Научная статья на тему 'КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ "ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ"'

КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ "ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ПЕДАГОГ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипилина Людмила Андреевна

Статья посвящена исследованию карьерных ориентаций студентов 1 курса педагогического вуза. Исследование проводилось в контексте методологии субъектно-деятельностного подхода и теории поколений. Цель статьи: выявление особенностей карьерных ориентаций будущих педагогов - представителей «цифрового поколения» с разным уровнем притязаний. Продиагностированы карьерные ориентации и уровень притязаний первокурсников. Проведен анализ исследовательских материалов, выявлены значимые карьерные ориентации и уровни притязаний будущих педагогов. Установлены отличительные особенности проявления карьерных ориентаций в зависимости от уровня притязаний. Проведен сопоставительный анализ полученных материалов с обобщенной характеристикой поколения Z. На основе анализа и интерпретации полученных данных сделан вывод о слабой выраженности карьерных ориентаций при наличии среднего уровня притязаний. Обоснована актуальность организации образовательной деятельности по профессиональному самоопределению будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS - REPRESENTATIVES OF THE "DIGITAL GENERATION"

The article is devoted to the study of career orientations of 1st-year students of a pedagogical university. The study was conducted in the context of the methodology of the subject-activity approach and the theory of generations. The purpose of the study: to identify the features of career orientations of future teachers - representatives of the "digital generation" with different levels of claims. Career orientations and the level of claims of first-year students were diagnosed. The analysis of research materials is carried out, significant career orientations and levels of claims of future teachers are revealed. The distinctive features of the manifestation of career orientations depending on the level of claims are established. A comparative analysis of the obtained materials with a generalized characteristic of generation Z. Based on the analysis and interpretation of the data obtained, it is concluded that there is a weak expression of career orientations in the presence of an average level of claims. The relevance of the organization of educational activities for the professional self-determination of future teachers is substantiated.

Текст научной работы на тему «КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ "ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ"»

Педагогика

УДК 378.2+316.6

доктор педагогических наук, профессор Шипилина Людмила Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Аннотация. Статья посвящена исследованию карьерных ориентаций студентов 1 курса педагогического вуза. Исследование проводилось в контексте методологии субъектно-деятельностного подхода и теории поколений. Цель статьи: выявление особенностей карьерных ориентаций будущих педагогов - представителей «цифрового поколения» с разным уровнем притязаний. Продиагностированы карьерные ориентации и уровень притязаний первокурсников. Проведен анализ исследовательских материалов, выявлены значимые карьерные ориентации и уровни притязаний будущих педагогов. Установлены отличительные особенности проявления карьерных ориентаций в зависимости от уровня притязаний. Проведен сопоставительный анализ полученных материалов с обобщенной характеристикой поколения Z. На основе анализа и интерпретации полученных данных сделан вывод о слабой выраженности карьерных ориентаций при наличии среднего уровня притязаний. Обоснована актуальность организации образовательной деятельности по профессиональному самоопределению будущих педагогов.

Ключевые слова: будущие педагоги, цифровое поколение, педагог цифрового общества, карьерные ориентации, уровень притязаний, профессиональное самоопределение.

Annоtation. The article is devoted to the study of career orientations of lst-year students of a pedagogical university. The study was conducted in the context of the methodology of the subject-activity approach and the theory of generations. The purpose of the study: to identify the features of career orientations of future teachers - representatives of the "digital generation" with different levels of claims. Career orientations and the level of claims of first-year students were diagnosed. The analysis of research materials is carried out, significant career orientations and levels of claims of future teachers are revealed. The distinctive features of the manifestation of career orientations depending on the level of claims are established. A comparative analysis of the obtained materials with a generalized characteristic of generation Z. Based on the analysis and interpretation of the data obtained, it is concluded that there is a weak expression of career orientations in the presence of an average level of claims. The relevance of the organization of educational activities for the professional self-determination of future teachers is substantiated.

Key words: future teachers, the digital generation, the teacher of the digital society, career orientations, the level of claims, professional self-determination.

Введение. Глобальные перемены характеризуют настоящее время и порождают множество проблем в обществе, среди которых проблемы конкурентоспособности на рынке труда, профессионализации и карьеры становятся актуальными. Особенно остро эти проблемы проявляются «в среде молодых людей, которые все чаще сталкиваются с противоречиями между стремлением достичь успеха в обществе, сделать карьеру в профессии, стать конкурентоспособными и независимыми и неспособностью определить приоритетную сферу в своем профессиональном самоосуществлении» [7, С. 3].

Социальные реформы последних десятилетий, особенно в сфере образования, качественно изменили облик студенческой молодежи, в том числе и будущих педагогов. Современный студент - это носитель новых ценностей, он индивидуалист, рассчитывает на свои силы; его частные интересы превалируют над социально-значимыми; достойная жизнь понимается им как жизнь обеспеченная, прежде всего, материально и финансово [2, 3, 4, 7, 8, 9 и др.]. Ценностный мир молодежи является неисчерпаемой темой для исследователей всех времен, потому что молодежь - это завтрашний день общества. Сегодня проблему ценностей молодежи исследователи все больше связывают с «цифровым поколением» (Z). «...к 2035 году 30% работников будут относится к поколению Z и 17% работников к поколению «альфа», тогда как доля предшествующих поколений и «миллениалов» упадет до 40%» [4, С. 32].

Цифровая трансформация общества коренным образом меняет мир профессий и, в частности, требования к профессии педагога, престиж которой в современном обществе значительно снизился. Педагог цифрового общества должен владеть новыми ролями: учителя-наставника, учителя-координатора, учителя-практика, для реализации которых он должен обладать аналитическими способностями, иметь развитый эмоциональный интеллект, организационные навыки и проектное мышление, быть компетентным в области цифровизации и уметь учиться. Поэтому программа Министерства просвещения России «Учитель будущего поколения России» призвана осуществить полную модернизацию педвузов, включающую не только совершенствование материально-технической базы, но и качественного изменения образовательного процесса, программ дополнительного профессионального образования профессорско-педагогического состава.

Анализ социально-экономических и политических тенденций развития общества и представлений о карьере студентов-будущих педагогов [5, 6, 11 и др.] актуализирует противоречие между требованиями к личности и профессиональной деятельности педагогов, предъявляемыми обществом и государством, и карьерными ориентациями собственно студенческой молодежи. Несмотря на накопленный опыт и значительные результаты изучения карьерных ориентаций студентов считаем, что изучение карьерных ориентаций будущих педагогов - представителей «цифрового поколения» с разным уровнем притязаний является актуальным, выводы которого могут быть направлены на практическую организацию образовательной деятельности, которая бы создавала условия для возникновения потребностей субъектов к самопознанию, их успешной профессионализации.

Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование проводилось весной 2022 г. среди студентов 1 курса бакалавриата, обучающихся в Омском государственном педагогическом университете по направлению «Профессиональное обучение», профиль «Экономика и управление». В исследовании приняли участие студенты очного отделения в количестве 24 человек из 28, обучающихся на данном курсе. Выбор для базы исследования студентов-первокурсников не является случайным, поскольку «карьерные ориентации начинают формироваться на ранних этапах профессионализации в процессе вузовской подготовки; на 4-5 курсе карьерные ориентации студентов проявляются в особенностях постановки карьерных целей и дальнейшем планировании карьеры» [12].

Цель исследования: выявление особенностей карьерных ориентаций будущих педагогов - представителей «цифрового поколения» с разным уровнем притязаний.

Гипотеза исследования основывалась на предположении о существовании специфических характеристик в проявлении карьерных ориентаций будущих педагогов - представителей «цифрового поколения» с разным уровнем притязаний.

Теоретико-методологическими основаниями исследования послужили положения концепции субъектно-деятельностного подхода к профессиональному самоопределению (Е.А. Климов) об осознанном отношении человека к

окружающей действительности. Данный подход позволяет раскрыть связь карьерных ориентаций как ценностного отношения к карьере и уровней притязаний, характеризующих мотивационную сферу человека и отражающих стремление к достижению той цели, которую человек считает для себя достойной;

- теория профессионального самоопределения (Д. Сьюпер, Н.С. Пряжников), согласно которой карьера понимается как процесс профессионального самоопределения, основывающийся на постепенно изменяющейся по мере взросления человека Я-концепции личности;

- теория поколений (Н. Хоув, У. Штраус), в которой поколение рассматривается как социальное явление, которое отличают не только и не столько возраст, сколько общность ценностных ориентаций и степень овладения технологиями.

Кратко представим обобщенную характеристику «цифрового поколения» (Z) в контексте профессионального самоопределения, необходимую нам для последующего анализа результатов исследования: раннее осознание необходимости карьерного роста и здоровья как ценности; стремление к индивидуальности как в работе, так и в своей жизни; клиповое мышление; умение сосредоточиться на главном, если это личностно ценно; способность выполнять несколько заданий одновременно; смещение фокуса на интернет-профессии; желание получить все и сразу, минимизируя усилия; развитое чувство собственной независимости и уникальности; доминирование ценности технологий; склонность к предпринимательству, предпочитают выбирать стартапы, где нет четко выстроенных регламентов; всю нужную информацию получают в интернете, все чаще отвергают школьное и университетское образование, предпочитая самостоятельно получать знания, которые им кажутся интересными; амбициозны и самоуверенны [2, 3, 4, 9 и др.].

В исследовании использовались следующие методики: «Якоря карьеры» (опросник Э. Шейна, переведен и адаптирован В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер), [10, С. 94-100]; опросник уровня притязаний В.К. Гербачевского [10, С. 4-10]. Диагностика карьерных ориентаций и мотивационной структуры личности, отражающей уровни притязаний, позволяют выявить особенности ценностей карьерного развития во взаимосвязи с уровнями притязаний.

При анализе полученных исследовательских данных будем ориентироваться на результаты исследования Н.А. Асташовой [1], согласно которым успешный педагог имеет выраженные карьерные ориентации, которые сочетаются гармонично между собой. Это состояние характеризует значимость для него профессиональной деятельности. По мнению автора, успешным педагогам в большей степени присущи ориентации на профессиональную компетентность, служение и интеграцию стилей жизни.

Результаты исследования карьерных ориентаций первокурсников представлены в таблице 1.

Таблица 1

Карьерные ориентации будущих педагогов (1 курс) (в %)

п/№ _________________________ места распределение выборки исследуемых

1 2 3 4 5 6 7 8

1 менеджмент 4 13 25 4 33 8 8 4

2 проф. компетентность 4 13 25 25 13 8 8 14

3 автономия 4 13 17 42 13 8 4 -

4 служение - 8 21 13 25 21 13 -

5 вызов - - 8 17 17 21 21 17

6 предпринимательство 13 33 17 13 8 28 14 4

7 стабильность 8 17 21 13 13 25 4 -

8 интеграция стилей жизни 75 13 8 4 - - - -

Как показывают данные таблицы 1, для 75% исследовательской выборки значимой (1 место) и 13% (2 место) является карьерная ориентация «Интеграция стилей жизни», что можно расценить как важность сохранения гармонии между личной жизнью и карьерой. Для 13% испытуемых значимой (1 место) и 33% (2 место) также является ориентация на предпринимательство и свидетельствует о готовности рисковать, желании создать свое дело, и нежелании работать на других. Выбор этих карьерных ориентаций наглядно отражает характеристики «цифрового поколения» и в определенной степени позволяет интерпретировать их как характерные для людей помогающих профессий, как желание изменить традиционное образование.

Среди значимых карьерных ориентаций также необходимо отметить «стабильность» (8% - 1 место и 17% - 2 место), что может свидетельствовать о том, что студенты считают важным наличие стабильной работы, позволяющей не бояться увольнения и прогнозировать свои действия. Этот якорь характеризует человека, который склонен перекладывать ответственность за управление карьерой на работодателя. И это уже является характерным для педагогов-традиционалистов и совсем не вписывается в ценности цифрового общества.

Не являются значимыми для выборки в целом такие ориентации как «автономия», и «менеджмент». Т.е., у первокурсников отсутствует потребность быть независимыми, брать ответственность не только за решения других, но и свои собственные.

Такие ориентации как «профессиональная компетентность» (для 4% - 1 место и 13% - 2 место по значимости) и «служение» (отсутствует в 1 выборе, для 8% на 2 месте по значимости) не являются характерными для данной выборки испытуемых.

Изучение мотивационной структуры личности испытуемых и выявление уровня их притязаний позволяет выявить реалистичность карьерных ориентациям первокурсников. Результаты исследования уровня притязаний по значимым карьерным ориентациям представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни притязаний будущих педагогов (1 курс) по значимым карьерным ориентациям (в чел.)

Компоненты мотивационной структуры личности ——— ' Уровни притязаний Интеграция стилей жизни Предпринимательство Стабильность

—— кол-во чел. 18 3 3 8 2 4

1 место 2 место 1 место 2 место 1 место 2 место

1. Внутренний мотив высокий 9 1 - 5 - -

средний 9 1 3 3 1 4

низкий - 1 - - 1 -

2. Познавательный мотив высокий 10 1 1 3 - 3

средний 8 2 2 5 2 1

низкий - - - - - -

3. Мотив избегания высокий 3 - 1 - - -

средний 13 3 1 7 1 3

низкий 3 - 1 1 1 1

4. Состязательный мотив высокий 2 - - 3 1 -

средний 13 3 2 4 1 3

низкий 3 - 1 1 - 1

5. Мотив смены деятельности высокий 3 1 1 1 - -

средний 13 1 2 7 2 3

низкий 2 1 - - - 1

6. Мотив самоуважения высокий 7 - 2 2 - 1

средний 11 3 1 6 2 3

низкий - - - - - -

7. Значимость результатов высокий 1 - - - - -

средний 8 1 2 5 1 -

низкий 9 2 1 3 1 4

8. Сложность задания высокий - - - - - -

средний 1 - - 1 - -

низкий 17 3 3 7 2 4

9. Волевое усилие высокий 1 - - - 1 -

средний 16 2 3 8 1 3

низкий 1 - - - - 1

10. Оценка уровня достигнутых высокий - 1 - - - -

результатов средний 11 1 2 4 2 3

низкий 8 1 1 4 - 1

11. Оценка своего потенциала высокий 9 - 1 3 - 1

средний 9 2 2 5 2 3

низкий - 1 - - - -

12. Намеченный уровень мобилизации усилий высокий 12 3 2 3 1 1

средний 6 - 1 5 1 3

низкий - - - - - -

13. Ожидаемый уровень результатов высокий - - - - - -

средний 7 - 1 2 - -

низкий 11 3 2 6 2 4

14. Закономерность результатов высокий 1 1 -

средний 15 3 3 7 2 4

низкий 2 - - - -

15. Инициативность высокий 4 1 1 4 1 -

средний 12 2 2 4 1 3

низкий 2 - - - - 1

По всем ведущим карьерным ориентациям в ядре мотивационной структуры (1-6 компоненты) внутренний и познавательный мотивы, мотив самоуважения имеют высокий и средний уровень, что позволяет сделать вывод о том, что первокурсники увлечены заданиями, они для них привлекательны; они проявляют интерес к результатам своей деятельности; можно предположить, что они способны ставить более сложные задачи в интересной для них деятельности. Т.е., фундамент для реализации карьерных ориентаций имеется. Однако, при этом мотивы состязательный, избегания неудачи и смены деятельности у большинства испытуемых также находятся на среднем уровне, что свидетельствует о присутствующем страхе показать низкий результат и иметь соответствующие последствия; о весьма спокойном отношении студентов к достижениям других и о том, что они не очень будут переживать в ситуации прекращения обучения или смены видов деятельности. Возможно, что это позитивно скажется на реализации ориентаций на гармонию в жизни, стабильность, но вызывает сомнения в перспективности ориентации «предпринимательство».

Анализ мотивационных компонентов, связанных с достижением целей в текущих делах и оценкой своего потенциала (7-11), показывает преобладание среднего уровня выраженности волевых усилий при выполнении заданий, что вполне адекватно соотносится с оценкой своего потенциала (9-11). При этом студенты не мотивированы на выполнение сложных заданий и не придают личностной значимости результатам деятельности (большинство показывает низкий уровень притязаний по компонентам 7-8). Вместе с тем, большинство из них прогнозируют высокий уровень мобилизации своих усилий (12) для получения прогнозируемого низкого уровня результатов (13).

Анализ причинности адекватности/неадекватности (14-15) соответствующей деятельности показывает средний уровень закономерного понимания студентами собственных возможностей в достижении поставленных целей, роли собственной инициативности в этом процессе.

Нами был проведен также сопоставительный анализ карьерных ориентаций и уровня притязаний тех немногих студентов, у которых ориентации «профессиональная компетентность» и «служение», характеризующие успешного педагога, были обозначены как ведущие. Значимых различий в сравнении с результатами по карьерным ориентациям «интеграция стилей жизни», «предпринимательство» и «стабильность» не установлено.

Выводы. Таким образом, анализ исследовательских данных позволяет представить достаточно противоречивый «портрет» будущего педагога - представителя «цифрового поколения» на начальном этапе профессионализации: доминирование карьерной ориентации «интеграция стилей деятельности», что больше характеризует личностную направленность выбора первокурсников, чем профессиональную; проявленное желание заняться предпринимательской деятельностью, иметь стабильное положение, имея средний уровень притязаний по большинству компонентов мотивационной структуры личности и демонстрируя отсутствие мотивации на выполнение сложных заданий и не придавая личной значимости полученным результатам. Т.е. ценности, составляющие суть ведущих карьерных ориентаций первокурсников, находят слабое подтверждение в мотивационной структуре личности и являются на данном этапе карьерного развития в большей степени показателем декларации ценностей общества, чем ценностей личностных, отражают несформированность приоритетов в профессиональном самоопределении.

В целом, анализ карьерных ориентаций и уровня притязаний первокурсников поколения Z свидетельствует о слабой выраженности большинства карьерных ориентаций и малой их значимости для будущей педагогической деятельности, отражает наличие завышенной самооценки своих возможностей (мотив самоуважения) и среднего уровня притязаний для практической реализации карьерных ориентаций.

Несмотря на необходимость расширения экспериментальной базы эмпирического исследования, мы полагаем, что полученные результаты обусловливают целесообразность организации образовательной деятельности в направлении профессионального самоопределения будущих педагогов, которая бы обеспечила формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности и осознанному выбору карьерного развития личности в профессии. Перспективными направлениями в этом плане представляется укрепление связей с работодателями, усиление практикоориентированности обучения, личностно-развивающий подход в организации деятельности по профессионализации будущих педагогов.

Литература:

1. Асташова, Н.А. Ценности педагогической деятельности и карьерные ориентации современного учителя / Н.А. Асташова, О.В. Малькина // Известия Смоленского государственного университета. - 2015. - №2(30). - С. 315-326. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23438472 (дата обращения: 10.07.2022)

2. Богданов, С.И. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодежь в образовательной системе современной России / С.И. Богданов, К.В. Султанов, А.А. Воскресенский // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2018. - №187. - С. 24-30. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36529621 (дата обращения: 10.07. 2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Волкова, Н.В. Особенности карьерной мотивации в контексте теории поколений: результаты эмпирического исследования / Н.В. Волкова, В.А. Чикер // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 8. Менеджмент. - 2016. - Вып. 4. - С. 79-105. - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/osobennosti-kariemoy-motivatsii-v-kontekste-teorii-pokoleniy-rezultaty-empiricheskogo-issledovaniya (дата обращения: 09.07.2022)

4. Грошева, Е.К. Отличительные черты и особенности поколения Z / Е.К. Грошева, А.Д. Чуприна // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2021. - №3(20). - С. 32-34. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47183819 (дата обращения: 10.07.2022)

5. Доронина, Н.Н. Карьерные ориентации студентов вуза / Н.Н. Доронина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - №28(277). - Вып. 36. - С. 179-185. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32278551 (дата обращения: 10.07.2022)

6. Коротаева, А.С. Ценностное отношение к профессии у будущих педагогов: проблемы и пути формирования / А.С. Коротаева // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - №3. - С. 24. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16903875 (дата обращения: 08.07.2022)

7. Митина, Л.М. Профессиональная эволюция и карьерный рост современного человека: системный личностно-развивающий подход / Л.М. Митина // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции / под ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательство «Перо», 2018. - С. 3-6. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=3647422

8. Орлов, А.А. Портрет «сетевой личности» в контексте теории поколений / А.А. Орлов // Педагогика. - 2019. - №10. - С. 5-16. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41264163 (дата обращения: 09.07.2022)

9. Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт) / Т.В. Ермолова, А.В. Литвинов, Н.В. Савицкая, О.К. Логвинова // Современная зарубежная психология. - 2020. - Том 9. - № 4. - С. 89-102. -DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090408 (дата обращения 10.07.2022)

10. Психодиагностика персонала. Методика и тесты: Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента / Сост. Д.Я. Райгородский. - В 2 т. T.2. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. -560 с. - URL: https://booksee.org/book/719453 (дата обращения: 06.05.2022)

11. Сайко, Я.В. Особенности карьерных ориентаций студентов-бакалавров педагогического вуза / Я.В. Сайко // Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №6. - С. 243-251. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25008489 (дата обращения: 10.07.2022)

12. Цариценцева, О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг (монография) / О.П. Цариценцева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - №6. - С. 73-74. -URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=571 (дата обращения: 12.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.