Научная статья на тему 'Динамика физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы физкультурного профиля'

Динамика физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы физкультурного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
354
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовленность / абитуриенты вузов физкультурного профиля / низкий уровень физической подготовленности абитуриентов / рhysical fitness / applicants of higher sport educational institutional / low level of physical fitness of the applicants

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рачкова Татьяна Антоновна

Представлена динамика физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы физкультурного профиля. Выявлен относительно низкий уровень физической подготовленности абитуриентов. Большинство абитуриентов, поступающих на факультет физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета, не способны показать нормативные показатели физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рачкова Татьяна Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical Fitness Dynamics of Applicants Entering Higher Sport Educational Institutions

Physical fitness dynamics of the applicants entering higher sport educational institutions is presented in the article. Relatively low level of physical fitness of applicants is revealed. The majority of applicants entering the faculty of physical training and sports of the Sakhalin State University are not capable to demonstrate physical fitness standards.

Текст научной работы на тему «Динамика физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы физкультурного профиля»

УДК 796.37.378.

ББК 7458

Рачкова Татьяна Антоновна

преподаватель г. Южно-Сахалинск Rachkova Tatyana Antonovna

Lecturer Yuzhno-Sakhalinsk

Динамика физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы физкультурного профиля Physical Fitness Dynamics of Applicants Entering Higher Sport Educational Institutions

Представлена динамика физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы физкультурного профиля. Выявлен относительно низкий уровень физической подготовленности абитуриентов. Большинство абитуриентов, поступающих на факультет физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета, не способны показать нормативные показатели физической подготовленности.

Physical fitness dynamics of the applicants entering higher sport educational institutions is presented in the article. Relatively low level of physical fitness of applicants is revealed. The majority of applicants entering the faculty of physical training and sports of the Sakhalin State University are not capable to demonstrate physical fitness standards.

Ключевые слова: физическая подготовленность, абитуриенты вузов физкультурного профиля, низкий уровень физической подготовленности абитуриентов.

Key words: рhysical fitness, applicants of higher sport educational institutional, low level of physical fitness of the applicants.

Актуальность работы. Подготовка квалифицированных кадров является одной из важнейших в области развития непрерывного физкультурно-педагогического образования. Профессиональная деятельность учителя физической культуры требует высокого уровня развития физических качеств,

которые подкреплены специальными знаниями, умениями и навыками [1; 4; 10; 12 и др.].

Существующая система физической подготовки в силу ряда причин не обеспечивает учителей физической культуры полноценной готовностью к выполнению профессиональных задач [2; 6; 7; 8; 9; 11 и др.].

Необходимо формирование эффективных методов, направленных на устранение недостатков в уровне физической подготовленности абитуриентов и повышение уровня профессиональной подготовки выпускников физкультурного профиля в условиях развития непрерывного физкультурно-педагогического образования. Имеющиеся подходы позволяют, в основном, решать задачи физической подготовки, но если ставить на перспективу задачу повышения качества и интенсификации процесса физической и профессиональной подготовки, то невозможно обойтись без поиска новых путей формирования физических качеств указанного контингента применительно к условиям географического проживания населения.

У школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, отмечается недостаток двигательной активности - до 90% общего времени дети находятся в помещениях. Это связано с географическим положением, обусловливающим существование множества специфических региональных социально-экономических и медико-биологических особенностей, которые негативно влияют на здоровье человека и физическую подготовленность абитуриентов [9]. Ограничение двигательной активности приводит, как известно, к функциональным и морфологическим изменениям в организме [1; 3; 5; 6; 13 и др.].

Практика показывает, что преподавание физической культуры сегодня далеко от современных требований, связанных с низкой материальной базой в некоторых общеобразовательных школах малых городов Сахалина. Практически она отсутствует. У школ нет самого элементарного инвентаря. Недостаток физкультурных кадров и низкая их профессиональная подготовленность не привлекает детей в спортивные секции [9].

В связи с возникшей проблемой в работе поставлена цель исследования. Она заключается в изучении динамики физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы физкультурного профиля в условиях развития непрерывного физкультурно-педагогического образования на примере кафедры физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета.

Научная новизна. В работе на основании многолетнего анализа динамики физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы физкультурного профиля, выявлен относительно низкий их уровень физической подготовленности. Большинство абитуриентов, поступающих на факультет физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета, не выполняют нормативы по физической подготовленности.

Теоретическая значимость заключается в результатах исследования, которые дополняют теорию и методику физического воспитания по разработке организационно-методических основ построения методики по развитию физических качеств на занятиях физической культурой выпускников общеобразовательных школ, поступающих в вузы физкультурного профиля, проживающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.

Организация исследования. Изучение динамики физической подготовленности абитуриентов проходило в период с 2001 по 2007 годы. Испытания по специальности проводились в форме экзамена по физической подготовленности и двигательным умениям на примере кафедры физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета. В разные годы в тестировании принимали 65-75 юношей и 20-25 девушек без учета освобождённых от испытаний победителей и призёров первенств России и Дальневосточного федерального округа. Физическая подготовленность абитуриентов юношей и девушек оценивалась по следующим, заранее известным нормативам, установленным на кафедре (табл. 1).

Силовой тест: сгибание-разгибание рук в висе на перекладине (юноши), сгибание-разгибание рук в упоре лежа (девушки, кол-во раз), акробатика (акробатическая комбинация) - тест направлен на выявление уровня развития коор-

динационных способностей (баллы), на быстроту - бег 100 м (с), на выносливость - бег 1000 м (мин, сек).

Таблица 1.

Критерии оценки физической подготовленности абитуриентов -юношей и девушек - крайнего Севера и приравненных к нему территорий

№ Наименование Возраст Мужчины, оценки Девушки, оценки

п/п тестов абитур. «5» «4» «3» «2» «5» «4» «3» «2»

1. Акробатика 17-29 10,0- 8,9- 7,9- <7,0 10,0- 8,9- 7,9- <7,0

(балл) 9,0 8,0 7,0 9,0 8,0 7,0

2. Силовой тест 17-29 15 12 9 <9 20 15 10 < 10

(кол-во раз) от 30 10 8 6 <6 15 12 8 <8

от 30 10,0- 8,9- 7,9- <7,0 10,0- 8,9- 7,9- <7,0

9,0 8,0 7,0 9,0 8,0 7,0

3. Бег 100 м (с) 17-29 12,8 13,5 14,3 >14,3 14,6 15,8 17,0 >7,0

от 30 15,0 15,8 16,5 >16,5 17,2 18,0 18,5 >18,5

4. Бег 1000 м 17-29 3,05 3,10 3,20 >3,2 3,50 4,10 4,30 >4,3

(мин, сек) от 30 3,20 3,40 4,00 >4,0 4,30 4,50 5,00 >5,0

Результаты исследования и их обсуждение. В 2001 году по акробатике средний балл составил у юношей 6,8, а девушек - 7,5 балла. В подтягивании на высокой перекладине у юношей средний показатель составил 10,1 раз, а у девушек в тесте сгибание и разгибание рук в упоре лёжа - 11,2 раза. Результаты испытаний по лёгкой атлетике были следующие. Положительные результаты в беге на дистанцию 100 м: у юношей на оценку «хорошо» выполнили 27,9%, на оценку «отлично» - 35,3%. У девушек на оценку «хорошо» выполнили 47,1%. Неудовлетворительные оценки результатов в беге на 1000 м получили 42,6% юношей, 41,1% девушек. Наиболее высокие результаты были показаны в акробатике (6,8 балла у юношей и 7,5 балла у девушек). Исходя из результатов испытаний, видно, что наибольшую сложность у абитуриентов вызвал бег на 1000 м.

В 2002 г. для юношей вновь сложной оказалась акробатика, средняя оценка в данном испытании составила 6,1 балла. Не справились с предложенной акробатической комбинацией 34,5% абитуриентов. Наибольшую сложность у абитуриентов вызвал тест «Бег, 1000 м». Средний результат у юношей составил 3,21,

у девушек - 3,57 с. Неудовлетворительные оценки получили 37,0% юношей и 50,0% девушек.

Наиболее высокие результаты были показаны в силовом тесте, где средний результат составил 10,1 раз. Здесь 40,9% абитуриентов получили оценки «отлично» и «хорошо». Абитуриенты-юноши улучшили результаты в беге на 100 м, и 31,1% получили оценки «отлично» и «хорошо». У девушек стабильные результаты, как и в 2001 году, были показаны в силовом тесте, где средний результат составил 10 раз, в беге на 100 м средний результат - 15,8 с. Результаты испытаний, показанных абитуриентами в 2001 году, несколько выше, чем в 2002 году. Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа: 70,6% - оценка «отлично» в

2001 г., 43,0% - оценка «отлично» в 2002 г. Акробатика: в 2001 г. 41,2% получили отличную оценку, что на 26,9% выше, чем в 2002 г. Подтягивание на высокой перекладине: в 2001 г. процент составил 41,1, в 2002 г. - 40,9.

В 2003 г. в очередной раз для юношей сложной оказалась акробатика, не справились с заданием 40,6% абитуриентов. В тесте на выносливость (бег на 1000 м) не выполнили задание 34,2% абитуриентов.

Наиболее высокие результаты были показаны абитуриентами-юношами в силовом тесте. В подтягивании на высокой перекладине средний результат был 11 раз, что на 1 раз выше, чем в 2001 и 2002 г. В тесте «Бег на 100 м» средний показатель составил 13,4 с, что на 1,9 с лучше, чем в 2002 г. и на 1,7 с лучше, чем в 2001 году.

У девушек-абитуриенток наибольшую сложность из предложенных испытаний вызвал силовой тест «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа»: с тестом не справились 29,2% абитуриенток. В акробатике не справились с заданием 41,6%.

В 2004 г. для юношей сложной в очередной раз оказалась акробатика (средний балл 4,7), что на 3,1 меньше, чем в 2003 году. В тесте «Бег на 1000 м» на выносливость средний результат был 3,35 мин, не справились с заданием 41,4% абитуриентов. Наиболее высокие результаты были показаны в беге на 100 м, средний результат 13,8 с, что на 0,4 с выше, чем в 2003 г., на 2,3 с выше, чем в

2002 г., и выше на 2,1 с, по сравнению с 2001 годом.

Результаты испытаний, показанные девушками-абитуриентками, следующие. В беге на 1000 м средний показатель - 4,31 мин, из абитуриентов не справились с заданием 53,8% человек. Невысокие результаты были показаны в акробатике: средний балл - 7,0, что на 1,2 балла выше, чем в 2003 г, на 0,9 балла выше, чем в 2002 г., и на 0,5 балла ниже, чем в 2001 г. В беге на 100 м средний результат - 16,3 с, что на 2,1 с выше, чем в 2003 г., на 0,5 с выше, чем в 2002 г., и на 0,7 с выше, чем в 2001 г. Высокие результаты были показаны в силовом тесте: 76,9% девушек получили оценку «отлично», 23,1% - оценку «удовлетворительно», оценки «неудовлетворительно» впервые за 4 года поставлено не было.

Результаты испытаний, показанные абитуриентами в 2005 г., были следующими. Наибольшую сложность, как и в прошлом году, вызвал тест на выносливость. Средний балл составил у юношей 3,14, у девушек 3,68. Причём 48,3% юношей не справились с тестом, получив оценку «неудовлетворительно» - у девушек этот процент составил 16,6%. При этом у девушек определённую сложность вызвали тесты на оценку силы и быстроты: средний результат в силовом тесте 13,1 раз, причем 25,0% абитуриенток не справились с заданием. Наиболее успешно девушки справились с акробатикой - в среднем оценки составили 7,5 баллов.

Для юношей сложной оказалась акробатика, средняя оценка в данном испытании составила 5,1 балла. Не справились с предложенной акробатической комбинацией 34,5% юношей. Тест «Бег на 100 м» (средний результат - 14,8 с) показал недостаточный уровень развития физического качества быстроты. Наиболее высокие результаты были показаны юношами в силовом тесте, в среднем 10,2 раза.

Результаты испытаний, показанные абитуриентами в 2006 году, были следующими. Из предложенных испытаний наибольшую сложность у абитуриентов вызвали легкоатлетические тесты. В беге на дистанцию 100 м средний результат 13,4 с, что лучше, чем в 2005 г., на 1,4 с у юношей, а у девушек 17,1 с, что на 1,3 с хуже, чем в 2005 г. Причём 59,2% юношей и 57,1% девушек не справились с тестом. В беге на дистанцию 1000 м средний результат составил

3,17 мин, что на 0,03 с хуже, чем в 2005 г., у девушек 4,09 мин, что на 0,41 с хуже, чем в 2005 г. Не справились с заданием по установленным нормативам в группе юношей 48,9%, у девушек - 62,8%.

У девушек определённую сложность вызвала акробатика (средний балл составил 7,8, что на 0,7 балла ниже, чем в 2005 г.). Высокие результаты были показаны абитуриентками в силовом тесте, которые выполнили сгибание и разгибание рук в упоре лёжа в среднем 14 раз, как и в 2004 г., что на несколько раз лучше, чем в 2005 г.

Для юношей сложной в очередной раз оказалась акробатика, средний балл в данном испытании составил 7,2 балла, однако этот балл выше на 2,1 балла, чем в 2005 г. Не справились с заданием 28,5% абитуриентов. Результаты в подтягивании на высокой перекладине составили в среднем 11 раз, что на один раз лучше, чем в 2005 г., на 3 раза лучше, чем в 2004 г., столько же, сколько в 2003 г., и на один раз больше, чем в 2002 и 2001 годы.

В 2007 г. из предложенных испытаний наибольшую сложность вызвал тест на выносливость. Средний результат у юношей составил 3,41- не выполнили норматив 64,0%, у девушек - 4,27 мин, а не выполнили норматив 58,3% абитуриентов. Относительно высокие результаты были показаны абитуриентами в тесте на быстроту, только 16,6 % девушек и 8,0% юношей не выполнили норматив.

В результате изучения многолетней динамики физической подготовленности абитуриентов и последующего анализа результатов тестирования в период с 2001 по 2007 годы на примере кафедры физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета можно сказать следующее.

В разные годы уровень физической подготовленности в группах юношей и девушек имеет определённые колебания в большую и меньшую стороны по сравнению с исходными данными первого среза, сделанного в 2001 году.

На рис. 1 для примера представлена динамика тестирования абитуриентов девушек и юношей в беге на 100 м. По отношению к исходному уровню время бега на 100 м увеличивается (ухудшается). На это указывают и линии тренда,

рассчитанные на основании уравнения линейной регрессии, представленные на поле рисунка 1.

В целом направление линии тренда снизу вверх. Это означает общую динамику увеличения год от года времени бега (чем больше показатель времени, тем хуже результат) и свидетельствует о снижении уровня скоростных качеств абитуриентов, поступающих в вуз.

(годы наблюдений) ■ О Юноши ~~Девушки -Линейный (Девушки) Линейный (Юноши)

Рис. 1. Динамика тестирования быстроты (бег на 100 м) абитуриентов

Аналогичная динамика выявлена в тесте «Бег на 1000 м», оценивающем общую выносливость, с тенденцией к ухудшению результатов.

Динамика показателя в тесте «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» отмечает устойчивое повышение результатов год от года.

Показатель тестирования уровня развития координационных способностей у юношей имеет тенденцию к снижению. При этом отмечаются колебания величин средних оценок в отдельные годы. У девушек очевидна незначительная динамика показателя в сторону увеличения.

Динамика показателя в тесте «Подтягивание на высокой перекладине» у юношей чёткой тенденции не выявила. На протяжении времени исследования какой-либо принципиальной тенденции в результате не выявлено. Результат имел относительно стабильный характер.

Можно предположить, что если такие результаты показывают абитуриенты, поступающие на отделение физической культуры и спорта, которые чаще всего занимались физической культурой в школе, то средний уровень физической подготовленности школьников Сахалинской области следует отметить как относительно низкий.

Выводы. Анализ динамики физической подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы физкультурного профиля в условиях развития непрерывного физкультурно-педагогического образования, показал, что большинство абитуриентов, поступающих на факультет физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета, не выполняют нормативные показатели по физической подготовленности. Выявлен относительно низкий уровень физической подготовленности абитуриентов с тенденцией снижения год от года.

Результаты тестов по определению уровня развития выносливости, скоростных качеств, координационных, силовых способностей показал, что в общеобразовательных школах преподавание раздела «Физической подготовленности» и дисциплины «Гимнастика» находиться на низком уровне.

Библиографический список

1. Бальсевич, В. К. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2001. - 12. - С. 18-19.

2. Быков, В. С. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. С. Быков ; УралГАФК. - Челябинск, 1999. - 47 с.

3. Евтушок, Ю. И. Исследование динамики физического состояния студентов высших учебных заведений в связи с обоснованием оптимальных форм организации физической подготовки при обучении на старших курсах [Текст] / Ю. И. Евтушок : дис. ... канд. пед наук ; КИФК. - Киев, 1974. - 198 с.

4. Ильина, В. И. О взаимосвязи общей и профессионально-прикладной подготовки в процессе физического воспитания студентов / В. И. Ильина // Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 9. - С. 37-38.

5. Исаев, А. П. Исследование динамики морфофункциональных и психофизиологических показателей в процессе многолетней подготовки борцов [Текст] / А. П. Исаев, Ю. И. Солопов, В. М. Семенов, А. С. Комельков //

Комплексный контроль за подготовкой квалифицированных спортсменов: сб. науч. тр. ; ЧГИФК. - Челябинск 1984. - С. 103-111.

6. Кленов, К. А. Динамика физического развития студенток Орехово-Зуевского педагогического института [Текст] / К. А. Кленов // Образ жизни и здоровье студентов : материалы первой всерос. науч. конф. ; РУДН. - М., 1995. - С. 111.

7. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека [Текст] / Л. И. Лубышева : монография. - М. : ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

8. Лях, В. И. Базовый компонент необходим / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон // Физическая культура в школе. - 1991. - № 1. - С. 2-7.

9. Пасюков, П. Н. Физическая рекреация в режиме труда и отдыха населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий [Текст] / П. Н. Пасюков, Н. М. Савостин, А. В. Павлов : монография. - Челябинск : издательский центр «Уральская академия», 2007. - 211 с.

10. Песина, О. Н. Формирование готовности преподавателя физического воспитания к оздоровительной деятельности [Текст] / О. Н. Песина // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 5. - С. 72-73.

11. Прапор, С. С. Анализ статистических данных о состоянии здоровья студентов за последние двадцать два года [Текст] / С. С. Прапор, Р. Д. Бабенкова // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : материалы VI межуниверсит. науч.-метод. конф. - Ростов-на-Дону, 2000. - Ч. 1. - С. 25-28.

12. Сазонов, Ю. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся колледжа физической культуры [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Ю. И. Сазонов ; УралГАФК. - Челябинск, 2000. - 168 с.

13. Щетинина, С. Ю. Здоровье и физическое воспитание детей северных сельских районов Хабаровского края [Текст] / С. Ю. Щетинина, В. П. Карго-полов. - Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2001. - 47 с.

Bibliography

1. Balsevich, V. K. Expert Informational Culture as a Factor of Applying New Technologies in Practice of Physical Training and Sport [Text] / V. K. Balsevich, L. I. Lubysheva // The Theory and Practice of Physical Training. - 2001. - 12. - P. 18-19.

2. Bykov, V. S. Theory and Practice of Schoolchildren's Physical Self-Education Actualization [Text] : Abstract of the Thesis of Doctor of Pedagogics / V. S. Bykov ; UralGAFK. - Chelyabinsk, 1999. - 47 p.

3. Evtushok, J. I. Research of Higher Educational Institutions Student's Physical Fitness Dynamics in Connection with Substantiation of Optimum Forms of Physical Training Organization While Senior Courses Ttraining [Text] / J. I. Evtushok : Thesis of the Candidate of Pedagogics ; KIFK. - Kiev, 1974. - 198 p.

4. Ilyina, V. I. About Interrelation of General and Profession-applied Preparation While Student's Physical Training / V. I. Ilyina // The Theory and Practice of Physical Training. - 1979. - № 9. - P. 37-38.

5. Isaev, A. P. Research of Morphological, Functional, Mental and Physiological Dynamics Parameters While Long-Term Fighter's Training [Text] / A. P. Isaev, J. I. Solopov, V. M. Semenov, A. S. Komelkov // The Complex Control Over Qualified Sportsmen Preparation : Collection of Scientific Papers ; CHGIFK. -Chelyabinsk 1984. - P. 103-111.

6. Klenov, K. A. Dynamics of Students' Physical Development at Pedagogical Institute in Orekhovo-Zuevo [Thext] / K. A. Klenov // The Way of Life and Student's Health : Materials of the First Russian Scientific Conference ; RUDN. - M., 1995. - 111 p.

7. Lubysheva, L. I. Conception of a Person's Physical Training Forming [Text] / L. I. Lubysheva : Monograph. - M. : GSOLIFK, 1992. - 120 p.

8. Lyakh, V. I. Basic Component is Necessary / V. I. Lyakh, G. B. Meykson // Physical Training at School. - 1991. - № 1. - P. 2-7.

9. Pasyukov, P. N. Physical Recreation in Work and Rest of the Far North Regions Population and its Territories [Text] / P. N. PasYukov, N. M. Savostin, A. V. Pavlov : Monograph. - Chelyabinsk : «Uralskaya Academia» Publishing Center, 2007. - 211 p.

10. Pesina, O. N. Forming a Physical Training Teacher's Readiness for Recreational Activities [Text] / O. N. Pesina // The Theory and Practice of Physical Training. - 2007. - № 5. - P. 72-73.

11. Prapor, S. S. Analysis of Statistical Datum About Student's Health for the Last Twenty-two Years [Text] / S. S. Prapor, R. D. Babenkova // Organization and Methods of Educational Process, Physical and Recreational Sport Work : Materials of VI Scientific methodic Inter-University Conference. - Rostov-On-Don, 2000. - Part 1. - P. 25-28.

12. Sazonov, J. I. Profession-Applied Physical Fitness of the Students at Physical Training College [Text] : Thesis of the candidate of Pedagogics / J. I. Sazonov ; UralGAFK. - Chelyabinsk, 2000. - 168 p.

13. Shchetinina, S. J. Health and Physical Training of Children of Khabarovsk Region's Northern Rural Districts [Text] / S. J. Shchetinina, V. P. Kargopolov. -Khabarovsk : HGPU Publishing House, 2001. - 47 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.