УДК 796.011 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-61-67
Сравнительный анализ физической подготовленности курсантов первого курса в осеннем и весеннем семестрах. Существующие проблемы
и пути их решения
Горбунов С.А.1, Кислых ЕА.2*
1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта
г. Чайковский, Россия ORCID: 0000-0003-1363-2042, [email protected] Пермский институт ФСИН России г. Пермь, Россия ORCID: 0000-0003-1432-4199, [email protected]*
Аннотация: Одним из актуальных и острых вопросов настоящего времени остается физическая подготовленность сотрудников силовых ведомств, к которым можно отнести МВД, ФСИН, МЧС, ФСБ, МО. Именно они отвечают за безопасность, соблюдение законности внутри страны и охраняют границы государства от внешних угроз. Поэтому для решения государственных задач сотрудники силовых ведомств должны иметь высокий уровень физической подготовленности. Физическая подготовка является частью профессионально-прикладной подготовки сотрудника силового ведомства и занимает в ней ведущее место. Практические занятия по физической подготовке направлены на приобретение определенных умений и навыков, физических и психических качеств, которые впоследствии помогут успешному выполнению оперативно-служебных задач. Материалы. В статье рассматривается физическая подготовленность курсантов первого курса на примере Пермского института ФСИН России, ее уровень в начале и в конце учебного года. Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование физической подготовленности, методы математической статистики. Результаты. Выявлены проблемы в развитии быстроты и выносливости курсантов, рассмотрены пути их повышения средствами легкой атлетики с целью подготовки к дальнейшей службе в уголовно-исполнительной системе (далее УИС). Заключение. Необходима корректировка существующей рабочей программы дисциплины «Физическая подготовка» в сторону возможного увеличения учебных часов по легкой атлетике. Несомненным преимуществом такой корректировки является то, что средства лёгкой атлетики обладают наиболее обширными ресурсами для разнонаправленной физической подготовки, а широкий спектр подготовленности - одна из важнейших задач физической подготовки курсантов.
Ключевые слова: курсанты первого курса, Пермский институт ФСИН России, физическая подготовка, физическая подготовленность, выносливость, быстрота, готовность к дальнейшей службе в УИС, легкая атлетика.
Для цитирования: Горбунов С.А., Кислых Е.А.* Сравнительный анализ физической подготовленности курсантов первого курса в осеннем и весеннем семестрах. Существующие проблемы и пути их решения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 61-67. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-61-67.
Comparative analysis of physical readiness in the first course cadets during autumn and spring terms. Existing problems and the ways of their solution
Sergey A. Gorbunov1, Evgeniy A. Kislykh2*
1 Chaykovskiy State Academy of Physical Culture and Sport Chaykovskiy, Russia ORCID: 0000-0003-1363-2042, [email protected] 2Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Perm, Russia
ORCID: 0000-0003-1432-4199, [email protected]* Abstract: One of the urgent problems nowadays stays the problem of physical training among
the power department members (Ministry of Internal Affairs (MIA), Federal Penitentiary Service (FPS), Emergencies Ministry (EM), Federal Security Service (FSS), Ministry of Defense (MD)). They provide safety, law inside the country and protect state borders from external threat. That is why in order to realize state objectives the members of power departments should have high level of physical fitness. Physical training is the part of professional-applied training of the power department member and takes a leading place in it. Practical physical culture lessons are directed toward the definite skills and abilities, physical and psychic qualities gaining. It in the future would help to fulfill successfully operating missions. Materials. The article considers physical readiness of the first course cadets by the example of Perm Institute of FPS of Russia, its level at the beginning and at the end of the academic year. Research methods. Information sources analysis and summarizing, physical readiness testing, methods of mathematical statistics. Results. We revealed the problems in cadets' quickness and endurance development, considered the ways of their improvement by means of track and field athletics in order to train for further service in correctional system (CS). Conclusion. It is necessary to correct the existing program of "Physical training" discipline in order to increase the hours given to track and field athletics. The advantage of such correction is in the following: track and field athletics means has wide resources for multidirectional physical training. A wide spectrum of readiness is one of the most important objectives of cadets' physical training.
Keywords: first-year cadets, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, physical training, physical readiness, endurance, quickness, readiness for further service in the penitentiary system, track and field athletics.
For citation: Sergey A. Gorbunov, Evgeniy A. Kislykh*. Comparative analysis of physical readiness in
the first course cadets during autumn and spring terms. Existing problems and the ways of their solution.
Russian journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4): 61-67. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-164-61-67.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из актуальных и острых вопросов настоящего времени остается физическая подготовленность сотрудников силовых ведомств, к которым можно отнести МВД, ФСИН, МЧС, ФСБ, МО. Именно они отвечают за безопасность, соблюдение законности внутри страны и охраняют границы государства от внешних угроз. Поэтому для решения государственных задач сотрудники силовых ведомств должны иметь высокий уровень физической подготовленности.
Физическая подготовка является частью профессионально-прикладной подготовки сотрудника силового ведомства и занимает в ней ведущее место. Практические занятия по физической подготовке направлены на приобретение определенных умений и навыков, физических и психических качеств, которые впоследствии помогут успешному выполнению оперативно-служебных задач.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Мы рассматриваем уголовно-исполнительную систему (далее УИС),
федеральным органом управления которой является Федеральная служба исполнения наказаний (далее ФСИН). Как государственное ведомство, оно образовалось в 2004 году на основании Указа Президента [1].
Одной из основных функций УИС является охрана осужденных лиц, которые находятся в исправительных колониях, и конвоирование подозреваемых в преступлениях лиц из следственных изоляторов в здание суда и обратно. Данные функции выполняют инспекторы по охране и конвоированию, а также кинологи. Отделы охраны и конвоирования ФСИН России представляют собой примерно 1/3 от всего персонала, который составляет чуть менее трехсот тысяч сотрудников.
Любой сотрудник УИС должен обладать профессионально важными качествами, чтобы правильно, грамотно и без ущерба своему здоровью выполнять должностные обязанности и функции. Большинство специалистов выделяют два основных таких качества: физическую подготовленность и психологическую подготовленность [2, 3]. Рассмотрим на примере инспекторов по охране и
конвоированию, а также кинологов. Во-первых, данные категории сотрудников УИС имеют ежедневный непосредственный контакт со спецконтингентом, среди которого встречаются пожизненно осужденные преступники, а также физически крепкие и хорошо подготовленные преступники, которые прошли обучение и подготовку в различных военных подразделениях. Во-вторых, экстремальность и сложность службы, которые заключаются в постоянном ношении, а иногда и применении огнестрельного оружия для защиты себя или других лиц. Поэтому служба в УИС близка к службе в МВД, Росгвардии и приравнена к военной службе.
Как и любое другое силовое ведомство, ФСИН заинтересована, чтобы на службу поступали высококлассные и высококвалифицированные специалисты. На данный момент существует два способа попасть в УИС. Во-первых, после окончания вуза. Существует восемь высших учебных заведений в системе ФСИН, которые выпускают дипломированных специалистов на должности среднего начальствующего состава. После окончания вуза выпускники по распределению отправляются служить на свое место постоянной дислокации. Во-вторых, попасть на службу можно и без окончания ведомственного вуза, при этом необходимо сдать вступительные экзамены по физической подготовке и пройти военно-врачебную комиссию. Для лиц мужского пола обязательным требованием является служба в Вооруженных Силах РФ. После поступления в УИС таким способом сотрудники должны будут пройти дополнительное профессиональное обучение.
При поступлении в вуз будущие курсанты
сдают вступительные испытания. Во-первых, это требования к минимальным проходным баллам по результатам ЕГЭ. Во-вторых, прохождение военно-врачебной комиссии, чтобы определить, способен ли абитуриент по состоянию здоровья к учебе в вузе с военным уклоном и дальнейшей службе. В-третьих, это сдача нормативов по физической подготовке, куда входят бег на 100 м (определение скорости), бег на 3000 м для мужчин и 1000 м для женщин (определение выносливости), подтягивание для мужчин и КСУ № 1 для женщин (определение силовой выносливости). Данные нормативы сдаются согласноНаставлениюпофизическойподготовке, где прописаны минимальные требования по их сдаче [4]. Зачастую территориальные органы ФСИН, которые направляют абитуриентов для учебы в вузах, не принимают данные нормативы, а предоставляют нужные для поступления результаты. В реальности же многие поступающие (выпускники 11-го класса) не могут выполнить минимальные требования по физической подготовке, так как обладают низкой общей физической подготовленностью. Устный опрос и анкетирование курсантов первого курса показывают, что более половины поступивших не сдавали в реальности нормативы по физической подготовке. Данная проблема остается актуальной на протяжении нескольких лет. Она изучается многими современными авторами, выводы которых изложены в научных статьях последнего десятилетия [5,6,7,8,9,10]. Рассмотрим результаты общей физической подготовленности курсантов первого курса набора 2020 года в Пермском институте ФСИН России, показанные в осеннем и весеннем семестрах, соответственно, которые представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1 - Оценки курсантов первого курса набора 2020 года, показанные в осеннем семестре в 2020 году после занятий по легкой атлетике в рамках дисциплины «Физическая подготовка» в течение полутора месяцев
Норматив Оценка (% от общего числа)
«5» «4» «3» «2»
100 м юноши 27,27 22,73 36,36 13,64
100 м девушки 16 24 48 12
3000 м юноши 13,89 16,67 22,22 47,22
1000 м девушки 7,41 25,93 33,33 33,33
Подтягивание (юноши) 38,10 33,33 14,29 14,29
КСУ № 1 (девушки) 40,5 35,5 15 9
Сразу стоит отметить, что Пермский кинологов, то есть сотрудников, которые институт ФСИН России выпускает инспекторов находятся на самых опасных местах в службе. по охране и конвоированию и специалистов-
Таблица 2 - Оценки курсантов первого курса набора 2020 года, показанные в весеннем семестре 2021 года после занятий по легкой атлетике в рамках дисциплины «Физическая подготовка» в течение полутора месяцев
Норматив Оценка (% от общего числа)
«5» «4» «3» «2»
100 м юноши 30,95 23,80 30,96 14,29
100 м девушки 12,90 16,13 54,84 16,13
3000 м юноши 17,39 4,35 32,61 45,65
1000 м девушки 20 13,33 56,67 10,00
Подтягивание (юноши) 50 25 13,64 11,36
КСУ № 1 (девушки) 62,5 25 9,38 3,13
Курсанты первого курса сдавали обязательные нормативы на быстроту, силу и выносливость после систематических посещений занятий по физической подготовке в течение полутора месяцев. В этот период, согласно рабочей программе дисциплины, проходили занятия по легкой атлетике (общее время занятий по легкой атлетике составило 18 часов, или 9 занятий). Точно такие же нормативы курсанты сдавали в конце учебного года по физической подготовке в весеннем семестре после посещений занятий по легкой атлетике в
Таблица 3 - Лучший результат курсанта мужского показатели нормативов
течение полутора месяцев (также 18 часов, или 9 занятий в течение семестра).
Ниже приведены две таблицы (см. таблицы 3, 4), в которых представлен средний результат по нормативам, лучшие результаты курсантов, а также оценочные показатели по оценкам для курсантов первого курса (отдельно для мужчин и для женщин). Здесь стоить отметить, что временные и количественные показатели по нормативам повышаются от курса к курсу (самые высокие результаты имеет четвёртый курс).
ола, средний результат по нормативу, оценочные
Норматив Показанное время или количество раз
лучший курсант среднее значение Оценка «5» (1-й курс) Оценка «4» (1-й курс) Оценка «3» (1-й курс)
2020 г. 2021г. 2020г. 2021 г.
100 м, с 12,3 12,2 13,65 13,70 13,10 13,60 14,60
3000 м, мин. 11.20 11.20 12.32 12.31 11.40 11.55 12.20
Подтягивание, кол-во раз 17 16 13 14 15 13 11
Полученныерезультатысвидетельствуют о том, что курсанты первого курса имеют низкий уровень общей подготовленности для вуза с силовым уклоном. Особенно страдает выносливость, как у девушек, так и у мужчин:
Таблица 4 - Лучший результат курсанта женского показатели нормативов
если у девушек положительные оценки «4» и «5» по семестрам имеют 33,34% и 33,33% от общего числа, то у мужчин цифры составляют 30,56% и 21,74% соответственно.
пола, средний результат по нормативу, оценочные
Норматив П оказанное время или количество раз
лучший курсант среднее значение Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3»
2020 г 2021 Г 2020 г 2021 Г
100 м, с 14,3 14,1 15,99 16,28 15,0 15,8 16,4
1000 м, мин. 4.00 3.53 4.40 4.35 4.10 4.25 4.50
КСУ № 1, кол-во раз 38 42 34 35 15 13 11
Быстрота (скорость) находится также на низком уровне, как у девушек, так и мужчин: у девушек положительные оценки «4» и «5» по семестрам имеют 40,0% и 29,03% от общего числа за осенний и весенний семестры, у мужчин цифры составляют 50,0% и 54,75% соответственно.
При сравнении показанных результатов в начале и в конце года становится видно, что быстрота и выносливость курсантов, как мужского пола, так и женского, остались на низком уровне. Критичны следующие отрицательные изменения:
- снижение выносливости у курсантов мужского пола в сравнении с началом года;
- снижение быстроты у курсантов женского пола в сравнении с началом года.
Аналогичная тенденция наблюдалась ранее у курсантов первого курса набора 2019 года. Следовательно, данная проблема приобретает систематический характер.
Проанализировав все данные, можно сделать вывод, что рабочая программа дисциплины по физической подготовке нуждается в корректировке и доработке.
Недостаточная физическая
подготовленность впоследствии может привести к негативным результатам. Если смоделировать ситуацию побега физически подготовленного заключенного или подозреваемого из-под стражи, то можно предположить:
- не все сотрудники смогут его догнать;
- многие сотрудники не смогут долго его преследовать (стоит отметить, что сотрудник может находиться в полном обмундировании, что усложняет задачу).
1. В основе сдачи зачета по дисциплине «Физическая подготовка», наряду с боевыми приемами борьбы лежит легкая атлетика, а именно подготовка, направленная на формирование быстроты и выносливости. Если обратиться к Наставлению по физической подготовке для сотрудников УИС, то его основной целью является приобретение умений и навыков, физических и психических качеств, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач. Только физически подготовленный сотрудник способен решать поставленные перед ним задачи, находясь, порой в экстремальных ситуациях.
2. Как показывают практические занятия по легкой атлетике, многие курсанты (как юноши, так и девушки) имеют проблемы со сдачей нормативов. Многие не могут одновременно выполнить нормативы, как на скорость, так и на выносливость.
3. Силовым вузам, в частности Пермскому институту ФСИН России, приходится искать пути повышения общей физической подготовленности курсантов с целью их подготовки к дальнейшей службе, которая зачастую проходит в экстремальных условиях. Курсант первого курса является начальным звеном в системе подготовки будущего
полноправного сотрудника УИС. От уровня физической подготовленности сотрудника может зависеть как его собственная жизнь, так и жизнь других сотрудников, которые проходят с ним службу. Поэтому проблему, связанную с низким уровнем общей физической подготовленности, необходимо решать на начальном этапе обучения.
4. Решение по выходу из данной ситуации видится в использовании средств лёгкой атлетики с акцентом на использование упражнений профессиональных спортсменов-легкоатлетов с одновременным увеличением часов на легкую атлетику. Восемнадцать часов на легкую атлетику по программе недостаточно для развития быстроты и выносливости. Несомненным плюсом лёгкой атлетики является то, что ее средства обширны и разнообразны. Это не только гладкий бег на короткие или длинные дистанции, различные ускорения, интервальный бег, но и использование специальных упражнений, которые помогут развить, а потом и поддерживать необходимый уровень быстроты и способности продолжительное время поддерживать заданную скорость (выносливости).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходима корректировка
существующей рабочей программы дисциплины в сторону возможного увеличения учебных часов по легкой атлетике. Несомненным преимуществом такой корректировки является то, что средства лёгкой атлетики обладают наиболее обширными ресурсами для разнонаправленной физической подготовки, а именно широкий спектр подготовленности - одна из важнейших задач физической подготовки курсантов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
2. Желтов Р.А. Физическая подготовка и совершенствование профессиональных компетенций сотрудников региональных
учреждений уголовно-исполнительной системы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Москва. 2011: 24.
3. Ивашко Н.Н. «Особенности профессиональной подготовки сотрудников подразделений охраны и конвоирования исправительных учреждений к служебной деятельности. Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2018; 1(1).
3. Приказ Минюста России от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России».
4. Седова А.С., Храмцов П.И. Мотивация к занятиям физической культурой и физическая подготовленность школьников. ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей». Минздрав России, ЗНиСО. 11(296).
5. Гутовский Р.В., Соловьев М.М., Зиновьев А.А., Купреев М.В. Мониторинг физической подготовленности учащихся старших классов в рамках выполнения норм комплекса «Готов к труду и обороне». Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020; 5(183).
6. Левент Акыджы, Джулия Манискалко, Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А. Форум по этноспорту - возрождение народных видов спорта. Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 5-8. DOI: 10.15526/20704798-2021-16-2-5-8.
8. Bailey R.P., Collins D., Ford P.A., MacNamara A., Toms M., Pearce G. Participant development in sport; an academic review. 2010.
9. Phillips E., Davids K., Renshaw I., Portus M. Expert performance in sport and the dynamics of talent development. Sports Medicine. 2010; 40: 271-283.
10. Suslov F. About the sensitive age periods in the development of physical capacities. Modern Athlete and Coach. 2010; 40: 31-33.
Статья поступила в редакцию: 10.10.2021
Горбунов Сергей Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 617764, Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail:
Кислых Евгений Александрович - преподаватель, капитан внутренней службы, Пермский институт ФСИН России, 614012, г. Пермь, ул. Карпинского дом 125, e-mail: