызов, автономия.

Для выявления степени взаимосвязи рассматриваемых нами показателей вычислялся коэффициент корреляции Пирсона. Вычисления производились при помощи программы SPSS STATISTICS v. 22.

Результаты исследования

и их обсуждение

Полученные в ходе проведенного исследования результаты представлены ниже.

Анализ результатов, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод о том, что у всех испытуемых показатели смысложизнен-ных ориентаций по шкалам ЛК-Я и ЛК-жизнь находятся в пределах среднего уровня и соответствуют норме. Это указывает на то,

что студенты имеют представления о себе как о сильной личности, способной самостоятельно и правильно принимать любые решения, определяющей собственную жизнь.

Результаты частоты показателей субшкал теста СЖО отображены в табл. 2.

У большинства испытуемых выражены средние показатели, с низким уровнем СЖО

по интересующим нас шкалам выявлено меньшее число студентов (см. табл. 2). Полученные данные вполне объяснимы, так как студенты могут адекватно оценивать свои перспективы при планировании будущего.

В табл. 3 представлены результаты исследования испытуемых по методике диагностики ценностных ориентаций в карьере Э. Шейна.

Таблица 1 Table 1

Средние показатели значений по шкалам СЖО Average values on the scales of sense of life orientations (SLO)

Шкалы СЖО

Курс SLO scales

Year ЛК-Я (балл) LC-I (score) ЛК-жизнь (балл) LC-life (score)

I, II, IV 20,92 30,92

Примечание (нормы по Д.А. Леонтьеву): ЛК - Я [14,73; 22,43], ЛК - ж [22,9; 34,5]. Локус контроля - Я (ЛК-Я), локус контроля - жизнь (ЛК-жизнь).

Note (reference values by D.A. Leontiev): LC - I [14.73; 22.43], LC - life [22.9; 34.5]. Locus of control - I (LC-I), locus of control - life (LC-life).

Таблица 2 Table 2

Степень выраженности показателей по шкалам ЛК-Я, ЛК-Жизнь теста СЖО Severity of indicators on the scales L^I, L^Life (SLO)

Курс I, II, IV Количество студентов с соответствующим уровнем, % Number of students with a corresponding level in %

Year Низкий Cредний Высокий

Low Average High

ЛК-Я LC-I 5 55 40

ЛК-жизнь 8 63 29

LC-Life

Примечание: локус контроля - Я (ЛК-Я), локус контроля - жизнь (ЛК-жизнь). Note: Locus of control - I (LC-I), locus of control - life (LC-Life).

Таблица 3 Table 3

Средние показатели по тесту «Якоря карьеры» Э. Шейна Average values for the test "Career anchors" by E. Shane

Курс Year Карьерные ориентации (якоря) Career orientations (anchors)

ПК PC Мен Mng Авт Aut CP WS CM«: RS Ол SV Выз CH Ж LSI ПР EN

I, II, IV 5,62 6,82 6,98 8,43 4,93 7,92 6,24 7,76 6,03

Примечание: ярко выраженная карьерная ориентация — 7-10 баллов, менее выраженная карьерная ориентация - 1-6 баллов. Профессиональная компетентность (ПК); менеджмент (Мен); автономия (Авт); стабильность места работы (СР); стабильность места жительства (СМЖ); служение (Сл); вызов (Выз); интеграция стилей жизни (ИнСЖ); предпринимательство (Пр).

Note: expressed career orientation - 7-10 scores, less expressed career orientation - 1-6 scores. Professional competence (PC); management (Mng); autonomy (Aut); work stability (WS); residence stability (RS); service (SV); challenge (CH); life style integration (LSI); entrepreneurship (EN).

Psychology. Psychophysiology. 2019, vol. 12, no. 4, pp. 55-62

Сравнение данных, представленных в табл. 3, показывает, что у студентов большинство показателей по карьерным ориентациям не ярко выражены, за исключением таких карьерных ориентаций, как «стабильность работы», «служение» и «интеграция стилей жизни». Такие результаты могут свидетельствовать о том, что для студентов в дальнейшем важна стабильная работа на длительное время, чтобы можно было прогнозировать свои действия и не бояться увольнения. Особенно значимым фактором является возможность реализовать себя в карьере и семье.

Результаты частоты выраженности карьерных ориентаций по методике «Якоря карьеры» Э. Шейна представлены в табл. 4.

Рассматривая данные, представленные в табл. 4, можно сделать вывод о том, что число студентов с ярко выраженными карьерными ориентациями («стабильность работы», «служение» и «интеграция стилей жизни») значительно превышает число студентов с остальными составляющими карьеры. Такой выбор карьерных ориентаций свидетель-

ствует о стремлении будущих выпускников воплощать в работе свои ценности, идеалы, помогая людям, делая мир лучше. Можно сказать, что студенты выбрали профессию учителя в соответствии со своими установками, особенностями представлений о себе.

Полученные данные позволяют считать, что между ЛК-Я, ЛК-Ж, есть положительная значимая связь с карьерной ориентацией «служение» (г = 0,249, г = 0,198 при р < 0,01). Также выявлена значимая связь между ЛК-Ж и карьерной ориентацией «вызов» (г = 0,169 при р < 0,05) (табл. 5). Это означает то, что чем выше показатель ЛК-Я (Я-хозяин своей жизни) и ЛК-Ж (управляемость жизнью), тем больше у будущих учителей выражено стремление помогать людям, передавать своим ученикам накопленный опыт, знания, прививать правильное отношение к миру, развивать и формировать общечеловеческие, духовно-нравственные ценности. Будущий учитель убежден, что он способен воплотить свои идеи в жизнь и сможет справиться с любыми профессиональными трудностями.

Таблица 4 Table 4

Распределение респондентов по степени выраженности карьерных ориентаций (%) Distribution of respondents by degree of career orientations (%)

Степень выраженности ПК Мен Авт СР СМЖ Сл Выз ИнСЖ ПР

Degree PC Mng Aut WS RS SV CH LSI EN

«Ярко» Expressed 23 48 49 86 22 76 35 80 35

«Менее выражены» Less expressed 77 52 51 14 78 24 65 20 65

Примечание. Здесь и далее: профессиональная компетентность (ПК); менеджмент (Мен); автономия (Авт); стабильность места работы (СР); стабильность места жительства (СМЖ); служение (Сл); вызов (Выз); интеграция стилей жизни (ИнСЖ) предпринимательство (Пр).

Note: Professional competence (PC); management (Mng); autonomy (Aut); work stability (WS); residence stability (RS); service (SV); challenge (CH); life style integration (LSI); entrepreneurship (EN).

Таблица 5 Table 5

Взаимосвязь (коэффициенты корреляции) представлений о себе с карьерными ориентациями будущих педагогов Relationship (correlation coefficients) between self-image and career orientations of future teachers

Шкала ПК Мен Авт СР СМЖ Сл Выз ИнСЖ ПР

Scale PC Mng Aut WS RS SV CH LSI EN

ЛК-Я LC-I -,029 ,717 162 ,127 ,106 ,162 -,066 ,407 162 -,098 ,215 162 -,111 ,159 162 ,249** ,001 162 ,169* ,031 162 ,040 ,609 162 ,079 ,317 162

ЛК-Ж LC-Life -,009 ,906 162 ,059 ,455 162 -,054 ,492 162 -,065 ,408 162 -,075 ,344 162 ,198* ,011 162 ,134 ,089 162 ,044 ,576 162 ,112 ,156 162

Примечание: ** - корреляция значима на уровне 0,01, * - корреляция значима на уровне 0,05. Note: ** - correlation is significant at the level of 0.01, * - correlation is significant at the level of 0.05.

Корреляционный анализ не выявил значимых связей между данными представлений о себе с семью «карьерными якорями» («профессиональная компетентность», «стабильность места работы и места жительства», «предпринимательство», «интеграция стилей жизни», «автономия», «менеджмент»). Это говорит о том, что для будущих учителей стремление к гармонии между личной жизнью и работой не является важным условием реализации себя, своего потенциала. С одной стороны, эти студенты ориентированы на «горизонтальную» карьеру: для них важно развитие себя как специалиста, а не как управленца (продвижение по карьерной лестнице). С другой стороны, студентам нужно развивать профессиональную компетентность, выражающуюся в готовности осуществлять высококвалифицированную педагогическую деятельность. Будущие педагоги готовы соблюдать правила и режим работы. Очевидно, что не все студенты осознают свои карьерные ориентации, что находит отражение в полученных результатах. Это можно объяснять возрастными особенностями обучающихся.

Заключение

Таким образом, полученные результаты указывают на то, что между представлениями о себе и карьерными ориентациями будущих педагогов есть взаимосвязь. Установлено, что две карьерные ориентации («служение», «вызов») имеют значимые взаимосвязи с представлениями о себе («Я - хозяин жизни», «Я - управляю жизнью»), характеризующиеся способностью влиять на ход собственной жизни. Что касается оставшихся семи карьерных ориента-ций, то с ними значимых связей не наблюдается. Таким образом, можно утверждать, что представления о себе в значительной степени обуславливают постановку целей и ценности будущего педагога в сфере образовательной деятельности, детерминируют смысловую сторону карьерных ориентаций, а степень осмысления ведущих карьерных ориентаций влияет на личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения, на их представления о себе. Получая образование, будущие педагоги стремятся к саморазвитию и самореализации в рамках «горизонтальной карьеры» и ярко проявляют ориентацию на служение людям и обществу, что подтверждает необходимость в образовательном процессе педагогического вуза поддерживать и развивать аутопсихологиче-скую компетентность будущих педагогов.

Литература

1. Белокурова, М. Акме и развитие индивидуальности человека [Электронный ресурс] / М. Белокурова // Тренинговый центр Тертон. -

http://www. terton. ru/biblioteka/akme-i-razvitie-individualnosti-cheloveka.htm (дата обращения: 26.09.2019).

2. Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Э. Берн. - М.: Попурри, 2006. - 528 с.

3. Кольцова, Е.А. Взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и карьерными ориентациями личности / Е.А. Кольцова // Организационная психология. - 2012. - Т. 2, № 4. - С. 59-67.

4. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизнен-ных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

5. Полянская, Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи / Е.Н. Полянская // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - https://science-education.ru/ru/article/view?id=12457 (дата обращения: 26.09.2019).

6. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. - М. : Академия, 2008. - 117.

7. Чикер, В.А. Психологическая диагностика организации и персонала / В.А. Чикер. -СПб.: Речь, 2004. - 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kautts, T. Fostering and Measuring Skills: Improving Cognitive and Non-cognitive Skills to Promote Lifetime Success / T. Kautts, D. Khekman, R. Diris et al. // OECD Education Working, OECD Publishing. - 2014. - № 110. 86p. DOI: 10.1787/5jxsr7vr78f7-en

9. King, R.B. Does your approach to time matter for your learning? The role of time perspectives on engagement and achievement / R.B. King // Educational Psychology. - 2016. -Vol. 36, Is. 7. - P. 1264-1284. DOI: 10.1080/01443410.2015.1045835.

10. Korff, J. Human resource management systems and work attitudes: the mediating role of future time perspective / J. Korff, T. Biemann, S.C. Voelpel // Journal of Organizational Behavior. - 2017. - Vol. 38, Is. 1. - P. 45-67. DOI: 10.1002/job.2110.

11. Sosik, J.J. Relationships between psychological wellbeing of Thai college students, goal orientations, and gender / J.J. Sosik, J.U. Chun, R. Koul // Psychology in the Schools. - 2017. - Vol. 54, Is. 7. - P. 703-717. DOI: 10.1002/pits.22024.

Psychology. Psychophysiology. 2019, vol. 12, no. 4, pp. 55-62

Сайко Яна Витальевна, преподаватель кафедры биологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск), [email protected], ORCID: 0000-0003-4472-5508

Поступила в редакцию 28 октября 2019 г.

DOI: 10.14529/jpps190406

RELATIONSHIP BETWEEN SELF-PERCEPTIONS AND CAREER ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS

Ya.V. Saiko, [email protected], ORCID: 0000-0003-4472-5508 South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation

Self-image and career orientations determine the formation and development of the future teacher as part of career advancement and professional socialization. During university studies there is a formation and development of career orientations, as well as a change of self-perception in future teachers. By understanding the prospects for career advancement and comparing them with educational opportunities and abilities, the future teacher can successfully direct self-development at achieving career goals. The effectiveness of career planning of a teacher depends largely on his/her self-confidence and ideas about career orientations, his/her satisfaction with professional activity, the consistency of professional and personal development. Aim. The purpose of the article is to identify the relationship between self-image and career orientations of future teachers. Materials and methods. The study involved 162 students of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University aged from 17 to 24 years. The study was based on two methods: "Career Anchors" (E. Shane), which determine the career orientations of a person; life-orientation (D.A. Leontiev), allowing to assess the degree of conviction of the subject in the ability to control his/her own life. To determine the relationship between the two variables, the Pearson correlation coefficient was used with SPSS Statistics v. 22. Results: an empirical study conducted on a sample of future teachers (n = 162) showed that there were significant correlations between self-perception and career orientations. Dependencies between two career orientations ("service", "challenge") with self-image ("The master of life", "I control my life"), characterized by the ability to influence the life of the teacher, were revealed. The dominant ("work stability", "service" and "integration of lifestyles") and weakly expressed ("residence stability") career orientations of future teachers were determined. It is shown that future teachers expressed a desire to shape themselves as a specialist, to transfer their experience and knowledge to their students, to embody their universal human, spiritual and moral values and ideas in their work. Students were convinced that they would be able to make the right decisions and cope with any professional difficulties. Conclusion. The results allow us to conclude that there are significant correlations between self-perceptions and career orientations in future teachers. Self-image largely determines the goals and values of the future teacher in the field of educational activities. Self-perception determines the semantic side of career orientations, while the degree of understanding of the leading career orientations affects the personal and professional development of students during training, as well as their ideas about themselves. By receiving education, future teachers strive for self-development and self-realization in the framework of "horizontal career" and clearly demonstrate their willingness to serve people and society, which confirms the need to support and develop the autopsychological competence of future teachers.

Keywords: career orientations, self-image, autopsychological competence, career anchors, professional self-awareness, professional self-knowledge.

References

1. Belokurova M. Akme i razvitie individual'nosti cheloveka [Acme and personality evolution]. Training center Terton, URL: http://www.terton.ru/biblioteka/akme-i-razvitie-individualnosti-cheloveka.htm(accessed 26.10.2019). (in Russ.).

2. Burn E. Vvedenie v psikhiatriyu i psikhoanaliz dlya neposvyashchennykh [Introduction to psychiatry and psychoanalysis for uninitiated]. Moscow, Poppury, 2006, 528 p. (in Russ.)

3. Koltsova, E.A. [Relationship between life satisfaction and career orientations]. Organizatsion-naya psikhologiya [Organizational Psychology], 2012, vol. 2, no. 4, pp. 59-67. (in Russ.)

4. Leontyev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsii [Life value orientation test]. Moscow, Smysl, 2000. 18 p. (in Russ.)

5. Polyanskaya E.N. [The career preferences of modern russian young people]. Sovremennyeprob-lemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], https://science-education.ru/ru/article/view?id=12457 (accessed: 26.09.2019). (In Russ.)

6. Pryazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika [Career self-determination: theory and practice]. Moscow, Academya, 2008, 117 p. (in Russ.)

7. Chicker V.A. Psikhologicheskaya diagnostika organizatsii i personala [Organization andper-sonnel psychological diagnosis]. St. Petersburg, Rech, 2004, 176 p.

8. Kautts T., Khekman D., Diris R., ter Weel B., Borghans L. Fostering and Measuring Skills: Improving Cognitive and Non-cognitive Skills to Promote Lifetime Success. OECD Education Working, OECD Publishing., 2014. № 110. 86 p. DOI: 10.1787/5jxsr7vr78f7-en

9. King R.B. Does your approach to time matter for your learning? The role of time perspectives on engagement and achievement. Educational Psychology, 2016, vol. 36, is. 7, pp. 1264-1284. DOI: 10.1080/01443410.2015.1045835.

10. Korff J., Biemann T., Voelpel S.C. Human resource management systems and work attitudes: the mediating role of future time perspective. Journal of Organizational Behavior, 2017, vol. 38, is. 1, pp. 45-67. DOI: 10.1002/job.2110.

11. Sosik J.J., Chun J.U., Koul R. Relationships between psychological wellbeing of Thai college students, goal orientations, and gender. Psychology in the Schools, 2017, vol. 54, is. 7, pp. 703-717. DOI: 10.1002/pits.22024.

Received 28 October 2019

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Сайко, Я.В. Взаимосвязь представлений о себе с карьерными ориентациями будущих педагогов / Я.В. Сайко // Психология. Психофизиология. - 2019. -Т. 12, № 4. - С. 55-62. DOI: 10.14529^190406

FOR CITATION

Saiko Ya.V. Relationship Between Self-Perceptions and Career Orientations of Future Teachers. Psychology. Psychophysiology. 2019, vol. 12, no. 4, pp. 55-62. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps190406

Psychology. Psychophysiology. 2019, vol. 12, no. 4, pp. 55-62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.