Научная статья на тему 'Некоторые аспекты обучения боевым приемам борьбы курсанток вузов ФСИН России'

Некоторые аспекты обучения боевым приемам борьбы курсанток вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ ЕДИНОБОРСТВ / КУРСАНТЫ ДЕВУШКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Андрей Сергеевич

В рамках компетентностного подхода, сформулированными ФГОС ВО 3++ подбираются адекватные средства и методы, которые составляют основу служебно-прикладной физической подготовленности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Эффективность образовательной программы, и как следствие профессиональной готовности курсантов к профессиональной деятельности, определяется по показателям физической подготовленности, в том числе по навыкам владения боевыми приемами борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspect of training to martial fighting techniques of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia

In the framework of the competence approach, formulated by the GEF in 3++, the adequate tools and methods are selected, which form the basis of service and applied physical training of cadets of educational organizations of the FSIN of Russia. The effectiveness of the educational program, and as a consequence of the professional readiness of cadets for professional activities, is determined by the indicators of physical fitness, including the skills of combat fighting techniques.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты обучения боевым приемам борьбы курсанток вузов ФСИН России»

University the collection ofarticles of the interuniversity scientific and practical conference, Saratov, pp.7678.

6. Rokityanskaya, K.A. (2016), "Criteria of formation of social activity of student's youth", In the collection: Current problems of education in educational process of higher education institution the collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 127-130.

Контактная информация: Elvmiz@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.11.2018

УДК 796.011.3

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОК ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России (ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России)

Аннотация

В рамках компетентностного подхода, сформулированными ФГОС ВО 3++ подбираются адекватные средства и методы, которые составляют основу служебно-прикладной физической подготовленности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Эффективность образовательной программы, и как следствие профессиональной готовности курсантов к профессиональной деятельности, определяется по показателям физической подготовленности, в том числе по навыкам владения боевыми приемами борьбы.

Ключевые слова: боевые приемы единоборств, курсанты девушки, физическая подготовка.

SOME ASPECT OF TRAINING TO MARTIAL FIGHTING TECHNIQUES OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF

RUSSIA

Andrey Sergeyevich Mikhaylov, the candidate of pedagogical sciences, Perm Institute of Federal Penitentiary Service of Russia

Annotation

In the framework of the competence approach, formulated by the GEF in 3++, the adequate tools and methods are selected, which form the basis of service and applied physical training of cadets of educational organizations of the FSIN of Russia. The effectiveness of the educational program, and as a consequence of the professional readiness of cadets for professional activities, is determined by the indicators of physical fitness, including the skills of combat fighting techniques.

Keywords: martial arts techniques, female cadets, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам ведомственных вузов, в том числе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России. На сегодняшний день в ведомстве ФСИН России находится семь образовательных организаций, осуществляющие подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы (УИС). Ведь как ни странно, сложившаяся социально-политическая и экономическая обстановка в стране свидетельствует об использовании незаконными бандформированиями или отдельными лицами методов агрессивного разбоя в достижении своих целей, правонарушителей не останавливает ни личность человека, ни его социальное положение, ни угроза последующего наказания, ни одна категория граждан не остается без внимания преступников. В результате совершенных противоправных действий возрастает число лиц отбывающих наказания в учреждениях УИС.

Физическая подготовка, занимает одно из первых мест в профессиональной деятельности сотрудников УИС, которая сопровождает их на протяжении всего периода

службы. Ни для кого не секрет, что в образовательных организациях ФСИН России, помимо юношей, проходят обучение девушки, которые наравне с ними посещают учебные занятия по выбранной специальности, в том числе по физической подготовке.

Как утверждает (Д.В. Архипов, 2017), обучение курсантов ведомственных образовательных организаций России на занятиях по боевым приемам борьбы сводится к однообразию, не учитывается гендерный подход к процессу обучения, а учитывая численность курсантов женского пола, необходимо обращать внимание на физиологические и психологические особенности женского организма при организации и проведении практических занятий по физической подготовке [1].

Курсанты, проходящие обучение ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России по специальности 40.03.01 «Юриспруденция» и 36.03.02 «Зоотехния», в процессе обучения изучают, а в дальнейшем на практике совершенствуют навыки применения боевых приемов единоборств.

Учебная программа согласно ФГОС 3++ для курсантов женского и мужского пола единая, в этой связи возникает необходимость на занятиях по физической подготовке, в частности раздел 2.2. «Боевые приемы борьбы» разделять группы обучающихся по гендер-ному составу. Преподавателю необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности женского организма, уровень физической подготовленности, так как девушки испытывают трудности в процессе обучения бросковой техники и навыков освобождения от захватов и обхватов.

Как было отмечено ранее, в своей профессиональной деятельности каждый сотрудник сталкивается с необходимостью в применении физической силы, в том числе боевых приемов единоборств для пресечения преступлений и административных правонарушений, если выполнение законных требований ненасильственным способом невозможно [4]. Для того чтобы в процессе обучения курсанты наиболее эффективного использовали навыки боевых приемов единоборств, нами предложено внести в процесс обучения некоторые коррективы, которые не повлияют на освоение основной учебной программы. Смысл корректировки данной программы заключается в том, что арсенал технико-тактических действий направить не на задержание, лица которое оказывает сопротивление, а на защитные действия, пополнив арсенал женской самозащиты некоторыми особенностями, которые юноши часто не используют, в виду достаточной физической подготовленности или в силу того, что нет возможности.

Цель исследования: практически обосновать эффективность применения метода моделирования экстремальной ситуации в процессе обучения курсантов девушек.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России. Общее количество испытуемых 24 человека, занятия проводились 3 раза в неделю по 90 минут, тренер - доцент кафедры огневой и физической подготовки Пермского института ФСИН России, кандидат педагогических наук, мастер спорта России по кикбоксингу Михайлов А. С. До начала эксперимента учебные занятия проводились согласно утвержденному расписанию и распорядку дня. На период эксперимента помимо учебных занятий, курсанты девушки посещали дополнительные факультативных занятия по единоборствам, в рамках третьего часа самоподготовки.

В рамках дополнительных занятий по боевым приемам единоборств, с курсантами девушками проводились теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях в количестве 8 академических часов, изучались вопросы, связанные с наиболее уязвимые и чувствительные участки на теле человека. Помимо этого, на лекционных занятиях занимающимся были представлены макеты человеческого тела с отметками на них болевых точек. Подробно давалась информация о анатомо-физиологических особенностях мужского и женского организма. Так же давалась информация по оказанию доврачебной

помощи пострадавшим от физического воздействия.

На практических занятиях по физической подготовке курсанты девушки помимо изучения навыков боевых приемов единоборств, согласно учебной программе, отрабатывали технику атакующих и защитных действий руками и ногами, по наиболее уязвимым участкам человеческого тела. Так же немало важную роль в процессе обучения было уде -лено психологической подготовке занимающихся. Так на практических занятиях моделировалась экстремальная ситуация, в которой курсанткам предлагалась выполнить защитное или атакующие действие, оказалось, что некоторые курсантки не готовы эффективно применять физическую силу, в том числе боевые приемы единоборств в целях пресечения правонарушений и противоправных действий. В связи с этим возникает неспособность противостоять осужденным в противоборстве и оказание им физического воздействия. В целом как показывает практика и юноши, и девушки при возникновении внештатной или экстремальной ситуации проявляют скрытые резервы организма, которые позволяют, противостоят возникшей опасности.

Контроль навыков владения боевыми приемами единоборств оценивался по следующим показателям:

- нападение правонарушителя с острым предметом, предусматривает: защитные действия при ударах: снизу в брюшную часть живота, сверху в грудь, сбоку в шею, прямой удар острым предметом в область груди;

- нападение невооруженного правонарушителя, предусматривает: защитные действия при нанесении ударов руками и ногами.

- защитные действия при попытке завладеть огнестрельным оружием, предусматривает: защитные действия при нападении спереди или сзади.

- защитные действия при захватах и обхватах предусматривают: защитные действия при захватах за шею, за отворот одежды на груди спереди; обхват за туловище спереди с руками; обхват за туловище спереди без захвата рук; обхват за туловище сзади с захватом рук; обхват за туловище сзади без захвата рук; захват за горло предплечьем сзади [2].

Как было сказано ранее, при моделировании нестандартной ситуации испытуемые не знали, каким из способов на них будет осуществлено нападение, поскольку они стояли спиной к ассистенту, выполнявшему роль правонарушителя. По команде «К бою!» занимающиеся принимали положение боевой стойки, по команде «Кругом!» испытуемый прыжком поворачивался в сторону партнера. По команде «Прием!» ассистент атаковал испытуемого по предварительно полученному заданию.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка результатов выполнения навыков боевых приемов единоборств в нестандартной ситуации оценивалось по пятибалльной шкале. Во время проведения экспертизы эксперты руководствовались следующими рекомендациями: максимальное количество баллов выставлялось за быстрое и точное выполнение приема самозащиты. Если курсантки при выполнении приема допускали грубую ошибку, влиявшую на эффективность его выполнения, эксперты отнимали от общей оценки 1,0 балл, за несущественные ошибки - 0,5 балла. Прием, выполненный без расслабляющего удара, оценивался в 0 баллов.

Проведенное исследование, направленное на повышение физической подготовленности и уровня сформированности навыков владения боевыми приемами единоборств представлено в таблице 1.

Представленные результаты в таблице 1, свидетельствуют о том, что курсанты девушки в процессе совершенствования навыков владения боевыми приемами единоборств превосходят свои показатели от одного контрольного этапа к другому. Исходя из полученных данных, можно сделать следующий вывод, что курсанты в процессе совершенствования навыков владения боевыми приемами единоборств в нестандартной ситуации, демонстрируют высокую профессиональную подготовленность, требующих проявления

скоростно-силовых, двигательно-координационных способностей, выносливости и быстроты.

Таблица 1 - Динамика показателей уровня сформированное™ навыков владения боевыми

Показатели В начале эксперимента В середине эксперимента В конце эксперимента Р

Нападение правонарушителя с острым предметом, баллы 15,4±3,3 17,4±1,3 19,8±2,6 >0,05

Нападение невооруженного правонарушителя, баллы 16,7±3,1 17,3±1,1 18,3±3,3 >0,05

Защитные действия при попытке завладеть огнестрельным оружием, баллы 17,7±1,7 18,6±3,2 19,4±3,6 >0,05

Защитные действия при захватах и обхватах, баллы 18,2±2,4 18,5±2,8 19,5±2,4 >0,05

Таким образам считаем необходимым в процесс физической подготовки курсантов женского пола на занятиях по физической подготовке в раздел 2.2. «Боевым приемам борьбы» включать нестандартные ситуации, имитирующие служебную деятельность, в которых применять эффективные атакующие действия, по наиболее уязвимым участкам человеческого тела, с целью оказание противоборства лицу оказывающего сопротивление. А также уделять особое внимание защитным действиям, применяя в арсенале самозащиты удары руками, ногами, головой, коленями, локтями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипов, Д.В. Инновации физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России для сотрудников полиции женского пола / Д.В. Архипов // Концепт. - 2017. - Т. 36. - С. 1-3.

2. Приказ Минюста России от 12.11.2001 N 301 "Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России" [Электронный ресурс]. - URL : https://ipravo.info/russia2/laws77/825.htm (дата обращения: 01.10.2018).

3. Силантьев, В.В. Моделирование ситуации при обучении боевым приемам борьбы и оценки выполнения задач, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России / В.В. Силантьев // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2017. - № 15-2. - С. 169.

4. Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Российской Федерации» от 21 июля 1993 года №5473-1 (в ред. 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс]. - URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? doc_itself=&nd= 102025027&page=1&rdk=35&link_id=19#I0 (дата обращения: 01.10.2018).

REFERENCES

1. Arkhipov, D.V. (2017), "Innovations of physical training in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia for female police officers", Concept, No. 36, pp. 1-3.

2. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of12.11.2001 N 301 About the adoption of Manual on physical training of staff of penal correction system of the Ministry of Justice of the Russian Federation"available at: https://ipravo.info/russia2/laws77/825.htm.

3. Silantiev, V.V. (2017), "Simulation of the situation in the training of combat techniques of struggle and evaluation of the tasks associated with the restriction of freedom of movement of the assistant, cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia", Actual problems of combating crimes and other offenses, No. 15-2, pp. 169.

4. The federal law About the institutions and bodies executing criminal penalties in the form of imprisonment: the law ofthe Russian Federation"of July 21, 1993 No. 5473-1 (in an edition of28.12.2016), available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102025027&page=1&rdk=35&link_id=19#I0.

Контактная информация: starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.