Научная статья на тему 'Особенности организации физической подготовки женщин следователей ОВД России'

Особенности организации физической подготовки женщин следователей ОВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ЖЕНЩИНА-СЛЕДОВАТЕЛЬ / FEMALE INVESTIGATOR / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / COMBAT FIGHTING TECHNIQUES / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / МОДЕЛЬ / MODEL / МОДЕЛИРУЕМЫЕ СИТУАЦИИ / SIMULATED SITUATIONS / АНАЛИЗ / ANALYSIS / МЕТОД / METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насадюк Евгений Валерьевич

В статье рассмотрены специфические особенности организации физической подготовки женщин-следователей ОВД России, приведены данные о текущем состоянии уровня их физической подготовленности, обоснованы возможные причины современной ситуации. Теоретический анализ результатов, представленных в литературных источниках позволил автору исследования сформировать и обосновать критерии физической подготовленности женщин-следователей. В ходе исследования были раскрыты такие понятия, как модель и моделирование деятельности, а также обоснована эффективность использования методов моделирования и моделируемых ситуаций непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий по физической подготовки деятельности. Осуществленное исследование позволило выявить наиболее эффективные боевые приемы борьбы в условиях противодействия правонарушителю и разработать специальные тренировочные комплексы, посредством которых возможно моделирование условий задержания правонарушителей. Полученные результата могут лечь в основу методики, направленной на совершенствование организации физической подготовки женщин следователей ОВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насадюк Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF WOMEN INVESTIGATORS OF DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with the specific features of the organization of physical training of female investigators of the police Department of Russia, provides data on the current state of their physical fitness level, substantiates the possible causes of the current situation. The theoretical analysis of the results presented in the literature allowed the author to form and justify the criteria of physical fitness of women investigators. The study revealed concepts such as model and modeling of activity, as well as the effectiveness of the use of modeling methods and simulated situations directly in the process of training sessions on physical training activities. The carried-out research allowed to reveal the most effective fighting methods of fight in the conditions of counteraction to the offender and to develop special training complexes by means of which modeling of conditions of detention of offenders is possible. The obtained results can form the basis of the methodology aimed at improving the organization of physical training of women investigators of the police Department of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности организации физической подготовки женщин следователей ОВД России»

курсу для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1985; Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. - М.: «Искусство», 1956 и др.

8. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Собр. соч.: В 3 т., т. 1. -М.: Педагогика, 1979. С. 520.

9. Шацкая В.Н. Музыка в школе. - М., 1950. С. 38.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Насадюк Евгений Валерьевич

ВФ ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Хабаровск)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

ОВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены специфические особенности организации физической подготовки женщин-следователей ОВД России, приведены данные о текущем состоянии уровня их физической подготовленности, обоснованы возможные причины современной ситуации.

Теоретический анализ результатов, представленных в литературных источниках позволил автору исследования сформировать и обосновать критерии физической подготовленности женщин-следователей. В ходе исследования были раскрыты такие понятия, как модель и моделирование деятельности, а также обоснована эффективность использования методов моделирования и моделируемых ситуаций непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий по физической подготовки деятельности.

Осуществленное исследование позволило выявить наиболее эффективные боевые приемы борьбы в условиях противодействия правонарушителю и разработать специальные тренировочные комплексы, посредством которых возможно моделирование условий задержания правонарушителей. Полученные результата могут лечь в основу методики, направленной на совершенствование организации физической подготовки женщин следователей ОВД России.

Ключевые слова: физическая подготовка, женщина-следователь, боевые приемы борьбы, физическая подготовленность, моделирование, модель, моделируемые ситуации, анализ, метод.

Annotation. The article deals with the specific features of the organization of physical training of female investigators of the police Department of Russia, provides data on the current state of their physical fitness level, substantiates the possible causes of the current situation.

The theoretical analysis of the results presented in the literature allowed the author to form and justify the criteria of physical fitness of women investigators. The study revealed concepts such as model and modeling of activity, as well as the effectiveness of the use of modeling methods and simulated situations directly in the process of training sessions on physical training activities. The carried-out research allowed to reveal the most effective fighting methods of fight in the conditions of counteraction to the offender and to develop special training complexes by means of which modeling of conditions of detention of offenders is possible. The obtained results can form the basis of the methodology aimed at improving the organization of physical training of women investigators of the police Department of Russia.

Keywords: physical training, female investigator, combat fighting techniques, physical fitness, modeling, model, simulated situations, analysis, method.

Введение. Теоретический анализ проблемы исследования. Сложившаяся на сегодняшний день достаточно сложная криминогенная обстановка, характеризуемая растущим количеством тяжких и особо тяжких преступлений, обуславливают необходимость пересмотра и проведения необходимой модернизации деятельности правоохранительных органов с целью нормализации ситуации в обществе.

Все сотрудники полиции отраслевой службы, наравне с общепризнанным комплексом знаний, умений и навыков (ЗУН), которые позволяют эффективно выполнять установленные спецификой профессиональной деятельности функциональные обязанности, должны также:

1) уметь в условиях экстремальных ситуациях осуществления профессиональной деятельности быстро и оптимально принимать наиболее оптимальные решения с целью выполнения оперативных действий;

2) обладать навыками профессиональной коммуникаций с различными категориями граждан;

3) уметь пресекать различного характера противоправные действия, включая действия с использованием силовых приемов, специфических средств и огнестрельного оружия.

Эти стороны подготовленности формируются, в первую очередь, в процессе профессиональной подготовки.

Женщины наравне с мужчинами несут службу практически во всех подразделениях ОВД, выезжая на место происшествия, подвергаясь экстремальному воздействию, что обусловлено спецификой профессиональных задач, которые стоят перед ними в ходе решения служебно-профессиональных задач.

Формулировка цели статьи. В ходе решения оперативно-служебных задач сотрудники органов внутренних дел (ОВД) вынуждены достаточно часто вступать в физическое противоборство с правонарушителями, последствиями которого особенно в результате неэффективных действий сотрудника полиции может стать не только не выполнение поставленных задач, но и его гибель [5]. Согласно мнению ряда авторов исследований, затрагивающих поднятую нами проблему причиной сложившейся ситуацией является недостаточный уровень сформированности физической и психологической подготовленности сотрудников ОВД [1, 6].

Изложение основного материала статьи. В ходе анализа результатов, представленных в литературных исследованиях, нами были выявлены основные трудности, которые как правило возникают в ходе приобретения профессионально значимых умений и навыков женщинами, среди которых мы выделили следующие:

1) необходимость освоения кардинально новых для рассматриваемого контингента двигательных и координационных качеств;

2) возникновение проблемы, обладающих психологическим и психофизиологическим характером (отличительные особенности в характере возбудимости нервной системы (НР), способности к обучаемости, а также различия в антропометрических особенностях и т.д.).

Справедливым будет отметить, что женщины обладают некоторыми преимуществами перед мужчинами непосредственно в точности и координации двигательных действий и им в большей степени свойственны быстрота и ловкость двигательных действий мелких мышечных групп. Также необходимо подчеркнуть, что женщины обладают более развитой по сравнению с мужчинами гибкостью, что определяется рядом особенностей, присутствующих в их анатомическом строении и физиологических функциях. Таким образом, развитая гибкость значительно облегчает проявление координации в ходе исполнения двигательных действий, а совокупность их развития определяет широкий спектр возможностей в развитии ловкости.

Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день, ни в одном нормативном документе, который регламентирует реализацию физической подготовки в вузах МВД России, не отражает методику обучения значимым для профессиональной деятельности боевым приемам борьбы женщин-следователей.

В этой связи современная система физической подготовки женщин не отвечает, на наш взгляд, требованиям профессиональной подготовки, что в свою очередь актуализирует необходимость разработки научно-обоснованной методики, построенной с учетом специфики профессиональной деятельности и анатомо-физиологических особенностей женского организма, направленной на повышение общефизической и специальной подготовленности в целом.

Эффективность разрешения обозначенной нами проблемы целесообразно, с нашей точки зрения, связать с совершенствованием важных педагогических основ физической подготовки, и в первую очередь с внедрением инновационных технологий и современных методик обучения, обладающих профессиональной направленностью.

В этом случае значимость планирования и организации физической подготовки возрастает для сотрудников-женщин, которых в последнее время привлекает служба в органах внутренних дел России, что обуславливает рост количества женщин в несении патрульно-постовой службы, службе в усиленном варианте.

Имеющиеся особенности планирования и организации физической подготовки женщин, её составляющие компоненты определяют её место и роль в общей системе профессиональной подготовки, заключающейся:

1) в пополнении и усовершенствовании индивидуального фонда разнообразных двигательных умений, навыков и теоретических физкультурно-образовательных знаний, которые способствую наиболее эффективному освоению профессионально-служебной деятельности;

2) в интенсификации развития профессионально значимых физических качеств и тесным образом связанных с ними способностей, способные обеспечить устойчивость и повышение уровня дееспособности;

3) в повышении уровня адаптационных возможностей женского организма по отношению к негативным воздействиям социальных и средовых условий, в условиях которых осуществляется профессиональная деятельность женщин-следователей;

4) в содействии эффективному выполнению профессиональных задач, которые реализуются в системе профессиональной подготовки кадров, формированию нравственных, духовных и волевых качеств, определяющих проявление целеустремленности, высокой активности членов общества.

В этой связи, к ним предъявляются достаточно высокие требования профессиональной подготовленности, которая включает в себя физическую подготовку [7]. Данную тенденцию можно наблюдать в образовательных учреждениях МВД России, в которых за последний период времени значительно увеличилось количество абитуриентов и курсантов-женщин.

Наряду с этим, анализ практического опыта деятельности ОВД наглядно свидетельствует, что текущий уровень физической подготовленности женщин не отвечает требованиям, которые предъявляются к ним со стороны практики к служебной деятельности, что определяет необходимость модернизации профессиональной подготовки сотрудников полиции женщин в условиях педагогического процесса образовательных учреждений системы МВД России [1, 6].

Следует отметить, что физическая подготовка в ОВД России выступает в качестве планового учебно-тренировочного процесса, ориентированного на обеспечение соответствующего служебным задачам уровня физической готовности сотрудников, а в качестве учебной дисциплины является важным компонентом в системе профессиональной подготовке специалиста ОВД и развития личности в целом [4].

На сегодняшний день для разрешения достаточно широкого круга задач в различных областях знаний эффективно применяют метод моделирования деятельности, который с точки зрения педагогической психологии является эффективным методом организации учебно-тренировочного процесса, составляя основу рационализации и увеличения эффективности используемых методов и средств [2, ^ 50].

Осуществлённый анализ, как отечественного [9], так и зарубежного [11, 12] опыта, анализ и систематизация результатов исследований, отображенных в литературных источниках позволили нам выделить четыре группы модельных ситуаций, которые выявлены в противодействиях с правонарушителями, а именно: 1) нападение с применением холодного или огнестрельного оружия; б) нападение с использованием нестандартных способов;3) индивидуальные нападения; 4) групповые нападения.

Моделирование деятельности представляет собой процесс мысленного «проигрывания» предстоящей деятельности в конкретных условиях. Таким образом метод моделирования предусматривает воспроизведение свойств явлений для их исследования или воспроизведения [2, с. 50].

Организация исследования. Первоначально, преследуя цель разработать эффективную методику обучения значимых для профессиональной деятельности технико-тактическим действиям в ходе учебно-тренировочных занятий по физической подготовке женщин-следователей ОВД России,нами было проведено анкетирование с ведущими инструкторами по физической подготовки. Всего в опытно-экспериментальной части исследования приняли участие 85 специалистов.

Результатом анкетирования стало выявление, анализ и классификация критериев физической подготовки женщин-следователей, работающих в ОВД.

Итак, в первую очередь респондентами была отмечена значимость наличия у женщин физической подготовленности (86% респондентов).

На вторую ступень значимости респонденты поставили сформированность умения осуществлять эффективную защиту от ударов, наносимых по наиболее уязвимым местам противником (9%).

На третьем месте, согласно результатам анкетирования оказалось способность выполнять разнообразные технические действия, содействующие обезвреживанию правонарушителя (5%). Стоит отметить, что порядка 72% респондентов подчеркнули значимость овладения женщиной-следователем 3-4 боевыми приемами борьбы с целью эффективного разрешения разнообразных оперативно-служебных задач, около 21 % считают, что количество приемов должно быть не меньше 5-6, 5 % -7-8, а 2 % -9-10 приёмов.

На основании результатов исследования, нами в качестве основного объекта анализируемых боевых приемов были определены:

а) броски;

б) ударно-защитные действия;

в) приемы задержания.

Выбор боевых приёмов не случаен. Он обоснован тем, что именно такое комплексное сочетание боевых приемов борьбы способен дать высокий положительный эффект в процессе задержания правонарушителя [8].Посредством проведения модельного эксперимента возможно создание дополнительной возможности выявления наиболее информативной характеристики об объекте исследования и о методах наиболее рационального ответного действия [2, с. 51].

Более того, как теоретические, так и практические моделируемые ситуации способствуют укреплению психической устойчивости женщин-следователей к воздействию различных негативных эмоциональных факторов [3].

Результаты исследования. В результате проведенного исследования, в целях повышения качества и уровня физической подготовленности женщин-следователей, а также обучения их технико-тактическим действиям нами было разработано пять комплексов, каждый из которых обладает своей направленностью

Первый комплекс направлен на развитие скоростно-силовых качеств и освоение/ совершенствование бросков.

Направленность второго комплекса характеризовалось преобладанием физических упражнений, ориентированных на развитие силовых качеств и силовой выносливости, а также освоение / совершенствование ударов и защит.

В третий комплекс вошли упражнения, направленность действий которых способствовала развитию общей и силовой выносливости, а также освоению/ совершенствованию защит от холодного и огнестрельного оружия.

Четвертый комплекс содержал в себе физические упражнений содействующие развитию координации, силовой выносливости и освоению/ совершенствованию действий по эффективному освобождению от захватов и обхватов. И, наконец, пятый комплекс был сформирован с целью освоения / совершенствования непосредственно боевых приемов борьбы, применяемых в комплексе.

Следует учесть, что все комплексы моделировали возможное развитие ситуации в условиях реального выполнения профессиональных задач, при этом первый комплекс - на открытом пространстве, а со второго по пятый включительно - действия в ограниченном пространстве. Необходимо подчеркнуть, что используемые во время проведения учебно-тренировочных занятий упражнения применялись в комбинации, т.е. комплексно.

Результаты и выводы исследования. Как показал анализ исследования показателей функционального состояния и тестирование физической работоспособности женщин КГ и ЭГ, фоновые данные частоты сердечных сокращений (ЧСС) в обеих группах находились в пределах физиологической нормы, присущей женщинам в возрасте 17-24 гг. в условиях оперативного покоя. Между группами в осеннем и весеннем периодах подготовки различия были недостоверными. Между периодами в группах также не заметна тенденция к увеличению ЧСС, особенно у женщин КГ (различия недостоверны, р> 0,05). В зоне нормы находились показатели максимального (МхАТ), минимального (МпАТ) и пульсового артериального давления (РТ), без достоверных разногласий.

В весеннем периоде учебно-тренировочных занятий отмечена тенденция к снижению МхАТ. Расчетные показатели систолического объема (СО) и минутного объема кровообращения (ХОК) также были в пределах физиологической нормы, незначительно выше в женщин ЭГ (недостоверно, р>0,05), что связано с достоверно более высоким уровнем физической работоспособности по отношению к показателям женщин КГ. В осенний период учебно-тренировочных занятий женщины обеих групп выполнили по 3 ступени нагрузки. Прирост ЧСС в КГ после второй ступени составлял 65,5 уд/мин и в ЭГ - 54,5 уд/мин. ЧСС достигла 142,1±7,3 и 132,8±6,1 уд/мин соответственно. Во время третьей ступени ЧСС в КГ достиг 192,8±9,1 уд/мин, после чего участники эксперимента отказались от дальнейшего выполнения задания.

В ЭГ на третьей ступени ЧСС составляла 154,2±6,4 уд/мин, то есть была достоверной (р <0,05), меньшей чем у женщин КГ. Достоверно различались также величины прироста ЧСС в абсолютных цифрах и в %. Это свидетельствует о том, что женщины ЭГ были более адаптированными к физической нагрузке, что следует считать следствием занятий по авторской методики со специальной физической подготовки. В весенний период учебно-тренировочных занятий у женщин контрольной группы (КГ) несколько повысилась экономичность реакций ЧСС (недостоверно, р <0,05), а в ЭГ, наоборот, немного увеличились показатели ЧСС и их прирост, что указывает на уменьшение экономичности. Между группами в ВПН различия стали недостоверными.

Причиной этих изменений следует считать отмеченное участницами эксперимента уменьшение физических нагрузок в ВПН. Расчеты показателей уровня физической работоспособности по тесту PWC170 в ОПН в обеих группах доказали, что женщины КГ (8,12±0,20 кГм/мин/кг) и женщины ЭГ (8,36±0,31 кГм/мин/кг) имели низкий уровень физической работоспособности и различались между собой не достоверно, в ВПН разница между показателями уже была существенной и достоверной, как между женщинами КГ (10,92± 0,50 кГм/мин/кг) и женщинами ЭГ (13,89 ± 0,34 кГм/мин/кг) так и между периодами, но только в ЭГ (ОПН - 8,36 ± 0,31 кГм/ мин/кг и ВПН - 13,89 ± 0,34 кГм/мин/кг). Расчеты абсолютных и относительных показателей максимального поглощения кислорода (МПК и МПК мин/кг) также показали, что у женщин КГ они является очень низким, что также было видно и по показателям суммы работы при достижении пульсовой величины 170 уд/мин и по показателям суммы работы до отказа от выполнения теста. Все выводные и расчетные показатели достоверно различались между группами в ВПН. Но сравнение в

группах данных в различные периоды календарного года показало, что в период тяжелых условий несения службы происходит снижение уровня физической работоспособности и МПК

Сумма работы до пульса 170 уд/мин при выполнении теста PWC170 в обеих группах достоверно (р <0,05) повысилась, что указывает на развитие функциональных аэробных резервов, но сумма работы до отказа снизилась, что указывает на снижение уровня анаэробной физической работоспособности. Как видно, в ВПН снизились функциональные резервы физической работоспособности, особенно за счет ее анаэробной части. Полученные данные свидетельствуют о то, что содержание PWC170 и предельной физической работоспособности на необходимом уровне имеют не только различные физиологические механизмы, которые ее поддерживают, но и разную динамику при усилении физических нагрузок в период сессии, и это особенно касается женщин КГ с низким уровнем физической работоспособности.

Выявлено также, что у женщин КГ с низким уровнем физической работоспособности отмечена лишь тенденция к увеличению ЧСС и снижению МхАТ в ВПН. Изменения минимального АД, пульсового давления и систолического объема поддерживали эту тенденцию, но были также недостоверными (р>0,05). Возможно, они отражают известные сезонные сдвиги функций. Более существенные расхождения обнаружились в разные периоды календарного года под влиянием вело эргометрического теста до отказа (PWCl70). Как между группами, так и между периодами в той же группе, оказались достоверные различия (р>0,05). У женщин с более высоким уровнем физической работоспособности прирост ЧСС был достоверно меньше, что указывает на более высокую их адаптированность к циклической аэробной вело эргометрической нагрузки за счет применения авторской программы со специальной физической подготовки. Как оказалось, при почти одинаковых фоновых данных системной возможности к выполнению аэробной работы существенно различаются, они достоверно большими курсантов женщин ЭГ.

В ходе реализации опытно-экспериментальной работы нами были выявлено еще одно, на наш взгляд, важное преимущество моделирования, которое заключалось в том, что на протяжении всего времени занятий от обучающихся требовалось проявление максимальной мыслительной активности, волевых качеств и концентрации внимания, что не могло не отразиться на развитии интеллектуальных способностей женщин, принявших участие в эксперименте.

Выводы. Результатом исследования стал вывод о том, что применение моделируемых ситуаций в процессе обучения способно значительно повысить возможность эффективного управления учебно-тренировочным процессом. Результаты исследования показали, что наибольший эффект в ходе физической подготовки женщин-следователей ОВД России на всех этапах обучения возможно достичь путем использования специальных тренировочных комплексов, которые моделируют достаточно самостоятельные и логически завершенные ситуации задержания правонарушителя.

Литература:

1. Гадалов, А.В. Формирование готовности курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.04 / А.В. Гадалов - М.: МА МВД России, 2000. - 145 с.

2. Гогунов, Е.Н. и др. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - С. 50-51.

3. Горбатенко, А.В. и др. Развитие психологической устойчивости у курсантов образовательных организаций МВД России в процессе физической подготовки / А.В. Горбатенко, А.В. Апальков, С.И. Ананьев // Высшая школа. - 2015. - № 6. - С. 43-45.

4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры. / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

5. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics. (дата обращения: 26.02.2018).

6. Подлипняк, Ю.Ф. и др. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД России / Ю.Ф. Подлипняк, В.В. Яншин // Ученые, научные школы и идеи: юбилейный сборник научных трудов. - М.: МЮИ МВД России, 1995. - С. 188-191.

7. Приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base.garant.ru/71021312/ (Дата обращения: 22.02.2018)

8. Славко, А.Л. и др. Физическая подготовка спортсменов, занимающихся единоборствами / А.Л. Славко, Б.А. Клименко, П.Н. Войнов // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. материалов XIX Всерос. науч.- практ. конф. 30 июня 2011 г. В 2 ч. Орловский юридический институт МВД России. - 2011. - С. 19-21.

9. Тапунов, Ю.Н. Содержание профессионально-прикладной физической подготовки курсанток вузов МВД России к служебной деятельности, не связанной с силовым задержанием: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю.Н. Тапунов. - Краснодар, 2011. - 257 с.

10. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».URL: http://base.garant.ru/12182529/ (Дата обращения: 22.02.2018)

11. Geller William A., Guy Swanger. Managing Innovation in Policing: The Untapped Potential of the Middle Manager. Washington, D.C.: Police Executive Research Forum. 1995. 240 p.

12. Norm Gledhill, Claire Shaw, Carroll Robinson. PREP Appraisers from the Toronto Police Service. Queen's Printer for Ontario, 2002, 28 p.

Педагогика

УДК 378

кандидат медицинских наук, доцент кафедры истории, социологии и права Неклюдова Виктория Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова» (г. Пермь); курсант 3-го курса учебно-строевых подразделений Маткеримова Любовь Ахметовна Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Пермский институт ФСИН России (г. Пермь)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Аннотация. В данной научной публикации рассматриваются современные особенности процесса социально-психологической адаптации к обучению в ведомственном вузе ФСИН России. Проанализировано значение самоорганизации и самообучения курсантов в процессе обучения в вузе и дальнейшей службе. Представлены результаты собственного исследования курсантов первого курса Пермского института ФСИН России по диагностике готовности к самоорганизации и самообразованию. Даны рекомендации по формированию навыков самоорганизации и самообучения курсантов ведомственных вузов ФСИН России.

Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказаний, ведомственный вуз, курсанты, социально-психологическая адаптация курсантов-первокурсников, самоорганизация, самообучение.

Annotation. This publication examines current features of the process of socio-psychological adaptation to training in a departmental institution of the FPS of Russia. There are also analyzed the value of self-organization and self-learning of students in the learning process at the University and future careers. The results of our own studies of the first year cadets of Perm Institute of the Federal penal service of Russia in the diagnosis of readiness for self-organization and self-education. The author also gives the recommendations on formation of skills of self-organization and self-education of cadets of departmental institutions of the Federal penitentiary service of Russia.

Keywords: Federal penal service, the departmental University, cadets, socio-psychological adaptation of a first year students, self-organization, self-learning.

Введение. В связи с особенностями службы в сложных, опасных условиях учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ, а также в связи с исполнением ряда соглашений международного и российского уровней по усилению законности и прав граждан в местах лишения свободы, в последнее десятилетие отмечается повышение уровня профессиональных требований к сотруднику уголовно-исполнительной системы (УИС), выпускнику ведомственного вуза ФСИН России.

Декларированная руководством ФСИН социальная направленность деятельности уголовно-исполнительной системы направлена на обеспечение прозрачности УИС и расширение сотрудничества с гражданским обществом, взаимодействие с Общественной наблюдательной комиссией по вопросам содействия в обеспечении прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников УИС [6]. Исполнение сотрудниками ФСИН России обязанностей по обеспечению социальной направленности деятельности УИС предъявляет дополнительные требования к формированию профессиональной компетентности сотрудников.

Формулировка цели статьи: Рассмотреть современные особенности процесса социально-психологической адаптации к обучению в ведомственном вузе ФСИН России. Проанализировать значение самоорганизации и самообучения курсантов в процессе обучения в вузе и службе во ФСИН. Провести диагностику готовности к самоорганизации и самообразованию курсантов первого курса Пермского института ФСИН России. Дать рекомендации по формированию навыков самоорганизации и самообучения курсантов ведомственных вузов ФСИН России.

Изложение основного материала статьи. Процесс обучения в вузе, профессиональная подготовка представляют основу социальной адаптации, вторичной социализации личности. Научные литературные данные по исследованию «адаптации» многообразны: от биологических и физиологических - до социологических и психологических изысканий. Характеризуя человека не только как биологическое, но и как социальное существо, сложно переоценить значение социальной адаптации индивида в макро- и микросредах социума, одной из которых является образовательная среда высшего учебного заведения. Актуальность изучения социально-психологической адаптации студента в вузе обусловлена непосредственным влиянием на профессиональную идентичность будущего специалиста, успешность профессиональной деятельности, удовлетворенность выбранной профессией. Социально-психологическая адаптация курсантов в ведомственном вузе особенно актуальна для дальнейшей службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, отличающейся особенными условиями, с риском для здоровья и жизни, с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [1].

Обучение в ведомственном вузе ФСИН России имеет значительные отличия от обучения в гражданском вузе и некоторое сходство с обучением в военном вузе. Начало обучения в ведомственном вузе характеризуется существенными изменениями условий жизнедеятельности: подчинение Уставу, проживание в казарме, наряду с учебной деятельностью занятия физической, тактико-специальной, огневой подготовками и т.д. В результате новые условия жизнедеятельности курсантов способствуют преобразованию динамического стереотипа. Степень успешности психологических реорганизаций личности курсанта имеют значение в дальнейшей профессиональной идентичности: от нее зависит интерес к учебе, службе, профессиональному становлению. Восприятие возможных неудач курсантов как значимых может являться причиной: уменьшения профессионального интереса вплоть до отрицания выбранной профессии; снижения учебной мотивации, трудоустройства после окончания вуза не по специальности или не в систему ФСИН, отчисления из вуза.

Вопросы развития высшего образования, образовательной среды высшей школы, социальной адаптации, адаптации студентов вузов широко представлены в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, М.Т. Громковой, В.П. Кузовлева, Л.И. Кундозеровой, А.С. Макаренко,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.