Научная статья на тему 'Динамика общефизической подготовленности женщин-полицейских Министерства внутренних дел России, впервые принимаемых на службу'

Динамика общефизической подготовленности женщин-полицейских Министерства внутренних дел России, впервые принимаемых на службу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ ПОЛИЦЕЙСКИЕ МВД РОССИИ / ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БЛОЧНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДИНАМИКА / WOMEN POLICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / GENERAL PHYSICAL TRAINING / BLOCK-MODULAR APPROACH / TOOLS / METHODS / EFFICIENCY / DYNAMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Ольга Сергеевна, Яковцов Сергей Алексеевич

Данная работа посвящена актуальным вопросам общефизической подготовки женщин полицейских МВД России, впервые принимаемых на службу, которые проходят профессиональную подготовку. Авторами разработана и внедрена комплексная методика совершенствования общефизической подготовки на основе средств преимущественной направленности на профессионально важные физические качества. В результате экспериментальной проверки разработанной методики доказана её эффективность применительно к контингенту женщин полицейских МВД России, впервые принимаемых на службу 3-х возрастных групп, охватывающих возраст от 18 до 35 лет. Авторами доказано, что использование разработанной методики позволит планомерно совершенствовать профессионально важные физические качества, а также на их основе совершенствовать двигательные навыки служебно-прикладных упражнений (боевых приемов борьбы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Ольга Сергеевна, Яковцов Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of General physical training of female police officers of the Ministry of internal Affairs of Russia, for the first time taken on service

This article is devoted to the problematic issues of the general physical training of women police officers of the Ministry of internal Affairs of Russia, for the first time taken on service, who are being trained. The authors have developed and implemented a comprehensive method for improving the general physical training on the basis of the means of preferential focus on professionally important physical qualities. As a result of the experimental verification of the developed method, its effectiveness was proved in relation to the contingent of the female police officers of the Ministry of internal Affairs of Russia, first employed by 3 age groups, covering the age from 18 to 35 years. The authors proved that the use of the developed technique will systematically improve professionally important physical qualities, as well as improve on their basis the motor skills of service and applied exercises (fighting techniques of struggle).

Текст научной работы на тему «Динамика общефизической подготовленности женщин-полицейских Министерства внутренних дел России, впервые принимаемых на службу»

8. Chirva, B.G. (2015), Football: the concept of technical and tactical training of footballers, TVT Division, Moscow.

Контактная информация: Max_1376@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.07.2019

УДК 796.011

ДИНАМИКА ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН-ПОЛИЦЕЙСКИХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ, ВПЕРВЫЕ

ПРИНИМАЕМЫХ НА СЛУЖБУ

Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России (ВА МВД России);

Сергей Алексеевич Яковцов, кандидат педагогических наук, профессор, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел России, г. Домодедово

Аннотация

Данная работа посвящена актуальным вопросам общефизической подготовки женщин - полицейских МВД России, впервые принимаемых на службу, которые проходят профессиональную подготовку. Авторами разработана и внедрена комплексная методика совершенствования общефизической подготовки на основе средств преимущественной направленности на профессионально важные физические качества. В результате экспериментальной проверки разработанной методики доказана её эффективность применительно к контингенту женщин - полицейских МВД России, впервые принимаемых на службу 3-х возрастных групп, охватывающих возраст от 18 до 35 лет. Авторами доказано, что использование разработанной методики позволит планомерно совершенствовать профессионально важные физические качества, а также на их основе совершенствовать двигательные навыки служебно-прикладных упражнений (боевых приемов борьбы).

Ключевые слова: женщины - полицейские МВД России, общефизическая подготовка, блочно-модульный подход, средства, методы, эффективность, динамика.

DYNAMICS OF GENERAL PHYSICAL TRAINING OF FEMALE POLICE OFFICERS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA, FOR THE FIRST TIME TAKEN ON SERVICE

Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Volgograd academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Sergey Alekseevich Yakovtsov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Advanced Training Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Domodedovo

Annotation

This article is devoted to the problematic issues of the general physical training of women police officers of the Ministry of internal Affairs of Russia, for the first time taken on service, who are being trained. The authors have developed and implemented a comprehensive method for improving the general physical training on the basis of the means of preferential focus on professionally important physical qualities. As a result of the experimental verification of the developed method, its effectiveness was proved in relation to the contingent of the female police officers of the Ministry of internal Affairs of Russia, first employed by 3 age groups, covering the age from 18 to 35 years. The authors proved that the use of the developed technique will systematically improve professionally important physical qualities, as well as improve on their basis the motor skills of service and applied exercises (fighting techniques of struggle).

Keywords: women police of the Ministry of internal Affairs of Russia, General physical training, block-modular approach, tools, methods, efficiency, dynamics.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная подготовка женщин-полицейских обеспечивается совокупностью различных факторов, особое место среди которых занимает физическая подготовка.

Сотрудник полиции - женщина должна уметь выполнять задачи профессиональной деятельности не хуже мужчины, среди которых могут быть: задержание правонарушителя; освобождение от захватов и обхватов; защита от ударов вооруженного и невооруженного противника, от угрозы оружием, попытки завладеть оружием, а также использование оружия, специальных средств, подручных материалов. Сильная прямая корреляционная взаимосвязь наблюдается между показателями общей физической подготовленности и работоспособности, а также уровнем здоровья женщин-полицейских [2, 4, 5]. Указанные обстоятельства требуют от женщин - полицейских не только хорошего владения служебно-прикладными навыками (боевыми приемами борьбы), но и высокого уровня общей физической подготовленности [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В последнее время, с момента вступления в силу приказа МВД РФ от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [1], усилились требования к общей физической подготовке женщин - сотрудников органов внутренних дел (ОВД) России. Все сотрудники ОВД не менее 1 раза в год подвергаются проверке физической подготовленности, которая заключается в контроле уровня общей физической подготовки и служебно-прикладных упражнений (боевых приемов борьбы). Женщины-полицейские, впервые принимаемые на службу в ОВД России, в обязательном порядке обучаются по программам профессиональной подготовки. Указанная программа предполагает изучать дисциплину «Физическая подготовка» в количестве 90 часов, и факультативную дисциплину «Совершенствование общей физической подготовки» («Общефизическая подготовка») в количестве 30 часов. Основная задача подобных дисциплин заключается в обеспечении развития имеющихся физических качеств и обучении навыкам боевых приемов борьбы для последующего совершенствования во время дальнейшей многолетней службы в ОВД России. Фундаментальные работы теории и практики физического воспитания и спорта [3, 7], свидетельствуют о том, что развивающий режим физической подготовки подразумевает занятия не менее 8 часов в неделю. При нормативном сроке обучения сотрудников-полиции России 20 недель, минимальное количество часов, необходимое для эффективного совершенствования профессионально значимых физических качеств, а также для формирования устойчивого двигательного навыка владения боевыми приемами борьбы составляет не менее 160 часов.

В связи с имеющейся проблемой нехватки часов для эффективного совершенствования общефизической подготовки, нами была разработана и внедрена комплексная методика на основе средств преимущественной направленности на профессионально важные физические качества, на их основе последовательно формировались двигательные навыки владения боевыми приемами борьбы в соответствии с тематическим планом изучения дисциплины «Физическая подготовка». Обязательным условием планирования является предшествование цикла «Совершенствование общей физической подготовки» циклу «Физическая подготовка», так как необходимо повысить общий уровень физической подготовленности, а затем формировать навыки владения боевыми приемами борьбы.

Методика совершенствования общей физической подготовленности организована по блочно-модульному принципу с чередованием «нагрузочных» и «разгрузочных» блоков преимущественной направленности на профессионально важные физические качества женщин-полицейских. Преимущественная направленность недельных микроциклов следующая: 1-4-я, 6-9-я недели обучения - функциональная направленность; 11-14-я недели обучения - силовая выносливость; 16-19-я - быстрота и ловкость, координационные способности; 5-я; 10-я, 15-я, 20-я - «разгрузочные» блоки, в которых происходит снижение общей нагрузки для стимулирования адаптационных возможностей организма и восстановления работоспособности. Общая продолжительность составила 170 часов, из которых

90 часов - урочные формы занятий, 80 часов - неурочные формы занятий (утренняя физическая зарядка; спортивно-массовая работа в строевых подразделениях; самостоятельная подготовка; тренировки в спортивных секциях; спортивные праздники и соревнования; индивидуальные и групповые консультации).

Основные используемые методы: повторный, переменный, игровой, метод круговой тренировки, также непосредственно на занятиях по «Физической подготовке» использовался метод сопряженной тренировки двигательных навыков и профессионально важных физических качеств.

Основные средства методики совершенствования общей физической подготовки: кроссовый бег (1000, 2000, 3000 м), переменный бег с различной интенсивностью (100400 м), челночный бег (10*10, 4*20 м), повторный бег (30-100 м), специально-беговые и специально-прыжковые упражнения, упражнения, направленные на развитие силовых качеств различных групп мышц с использованием нестандартного оборудования, резиновых эспандеров, тренажерных устройств, локальных отягощений и др., преодоление полос препятствий с различной скоростью, и др.

Перед началом цикла обучения и после нами были проведены контрольные тестирования физических способностей женщин - полицейских. Всего в эксперименте приняли участие 48 женщин-полицейских МВД России, впервые принимаемых на службу, проходящих профессиональную подготовку, которые были распределены по следующим возрастным группам: 1-я группа - до 25 лет; 2-я группа - 25-30 лет; 3-я группа - от 30 до 35 лет. Контроль уровня физической подготовленности проводился на 1-й и 20 неделях обучения. Результаты контрольных тестов изображены в таблице 1. Статистическая обработка результатов тестов по критерию Стьюдента до эксперимента показала, что внутригрупповых различий результатов на уровне значимости а = 0,05 обнаружено не было.

Таблица 1 - Результаты контрольных тестов общей физической подготовленности женщин - полицейских до и после эксперимента __

№ п/п Контрольные тесты Возрастные группы Результаты Прирост %

До эксперимента После эксперимента

1. Челночный бег 10*10 м. (сек) 1-я (п=22) 32.32±0.31 30.92±0.26* 4.33

2-я (п=16) 32.21±0.38 30.97±0.29 3.85

3-я (п=10) 33.34±0.39 31.51±0.21** 5.49

2. Бег 100 м (сек) 1-я (п=22) 18.12±0.12 17.02±0.07** 6.07

2-я (п=16) 18.33±0.2 17.24±0.11* 5.95

3-я (п=10) 18.54±0.34 17.62±0.24 4.96

3. Бег 1000 м (сек) 1-я (п=22) 334.45±4.08 322.77±4*** 3.49

2-я (п=16) 336.38±1.52 322.38±0.85*** 4.16

3-я (п=10) 346±6.88 333.3±7.25*** 3.67

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во, раз) 1-я (п=22) 5.95±0.1 8.73±0.53*** 31.84

2-я (п=16) 5.56±0.21 6.81±0.14** 18.36

3-я (п=10) 5.8±0.26 6.4±0.17 9.38

5. Наклоны вперед из положения лежа на спине в течение 1 мин (кол-во, раз) 1-я (п=22) 23.05±0.78 26.77±0.88*** 13.90

2-я (п=16) 22.13±0.97 25.19±0.87** 12.15

3-я (п=10) 15.19±0.92 19.30±1.31** 21.30

* - достоверно на уровне значимости а = 0,1 ** - достоверно на уровне значимости а = 0,05 *** - достоверно на уровне значимости а = 0,01

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, следует заключить, что результаты контрольных тестов имеют прирост по всем исследуемым показателям и во всех возрастных группах. Указанное обстоятельство свидетельствует о эффективности разработанной методики общей физической подготовки женщин-полицейских МВД России, проходящих профессиональную подготовку (профессиональное обучение). Разработанную методику можно рекомендовать для совершенствования общефизической подготовки женщин-полицейских МВД России,

впервые принимаемых на службу, проходящих профессиональную подготовку (профессиональное обучение) в образовательных организациях МВД России. Авторами доказано, что использование разработанной методики позволит планомерно совершенствовать профессионально важные физические качества, а также на их основе совершенствовать двигательные навыки служебно-прикладных упражнений (боевых приемов борьбы). Важнейшим фактором является не только положительная динамика результативности, но и тот факт, что общая физическая подготовленность стимулирует работоспособность, повышает общий уровень здоровья, что в дальнейшем будет способствовать наиболее эффективному решению служебных задач. Исследование общей физической подготовленности женщин -полицейских в период дальнейшего прохождения службы в территориальных органах МВД России, является предметом наших дальнейших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ МВД России от 05.05.2018 N 275 (ред. от 14.08.2018) "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации". - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301261/ (дата обращения: 01.07.2019).

2. Глущенко, Д.В. Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел России / Д.В. Глущенко, В.А. Овчинников // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 1 (28). - С. 160-163.

3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

4. Овчинников, В.А. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 4. - С. 172-176.

5. Овчинников, В.А. Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России / В.А. Овчинников, Р.Г. Логинов, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 133-136.

6. Панова, О.С. Моделирование профессионально-прикладной физической подготовки женщин - сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / О.С. Панова, В.М. Поздняк // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 261-265.

7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2009. - 480 с.

REFERENCES

1. The order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of05.05.2018 N 275 (an edition of 14.08.2018) About the statement of the Order of the organization of training for replacement of positions in law-enforcement bodies of the Russian Federation',' available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_301261/.

2. Glushchenko, D.V. and Ovchinnikov, V.A. (2014), "Actual problems of professional and applied physical training of employees of the internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 1 (28), pp. 160-163.

3. Matveev, L.P. (1991), Theory and methods of physical culture, Physical Education and sport, Moscow.

4. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of Internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 4, pp. 172-176.

5. Ovchinnikov, V.A. Loginov, R.G. and Kryuchkov, V.V. (2014), "Theoretical aspects of formation of motor skills of employees of Internal Affairs of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 2 (29), pp. 133-136.

6. Panova, O.S. and Pozdnyak, V.M. (2019), "Modeling of professional and applied physical training of women - employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 261-265.

7. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2009), Theory and methods of physical education and sport: textbook, Academy, Moscow.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.07.2019

УДК 796.015

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России (ВА МВД России);

Сергей Алексеевич Яковцов, кандидат педагогических наук, профессор, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел России, г. Домодедово

Аннотация

Данная работа посвящена актуальным вопросам совершенствования технического мастерства квалифицированных спортсменов. Авторами охарактеризованы этапы, средства, методы совершенствования технического мастерства. В работе выявлена высокая значимость самоконтроля квалифицированных спортсменов в процессе совершенствования технического мастерства. Доказано важнейшее значение в повышении эффективности процесса совершенствования технического мастерства рационального использования соревнований Выявлено, что тренировка, при выполнении упражнений в зоне субмаксимальной и максимальной интенсивности, в условиях максимально приближенных к соревновательным и систематическое участие в соревнованиях, с постановкой конкретных задач совершенствования, является важнейшим методическим принципом на этапе совершенствования технического мастерства квалифицированных спортсменов.

Ключевые слова: техническая подготовка, совершенствование технического мастерства, двигательный навык, квалифицированные спортсмены, самоконтроль, соревнования.

METHODICAL FEATURES OF IMPROVING THE TECHNICAL SKILLS OF

QUALIFIED ATHLETES

Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,

Volgograd academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Sergey Alekseevich Yakovtsov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Advanced Training Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Domodedovo

Annotation

This article is devoted to the topical issues of improving the technical skills of the qualified athletes. The authors described the stages, means, methods of improving the technical skills. The work revealed the high significance of the self-control of the qualified athletes in the process of improving technical skills. It proved the critical importance in improving the process of making better the technical skills of rational use of the competitions. It revealed that training, when performing exercises in the submaximal and maximum intensity zones, in conditions maximally close to the competitive and systematic participation in competitions, with the formulation of the specific improvement tasks, is the most important methodological principle at the stage of improving the technical skills of the qualified athletes.

Keywords: technical training, improvement of technical skills, motor skills, qualified athletes, self-control, competition.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивно-техническое мастерство спортсменов базируется на таких фундаментальных понятиях теории и методики физического воспитания и спорта как спортивная техника и техническая подготовка.

Высокое качество техники и процесса технической подготовки, как правило, приводит к тому, что спортсмены приобретают такой уровень технического мастерства, который обеспечивает им достаточно высокую вероятность достижения рекордных результатов [3,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.