ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
УДК/UDC 796.01:316
Поступила в редакцию 20.03.2021 г.
Кандидат педагогических наук М.В. Звягинцев1
Е.Н. Звягинцева1
1 Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, Новокузнецк
OBJEOTiFiCATiON OF THE ASSESSMENT OF THE PHYSiCAL FITNESS OF THE EMPLOYEES OF THE PENiTENTiARY SYSTEM ON THE BASiS OF AN iNDiViDUALLY DiFFERENTiATED APPROACH
PhD M.V. Zvyagintsev1
E.N. Zvyagintseva1
1 Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service (FSIN) of Russia, Novokuznetsk
Информация для связи с автором: [email protected]
□ и
£ г. CL
ч—
О ш и
CL ' -о с
га
^
О ш
■С
Н
Аннотация
Цель исследования - экспериментально доказать эффективность методики оценки уровня физической подготовленности сотрудников силовых ведомств на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Методика и организация исследования. Разработанная методика была апробирована в Кузбасском институте ФСИН России в 2019 г. В эксперименте приняли участие 30 курсантов, 15 слушателей и 30 сотрудников института из числа профессорско-преподавательского состава, курсовых офицеров и вспомогательных служб (МСЧ, автомобильная служба, служба тыла, отдел по работе с личным составом). Курсанты, слушатели и сотрудники института были определены в три группы по 10 курсантов, пять слушателей и 10 сотрудников в каждой. При этом 1-ю группу составили сотрудники со средним уровнем физической подготовки (получившим в ходе тестирования отметку «удовлетворительно»); 2-ю группу - с хорошим уровнем физической подготовки (получившим в ходе тестирования отметку «хорошо») и 3-ю группу - с высоким уровнем физической подготовки (получившая отметку «отлично»). Эксперимент заключался в том, что данные группы, после сдачи нормативов согласно Наставлению по физической подготовке, сдавали нормативы по разработанной нами методике. Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента были получены следующие результаты. В 3-й группе все участники получили отметку «отлично» со средним баллом у мужчин 301,2+2,4 и 237,4+1,4 у женщин. Из 2-й группы только 13 человек получили за выполнение нормативов отметку «хорошо» (четверо курсантов, двое слушателей и семеро сотрудников) со средним баллом 284,4+3,2 у мужчин и 229,6+2,8 у женщин. Остальные (12 человек) за выполнение нормативов получили отметку «отлично» со средним баллом 297,1+1,2 у мужчин и 236,2+1,3 у женщин. Из первой группы только восемь человек за выполнение нормативов получили отметку «удовлетворительно» (трое курсантов, один слушатель и четверо преподавателей) со средним баллом 252,4+8,2 у мужчин и 196,6+6,4 у женщин. Остальные (17 человек) за выполнение нормативов получили отметку «хорошо» со средним баллом 273,8+4,6 у мужчин и 215,3+6,7 у женщин. На основании полученных данных авторами утверждается, что изменение общих показателей произошло из-за того, что разработанная система оценки физической подготовленности позволяет более гибко подходить к процессу оценки и более точно оценивать уровень физической подготовленности.
Ключевые слова: физическая подготовленность, индивидуально-дифференцированный подход._
Abstract
The purpose of the study is to experimentally prove the effectiveness of the methodology for assessing the level of physical fitness of law enforcement officers on the basis of an individually differentiated approach.
Methodology and organization of the study. The developed method was tested at the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia in 2019. The experiment involved 30 cadets, 15 trainees and 30 employees of the Institute from among the teaching staff, course officers and support services (MSH, automobile service, rear service, personnel department). The cadets, trainees, and staff of the Institute were assigned to three groups of 10 cadets, five trainees, and 10 employees each. At the same time, the 1st group consisted of employees with an average level of physical fitness (who received a "satisfactory" mark during testing); the 2nd group-with a good level of physical fitness (who received a "good" mark during testing) and the 3rd group - with a high level of physical fitness (who received an "excellent"mark). The experiment consisted in the fact that these groups, after passing the standards according to the Manual on Physical Training, passed the standards according to the methodology developed by us. Research results and conclusions. During the experiment, the following results were obtained. In group 3, all participants received an "excellent" mark with an average score of 301.2+2.4 for men and 237.4+1.4 for women. Of the 2nd group, only 13 people received a "good" mark for meeting the standards (four cadets, two trainees and seven employees) with an average score of 284.4+3.2 for men and 229.6+2.8 for women. The rest (12 people) received an "excellent" mark for meeting the standards with an average score of 297.1+1.2 for men and 236.2+1.3 for women. Of the first group, only eight people received a "satisfactory" mark for meeting the standards (three cadets, one student and four teachers) with an average score of 252.4+8.2 for men and 196.6+6.4 for women. The rest (17 people) received a mark of "good" for meeting the standards with an average score of 273.8+4.6 for men and 215.3+6.7 for women.
Based on the data obtained, the authors argue that the change in the overall indicators occurred due to the fact that the developed system for assessing physical fitness allows a more flexible approach to the assessment process and more accurately assess the level of physical fitness.
Keywords: physical fitness, individual-differentiated approach.
Введение. Физическая подготовленность - составная часть профессиональной готовности сотрудников силовых структур к несению службы, поэтому повышение ее уровня является важной задачей профессионального образования [1]. В этой связи следует отметить, что физическая подготовка в специализированных образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России носит ярко выраженный профессионально-прикладной характер и призвана решать следующие задачи:
формировать необходимые для профессиональной деятельности знания;
овладевать необходимыми для профессиональной деятельности умениями и навыками;
воспитывать необходимые физические качества. В специфике несения службы в уголовно-исполнительной системе (УИС) профессионально прикладная физическая подготовка (ППФП) должна иметь и специфическую направленность отличную от направленности гражданских специалистов и специалистов обучающихся в системе образовательных организаций Министерства Обороны РФ. Эта специфика выражается в необходимости формирования готовности к несению службы в условиях психической напряжённости, в постоянной готовности применять физическую силу, в постоянной ситуации мониторинга окружающей обстановки и самоанализа.
В современной уголовно-исполнительной системе ко всем сотрудникам службы установлены определённые квалификационные требования. Квалификационные требования определяют характер должностных обязанностей. Уголовно-исполнительная система состоит из следующих служб: безопасности, воспитательной работы с осуждёнными, кадровой, оперативной, охраны,конвоирования,психологической, производственной, исполнения наказаний не связанных с изоляцией от общества, экономической. К каждой службе предъявляются общие и специальные требования. Согласно общим требованиям сотрудник должен обладать дисциплинированностью, решительностью, принципиальностью, умением сохранять самообладание и действовать в экстремальных ситуациях, значительными физическими и моральными силами. В специальных требованиях уточняется функционал сотрудника службы, и делается акцент на то, что сотрудник должен выполнять установленные нормативы по физической подготовке, а также владеть приёмами самообороны и рукопашного боя. Исходя из приведённых определений, можно отметить, что наряду с необходимыми культурными и профессиональными компетенциями,, которые формируются в результате обучения в образовательном учреждении, сотрудник должен обладать мышлением, стрессоустойчиво-стью, умением не терять чувство «духа», самообладанием, волевыми качествами (решительность, отвага, дисциплинированность, принципиальность).
Анализируя научные данные можно сделать вывод о том, что под готовностью к несению службы понимается комплекс взаимообусловленных составляющих состоящих из психологических качеств (стрессоустойчивость, когнитивные качества и др.), физического состояния (физического развития и развития физических качеств), моральных качеств общекультурных и профессиональных компетенций, положительной мотивацией на несение службы. Некоторые исследователи объединяют психические и физические качества и называют такой комплекс психофизическая готовность, иногда добавляя психодинамические качества личности. Сделана попытка проранжировать физические качества по уровню необходимости для сотрудников и военнослужащих. Однако, чёткого научного обоснованного понимания какие качества личности лежат в основе готовности к несению службы на данный мо-
мент нет. Ведётся интенсивный поиск, предлагаются различные варианты, но всё это требует дальнейшего анализа, проверки и оценки исходя из необходимых критериев.
В современной практике для оценки уровня физической подготовленности сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС) используется наставление по физической подготовке (НФП - 2001), утверждённое приказом Минюста России № 301 от 12 ноября 2001г. «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России». Согласно документу установлены следующие контрольные нормативы для определения уровня физической подготовленности согласно возрастным группам:
• бег на 100 метров или челночный бег 10x10 метров,
• сгибание-разгибание рук в висе на перекладине (мужчины),
• комплексно-силовое упражнение (мужчины, женщины),
• бег 3000 метров (мужчины), 1000 метров (женщины) или бег 5000 метров на лыжах,
• выполнение боевых приёмов борьбы на оценку.
Однако такой подход не учитывает антропометрических показателей сотрудников силовых ведомств, что, на наш взгляд, является необъективным способом оценки.
В этой связи нами была разработана система оценивания физической подготовленности сотрудников ФСИН с учетом индивидуальных особенностей их физического состояния, что позволило использовать дифференцированный подход в профессионально-прикладной физической подготовке в системе силовых ведомств [2]. Цель исследования - экспериментально доказать эффективность методики оценки уровня физической подготовленности сотрудников силовых ведомств на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
Методика и организация исследования. Разработанная методика была экспериментально проверена в Кузбасском институте ФСИН России в 2019 году. Согласно методике рассчитывался комплексный индекс физической подготовки (индекс ФП) в результате выполнения следующих тестов (упражнений):
• Бег в течение 30 мин, за каждую минуту начисляется 2 балла, максимум 60 баллов. При этом пробежать необходимо не менее 5 км. В зимний период - бег на лыжах 60 минут, за каждую минуту начисляется 1 балл, максимум 60 баллов, пробежать на лыжах необходимо не менее 10 км.
• Сгибание-разгибание рук в упоре лежа. За каждый раз начисляется 1,5 балла. Максимум не ограничен, необходимо строго соблюдать правильную технику.
• Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине. За каждое повторение 3 балла, максимум не ограничен, необходимо строго соблюдать правильную технику.
• Переход из упора присев в упор лежа. Лимит времени -30 с. За каждое повторение 2 балла, может быть больше 60 баллов.
• Приседания за 60 с, за каждое повторение 1 балл, может быть больше 60 баллов.
В эксперименте приняло участие 30 курсантов, 15 слушателей и 30 сотрудников института из числа профессорско-преподавательского состава, курсовых офицеров и вспомогательных служб (МСЧ, автомобильная служба, служба тыла, отдел по работе с личным составом). Курсанты, слушатели и сотрудники института были определены в три группы по 10 курсантов, пять слушателей и 10 сотрудников в каждой. При этом 1 -ю группу составили сотрудники со средним уровнем физической подготовки (получившим в ходе тестирования отметку «удовлетворительно»); 2-ю группу - с хорошим уровнем физической подготовки (получившим в ходе тести-
№6 • 2021 Июнь | Juпe
http://www.teoriya.ru
социология ФИЗИЧЕСКОМ культуры и СПОРТА
□ и
£ л
а
ч-
о
0J
и
а
■
с
га &
о
0J л Н
рования отметку «хорошо») и 3-ю группу - с высоким уровнем физической подготовки (получившая отметку «отлично»).
Эксперимент заключался в том, что данные группы, после сдачи нормативов согласно Наставлению по физической подготовке, сдавали нормативы по разработанной нами методике.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе эксперимента были получены следующие результаты:
В 3-й группе все участники получили отметку «отлично» со средним баллом у мужчин 301,2±2,4 и 237,4±1,4 у женщин. При этом у мужчин средний балл оказался выше.
Из 2-й группы только 13 человек получили за выполнение нормативов отметку «хорошо» (четыре курсанта, два слушателя и семь сотрудников) со средним баллом 284,4±3,2 у мужчин и 229,6±2,8 у женщин (рис.1). Остальные (12 человек) за выполнение нормативов получили отметку «отлично» со средним баллом 297,1 ±1,2 у мужчин и 236,2±1,3 у женщин (рис.2).
Из первой группы только восемь человек за выполнение нормативов получили отметку «удовлетворительно» (три курсанта, один слушатель и четыре преподавателя) со средним баллом 252,4±8,2 у мужчин и 196,6±6,4 у женщин (рис.3). Остальные (17 человек) за выполнение нормативов получили отметку «хорошо» со средним баллом 273,8±4,6 у мужчин и 215,3±6,7 у женщин (рис.4).
Анализируя полученные данные, можно отметить, что такое изменение общих показателей произошло из-за того, что предлагаемая нами система оценки физической подготовленности позволяет более гибко подходить к процессу оценки и более точно оценивать уровень физической подготовленности. Например, сравнивая результаты сотрудника А. (27 лет), по стандартной форме оценки он показал следующие результаты: бег 100 м - «хорошо», 3000 м - «удовлетворительно», сгибание-разгибание рук в висе на перекладине -
250 200 150 100 50 0
мужчины
женщины
Рис 1. Соотношение результатов сдачи нормативов между мужчи нами и женщинами 2-й группы, получившим оценку «хорошо»(в бал лах)
300 250 200 150 100 50
о
300 250 200 150 100 50 0
мужчины женщины
Рис 3. Соотношение результатов сдачи нормативов между мужчи нами и женщинами 1-й группы, получившим оценку «удовлетвори тельно» (в баллах)
300 250 200
Рис 2. Соотношение результатов сдачи нормативов между мужчинами и женщинами 2-й группы, получившим оценку «отлично» (в баллах)
100
Рис 4. Соотношение результатов сдачи нормативов между мужчинами и женщинами 1-й группы, получившим оценку«хорошо» (в баллах)
«отлично». Итоговый результат - «хорошо». По предлагаемой нами системе сотрудник А. продемонстрировал следующие результаты: бег в течение 30 мин - 42 балла, сгибание-разгибание рук в упоре лежа - 75 баллов, сгибание-разгибание рук в висе на перекладине - 54 балла, переход из упора присев в упор лежа - 60 баллов, приседания - 65 баллов. В сумме 296 балов, что соответствует уровню физической подготовки - «отлично».
Выводы. Предлагаемый индивидуально-дифференцированный подход позволяет объективно оценить уровень физической подготовленности сотрудников силовых ведомств, который учитывает индивидуальные показатели в развитии физических качеств.
Данное исследование направлено на поиск новых направлений в области оценки уровня физической подготовленности сотрудников УИС и приглашает к обсуждению данной проблемы.
Литература
1. Звягинцев М.В. К вопросу о готовности к несению службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы / М.В. Звягинцев, Е.Н. Звягинцева // Теория и практика физ. культуры. - 2020. № 8 (986). - С. 93.
2. Звягинцев М.В. Оценка физической подготовленности сотрудников уголовно-исполнительной системы на основе индивидуально-дифференцированного подхода / М.В. Звягинцев, Е.Н. Звягинцева // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 12 (960). - С. 34.
References
1. Zvyagintsev M. V. On the issue of readiness for service by employees of the criminal executive system / M. V. Zvyagintsev, E. N. Zvyagintseva // Theory and practice of physics. cultures. - 2020. № 8 (986). -P. 93.
2. Zvyagintsev M. V. Assessment of physical fitness of employees of the penal system on the basis of an individually differentiated approach / M. V. Zvyagintsev, E. N. Zvyagintseva // Theory and practice of physics. cultures. - 2020. - № 12 (960). - P. 34.