ISSN 2304-120X
ниег
научно-методический электронный журнал
2022, № 04 (апрель)
Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки)
ART 221026
DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11026
УДК 371.132
Соотношение профессиональной идентичности и направленности личности студентов - будущих педагогов
Correlation between professional identity and personal focus of
student teachers
Автор статьи
I
Author of the article
Веретенникова Вероника Борисовна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия
ORCID: 0000-0001-7672-4724 [email protected]
Veronika B. Veretennikova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Pre-School Education, Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia ORCID: 0000-0001-7672-4724 [email protected]
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для
цитирования
For citation
L
Веретенникова В. Б. Соотношение профессиональной идентичности и направленности личности студентов -будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 04. С. 95-110. URL: http://e-koncept.ru/2022/221026.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11026
V. B. Veretennikova, Correlation between professional identity and personal focus of student teachers // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 04. P. 95-110. URL: http://e-kon-cept.ru/2022/211026.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11026
Поступила в редакцию Received 05.02.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.03.22
Принята к публикации Accepted for publication 20.03.22 Опубликована Published 30.04.22
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Веретенникова В. Б., 2022
Аннотация
Социально-экономические вызовы актуализировали проблему повышения качества человеческого потенциала в системе высшего образования, обеспечивающего создание благоприятных условий для индивидуально-личностной системы подготовки будущего педагога на основе взаимодействия с партнерами рынка труда. Решение этой проблемы требует исследования профессиональной идентичности, обеспечивающей успешную самореализацию обучающихся в построении своего будущего в профессионально-педагогической деятельности в процессе формирования профессиональной направленности личности для удовлетворения потребностей в социальном и профессиональном развитии. Целью настоящего исследования является изучение особенностей профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов для активизации процесса формирования профессиональной направленности личности, способствующей самоуправлению и саморазвитию обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям с партнерами рынка труда. Методологическую основу исследования составили основные положения изучения профессиональной идентичности С. К. Бондыревой, У. С. Родыги-ной, Л. Б. Шнейдер и др. Профессиональная направленность личности рассматривалась на основе положений, сформулированных Ю. А. Афонькиной, Т. Л. Мироновой и др. Определение степени развития профессиональной идентичности осуществлялось с использованием опросника У. С. Родыгиной (2007). Уровень сформированности профессиональной направленности диагностировался по методике В. Б. Веретенниковой, О. Ф. Шиховой, Н. В. Телегиной (2021). Обработка полученных данных производилась с помощью лицензионной версии редактора электронных таблиц Microsoft Excel 2010. В результате исследования представлены эмпирические данные по выявлению особенностей профессиональной идентичности студентов в процессе формирования профессиональной направленности как интегративного качества будущего педагога дошкольной организации, представленного системой его доминирующих профессиональных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, которая воплощается в профессиональных намерениях, целях, установках студента и активной деятельности по их достижению в образовательных отношениях. Новизна результатов заключается в возможности построения индивидуализации образования для формирования профессиональной направленности личности студентов за счет удовлетворения их индивидуальных потребностей и запросов, необходимых для самоопределения в профессии.
Ключевые слова
Abstract
Socio-economic challenges have actualized the problem of improving the quality of human potential in the system of higher education, which ensures the favorable conditions for the individual-personal system of training a future teacher based on interaction with labor market partners. The solution to this problem requires the study of professional identity, which ensures the successful self-realization of students in building their careers in professional and pedagogical spheres in the process of forming professional orientation of the individual to meet the needs for social and professional development. Purpose: this work is devoted to the study of the characteristics of the professional identity of student teachers to activate the process of forming professional orientation of the individual, contributing to the self-control and self-development of students according to their individual educational trajectories, together with labor market partners. The main provisions of the of professional identity study by S.K. Bondyreva, U.S. Rodygina, L..B. Schneider and others make the methodological basis of the work. The professional orientation of the person was considered on the basis of the provisions formulated by Yu.A. Afonkina, T.L. Mironova and others. Determination of the degree of professional identity development was carried out with the use of the questionnaire by U.S. Rodygina (2007). The level of professional orientation formation was diagnosed according to the method of V.B. Veretennikova, O.F. Shikhova, N.V. Telegina (2021). The received data were processed using a licensed version of the Microsoft Excel 2010 spreadsheet editor. The study resulted in presentation of empirical data on identifying the characteristics of the professional identity of students in the process of forming professional orientation as an integrative quality of a future teacher of a preschool organization, represented by a system of his/her dominant professional needs, motives, value orientations, which is embodied in the professional intentions, goals, attitudes of the student and active work for their achievement in educational relations. The novelty of the results lies in the possibility of designing individual education to form the professional orientation of students by meeting their individual needs and requests necessary for self-determination in the profession. The experience of the authors in designing individual higher education allows us to build educational and professional work in a new way, as well as successfully implement the variability of education and the formation of a professional orientation, which contribute to building an individual curriculum for students for self-determination at all stages of education at a university, as well as successful adaptation of university graduates to the conditions of their workplace.
Key words
профессиональная идентичность, профессиональная направленность, профессиональное самоопределение, индивидуальная образовательная траектория
professional identity, professional orientation, professional self-determination, individual educational trajectory
Благодарности
Acknowledgements
Автор выражает искреннюю благодарность всем преподавателям и студентам ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», принявшим активное участие в педагогическом эксперименте.
The author expresses her sincere gratitude to all teachers and students of the Kazan (Volga Region) Federal University, who took an active part in the pedagogical experiment.
Введение / Introduction
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», обучение и воспитание в вузе подразумевает организацию деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией в условиях повышения качества жизни для саморазвития и самореализации личности при активном участии самих
обучающихся на основе взаимодействия с партнерами рынка труда. Поэтому перед системой высшего образования стоят определенные задачи. Первая задача связана с освоением в процессе обучения профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций. Вторая задача связана с социализацией студентов по формированию мотивов в профессиональной направленности личности педагогов для будущей педагогической деятельности.
Решение этих задач требует исследования профессиональной направленности личности как интегративного качества будущего педагога дошкольной организации, представленного системой его доминирующих профессиональных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, которая воплощается в профессиональных намерениях, целях, установках студента и активной деятельности по их достижению в образовательных отношениях. При этом интегративным образованием является идентичность личности как организация потребностей индивидуального и социального опыта при выборе целей, ценностных ориентаций, мотивов, установок и т. п. Отсюда делается вывод, что профиль подготовки, а именно направленность образования, задают содержательные характеристики формирования профессиональной идентичности педагогической деятельности в профессиональной общности и структурируют «диапазон маневра в рамках выполняемой и осваиваемой педагогической деятельности» [1]. Это объясняется тем, что профессиональная идентичность является фактором профессионального самоопределения как осознания себя как индивида в данном окружении со значимыми другими в данном обществе, в данной культуре, осознания своей принадлежности к социальной группе [2] будущих педагогов на рынке труда.
Таким образом, особенности профессиональной идентичности неразрывно связаны с уровнем сформированности профессиональной направленности будущих педагогов и ориентированы на самореализацию в профессионально-педагогической деятельности для удовлетворения потребностей в социальном и профессиональном развитии личности.
Цель представленного в статье исследования - выявление особенностей профессиональной идентичности для эффективного формирования профессиональной направленности студентов (по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование»), способствующих самоуправлению и саморазвитию обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям в партнерстве с рынком труда.
Обзор литературы / Literature review
Вопросы формирования профессиональной идентичности студентов в непрерывно изменяющихся условиях реальности приобретают в настоящее время особую важность. Анализ отечественной научно-педагогической литературы выявил труды исследователей, таких как С. К. Бондырева, Е. В. Конева, Ю. П. Поваренков [3-5] и других, посвященные проблеме формирования профессиональной идентичности в процессе обучения в вузе, которая также обеспечивает формирование адекватного представления о профессии, а именно успешного профессионального самоопределения. Так, А. Э. Эмильбекова, Ю. П. Кошелев считают, что профессиональная идентичность студентов гуманитарного вуза является интегративным показателем личностного развития профессионала [6]. Добавим, что в работе Е. Г. Беляковой и И. Г. Захаровой [7] разработана концепция смысловых механизмов профессионального самоопреде-
ления студентов-педагогов, подразумевающая формирование профессиональной идентичности обучающихся и наличие важной составляющей: выстраивания персональной перспективы развития в профессии, а именно образа профессионального будущего. Отметим также: авторы подчеркивают особую значимость контекстных условий при формировании профессиональной идентичности, которые обеспечивают субъективную удовлетворенность личностным квалифицированным развитием в образовательном пространстве вуза.
Зарубежными исследователями Л. Фуско и соавт. [8] отмечается необходимость применения личностно ориентированного подхода, способствующего использованию обучающимися личных ресурсов для своего будущего, учитывающего их индивидуальные особенности, а также потребности общества. Как показывает опыт исследователя М. Шанфро-Дюше [9], конструирование профессиональной идентичности является процессом «созревания» личности. Автор отмечает, что у студента этот процесс начинается во время обучения в вузе и развивается при вступлении в профессионально-педагогическую деятельность, а также когда обучающийся становится специалистом и отождествляет себя с профессией.
Следует отметить, что в работах С. Ф. Аккерман и П. С. Мейера [10], Д. Бейжаард и П. С. Мейера [11], Цзи Хонг, Д. К. Френсис, П. А. Шутца [12], Д. Никель и Д. Циммера [13], М. Зембиласа и Ш. М. Чаббак [14] рассмотрено развитие профессиональной идентичности педагогов в процессе обучения в вузе. Авторы отмечают, что индивидуум проходит индивидуальные процессы развития на протяжении всего периода обучения и педагогическое образование играет ключевую роль в раннем развитии педагога.
При этом профессиональную направленность обучающихся изучали зарубежные ученые Дж. О. Крайтс, А. Маслоу, Д. Сьюпер, Дж. Холланд и другие. В связи с этим исследователи В. Гинзбург, И. Херм и Дж. Холланд отмечали, что профессиональная направленность является процессом развития личности, определяющим ее карьеру и профессиональное поведение [15]. Вместе с тем Д. Сьюпер и А. Рое [16] говорили о том, что профессиональная направленность - это основной фактор профессионального развития индивида, а именно интересы, установки и ценности тесно связаны с профессиональной деятельностью. Здесь же добавим, что профессиональная направленность и наличие профессиональных целевых ориентиров являются основным критерием, позволяющим судить о достижении профессиональной идентичности [17].
При этом профессиональная направленность личности студента является движущей силой профессионального самоопределения, которое включает систему устойчивых свойств обучающегося как настоящего и будущего субъекта труда, определяет его психологический склад, обеспечивает активность по проектированию собственной актуальной профессионально-педагогической деятельности [18]. Также проблема формирования профессиональной направленности личности достаточно подробно рассматривалась Л. Н. Зыбиной, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластениным, В. Д. Шадриковым, В. А. Якуниным [19-21] и другими российскими исследователями. Например, исследователь В. А. Якунин считает, что профессиональная направленность -это обобщенная форма отношения к профессии педагога, состоящая из отдельных локальных оценок субъектом степени личностной значимости профессионально-педагогической деятельности, ее программа и условия реализации [22] в вузе. В связи с этим в работе В. Д. Шадрикова профессиональная направленность рассматривается как система мотивов, побуждающих индивидуума к профессиональному саморазвитию при решении профессиональных задач [23].
В контексте нашего исследования как наиболее близкую к его целям следует отметить работу Т. Л. Мироновой, определяющую профессиональную направленность студентов как отдельные составляющие, обозначающие ее содержание и изменчивую характеристику. Автор характеризует профессиональную направленность как полноту, под которой понимается круг и разнообразие мотивов предпочтения к профессии педагога. У студента с осознанием частных мотивов, связанных с отдельными содержательными и процессуальными характеристиками профессионально-педагогической деятельности, а также с внешними свойствами профессии, формируется избирательное отношение к профессии педагога [24]. В работах Л. А. Головей, Е. А. Климова, Е. М. Ивановой [25, 26] профессиональная направленность рассматривается с учетом источников, механизмов и условий стадий профессионального развития личности посредством участия в социальных процессах. Важно отметить работу Е. М. Ивановой [27], которая указывает на важность профессиональной направленности как системы потребностей, стремлений, интересов и идеалов. Если учесть, что потребности являются фундаментальным свойством личности, то важно рассматривать имеющуюся тенденцию для определения направленности личности при проектировании индивидуальной образовательной траектории, ее отношения к реальности и собственным обязательствам при реализации.
Учитывая специфику нашего исследования, необходимо отметить работу А. С. Назырова [28], который рассматривает профессиональную идентичность как механизм, регулирующий процесс формирования профессионально-педагогической направленности личности успешного педагога. Исследование показало, что профессионально-педагогическая направленность позволяет реализовать целостное образование личности в вузе посредством формирования компонентов профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов. Между тем автор определяет педагогическую направленность как систему отношений личности к профессии, к предмету, к детям и к себе как субъекту профессионально-педагогической деятельности. Поэтому А. С. Назыров определяет профессиональную идентичность как уровень профессионального развития, при котором происходит самоотождествление личности с избранной профессией, с ее социальными и ролевыми функциями, требованиями и задачами.
Обобщая приведенные исследовательские позиции в отечественных и зарубежных источниках, можно сделать вывод, что публикации, посвященные проблеме формирования особенностей профессиональной идентичности, рекомендуют личностно ориентированный подход с направленностью на будущее с использованием личностного потенциала студентов. При этом профессиональная направленность личности будущего педагога формируется в процессе профессионального развития в вузе, определяющего осуществление дальнейшей педагогической деятельности или подготовку к более высокой ступени образования при построении жизненного пути. При этом в имеющихся литературных источниках не изучены эти аспекты с учетом специфики подготовки студентов - будущих педагогов дошкольных организаций.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В предпринятом нами исследовании особенностей профессиональной идентичности и направленности личности студентов - будущих педагогов дошкольных организаций приняли участие 29 студентов бакалавриата первого года обучения Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, средний возраст 17,6 года.
Для исследования профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов был использован опросник у. С. Родыгиной [29], включающий 21 вопрос, на каждый из которых предлагалось пять вариантов шкал ответов: 5 - совершенно согласен; 4 - согласен; 3 - не думал об этом, не знаю; 2 - не согласен; 1 - совершенно не согласен.
В то же время автором профессиональная идентичность личности будущего педагога рассматривается как основа профессионального становления индивидуума, которая показывает степень удовлетворенности избранной профессиональной деятельностью и является средством самореализации и развития. Опросник позволяет выявить биполярные факторы:
1. Эмоции от удовлетворенности/неудовлетворенности потребностей обучающегося в избранной профессии. Для педагогов дошкольных организаций являются набором осознанных и неосознанных потребностей (физиологических, в безопасности и защите, в уважении и признании, социальных и т. д.), которые они удовлетворяют в процессе получения высшего образования и на будущем рабочем месте. Оценивание проводилось по шкалам:
Шкала 1. Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей индивидуума в профессии педагога дошкольного образования.
Шкала 2. Отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением потребностей индивидуума в профессии педагога дошкольного образования.
2. Позиция активного/пассивного отношения обучающегося к приобретаемой профессии. Это является важной составляющей в процессе становления личности студента как субъекта профессиональной деятельности и к себе как к профессионалу.
Шкала 3. Позиция активного отношения обучающегося к приобретаемой профессии.
Шкала 4. Позиция пассивного отношения обучающегося к приобретаемой профессии.
Распределение результатов проводилось студентами - будущими педагогами по шкалам «Осознанная активность» и «Эмоциональное отношение» с разными типами (табл. 1).
Таблица 1
Результаты диагностики (в баллах) студентов - будущих педагогов _по типам профессиональной идентичности_
Шкала «Осознанная активность» Шкала «Эмоциональное отношение»
Преимущественно отрицательные эмоции Нет явного преобладания Преимущественно положительные эмоции
Низкий уровень Тип 1 (6%) Тип 2 (6%) Тип 3 (0%)
Средний уровень Тип 4 (6%) Тип 5 (57%) Тип 6 (8%)
Высокий уровень Тип 7 (0%) Тип 8 (10%) Тип 9 (9%)
Тип 1. Отличается особенностью пассивной позиции и сопровождается отрицательными эмоциями по отношению к будущей профессии. Студенты считают, что выбранная профессия не для них, она не способна удовлетворить их потребности в самореализации.
Тип 2. Обеспечивает пассивную позицию и сопровождается нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. Студенты считают, что вузовского образования им хватит для дальнейшей работы в детском саду. Они не строят определенных планов, что будут делать после окончания педагогического вуза.
Тип 3. Характеризуется положительными эмоциями относительно будущей профессии и большую часть времени занимается будущей профессией, но присутствует пассивное отношение к образовательному процессу.
Тип 4. Является средневыраженной активной позицией и сопровождается отрицательными эмоциями к будущей профессии. Студент отмечает, что педагог дошкольного образования удовлетворяет не все его жизненные запросы и потребности. Но к учебно-профессиональным ситуациям студенты могут ставить профессиональные цели и могут где-то все пускать на самотек.
Тип 5. Для этого необходима средневыраженная активная позиция, сопровождаемая нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. Студенты к учебно-профессиональным ситуациям относятся по-разному, эмоции зависят от различных ситуаций в образовательном процессе.
Тип 6. Определяет средневыраженную активную позицию и сопровождается положительными эмоциями относительно будущей профессии. Студенты считают свою профессию своим призванием и одним из способов самореализации в обществе в будущем.
Тип 7. Основывается на активной позиции и сопровождается отрицательными эмоциями., так как у студента существуют внешние побудители (обязательства, родительское мнение) их активности, помимо самой будущей профессии.
Тип 8. Обеспечивает активную позицию, но сопровождается нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. Студенты активно ставят цели в профессиональной сфере и стремятся их достичь, планируют свою жизнь в профессии педагога дошкольного образования.
Автор отмечает, что шестой и восьмой типы профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов сходны в высоких результатах, так как используют разные стратегии идентификации с опорой на эмоции или осознанность.
Тип 9. В случае педагогов дошкольного образования обеспечивается активной позицией и сопровождается положительными эмоциями по отношению к будущей профессионально-педагогической деятельности. Студенты считают, что профессия педагога удовлетворяет их потребности и запросы, в ней они видят свое призвание и и самореализацию.
Обработка результатов по приведенным шкалам включала определение средних значений (в баллах) и распределение результатов на процентильной шкале.
Для диагностики уровня профессиональной направленности студентов - будущих педагогов использовалась модифицированная методика В. Б. Веретенниковой, О. Ф. Ши-ховой, Н. В. Телегиной [30], включающая 12 утверждений, которые необходимо сравнить между собой (по методу парных сравнений), и подсчитывается сумма всех указанных цифр как результат, определяющий выбор студента. Оценивание проводилось по составляющим профессиональной направленности, представленным на рисунке.
В инструкции к опроснику студентам предлагалось сравнить между собой утверждения (см. табл. 2): сначала первое со вторым; затем с третьим, четвертым и т. д. (по методу парных сравнений). Для этого каждое утверждение необходимо было начинать с фразы «Я хочу...». Результат сравнения, определяющий выбор студента, выражался в колонке 1 цифрой, соответствующей номеру утверждения, или цифрой «0», если студент отвергал это утверждение. После заполнения всех ячеек колонки 1 подсчитывалась и фиксировалась сумма всех указанных там цифр.
§
а §
К
с §
§ к.
а &
О я
* о
<5 и
о
я
я 01 а ю а о
о ° ас й
О;
о
1 о к
Социально-профессиональная направленность
Характеризует интерес студента к профессиональной деятельности педагога и желание проявить индивидуальность в современном педагогическом сообществе: иметь свобод}' выбора средств профессиональной деятельности; необходимость сочетания различных возможностей для реализации творческих способностей в сфере дошкольного образования
Профессионально-личностная направленность
Характеризует желание обучающегося реализоваться в профессии педагога, самосовершенствоваться в учебной и профессиональной деятельности, добиться уважения и признания со стороны преподавателей, одногруппников и других участников образовательного процесса
Профессионально-коммуникативная направленность
Характеризует желание обучающегося стать частью педагогического сообщества и установить доброжелательные образовательные отношения с преподавателями и одногруппниками
9'
& о
и £
в 1> я р. к
ы й й
н о а в
и
Профессионально-педагогическая, направленность
Характеризует потребность студента в обеспечении защиты и безопасности своей учебной деятельности в вузе: комфортная учебная обстановка; гарантия последующего трудоустройства; уверенность в завтрашнем дне: возможность профессионального развития; удобный график учебы и т.п.
Составляющие профессиональной направленности студентов
Таблица 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 Х 1:2 1:3 1:4 1:5 1:6 1:7 1:8 1:9 1:10 1:11 1:12
2 2:1 Х 2:3 2:4 2:5 2:6 2:7 2:8 2:9 2:10 2:11 2:12
Х
Сумма
Для этого каждое утверждение необходимо было начинать с фразы «Я хочу...». Результат сравнения, определяющий выбор студента, выражался в колонке 1 цифрой, соответствующей номеру утверждения, или цифрой «0», если студент отвергал это утверждение. После заполнения всех ячеек колонки 1 подсчитывалась и фиксировалась сумма всех указанных там цифр.
Итоговый результат студента по показателю профессиональной направленности (ПН) в баллах рассчитывается по формуле [31]:
а.1
/х = — 100%, 11
где fx - показатель профессиональной направленности, выраженный в баллах; х -вид профессиональной направленности; а/ - индивидуальный показатель анкеты респондента.
С учетом полученных результатов уровни сформированности составляющих профессиональной направленности: средний - от 0 до 46 баллов; высокий - от 47 до 64 баллов; очень высокий - от 65 до 100 баллов.
При обработке результатов представленные методики определялись в баллах с распределением на процентной шкале и с помощью метода математической статистики - корреляционного анализа, а также для подтверждения достоверности с использованием в расчетах программ Excel.
Результаты исследования / Research results
Результаты опроса студентов по методике у. С. Родыгиной (табл. 3) позволяют выявить позицию преимущественно положительных эмоций по отношению к выбранной профессии.
Таблица 3
Результаты диагностики по шкалам профессиональной идентичности студентов
Шкала «Осознанная активность » Шкала «Эмоциональное отношение»
Преимущественно отрицательные эмоции Нет явного преобладания Преимущественно положительные эмоции
Низкий уровень 27,6% (8 чел.) 6,9% (2 чел.) 0% (0 чел.)
Средний уровень 72,4% (21 чел.) 37,9% (11 чел.) 48,3% (14 чел.)
Высокий уровень 0% (0 чел.) 55,2% (16 чел.) 51,7% (15 чел.)
При этом 48,3% (14 чел.) отмечают, что имеют средневыраженную активную позицию, считают выбранную профессию педагога своим призванием, а также одним из способов самореализации в жизни. Мысли о том, что они будут работать педагогом дошкольного образования, вызывают желание больше времени проводить, занимаясь тем, что связано с профессией. Более того, 57,7% (15 чел.) характеризуются активной позицией, считают, что профессия педагога удовлетворяет их потребности и запросы, что они ставят цели и стараются достичь их, приобретая опыт профессионально-педагогической деятельности. Студенты отмечают, что для решения профессиональных задач, особенно педагогических, необходим жизненный и профессиональный опыт, которого часто просто не хватает, а также помощь и поддержка других людей. Следовательно, очень важно, начиная с первого курса, оказать психолого-педагогическую поддержку будущему педагогу в совместной коллективной деятельности различных социальных групп, которая приведет к позитивным и разделяемым всеми участниками образовательного взаимодействия эффектам, а именно в социальном партнерстве педагогического вуза и работодателями рынка труда.
Результаты коррекционного анализа основных особенностей профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов (табл. 4).
Таблица 4
Матрица взаимосвязи коэффициентов по шкалам профессиональной идентичности
№ Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4
1 1 -0,510 0,756 - 0,238
2 -0,510 1 -0,241 0,152
3 0,756 -0,241 1 -0,161
4 - 0,238 0,152 -0,161 1
Как видно из табл. 4, шкала 3 «Позиция активного отношения будущего педагога к приобретаемой профессии» будет сформирована, если у обучающегося в процессе обучения в вузе будут преобладать положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей к профессии педагога. Это возможно, по нашему мнению, за счет проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося для оказания психолого-педагогической поддержки в процессе обучения в вузе, обеспечивая студенту - будущему педагогу позицию субъекта выбора, объединяющую прошлое, настоящее и будущее его личности [32].
Немаловажным являются результаты индивидуального опроса (табл. 5), где показано распределение положительных ответов студентов на утверждения по шкалам: положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей студента в выбранной профессии, и позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии.
Таблица 5
Распределение положительных ответов будущих педагогов на утверждения,
предусмотренной методикой
Содержание утверждений методики Показатели
2. Мои мысли о будущей карьере в педагога доставляют мне радость 75,86% (22 чел.)
3. Мой интерес к педагогике возник достаточно давно (задолго до поступления в Институт психологии и образования (ИПО) на направление «Педагогическое образование»), и именно он способствовал тому, что я поставил себе цель поступить в ИПО на направление «Педагогическое образование» по профилю «Дошкольное образование» 58, 62% (17 чел.)
4. Профессия педагога для меня - это один из способов самореализации в жизни 89,65% (26 чел.)
5. У меня есть потребность большую часть своего свободного времени проводить, занимаясь педагогикой 41,37% (12 чел.)
7. Я уже давно просчитал все, что мне нужно для того, чтобы работать педагогом 27,58% (8 чел.)
11. Я учусь для того, чтобы работать с детьми дошкольного возраста 72,41% (21 чел.)
12. Есть некоторые вопросы в педагогике, которые до конца мне не ясны, но я знаю, как можно получить интересующую меня информацию 72,41% (21 чел.)
13. Я долго размышлял, взвешивая все «за» и «против», прежде чем сделать свой профессиональный выбор 75,86% (22 чел.)
17. Я очень расстраиваюсь при мысли, что по причине каких-либо обстоятельств не смогу работать педагогом 20,68% (6 чел.)
20. Я могу однозначно утверждать, что работа по профессии педагога - это мое призвание 48,27% (14 чел.)
Полученные данные указывают на то, что у 26 человек (89,65%) профессия педагога является способом самореализации в жизни, а также 22 человека (75,86%) сделали свой осознанный профессиональный выбор до поступления в ИПО. Поэтому важно проектировать индивидуальную образовательную траекторию для самоуправления и саморазвития обучающихся с партнерами - работодателями рынка труда для организации профессионально-образовательного пространства для трудоустройства студентов на этапе завершения вуза.
Результаты опроса студентов по методике В. Б. Веретенниковой, О. Ф. Шиховой, Н. В. Телегиной (см. табл. 6).
Таблица 6
Результаты диагностики профессиональной направленности
студентов
№ Составляющие профессиональной направленности Уровни сформированности профессиональной направленности
Средний Высокий Очень высокий
1. ППН 59% (17 чел.) 31% (9 чел.) 10% (3 чел.)
2. ПКН 48% (14 чел.) 35% (10 чел.) 17% (5 чел.)
3. ПЛН 72% (21 чел.) 28% (8 чел.) 0% (0 чел.)
4. СПН 17% (5 чел.) 24% (7 чел.) 59% (17 чел.)
Примечание. ППН - профессионально-педагогическая направленность, ПКН - профессионально-коммуникативная направленность; ПЛН - профессионально-личностная направленность, СПН - социально-профессиональная направленность.
Согласно представленным в табл. 6 данным, выделены следующие особенности студентов: в начале учебного года преобладает средний уровень профессионально-педагогической направленности (59%, 17 чел.) и профессионально-личностной направленности (72%, 21 чел.). Стоит отметить, что полученные результаты отражают достаточно высокую познавательную активность студентов в процессе обучения, их желание повысить свой уровень знаний, умений, компетенций, познать что-то новое и ранее неизведанное для признания себя как педагога системы дошкольного образования. Можно отметить также, что у современной молодежи изменилось направление вектора жизненных ориентаций: от социальной составляющей ко все более индивидуальной, связанной с личностным выбором жизненных стратегий.
Вместе с тем необходимо рассмотреть отношения в распределении индивидуальных показателей по составляющим профессиональной направленности (табл. 7).
Таблица 7
Индивидуальные результаты ответов студентов на утверждения методики (%)
№ Содержание утверждений методики Я хочу... Показатели
1 Добиться признания и уважения со стороны преподавателей и одно-группников 13,7% (4 чел.)
2 Иметь теплые отношения с преподавателями и одногруппниками 34,4% (10 чел.)
3 Обеспечить себе будущее после окончания вуза как специалиста в сфере дошкольного образования 41,3% (12 чел.)
4 Чувствовать поддержку и одобрение преподавателей и одногруппни-ков 25,5% (8 чел.)
5 Упрочить свое положение в получении высшего образования по профилю «Дошкольное образование» с соблюдением требований вуза 24,1% (7 чел.)
6 Развить творческие способности для самореализации в будущей профессиональной деятельности в системе дошкольного образования после окончания вуза 58,6% (17 чел.)
7 Повысить уровень мастерства и компетентности для признания себя как педагога системы дошкольного образования 65,5% (19 чел.)
8 Избегать неприятностей при получении высшего образования 41,3% (12 чел.)
9 Стремиться к новому и неизведанному в процессе обучения профессии 68,9% (20 чел.)
10 Обеспечить себе влиятельное положение среди окружающих 25,5% (8 чел.)
11 Заниматься делом, требующим полной отдачи и связанным со сферой дошкольного образования 51,7% (15 чел.)
12 Быть понятым другими в образовательных отношениях 37,9% (11 чел.)
По индивидуальным показателям выявлен большой процент по составляющей социально-профессиональной направленности (68,9%, 20 чел.). У обучающихся проявляется желание поближе познакомиться с содержанием приобретаемого образования, связанного со сферой дошкольного образования, а также желание заниматься тем, что с ним связано, с самореализацией в будущей профессиональной деятельности.
Важно отметить, что составляющие профессионально-личностной направленности (65,5%, 19 чел.) определяются желанием у студентов повысить уровень знаний, умений, компетенций в познании всего нового, неизведанного в процессе обучения, а именно признания себя как педагога системы дошкольного образования. Это, по нашим наблюдениям, связано с их желанием получить диплом, в котором они видят смысл своего образования и возможность самореализации, карьерного роста в будущей профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на эти факты, так как представленные цели и жизненные стратегии студентов подтверждаются и другими исследованиями [33].
Результаты коррекционного анализа составляющих сформированности профессиональной направленности студентов представлены ниже (табл. 8).
Таблица 8
Матрица взаимосвязи коэффициентов корреляции по составляющим профессиональной направленности
№ ППН ПКН ПЛН СПН
1 1 0,098 -0,437 -0,481
2 0,098 1 -0,533 -0,680
3 -0,437 -0,533 1 0,116
4 -0,481 -0,680 0,116 1
Обнаружено, что социально-профессиональная направленность студентов будет сформирована, если будет сформирована профессионально-коммуникативная направленность в образовательных отношениях с субъектами образовательного процесса при обучении в вузе. Поэтому необходимо в вузе обеспечить студенту - будущему педагогу процесс проектирования индивидуальной образовательной траектории, отражающей цели и ценности высшего образования и собственного образования, предметную направленность, образовательные интересы и необходимость сочетания их с потребностями общества [34] на рынке труда.
Индивидуализация обучения включает природные задатки и склонности обучающихся, учет которых, на наш взгляд, позволит разработать учебно-методическое сопровождение по управлению карьерными и образовательными стратегиями с партнерами-работодателями в контексте реализации каждым студентом своей траектории личностно-индивидуального и профессионального развития для организации профессионально-образовательного пространства [35] заинтересованных сторон в вузе.
По результатам представленного исследования можно сделать вывод, что профессиональная идентичность позволяет при проектировании индивидуальной образовательной траектории осуществить поиск себя и своего самоопределения, самоосмысления и самопонимания. При этом профессиональная направленность закладывает основу проектирования будущей профессионально-педагогической деятельности с учетом иерархии мотивов и потребностей студента, способствует постановке целей в учебной деятельности и раскрывает индивидуально-психологические особенности по отношению к себе, к предметному миру, к другим людям и к обществу. Кроме того, индивидуальная образовательная траектория [36] способствует соотнесению себя с
системой дошкольного образования в образовательных отношениях и действиях, открытию для себя жизненно важных ценностей. Под социальным партнерством понимаются образовательные отношения студента - будущего педагога в вузе при соблюдении интересов всех сторон, академического сообщества и образовательные запросы, интересы самих студентов, что обеспечивает им возможность целенаправленного выбора индивидуального пути в партнерстве с рынком труда.
Заключение / Conclusion
Анализ результатов качественного исследования позволил выявить особенности профессиональной подготовки. Во-первых, в этом плане важность учета особенностей профессиональной идентичности в вузе в процессе самостроения себя как будущего педагога определяет потенциал отношений к профессионально-педагогической деятельности. Во-вторых, определение уровня сформированности профессиональной направленности студента, от которого зависит процесс освоения знаний, умений, навыков и компетенций, что является чрезвычайно значимым в профессионально-педагогической деятельности и, шире, в жизнедеятельности индивидуума, оказывает непосредственное влияние на отношение к себе, к другим людям, к организации своей жизнедеятельности в будущем.
При этом важно понимать, что целенаправленная психолого-педагогическая поддержка в организованном социальном партнерстве в рамках индивидуальных образовательных траекторий позволит более осознанно проектировать индивидуальные цели будущим педагогам, способствующие саморазвитию как фактору успешности в профессионально-педагогической деятельности, а также при планировании, организации и коррекции процесса обучения.
Вместе с тем результаты проведенного исследования не стоит рассматривать как конечные. Предпринятый теоретический и практический анализ позволяет продолжить изучение профессиональной идентичности, специфики ее видов формирования студентов - будущих педагогов в профессионально-образовательном пространстве вуза в условиях партнерства с работодателями. При этом будут учтены результаты проведенного исследования, описанного в данной статье
Ссылки на источники / References
1. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 328 с.
2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 340 с.
3. Бондырева С. К. Актуализация углубления профессиональной и личностной идентификации в пространстве вуза // Мир психологии. - 2019. - № 1. - С. 229-235.
4. Конева Е. В. Структура и детерминанты представления о профессии // Профессиональные представления. -2019. - № 1 (11). - С. 164-171.
5. Поваренков Ю. П. Психологическая структура субъекта профессионального пути // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2008. - № 2. - Т. 1. - С. 139-144.
6. Эмильбекова А. Э., Кошелева Ю. П. Сравнительный анализ содержания структурных компонентов профессиональной идентичности студентов, обучающихся на младших и старших курсах гуманитарных вузов Киргизии // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2018. - № 4 (52). - С. 85-93.
7. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования // Образование и наука. - 2020. - Т. 22. -№ 1. - С. 84-112. - URL: https://d0i.0rg/10.17853/1994-5639-2020-1-84-112.
8. Future orientation, resilience and vocational identity in southern Italian adolescents / L. Fusco [et al.] // International J. for Educational and Vocational Guidance. - 2019. - Vol. 19. - № 1. - P. 63-83. - URL: https://doi.org/10.1007/s10775-0189369-2.
9. Chanfrault-Duchet M. In quest of teachers' professional identity: the life story as a methodological tool // Biographical Methods and Professional Practice: An international perspective. - The Policy Press, 2004. - P. 265-283.
10. Akkerman S. F. & Meijer P. C. A dialogical approach to conceptualizing teacher identity // Teaching and Teacher Education. - 2011. - 27(2). - Р. 308-319. - URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2010.08.013.
11. Beijaard D., Meijer P. C. Developing the personal and professional in making a teacher identity // The SAGE Handbook of Research on Teacher Education / eds. D. J. Clandinin, J. Husu. - 2017. - Р. 176-192.
12. Hong J., Cross D. F., Schutz P. A. Research on Teacher Identity: Common Themes, Implications, and Future Directions // Research on Teacher Identity / eds. P. A. Schutz, J. Hong, & D. Cross Francis. - 2018. - Р. 243-251.
13. Nickel J., Zimmer J. Professional identity in graduating teacher candidates // Teaching Education. - 2018. - 8(2). -Р. 1-15. - URL: https://doi.org/10.1080/10476210.2018.1454898.
14. Zembylas M., Chubbuck S. M. Conceptualizing 'Teacher Identity': A Political Approach // Research on Teacher Identity / eds. P. A. Schutz, J. Hong, D. Cross Francis. - 2018. - Р. 183-194. Cham: Springer International Publishing.
15. Atanasoff L., Rayman J., Holland's Theory and Career Intervention: The Power of the Hexagon // Journal of Vocational Behavior. - 1999. - Vol. 55.
16. Седых А. Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного ученого) // Человек. Сообщество. Управление. - 2009. - № 4. - C. 55-67.
17. Субботин И. Б. Развитие профессиональной идентичности офицеров воспитательных структур в процессе подготовки в вузах: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003. - 210 с.
18. Афонькина Ю. А. Генезис профессиональной направленности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2003. - 33 с.
19. Зыбина Л. Н. Особенности проявления профессиональной направленности личности в период обучения в вузе // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Человек в современном обществе: вопросы психологии». - Новосибирск, 2010. - С. 121-123.
20. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
21. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
22. Реан А. А., Бордовская Н. В. Психология и педагогика: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2021. - 432 с.
23. Профессионализация предметной подготовки учителя математики в педагогическом вузе / В. Д. Шадриков и др. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. - 389 с.
24. Миронова Т. Л., Шагдурова Л. Д. О профессиональной направленности личности студентов специальности «Социальная работа» // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2013. - № 5. - С. 9-13.
25. Головей Л. А. Кризисы развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионализации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2016. - № 4. - С. 47-54.
26. Климов E. A. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. -4-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 304 с.
27. Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - М.: Per Se, 2006. - 382 с.
28. Назыров А. С. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов. - Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. акад., 2006. - 131 с.
29. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 39-51.
30. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Телегина Н. В. О профессиональной направленности личности студентов будущих педагогов // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 12. -URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=29737.
31. Боченина М. В., Бурова Н. В., Елисеева И. И., Михайлова Б. А. Статистика: учеб. для вузов / под ред. И. И. Елисеевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 447 с.
32. Зеер Е. Ф., Симанюк Е. Е. Индивидуальные образовательные пути в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 74-82.
33. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Культурная жизнь и культурные практики молодежи малых городов: особенности саморегуляции // Знание. Понимание. Умение. - 2020. - № 3. - С. 140-156.
34. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01. - Тюмень, 2006. - 40 с.
35. Веретенникова В. Б. Модель проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов - будущих педагогов дошкольных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2021. - № 10 (октябрь). - С. 19-35. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211065.htm.
36. Veretennikova V. B., Urazova E. Sh., Shikhova O. F. The Bases for Projecting Individual Educational Trajectories of Future Teachers // ARPHA Proceedings, VI International Forum on Teacher Education. - 2020. - Vol. 3. - Р. 2695-2713.
1. Shnejder, L. B. (2019). Psihologiya identichnosti: uchebnik ipraktikum dlya bakalavriata imagistratury [Psychology of Identity: textbook and practical work for Bachelor's and Master's degrees programs], 2-e izd., per. i dop., Iz-datel'stvo Yurajt, Moscow, 328 p. (in Russian).
2. Erikson, E. (1996). Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis], Progress, Moscow, 340 p. (in Russian).
3. Bondyreva, S. K. (2019). "Aktualizaciya uglubleniya professional'noj i lichnostnoj identifikacii v prostranstve vuza" [Actualization of deepening professional and personal identification in the university environment], Mir psihologii, № 1, pp. 229-235 (in Russian).
4. Koneva, E. V. (2019). "Struktura i determinanty predstavleniya o professii" [Structure and determinants of the idea of the profession], Professional'nye predstavleniya, № 1 (11), pp. 164-171 (in Russian).
5. Povarenkov, Yu. P. (2008). "Psihologicheskaya struktura sub"ekta professional'nogo puti" [Psychological structure of the professional career subject], Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, № 2, t. 1, pp. 139-144 .
6. Emil'bekova, A. E. & Kosheleva, Yu. P. (2018). "Sravnitel'nyj analiz soderzhaniya strukturnyh komponentov professional'noj identichnosti studentov, obuchayushchihsya na mladshih i starshih kursah gumanitarnyh vuzov Kirgizii" [Comparative analysis of the content of structural components of professional identity of students studying at junior and senior courses of humanitarian universities in Kyrgyzstan], Novoe vpsihologo-pedagogicheskih issledo-vaniyah, № 4 (52), pp. 85-93 (in Russian).
7. Belyakova, E. G. & Zaharova, I. G. (2020). "Professional'noe samoopredelenie i professional'naya identichnost' stu-dentov-pedagogov v usloviyah individualizacii obrazovaniya" [Professional self-determination and professional identity of students-teachers in the conditions of individualization of education], Obrazovanie i nauka, t. 22, № 1, pp. 84-112. Available at: https://d0i.0rg/10.17853/1994-5639-2020-1-84-112 (in Russian).
8. Fusco, L. et al. (2019). "Future orientation, resilience and vocational identity in southern Italian adolescents", International J. for Educational and Vocational Guidance, vol. 19, № 1, pp. 63-83. Available at: https://doi.org/10.1007/s10775-0189369-2 (in English).
9. Chanfrault-Duchet, M. (2004). "In quest of teachers' professional identity: the life story as a methodological tool", Biographical Methods and Professional Practice: An international perspective, The Policy Press, pp. 265-283 (in English).
10. Akkerman, S. F. & Meijer, P. C. (2011). "A dialogical approach to conceptualizing teacher identity", Teaching and Teacher Education, , 27(2), pp. 308-319. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.tate.2010.08.013 (in English).
11. Beijaard, D. & Meijer, P. C. (2017). "Developing the personal and professional in making a teacher identity", in Clandinin, D. J. & Husu, J. (eds.). The SAGE Handbook of Research on Teacher Education, pp. 176-192 (in English).
12. Hong, J., Cross, D. F. & Schutz, P. A. (2018). "Research on Teacher Identity: Common Themes, Implications, and Future Directions", in P. A. Schutz, J. Hong & D. Cross Francis (eds.). Research on Teacher Identity, p. 243-251 (in English).
13. Nickel, J. & Zimmer, J. (2018). "Professional identity in graduating teacher candidates", Teaching Education, 8(2), pp. 1-15. Available at: https://doi.org/10.1080/10476210.2018.1454898 (in English).
14. Zembylas, M. & Chubbuck, S. M. (2018). "Conceptualizing 'Teacher Identity': A Political Approach", in Schutz, P. A. Hong, J. & Cross Francis, D. (eds.). Research on Teacher Identity, pp. 183-194 (in English).
15. Atanasoff, L. & Rayman, J. (1999). "Holland's Theory and Career Intervention: The Power of the Hexagon", Journal of Vocational Behavior, vol. 55 (in English).
16. Sedyh, A. B. (2009). "Vklad Dzhona L'yuisa Hollanda v psihologiyu professij i kar'ery (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya izvest-nogo uchenogo)" [John Lewis Holland's contribution to the psychology of professions and careers (on the 90th anniversary of the birth of the famous scientist)], Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie, № 4, pp. 55-67 (in Russian).
17. Subbotin, I. B. (2003). Razvitie professional'noj identichnosti oficerov vospitatel'nyh struktur vprocesse podgotovki v vuzah [Development of professional identity of educational structures' officers in the process of university training]: dis.... kand. psihol. nauk, Moscow, 210 p. (in Russian).
18. Afon'kina, Yu. A. (2003). Genezis professional'noj napravlennosti [The genesis of professional orientation]: avtoref. dis. . d-ra psihol. nauk, St. Petersburg, 33 p. (in Russian).
19. Zybina L. N. (2010). "Osobennosti proyavleniya professional'noj napravlennosti lichnosti v period obucheniya v vuze" [Characteristics of the individual professional orientation manifestation during the period of university training], Materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Chelovek v sovremennom ob-shchestve: voprosy psihologii", Novosibirsk, pp. 121-123 (in Russian).
20. Kuz'mina, N. V. (1990). Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya [Personal professionalism of the teacher and master of industrial training], Vyssh. shk., Moscow, 119 p. (in Russian).
21. Slastenin, V. A. (1976). Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoj shkoly v processe professional'noj podgotovki [Formation of the personality of the teacher of the Soviet school in the process of professional training], Prosvesh-chenie, Moscow, 160 p. (in Russian).
22. Rean, A. A. & Bordovskaya, N. V. (2021). Psihologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy]: ucheb. posobie, Piter, St. Petersburg, 432 p.
23. Shadrikov, V. D. et al. (2000). Professionalizaciya predmetnoj podgotovki uchitelya matematiki vpedagogicheskom vuze [Professionalization of the subject training of a mathematics teacher in a pedagogical university], Izd-vo YAGPU, Yaroslavl', 389 p. (in Russian).
24. Mironova, T. L. & Shagdurova, L. D. (2013). "O professional'noj napravlennosti lichnosti studentov special'nosti "Social'naya rabota" [On the personal professional orientation of students specializing in "Social work"], Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo, № 5, pp. 9-13 (in Russian).
25. Golovej, L. A. (2016). "Krizisy razvitiya sub"ekta deyatel'nosti na nachal'nyh etapah professionalizacii" [Crises in the development of the activity subject at the initial stages of professionalization], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya, № 4, pp. 47-54 (in Russian).
26. Klimov, E. A. (2010). Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]: ucheb. posobie dlyastud. vyssh. ucheb. zaved., 4-e izd., ster, Izd. centr "Akademiya", Moscow, 304 p. (in Russian).
27. Ivanova, E. M. (2006). Psihologiya professional'noj deyatel'nosti [Psychology of professional activity]: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayu-shchihsya po napravleniyu i special'nostyam psihologii, Per Se, Moscow, 382 p. (in Russian).
28. Nazyrov, A. S. (2006). Sootnoshenie professional'noj identichnosti i pedagogicheskoj napravlennosti studentov pedvuzov [Correlation of professional identity and pedagogical orientation of pedagogical university students], Sterlitamakskaya gos. ped. akad., Sterlitamak, 131 p. (in Russian).
29. Rodygina, U. S. (2007). "Psihologicheskie osobennosti professional'noj identichnosti studentov" [Psychological characteristics of students' professional identity], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, № 4, pp. 39-51 (in Russian).
30. Veretennikova, V. B., Shihova, O. F. & Telegina, N. V. (2021). "O professional'noj napravlennosti lichnosti studentov budushchih pedagogov" [About the personal professional orientation of student teachers], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 12. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=29737 (in Russian).
31. Bochenina, M. V., Burova, N. V., Eliseeva, I. I. & Mihajlova, B. A. (2014). Statistika [Statistics]: ucheb. dlya vuzov, 2e izd., pererab. i dop., Izdatel'stvo Yurajt, Moscow, 447 p. (in Russian).
32. Zeer, E. F. & Simanyuk, E. E. (2014). "Individual'nye obrazovatel'nye puti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya" [Individual educational trajectories in the system of continuing education], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 3, pp. 74-82 (in Russian).
33. Zubok, Yu. A. & Chuprov, V. I. (2020). "Kul'turnaya zhizn' i kul'turnye praktiki molodezhi malyh gorodov: osobennosti samoregulyacii" [Cultural life and cultural practices of the young people in small towns: features of self-regulation], Znanie. Ponimanie. Umenie, № 3, pp. 140-156 (in Russian).
34. Aleksandrova, E. A. (2006). Pedagogicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov v processe razrabotki i realizacii individual'noj obrazovatel'noj traektorii [Pedagogical support of high school students in the process of developing and implementing an individual educational trajectory]: avtoref. dis. ...d-ra ped. nauk: 13.00.01, Tyumen', 40 p. (in Russian).
35. Veretennikova, V. B. (2021). "Model' proektirovaniya individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij studentov - budushchih pedagogov doshkol'nyh organizacij" [A model for designing individual educational trajectories of students - future teachers of pre-school organizations], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 10 (oktyabr'), pp. 19-35. Available at: http://e-koncept.ru/2021/211065.htm (in Russian).
36. Veretennikova, V. B., Urazova, E. Sh. & Shikhova, O. F. (2020). "The Bases for Projecting Individual Educational Trajectories of Future Teachers", ARPHA Proceedings, VI International Forum on Teacher Education, vol. 3, pp. 2695-2713 (in English).