Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL EDUCATION / IDENTITY / VALUES / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукашевич О.Д., Филичев С.А.

Введение. В процессе обучения у студентов дения, ценности), опыта (знания и компетенции), форм системы среднего профессионального образования отражения (мышление, память, восприятие), биологипродолжается формирование четырех подструктур ческих свойств (гендерные и возрастные характериличности (по К. К. Платонову): направленности (убеж-стики). Однако среди них сложно выделить системообразующий параметр личности, интегрирующий указанные выше качества. В качестве такового мы предлагаем идентичность. Именно она включает и опыт деятельности (учебной и профессиональной), и ценности, и осознание своего гендера, и мотивацию. Формирование ценностной компоненты идентичности студентов техникумов и колледжей осуществляется с помощью наставничества и дискуссионных методов, а деятельностной компоненты - с помощью проблемного обучения. Методология. Исследование опирается на работы Г. Бейтсона, Т. Ю. Бубряка, Ю. Н. Пахомова и Д. Н. Нурманбетовой, в которых авторы исследуют вопросы социализации личности, связи структуры логических уровней с идентичностью, формирование экологической личности и архитектонику идентичности. Результаты. Профессиональная идентичность - системообразующий элемент личности, интегрирующий мотивацию к учебе, способности и компетенции. Заключение. Проведенный нами теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы. Для более эффективной подготовки специалистов представляется необходимым формирование профессиональной идентичности личности. При развитии профессиональной идентичности будущих специалистов необходимо учитывать формирование системы ценностей, включающей престижность выбранной профессии, важность труда, осознание своего места в общественно полезном труде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукашевич О.Д., Филичев С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE IDENTITY OF STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION BASED ON THE MODEL OF LOGICAL LEVELS

Introduction. In the process of teaching students of the secondary vocational education system, the formation of four personal substructures continues (according to K. K. Platonov): orientation (beliefs, values), experience (knowledge and competencies), forms of reflection (thinking, memory, perception), biological properties (gender and age characteristics). However, it is difficult to distinguish a system-forming personality parameter that integrates qualities mentioned above. As such, we offer identity. It includes experience in activities (academic and professional), and values, and awareness of one’s gender, and motivation. The formation of the value component of students’ identity of colleges is carried out with the help of mentoring and discussion methods, and the activity component with the help of problem-based learning. Methodology. The study is based on the work of G. Bateson, T. Yu. Bubryak, Yu. N. Pakhomov and D. N. Nurmanbetova, in which the authors explore issues of personality socialization, the relationship of the structure of logical levels with identity, the formation of an ecological personality and architectonics of identity. Results. Professional identity is a system-forming element of personality that integrates motivation for study, ability and competence. Conclusion. Our theoretical analysis allows us to draw the following conclusions. For more effective training of specialists, it seems necessary to form a professional identity of the person. When developing the professional identity of future specialists, it is necessary to take into account the formation of a value system that includes the prestige of the chosen profession, the importance of labor, and awareness of one’s place in socially useful work.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ»

pedagoga-tekst-dokumenta-2019-91402/ (accessed 02.04.2020). (In Russian).

2. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym professionalem programmam [On Approving the Procedure for Organization and Implementation of Educational Activities for Additional Professional Programs]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated July 01, 2013 No. 499. Available at: http://base.garant.ru/70440506/ (accessed 30.03.2020). (In Russian).

3. Fayn T. A. Kompetentnostnaya paradigma v professional'noj perepodgotovke i povyshenii kvalifikacii pedagogicheskih kadrov [Competency paradigm in professional retraining and advanced training of teachers]. Ulyanovsk, 2016, 97 p. (In Russian).

4. Schukina M. A. Psihologiya samorazvitiya lichnosti: sub»ektnyj podhod [Psychology of personality self-development: subjective approach]. Abstract of Doctor's degree dissertation. St. Petersburg, 2015, 53 p. (In Russian).

5. Slastenin V. A. Professional'naya pedagogika: akmeologicheskij podhod [Professional pedagogy: acmeological approach]. Siberian Pedagogical Journal, 2006, no. 4, pp. 10-22. (In Russian).

6. Mitina L. M. Psihologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya [Psychology of labor and professional development of a teacher]. Moscow, 2004, 322 p. (In Russian).

7. Zeer E. F. Psihologiya professional'nogo razvitiya [Psychology of professional development]. Moscow, 2009, 240 p. (In Russian).

8. Shchedrovitsky P. G. Ocherki po filosofii obrazovaniya [Essays on the philosophy of education]. Moscow, 1993, 154 p. (In Russian).

9. Zeer E. F., Zavodchikov D. P., Zinnatova M. V., Lebedeva E. V. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya kak ustanovka sub'ekta v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Individual Educational Trajectory as Intention of Subject in Continuing Education System]. Scientific Dialogue, 2017, no. 1, pp. 266-279. (In Russian).

10. Cheremnykh M. P. T'yutorskaya poziciya v obrazovatel'nyh stan-dartah novogo pokoleniya [A tutorial position in the educational standards of a new generation]. Organization of tutorial support in an educational institution: content, standardization and standardization of a tutor's work. Proceedings of the All-Russian

Scientific-Methodical Seminar "Standards of tutor's activity: theory and practice" Moscow, 2009, pp. 19-27. (In Russian).

11. Obrazovatel'naya programma - marshrut uchenika. Ch. 2 [Educational program - the student's route. Part 2]. Ed. A. P. Tryapitsyna. St. Petersburg, 2000, 228 p. (In Russian).

12. Luzanova N. N. Proektirovanie i realizaciya individual'noj obrazovatel'noj programmy shkol'nika v distancionnom obuchenii [Design and implementation of an individual educational program for a student in distance learning]. Abstract of Ph. D. thesis. Tomsk, 2019, 25 p. (In Russian).

13. Yachmenev V. D., Kvashnin E. G. Proektirovanie traektorii professional'nogo rosta pedagoga v processe nepreryvnogo professional'nogo razvitiya [Trajectory design of professional growth of teacher in the process of continuous professional development]. Scientific Support of a System of Advanced Training, 2018, no. 3 (36), pp. 22-30. (In Russian).

14. Kazakova E. I., Tryapitsyna A. P. Dialog na lestnice uspekha [Dialogue on the ladder of success]. St. Petersburg, 1997, 160 p. (In Russian).

15. Bicheva I. B., Melentovich A. V. Individual'naya traektoriya professional'nogo razvitiya pedagoga doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Individual trajectory of professional development of a preschool teacher]. Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal, 2018, no. 4 (28), pp. 267-279. Available at: http://vstospu.ru/archive/2018/ articles/19_28_2018.pdf (accessed 01.04.2020). (In Russian).

16. Goncharova E. V., Chumicheva R. M. Organizaciya individual'noj obrazovatel'noj traektorii obucheniya bakalavrov [Development of indivudual learning trajectories for bachelor students]. The Bulletin of Nizhnevartovsk State University, 2012, no. 2, pp. 3-11. (In Russian).

17. Gayazov A. S. Individual'nye traektorii obrazovaniya lichnosti [Individual trajectories of personality formation]. Available at: http://www.raop.ru/index.php?id=878 (accessed 01.04.2020). (In Russian).

18. Zeer E. F., Symaniuk E. E. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Individual educational trajectories in the system of continuous education]. Pedagogical Education in Russia, 2014, no. 3, pp. 74-82. (In Russian).

УДК/UDC 377 О. Д. Лукашевич, С. А. Филичев

O. Lukashevich, S. Filichev

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ

FORMING THE IDENTITY OF STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION BASED ON THE MODEL OF LOGICAL LEVELS

Введение. В процессе обучения у студентов системы среднего профессионального образования продолжается формирование четырех подструктур личности (по К. К. Платонову): направленности (убеж-

дения, ценности), опыта (знания и компетенции), форм отражения (мышление, память, восприятие), биологических свойств (гендерные и возрастные характеристики). Однако среди них сложно выделить системо-

образующий параметр личности, интегрирующий указанные выше качества. В качестве такового мы предлагаем идентичность. Именно она включает и опыт деятельности (учебной и профессиональной), и ценности, и осознание своего гендера, и мотивацию.

Формирование ценностной компоненты идентичности студентов техникумов и колледжей осуществляется с помощью наставничества и дискуссионных методов, а деятельностной компоненты - с помощью проблемного обучения.

Методология. Исследование опирается на работы Г. Бейтсона, Т. Ю. Бубряка, Ю. Н. Пахомова и Д. Н. Нур-манбетовой, в которых авторы исследуют вопросы социализации личности, связи структуры логических уровней с идентичностью, формирование экологической личности и архитектонику идентичности.

Результаты. Профессиональная идентичность -системообразующий элемент личности, интегрирующий мотивацию к учебе, способности и компетенции.

Заключение. Проведенный нами теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы.

Для более эффективной подготовки специалистов представляется необходимым формирование профессиональной идентичности личности.

При развитии профессиональной идентичности будущих специалистов необходимо учитывать формирование системы ценностей, включающей престижность выбранной профессии, важность труда, осознание своего места в общественно полезном труде.

Introduction. In the process of teaching students of the secondary vocational education system, the formation of four personal substructures continues (according to K. K. Platonov): orientation (beliefs, values), experience (knowledge and competencies), forms of reflection (thinking, memory, perception), biological properties (gender and age characteristics). However, it is difficult to distinguish a system-forming personality parameter that integrates qualities mentioned above. As such, we offer identity. It includes experience in activities (academic and professional), and values, and awareness of one's gender, and motivation. The formation of the value component of students' identity of colleges is carried out with the help of mentoring and discussion methods, and the activity component with the help of problem-based learning.

Methodology. The study is based on the work of G. Bateson, T. Yu. Bubryak, Yu. N. Pakhomov and D. N. Nurmanbetova, in which the authors explore issues of personality socialization, the relationship of the structure of logical levels with identity, the formation of an ecological personality and architectonics of identity.

Results. Professional identity is a system-forming element of personality that integrates motivation for study, ability and competence.

Conclusion. Our theoretical analysis allows us to draw the following conclusions.

For more effective training of specialists, it seems necessary to form a professional identity of the person.

When developing the professional identity of future specialists, it is necessary to take into account the formation of a value system that includes the prestige of the chosen profession, the importance of labor, and awareness of one's place in socially useful work.

Ключевые слова: профессиональное образование, идентичность, ценности, компетенции.

Keywords: professional education, identity, values, competencies.

Введение

В настоящее время у молодежи, получающей профессиональное образование в техникумах, колледжах, лицеях и вузах, формируются различные компоненты личности: компетенции, ценности, готовность к профессиональной деятельности, мотивация и т. д. Следствием такого разнобоя оказывается отсутствие системности в развитии личности - привитые преподавателями ценности не всегда влияют на поведение, а компетенции могут оказаться невостребованными на рабочем месте. Авторы считают, что решением проблемы может выступить формирование профессиональной идентичности как системообразующего свойства личности, интегрирующего способности личности, ее ценности и компетенции.

Методология

Исследование опирается на работы Г. Бейтсона [1], Т. Ю. Бубряка [2], Ю. Н. Пахомова [3] и Д. Н. Нур-манбетовой [4], в которых авторы исследуют вопросы социализации личности, связи структуры логических уровней с идентичностью, формирование экологической личности и архитектонику идентичности.

Результаты

Модель логических уровней можно описать как иерархию (рис. 1). Чем выше уровень, тем важнее его роль в структурировании имеющегося у человека опыта. Так, самый низкий уровень (окружение) включает описание окружающей среды (например, экосистем или техники). Он меньше всего влияет на формирование личности будущего выпускника техникума или колледжа. Именно этим можно объяснить исход-

ную низкую мотивацию доли (около трети) обучающихся к изучению экологии: знания об окружающей среде не являются для них важными, природа рассматривается как источник разнообразных ресурсов, служащих для удовлетворения их потребностей, экологические проблемы воспринимаются как случающиеся где-то далеко, с другими людьми.

Следующий уровень - поведение - охватывает учебную деятельность обучающихся, а также формирование компетенций. Отметим, что с точки зрения модели логических уровней компетенции описаны во ФГОС частично как поведение, а частично как способности (иногда выделяемые как отдельный логический уровень).

Способности - индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность той или иной деятельности. К сожалению, в настоящее время эта тема очень редко обсуждается в российской педагогической литературе. Одним из немногих российских исследователей, пишущих про способности, остается В. Н. Дружинин [6].

Следующий логический уровень - ценности и убеждения. Убеждения - обобщения, касающиеся самого студента, его окружения, окружающей среды (мира вокруг) и кажущиеся молодому человеку или девушке верными. Их формирование при преподавании экологии рассматривается в российской образовательной практике в рамках аксиологического подхода (например, в работе [7]).

Логический уровень «идентичность» дает ответ на вопрос «Кто я?». Например, Ю. Н. Пахомов [3] описывает формирование эколичности как идентичности взрослого человека. Однако формирование идентич-

ности экочеловека представляется целесообразным при обучении на профессиональных экологов, а в техникумах и колледжах у студентов формируется идентичность специалиста либо техника, поэтому в рамках экологической подготовки контингента инженерных специальностей следует остановиться на логическом уровне ценностей.

Как отмечает Д. Н. Нурманбетова [4], проблема идентичности начала обсуждаться в западных социо-гуманитарных дисциплинах в 1960-е гг. Например, Э. Фромм писал: «„.Так же, как потребности в соотнесенности, укорененности и трансценденции, его потребность в чувстве идентичности настолько жизненна и императивна, что человек не может оставаться психически здоровым, если не находит какого-то способа ее удовлетворения» [8, с. 61]. Рассмотрим более подробно формирование идентичности инженера.

Понятие идентичности в работе Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис» интерпретируется как «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем многообразии социальных отношений» [цит. по 9]. Как видно из рисунка 1, именно идентичность интегрирует ценности и поведение студента и оказывается системообразующим элементом личности.

При применении модели логических уровней в образовательном процессе возникает ряд сложностей. В русскоязычной научной литературе идентичность рассматривается как социологическая, а не как педагогическая категория. Как следствие, крайне мало число работ, посвященных формированию идентичности инженера. Кроме того, во время учебы у молодежи превалирует идентичность сту-

дента, а идентичность профессионала начинает формироваться только к концу обучения (при накоплении соответствующих знаний и компетенций) и продолжает развиваться во время трудовой деятельности, то есть уже вне стен учебного заведения. Также следует отметить, что государство через ФГОС навязывает развитие компетенций, то есть гораздо более низкого логического уровня, а о формировании идентичности в образовательных стандартах ничего нет.

О. В. Шиняева и А. К. Тчапе выделяют два направления анализа идентичности: первое - исследование идентификации на уровне больших групп, социальных институтов и общностей, результатом которого является внутригрупповая солидарность с принятыми идеалами и стандартами; второе - анализ самоидентификации в малых группах и корпорациях, который воспроизводит механизм выбора индивидом своей принадлежности к той или иной группе как «значимым другим» [10, с. 136].

Как видно из рисунка 2, О. В. Шиняева и А. К. Тчапе выделяют в профессиональной идентичности ценностный и поведенческий уровни, что согласуется с моделью логических уровней [10, с. 141]. Рассмотрим формирование ценностного уровня идентичности студента.

Представления о смысле и престиже профессии чаще всего формируются у обучающихся при контакте с преподавателями. Реже это происходит при общении с практикующими инженерами, работающими в техникумах, или во время производственной практики. Иногда представление о роли инженера удается сформировать у старшеклассников во время проф-ориентационной работы (экскурсии в образовательные учреждения или на предприятия, открытые лекции успешных выпускников системы СПО).

Первокурсники не всегда ясно представляют, какие значимые качества им предстоит развить. Тем важнее работа преподавателя по мотивации студен-

Рис. 2. Структурная операционализация процесса формирования профессиональной идентичности молодежи

тов к профессиональному саморазвитию, подбору адекватных методов обучения и средств психодиагностики. Подтверждение выбора профессии может происходить через осознание важности профессии инженера или работу по специальности.

Нормы и традиции профессии и сообщества студент начинает усваивать во время учебы, в полной мере он интериоризирует их во время профессиональной деятельности. Отношение к перспективам профессиональной деятельности формируется на стыке ценностной (профессия инженера - престижно) и моти-вационной сфер (получение диплома - первый шаг в карьере).

Образцы отношений в профессиональной образовательной организации усваиваются иногда явно (эксплицитно) на основе устава техникума / колледжа, в котором регламентируется поведение сотрудников и студентов, иногда неявно (имплицитно), например через образцы поведения преподавателей (грамотная речь, опрятный внешний вид, интерес к постоянному саморазвитию, переходящий в life-long learning -обучение в течение всей жизни).

Формирование поведенческого уровня идентичности включает ряд шагов. Межпоколенные связи в профессии формируются частично в вузе (через имплицитное принятие норм), частично в профессиональной деятельности - через наблюдение за старшими товарищами. Частично этот процесс был нарушен в 1990-е гг., однако успехи в реинду-стриализации позволяют надеяться на возобновление отношений «старший - младший» в рамках системы наставничества.

Заключение

Помимо профессиональной, есть и другие виды идентичности. Г. М. Авилов, Е. А. Кранзеева и Л. С. Яницкий выделяют региональную идентичность как результат осознания принадлежности индивида к региональному сообществу [11]. В условиях глобализации рынка труда инженер регулярно переезжает (по данным П. Г. Щедровицкого, у некоторых современных специалистов средний срок работы на одном месте около года), как следствие - региональная идентичность просто не успевает сформироваться. В таком случае, помимо осознания себя инженером, специалист будет считать себя россиянином либо гражданином мира в зависимости от того, работает ли он только в разных регионах страны или выезжает за рубеж.

Представляет интерес выделенные Г. М. Авиловым с коллегами [11] компоненты региональной идентичности: когнитивный, ценностный, чувственно-

эмоциональный и регулятивный. Они частично пересекаются с описанными нами выше особенностями формирования идентичности. Например, аксиологический компонент идентичности рассматривается как в работе О. В. Шиняевой и А. К. Тчапе, так и в модели логических уровней. Профессиональные ценности инженера формируются как имплицитно, через наблюдение и подражание преподавателям и старшим коллегам во время учебной и преддипломной практики, так и эксплицитно - например во время дебатов или иных дискуссионных методов обучения.

Когнитивный компонент идентичности опирается на когнитивный подход (то есть на описание процессов восприятия и переработки информации человеком), и его развитие способствует формированию lifelong learning - обучению в течение всей жизни.

Чувственно-эмоциональный компонент идентичности находит отражение в принципе опоры на положительные эмоции. После окончания формального обучения молодой человек может быть удовлетворен своей профессиональной деятельностью и желать карьерного роста, либо же сменить работу, если не доволен перспективами. Второй вариант может потребовать переобучения (например, получения высшего образования), и следствием может быть смена идентичности (например, «Я - экономист» вместо «Я - строитель»).

В заключение отметим, что среди перечисленных в работе видов идентичности наиболее предпочтительным представляется формирование профессиональной идентичности, так как именно она предлагает наиболее полную возможность социализации на рабочем месте.

Проведенный нами теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы.

Для более эффективной подготовки специалистов необходимо формирование профессиональной идентичности личности.

При развитии профессиональной идентичности будущих специалистов следует учитывать формирование системы ценностей, включающей престижность выбранной профессии, важность труда, осознание своего места в общественно полезном труде.

Литература

1. Бейтсон Г Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М., 2000. 476 с.

2. Бубряк Т. Ю. Связь структуры логических уровней в процессе становления профессиональной самоидентичности будущих психологов [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. 2014. № 8-9. С. 33-44. URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/1581.

3. Пахомов Ю. Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки. СПб., 2002. 144 с.

4. Нурманбетова Д. Н. Архитектоника человеческой идентичности // Вопросы философии. 2016. № 5. С. 39-50.

5. Дилтс Р., Халлбом Т., Смит С. Убеждения и привычки. Как изменить. СПб., 2013. 224 с.

6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2007. 368 с.

7. Назаренко А. В., Фунина Е. Е. Усвоение ценностей в экологической сфере - ведущее условие формирования экологического мышления // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 1 (34). С. 125-130.

8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 447 с.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2006. 607 с.

10. Шиняева О. В., Тчапе А. К. Теоретико-методологические подходы к исследованию профессиональной идентификации молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 4 (36). С. 134-145.

11. Авилов Г. М., Кранзеева Е. А., Яницкий Л. С. Региональная идентичность молодежи и проблема формирования имиджа региона // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 110-119.

References

1. Bejtson G. Jekologija razuma. Izbrannye stat'i po antro-pologii,psihiatrii i jepistemologii [Ecology of the mind. Selected Articles on Anthropology, Psychiatry and Epistemology]. Moscow, 2000, 476 p. (In Russian).

2. Bubrjak T. Ju. Svjaz' struktury logicheskih urovnej v processe stanovlenija professional'noj samoidentichnosti budushhih psihologov [Сorrelation of logical levels' structure in the process of professional self-identity formation of future psychologists]. Universum: Psychology and education: electronic scientific journal,

2014, no. 8-9, pp. 33-44. Available at: https://7universum.com/ ru/psy/archive/item/1581. (In Russian).

3. Pahomov Ju. N. Formirovanie jekocheloveka: metodologicheskie principy i programmnye ustanovki [The formation of the eco-man: methodological principles and program settings]. St. Petersburg, 2002, 144 p. (In Russian).

4. Nurmanbetova D. N. Arhitektonika chelovecheskoj identichnosti [The Architectonics of Human Identity]. Questions of Philosophy, 2016, no. 5, pp. 39-50. (In Russian).

5. Dilts R., Hallbom T., Smit S. Ubezhdenija i privychki. Kak izmenit' [Beliefs and habits. How to change]. St. Petersburg, 2013, 224 p. (In Russian).

6. Druzhinin V. N. Psihologija obshhih sposobnostej [Psychology of General Abilities]. St. Petersburg, 2007, 368 p. (In Russian).

7. Nazarenko A. V., Funina E.E. Usvoenie cennostej v jekologicheskoj sfere - vedushhee uslovie formirovanija jekologicheskogo myshlenija. [Mastering values in an ecological sphere is the main condition for an ecological thinking formation] Pedagogical-Psychological and Biomedical Problems of Physical Education and Sport, 2015, no. 1 (34), pp. 125-130. (In Russian).

8. Fromm Je. Anatomija chelovecheskoj destruktivnosti [Anatomy of human destructiveness]. Moscow, 1994, 447 p. (In Russian).

9. H'joll L., Zigler D. Teorii lichnosti [Theories of personality]. St. Petersburg, 2006, 607 p. (In Russian).

10. Shinjaeva O. V., Tchape A. K. Teoretiko-metodologicheskie podhody k issledovaniju professional'noj identifikacii molodezhi [Theoretical and methodological approaches to studying professional identity of youth] University proceedings. Volga region. Social sciences,

2015, no. 4 (36), pp. 134-145. (In Russian).

11. Avilov G. M., Kranzeeva E. A., JanickijL. S. Regional'naja identichnost' molodjozhi i problema formirovanija imidzhe regiona [The regional identity of young people and the problem of formation of the regional image]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 1 (33), pp. 110-119. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК/UDC 371 Н. Ю. Посталюк, В. А. Прудникова

N. Postalyuk, V. Prudnikova

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, МОДЕЛИ, РОССИЙСКИЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ1

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A SPECIALIST: METHODOLOGICAL APPROACHES, MODELS, RUSSIAN DEVELOPMENT PRACTICES

Введение. В статье представлен обзор отечественных исследований и сложившейся практики в сфере формирования профессионально важных (значимых) качеств специалиста.

1 Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС на 2020 г. «Разработка подходов к формированию в образовательной организации системы профессионального воспитания, ориентированного на результат». The article was prepared as part of the research work of the state task of the Ranepa for 2020 "Development of approaches to the formation of a result-oriented professional education system in an educational organization".

Цель статьи - представить классификацию и систематизацию методологических подходов к исследованию индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих профессиональной успешности в том или ином виде деятельности.

Методология. Выделяются три методологических подхода к трактовке личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности: традиционный профессиографический, ресурсный и на основе метапрофессиональных качеств лично-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.