Научная статья на тему 'СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ'

СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова А. С., Фролова К. А.

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной идентичности у студентов. В контексте обозначенной проблематики проведено исследование по выявлению степени сформированности профессиональной направленности и идентичности обучающихся лингвистических направлений подготовки МГЛУ. Рассмотрены результаты тестирования и анкетирования студентов, которые помогли сформировать актуальное представление о профессиональном самоопределении студентов в отношении профессии преподавателя иностранных языков. Результаты настоящего исследования свидетельствуют о том, что обучающиеся лингвистических профилей подготовки демонстрируют определенные трудности с самоидентификацией с профессией, обладая при этом необходимыми психологическими ресурсами, которые важно использовать с целью формирования профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова А. С., Фролова К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF STUDENTS’ PROFESSIONAL IDENTITY IN LINGUISTICS SPECIALTIES

The article is devoted to the problem of students' professional identity formation. The authors studied the achieved degree of linguistics students' (MSLU) professional orientation and professional identity within that context. The results helped to form an up-to-date concept of students’ professional self-identity concerning the profession of a foreign languages teacher. The study results indicate that linguistics students show specific difficulties in their professional self-identity. However, students have psychological resources to make up for it.

Текст научной работы на тему «СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ»

Научная статья УДК 378.22

DOI 10.52070/2500-3488_2021_4_841_101

СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ

А. С. Соколова1, К. А. Фролова2

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия,

1alex8_s@mail.ш

^го^а18к@дтаи.сот

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной идентичности у студентов. В контексте обозначенной проблематики проведено исследование по выявлению степени сформированности профессиональной направленности и идентичности обучающихся лингвистических направлений подготовки МГЛУ. Рассмотрены результаты тестирования и анкетирования студентов, которые помогли сформировать актуальное представление о профессиональном самоопределении студентов в отношении профессии преподавателя иностранных языков. Результаты настоящего исследования свидетельствуют о том, что обучающиеся лингвистических профилей подготовки демонстрируют определенные трудности с самоидентификацией с профессией, обладая при этом необходимыми психологическими ресурсами, которые важно использовать с целью формирования профессиональной направленности.

Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональная идентичность, якоря карьеры, обучающиеся лингвистических специальностей

Для цитирования: Соколова А. С., Фролова К. А. Статус профессиональной идентичности студентов лингвистических профилей подготовки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. Вып. 4 (841). С. 101-114. DOI: 10.52070/2500-3488_2021_4_841_101

Original article

STATUS OF STUDENTS' PROFESSIONAL IDENTITY IN LINGUISTICS SPECIALTIES

A. S. Sokolova1, K. A. Frolova2

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia

1anna-klinov2@yandex.ru

2wlapschina@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of students' professional identity formation. The authors studied the achieved degree of linguistics students' (MSLU)

professional orientation and professional identity within that context. The results helped to form an up-to-date concept of students' professional self-identity concerning the profession of a foreign languages teacher. The study results indicate that linguistics students show specific difficulties in their professional self-identity. However, students have psychological resources to make up for it.

Key words: professional orientation, professional identity, career anchors, linguistics students

For citation: Sokolova, A. S., Frolova, K. A. (2021). Status of students' professional identity in linguistics specialties. Vestnik of Moscow State University. Education and Teaching, 4 (841), 101-114. DOI: 10.52070/2500-3488_2021_4_841_101

Введение

Интерес к изучению актуального уровня профессионального самоопределения студентов вызван экономическими преобразованиями рынка труда и многочисленными реформами в отечественной системе высшего образования. В связи с этим важно проанализировать закономерности профессионального самоопределения студентов, разработать критерии, по которым было бы возможно определить успешность данного процесса. Более того, необходимо выявить основные условия эффективного управления профессиональным становлением будущих специалистов.

Отечественные педагоги и психологи С. В. Гриднева, Н. Ю. Есен-кова, В. Д. Кареев, А. И. Клычкова, И. А. Коровина, Е. А. Савина, Н. Н. Таньков, Я. М. Чапская, Л. Д. Шагдурова утверждают, что удовлетворенность выпускника выбором своей профессии определяет качество его жизни, а также уровень самооценки и самоуважения личности. По их мнению, процесс профессионального самоопределения лежит в основе формирования профессионального компонента, образующего личность в целом [Гриднева, 2014; Есенкова 2010; Кареев 2011; Клычкова 2012; Коровина 2012; Савина 2010; Таньков 2010; Чапская 2011; Шагдурова 2014]. Сущность этого процесса можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, а затем в осваиваемой трудовой деятельности. Результаты профессионального самоопределения вносят ценный вклад в становление личности еще и потому, что именно в деятельности человек совершенствует имеющиеся способности, закладывает основу новым навыкам и умениям, а также расширяет диапазон своих индивидуально-психофизиологических возможностей.

На этапе формирования у студентов профессиональных компетенций важно организовывать условия для поэтапного начала карьеры, предоставлять им возможность не только осваивать определенные виды деятельности, но и вести поиск своего места в выбранной сфере. Это позволит студентам обнаружить способы того, как «войти» в профессию и реализовать в ней свой потенциал, достичь максимальных результатов труда, а также научиться адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и ситуациям [Соколова, Сергеева, 2017].

За последнее время появилось множество различных форм и методов профессионального обучения, а также новых направлений профессиональной подготовки обучающихся лингвистических профилей. Однако незавершенность профессионального самоопределения, растянутость его во времени во многих случаях является причиной низкой удовлетворенности выпускников выбранной профессией преподавателя иностранных языков. Данная закономерность нередко приводит к снижению эффективности деятельности начинающих преподавателей иностранных языков и негативно сказывается на их психологическом благополучии и устойчивости к изменениям.

Для определения современного статуса профессиональной идентичности студентов, обучающихся на лингвистических профилях подготовки в МГЛУ, нами было организовано эмпирическое исследование, которое было проведено в 2019 / 2020 учебном году. В нем приняли участие 123 обучающихся II курса бакалавриата МГЛУ по направлению подготовки «Лингвистика», профиль подготовки -«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».

Изучение статусов профессиональной идентичности студентов

Изучение статусов профессиональной идентичности студентов лингвистических направлений подготовки осуществлялось посредством методики, разработанной А. А. Азбель и А. Г. Грецовым для диагностики четырех компонентов статуса профессиональной идентичности [Сунцова, 2009]. Методика позволяет выявить состояние следующих процессов: имеются ли у обучающегося представления о карьере, или его профессиональная идентичность не определена; является ли его решение самостоятельным, или оно навязано; на каком этапе кризиса профессионального выбора находится студент; а также установить степень сформированности профессиональной

идентичности в целом. По вышеперечисленным шкалам учащийся может получить сильно или слабо выраженный статус, средний уровень профессиональной идентичности, а также показатели выше или ниже него. Текст опросника содержит 20 утверждений, на которые необходимо выбрать один из четырех представленных вариантов ответа. Применение данного инструмента допускает фронтальную диагностику обучающихся в общей аудитории при наличии индивидуального комплекта заданий.

По шкале «Неопределенное состояние профессиональной идентичности» из 123 учащихся сильным выраженным статусом обладают 0 % (0 чел.). Выраженность выше среднего представлена у 0 % (0 чел.). Средняя степень выраженности диагностирована у 1 % (1 чел.). Выраженность ниже среднего обнаружена у 99 % (122 чел.). Слабо выраженный статус выявлен у 0 % (0 чел.) (см. табл. 1). Для последующей статистической обработки данных был использован критерий Шапиро-Уилка, который подтвердил их соответствие нормальному распределению (р = 0) (см. табл. 2).

Таблица 1

Уровни сформированности статусов профессиональной идентичности респондентов

Шкала Уровень Слабый Ниже среднего Средний Выше среднего Сильный

Неопределенное состояние профессиональной идентичности 0 чел. 122 чел. 1 чел. 0 чел. 0 чел.

Сформированная профессиональная идентичность 0 чел. 82 чел. 41 чел. 0 чел. 0 чел.

Мораторий 0 чел. 3 чел. 101 чел. 19 чел. 0 чел.

Навязанная профессиональная идентичность 0 чел. 122 чел. 1 чел. 0 чел. 0 чел.

По шкале «Сформированная профессиональная идентичность» из 123 учащихся сильным выраженным статусом обладают 0 % (0 чел.). Выраженность выше среднего представлена у 0 % (0 чел.). Средняя степень выраженности диагностирована у 33 % (41 чел.). Выраженность ниже среднего обнаружена у 67 % (82 чел.). Слабо выраженный статус выявлен у 0 % (0 чел.) (см. табл. 1). Критерий Шапиро-У-

илка подтвердил их соответствие нормальному распределению (р = 0) (см. табл. 2).

Таблица 2

Показатели соответствия данных нормальному распределению

Шкала Критерий Шапиро-Уилка

Статистика Значимость

Неопределенное состояние профессиональной идентичности ,858 ,000

Навязанная профессиональная идентичность ,748 ,000

Мораторий ,921 ,000

Сформированная профессиональная идентичность ,912 ,000

По шкале «Мораторий (кризис выбора)» из 123 учащихся сильным выраженным статусом обладают 0 % (0 чел.). Выраженность выше среднего представлена у 15 % (19 чел.). Средняя степень выраженности диагностирована у 82 % (101 чел.). Выраженность ниже среднего обнаружена у 3 % (3 чел.). Слабо выраженный статус выявлен у 0 % (0 чел.) (см. табл. 1). Критерий Шапиро-Уилка подтвердил их соответствие нормальному распределению (р = 0) (см. табл. 2).

По шкале «Навязанная профессиональная идентичность» из 123 учащихся сильным выраженным статусом обладают 0 % (0 чел.). Выраженность выше среднего представлена у 0 % (0 чел.). Средняя степень выраженности диагностирована у 1 % (1 чел.). Выраженность ниже среднего обнаружена у 99 % (122 чел.). Слабо выраженный статус выявлен у 0 % (0 чел.) (см. табл. 1). Критерий Шапиро-Уилка подтвердил их соответствие нормальному распределению (р = 0) (см. табл. 2).

Итак, описанный результат показывает, что практически у всех респондентов профессиональная идентичность сформирована в недостаточном объеме, но, тем не менее, она приближается к среднему уровню. Данный показатель необходимо учитывать в организации занятий, способствующих идентификации студентов в трудовой деятельности по выбранному профилю, а также осознанию своей роли и функции в качестве специалиста. Также отмечено, что студенты ведут поиск возможных вариантов своего профессионального развития, изучают, какие профессиональные роли станут для них наиболее

комфортными и позволят им самоактуализироваться, а не находиться в состоянии кризиса профессионального самоопределения при общем бездействии. Значимым показателем стало то, что выбор профессиональной направленности в большей степени не является навязанным мнением окружающих.

Определение уровня профессиональной направленности студентов

Для выявления степени выраженности стремления студентов овладеть определенной профессией использована методика Т. Д. Ду-бовицкой [Дубовицкая 2004]. Опросник состоит из двадцати утверждений и четырех вариантов ответа к каждому из них. Полученным баллам может быть присвоен высокий, средний и низкий уровни. Применение данного инструмента, так же, как и первой методики, не требует специальных условий проведения.

Из 123 учащихся высоким уровнем профессиональной направленности обладают 27 % (34 чел.). Средний уровень диагностирован у 54 % (65 чел.). Низкий уровень выявлен у 19 % (23 чел.). Для последующей статистической обработки данных был также использован критерий Шапиро-Уилка, который подтвердил их соответствие нормальному распределению (р = 0) (см. табл. 3).

Таблица 3

Показатели соответствия данных нормальному распределению

Шкала Критерий Шапиро-Уилка

Статистика Значимость

Неопределенное состояние профессиональной идентичности ,951 ,000

Итак, представленный результат показывает, что у большей части студентов стремление овладеть выбранной профессией выражено на среднем уровне. Однако есть и такие студенты, кто целенаправленно обучается по лингвистическому профилю с осознанием практического применения полученных знаний, умений и навыков в карьерной практике. Тем не менее есть и те обучающееся, кому требуются дополнительные условия для того, чтобы достичь описанных выше этапов профессионального самоопределения.

Диагностика ценностных ориентаций студентов в карьере

В диагностике использовался тест Э. Шейна в адаптации В. А. Чи-кер и В. Э. Винокуровой [Чикер 2006]. Его вопросы направлены на изучение уровня развития ценностей, социальных установок и интересов по карьерным ориентациям: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Согласно инструкции, участнику необходимо оценить 41 утверждение по шкале от 1 до 10, где 1 - абсолютно не важно, а 10 - исключительно важно. С помощью данного инструмента можно определить, какое направление карьеры является приоритетным для студента, или ее отсутствие.

Диагностика показала, что такая ценностная ориентация, как компетентность, приоритетна для 41 % студентов (51 чел.), менеджмент -для 14 % (17 чел.), автономия - для 46 % (57 чел.), стабильность места работы - для 51 % (63 чел.), стабильность места жительства - для 34 % (42 чел.), служение - для 49 % (60 чел.), вызов - для 23 % (29 чел.), интеграция стилей жизни - для 41 % (52 чел.) и предпринимательство - для 43 % (53 чел.).

Рис. 1. Степени проявления ценностных ориентаций студентов

Для последующей статистической обработки данных был также использован критерий Шапиро-Уилка, который подтвердил их соответствие нормальному распределению (р = 0) (см. таблица 4).

Таблица 4

Показатели соответствия данных нормальному распределению

Шкала Критерий Шапиро-Уилка

Статистика Значимость

Профессиональная компетентность ,961 ,001

Менеджмент ,965 ,003

Автономия ,957 ,001

Стабильность места работы ,954 ,000

Стабильность места жительства ,944 ,000

Служение ,966 ,003

Вызов ,955 ,000

Интеграция стилей жизни ,938 ,000

Предпринимательство ,947 ,000

Итак, большинство студентов обеспокоены стабильностью места работы и пониманием, что их деятельность приносит пользу людям, дает общественно значимые результаты. Автономия играет также важную роль для учащихся: она проявляется в стремлении получить возможность работать «на себя», самостоятельно вести трудовую деятельность, направленную на достижение поставленных целей. Многие студенты ценят стабильность места жительства, несмотря на тенденцию к риску и конкуренции. Кроме этого, интересно заметить, что среди студентов популярна интеграция различных жизненных стилей, навыки которых позволяют неординарно и творчески приобретать профессиональную компетентность, а также управлять трудовым процессом. Стоит учитывать эти показатели как ресурс для формирования профессиональной направленности студентов лингвистических профилей подготовки.

Для данного исследования нами также была разработана анкета из семи вопросов, посвященных будущим планам студентов в отношении выбора профессии преподавателя иностранного языка, профессионального портрета преподавателя и его социального положения в обществе. Также анкета включает вопрос о личном эмоциональном отношении к данной специальности, условиях работы и доступных вакансиях на рынке труда.

Среди личностных качеств, необходимых преподавателю иностранного языка, студенты выделили: честность, общительность, чуткость, отзывчивость, исполнительность, ответственность, настойчивость, открытость и др. Некоторые респонденты заметили недостаточную сформированность перечисленных качеств лично у себя для осуществления деятельности преподавателя иностранного языка.

В качестве важных профессиональных качеств преподавателя иностранного языка студенты отметили трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, организованность и др. Кроме этого, студенты в анкете отметили ценность умения преподавателя иностранного языка грамотно говорить, акцентировать внимание слушателей, саморазвиваться, ставить цели и т. д.

Большинство студентов считает выбранную будущую профессию преподавателя иностранного языка престижной, несмотря на трудоемкость труда, возможные проблемы с трудоустройством и т. д. Респонденты утверждают, что именно преподаватель иностранного языка способен расширить кругозор учеников, развить у них толерантность, а также влиять на их личностное развитие. Практически все участники анкетирования отметили у себя позитивные эмоции в отношении персонального образа преподавателя иностранного языка, что говорит о наличии психолого-педагогических ресурсов для развития профессиональной направленности студентов.

Финальный вопрос анкеты был направлен на уточнение понимания специфики профессии преподавателя иностранного языка в рамках изучения дисциплины «Педагогическая антропология» на II курсе программы бакалавриата лингвистического профиля подготовки. Нередко встречались ответы, что данная учебная дисциплина помогает студентам взглянуть с психолого-педагогического ракурса на процесс преподавания, а также получить знания о различных проявлениях физиологических, характерологических и других особенностей человека.

Итак, данный способ получения обратной связи от студентов показал, что у современных студентов бакалавриата МГЛУ по лингвистическим профилям подготовки имеются трудности с идентификацией себя с профессией. Тем не менее они обладают ресурсами, которые следует использовать в качестве карьерного трамплина.

Заключение

В ходе данного исследования удалось выявить актуальный статус профессиональной идентичности студентов лингвистических профилей подготовки. Было установлено, что необходимо вести профилактическую работу по предупреждению неудовлетворенности выпускников выбранной профессией, поскольку данное явление возникает на фоне недостаточной осведомленности об особенностях будущей специальности. Диагностика профессиональной направленности студентов показала среднюю степень сформированности профессиональной идентичности у студентов на лингвистических профилях подготовки. Преподавателям высшей школы необходимо использоваться этот показатель в качестве «трамплина» карьерного становления и развития студентов, от которого будет зависеть не только их индивидуальное психологическое благополучие, но и гармоничность трудовых отношений в обществе в целом. Описанные в статье результаты продемонстрировали необходимость проведения формирующего психолого-педагогического эксперимента, направленного на выявление условий, благоприятствующих повышению статуса профессиональной направленности будущих преподавателей иностранного языка. Для эффективного формирования профессиональной направленности обучающихся необходима организация учебной деятельности с созданием условий, имитирующих их будущую профессиональную деятельность. Формирование профессиональной направленности возможно посредством актуализации положительного отношения к будущей профессии, создания мотивирующего образа профессии. Профессиональная направленность личности основывается также на осознании личностных характеристик, профессиональных качеств, требующихся в профессиональной деятельности. Таким образом, в контексте учебных занятий необходима активизация самопознания обучающихся с последующим сопоставлением собственных психологических особенностей с требованиями профессии. Еще одним фактором формирования профессиональной направленности является организация проблемных ситуаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью с целью активизации самостоятельности обучающихся.

В настоящее время наблюдается некая ограниченность научно обоснованных рекомендаций по созданию педагогических условий для реализации формирующих воздействий на профессиональную направленность

обучающихся на ранней стадии вузовского обучения. Отсутствие таких научно обоснованных рекомендаций проявляет неосознанность студентом-выпускником себя как профессионала и стихийный характер поиска сферы приложения своих знаний после окончания вуза, и, кроме того, затрудняет процесс становления профессиональной направленности на финальных этапах высшего образования в логике временной преемственности с начальным этапом обучения, что особенно остро проявляется на этапе вхождения в профессиональную деятельность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гриднева С. В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе как фактор формирования профессиональной направленности студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2014.

2. Есенкова Н. Ю. Взаимосвязь учебной мотивации и профессиональной направленности врача на этапе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2010.

3. Кареев В. В. Воспитание профессиональной-пенитенциарной направленности личности курсантов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2011.

4. Клычкова А. И. Динамика формирования профессиональной направленности школьников (на материале экологических специальностей): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.

5. Коровина И. А. Самообразовательная деятельность как фактор формирования профессиональной направленности студента-медика: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2012.

6. Савина Е. А. Профессиональная направленность личности студентов педагогического колледжа в условиях проектного обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010.

7. Таньков Н. Н. Формирование профессиональной направленности старшеклассников в процессе профильного обучения в общеобразовательной сельской школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2010.

8. Чапская Я. М. Педагогическая технология формирования профессиональной направленности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук СПб., 2011.

9. Шагдурова Л. Д. Психологические условия и механизмы формирования профессиональной направленности студентов специальности «Социальная работа»: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н.-Новгород, 2014.

10. Соколова А. С., Сергеева М. Г. Научные основы построения и развития профессиональной карьеры. Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2017.

11. Сунцова Я. С. Диагностика профессионального самоопределения: учебно-методическое пособие. Ижевск : Удмуртский университет, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 82-86.

13. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб. : Речь, 2006.

REFERENCES

1. Gridneva, S. V. (2014). Kommunikativno-orientirovannoe obuchenie Inostrannym yazykam v vuze kak faktor formirovaniya professional'noj napravlennosti studentov = Communication-oriented teaching of foreign languages at the university as a factor in the formation of the professional orientation of students: abstract of PhD in Pedagogy. Tula. (In Russ.)

2. Esenkova, N. YU. (2010). Vzaimosvyaz' uchebnoj motivacii i professional'noj napravlennosti vracha na etape obucheniya v vuze = The relationship between educational motivation and professional orientation of a doctor at the stage of study at a university: abstract of PhD in Psychology. Kursk. (In Russ.)

3. Kareev, V. V. (2011). Vospitanie professional'noj-penitenciarnoj napravlennosti lichnosti kursantov = Education of the professional-penitentiary orientation of the personality of cadets: abstract of PhD in Pedagogy. Saransk. (In Russ.).

4. Klychkova, A. I. (2012). Dinamika formirovaniya professional'noj napravlennosti shkol'nikov (na materiale ekologicheskih special'nostej) = The dynamics of the formation of the professional orientation of schoolchildren (based on the material of environmental specialties): abstract of PhD in Psychology. Moscow. (In Russ.)

5. Korovina, I. A. (2012). Samoobrazovatel'naya deyatel'nost' kak faktor formirovaniya professional'noj napravlennosti studenta-medika = Self-educational activity as a factor in the formation of the professional orientation of a medical student: abstract of PhD in Pedagogy. Orenburg. (In Russ.)

6. Savina, E. A. (2010). Professional'naya napravlennost' lichnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha v usloviyah proektnogo obucheniya = Professional orientation of the personality of pedagogical college students in the context of project-based learning: abstract of PhD in Psychology. Moscow. (In Russ.)

7. Tan'kov, N. N. (2010). Formirovanie professional'noj napravlennosti starshe-klassnikov v processe profil'nogo obucheniya v obshcheobrazovatel'noj sel'skoj shkole = Formation of the professional orientation of senior pupils in the process of specialized education in a general education rural school: abstract of PhD in Pedagogy. Penza. (In Russ.)

8. Chapskaya, YA. M. (2011). Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya professional'noj napravlennosti u obuchayushchihsya v vuzah GPS MCHS Rossii = Pedagogical technology for the formation of a professional orientation among students in universities of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia: abstract of PhD in Pedagogy. Saint-Petersburg. (In Russ.)

9. Shagdurova, L. D. (2014). Psihologicheskie usloviya i mekhanizmy formirovaniya professional'noj napravlennosti studentov special'nosti «Social'naya rabota» = Psychological conditions and mechanisms for the formation of the professional orientation of students of the specialty «Social work»: abstract of PhD in Psychology. N. Novgorod. (In Russ.)

10. Sokolova, A. S. (2017). Nauchnye osnovy postroeniya i razvitiya professional'noj kar'eiy = Scientific foundations for building and developing a professional career. Kursk: Regional'nyj finansovo-ekonomicheskij institut.

11. Suncova, YA. S. (2009). Diagnostika professional'nogo samoopredeleniya: ucheb.-metod. posobie = Diagnostics of professional self-determination: teaching aid. Izhevsk: Udmurtskij universitet. (In Russ.)

12. Dubovickaya, T. D. (2004). Diagnostika urovnya professional'noj napravlennosti studentov = Diagnostics of the level of professional orientation of students. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2, 82-86. (In Russ.)

13. Chiker, V A. (2006). Psihologicheskaya diagnostika organizacii i personala = Psychological diagnostics of the organization and personnel. SPb.: Rech'. (In Russ.)

Информация об авторах

Соколова А. С. - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета

Фролова К. А. - преподаватель кафедры психологии и педагогической антропологии Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета

Information about the authors

Sokolova A. S. - doctor of pedagogy, associate professor, professor at the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology Institute of Humanities and Applied Sciences, Moscow State Linguistic University

FrolovaK.A. - lecturer at the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology Institute of Humanities and Applied Sciences, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 20.08.2021;

одобрена после рецензирования 15.09.2021; принята к публикации 15.12.2021.

The article was submitted 20.08.2021; approved after reviewing 15.09.2021; accepted for publication 15.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.