Уровень развития выносливости определялся по результату бега 1000 метров. В контрольной группе улучшение результата произошло в среднем на 32 секунды, в экспериментальной группе прирост результата составил 36.2 секунды.
Таким образом, можно заключить, что показатели двигательной подготовленности у кадетов, которые занимались дополнительными занятиями по физической подготовке значительно улучшились.
Полученные данные требуют дополнительного изучения и объяснения, но они свидетельствуют, что разработанная нами программа дополнительных занятий физической подготовкой на основе каратэ-до и кобудо является очень перспективной в физическом воспитании кадетов. Занятия по нашей программе положительно влияют не только на уровень развития физических качеств, но и на уровень морфофункционального развития.
Выводы:
1. Нами разработана программа дополнительных занятий по физическому воспитанию которая соотнесена со следующим требованиям: массовости; свободному выбору воспитанниками, вида занятий; связь с учебной работой. Это помогает углубленному изучению области физической культуры и спорта через доступность и привлекательность занятий, через соответствие содержания и методики разнообразных форм занятий уровню развития и подготовленности воспитанников.
2. Отобранный нами материал для дополнительных занятий по физическому воспитанию на основе каратэ-до и кобудо доступен для обучающихся. Он позволяет разнообразить занятия, расширить двигательный опыт занимающихся, более успешно развивать физические качества.
3. Проведённый педагогический эксперимент показал, что разработанная нами программа успешно решает поставленные задачи, а именно улучшает физическое развитие и развитие физических качеств, что благоприятно скажется на дальнейшей учёбе кадетов.
4. Конечно, полученные нами данные, требуют дополнительно изучения и объяснения, что будет проведено в дальнейших наших исследованиях.
Литература:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Геселевич, В.А. Борьба. Медицинский справочник тренера. [Текст] / В.А. Геселевич - М.: Ф. и С. 1981, - С. 65-67.
3. Гуков, Л.К. Спортивное единоборство. [Текст] / Л.К. Гуков. - Мн.: Ураджай, 2000. - 303 с.
4. Иванов, А. Кикбоксинг. [Текст] / А. Иванов. - Киев: Перун, 1995, - 310 с.
5. Кано, Д. Кодокан дзюдо. [Текст] /Д. Кано. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс» - 2000. - 448 с.
6. Карамов, С.К. Кэмпо. Сто вопросов. [Текст] / С.К. Карамов. - М.: Тера-Спорт, 1999. - 304 с.
7. Копылов, Ю.А. Джиу-джитсу для девочек [Текст] / Ю.А. Копылов. // Физическая культура в школе, 1993, - №5 - с. 17-18.
8. Маряшин, Ю.Е. Современное каратэ. [Текст] / Ю.Е. Маряшин. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 186 с.
9. Мороз, А.В. Эффективность выполнения технических действий на основании повышения специальной скоростно - силовой подготовленности борцов: Автореф. дис.... канд. пед. Наук [Текст] / А.В. Мороз. - М., 1983, - 24 с.
10. Прокудин К.Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки. Автореф. дис.канд. пед. наук. [Текст] / К.Б. Прокудин. - Москва, 2000. - 17 с.
11. Савилов, В.А. Кэндо - путь к мужеству и благородству: Кн. для учащихся старших классов. [Текст] / В.А. Савилов. -М.: Просвещение, 1992, - 144 с.
12. Сарваков, В.А. Комплексная оценка валидности тестов в борьбе самбо. [Текст] В.А. Сарваков. // Теория и практика физической культуры, 1979, - №10. - С. 10-13.
13. Степанов, С.В. и др. Физическая подготовка каратистов 12 - 15 лет (исторические, научные и методические аспекты). [Текст] / Степанов С.В. Дворкин Л.С. - Краснодар: КГАФК, 2002. - 167 с.
14. Фомин, В. Максимум пользы: Восточные единоборства. [Текст] / В. Фомин // Физкультура и спорт. 1989, - №11 - С. 25 - 26.
15. So, D. What is Shorinji Kempo? - Tokyo, 1973. - 260 р.
Педагогика
УДК 796.01
кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич
Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (Новокузнецк); старший преподаватель Студеникина Светлана Александровна
Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (Новокузнецк)
АНАЛИЗ ТЕСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ
СИСТЕМ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН
Аннотация. Эффективная деятельность сотрудников пенитенциарной системы зависит от многих факторов, в том числе и от уровня физической подготовленности. Поэтому, вопрос физической подготовленности является одним из наиболее актуальных. Одним из вопросов является оценка физической подготовленности сотрудников в том числе и то какими средствами она определяется. В данной работе проведён анализ опыта оценки физической подготовленности сотрудников разных стран.
Ключевые слова: физическая подготовленность, пенитенциарная система, оценка физической подготовленности, тесты физической подготовленности.
Annotation. The effective activity of the penitentiary system staff depends on many factors, including the level of physical fitness. Therefore, the issue of physical fitness is one of the most pressing. One of the questions is the assessment of the physical fitness of employees, including the means by which it is determined. In this paper, we analyzed the experience of assessing the physical fitness of employees from different countries.
Keywords: physical fitness, penitentiary system, physical fitness assessment, physical fitness tests.
Введение. Система подготовки сотрудников пенитенциарной системы России и зарубежных стран имеет многолетнюю историю. Начиная с Античных времён в данной системе подготовки, большое значение уделялось непосредственно физической подготовке. Она включала в себя широкий спектр средств: это и панкратион, кулачный бой, стрельба из лука, управление колесницей, бег, метание копья, диска, преодоление препятствий, плавание и т.д. Главным считалось умение догнать противника и эффективно применить к нему физическую силу, либо поразить противника из оружия. Анализируя средства, которые использовались в древнем мире мы можем сделать вывод, что данная система подготовки была сродни подготовки воинов, и действительно очень много схожего. В этом нет ничего удивительного, ведь такие государства, как Древняя Греция, Римская империя были рабовладельческими государствами, что накладывало отпечаток на культуру, образование и воспитание граждан этих государств.
Совершенствование системы воспитания в силовых структурах: в армии, полиции, пенитенциарной системе является, актуальной проблемой и в настоящее время. Несмотря на разработку новейших систем оружия, технических средств, специальных средств основной силой остаётся человек (военнослужащий, сотрудник) и поэтому его подготовке необходимо уделять самое пристальной внимание.
Формулировка цели статьи. Для сотрудника уголовно-исполнительной системы в России и сходных по специфике деятельности структур зарубежных стран (полиции, жандармерии, других структур, исполняющих наказания) очень важной является физическая подготовка поэтому в этой статье рассматривается вопрос этой подготовки, а именно тесты для оценки физической подготовленности. Мы не ставили целью изучение огневой подготовки, подготовке в боевых приёмах борьбы, мы рассматривали только вопрос физической подготовки и то, как он решается в Российской Федерации и зарубежных странах.
Изложение основного материала статьи. Основным направлением физической подготовки сотрудников пенитенциарной системы является развитие физических качеств, таких как скоростно-силовых м выносливости, а также обучения приёмам защиты и нападения в условиях рукопашной схватки. В большинстве стран мера боевой и физической подготовке уделяется до 40 - 45% времени от всего обучения. Также существуют специальные подразделения для выполнения особых миссий в кризисных ситуациях, в которых доля боевой и физической подготовки существенно выше. Практически во всех странах на службу в пенитенциарную систему набираются кандидаты, которые прошли службу в вооруженных силах и имеющих базовое образование не ниже регламентируемого, как правило это колледж и средне-специальное образование. В соответствии с уровнем базового образования и должности, на которую претендует кандидат срок его обучения будет варьироваться и составляет, как правило от 6 месяцев до 3 лет.
Рассмотрим системы нормативов по оценке физической подготовки исходя из Романо-германской и англо-саксонской правовых семей.
Франция. Специалисты отмечают высокую подготовку сотрудников жандармерии и пенитенциарной системы Франции. Пенитенциарная система Франции едина, что позволяет готовить сотрудников по единым стандартам. Длительность подготовки составляет от 3 месяцев до 1.5 лет. Кандидат помимо психологических тестов, сдаёт нормативы физической подготовленности, которые определяются его скоростно-силовые качества и выносливость. Особенностью оценки является то, что за выполнение нормативов начисляются «баллы» и общая оценка по физической подготовке выставляется по сумме этих «баллов». Это позволяет оценить уровень физической подготовленности претендентов более объективно. Основными контрольными нормативами являются: бег (100 м., 1000 м., 12-минутный бег), прыжки (в высоту, в длину), толкание ядра, в некоторых подразделениях оценивается умение плавать. Нормативы сдаются в спортивной форме. Подразделение специального назначения проходит 8 месячные курсы включающее в себя процессы, спортивные единоборства, альпинизм, лыжная подготовка, полоса препятствий [4].
Германия. В Германии отсутствует единая система подготовки сотрудников пенитенциарной системы. Она есть в каждом регионе страны и может существенно отличаться от других. Срок подготовки колеблется от 1.5 до 3.5 лет. После колледжа срок подготовки составляет 2.5 года. При поступлении кандидат сдаёт различные тесты в том числе и тест по физической подготовке [4]. Упражнения (тесты) меняются в зависимости от района, также разняться и количественные части теста. Основные нормативы: бег (50 м., челночный бег, 2000 м.), прыжок в длину с места, сгибание-разгибание рук в висе на перекладине, броски медбола, поднимание туловища из положения лёжа и др. Упражнения выполняются в спортивной форме одежды. Оценка результатов проводится по 6-бальной шкале, с центильными делениями. После окончания учёбы поступая на службу, сотрудник обязательно каждый год, а иногда и чаще сдаёт нормативы по физической подготовке, которые уже несколько отличаются. В них входит бег (100м. и 5000 м.), прыжок в длину с разбега, толкание ядра, плавание. Результаты сдачи оцениваются в баллах, по результатам которых сотруднику выдаются значки (золотой, серебряный, бронзовый) и применяются меры поощрения. Имеется деление на возрастные группы.
Швейцария. В Швейцарии у каждого кантона (административный округ) имеются свои пенитенциарные учреждения, которые подчиняются непосредственно местной администрации. Для координации работы пенитенциарной системы существует единый учебный центр, в котором и обучаются будущие сотрудники, находится во Фрибурге [4]. На службу набирают граждан, имеющих образование и их служба будет связана с квалификацией по диплому в сходной структуре. Срок первоначального обучения составляет 15 недель. При поступлении сдаются тесты в том числе и тесты по физической подготовленности. В них входит: бег (100 м., 3000 м..), сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (отжимания), подъём туловища из положения лёжа, прыжок в длину с места. Имеется градация отметки (удовлетворительно, хорошо, отлично) и возрастные группы.
Польша. В Польше пенитенциарная система единая, специальных образовательных учреждений нет, но есть 12 центров которые готовят кадры для этой службы. На службу принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего. Система подготовки трёхуровневая. При поступлении на службу гражданин проходит проверку, а также сдаёт различные тесты в том числе и тесты по физической подготовленности [4]. Данные тесты являются очень интересными. Тест состоит из ряда упражнений выполняемых один за другим и направленным на оценку основных физическим качеств: ловкость, сила, силовая выносливость, быстрота и общая выносливость. Тест аккумулирует в себе элементы прохождения полосы препятствий, силовых упражнений и всё это делается за строго регламентированное время. По итогу отметка выставляется за время, показанное на финише. Данный тест, напоминает кроссфит. После поступления на службу, сотрудники каждый год сдают стандартные тесты: бег (100 м., 3000 м.), прыжок в длину, сгибание-разгибание рук в висе на перекладине, подъём туловища из положения лёжа на спине.
Австрия. В Австийскую пенитенциарную систему принимаются лица от 20 до 40 лет, имеющих образование не ниже среднего, прошедших военную службу. Система подготовки сотрудников многоступенчатая, предполагает после прохождения первоначальной подготовки различные курсы повышения квалификации. При поступлении на службу кандидат проходит собеседование, пишет диктант, сдаёт математический тест, сдаёт нормативы физической подготовленности и проходит психологическое тестирование. Нормативы по физической подготовке стандартные и включают в себя: бег (100 м., 3000 м.), сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, прыжок в длину, броски медбола. Есть нормативы и по лыжной подготовке. После принятия на службу, сотрудник ежегодно сдаёт нормативы по физической подготовленности, имеется деление на возрастные группы.
Англо-саксонская правовая семья включает в себя: США, Великобритания, Канада, Австралия. Рассмотрим подготовку в США и Великобритании.
Соединённые Штаты Америки. В пенитенциарной системе США служить очень почётно и престижно. В пенитенциарную систему принимают с 21 года, как правило с образованием от колледжа и выше, есть специальные образовательные учреждения [3]. При поступлении сдаются различные тесты и собеседования, в том числе и проверка уровня физической подготовленности (PAT) состоящая из четырёх упражнений [1, 5]. Это прыжок с места вверх, подъём туловища из положения лёжа на спине за 60 секунд, сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, бег на дистанцию от 0,5 до 2 миль. В связи с тем, что в США есть и частные тюрьмы, список тестов может меняться. Далее при поступлении на службу нормативы по физической подготовленности сдаются регулярно в зависимости от возрастной группы. Так же в практике физической подготовленности в пенитенциарных учреждениях есть такой тест, как прохождение полосы препятствий. Полоса препятствий может быть, как стационарной, так и временной и возводится в спортивном зале.
Великобритания. В пенитенциарную систему Великобритании принимают граждан со средним образованием, при поступлении сдаются интеллектуальные тесты, личность каждого кандидата проверяется по различным базам, сдаются нормативы по физической подготовке [3]. Нормативы включают в себя: степ-тест, сгибание-разгибание рук в висе на перекладине, подъём туловища из положения лёжа, прыжок в высоту с места, бег на дистанцию от 1,5 до 3 миль. В оценке достижений есть возрастные группы в каждой возрастной группе определён минимальный порог меньше которого результат показывать нельзя.
Российская Федерация. В пенитенциарную систему России принимаются граждане, окончившие специальные учебные заведения, либо граждане, отслужившие в армии и имеющие образование не ниже среднего. При поступлении на службу кандидат проходит всестороннее обследование и выполняет тесты. Сдаётся так же и физическая подготовленность. Для поступления в учебное заведение сдаётся три норматива физической подготовленности: бег на 100 метров, бег на 3000 метров юноши и 1000 метров девушки, сгибание-разгибание рук в висе на перекладине (юноши), комплексное силовое упражнение (девушки). При несении службы предусмотрена ежеквартальная сдача контрольных нормативов по физической подготовленности. Данные нормативы у мужчин включают 7 упражнений которые варьируются исходя из возрастной группы и включают: челночный бег 10x10 метров, бег 5 км., 3 км, 1 км, комплексное силовое упражнение, сгибание-разгибание рук в висе на перекладине, сгибание-разгибание рук в упоре лёжа и боевые приёмы борьбы). У женщин сдаётся 4 упражнения: бег 1 км., комплексное силовое упражнение, челночный бег 10x10 метров и боевые приёмы борьбы. Есть градация по возрастным группам.
Выводы:
1. Нормативы по оценке физической подготовленности сотрудников пенитенциарной системы во всех странах схожи. Они отражают представления о физической подготовке необходимой сотруднику.
2. Все тестовые движения выявляют уровень развития физических качеств напрямую: уровень скоростно-силовых качеств оценивается прыжками и толканиями ядра, бросанием медбола, общей выносливости - бегом, уровень быстроты - спринтерским бегом, уровень координационных способностей -челночным бегом.
3. В некоторых странах есть тесты, которые позволяют оценить физическую подготовленность в совокупности физических качеств, это такие страны, как США и Польша где есть сдача норматива на полосе препятствий. Представляется это направление достаточно перспективным. Так же перспективным представляется и оценивание результата в «баллах» с последующим суммированием и градацией на уровни, что позволит более объективно оценить уровень физической подготовленности сотрудников.
4. В некоторых странах в том числе и в России наставления и нормативы по физической подготовке сходны с общевойсковыми. Мы считаем это не совсем правильным, т.к. основная деятельность армии и пенитенциарной системы различаются.
Литература:
1. Ананкин Д.А. и др. Анализ тестов и нормативов физической подготовленности полицейских иностранных государств. [Текст] / Д.А. Ананкин, В.А. Овчинников, И.Л. Гросс // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 4 (158) - 2018. - С. 15 - 19.
2. Нормативы по физической подготовленности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// http://spbipkr.fsin.su/document/information-for-students/standards.php (дата обращения 12.01.2019).
3. Особенности профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной системы в отдельных странах англосаксонской правовой семьи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// https://studref.com/416823/pedagogika/osobennosti_professionalnoy_podgotovki_sotrudnikov_penitentsiarnoy_siste my_otdelnyh_stranah_anglosa#630 (дата обращения 12.01.2019).
4. Особенности профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной системы в отдельных странах романо-германской правовой семьи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// https://studref.com/416824/pedagogika/osobennosti_professionalnoy_podgotovki_sotrudnikov_penitentsiarnoy_siste my_otdelnyh_stranah_romano_#723 (дата обращения 12.01.2019).
5. Черпаков А.И. Зарубежный опыт организации физической подготовки сотрудников полиции и пенитенциарной системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sovremennoepravo.ru//m/articles/view/Зарубежный-опыт-организации-физической-подготовки-сотрудников-полиции-и-пенитенциарной-системы (дата обращения 12.01.2019).