Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУШАТЕЛИ / СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТРОЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / STUDENTS / LAW ENFORCEMENT OFFICERS / GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL TRAINING / PEDAGOGICAL TESTING / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куров Альберт Иванович, Клименко Андрей Александрович, Лунин Александр Анатольевич, Никитин Юрий Петрович

В статье проведен анализ результатов общефизической подготовленности слушателей до и после прохождения профессиональной подготовки, прибывших в образовательные организации МВД России. Исследование заключалось в анализе полученных результатов по физической подготовке и нахождении наиболее рациональных методов и способов улучшения качества подготовки. Авторами проведены контрольно-педагогические тестирования уровня здоровья заболеваемости, состояния здоровья по (самочувствию, работоспособности и настроению), в условиях основного эксперимента использовались результаты исследования разработанной модели преодоления препятствий в закрытых помещениях, способствующей развитию, как физических качеств, так и психофизической устойчивости. К концу обучения наблюдалась значительная динамика улучшения результатов экспериментальной группы по всем показателям по сравнению с контрольной группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куров Альберт Иванович, Клименко Андрей Александрович, Лунин Александр Анатольевич, Никитин Юрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF POLICE STAFF AND METHODS OF INCREASING OPERATIONAL ABILITY IN THE TRAINING PROCESS

The article analyzes the results of the general physical fitness of the students before and after training, which arrived at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The study consisted from the analysis of the results obtained in physical training and finding the most rational methods and ways to improve the quality of training. The authors carried out the control and pedagogical testing of the level of health of the incidence, health status (well-being, health and mood); in the main experiment we used the results of the study of the developed model for overcoming obstacles in closed rooms, which contributes to the development of both physical qualities and psychophysical stability. By the end of the training, there was a significant dynamics in improving the results of the experimental group in all indicators compared with the control group.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

рактерны для спортсменов-атлетов, что указывает на то, что адаптивные способности сердца меньше, чем у единоборцев (представителей боевых искусств). Кроме того, спортсмены атлетических видов спорта, как правило, испытывают напряжение своих механизмов адаптации, в то время как спортсмены, занимающиеся боевыми искусствами, повышают функциональные резервы организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний : монография / P.M. Баевский, А.П. Берсенева. - Москва : Медицина, 1997. - 236 с.

2. Передовые подходы и методики в педагогике и психологии : монография / Е.И. Бегене-ва, О.Ю. Григорьева, В.В. Кузнецов [и др.]. - Тюмень : Ист Консалтинг, 2011. - 192 с.

REFERENCES

1. Bayevsky, R.M. and Berseneva, A.P. (1997), Assessment of the adaptive capacities of the body and the risk of developing diseases, Medicine, Moscow.

2. Begeneva, E.I., Grigorieva, O.Yu., Kuznetsov, V.V. et al. (2011), Advanced approaches and techniques in pedagogy and psychology, East Consulting, Tyumen.

Контактная информация: Lana20016@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.05.2020

УДК 796.07

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Альберт Иванович Куров, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел России, Краснодар; Андрей Александрович Клименко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар; Александр Анатольевич Лунин, доцент, Всероссийский институт повышения квалификации, сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Домодедово; Юрий Петрович Никитин, преподаватель, Восточносибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Иркутск

Аннотация

В статье проведен анализ результатов общефизической подготовленности слушателей до и после прохождения профессиональной подготовки, прибывших в образовательные организации МВД России. Исследование заключалось в анализе полученных результатов по физической подготовке и нахождении наиболее рациональных методов и способов улучшения качества подготовки. Авторами проведены контрольно-педагогические тестирования уровня здоровья заболеваемости, состояния здоровья по (самочувствию, работоспособности и настроению), в условиях основного эксперимента использовались результаты исследования разработанной модели преодоления препятствий в закрытых помещениях, способствующей развитию, как физических качеств, так и психофизической устойчивости. К концу обучения наблюдалась значительная динамика улучшения результатов экспериментальной группы по всем показателям по сравнению с контрольной группой.

Ключевые слова: слушатели, сотрудники правоохранительных органов, общая и специальная физическая подготовка, контрольно-педагогическое тестирование, профессиональное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p235-240

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF POLICE STAFF AND METHODS OF INCREASING OPERATIONAL ABILITY IN THE TRAINING

PROCESS

Albert Ivanovich Kurov, the senior teacher, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar; Andrey Alexandrovich Klimenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, Krasnodar; Alexander Anatolyevich Lunin, the senior lecturer, All-Russian Institute for Advanced Studies of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Domodedo-vo; Yuri Petrovich Nikitin, the teacher, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk

Abstract

The article analyzes the results of the general physical fitness of the students before and after training, which arrived at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The study consisted from the analysis of the results obtained in physical training and finding the most rational methods and ways to improve the quality of training. The authors carried out the control and pedagogical testing of the level of health of the incidence, health status (well-being, health and mood); in the main experiment we used the results of the study of the developed model for overcoming obstacles in closed rooms, which contributes to the development of both physical qualities and psychophysical stability. By the end of the training, there was a significant dynamics in improving the results of the experimental group in all indicators compared with the control group.

Keywords: students, law enforcement officers, general and special physical training, pedagogical testing, vocational training.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы, которые касаются качества профессиональной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов, подтверждается требованиями современного государства. В результате мы имеем неоправданные ранения и гибель сотрудников правоохранительных органов, которые происходят во время выполнения ими оперативно-служебной задачи в мирное время вне зоны проведения контртеррористических операций [6]. Система профессиональной подготовки сотрудников МВД России призвана обеспечить правоохранительные органы специалистами, способными и готовыми эффективно решать разнообразные задачи правовой защиты общества. Современные условия служеб-но-профессиональной деятельности предъявляют высокие требования к личному составу органов внутренних дел. Сотрудники полиции должны иметь высокую специальную и общую физическую подготовку, обладать устойчивыми двигательными навыками. Система физической подготовки в МВД России направлена на подготовку сотрудников всесторонне развитых, способных переносить большие физические и психические нагрузки. Однако, одной из приоритетных, является задача формирования и укрепления здоровья сотрудников, привитие им основ здорового образа жизни [1].

Важнейшим критерием профессиональной пригодности сотрудников, подразделений органов внутренних дел МВД России является оптимальный уровень их общей и специальной физической подготовленности [3]. Результаты сдачи входного контроля показывает, что у сотрудников, прибывающие на обучение в большей степени низкий уровень физического развития. Сотрудники не владеют основными положениями приказов, регламентирующих деятельность полиции, не знают порядок проверки и оценки физической подготовленности, не ознакомлены с таблицами определения уровня физической подготовленности, не знакомы с основными понятиями, а также наименованиями контрольных упражнений и порядком их выполнения. Исходя из полученных результатов сотрудники полиции, которые показали низкий уровень общей физической подготовленно-

сти, имеют большие проблемы и по специальной физической подготовке, что требует большего времени у данных слушателей для качественного изучения учебного материала в полном объёме.

Цель исследования: проведения комплексного контрольно-педагогического тестирования в процессе обучения сотрудников правоохранительных органов, результаты которых позволят качественно улучшить процесс обучения курсантов и слушателей вузов МВД России по предмету «Физическая подготовка». Разработать и внедрить в процесс обучения наиболее простых, эффективных и нестандартных элементов преодоления препятствий, обеспечивающих требуемый уровень подготовленности сотрудников.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Было проведено комплексное контрольно-педагогическое исследование, включающее в себя эмпирические методы: анализ учебной документации, анкетирование, наблюдение, тестирование физических качеств, методы математической статистики. При оценке результатов исследования ведущую роль имело сравнение полученных данных с показателями нормы. Представление о норме как о некоторой статистической совокупности, значений, полученных при проведении комплексного контрольно-педагогического исследования. Исследования по методологии оценивания физической подготовленности слушателей МВД осуществлялось в несколько этапов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе исследования с целью получения объективной информации, исходного уровня общей физической подготовленности сотрудников полиции, прибывших на обучение, было проведено тестирование. Исследования проводились в период с 2018 года по 2019 год на Ф1111 Краснодарского университета МВД России. За этот период в испытании комплексного контрольно-педагогического исследования приняло участие 330 сотрудников полиции. В результате входного контроля по общей физической подготовке оценку неудовлетворительно получили 206 (62%) слушателей, а удовлетворительную оценку 124 (38%).

7 марта 2019 года ДГСК МВД РФ утверждены новые примерные программы профессионального обучения. В программе сказано, что, промежуточная аттестация по физической подготовке проводится в форме дифференцированного зачета.[4]. Проведя анализ уровня физической подготовленности слушателей по количеству набранных балов можно предположить, что не все сотрудники смогут успешно преодолеть этап обучения.

Для исследования уровня здоровья заболеваемости мы использовали, экспресс тест оценки по (Б.Х.Ланда,2004), в которой были задействованы данные 300 сотрудников полиции. «Количество здоровья» тем больше, чем менее человек подвержен различным заболеваниям.

Высокий уровень здоровья - если слушатель не болел в течение всего срока обучения (12,3%) 37 слушателей; (10%) 30 из них получили на экзамене по физической подготовке оценку отлично и хорошо

Средний уровень здоровья - если заболевание возникло во время эпидемии или повышения нагрузки (68,3%) 206 слушателей; (5%) 15 слушателей получили - отлично; (28,6%) 86 слушателей - хорошо и (40%) 120 слушателей - удовлетворительно.

Низкий уровень здоровья - если слушатель болеет во время обычных нагрузок (19%) 57 слушателей.

Экспресс-оценка уровня здоровья по состоянию. Оцениваться по: самочувствию, работоспособности и настроению, по пяти бальной шкале.

Высокий уровень - кто наберет среднюю оценку пять баллов (29,6%) 89 слушателей, рекомендуется продолжить вести прежний образ жизни.

Средний уровень - (57,6%) 173 слушателя, ниже четырёх баллов, должны проанализировать свой образ жизни и определить степень его влияния на состояние здоровья.

Низкий уровень - кто болел четыре и более раз, то из результата вычитается один балл - (12,6%) 38 слушателей, которые показали очень низкие результаты, как по общефизической подготовке, так и по боевым приемам борьбы.

Результаты показали, что, использование традиционных средств и методов физической подготовки в рамках учебной программы не всегда оказывается достаточными в данной ситуации, для эффективного развития основных двигательных качеств курсантов и слушателей вузов МВД России, что и повлияло на провидение педагогического эксперимента. Эффективность разработанной методики проверялась в условиях основного эксперимента. Для этого в конце обучения было проведено повторное тестирование.

На втором этапе исследования, которые проводились на загородной учебной базе Краснодарского университета МВД России с октября 2019 года по март 2020 года. В педагогическом эксперименте приняли участие 30 слушателей в контрольной и 30 слушателей в экспериментальной группе. Анализировались результаты выполнения нормативов по общей физической подготовке, в начале и в конце обучения. Применялись наиболее простые, рациональные способы преодоление препятствий, которые эффективно развивают физические, тактические и психофизические способности сотрудников полиции.

На занятиях по физической подготовке решались следующие задачи:

• обучение наиболее рациональным приемам преодоления трудностей в закрытом помещении, выполнение их в сочетании с различными способами передвижения;

• развитие и совершенствование выносливости, быстроты, силы ориентировки и инициативности в процессе выполнения разнообразных и непрерывно чередующихся напряженных действий;

• совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы, в том числе после значительных физических нагрузок и психологических напряжений в условиях, максимально приближенных к реальным [5].

Преодоление препятствий в закрытых помещениях - это упрощенный доступный вариант преодоления препятствий на местности, оборудованный различными спортивными снарядами и инженерными сооружениями. Препятствия могут быть как переносными, так и постоянными (капитальными), что более предпочтительно, поскольку повышает безопасность при их преодолении [2].

Группа или группы препятствий в спортивном зале могут быть расположены на одной линии, на всей площади помещения в виде восьмерки, сжатого круга или подковы, параллельных полос с соединительными переходами и т.п. - все зависит от размера помещения, наличия материала для строительства, фантазии руководителя проекта и задач обучения [2]. На наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом преодоления препятствий в закрытом помещении будет являться следующие виды упражнений: (кувырки вперед, выпрыгивание из упора присев, преодоление равновысоких барьеров прыжками, передвижениями «по-пластунски» под препятствиями, выпрыгивание вверх из упора присев, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, подтягивание на перекладине и так далее). В конце преодоления препятствий выполнение заданий по билету с элементами непосредственного силового единоборства с ассистентами.

Данный перечень на первый взгляд простых упражнений, как нельзя лучше способны развить двигательный навык сотрудников полиции, подготовить их как физически, так и психологически к реалиям нашей жизни. Стоит отметить, что для подготовки препятствий необходимо учитывать половую принадлежность слушателей, и разграничивать упражнения. Отметить необходимо и то, что к преодолениям препятствий необходима длительная подготовка, которую необходимо начинать с самого начала прохождения первоначальной подготовки, включающей в себя не только формирования навыков овладения боевых приемов борьбы, но и общефизической подготовки.

Так нами с самого начала обучения в экспериментальной группе использовались в разминке, упражнения, которые встречаются при выполнении преодоления препятствий, а в контрольной группе использовались традиционные способы и методы разминки.

В октябре 2019 года, при сдаче нормативов по общефизической подготовке слушатели выполняли три контрольных упражнения на выбор сдающего, оценка выставлялась в соответствии с таблицей начисления баллов для каждой возрастной группы [4]. При сдаче нормативов по общефизической подготовке тестируемые группы показали низкий средний 2.7% и 2.8% балл

В феврале 2020 года при сдаче экзамена по предмету «Физическая подготовка», для более объективного определения общефизической и специальной подготовленности слушателей, в педагогическом эксперименте приняли участие 115 сотрудников. В возрасте от 20 до 34 лет. Для удобства мы будем использовать сокращенные обозначения: контрольная группа (КГ), экспериментальная группа (ЭГ), группа№1 (Г. 1), группа№4 (Г.4), преодоление препятствий (ММ), общая физическая подготовка (ОФП.), боевые приемы борьбы (БПБ). Для подтверждения целесообразности данной методики обучения достоверности полученных результатов, данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности сотрудников

Оценка ОФП ПП без приемов ПП с 4 п риемами БПБ

Название группы К.Г Э.Г Г.1 Г.4 КГ ЭГ Г.1 Г.4 КГ ЭГ Г.1 Г.4 КГ ЭГ Г.1 Г.4

Отлично (%) 20 40 11.1 46.4 6.6 66.6 7.4 14,2 46.7 96.7 7.4 нет 3.3 20 7.4 10.7

Хорошо (%) 16.6 20 3.7 14.3 43.3 33.4 29.6 32.1 50 3.3 85.2 96.4 20 33.3 22.3 32.1

Удовлетворительно (%) 63.4 40 85.2 39.3 20 нет 43.3 42.8 3.3 нет 7.4 3.6 76.7 46.7 70.3 57.2

ВЫВОДЫ

• Для достижения поставленных целей в педагогическом эксперименте большое значение имело использование различных сторон содержания подготовки, тренировочной нагрузки, а также использование определенной последовательности различных звеньев в учебно-тренировочном процессе.

• Предполагается, что введение новой методики обучения позволит более качественно совершенствовать общефизическую и специальную подготовку слушателей в кротчайший срок обучения.

• С учетом проведенного эксперимента и выявленных результатов, была разработана модель преодоления препятствий, как педагогический алгоритм, выполняя который способствует развитию психофизической устойчивости полицейских и одновременно развивает физических качества сотрудников.

• Проведенный эксперимент выявил что, из 115слушатилей принявших участие в тестировании лучших результатов во всех этапах показали слушатели экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. - Москва : Лептос, 1994. - 368 с.

2. Куров, А.И. Прохождение полосы препятствий в закрытых помещениях / А.И. Куров // Вестник Краснодарский университет МВД России. - 2016. - № 2 (32). - С. 193-195.

3. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.07.2017 г. № 450. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223221/ (дата обращения: 11.03.2020).

4. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 275. - URL :

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301261/ (дата обращения: 13.03.2020).

5. Куров, А.И. Преодоление препятствий в закрытых помещениях : учебно-методическое пособие / А.И. Куров, С.В. Украинский, В.Е. Шохин. - Краснодар : [б. и.], 2017. - 58 с.

6. Соловьев, Г.М. Физическая культура личности (теория и технология формирования) : учебное пособие / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. - Москва : Илекса, 2014. - 212 с.

REFERENCES

1. Zakharov, E.N., Karasev, A.V. and Safonov, A.A. (1994), Encyclopedia of physical training (methodological bases for the development ofphysical qualities), Leptos, Moscow.

2. Kurov A.I. (2016), "Passing the obstacle course in closed rooms", Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 2 (32), pp. 193-195.

3. Order of Ministry of Internal Affairs of Russia No. 450, dd July 01, 2017. "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation". available at: http: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223221/ (accessed date 11.03. 2020).

4. Order of Ministry of Internal Affairs of Russia No. 275, dd May 01, 2018, "On approval of the organization of training for filling posts in the internal affairs bodies of the Russian Federation". available at: http: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301261/ (accessed date 13.03.2020).

5. Kurov, A.I., Ukrainian, S.V. and Shokhin, V.E. (2017), Overcoming obstacles in enclosed spaces: training manual, Krasnodar.

6. Soloviev, G.M. and Kashin, S.N. (2014), Physical culture of personality (theory and technology of formation): textbook, Ileksa, Moscow.

Контактная информация: albert.kurov.69@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2020

УДК 796.814

ИНТЕГРИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ И СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТРУКТУРУ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ САМБИСТОВ

Ренат Алексеевич Лайшев, доктор педагогических наук, Сергей Владимирович Соло-матин, кандидат педагогических наук, Антон Владимирович Соломатин, соискатель, Центр спорта и образования «Самбо-70», Москва; Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, Северо-Западный институт управления, Санкт-

Петербург

Аннотация

С целью совершенствования учебно-тренировочного процесса разработана методика интегрированного развития координационных и скоростно-силовых способностей юных самбистов на начальном этапе спортивной специализации. Установлено, что проведение учебно-тренировочного процесса на основе методики интегрированного развития координационных и скоростно-силовых способностей значимо повышают подготовленность юных самбистов в выполнении упражнений, требующих интегрального проявления физических качеств. Получен новый научный результат -выявлена возможность повышения интегральной готовности юных самбистов средствами интегрированного развития координационных и скоростно-силовых способностей юных самбистов на начальном этапе спортивной специализации. Представлены результаты исследования, подтверждающие эффективность разработанной методики тренировки.

Наиболее эффективным методом освоения спортивного мастерства юными самбистами на начальном этапе спортивной специализации является интегрированное развитие координационных и силовых способностей спортсменов.

Ключевые слова: борцы самбо, координационные скоростно-силовые способности, методика интегрированного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.