Научная статья на тему 'СООТВЕТСТВИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ-ДЕВУШЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

СООТВЕТСТВИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ-ДЕВУШЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОЦЕНКА / КУРСАНТЫ-ДЕВУШКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КОНТРОЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL FITNESS / ASSESSMENT / FEMALE CADETS / PHYSICAL QUALITIES / CONTROL PHYSICAL EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебрянников Виктор Анатольевич

Статье раскрываются проблемы оценки уровня физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Оценка результатов выполнения физических упражнений, направленных на развитие определенных физических качеств, определяется как фактор, имеющий решающее значение в воспитании у курсантов и слушателей чувства осознанной необходимости к своему физическому самосовершенствованию, которое очень необходимо им в дальнейшей служебной деятельности. В работе приведены данные сравнительного анализа результатов, показанных курсантами-девушками в различные годы обучения с требованиями нормативных документов, регламентирующих физическую подготовку сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Результаты исследования доказывают, что существующая сегодня в МВД России система оценки физических качеств отрицательно сказывается на общем уровне физической подготовленности курсантов-девушек и не стимулирует их активно и сознательно повышать уровень своих физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебрянников Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT COMPLIANCE OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF FEMALE CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO THE REQUIREMENTS OF NORMATIVE DOCUMENTS FOR THE ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING

The article reveals the problems of assessing of the level of physical fitness of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Evaluation of the results of physical exercises aimed at the development of certain physical qualities is defined as a factor that is crucial in educating of cadets and students sense of the conscious need for their physical self-improvement, which is very necessary for them in their further professional activities. The article presents the results of the comparative analysis of the results, shown by female cadets in various years of training with the requirements of normative documents regulating the physical training of employees of internal Affairs bodies, cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The results of the study prove that the current system of assessing the physical qualities in the Ministry of Internal Affairs of Russia negatively affects the general level of physical fitness of female students and does not stimulate them to actively and consciously increase the level of their physical qualities.

Текст научной работы на тему «СООТВЕТСТВИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ-ДЕВУШЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

4. Индивидуальный подход к ребенку. Упражнения, которые были по силам младшему школьнику.

5. Благоприятные условия организации шахматных занятий (мы устанавливали фото известных шахматистов, различные интересные шахматные комбинации, игровые ситуации в ходе соревнований и т.п.).

6. Творческая личность педагога по шахматам и его готовность дифференцированного подхода к отбору содержания, объему, последовательности и темпу изложения материала для обучения.

7. Преобладает игровая деятельность (игры на внимание, развитие памяти, короткие шахматные партии и т.д.).

8. Внедрение всех видов шахматной игры (шахматная партия, анализ позиций и решение комбинаций, сеанс одновременной игры).

9. Чередование деятельности (игровой, учебной, творческой) на уроке шахмат.

10. Самостоятельная деятельность младших школьников (домашние задания, индивидуальное решение позиций на время).

ЛИТЕРАТУРА

1. Коробейников, П.В. Методика преподавания шахмат у детей дошкольного возраста / П.В. Коробейников, Ю.А. Коробейникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 11 (177). - С. 173-176.

2. Михайлова, И.В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 132-140.

REFERENCES

1. Korobeynikov, P.V. and Korobeynikova, Yu.A. (2019), "Methods of teaching chess to preschool children", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 173-176.

2. Mikhailova, I.V. and Makhov, A.S. (2015), "Chess as a full-fledged sport: contemporary issues and methodological aspects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 132140.

Контактная информация: sportsem12@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2020

УДК 796.015.6

О СООТВЕТСТВИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ-ДЕВУШЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Виктор Анатольевич Серебрянников, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Хабаровск

Аннотация

В статье раскрываются проблемы оценки уровня физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Оценка результатов выполнения физических упражнений, направленных на развитие определенных физических качеств, определяется как фактор, имеющий решающее значение в воспитании у курсантов и слушателей чувства осознанной необходимости к своему физическому самосовершенствованию, которое очень необходимо им в дальнейшей служебной деятельности. В работе приведены данные сравнительного анализа результатов, показанных курсантами-девушками в различные годы обучения с требованиями нормативных документов, регламентирующих физическую подготовку сотрудников органов внутренних дел,

курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Результаты исследования доказывают, что существующая сегодня в МВД России система оценки физических качеств отрицательно сказывается на общем уровне физической подготовленности курсантов-девушек и не стимулирует их активно и сознательно повышать уровень своих физических качеств.

Ключевые слова: физическая подготовленность, оценка, курсанты-девушки, физические качества, контрольные физические упражнения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p323-328

ABOUT COMPLIANCE OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF FEMALE

CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO THE REQUIREMENTS OF NORMATIVE DOCUMENTS FOR THE ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING

Victor Anatolyevich Serebryannikov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk

Annotation

The article reveals the problems of assessing of the level of physical fitness of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Evaluation of the results of physical exercises aimed at the development of certain physical qualities is defined as a factor that is crucial in educating of cadets and students sense of the conscious need for their physical self-improvement, which is very necessary for them in their further professional activities. The article presents the results of the comparative analysis of the results, shown by female cadets in various years of training with the requirements of normative documents regulating the physical training of employees of internal Affairs bodies, cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The results of the study prove that the current system of assessing the physical qualities in the Ministry of Internal Affairs of Russia negatively affects the general level of physical fitness of female students and does not stimulate them to actively and consciously increase the level of their physical qualities.

Keywords: physical fitness, assessment, female cadets, physical qualities, control physical exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) предъявляет повышенные требования к уровню развития их физических качеств и двигательных способностей. Поэтому нормативные документы, регламентирующие физическую подготовку сотрудников ОВД, определяют ее как одну из важнейших составляющих профессиональной и служебной подготовки [1]. Результатом процесса физической подготовки сотрудников ОВД должна быть физическая подготовленность, позволяющая им успешно и законно, в рамках своей компетенции, выполнять различные оперативно-служебные задачи. Такая физическая подготовленность должна формироваться у сотрудников ОВД, в процессе обучения в образовательных организациях МВД России.

Основным критерием физической подготовленности курсантов и слушателей в процессе обучения должна быть объективная оценка, характеризующая параметры уровня приобретенных знаний, сформированных специальных двигательных умений и навыков, а также развития физических качеств. При этом первые два параметра не могут быть названы полностью объективными, поскольку находятся в зависимости от субъективных заключений преподавателей. Третий параметр является наиболее объективным, так как имеет конкретные цифровые характеристики, что позволяет преподавателям, самим курсантам и слушателям, контролировать уровень развития тех или иных физических качеств, сравнивать их с модельными показателями, регламентированными нормативными документами, и в зависимости от результатов сравнения продолжать их развивать или поддерживать на достигнутом уровне. Такой подход к развитию физических качеств дает

возможность профессорско-преподавательскому составу соответствующих кафедр воспитывать у курсантов и слушателей чувство осознанной необходимости к своему физическому самосовершенствованию.

В свою очередь, это во многом позволяет решать проблему дефицита времени необходимого для приобретения, развития и поддержания на должном уровне специальных двигательных умений и навыков (боевых приемов борьбы), а значить и повышать качество умений и навыков их применения в реальной обстановке возможных оперативно-служебных ситуаций. Однако, в действующих сегодня нормативных документах, регламентирующих организацию физической подготовки сотрудников ОВД, курсантов и слушателей, оценка за выполнение отдельных контрольных упражнений отсутствует. Таким образом, нет инструмента, который бы позволял срочно оценивать уровень развития физических качеств курсантов и слушателей, стимулируя их физическую активность или пассивность. Вместо этого есть дифференцированная итоговая оценка, определяющая уровень развития физических качеств, критерием которой является определенная сумма баллов, полученных за выполнение трех контрольных упражнений на силу, быстроту и ловкость, выносливость [1]. Сумма этих баллов соответствует той или иной дифференцированной оценке, соответствующей году обучения.

По нашему мнению, такой подход к определению уровня развития физических качеств негативно сказывается на общем уровне физической подготовленности курсантов и слушателей и их стремлении к дальнейшему физическому самосовершенствованию. Для проверки данного утверждения было проведено исследование. Целью данной работы являлось определение соответствия уровня физической подготовленности курсантов-девушек требованиям, предъявляемым нормативными документами по организации физической подготовки сотрудников ОВД.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе проведения исследования: изучались нормативные документы, регламентирующие физическую подготовку курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России; рассматривались научные статьи, посвященные вопросам оценки качества физической подготовленности и повышения мотивации студенческой молодежи к физическому самосовершенствованию; во втором и четвертом семестрах обучения (май-июнь 2018 и 2019 г.) было проведено тестирование уровня физической подготовленности курсантов-девушек факультета «Юриспруденция» Дальневосточного юридического института МВД России (набор 2017 г.). Всего в исследовании приняли участие 56 девушек. Результаты тестирования физической подготовленности курсантов были обработаны с помощью методов математической статистики.

Анализ нормативных документов [1] позволил установить, что уровень развития физических качеств курсантов-девушек образовательных организаций МВД России определяют результаты выполнения физических упражнений, разбитых на три группы:

- для определения силовых качеств - сгибание и разгибание рук, в упоре лежа; наклоны туловища вперед из положения, лежа на спине, в течение 1 мин; силовое комплексное упражнение для женщин;

- для определения быстроты и ловкости - челночный бег на 10*10 м; бег на 100 м;

- для определения выносливости - бег (кросс) на 1 км, 3 км; бег на лыжах на 5 км; плавание на 100 м.

При этом необходимо отметить, что подготовка и тестирование по таким нормативам как бег на лыжах на 5 км и плавание на 100 м на практике очень проблематична и не всем подходит. Лыжная подготовка, зависит от наличия необходимой материальной базы и погодных условий (даже в г. Хабаровске в последние годы не редкость бесснежная зима), а плавание - так же от материальной базы и финансового обеспечения учебного процесса.

Итоговая оценка развития физических качеств определяется по сумме баллов выполнения трех контрольных упражнений, по одному из каждой группы, по желанию курсантов. Анализ статей, посвященных вопросам оценки физических качеств и повышения мотивации обучающихся к физическому самосовершенствованию показал большую актуальность данных проблем [2-4]. Многие авторы, также как и мы, пытаются решить данные проблемы за счет внедрения в практику различных педагогических приемов.

В нашем случае сложность заключается в том, что в процессе обучения курсантов-девушек по модулям учебной дисциплины «Физическая подготовка» основная целевая установка при организации практических занятий направлена на формирование специальных двигательных умений и навыков. Физические качества при этом развивались сопряжено в ходе решения задач каждого практического занятия и самостоятельно по заданию преподавателя. Дата сдачи контрольных упражнений объявлялась заранее. Объяснялась методика самостоятельной подготовки к выполнению данных контрольных упражнений. Так как модельных результатов для определения срочной оценки определения физических качеств в действующих сегодня нормативных документах нет, целью выполнения физических упражнений было улучшить предыдущий результат. Для стимулирования активности девушек к физическому самосовершенствованию по окончанию выполнения всей батареи контрольных физических упражнений каждой девушке определялась рейтинговая оценка и место в смотре конкурсе по физической подготовке. Все результаты девушки фиксировали в специально разработанном кафедрой «Дневнике здоровья», что позволяло им ориентироваться в процессе подготовке к сдаче конкретного контрольного норматива. Сравнивая динамику средних результатов сдачи курсантами-девушками контрольных нормативов (таблица 1) выяснилось, что результаты в упражнениях, которые были включены в перечень обязательных при поступлении в образовательную организацию МВД России, к которым они специально готовились и сдавали в соревновательном режиме в 2017 году, во втором семестре 2018 года значительно снизились. К четвертому семестру обучения, в 2019 году результаты сдачи этих нормативов приобретают положительную динамику, но первоначальные результаты превышены только в специальном комплексном упражнении.

Результаты же других контрольных упражнений, регламентируемых к сдаче нормативными документами по физической подготовке ко второму курсу, имеют положительную динамику. Сравнивая результаты сдачи контрольных нормативов, показанных курсантами-девушками во втором семестре обучения (2018 г.) с требованиями нормативных документов, выяснилось следующее (таблица 2), несмотря на отрицательную динамику результатов сдачи контрольных упражнений во втором семестре сумма баллов полученных за средние результаты составила 140 баллов, что соответствует в нормативных документах оценке «отлично». Если же результаты в беге на 1000 м заменить результатами бега на 3000 м, то сумма возрастает до 153 баллов. Замена упражнений в других группах так же увеличивает итоговую сумму баллов.

Таблица 1 - Динамика величины средних результатов, показанных курсантами-девушками при выполнении контрольных упражнений_

№ п/п Контрольное упражнение Обследование

Вступительные испытания 2017 год 2018 год 2019 год

1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) - 14,0±6,36 18±7,19

Наклоны вперед из положения лежа в течение 1 мин (кол-во раз) - 33,0±4,61 35±4,79

Силовое комплексное упражнение 28±5,48 26±5,92 33±6,32

2 Челночный бег 10x10м (с) - 29,7±1,14 29,1±1,15

Бег 100 м (с) 15,73±0,9 16,6±1,2 16.0±1,26

3 Бег 1000 м (мин, с) 4,13±0,11 4,48±0,52 4,34±0,48

Бег 3000 м (мин, с) - 17,04+2,04 16,36+1,56

Это в значительной степени объясняет отрицательную динамику в результатах упражнений включенных в перечень вступительных испытаний абитуриентов. Курсанты выполнили свою задачу, поступили в образовательную организацию МВД России и расслабились, а текущей оценки за выполнение этих нормативов, которая могла бы стимулировать поддержание приобретенного уровня или его дальнейшее совершенствование, нет.

Таблица 2 - Сравнительный анализ средних результатов сдачи контрольных нормативов курсантов-девушек, полученных во 2 семестре с требованиями нормативных документов

Физическое качество Контрольное упражнение Средний результат Кол-во баллов Фактическая сумма баллов «Отлично» по приказу в баллах

Сила Силовое комплексное упражнение 26±5,92 45 140 140 и более

Быстрота и ловкость Бег 100 м 16,6±1,2 56

Выносливость Бег(кросс)1000 м 4,48±0,52 39

Таблица 3 - Сравнительный анализ средних результатов сдачи контрольных нормативов курсантов-девушек, полученных в 4 семестре с требованиями нормативных документов по физической подготовке_

Физическое Контрольное Средний Кол-во Фактическая «Отлично» по

качество упражнение результат баллов сумма баллов приказу в баллах

Сила Силовое комплексное упражнение 33±6,32 58 161 150 и более

Быстрота и ловкость Бег 100 м 16.0±1,26 62

Выносливость Бег(кросс)1000 м 4,34±0,48 41

Сравнительный анализ результатов сдачи контрольных нормативов в четвертом семестре обучения с требованиями нормативных документов (таблица 3) показал ту же тенденцию. Сумма баллов трех упражнений, результаты, двух из которых (бег 100 и 1000 м) хуже, чем при поступлении, все равно значительно превосходят нормативные требования оценки «отлично». Другие комбинации упражнений дают еще лучший результат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзор нормативных документов, научной и методической литературы показал, что в настоящее время существуют значительные проблемы в вопросах создания мотивации к физическому совершенствованию у студенческой молодежи в целом, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, в частности.

В образовательных организациях МВД России это происходит в виду того, что требования, предъявляемые к промежуточной и итоговой аттестации курсантов и слушателей, не стимулируют их к физическому самосовершенствованию. Система многобальной оценки упражнений, определяющих физические качества, и сумма баллов за выполнение нескольких таких упражнений громоздка и неэффективна в определении уровня физических качеств курсантов и слушателей. На практике для срочного стимулирования физической активности каждого отдельного занимающегося или учебной группы в целом необходима срочная оценка, которая была бы понятна преподавателю, курсанту и слушателю. По нашему мнению, в нормативные документы, регламентирующие физическую подготовку курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, в обязательном порядке должны быть внесены дифференцированные оценки за выполнение отдельных физических упражнений. Или право определять такую оценку должно быть предоставлено соответствующей кафедре. Внедрение в практику научно-обоснованной системы таких оценок позволит значительно повысить уровень физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и будет способствовать воспитанию у них осознанной необходимости к своему физическому самосовершенствованию. Это позволит их более качественно готовить к будущей служебной деятельности, даст им знания и умения самостоятельно поддерживать уровень своей фи-

зической подготовленности на должном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Порядка подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 05 мая 2018 r. № 275. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301261/ (дата обращения: 15.05.2020).

2. Аксенова, А.Н. Актуальные проблемы повышения мотивации к занятиям боевой и спортивной подготовкой у женщин-сотрудниц Федеральной службы исполнения наказаний России / А.Н. Аксенова, Д.С. Долгин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 3-7.

3. Астафьев, Н.В. Сравнительный анализ требований по физической подготовке, предъявляемых к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов / Н.В. Астафьев, В.А. Глубокий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 13-17.

4. Медведев, А.В. Факторы, определяющие необходимость повышения качества физической подготовки курсантов в вузах Министерства внутренних дел России / А.В. Медведев, О.В. Финикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 198-201.

REFERENCES

1. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (2018), The order of05.05.2018 N 275 "About the statement of the Order of the organization of training for replacement of positions in law-enforcement bodies of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301261/ (accessed 15 May 2020).

2. Aksenova, A.N. and Dolgin, D.S. (2020), "Actual problems of increasing motivation to engagement in combat and sports training among women-employees of the Federal Penitentiary Service of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 3-7.

3. Astafyev, N.V. (2020), "Comparative analysis of physical training requirements for military and law enforcement personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 13-17.

4. Medvedev, A.V. and Finikova, O.V. (2020), "Factors determining the need to improve the quality of physical training of cadets at higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.1 (179), pp. 198-201.

Контактная информация: sportdvui@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.06.2020

УДК 376.42

ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Наталья Николаевна Сетяева, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, Мариям Кодохмаевна Кодохмаева, учитель, Средняя общеобразовательная школа № 18 имени Виталия Яковлевича Алексеева,

г. Сургут

Аннотация

В статье представлена целесообразная и организованная структура построения процесса физического воспитания обучающихся с нарушением интеллекта младшего школьного возраста на уроках адаптивной физической культуры с учетом, предложенных средств и методов, способствующих физическому развитию данной категории обучающихся.

Ключевые слова: физическое развитие, нарушение интеллекта, адаптивная физическая культура, коренные народы Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.