Научная статья на тему 'Педагогическая технология применения средств и методов тренировки для повышения уровня физической подготовленности курсантов-выпускников к несению боевого дежурства'

Педагогическая технология применения средств и методов тренировки для повышения уровня физической подготовленности курсантов-выпускников к несению боевого дежурства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
295
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Игнашин Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология применения средств и методов тренировки для повышения уровня физической подготовленности курсантов-выпускников к несению боевого дежурства»

обучения, включающих в себя элементы последних педагогических технологий, в качестве итогового контроля мы используем накопительно-балльную систему диагностики правовой обученности.

Таким образом, вертикальное содержание методической системы формирования правовой компетентности наполняет дидактические единицы содержания курса «Нормативно-правовые основы физической культуры и спорта», усиленные профессиональной направленностью правовых знаний. Ее горизонтальная сегментация основывается на структуре правового сознания педагога по физической культуре, состоящего из когнитивного, оценочного и волевого компонента. Помимо когнитивного и репродуктивного уровней, применение активных методов в обучении обеспечивает формирование у специалистов деятельностного уровня правовой компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронин, С.Э. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями / С.Э. Воронин, С.С. Филиппов. - СПб. : [б.и.], 2000. -206 с.

2. Москалева, Л.И. Формирование правовой компетентности у студентов физкультурного вуза : дис. ... канд. пед. наук / Москалева Л.И. ; Московский государственный областной университет. - М., 2006. - 158 с.

3. Никитина, О.А. Формирование правовой культуры студентов в процессе изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук / Никитина О. А. ; Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2000. - 153 с.

4. Ломакина, И.А. Формирование правосознания учащихся учреждений начального профессионального образования в процессе обучения правовых дисциплин : дис. ... канд. пед. наук / Ломакина И.А. ; Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. -Тула, 2005. - 167 с.

5. Шамова, Т.И. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров / Т.И. Шамова, Н.В. Анненкова, А. Худин. - М. : Пед. общество России, 2006. - 98 с.

6. Загревский, О.И. Психолого-педагогический минимум для внештатных преподавателей / О.И. Загревский, И.В. Дудура // Начальное и среднее профессиональное образование. - 2007. - № 7. - С. 38-42.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.И. Моисеева, А.И. Петров ; под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 272 с.

8. Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Певцова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ К НЕСЕНИЮ

БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА

Е.А. Игнашин

Зенитно-ракетные войска ВВС ПВО находятся в постоянной боевой готовности. Эффективность боевого применения зенитно-ракетного вооружения в значительной степени зависит от развития технических средств боевых зенитно-ракетных комплексов, определяется уровнем обученности и степенью надёжности деятельности выпускников высших военно-учебных заведений зенитно-ракетных войск ВВС ПВО.

Одной из важнейших составляющих боевой готовности является физическая готовность к выполнению боевых задач в процессе военно-профессиональной деятельности.

Однако далеко не каждый выпускник, прибывший из вуза зенитно-ракетных войск, способен качественно выполнять свои обязанности, своевременно сдать зачёт на допуск к самостоятельному несению боевого дежурства.

По данным И.В. Белущенко (2004), воздействие неблагоприятных факторов учебно-боевой деятельности на организм молодых офицеров-выпускников вузов ЗРВ более выражено, по сравнению с офицерами, имеющими опыт службы в войсках. Это объясняется тем, что низкий уровень адаптационных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов несения боевого дежурства, резкая смена режима учебно-боевой деятельности, по сравнению с высшим военно-учебным заведением, недостаточный практический опыт приводят к снижению эффективности военно-профессиональной деятельности выпускников.

Низкий уровень адаптационных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов при несении боевого дежурства во многом обусловлен недостаточной эффективностью процесса физической подготовки на выпускных курсах вузов зенитно-ракетных войск ВВС ПВО. В связи с этим, требуется научный поиск наиболее эффективных средств и методов повышения уровня физической подготовленности курсантов-выпускников к несению боевого дежурства, объединённых в конкретную педагогическую технологию.

Выполнение профессиональных обязанностей офицерами частей ЗРВ сопровождается значительным психоэмоциональным напряжением, происходящим в условиях недостаточной двигательной активности, нарушения режима труда и отдыха, деятельностью в условиях стресса во время несения боевого дежурства.

Успешность действий в этих условиях зависит от высокого уровня физической и психической готовности к несению боевого дежурства, а также высокого уровня работоспособности офицеров. В то же время, как показали проведённые исследования, уровень физической подготовленности выпускников вузов ЗРВ не соответствует требованиям, предъявляемым к ним военно-профессиональной деятельностью. Это, во-первых, снижает эффективность их военно-профессиональной деятельности, особенно во время несения боевого дежурства; во-вторых, не обеспечивает высокого уровня физической готовности к военно-профессиональной деятельности после окончания вуза. Как показали наши исследования, радикальным средством улучшения ситуации является целенаправленная организация физической подготовки курсантов на завершающем этапе обучения в вузе.

В процессе проведённого исследования были изучены факторы, влияющие на эффективность процесса физической подготовки курсантов-выпускников.

Для этого проводился опрос 32 специалистов по физической подготовке и спорту. Респондентам предлагалось проранжировать выделенные нами факторы по степени значимости их влияния на повышение эффективности процесса физической подготовки курсантов-выпускников. Результаты ранжирования свидетельствуют, что основополагающим фактором, влияющим на эффективность учебно-тренировочного процесса, является рациональное соотношение однонаправленных тренировок при развитии общей, скоростной выносливости и силы (таблица 1).

Определив ведущие факторы, влияющие на эффективность процесса физической подготовки курсантов-выпускников, мы приступили к разработке методики применения однонаправленных тренировок.

Программа состояла из развивающих двухнедельных циклов и проводилась в заключительном семестре обучения в форме утренней физической зарядки, самостоятельных занятий и спортивной работы под руководством курсовых офицеров. Основу методики проведения занятий составили беговые упражнения на общую и скоростную выносливость, а также разнообразные средства развития силы (таблица 2).

На заключительном этапе исследования осуществлялась проверка разработанной педагогической технологии физической подготовки курсантов-выпускников на основе применения двухнедельных однонаправленных тренировок. Для этого был

проведен педагогический эксперимент на базе Ярославского зенитного ракетного института. В педагогическом эксперименте приняли участие две группы: экспериментальная и контрольная (по 25 человек в каждой).

Таблица 1

Ранговая структура факторов, влияющих на эффективность процесса

физической подготовки курсантов-выпускников (п=32)

Значимость (ранговое место) Факторы, влияющие на эффективность процесса физической подготовки в завершающий период обучения Сумма рангов

1 Рациональное соотношение однонаправленных тренировок по развитию общей, скоростной выносливости, силы 37

2 Преимущественное использование упражнений аэробного характера в процессе самостоятельных занятий 73

3 Планирование физической нагрузки в процессе самостоятельной тренировки с учётом её объёма, полученного в процессе проведения других форм физической подготовки 105

4 Уровень физической подготовленности курсантов-выпускников 137

5 Использование двухнедельных циклов однонаправленных тренировок 167

6 Организация самостоятельных тренировок под руководством курсовых офицеров 195

При комплектовании экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп мы исходили, прежде всего, из одинакового уровня развития физических качеств у всех обследованных курсантов выпускного курса.

В соответствии с разработанным планом, все самостоятельные занятия по физической подготовке и занятия, отведенные на спортивную работу (60 мин), проводились курсовыми офицерами.

При организации занятий в экспериментальной группе мы исходили из того, что упражнения на выносливость способствуют повышению функциональных резервов организма, а упражнения на силу улучшают слаженность процессов нервно-мышечной координации.

В процессе первого двухнедельного цикла однонаправленных тренировок происходит совершенствование механизма срочной адаптации к физической нагрузке за счёт расширения функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма курсантов.

В процессе второго двухнедельного цикла однонаправленных тренировок совершенствуются механизмы долговременной адаптации к физической нагрузке на клеточном уровне. При этом происходит формирование межсистемных отношений в организме, необходимых для повышения уровня способности к эффективному несению боевого дежурства.

В ходе третьего двухнедельного цикла однонаправленных тренировок совершенствуется смешанный механизм энергообеспечения двигательной деятельности курсантов за счёт увеличения мощности систем энергообеспечения для напряжённой военно-профессиональной деятельности во время несения боевого дежурства, а также решаются задачи улучшения способности центральной нервной системы создавать необходимую силу возбуждения на моторную периферию к мышцам.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что разработанная технология применения двухнедельных однонаправленных тренировок курсантов-выпускников позволила достичь более высоких показателей физической подготовленности, функционального состояния и физического развития у испытуемых экспериментальной группы.

У курсантов-выпускников ЭГ наблюдался более высокий прирост показателей в беге на 3 км и в подтягивании по сравнению с испытуемыми КГ. В беге на 3 км в ЭГ прирост составил 20 с за время эксперимента, а в КГ прирост составил лишь 1 с. В

подтягивании прирост составил в ЭГ - 3,4 раза, а в КГ прироста не наблюдалось (таблица 3).

Таблица 2

Педагогическая технология применения средств и методов повышения уровня физической подготовленности курсантов-выпускников к несению боевого

дежурства с использованием однонаправленных тренировок

Этапы тренировки Направленность тренировки Использование средств физической подготовки Методы тренировки Величина нагрузки по ЧСС Решаемые задачи и направленность на совершенствование механизмов адаптации к нагрузкам

Первый двухнедельный цикл однонаправленных тренировок На преимущественное развитие общей выносливости Бег от 5 до 8 км; спортивные игры: футбол, баскетбол; лыжи от 10 до 20 км; плавание до 1,5 км Равномерный с постепенно повышающейся нагрузкой; игровой 130-150 уд/мин Совершенствование механизмов аэробного энергообеспечения двигательной деятельности (сердечно-сосудистой, дыхательной систем)

Второй двухнедельный цикл однонаправленных тренировок На преимущественное развитие скоростной выносливости Повторный бег 5х300 м; плавание отрезков 5 х25 м; спортивные игры: футбол, баскетбол; эстафеты; подтягивание на перекладине 3х10 раз Повторный, интервальный, игровой; соревновательный 150-180 уд/мин Совершенствование анаэробного механизма энергообеспечения двигательной деятельности (долгосрочной адаптации к нагрузке, на клеточном уровне); формирование межсистемных отношений в организме, необходимых для повышения работоспособности

Третий двухнедельный цикл однонаправленных тренировок На преимущественное развитие силы Упражнения на тренажёрах; подтягивание; подъём переворотом; подъём силой; упражнения с гирями, штангой, гимнастические упражнения Повторный, максимальных усилий; до отказа; соревновательный 140-160 уд/мин Совершенствование смешанного механизма энергообеспечения двигательной деятельности (увеличение мощности систем энергообеспечения напряжённой мышечной деятельности; улучшение способности ЦНС создавать необходимую мощность возбуждения на моторную периферию к мышцам)

Таблица 3

Показатели физической подготовленности у курсантов опытных групп _до и после эксперимента (х±т)_

№ п/п Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента р

1. Сила. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) ЭГ КГ 12,3±0,6 12,3±0,5 15,7±0,4 11,8±0,8 <0,05-

2. Быстрота. Бег 100 м (с) ЭГ КГ 14,7±0,1 14,6±0,2 14,0±0,1 14,8±0,1 <0,05-

3. Выносливость. Бег 3000 м (мин, с) ЭГ КГ 12,34 ±2,3 12,29 ±5,3 12,14±2,6 12,28 ±4,3 <0,05-

Объективным показателем высокой эффективности разработанной программы однонаправленных тренировок явились отзывы из войск на молодых офицеров - выпускников вуза зенитно-ракетных войск. Полученные отзывы из войск на выпускни-

ков ЭГ и КГ свидетельствуют, что в течение первого года службы молодые офицеры ЭГ в среднем допускали на 10-12% меньше ошибок при несении боевого дежурства, а также быстрее осваивали современную боевую технику.

Таким образом, разработанная педагогическая технология применения средств и методов тренировки курсантов-выпускников показала высокую эффективность, что способствовало повышению уровня физической готовности выпускников к более качественному несению боевого дежурства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белущенко, И.В. Методика реализации индивидуального подхода при ориентации офицеров ВВС ПВО на здоровый образ жизни // Актуальные проблемы физической подготовки и спорта : сб. науч.-метод. работ / под ред. В.А. Щёголева ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. - С. 78-81.

2. Кузнецов, А.И. Управление оздоровительной физической тренировкой офицеров старших возрастных групп высших военно-учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кузнецов А.И., Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2003. - 25 с.

3. Приходько, В.Н. Физическая тренировка специалистов-операторов в процессе несения боевого дежурства : метод. пособие / В.Н. Приходько ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2003. - 97 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАГРУЗОЧНОЙ ПРОБЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СЧЕТ» В ОЦЕНКЕ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. И. Коломиец

Эффективная адаптация к спортивной нагрузке является одним из условий успешной спортивной деятельности. Однако при длительном воздействии интенсивных или больших по объему тренировочных и соревновательных нагрузок или при недостаточном восстановлении после них возможно развитие функциональных нарушений, характеризующих стадию дизадаптации (снижение общей и специальной работоспособности, адаптивных возможностей, развитие преморбидных состояний, спортивных травм и профессионально обусловленных заболеваний) (Солодков А.С., 2007).

Применение различных видов нагрузочных тестов у спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса позволяет получать важную дополнительную информацию не только о функциональном состоянии и резервных возможностях сердечно-сосудистой системы, но в ряде случаев оценивать прогноз и риск развития утомления и перетренированности.

Рядом авторов для оценки стрессзависимых изменений гемодинамики изучались психоэмоциональные нагрузочные пробы, которые продемонстрировали четкие гемодинамические сдвиги, зависимые от функционального состояния симпатической нервной и гипоталамо-гипофизарной систем (West SG, 1998; Юшина, К. А. 2004).

Учитывая эти факты, представляется резонным использование психоэмоциональной нагрузочной пробы для выявления группы риска развития дизадаптации у студентов, занимающихся спортивной и учебной деятельностью.

Для достижения поставленной цели исследования была сформулирована следующая задача: выяснить характер гемодинамических изменений под влиянием психоэмоциональной нагрузки у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследованиях принимали участие 129 студентов-первокурсников Уральского государственного университета физической культуры и Южно-Уральского государственного университета. Из них: 41 высококвалифицированный спортсмен, занимающийся циклическими видами спорта (группа 2) и 43 высококвалифицированных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.