Научная статья на тему 'Самоидентификация будущих педагогов профессионального обучения: генезис, структура, условия'

Самоидентификация будущих педагогов профессионального обучения: генезис, структура, условия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / БИНАРНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / IDENTITY / PROFESSIONAL IDENTIFICATION AND SELF-IDENTIFICATION / BINARY SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев В.С., Ногина А.А.

Введение. В статье рассматриваются основные проблемы самоидентификации будущих педагогов профессионального обучения. Целью исследования явились определение содержания проблемы работы вуза по профессиональной самоидентификации студентов в условиях бинарной системы обучения. Профессиональная подготовка педагога в стенах вуза есть форма, содержание и условия его самоидентификации как будущего профессионала. Профессиональная самоидентификация при этом является одним из механизмов развития личности и построения её профессиональной идентичности. Анализ научной литературы позволил рассмотреть структурно-компонентный состав, генезис, статусы и роли профессиональной идентичности и самоидентичности будущего педагога. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке педагогов системы СПО (среднего профессионального образования). В качестве задач исследования рассмотрены основные концептуальные подходы, раскрывающие историю и динамику идентификации и самоидентификации личности студента, механизмы и методы, а также роль образовательной среды вуза в полноценной профессиональной подготовке студентов. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме самоидентификации; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных. Результаты. В статье приведены результаты проведенного эмпирического исследования в форме анкетирования и форме дискуса, которые могут быть использованы в профессиональной подготовке студентов системы СПО (среднего профессионального образования). Обсуждение. Большая часть студентов остро переживают кризис личной идентичности, активно пытаются его преодолеть. От курса к курсу растет достигнутая позитивная идентичность, что свидетельствует о готовности будущих педагогов к работе в профессии и сформированности тех качеств, которые необходимы будут им в самостоятельной профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Заключение. Анализ результатов свидетельствует, что профессиональная идентификация и самоидентификация будущего педагога профессионального обучения есть процесс динамический, многомерный, нелинейный, определяющий не только механизмы, но и результаты выстраивания его профессиональной идентичности, ее коррекции. Основные положения: определены основные проблемы самоидентификации будущих педагогов профессионального обучения; рассмотрен структурно-компонентный состав, генезис, статусы и роли профессиональной идентичности и самоидентичности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев В.С., Ногина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING: GENESIS, STRUCTURE, CONDITIONS

Re teachers of vocational training. The aim of the study was to determine the content of the problem of University work on professional self-identification of students in the binary system of education. Within the walls of the University there is a form, content and conditions of its self-identification as a future professional. Professional self-identification, at the same time, is one of the mechanisms of personality development and building of its professional identity. The analysis of scientific literature allowed us to consider the structural and component composition, Genesis, status and role of professional identity and self-identity of the future teacher. The results of the study can be used in professional training of teachers of the system of vocational training (secondary vocational education). The main conceptual approaches that reveal the history and dynamics of identification and self-identification of the student's personality, mechanisms and methods, as well as the role of the educational environment of the University in the full professional training of students are considered as the objectives of the study. Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature devoted to the problem of self-identification; as well as diagnostic techniques, including observation, description, conversation, questioning, testing, methods of statistical data processing. Results. The article presents the results of empirical research in the form of a questionnaire and the form of a discus, which can be used in the professional training of students of the system of secondary vocational education. Discussion. Most of the students are experiencing a crisis of personal identity, actively trying to overcome it. From course to course, the achieved positive identity is growing, which indicates the readiness of future teachers to work in the profession and the formation of those qualities that will be necessary for them in the independent professional activity of the teacher of vocational training. Conclusion. Analysis of the results shows that professional identification and self-identification of the future teacher of vocational training is a dynamic, multidimensional, nonlinear process that determines not only the mechanisms, but also the results of building his professional identity, its correction. Highlights: identified the main problems of self-identification of future teachers of vocational training; the structural-component structure, Genesis, statuses and roles of professional identity and self-identity of the future teacher are considered.

Текст научной работы на тему «Самоидентификация будущих педагогов профессионального обучения: генезис, структура, условия»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.46..6..009

УДК 37.062 ББК 74.489

В. С. Зайцев1, А. А. Ногина2

1ORCID № 0000-0001-6955-4229 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: pkfnjecn@gmail. com

2ORCID № 0000-0003-0080-9275 Старший преподаватель кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация.

?

о

к д

е н

Ф g

E-mail: noginaaa@cspu. ru §

§

д у

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: |

ГЕНЕЗИС, СТРУКТУРА, УСЛОВИЯ

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются основные проблемы самоидентификации будущих педагогов профессионального обучения. Целью исследования явились определение содержания проблемы работы вуза по профессиональной самоидентификации студентов в условиях бинарной системы обучения.

Профессиональная подготовка педагога в стенах вуза есть форма, содержание и условия его самоидентификации как будущего профессионала. | Профессиональная самоидентификация при этом является одним из механизмов развития личности и построения её профессиональной идентичности. Анализ научной литературы позволил рассмотреть структурно-компонентный состав, генезис, статусы и роли профессиональной идентичности и самоидентичности будущего педагога. Результаты исследования могут быть

х а

е д

а г о г о в

о ф

е

с с

и о

н

ьь

он

о

г о

о

ч

л

е

н к

So

использованы в профессиональной подготовке педагогов системы СПО (среднего профессионального образования).

В качестве задач исследования рассмотрены основные концептуальные подходы, раскрывающие историю и динамику идентификации и самоидентификации личности студента, механизмы и методы, а также роль образовательной среды вуза в полноценной профессиональной подготовке студентов.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме самоидентификации; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. В статье приведены результаты проведенного эмпирического исследования в форме анкетирования и форме дискуса, которые могут быть использованы в профессиональной подготовке студентов системы СПО (среднего профессионального образования).

Обсуждение. Большая часть студентов остро переживают кризис личной идентичности, активно пытаются его преодолеть. От курса к курсу растет достигнутая позитивная идентичность, что свидетельствует о готовности будущих педагогов к работе в профессии и сформированности тех качеств, которые необходимы будут им в самостоятельной профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.

Заключение. Анализ результатов свидетельствует, что профессиональная идентификация и самоидентификация будущего педагога профессионального обучения есть процесс динамический, многомерный, нелинейный, определяющий не только механизмы, но и результаты выстраива-

а ния его профессиональной идентичности, ее коррекции.

ж

^ Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентификация

^ и самоидентификация, бинарная система профессиональной подготовки.

^

£ Основные положения:

^ - определены основные проблемы самоидентификации будущих пе-

^ дагогов профессионального обучения;

- рассмотрен структурно-компонентный состав, генезис, статусы и роли профессиональной идентичности и самоидентичности будущего педагога.

1. Введение (Introduction)

Проблемы профессиональной самоидентификации будущих педагогов профессионального обучения всегда были в центре внимания ученых и практиков. Актуальность обращения к ним вызвана не только интересом к теоретическим вопросам о структуре, генезисе, содержании, условиях формирования профессиональной идентичности и процессах ее самоидентификации, но и практикой профессионального обучения, профессиональной адаптацией выпускника вуза.

Актуальность обусловлена процессами трансформации, происходящими сегодня на всем пространстве бывшего СССР. Идентичность советского народа ушла в прошлое. Появилась потребность в формировании новой идентичности человека постмодернизма, человека цифровой эпохи, искусственного интеллекта. Механизмами формирования этого феномена и являются процессы самоидентификации, самоактуализации личности.

Постмодернизм обострил проб-

лемы поиска личной идентичности. Затронутой оказалась не только социальная система, но и мировоззрение самого человека.

Профессиональная идентичность личности очень тесно связана с нравственностью. Будущий педагог, сделавший свой профессиональный выбор, должен осознать его нравственную ценность для своих воспитанников, для общества, для себя.

Самоидентификация носит сложный, комплексный характер и может рассматриваться не иначе как в междисциплинарном контексте. А. Г. Маслоу считал потребность в труде, в актуализации и самоидентификации личности важнейшей её потребностью [1].

Интересующий нас дискурс-анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме идентичности, идентификации и самоидентификации личности дает основание представить обобщенную характеристику научных школ и направлений: американская эпигенетическая

о

0

к д

е н Т

и ф

и

а

1

д

к

а

е д

а г о г о в

о ф

е

с

с к

о н

ьь

он

о

г о

о

ч

Л

е

н к ^

г е

н е к с

р

а

У £

о

в к

So

а н и

г о

50

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«

U и;

школа, базирующаяся на компетенции развития личности Э. Эрик-сона; франкфуртская социально-психологическая школа на основе теории С. Московичи; направление символического интеракционизма или баланса идентичности Ю. Хам-берса; теория социальной идентичности Г. Тэдж- фела, Дж. Тернера и др.

За последние годы фактически оформились новые направления в исследовании проблемы идентичности, идентификации и самоидентификации: социальная, личностная, профессиональная, гендерная, осознанная, неосознанная и др. исследуется структура, генезис, условия и особенности становления и развития идентичности. В отечественной психологии и педагогике теория идентичности личности рассматривается в контексте развития, самосознания и самоопределения Л. С. Выготским, Л. С. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, В. В. Сталиным, А. Г. Асмоловым, Н. И. Сардж-веладзе, И. С. Коном, В. И. Зин-ченко и др.

В зарубежной литературе идентичность как результат саморазвития внешнего и внутреннего мира

обучающихся исследована в работах Ч. Кули, Дж. Марсиа, Дж. Мида, Х. Тэджфэла, Э. Эриксона [12; 13].

Переход на двухуровневую систему профессиональной переподготовки студентов в России стал формальностью. Если в странах Европейского союза бакалавриат обеспечивает лишь подготовку к обучению в магистратуре, в российских вузах уровень бакалавриата, по сути своей, является сокращенной на один год формой профессиональной подготовки. Это сказалось на снижении качества профессионального образования и уровне профессиональной идентификации студентов.

Материалы и методы (Materials and methods)

Основополагающими в нашем исследовании стали работы российских учёных: Н. М. Алексеевой, А. Г. Андреевой, Е. П. Белинской, Е. А. Гнатышиной, Е. П. Ермолаевой, Н. Л. Ивановой, В. П. Ильиной, Е. А. Климовой, Е. В. Коневой, Н. Ю. Корнеевой, С. Г. Литке, Н. С. Пряжникова, Ю. П. Поварён-кова, А. В. Савченкова, Н. В. Увари-ной, Л. Б. Шнейдер и др.

Методы и база эмпирического

исследования

Выбор методов исследования осуществлялся нами в соответствии с логикой теоретического анализа проблемы: методика М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?» методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л. Б. Шнейдер [2; 3].

Кроме указанных методик диагностики формирования профессиональной самоидентификации студентов вуза, перед тестированием проводились форум-дискусы с целью подготовки студентов, уточнение их эмоционального состояния, профессиональных интересов и планов на будущее. Результаты ответов сопоставлялись с анализом текущей и итоговой академической успеваемости по утвержденной советом института балльно-рейтинго-вой системе оценивания.

Исследование проводилось на основе опроса студентов в многопрофильном профессионально-педагогическом институте ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета по направлению 44.03.44 «Профессиональное обучение».

Такая профильная подготовка пе-

дагогических кадров для образовательных организаций системы среднего профессионального образования (СПО) является бинарной. Она во многом усложняет проблему выбора студентом своей области самоидентификации, самосовершенствования: быть педагогом или специалистом той или иной отрасли профессиональной деятельности. Практика и наши исследования показывают, что вектор профессиональных интересов студентов технического профиля в отличие от гуманитарного смещается от курса к курсу, соответственно, к техническому профилю подготовки. Исследования самооценки и уровня сфор-мированности самоидентичности проводились среди студентов 1-4 курсов всех приведенных выше профилей обучения путем анкетирования в 2017-2018 учебном году. В эксперименте участвовало 268 студентов: девушки - 156 и юноши - 112 человек, в возрасте от 17 до 22 лет. Объем выборки составил: 1 курс - 66 чел.; 2 курс - 69 чел.; 3 -курс - 72 чел.; 4 курс - 61 чел., при этом выборка была сплошной, стопроцентной, поскольку генеральная совокупность исследуемого объекта

о

о

и д е н т и и

ка

ия

буд

и

п

е д а г о г о в п р о е с с и о н §

он

о г о о

буч ч

е н и ^ г е н е и с

руктур р

а, у

сл о

в и

а н и

г о

в, е

Sf

«

и

И5

невысокая.

Опрос проводился по методике М. Куна и Т. Макпартленда [2]. Полученные самохарактеристики позволили выявить объективные, эмоциональные и функциональные данные о субъекте исследования.

3. Результаты (Results)

Студенческая молодежь в XXI веке становится наиболее активной частью социума. Образцом поведения для нее становится самостоятельность и самоутверждение.

Понятию профессиональной самоидентификации предшествуют термины - эквиваленты «идентичность» и «профессиональная идентификация», но по смыслу и содержанию они нетождественны.

Анализ этих понятий носит междисциплинарный характер, и исследуются философами, психологами, педагогами, методистами.

Идентичность (англ. «indetity») -латинское слово «idem» переводится как «одно и то же». В русских переводах термин обозначает «тождество» или «тождественность».

Проблема идентичности или тождественности уходит своими корнями в античность, во времена Парменидона и Теофраста, задавав-

шего себе вопрос о бытие и его связях с человеком [4, с. 45]. С развитием общества и самого человека термин «идентичность» стал обозначать саму личность, ее «самость», то есть тождество самому себе. Чтобы установить тождество самому себе, человеку необходимо познать самого себя. Изречение «познать себя», как известно, принадлежит Сократу, который считал знания о самом себе самым главным знанием.

В эпоху Ренессанса проблема идентичности личности получила свое дальнейшее развитие и осмысление. Этому во многом способствовали дискуссии вокруг христианской доктрины воскрешения и противоречия между христианским и секулярным мировоззрением.

Проблема идентичности личности впервые была рассмотрена Дж. Локком. В отличие от идентичности неодушевленных предметов Дж. Локк выделил идентичность личности. Личность, по Локку, является тождеством постоянного сознания и ничего другого [5, с. 47].

Р. Декарт под идентичностью понимал как бы «тело», некое «Я» или субстанцию, способную мыслить.

Вот она-то и является, по мнению Декарта, основой для тождества личности [6, с. 124]. И. Кант считал идентичность сочетанием чувственного и рационального [7]. Термин «идентичность» прочно вошел в научный лексикон благодаря Э. Эриксону.

Личность по Эриксону развивается через последовательные этапы со дня своего рождения и до смерти. Этапы эти одинаковы для всех. Теория Эриксона эпигенетическая. Каждый человек, по мнению ученого, проходит за жизнь восемь таких. Смена стадий практически всегда сопровождается личностным кризисом (мораторием), нарушающим эго-идентичность, а выход из кризиса, по мнению Эриксона, является решающим в становлении личности [8, с. 117].

В отечественной психологии и педагогике теория идентичности личности рассматривалась в контексте развития, самосознания и самоопределения Л. С. Выготским, Л. С. Рубинштейном, И. И. Чесноковой

[9; 10; 11].

В зарубежной литературе идентичность как результат саморазвития внешнего и внутреннего раскрыта

в работах Ч. Кули, Дж. Мида [12; 13].

Исследования И. И. Фаляхова, Е. А. Гнатышиной раскрывают пути и способы ориентации студентов на педагогическую сферу деятельности [14; 15].

Большинство ученых считают, что идентификация - это процесс или механизм формирования идентичности. Другая точка зрения: сама идентичность является процессом. Мы придерживаемся первой точки зрения, ибо она, на наш взгляд, позволяет существенно шире и глубже интерпретировать содержание идентификации как механизма идентичности в контексте с какой-либо предметной областью знаний.

Ведущими детерминантами профессиональной идентичности и самоидентичности будущих педагогов является соответствующая этому культурная, учебная, воспитательная, научная и информационная вузовская среда. Она раскрывает студенту в теории и на практике все возможности получения качественного профессионального образования, а также требования к подготовке и освоению на практике профессии педагога [16]. В стенах вуза закладывается лишь фундамент

о

о

и д е н т и и

ка

к ия

буд

и

п

е д а г о г о в п р о е с с и о н §

он

о г о о

буч ч

е н и ^ г е н е и с

руктур р

а, у

сл о

в и

а ж а

го .о

со

гц

»а

О

05

профессиональной идентичности будущего педагога.

Процессы профессиональной идентичности и профессиональной самоидентификации крайне противоречивы. В период завершения обучения в вузе обостряется очередной кризис, кризис идентичности. Он возникает обычно из-за необходимости принимать те или иные самостоятельные решения: преодолевать неуверенность в своих силах, переосмысливать своё прошлое, своей карьеры в будущем, боязнь этого будущего.

На основе профессиональной идентичности формируется профессиональная самоидентичность. Иногда еще её называют «личностная профессиональная идентичность».

Л. Б. Шнейдер профессиональную идентичность трактует как совокупность личностной и социальной идентичности, как продукт самоопределения (ср. самоидентификацию) личности [3].

Самоидентификация носит предельно личностный характер, так как предполагает индивидуальный процесс, основанный на самосознании. Самоидентификация - это упо

добление себя какому-то конкретному человеку или его образу, который способствует верификации истины, субъектности и субъективности позиций личности в выборе приоритетов развития.

Мы понимаем под самоидентификацией эмоционально-познавательный процесс положительного отношения к своей профессии, самоотождествление субъекта с представлениями о профессии.

Профессиональная самоидентификация и проблемы, связанные с ней, вызваны главным образом незнанием и непониманием самого себя и окружающего мира. Понять себя, значит, найти выход из сложившегося кризиса.

Процесс профессиональной самоидентификации базируется на глубоких знаниях философии и истории образования, дидактики, прогрессивных педагогических технологиях, методиках профессионального обучения.

Для успешной профессиональной самоидентификации студента-будущего педагога принципиально важным является образовательная среда вуза, организация учебно-образовательного процесса, материаль-

ная база учебных кабинетов и лабораторий, а также атмосфера взаимоотношений в коллективе студентов и преподавателей, совместная научно-исследовательская деятельность [17; 18].

Опыт преподавания в педагогическом вузе свидетельствует об имеющихся в студенческой среде внутренних противоречиях и конфликтах, где основой обучения является бинарная система подготовки специалиста. Например, декоративно-прикладное искусство и дизайн; транспорт; информатика и вычислительная техника и др. К 3-4 курсам обучения интересы части студентов смещаются с профессии

педагога на профиль подготовки и на возможность после окончания вуза заняться предпринимательской деятельностью. Изменение мотивации студентов усугубляется падением престижа профессии педагога, низкой заработной оплатой их труда, вынужденными подработками студентов «на жизнь», ошибочными представлениями о студенческой жизни [19].

Мы рассматривали самооценку будущего педагога с различных позиций: как адекватную, неустойчивую, заниженную и завышенную самооценку, используя ту же методику (Таблица 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1 - Самооценка сформированности профессиональной самоидентификации студентов

Table 1 - Self-assessment of the formation of professional self-identification of students

Количество Количество

Оценка самоидентификации студентов студентов, чел Выборка, % студентов, чел Выборка, %

66 61

1 курс 4 курс

Адекватная 12 18 26 42

Нестойкая 24 36 14 22

Заниженная 12 18 9 14

Завышенная 18 27 12 19

?

0

s g

е н

т

и ф

и

а

1

g

s

s

а

е g

а г о г о в

о ф

е

с

с s

о н

ь

он

о

г о

о

g

ч

е

н s ^

г е

н е s с

р

Ö у

s о

в s

So

Результаты исследования свидетельствуют о росте числа студентов с адекватной оценкой самоидентификации к концу обучения в вузе. Однако необходимо усиливать работу по их профессиональной самоидентификации через осмысление важности и ценности своей будущей профессии педагога профессиональ-

ного обучения.

В эксперименте участвовало 66 студентов первого курса и 61 студент 4 курса. Анализ результатов анкетирования с предполагаемыми теоретическими и практическими положениями был составлен по 100-балльной шкале (Таблица 2).

Таблица 2 - Уровни профессиональной идентичности студентов (%) Table 2 - Levels of professional identity of students (%)

Уровень профессиональной идентичности студентов* Курс обучения Среднее значение показателей

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Кризис идентичности, мораторий 44,4 36,2 28,3 26,3 33,8

Диффузная идентичность 21,3 28,4 32,2 32,0 28,4

Достигнутая положительная идентичность 12,0 14,1 22,1 28,5 19,2

Псевдоидентичность 22,3 21,3 17,4 13,2 18,6

*Примечание - различия значимы при p < 0,05.

Обобщенными данными исследования профессиональной идентичности студентов 1-4 курсов может служить среднее значение каждого показателя: (моратория -38,8 %); диффузия идентичности (28,4 %); достигнутая положительная идентичность (19,2 %); псевдоидентичность (18,6%).

4. Обсуждение (Discussion)

Полученные результаты профессиональной идентичности студентов первого курса позволяют сделать выводы о том, что ярко выражены уровень кризиса идентичности, а также диффузной идентичности студентов и только 12 % студентов имеют достигнутый уровень.

Высок процент псевдопозитивной идентичности (22,3 %). Высокий показатель уровня профессиональной идентичности (моратория) свидетельствует о кризисе идентичности, неуверенности студентов в себе и своей будущей профессии. Обычно это проявляется в таких состояниях как рост пессимизма, снижение социальной активности, неадекватности оценки самого себя, растерянности, злобе и т.п.

Иная картина результатов выпускного четвертого курса у них остается высоким уровень кризиса идентичности, мораторий (26,3 %). Показательными стали уровни псевдопозитивной (13,2 %) и достигнутой позитивной идентичности (28,5 %). Мораторий свидетельствует о продолжающемся кризисе идентичности у части выпускников и желании скорейшего его преодолении.

Рассматривая отношение студента к самому себе к как специалисту, видим, что в процентном соотношении содержание объективной, эмоциональной и функциональной составляющей «образа - Я» - педагог растет с 1 курса и по выпускной 4 курс. Например, у студентов спе-

циальности «Экономика и управление» рост функциональной составляющей составил с 12 на 1 курсе до 26 к концу обучения в вузе.

Анализ результатов также свидетельствует, что профессиональная идентификация и самоидентификация будущего педагога профессионального обучения есть процесс динамический, многомерный, нелинейный, определяющий не только механизмы, но и результаты выстраивания его профессиональной идентичности, ее коррекции.

Формирование профессиональной самоидентификации будущего педагога есть приоритетное направление в воспитании и обучении студента в вузе. Благодаря профессиональной самоидентификации в полной мере раскрываются личное отношение к будущей профессиональной деятельности, складывающейся системе профессиональных ценностей студента как будущего специалиста.

5. Заключение (Conclusion)

Анализ научной литературы и полученные нами эмпирические данные о процессе формирования профессиональной идентичности, идентификации и самоидентифика-

?

0

s g

е н

т

и ф

и

а

1

g

s

s

а

е g

а г о г о №

о ф

е

о

о s

о

н §

он

о

г о

о

g

Л

е

н s ^

г е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

е ^ s с

S3

3

„а g

о

№ s

So

а н и

г о

50

е гк

»а

О

05

ции будущих педагогов профессионального обучения в вузе позволил нам проанализировать работы зарубежных и отечественных философов, психологов, педагогов, социологов; рассмотреть структуру сложного, междисциплинарного феномена профессиональной идентификации и самоидентификации, их общие механизмы формирования и отличия с позиции генезиса и развития, а самоидентификацию определить как механизм идентификации.

Вместе с тем, выявлены факторы, препятствующие успеху идентификации и самоидентификации в стенах вуза: отсталая учебно-научная, материальная база; отсутствие желания части выпускников идти

работать в учебные заведения СПО; ориентация не на профессию, а на профиль специальной подготовки из-за низкого престижа педагогического труда и его оплаты.

Однако большая часть студентов остро переживают кризис личной идентичности, активно пытаются его преодолеть. От курса к курсу растет достигнутая позитивная идентичность, что свидетельствует о готовности будущих педагогов к работе в профессии и сформирован-ности тех качеств, которые необходимы будут им в самостоятельной профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.

Библиографический список

1. Маслоу А. Мотивация и личность: пер.с англ. - СПб. : Питер, 2007.

2. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. - СПб. : Наука, 2003. - 792 с. - С. 45.

3. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении - М. : Мысль, 1985. - С. 47.

4. Декарт Р. Сочинения в двух томах. - М. : Мысль, 1989. - С. 124.

5. Кант И. Критика чистого разума / пер. Лосский. - М. : Издательство Эксмо. -2017. - 736 с.

6. Эрикон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006. - 352 с.

7. Выготский Л. С. Вопросы возрастной психологии. Собр. Соч. в 6-т. - Т.4. - М., 1984. - С. 251.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1973. - С. 261.

9. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М. : Прагма, 1997. -

206 с.

10. Кули Ч. Х. (2000) Человеческая природа и социальный порядок: пер. с англ. -М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги. - 320 с.

11. Мид Дж. (2009) «I» и «Ме» как фазы Я // Избранное: сб. переводов / сост. и переводчик В. Г. Николаев; отв. ред. Д. В. Ефременко. - М.: ИНИОН РАН. - 290 с. - С. 170-177.

12. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент. Тренинг / Л. Б. Шнейдер. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института; 2004. -600 с.

13. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. - Т. 22. - № 4. - С. 51-59.

14. Полева Н. Н. От идентификации к идентичности. Психологические исследования, 2018. - 11(58), 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.07.18).

15. Правдюк В. Н., Дерепаско С. В., Маслов С. И. Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения. - Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - Вып. 1: в 2 ч. Ч. 2. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. - С. 6367.

16. Фаляхов И. И. Возможности дуальной системы обучения // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 10 (35). - Новосибирск: СибАК, 2014.

17. Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дис...канд. психол. наук: 11.00.07: СПб., 2004. -19 с.

18. Гнатышина Е. А., Герцог Г. А. Подготовка педагогов профессионального обучения в условиях компетентностно ориентированного управления образовательным процессам вуза // Профессиональное образование: методология, технологии, практика : сборник научных статей / под ред. В. В. Садырина. - Челябинск : изд-во ЗАО «Цицеро», Челяб. гос. пед. ун-т, 2015. - Выпуск 8. - 244 с.

19. Грецов А. Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. - СПб., Питер, 2006. - С. 143-155.

20. Литке С. Г. Трансцендентный психологический коучинг. Человеческий фактор: социальный психолог, 2017. - № 2 (34). - С. 326-330. URL: n http://elibrary.ru/item.asp?id=30510509 (дата обращения: 09.06.18).

21. Зеер Э. Ф., Мешкова И. В. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студента // Мир психологии. 2009. - № 2. - С. 205-211.

22. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004. - № 2 (38). - С. 148-157.

V. S. Zaytsev 1, A. A. Nogina2 ^

1ORCID No. 0000-0001-6955-4229,

Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of training of teachers of vocational training and subject techniques, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, f

Chelyabinsk, Russia. e

E-mail: pkfnjecn@gmail. com

2ORCID No. 0000-0003-0080-9275, Senior lecturer of the Department of training of teachers of vocational training and subject methods, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, p

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: noginaaa@cspu.ru

a i

u

u e ee

a

c e

s

a

R

I

-£2

N fi

IDENTITY OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING: GENESIS, STRUCTURE, CONDITIONS

Abstract

Introduction. The article deals with the main problems of self-identification of future teachers of vocational training. The aim of the study was to determine the content of the problem of University work on professional self-identification of students in the binary system of education.

Within the walls of the University there is a form, content and conditions of its self-identification as a future professional. Professional self-identification, at the same time, is one of the mechanisms of personality development and building of its professional identity. The analysis of scientific literature allowed us to consider the structural and component composition, Genesis, status and role of professional identity and self-identity of the future teacher. The results of the study can be used in professional training of teachers of the system of vocational training (secondary vocational education).

The main conceptual approaches that reveal the history and dynamics of identification and self-identification of the student's personality, mechanisms and methods, as well as the role of the educational environment of the University in the full professional training of students are considered as the objectives of the study.

Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature devoted to the problem of self-identification; as well as diagnostic techniques, including observation, description, conversation, questioning, testing, methods of statistical data processing.

Results. The article presents the results of empirical research in the form of a questionnaire and the form of a discus, which can be used in the professional training of students of the system of secondary vocational education.

Discussion. Most of the students are experiencing a crisis of personal

identity, actively trying to overcome it. From course to course, the achieved positive identity is growing, which indicates the readiness of future teachers to work in the profession and the formation of those qualities that will be necessary for them in the independent professional activity of the teacher of vocational training.

Conclusion. Analysis of the results shows that professional identification and self-identification of the future teacher of vocational training is a dynamic, multidimensional, nonlinear process that determines not only the mechanisms, but also the results of building his professional identity, its correction.

Keywords: identity, professional identification and self-identification, binary system of professional training.

Highlights:

- identified the main problems of self-identification of future teachers of vocational training;

- the structural-component structure, Genesis, statuses and roles of professional identity and self-identity of the future teacher are considered.

References ^

1. Maslow A. Motivatsiya i lichnost' -per.s angl. [Motivation and personality]. St. Petersburg, Piter, 2007. (In Russian).

2. Kozhev A. Vvedeniye v chteniye Gegelya [Introduction to the reading of Hegel]. St.

3. Lokk Dzh. Sochineniya v 3-kh t. T.1. Opyt o chelovecheskom razumenii [Works in 3 t. T. 1. Experience of human understanding]. Moscow, Mysl', 1985. p. 47. (In Russian).

4. Dekart R. Sochineniya v dvukh tomakh [Essays in two volumes]. Moscow, Mysl', 1989. p. 124. (In Russian).

5. Kant I. Kritika chistogo razuma - per. Losskiy [Critique of pure reason - translated Lossky]. Moscow, Izdatel'stvo Eksmo, 2017. 736 p. (In Russian).

6. Erikon E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow,2006. -352 p. (In Russian).

7. Vygotskiy L.S. Voprosy vozrastnoy psikhologii [Issues of age psychology]. Sobr. Soch. v 6-t [Coll. Op. in 6-Vol.]. Moscow, 1984, vol. 4, p. 251. (In Russian).

8. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General psychology]. Moscow,1973. p. 261. (In Russian).

9. Chesnokova I.I. Problema samosoznaniya v psikhologii [The problem of self-con-

e

s

a c

№ 2

Petersburg, Nauka, 2003. pp. 792-45. (In Russian). ^

0 c a

1 o' s a

3 CK)

№ s

to

0

s

1

o s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

sciousness in psychology]. Moscow, Pragma, 1997. 206 p. (In Russian).

10. Kuli CH. KH. Chelovecheskaya priroda i sotsial'nyy poryadok - per. s angl [Human nature and social order - per. from English]. Moscow, Idea-Press, Dom intellektual'noy knigi, 2000. 320 p. (In Russian).

11. Mid Dzh. "I" i "Me" kakfazy "YA" [I "and" Me " as phases "I"]. Izbrannoye - sb. perevodov (sost. iperevodchik V G. Nikolayev; otv. red. D. V. Yefremenko) [Mid J. Favorites: a collection of translations (ed. and translator V. G. Nikolaev; resp. red. D. V. Efremenko)]. Moscow, INION RAN, 2009. pp. 170-177. (In Russian).

12. Shneyder L.B. Professional'naya identichnost': teoriya, eksperiment. Trening [Professional identity: theory, experiment. Training]. Moscow, Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta, 2004. 600 p. (In Russian).

13. Yermolayeva YE.P. (2001) Professional'naya identichnost' i marginalizm: kontseptsiya i real'nost' [Professional identity and marginalism: concept and reality]. Psikho-logicheskiy zhurnal. 22, 4, 51-59. (In Russian).

14. Poleva N.N. Ot identifikatsii k identichnosti. Psikhologicheskiye issledovaniya [From identification to identity. Psychological research, 2018. 11(58), 3. Available at: http://psystudy.ru (Accessed: 11.07.18 ). (In Russian).

15. Pravdyuk V.N., Derepasko S.V., Maslov S.I. (2012) Sovremennyye podkhody i ped-agogiche-skiye usloviya v podgotovke pedagoga professional'nogo obucheniya [Modern approaches and pedagogical terms in training of the teacher of professional education]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnyye nauki. Tula, Izd-vo Tulgu. 1, 2, 63-67. (In Russian).

16. Falyakhov I.I. Vozmozhnosti dual'noy sistemy obucheniya [Possibilities of dual system of education] Sb. st. po mater. XXXVIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf "Innovatsii v nauke" [Coll. Art. on mater. XXXVIII Intern. scientific-practical conf. "Innovations in Science"]. Novosibirsk, SibAK , 2014. 10 (35). (In Russian).

17. Azbel' A.A. Osobennosti formirovaniya statusov professional'noy identichnosti starsheklassnikov [Features of the formation of the status of professional identity of high school students]. Avtoref. dis...kand. psikhol. nauk: 11.00.07 [Autoref. dis ... kand. the course of studies. Sciences: 11.00.07]. St. Petersburg, 2004. 19 p. (In Russian).

18. Gnatyshina YE.A., Gertsog G.A. Podgotovka pedagogov professional'nogo obucheniya v usloviyakh kompetentnostno oriyentirovannogo upravleniya obrazovatel'nym protses-sam vuza [Training of teachers of vocational training in a competence oriented management of educational process of the University]. Sbornik nauchnykh statey "Profession-al'noye obrazovaniye: metodologiya, tekhnologii, praktika" (pod red. V.V. Sadyrina) [Collection of scientific articles "Vocational education: methodology, technology, practice" (edited by

H V. V. Sadyrin)]. Chelyabinsk, izd-vo ZAO "Tsitsero", Chelyab. gos. ped. un-t, 2015. 8, 244 p. i> (In Russian).

^ 19. Gretsov A.G., Azbel' A.A. Uznay sebya. Psikhologicheskiye testy dlyapodrostkov

£ [See yourself. Psychological tests for teenagers]. St. Petersburg, Piter, 2006. pp. 143-155. (In H Russian).

^ 20. Litke S.G. (2017) Transtsendentnyy psikhologicheskiy kouching. Chelovecheskiy

^ factor [Transcendent psychological coaching. Human factor]. Sotsial'nyy psikholog. 2 (34),

326-330. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=30510509 (Accessed: 09.06.18). (In Russian).

21. Zeyer E.F., Meshkova I.V. (2009) Obrazovatel'naya sreda kolledzha kak faktor formirovaniya razvivayushchego professional'no-obrazovatel'nogo prostranstva studenta [Educational environment of the College as a factor in the formation of the educational professional-educational space of the student]. Mirpsikhologii. 2, 205-211. (In Russian).

22. Ivanova N.L., Koneva YE.V. (2004) Professional'naya identichnost' i profession-al'noye prostranstvo [Professional identity and professional space]. Mir psikhologii. 2 (38), 148-157. (In Russian).

e

s

i §

§

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.