11. Stepanova, G.S., Kirillina, T.N., Ustinova, M.V. (2012), "The parameters of external respiration in practically healthy young Yakuts", Bulletin of the SB RAMS, Vol. 32, No. 6, pp. 29-33.
12. Isupov, I.B., Sevryukova, G.A., Shmarina, Ya.G., Ryaskova, K.A. and Belova, V.A. (2017), "Expiratory pulmonary volumes of young people in the conditions of rest and during recovery after a dosed physical exertion", Proceedings of the Saratov University. New episode. Series: chemistry. biology. ecology, Vol. 17, No. 2, pp. 197-200.
13. DeLong, E.R., DeLong, D.M., Clarke-Pearson, D.L. (1988), "Comparing the areas under two or more correlated receiver operating characteristic curves: a nonparametric approach", Biometrics, Vol. 44, pp. 837-845.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.12.2018
УДК 796.07+355.233.22
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ
СБИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ
Алексей Григорьевич Карпов, старший преподаватель, Денис Геннадьевич Овечкин,
кандидат педагогических наук, доцент, Владислав Сергеевич Мартыненко, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская академия МВД России; Анатолий Александрович Кудинов, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
Разработана методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов высших учебных заведений МВД России в условиях сбивающих факторов. Процесс физической подготовки полицейских распределен по этапам, на каждом из них определены специфические тренировочные средства, для оценки профессионально-прикладной физической подготовки курсантов использованы комплексные зачетные упражнения. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов МВД России в условиях сбивающих факторов становится основой для результативного выполнения оперативно-служебных задач.
Ключевые слова: методика, физическая подготовка, сотрудники полиции, курсанты, сбивающие факторы, физические упражнения.
PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN TERMS OF CONFOUNDING FACTORS
Alexey Grigoryevich Karpov, the senior teacher, Denis Gennadievich Ovechkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladislav Sergeyevich Martynenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Russian Interior Ministry Academy; Anatoly Aleksandrovich Kudinov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volgograd State Academy of Physical Culture
Annotation
The technique of professional and applied physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia in the conditions of confounding factors is developed. The process of physical training of police officers is divided into stages, each of them has specific training facilities, to assess the professional and applied physical training of cadets there have been used the complex credit exercises. Professionally-applied physical training of cadets of the Ministry of internal Affairs of Russia in the conditions of the knocking-down factors becomes a basis for effective performance of operational and service tasks.
Keywords: methodology, physical training, police officers, cadets, confounding factors, physical exercises.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел в основном осуществляется в стандартных условиях выполнения физических упражнений [2; 3]. Вместе с тем, свои оперативно-служебные задачи приходится решать в условиях сбивающих факторов. Такое расхождение условий в процессе подготовки и реализации двигательных действий не позволяет сотрудников органов внутренних дел достигать поставленных целей [1; 3]. В этой связи необходимо пересмотреть содержание процесса физической подготовки курсантов высших учебных заведений МВД России.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогические контрольные испытания, методы оценки морфофункционального и психического состояния, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами разработана методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов МВД России в условиях сбивающих факторов. Структура учебно-тренировочных занятий - традиционная: подготовительная, основная и заключительная части. В экспериментальной группе применялись физические упражнения, направленные на выполнения оперативно-служебных задач в условиях сбивающих факторов, а в контрольной группе использовались такие физические упражнения в стандартных условиях. В обеих группах занимались 69 курсантов 3-4 курсов Волгоградской академии МВД России (контрольная -35 чел., экспериментальная - 34 чел.). Период проведения эксперимента - 2016-2018 учебные годы.
На первом этапе (4 месяца) развивалась общая выносливость, силовые способности на тренажерах, формировались базовые двигательные умения и навыки, необходимые для выполнения оперативно-служебных задач в условиях сбивающих факторов; на втором этапе (8 месяцев) развивались скоростно-силовые и скоростные способности, специальная выносливость, совершенствовались боевые приемы борьбы и задержания правонарушителей в условиях сбивающих факторов (психоэмоциональное напряжение, утомление, ночное время суток).
Третий этап (10 месяцев) направлен на повышение уровня специальной физической работоспособности, совершенствование специальных двигательных умений и навыков в условиях сбивающих факторов (шумовые помехи, ограниченное пространство, сопротивление противника). Доминируют средства, направленные на развитие взрывной силы (прыжковые упражнения, метание набивного мяча, быстрые подтягивания на перекладине, ускорения из различных исходных положений), специальной выносливости (пробегание отрезков от 400 до 3 000 м с изменением скорости бега, рельефа местности, бег в гору с отягощениями), скоростных способностей (бег на отрезках 60-150 м), совершенствование техники боевых приемов борьбы (спарринги), формирование умений и навыков скоростной стрельбы.
Стрелковые упражнения выполнялись в условиях сбивающих факторов (шумовые и световые эффекты, скрытые и ложные цели, посторонние выстрелы, сокращение времени показа цели). Уровень профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов оценивался с помощью разработанных нами комплексных зачетных упражнений. Четвертый этап - заключительный (2 месяца) был посвящен реализации двигательных возможностей в процессе выполнения оперативно-служебных задач в условиях сбивающих факторов.
За период исследования у курсантов экспериментальной группы достоверно улучшились показатели подтягивания на перекладине (22,9%, р<0,05), метания гранаты (14,9%, р<0,05), времени выполнения шести бросков (8,0%, р<0,05), прыжка в длину с места (6,8%,
р<0,05), бега на 100 м (5,0%, р<0,05), бега на 3000 м (4,0%, р<0,05), челночного бега 10x10 м (3,8%, р<0,05) и времени преодоления специальной полосы препятствий (3,8%, р<0,05), у сотрудников органов внутренних дел контрольной группы существенно улучшились результаты метания гранаты (7,8%, р<0,05) и челночного бега 10x10 м (2,5%, р<0,05).
Таким образом, между начальными и конечными результатами физической подготовленности у полицейских экспериментальной группы существенно различались (пятипроцентный уровень значимости) семь показателей, у обследуемых контрольной группы -только два результата. В начале обследования показатели физической подготовленности участников данных групп не различались.
Результаты физической подготовленности курсантов в основном взаимосвязаны между собой: в начальном обследовании у занимающихся контрольной группы выявлено 17 достоверных взаимосвязей, а у полицейских экспериментальной - 19. В основном данные взаимосвязи совпадали. В конечном обследовании количество достоверных взаимосвязей у испытуемых обеих групп изменилось специфически: контрольная группа - увеличилось (18 взаимосвязей), экспериментальная группа - уменьшилось (14 взаимосвязей). Инновационная методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов способствовала усилению взаимосвязей между ведущими физическими качествами, что обеспечила большую результативность курсантов в рассматриваемых тесовых заданиях.
По данным дисперсионного анализа, наибольшее влияние тренировочный фактор оказывал у полицейских экспериментальной группы в подтягивания на перекладине (18,8%) и метании гранаты (16,4%). Другая группа упражнений (бег 100 м, челночный бег 10x10 м, бег 3000 м, шесть бросков на время) отнесена к среднему уровню значимости тренировочного фактора. Третью группу (низкий уровень значимости тренировочного фактора) составили показатели стрельбы из пистолета Макарова, преодоления специальной полосы препятствий, плавания 100 м, становой силы.
Такое распределение тренировочных средств по группам влияния тренировочного фактора во многом обусловлено спецификой выполнения упражнений, продолжительностью их использования, разработанности методики и эффективности её реализации в учебно-тренировочном процессе.
Изменение психических характеристик проявилось существенно у курсантов экспериментальной группы: достоверно улучшились показатели переключения внимания (6,9%, р <0,05) и оперативного мышления (7,4%, р <0,05). Только результаты переключения внимания (7,1%, р <0,05) достоверно изменились у обследуемых контрольной группы.
У курсантов экспериментальной группы уменьшились показатели ситуационной тревожности (6,2%, р <0,05), повысилась психическая надежность (6,9%, р <0,05). В контрольной группе данная закономерность проявилась только при анализе характеристик ситуационной тревожности (6,0%, р <0,05).
Психомоторные характеристики улучшились у сотрудников полиции обеих групп, но эти изменения у них проявились по-разному: у сотрудников органов внутренних дел экспериментальной группы достоверно улучшились результаты теппинг-теста - 10,6% (р <0,05), продолжительности сложной двигательной реакции - 9,1% (р <0,05), реакции на движущийся объект - 8,1% (р<0,05), а у испытуемых контрольной группы существенно изменились только результаты теппинг-теста (9,5%, р<0,05).
Экспериментальная методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов МВД России оказала существенное влияние на показатели точности воспроизведения пространственных параметров движения (7,5%, р <0,05), мышечных усилий (7,2%, р <0,05) и временных отрезков (6,1%, р <0,05). В контрольной группе достоверно изменились (7,3%, р <0,05) только показатели точности воспроизведения пространственных параметров движения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материалы исследования доказали эффективность учебно-тренировочных занятий, в которых моделируются условия сбивающих факторов. Такой подход предъявляет высокие требования к уровням физической подготовленности и психическому состоянию сотрудников органов внутренних дел. Только в этом случае они будут принимать правильные решения в выполнения оперативно-служебных задач в условиях сбивающих факторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананкин, Д.А. Анализ тестов и нормативов физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел России / Д.А. Ананкин, В. А. Овчинников, В.С. Якимович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 14-23.
2. Камнев, Р.В. Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России / Р.В. Камнев, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 127-133.
3. Овчинников, В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России: альтернативный подход / В.А. Овчинников, В.С. Якимович // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 2 (25). - С. 137-142.
REFERENCES
1. Anankin, D.A., Ovchinnikov, V.A. and Yakimovich, V.S. (2018), "Analysis of tests and standards of physical fitness of employees of the internal Affairs of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 14-23.
2. Kamnev, R.V. and Pleshivtsev, A.Yu. (2014), "Innovative approach in the methodology of conducting training sessions on the physical training of cadets and students of Russian MIA high schools", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (29), pp. 127-133.
3. Ovchinnikov, V.A. and Yakimovich, V.S. (2013), "Professional-applied physical training of cadets and students of Russian MIA high schools: an alternative approach", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (25), pp. 137-142.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.11.2018
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В РАМКАХ ФГОС ВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Земфира Арифовна Гасанова-Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В статье представлен опыт организации лекционных занятий и текущей аттестации студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт», а также практики использования системы электронного сопровождения образовательного процесса «МОДУС» с целью информирования студентов, тестирования уровня знаний, оперативно-текущего контроля с применением технологии проектного обучения и сформированности универсальной компетенции.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), физическая культура и спорт, аттестация, студенты, универсальная компетенция.