го коэффициента множественной корреляции. Полученный коэффициент указывает на существенную тесноту корреляции.
ВЫВОДЫ
1. Курсанты, не владеющие устойчивым равновесием, как правило, показывают низкие результаты и при освоении боевых приемов борьбы. Эти трудности они имеют на протяжении всего периода обучения.
2. Показатели, характеризующие уровень владения устойчивым равновесием, находятся в тесной и сильной нелинейной корреляционной зависимости от результатов, показанных в техническом владении БПБ и ведении спортивных единоборств.
3. На вступительных экзаменах при поступлении в высшие образовательные учреждения МВД России необходимо оценивать функцию равновесия абитуриентов. Она является важнейшим из координационных способностей, влияющих на техническую подготовленность сотрудника органов внутренних дел России на протяжении всего периода служебной деятельности.
4. Полученные результаты курсантов высших учебных заведений МВД России, позволяющие оценить уровень владения устойчивым равновесием, необходимо учитывать в их дальнейшей подготовке. Особое внимание уделять координационной подготовке курсантов, имеющих низкие показатели в степени владения данным качеством.
ЛИТЕРАТУРА
1. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина : курс лекций и практические занятия : учеб. пособие : в 2 ч. Часть 2 / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. - М. : Советский спорт, 2004. - 358 с. : ил.
2. Лях, В. И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Лях В.И. - М., 1990. - 513 с.
3. Назаренко, Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательнокоординационного качества // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 1. - С. 5458.
4. Непомнящий, С.В. Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки работников ОВД : автореф. дис. . канд. пед. наук / Непомнящий С.В. -М., 1987. - 24 с.
5. Садовски, Е.А. Теоретико-методические основы тренировки и контроля координационных способностей в восточных единоборствах (на примере таэквондо и кикбоксинга) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Садовски Е.А. - М., 2000. - 39 с.
6. Сидоров, С.Г. Формирование служебно-прикладной физической подготовленности слушателей (курсантов) вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сидоров С.Г. - Челябинск, 1998. - 23 с.
7. Физическая подготовка : учебное пособие. - М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2003. - 120 с.
8. Hirtz, P. Koordinative Fahigkeiten // Trainingswissenschaft. - Berlin : Sportver-lag, 1994. - S. 137-145.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЙ
Александр Георгиевич Попов, старший преподаватель, Нижегородское высшее инженерно-командное училище,
Арсен Эдуардович Бабашев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
Изучено влияние сбивающих факторов на результативность двигательных возможностей
и психическое состояние курсантов высшего военного учебного заведения, структурированы данные факторы по степени значимости.
Ключевые слова: двигательные возможности, сбивающие факторы, служебно-боевые задачи, экстремальные условия, физические упражнения.
MOTOR POSSIBILITIES OF CADETS AT HIGHER MILITARY EDUCATION INSTITUTES UNDER VARIOUS CONDITIONS OF PERFORMING EXERCISE
Alexander Georgievich Popov, senior teacher,
Nizhniy Novgorod Supreme Engineering-Command Colledge,
Arsene Eduardovich Babashev, candidate of pedagogical sciences, teacher, Volgograd State Academy of Physical Education
Abstract
The influence of forced factors on motor possibilities results and psychological conditions of cadets have been formulated according to the degree of its importance.
Key words: forcing factors, fighting problems, extreme conditions, physical exercises.
ВВЕДЕНИЕ
Военные конфликты в Чеченской Республике показали низкий уровень физической подготовленности военнослужащих, их неспособность эффективно решать задачи служебной деятельности в боевой обстановке [3]. Специалисты [1, 2, 4] это объясняют многими причинами, но среди них выделяют отсутствие навыков ведения современного боя, низкий уровень реализации физических способностей и профессионально значимых двигательных умений и навыков в экстремальных условиях. Необходимость разрешения этих проблем в процессе физической подготовки курсантов высших военных учебных заведений обусловило актуальность данной работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ показывает, что сбивающие факторы существенно влияют на двигательные возможности курсантов высшего военного учебного заведения в различных тестовых заданиях учебной программы. Результаты метания гранаты достоверно снижаются под влиянием ограничения двигательного пространства (12,2%, р<0,01), утомления (11,9%, р<0,01), ограничения поля зрения (S,6%, р<0,05), усложнения внешней обстановки (5,0%, р<0,05). Результативность бега на 100 м также зависит от условий выполнения упражненилі утомление (S,0%), температурные перепады (4,S%), ограничение двигательного пространства (4,7%), максимальное психоэмоциональное напряжение (2,2%) существенно (пятипроцентный уровень значимости) снижают скоростные возможности военнослужащих (табл. 1).
Результативность подъемов переворотом на перекладине также зависит от степени влияния анализируемых сбивающих факторові утомление (19,0%) и максимальное психоэмоциональное напряжение (7,2%), температурные перепады (б,4%) существенно (пятипроцентный уровень значимости) снижают эти показатели. Результаты бега на 3000 м достоверно ухудшаются под влиянием факторов утомления (22,2%, р<0,01), максимальной психоэмоциональной напряженности (7,6%, р<0,05), температурных перепадов (7,2%, р<0,05), ограничения двигательного пространства (4,7%, р<0,05) и сенсорной перегрузки (3,4%, р<0,05). Результативность подтягиваний на перекладине и челночного бега 10*10 м также обусловлена влиянием сбивающих факторов, особенно утомления (однопроцентный уровень значимости).
По нашим данным, наибольшее влияние на двигательные возможности курсантов высшего военного учебного заведения оказывают следующие сбивающие факторы утомление и максимальное психоэмоциональное напряжение. Эти условия достоверно снижают результативность военнослужащих во всех анализируемых двигательных заданиях учебной программы.
Таблица 1
Сравнительная характеристика двигательных возможностей курсантов высшего военного учебного заведения в зависимости от условий выполнения упражнений_____________________
№ п/п Сбивающие факторы Показатели
Метание гранаты, м Бег 100 м, с Подъем переворотом на перекладине, раз Бег 3000 м, с Подтягивание на перекладине, раз Челночный бег 10x10 м, с
1. Утомление 29,3** 15,73* 4,17* 924,2** * * ,9 7, 30,86**
2. Усложнение внешней обстановки 32,0** 14,66 5,08 776,2 10,1 29,42
3. Сенсорная перегрузка 32,5 14,62 5,04 782,7* 9,6* 29,29
4. Ограничение двигательного пространства 29,6** 15,25* 4,96 792,5* 9,8 29,75*
5. Максимальное психоэмоциональное напряжение 31,9 14,88* 4,78* 814,2* 9,2* 29,81*
6. Ограничение поля зрения 30,8* 14,80 4,90 772,4 9,8 29,72*
7. Температурные перепады 33,2 14,82* 4,82* 810,7* 10,2 28,96
8. Обычные условия 33,7 14,56 5,15 756,6 10,7 28,53
Примечание. Выделены достоверные различия показателей (* - р<0,05; **- р<0,01) в сравнении с результатами в обычных условиях.
Для того чтобы понять причины такого снижения двигательных возможностей курсантов, нами анализировались показатели их психического состояния под воздействием сбивающих факторов. Острота зрения курсантов достоверно снижается при ограничении поля зрения (20,5%, р<0,01), температурных перепадах (11,9%, р<0,05) и максимальном психоэмоциональном напряжении (10,4%, р<0,05). На объем зрительного восприятия оказывают влияние три сбивающих фактора, но наиболее выраженно
- максимальное эмоциональное напряжение (19,6%, р<0,01). Утомление (9,1%) и температурные перепады (8,0%) влияют на объем зрительного восприятия при пятипроцентном уровне значимости. Фактор утомления существенно влияет на показатели точности временного интервала (15,5%, р<0,01), объема внимания (9,1%, р<0,01) и слуховой памяти (11,5%, р<0,05). Наибольшее влияние на психическое состояние военнослужащих оказывают факторы утомления и сенсорной перегрузки, а наименьшее
- фактор ограничения двигательного пространства.
Таким образом, сбивающие факторы оказывают существенное влияние на двигательные возможности и психическое состояние курсантов высшего военного учебного заведения, предъявляют к организму занимающихся специфические требования, которые обеспечивают адекватную двигательную реакцию в затрудненных условиях, способствуют эффективному выполнению необходимого двигательного действия в условиях дефицита времени.
Большое значение в системе профессиональной подготовки курсантов высших военных учебных заведений имеют сведения об особенностях взаимосвязи характеристик их физической подготовленности в обычных условиях и в условиях моделирования служебно-боевых задач. Между анализируемыми показателями физической подготовленности курсантов в обычных условиях выявлено 58 достоверных взаимосвязей, а в условиях моделирования служебно-боевой деятельности - всего 18.
Используя метод максимального корреляционного пути, нами структурированы взаимосвязи характеристик физической подготовленности. В обычных условиях данные показатели распределились системно и сгруппировались в шесть ветвей. Стволовую часть составили следующие характеристики: бег 100 м, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, лыжная гонка 5 км, преодоление специальной полосы препятствий, стрелковое упражнение. Наиболее высокие ветви образовали показатели бега на 3000 м (ветвь 1) и челночного бега 10*10 м (ветвь 2). Характеристики комплексного силового упражнения и плавания на 100 м в обмундировании с оружием составили третью ветвь. Комплекс приемов рукопашного боя с автоматом и подъем переворотом на перекладине - четвертую; поднимание гири весом 24 кг - пятую; прыжок в длину с места, поднимание ног к перекладине - шестую ветвь. Данные показатели в основном распределились по однородным признакам.
В условиях моделирования служебно-боевой деятельности анализируемые характеристики физической подготовленности курсантов сгруппировались в четыре независимые группы. Первая группа состоит из четырех показателей, характеризующих силовые способности: подтягивание на перекладине, поднимание гири весом 24 кг, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, комплексное силовое упражнение. Во вторую группу включены показатели скоростно-силовой направленности (бег 100 м, челночный бег 10*10 м, прыжок в длину с места), а в третью - военно-прикладного характера (комплекс приемов рукопашного боя с автоматом, стрелковое упражнение, лыжная гонка 5 км). Четвертую группу составили показатели плавания на 100 м в обмундировании с оружием, преодоления специальной полосы препятствий, бега на 3000 м, подъема переворотом на перекладине. Характеристики поднимания ног к перекладине проявились обособленно.
Таким образом, особую значимость в процессе физической подготовки курсантов высших военных учебных заведений приобретают формы работы по моделированию условий и ситуаций выполнения служебно-боевых задач.
ВЫВОДЫ
1. Различные условия выполнения упражнений оказывают существенное влияние на двигательные возможности и психические характеристики курсантов высших военных учебных заведений, особенно выражено утомление, психоэмоциональное напряжение и сенсорная перегрузка.
2. Двигательные возможности курсантов, сформированные в обычных условиях учебного процесса, не могут быть в полной мере реализованы в условиях выполнения служебно-боевых задач. Необходимо существенно увеличить объем их двигательной деятельности в экстремальных условиях, чтобы сформировать двигательные действия, которые можно успешно реализовать в условиях боевой обстановки.
3. Вектор повышения требований к уровню физической подготовленности курсантов необходимо проводить в направлении уровня комплексной реализации специальных физических качеств, военно-прикладных двигательных умений и навыков в обстановке, максимально приближенной к боевой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Теория и организация физической подготовки войск : учеб. для курсантов и слушателей ин-та / под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина, В.В. Миронова, В.А. Шейченко ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1992. - 340 с.
2. Горелов, А. А. Методологические аспекты построения системы руководящих документов по физической подготовке в частях и учебных заведениях силовых ведомств / А. А. Горелов ; МВД России. - СПб. : [б.и.], 1998. - 193 с.
3. Демьяненко, Ю.К. Физическая подготовка в системе военнопрофессионального обучения / Ю.К. Демьяненко, В.А. Щеголев // Теория и практика
физической культуры. - 1997. - № 3. - С. 68-73.
4. Лобжа, М.Т. Физическая подготовка и военно-профессиональная пригодность / М.Т. Лобжа, В. А. Щеголев ; ВДКИФК. - СПб. : [б.и.], 1993. - 55 с.
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
Павел Юрьевич Рыбачук, аспирант,
Кубанский государственный университет (КГУ), г. Краснодар
Аннотация
В статье раскрывается сущность идеи формирования компетентностей сохранения здоровья студентов средних специальных учебных заведений. Рассматривается изменение ценностных ориентаций в процессе освоения компетентностей.
Ключевые слова: компетентность, сохранение здоровья, студент, ценностные ориентации.
CHANGE OF VALUE ORIENTATIONS IN THE PROCESS OF MASTERING COMPETENCE OF PRESERVING STUDENTS’ HEALTH Paul Jurevich Rybachuk, post-graduate student,
Kuban State University,
Krasnodar
Abstract
The article discloses the essence of the idea of forming competence of health preserving with technical colledge students. The change in valued orientation in the process of mastering competence is considered.
Key words: competence, health preserving, valued orientations.
Для выявления отношения к здоровому образу жизни, физическому воспитанию на основании проведенного анализа научной и методической литературы была сформирована структура мотивационной сферы студентов в области физического воспитания, состоящая из четырех блоков:
- психофизиологические мотивы (отношение к игровой и деятельностной составляющей физического воспитания, получение удовольствия и положительных эмоций от самосовершенствования в процессе двигательной деятельности);
- прагматические мотивы, т.е. мотивы, связанные с результатом деятельности (приобретение практических навыков, внутренняя потребность в систематических занятиях, поощрение старших, родителей и сверстников, оценка педагога);
- мотивы, связанные с личностными перспективами, будущим молодого человека (подражание взрослым, самосохранение здоровья, повышение уровня физической подготовленности, развитие потребностей в движении);
- самоутверждение в определенной группе (в группе сверстников и сверстниц, педагогов, родителей и т. п.).
У студентов экспериментальной группы в структуре мотивов относительно равномерно представлены все блоки.
У участников контрольной группы структура мотивов изменилась. Ведущие позиции занимают проблемы самоутверждения в группе сверстников и частично в глазах взрослых, а также мотивы, связанные с самосохранением здоровья, развитием необходимых в будущем качеств. Вместе с тем у них (рис. 1) резко понижены психофизические и прагматические мотивы.