4. Bolotin, A.E. Factors that determining the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training / A.E. Bolotin, V V Bakaev, S.A. Vazhenin // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - 16 (1). - Art. 17. - P. 102-108.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Bityutskaya, O.V. (2013), "Technology of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.
2. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov, Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.
3. Tokareva, A.V., Mironova O.V., Moskalenko I.S., Bolotin A.E. and Yarchikovskaya L.V. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.
4. Bolotin, A.E., Bakayev V. V. and Vazhenin S.A. (2016), "Factors that determining the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training", Journal of Physical Education and Sport, 16(1), Art. 17, pp. 102-108.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2019
УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД МВД РОССИИ, ВПЕРВЫЕ ПРИНИМАЕМЫХ НА СЛУЖБУ
Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Василий Васильевич Крючков, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России); Евгений Григорьевич Светличный, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Иван Петрович Польской, преподаватель, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, (КФ КрУ МВД России) г. Симферополь
Аннотация
Работа посвящена вопросу совершенствования физической подготовки сотрудников ГИБДД МВД России, впервые принимаемых на службу. Моделирование условий оперативно-служебной деятельности является актуальной задачей совершенствования физической подготовки, в частности использование различных полигонов, при отработке задержания правонарушителей. В своей практической деятельности сотрудникам ГИБДД приходится сталкиваться с различными опасными для жизни и здоровья экстремальными ситуациями, такими как: преследование правонарушителей и преступников; задержание преступников и правонарушителей; пресечение преступлений и правонарушений; проведение досмотров и т.д. Обеспечение личной безопасности сотрудников ГИБДД России одно из приоритетных направлений совершенствования профессиональной подготовки. В статье предложен алгоритм и критерии оценки комплексного упражнения промежуточной аттестации с учетом специфики профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД МВД России, проходящих первоначальную профессиональную подготовку.
Ключевые слова: сотрудники ГИБДД МВД России, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, профессиональная подготовка, профессиональное обучение, личная безопасность.
FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF TRAFFIC POLICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA BEING RECRUITED FOR THE FIRST TIME
Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Vasily Vasi-lyevich Kryuchkov, the senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Evgeny Grigorievich Svetlichny, the candidate of pedagogical sciences, head of the department, Ivan Petrovich Polskoy, the teacher, Crimean branch of the Krasnodar University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Simferopol
Annotation
The article is devoted to the problem of improving the physical training of the traffic police officers of the Ministry of internal Affairs of Russia taken on service for the first time. The authors believe that the modeling of the conditions of the operational and service activities is an urgent task of improving the physical training, in particular, the use of the different polygons in the detention of offenders. At detention of the offenders in general and, in particular, during the inspection activities of the particular importance, the personal safety of the traffic police officers is the issue of key importance. Ensuring personal safety of the employees of the traffic police of Russia is defined by authors as one of the priority directions of improvement. The authors developed the algorithm and criteria for assessing the complex exercise of interim certification, taking into account the specifics of the professional activities of the traffic police officers of the Ministry of internal Affairs of Russia, undergoing initial training.
Keywords: employees of traffic police of the Ministry of internal Affairs of Russia, physical training, fighting receptions of fight, professional training, personal safety.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из условий совершенствования деятельности МВД России является постоянное повышение уровня профессионализма его сотрудников.
Профессиональная деятельность сотрудников ГИБДД МВД России МВД России часто связана с экстремальными ситуациями, риском для жизни и здоровья. Для сотрудников ГИБДД важное значение при выполнении своих обязанностей играет физическая подготовка, в частности приобретение и совершенствование умений, навыков и качеств, направленных на профессиональное выполнение оперативно-служебных задач и обеспечение личной безопасности [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Моделирование условий оперативно-служебной деятельности является актуальной задачей совершенствования физической подготовки, в частности использование различных полигонов, при задержании правонарушителей. При задержании правонарушителей в целом и при проведении досмотровых мероприятий в частности, особое значение имеет личная безопасность сотрудников ГИБДД МВД России.
Личная безопасность - это совокупность знаний, умений и навыков, а также способность их правильно применять при возникновении экстремальной ситуации.
Важнейшим компонентом в системе обеспечения безопасности сотрудников ГИБДД МВД России выступает их профессиональная защищённость, в первую очередь от посягательств преступных элементов. Понятие личная безопасность включает в себя физическую и психологическую защищенность. Физическая защищённость - соответствие комплекса правовых, материально-технических, управленческих и иных мер, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья сотрудников при решении (или в связи с решением) ими профессиональных задач, реальным возможностям снизить этот риск до объективного предела [1]. Психологическая защищённость - соответствие специальных мер, направленных на профилактику и предотвращение психологической деформации личности сотрудника под влиянием стрессов и эмоционально-психологических перегрузок, степени реального воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Из вышеуказанного следует, что для выполнения своих служебных обязанностей сотрудник ГИБДД МВД России должен постоянно поддерживать себя в отличной физической форме и следить за своим физическим и психическим здоровьем, так как от грамотных решений и действий в стрессовых ситуациях зависит не только его жизнь и здоровье, но и окружающих граждан.
Важнейшим фактором в объеме и качестве приобретаемых знаний, умений и навыков является физическая подготовка будущих правоохранителей в рамках первоначальной
профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД, впервые принимаемых на службу.
Несмотря на серьезный подход в организации первоначальной профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД, впервые принимаемых на службу, существует ряд задач, требующих решения.
Рассмотрим вариант решения одной из задач по обеспечению личной безопасности сотрудников ГИБДД, а также формирование профессиональных навыков применения боевых приемов с учетом специфики профессиональной деятельности.
В рамках программы профессиональной подготовки (профессионального обучения), лиц впервые принимаемых на службу сотрудников ОВД России, дисциплине «Физическая подготовка» уделяется 90 часов на период 4,5 месяца. Тематический раздел программы физической подготовки представлен такими разделами как: «Организационные основы физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», «Болевые приемы», «Удары и защита от ударов», «Освобождения от захватов и обхватов», «Пресечение действий с огнестрельным оружием», «Сковывание наручниками, связывание брючным ремнем», «Наружный досмотр», «Действия с применением палки специальной», «Учебно-боевая практика и тактика применения боевых приемов борьбы». Степень сформированности компетенций у слушателей факультетов профессиональной подготовки при проведении промежуточной аттестации определяется по результатам дифференцированного зачета: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», а также результатами экзамена: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Разделу «Учебно-боевая практика и тактика применения боевых приемов борьбы» в рамках изучения дисциплины «Физическая подготовка» уделяется 22 часа. Содержание данного раздела должно включать комплексные задания, моделирующие поиск, преследование и пресечение сопротивления ассистента: моделирование профессиональной служебной деятельности по схеме: «поиск - преследование - ограничение свободы передвижения ассистента».
Для сотрудников ГИБДД, впервые принимаемых на службу, проходящих профессиональную подготовку, нами были разработаны алгоритмы получения необходимых знаний, умений и навыков в рамках указанного раздела, с учетом специфики профессиональной деятельности. Основным элементом таких алгоритмов служит преодоление полосы препятствий, что позволяет комплексно моделировать общую физическую подготовленность, совершенствовать психологическую подготовленность, стрессоустойчивость, а также моделировать элементы применения физической силы при извлечении правонарушителя из салона транспортного средства и последующий досмотр правонарушителя. Один из вариантов специальной полосы препятствий изображен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Специальная полоса препятствий
В качестве последнего элемента полосы препятствий следует использовать автомобиль с находящимся внутри правонарушителем.
На рисунке 2 изображен вариант наружного досмотра правонарушителя у автомобиля, и последующее сковывание наручниками.
Рисунок 2 - Досмотр правонарушителя у автомобиля и последующее сковывание наручниками
Нами разработан алгоритм и критерии оценки проведения промежуточной аттестации - экзамена.
Экзамен рекомендуется проводить в виде комплексного зачетного упражнения, позволяющего оценить, как общую физическую подготовленность, так и владение служебно-прикладными навыками и умениями (боевыми приемами борьбы) применительно к специфике профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД.
Организацию и проведение комплексного экзаменационного упражнения осуществляют два преподавателя:
1-й преподаватель находится на старте полосы препятствий, организует участников итогового испытания, проводит проверку формы одежды слушателей, дает старт участникам, следит за правильностью выполнения заданий, дает задание перед выполнением упражнения, оценивает выполнение приема, заносит результаты в протокол; в целях координации действий, осуществляет связь по радиостанции со вторым преподавателем, находящимся на финише;
2-й преподаватель находится на финише и месте выполнения боевых приемов борьбы у автомобиля оценивает действие слушателей, заносит результаты в протокол, фиксирует время прохождения комплексного экзаменационного упражнения, в целях координации действий, осуществляет связь по радиостанции с первым преподавателем, находящимся на старте.
Комплексное экзаменационное упражнение представляет собой последовательное преодоление элементов полосы препятствий (рисунок 1) и предполагает:
- ходьба на руках по параллельным брусьям без помощи ног;
- преодоление препятствия «забор»;
- преодоление препятствия «пеньки»;
- преодоление препятствия «ров»;
- преодоление препятствия «лабиринт»;
- преодоление препятствия «бум»;
- преодоление препятствия «завал»;
- преодоление препятствия «подземный ход»;
- бег 60 м до площадки с автомобилем;
- выполнение задержания.
Задержание, в свою очередь, может включать следующие варианты:
- извлечение правонарушителя из салона автомобиля, сковывание наручниками (в положении стоя у автомобиля; в положении лежа), произведение наружного досмотра правонарушителя;
- обезоруживание правонарушителя, вооруженного пистолетом, при угрозе пистолетом спереди в голову/туловище, сковывание наручниками (в положении стоя у стены; в положении лежа) произведение наружного досмотра правонарушителя.
После выполнения задачи, связанной с ограничением свободы передвижения ассистента осуществляется остановка секундомера (финиш). Оценка комплексного экзаменационного упражнения складывается из оценки за время и правильность преодоления полосы препятствий и оценки за выполнение задержания, приоритетным является выполнение задержания. Особое внимание при оценке служебно-прикладных упражнений, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента и проведением наружного досмотра, уделяется соблюдению личной безопасности.
Критерии оценки упражнения, следующие:
«Отлично» - слушатель уверенно и чётко подаёт команды, соблюдает меры безопасности (находится на безопасном расстоянии от правонарушителя во время подачи команд; не перекладывает оружие из рук в руку во время досмотра; не перешагивает через правонарушителя; не засовывает руки в его карманы), обыск проводит путём прощупывания одежды, обращая внимание в первую очередь на наиболее вероятные места ношения оружия, правильно ограничивает свободу передвижения ассистента (сковал его руки болевым приемом, надежным и удобным для сопровождения, надел наручники или связал, вынудил ассистента угрозой применения оружия повиноваться или условно применил его на поражение).
«Хорошо» - слушатель провел досмотр согласно описанию, но допустил одну ошибку при подаче команды.
«Удовлетворительно» - слушатель провел досмотр согласно описанию, но нарушил последовательность досмотра, либо допустил две ошибки при подаче команд.
«Неудовлетворительно» - слушатель нарушил меры безопасности, перекладывал оружие из руки в руку, досмотр провёл формально (больше половины одежды правонарушителя осталось не досмотренной), не ограничил свободу передвижения ассистента или нарушил меры безопасности, медленно, неуверенно или не в соответствии с описанием выполнил досмотр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенное комплексное упражнение разработано с учетом специфики профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД (преследование правонарушителя, извлечение его из транспортного средства, защита от вооруженного / не вооруженного нападения, пресечение сопротивления, задержание, досмотр) [3].
Внедрение в профессиональную подготовку сотрудников ГИБДД вышеуказанной методики позволит:
- моделировать условия, приближенные к ситуациям, возникающим в процессе осуществления профессиональной деятельности.
- испытать необходимые физическую и психологическую нагрузки.
- при условии регулярной отработки, способствует получению и закреплению необходимых для полицейского навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях.
- поднять личную безопасность на качественно новый уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каримов, А.А. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / А.А. Каримов, А.К. Иванов. - Иркутск : Изд-во Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2014. - 96 с.
2. Овчинников, В.А. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 4. - С. 172-176.
3. Светличный, Е.Г. Использование контекстного обучения в профессиональной подготовке курсантов и слушателей ведомственных учебных заведений системы МВД / Е.Г. Светличный // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - Выпуск 54 (2). - С. 260-265.
REFERENCES
1. Karimov, A.A. (2014), Personal security of internal affairs officers, East Siberian Institute publishing house of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk.
2. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No 4, pp. 172-176.
3. Svetlichny, E.G. (2017), "The use of contextual training in the professional training of cadets and students of departmental educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs". Problems of Modern Teacher Education, Issue 54 (2), pp. 260-265.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.06.2019
УДК 796.011
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН - СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Алексей Юрьевич Плешивцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России)
Аннотация
Работа посвящена проблемному вопросу совершенствования физической подготовки сотрудников ОВД России женского пола. Авторами охарактеризованы физиологические, психологические и иные особенности женского организма, учет которых будет способствовать эффективному совершенствованию физической подготовки в целом и в частности наиболее эффективному процессу обучения двигательных действий. Авторами доказано, что рациональное применение физических нагрузок во время физической подготовке или спортивной тренировки позволяет повысить функциональные возможности женского организма, направить их на достижение высоких результатов не только служебной деятельности, но и результатов в служебно-прикладных видах спорта МВД России.
Ключевые слова: женщины - сотрудники ОВД России, психолого-педагогические особенности, физиологические особенности, физическая подготовка, принципы, методы, средства.
PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND PHYSIOLOGICAL FEATURES OF THE PHYSICAL TRAINING OF WOMEN - EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Alexey Yuryevich Pleshivtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,
Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs
Annotation
The article is devoted to the problematic issue of improving the physical training of the female employees of the ATS of Russia. The authors described the physiological, psychological and other features of