Научная статья на тему 'Сравнительный анализ избирательных кампаний по выборам депутатов представительных органов власти в Омской области и Алтайском крае, прошедших в марте 1994 года'

Сравнительный анализ избирательных кампаний по выборам депутатов представительных органов власти в Омской области и Алтайском крае, прошедших в марте 1994 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кашкин А. В.

Статья опирается на законодательную базу, в соответствии с которой проводились выборы, характеризует политическую ситуацию в обоих регионах, освещает ход избирательных кампаний и представляет результаты выборов депутатов представительных органов власти на территории Омской области и Алтайского края. В конце статьи приведены выводы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кашкин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative analysis of the election campaigns of authority depu- ty's election in Omsk region and Altay krai undertaken in March of 1994

The article gives the legislative base, characterizes the political situation, electoral campaign and its results in Altai and Omsk regions.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ избирательных кампаний по выборам депутатов представительных органов власти в Омской области и Алтайском крае, прошедших в марте 1994 года»

УДК 324(571.13)(571.150)

л.в.кдшкин

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ

ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

И АЛТАЙСКОМ КРАЕ,

ПРОШЕДШИХ В МАРТЕ 1994 ГОДА_

Статья опирается на законодательную базу, в соответствии с которой проводились выборы, характеризует политическую ситуацию в обоих регионах, освещает ход избирательных кампаний и представляет результаты выборов депутатов представительных органов власти на территории Омской области и Алтайского края. В конце статьи приведены выводы исследования.

2 I

и I

о

з!

1Д •

О I

Устройство современного демократического государства немыслимо без формирования органов его исполнительной и законодательной власти посредством выборов. Периодическое проведение свободных выборов составляет одну из основ подлинного народовластия, важнейшую форму проявления суверенитета народа. Посредством выборов достигается наибольшее влияние граждан на государственную власть. При этом для большинства граждан выборы становятся единственной формой их участия в делах государства. Международные стандарты и критерии демократических, свободных, справедливых и конкурентных выборов определены рядом пактов, деклараций и других правовых актов, что является заслугой современного международного права.

Таким образом, проведение периодических свободных выборов составляет основу представительной демократии. Отличительной чертой демократического устройства современного государства является превращение выборов в основную и непрерывную процедуру отбора членов представительных органов, а также глав администрации и ряда должностных лиц на местном, региональном и общегосударственном уровнях. Именно выборы являются основной формой участия граждан в политике и государственном управлении, осуществлении ими контроля за деятельностью органов власти и управления, депутатов и должностных лиц1.

В начале 90-х годов XX века Алтайский край и Омская область вместе со всей страной вступили в новый период своего развития. В сфере организации управления субъектами Федерации изменения заключались в разделении властей и переходе исполнительной власти в руки главы администрации, а законодательной - к региональному представительному органу власти (в нашем случае — к Законодательному собранию).

Новое законодательство, в частности Конституция РФ и Указ Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного I самоуправления в Российской Федерации», указы-

вало на «необходимость реформирования представительных органов власти краев, областей... »^ устанавливало, что «в краях, областях... населением избираются органы представительной власти (собрания, думы и т.п.) в составе 15-50 депутатов, работающих на постоянной основе»3.

В условиях реорганизации представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Омске и на Алтае были приняты решения о проведении выборов депутатов новых представительных органов государственной власти субъектов Федерации4.

Введение практики открытых и свободных выборов предполагало появление партий как организованных структур поддержки политически ориентированных кандидатов. В начале 90-х гг. в России начался процесс формирования партий как на федеральном, так и на региональном уровнях. К началу 1994 года в Омской области и Алтайском крае было зарегистрировано несколько десятков политических партий и движений, среди которых были отделения федеральных партий, а также организации регионального и муниципального характера. Преимущественно эти партии и движения малочисленны, у них отсутствовала разветвленная структура организации на территории регионов5. В связи с этим считаем необходимым сосредоточить свое внимание лишь на партиях, преодолевших пятипроцентный барьер на выборах в Федеральное Собрание РФ в декабре 1993 года как наиболее серьезных политических структурах на этот период времени.

Победитель декабрьских выборов — Либерально-демократическая партия России — приняла решение не участвовать в выборах депутатов представительных органов власти ни в Омской области, ни в Алтайском крае. Дело в том, что местные ячейки ЛДПР на тот момент находились в стадии формирования и не обладали достаточным человеческим и организационным потенциалом. Их деятельность заключалась в создании базы для участия в будущих выборах в федеральные органы власти (налаживание связей с местными властями и финансовыми

Алтайский кран1 Омская область1

Либерально-демократическая партия России — 26.9% Либерально-демократическая партия России — 19.7%

Аграрная партия России - '22,6% Аграрная партия России — 7.9%

Выбор России - 10,53% Выбор России - 15,8%

Коммунистическая партия Российской Федерации — 9,59% Коммунистическая партия Российской Федерации — 12,9%

Женщины России - 8,32% Женщины России — 9,8?/;

Партия российского единства и согласия - 5,2% Демократическая партия России — 5,В%

структурами, проведение агитационных мероприятий). В то же время Омская организация ЛДПР выпустила листок с перечнем из 12 кандидатов, поддержанных местным отделением партии, среди которых были преимущественно представители блока КПРФ - ФОП - РКРП.

Одной из самых серьезных поли тических организаций Алтайского края является местное отделение Аграрной партии России. АПР на Алтае представляет собой политическую верхушку мощной производствен но-финансопой группы, контролирующий аграрный и пищевой секторы экономики. В партию входят практически все председатели сельскохозяйственных акционерных обществ края. Учитывая сельскохозяйственную специфику региона, можно предположить, что Алтайское отделение АПР имеет серьезное влияние на органы власти, не испытывает никаких финансовых и организационных проблем". Омская организация АПР к выборам марта 1994 года еще не была зарегистрирована. Впрочем, представители партии и сочувствующие ей принимали участие в избирательной кампании. К таковым можно отнести кандидатов — глав администраций сельских районов, руководителей сельских акционерных обществ и сельхозпредприятий.

Поражение на декабрьских выборах в Федеральное Собрание РФ негативным образом сказалось на местных отделениях «Выбора России». Одним из проявлений кризиса стала потеря партией поддержки во властных структурах: в Омске после смещения с поста мэра города Ю. Шойхета, на Алтае после смены краевой администрации, возглавляемой активным сторонником движения В. Райфи-кештом. В то же время отместных отделений «Выбора России» отворачиваются представители бизнеса, а вместе с ними ослабевает и финансовая база движения. Тем не менее отделениям партии удается выставить на выборы своих кандидатов.

Отделения Коммунистической партии Российской Федерации в обоих субъектах достаточно многочисленны: около 8 тысяч человек, более того, и в Омске, и на Алтае на начало 1994 года наблюдалась те?1денция роста численности партий. На Алтае организация осуществляла свою деятельность во всех городах и районах края; в Омской области КПРФ имела около 30 районных комитетов и групп. Омская организация КПРФ имела выход на некоторые печатные средства массовой информации (областная газета «Омское время» и районная «Коммунист», издававшаяся в г. Таре). Оба отделения КПРФ сумели перед выборами создать избирательные объединения. Омское отделение выступило единым фронтом с Федерацией омских профсоюзов (ФОП) и Российской коммунистической рабочей партией (РКРП), согласовав выдвижение своих кандидатов по 25 округам. А в Алтайском крае продолжил свою работу, начатую еще перед декабрьскими выборами, блок

«За подлинное народовластие, гражданский мир и интересы человека груда», куда помимо КПРФ вошли Союз женщин России и краевой комитет ветеранов войны. В результате вышеназванным блоком было выдвинуто 7 кандидатур, еще 7 выдвинула сама КПРФ.

Другие организации, преодолевшие пятипроцентный барьер на выборах в Федеральное Собрание России, ни в Омской области, ни на Алтае ничем себя не проявили.

Значительным было количество независимых кандидатов, среди которых можно было условно выделить две основные группы: главы администраций районов и административные работники, а также представители финансово-промышленных кругов.

Агитационная активность большинства кандидатов была невысокой. Причиной тому служила низкая финансовая обеспеченность большинства кандидатов, а также отсутствие налаженных связей со средствами массовой информации, В результате большая часть агитационных материалов была размещена в пользу кандидатов — представителей финансово-промышленных групп и административных работников. В то же время некоторые издания в публикуемых ими статьях ставили под вопрос необходимость проведения выборов, тем самым, подводя читателя к выводу об отсугствии необходимости участвовать в выборах".

В целом избирательные кампании но выборам депутатов носили несколько сумбурный, что было вызвано плохой подготовкой выборов и недостатком информации о функциях представительных органов власти, но в то же время спокойный характер. Зарегистрированные нарушения не носили общественно опасный характер, а были связаны с отказом опубликования агитационных материалов некоторых кандидатов в печатных изданиях, либо с незаконной агитацией в день голосования"1.

Итоговые результаты выборов не преподнесли сюрпризов: среди победителей избирательных кампаний оказались признанные хозяйственники — руководители сельскохозяйственных и промышленных предприятий, представители местной административной элиты, а также кандидаты от крупнейших партий и объединений. Здесь, впрочем, необходимо отметить, что среди победивших партийцев также выделялись лица, заслужившие авторитет крепких хозяйственников, в то время как ярко выраженные политические лидеры потерпели поражение,

Необходимо отметить низкую активность избирателей Прииртышья. Из 30 избирательных округов Омской области выборы состоялись в 21 округе (все 9 округов, где выборы были признаны несостоявшимися, относятся к г. Омску). По итогам выборов был избран 21 депутат, что составляет более двух третей от состава Законодательного собрания, таким образом, представительный орган Омской области считался избранным и мог приступить к работе.

Процент участвовавших в выборах граждан составил лишь 33,9 по области (в г. Омске — 24,4%, в сельских избирательных округах — 46,3%). За всех кандидатов от числа принявших участие в выборах было подано 89% голосов. Против всех кандидатов — 11% голосов (в г. Омске — 13,5%, в сельских округах — 9,2%)".

В целом на выборах в Алтайском крае победу отпраздновали представители Аграрной партии России и Коммунистической партии РФ, в объединенную фракцию которых в Законодательном собрании вошло 32 депутата из 5012. Такой расклад сил в представительном органе края перевел Законодательное собрание в оппозицию действовавшей краевой администрации.

На первый взгляд, схожая ситуация сложилась и в парламенте Омской области, где большую часть мест заняла группа аграриев: главы сельских районных администраций и руководители сельскохозяйственных предприятий, а также представители избирательного блока КПРФ — ФОП. Впрочем, в Омске представители двух вышеназванных объединений не смогли организовать единой депутатской г руппы, так как омские депутаты — аграрии по ключевым вопросам поддерживали действия областной администрации.

Выборы в представительные органы власти субъектов Федерации выявили реальный расклад сил на территории регионов. Они показали, что жители предпочитают голосовать за кандидатов — хозяйственников и кандидатов, непосредственно проводящих работу с людьми, в то время как ярко выраженные политизированные кандидаты зачастую не находят поддержки широких масс.

Низкую активность избирателей в кампаниях 1994 года можно объяснить слабым информационным обеспечением и недостатком осведомленности граждан о функциях создаваемых органов власти; недостаточной разработанностью программных положений большинства кандидатов и неумением донести их до избирателя.

Библиографический список

1 Понятие выборов и избирательного права / Т.В. Герасименко // Теория и практика правотворческой деятельности субъектов РФ: сб. докл. межрегион, науч-практ. конф.- Новосибирск, 2001,- С. 121-122.

2 Указ Президента РФ. О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации. 9 октября 1993 г., №1617, п. 1.

3 То же, п. 2.

4 Алтайский краевой Совет народных депутатов // URL http://www.mediatext.ru/docs/9904 ?print.

Законодательное собрание Омской области // URL http:/ /www.mediatext.ru/docs/9918?print.

5 О политической системе Омской области / А, Бутаков / / Рынок ценных бумаг,-1998.- №2 - С. 18-19.

История представительной власти на Алтае // URL http:/ /www.altairegion.ru/rus/gov/leg_assembly/aksnd/.

6 Новиков С. В. Социально-политическая система региона. Западная Сибирь / С. В. Новиков ; Ом. гос. аграр. ун-т.-Омск : Изд-во ОмГАУ, 2002,- С. 106.

7 Лоткин И. В. Выборы : политические партии, пресса, избиратель (1988-1995 гг.) / И.В. Лоткин, А. А. Макаров, С. А. Мордвинова, С. В, Новиков,- Омск : Ом. обл. тип., 1996. - С. 39.

8 Новиков С. В Социально-политическая система региона. Западная Сибирь / С. В. Новиков ; Ом. гос. аграр. ун-т,- Омск : Изд-во ОмГАУ, 2002. - С. 51.

° Лоткин И. В. Выборы : политические партии, пресса, избиратель (1988-1995 гг.) / И.В. Лоткин, А. А. Макаров, С. Л. Мор-двинцева, С. В. Новиков,- Омск : Ом. обл. тип., 1996,- С. 45.

"' Выборы депутатов Законодательного собрания Омской области. — Изд-во ТАСС — Восточный экспресс, 2004. — С. 15-16.

" Выборы депутатоы Законодательного собрания Омской области. — Изд-во ТАСС — Восточный экспресс, 2004. — С. 13-14.

Новиков С. В. Социально-политическая система региона. Западная Сибирь / С. В. Новиков : Ом. гос. аграр. ун-т,-Омск : Изд-во ОмГАУ. 2002. - С. 108.

Статья поступила в редакцию 13.09.06. © Кашкин А. В.

Календарь научных мероприятий

Международная научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития» Томский государственный университет 20 по 22 сентября 2007 года

Направления:

1. Региональные программы информатизации образования.

2. Методологическое, научно-методическое и кадровое обеспечение информатизации образования. 3 Развитие академической мобильности участников образовательного процесса на основе ИКТ.

4. Электронные средства учебного назначения (средства, методы, технологии).

5. Дистанционные образовательные технологии.

6. Автоматизированные информационные системы в образовании и науке.

7. Электронные библиотечные системы.

В работе конференции примут участие руководители Федерального агентства по образованию Российской Федерации, руководители органов управления образования субъектов Российской Федерации, руководители и представители вузов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

Заявку на участие и тезисы доклада объемом не более 5000 знаков, включая пробелы, необходимо представить до 1 июня 2007 г. Наиболее интересные материалы конференции будут опубликованы по ее итогам в журнале «Открытое и дистанционное образование». Материалы должны быть присланы в адрес оргкомитета не позднее 5 сентября 2007 г. Контактные телефоны: (3822) 52-94-94, 52-96-78, 53-44-33, Факс: (3822) 52-95-79; 52-94-94

Контактные лица: Шакирова Альбина Равильевна (shakirovaff-ido.tsu.ni). Володина Виктория Сергеевна (volodina'Bido.tsu.ru). Адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, 2-й учебный корпус ТГУ, ИДО,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.