Научная статья на тему 'Анализ и пути повышения качества подготовки курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России к задержанию и сопровождению правонарушителей'

Анализ и пути повышения качества подготовки курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России к задержанию и сопровождению правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ / КУРСАНТЫ / ПРАВОМЕРНОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ / ОТРАЖЕНИЕ НАПАДЕНИЯ / СИЛОВОЕ ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ЗАДЕРЖАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / СОРАЗМЕРНОСТЬ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ И СРЕДСТВ НАПАДЕНИЯ / UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA / CADETS / LAWFUL AND EFFECTIVE USE OF PHYSICAL FORCE / REPELLING AN ATTACK / FORCEFUL SUPPRESSION OF OFFENSES / DETENTION AND ESCORT OF OFFENDERS / PROPORTIONALITY OF MEANS OF DEFENSE AND MEANS OF ATTACK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Варинов Владислав Владимирович

Каждый курсант, обучающийся по специальности «Правоохранительная деятельность» должен быть способен эффективно и правомерно отражать нападения, осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей. Не смотря на то, что многие аспекты этой способности изучаются курсантами в ведомственных вузах Федеральной службы исполнения наказаний России на различных дисциплинах анализ допущенных в исправительных учреждениях территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний России чрезвычайных происшествий показал, что сотрудники не применяют физическую силу, даже тогда когда имеется непосредственная угроза их жизни и здоровью. Это противоречие определило цель нашего исследования выявить упущения в подготовке курсантов к выполнению служебных задач, связанных с пресечением правонарушений, задержанием и сопровождением правонарушителей с помощью физической силы и определить способы их устранения. Для достижения цели было проанализировано качество подготовленности курсантов ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний России к выполнению служебных задач, связанных с пресечением правонарушений, задержанием и сопровождением правонарушителей с помощью физической силы. В исследовании были использованы такие методы как анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое тестирование и интервьюирование. В результате исследования было установлено, что уровень физической подготовленности курсантов на выпускном курсе соответствует отметке «хорошо», а вот в вопросе соразмерности применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы средств защиты и средств нападения при задержании невооруженного нарушителя они ориентируются слабо. Для повышения качества подготовки курсантов ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний России к выполнению служебных задач, связанных с пресечением правонарушений, задержанием и сопровождением правонарушителей с помощью физической силы предлагается следующее. Во-первых, на занятиях по физической подготовке преподавателям следует указывать на возможные для здоровья нарушителя последствия, которые могут возникнуть вследствие применения боевых приёмов борьбы. Во-вторых, полученные знания необходимо закреплять в учебных поединках, либо специальных заданиях, имитирующих типовые ситуации задержания либо отражения нападения. В-третьих, при оценке действий курсантов в этих заданиях следует принимать во внимание не только технику выполнения боевых приёмов борьбы, но и на соразмерность средств защиты и средств нападения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Варинов Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and ways to improve the quality of training cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia for the detention and escort of offenders

Each cadet who studies in the specialty Law Enforcement must be able to effectively and lawfully repel attacks, take actions to coercively suppress offenses, and apprehend and accompany offenders. Despite the fact that many aspects of this ability are studied by cadets in departmental universities of the Federal Penitentiary Service in various disciplines, the analysis of emergency incidents in the correctional institutions of the Russian Federal Penitentiary Service showed that employees do not use physical force, even when there is immediate threat to their life and health. This contradiction determined the purpose of our study to identify omissions in the training of cadets to perform official tasks related to the suppression of offenses, the detention and escort of offenders using physical force and to determine ways to eliminate them. To achieve the goal, the quality of preparedness of cadets of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia to perform official tasks related to the suppression of offenses, detention and escort of offenders using physical force was analyzed. The study used such methods as analysis and synthesis of scientific and methodological literature, pedagogical testing and interviewing. As a result of the study, it was established that the level of physical fitness of cadets at the graduation course corresponds to the mark of “good”, but on the issue of proportionality of the use of protective equipment and means of attack by the staff of the penitentiary system when they detain the unarmed offender they are poorly oriented. To improve the quality of training of cadets of departmental universities of the Federal Service for the Execution of Punishments of Russia for the performance of official tasks related to the suppression of offenses, detention and escort of offenders using physical force, the following is proposed. First, in physical education classes, teachers should point out possible consequences for the violator’s health that may arise from the use of combat techniques. Secondly, the knowledge gained must be consolidated in training fights, or special tasks that simulate typical situations of detention or repel attacks. Thirdly, when assessing the actions of cadets in these tasks, one should take into account not only the technique of combat techniques, but also the proportionality of means of defense and attack.

Текст научной работы на тему «Анализ и пути повышения качества подготовки курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России к задержанию и сопровождению правонарушителей»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Варинов В.В. Анализ и пути повышения качества подготовки курсантов вузов федеральной службы исполнения наказаний России к задержанию и сопровождению правонарушителей // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Varinov V.V. (2019). Analysis and ways to improve the quality of training cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia for the detention and escort of offenders. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN219.pdf (in Russian)

УДК 377 ГРНТИ 14.35.09

Варинов Владислав Владимирович

ФКОУ ВО «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России», Новокузнецк, Россия

Начальник кафедры «Боевой, тактико-специальной и физической подготовки»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]

Анализ и пути повышения качества подготовки курсантов вузов федеральной службы исполнения наказаний России к задержанию и сопровождению правонарушителей

Аннотация. Каждый курсант, обучающийся по специальности «Правоохранительная деятельность» должен быть способен эффективно и правомерно отражать нападения, осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей. Не смотря на то, что многие аспекты этой способности изучаются курсантами в ведомственных вузах Федеральной службы исполнения наказаний России на различных дисциплинах анализ допущенных в исправительных учреждениях территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний России чрезвычайных происшествий показал, что сотрудники не применяют физическую силу, даже тогда когда имеется непосредственная угроза их жизни и здоровью. Это противоречие определило цель нашего исследования - выявить упущения в подготовке курсантов к выполнению служебных задач, связанных с пресечением правонарушений, задержанием и сопровождением правонарушителей с помощью физической силы и определить способы их устранения.

Для достижения цели было проанализировано качество подготовленности курсантов ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний России к выполнению служебных задач, связанных с пресечением правонарушений, задержанием и сопровождением правонарушителей с помощью физической силы. В исследовании были использованы такие методы как анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое тестирование и интервьюирование.

В результате исследования было установлено, что уровень физической подготовленности курсантов на выпускном курсе соответствует отметке «хорошо», а вот в вопросе соразмерности применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы средств

защиты и средств нападения при задержании невооруженного нарушителя они ориентируются слабо.

Для повышения качества подготовки курсантов ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний России к выполнению служебных задач, связанных с пресечением правонарушений, задержанием и сопровождением правонарушителей с помощью физической силы предлагается следующее. Во-первых, на занятиях по физической подготовке преподавателям следует указывать на возможные для здоровья нарушителя последствия, которые могут возникнуть вследствие применения боевых приёмов борьбы. Во-вторых, полученные знания необходимо закреплять в учебных поединках, либо специальных заданиях, имитирующих типовые ситуации задержания либо отражения нападения. В-третьих, при оценке действий курсантов в этих заданиях следует принимать во внимание не только технику выполнения боевых приёмов борьбы, но и на соразмерность средств защиты и средств нападения.

Ключевые слова: вузы Федеральной службы исполнения наказаний России; курсанты; правомерное и эффективное применение физической силы; отражение нападения; силовое пресечение правонарушений; задержание и сопровождение правонарушителей; соразмерность средств защиты и средств нападения

Актуальность

Одной из профессиональных компетенций, которой должен обладать обучающийся по специальности «Правоохранительная деятельность», является способность эффективно и правомерно отражать нападения, осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей1. В процессе обучения в специализированном вузе в формировании у будущих сотрудников представлений о том, как в случае необходимости применять боевые приёмы борьбы, принимают участие преподаватели разных областей знаний.

На занятиях по физической подготовке, относящихся к педагогической области знаний, у курсантов формируются навыки владения боевыми приёмами борьбы. На юридических дисциплинах, обучающиеся усваивают правовые основы применения физической силы. На дисциплинах, относящихся к медицинской области знаний, будущие сотрудники знакомятся со способами оказания первой помощи лицам, пострадавшим в результате применения физической силы.

Несмотря на то, что все перечисленные выше аспекты отражения нападения и осуществления действий по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей курсантами в ведомственных вузах Федеральной службы

1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1424 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)» (Зарегистрировано в Минюсте России 8 декабря 2016 г. № 44618) / «Российская газета», № 4245, 12.12.2006.

исполнения наказаний (ФСИН) России изучаются, «...анализ допущенных в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России чрезвычайных происшествий показал, что сотрудники уголовно-исполнительной системы (УИС) не применяют физическую силу..., даже тогда когда имеется непосредственная угроза их жизни и здоровью» [1, с. 4].

Это определило цель нашего исследования - проанализировать и наметить пути повышения качества подготовки курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России к задержанию и сопровождению правонарушителей с помощью физической силы.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

• проанализировать научную и методическую литературу по проблеме повышения качества обучения курсантов ведомственных вузов ФСИН России эффективному и правомерному отражению нападения, осуществлению действий по силовому пресечению, задержанию и сопровождению правонарушителей;

• оценить уровень физической подготовленности курсантов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность»;

• оценить знания курсантов о правовых основах применения физической силы, о соразмерности применения сотрудниками правоохранительных органов средств защиты и средств нападения при задержании нарушителя, и о способах оказания первой помощи лицам, в отношении которых были применены физическая сила;

• определить пути повышения качества подготовки курсантов ведомственных вузов ФСИН России к выполнению служебных задач, связанных с пресечением правонарушений, задержанием и сопровождением правонарушителей с помощью физической силы.

Организация и методы исследования

Исследование проходило в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний» в 2016-2018 году. Для достижения цели было проанализировано качество подготовленности курсантов ведомственных вузов ФСИН России к выполнению служебных задач, связанных с пресечением правонарушений, задержанием и сопровождением правонарушителей с помощью физической силы. В исследовании были использованы такие методы, как анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое тестирование и интервьюирование.

Оценка индивидуальной физической подготовленности обучающегося складывалась из оценок, полученных им за выполнение установленных нормативов, включая оценку по боевым приёмам борьбы, и определялась следующим образом. Итоговая отметка «отлично» ставилась в том случае, если более половины отметок «отлично», а остальные - «хорошо». Итоговая отметка «хорошо» выставлялась в том случае, если более половины отметок не ниже «хорошо», а остальные - «удовлетворительно». Итоговая отметка «удовлетворительно» выставлялась в том случае, если все отметки «удовлетворительно» или если одна отметка «неудовлетворительно» при наличии положительных отметок за выполнение служебно -прикладных упражнений (в том числе не менее одной из них не ниже «хорошо»). Итоговая отметка «неудовлетворительно» ставилась во всех остальных случаях.

Отметка подразделению по физической подготовке складывалась из итоговых отметок за индивидуальную физическую подготовленность сотрудников и определялась следующим образом. Отметка подразделению «отлично» выставлялась в том случае, если у его сотрудников 90 % положительных итоговых отметок, при этом более половины получили отметку

«отлично». Отметка подразделению «хорошо» выставлялась в том случае, если у его сотрудников 80 % положительных отметок, при этом более половины сотрудников должны получить отметку не ниже «хорошо». Отметка подразделению «удовлетворительно» выставлялась в том случае, если его сотрудниками было получено более 70 % положительных итоговых отметок [2, с. 70].

При проведении интервью все вопросы, имеющие отношение к выполнению служебных задач, связанных с пресечением правонарушений, задержанием и сопровождением правонарушителей с помощью физической силы, были распределены в три группы. Первую группу составили вопросы по правовым основам применения физической силы сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Во вторую группу были объединены вопросы, с помощью которых можно оценить осведомлённость курсантов о соразмерности применения сотрудниками правоохранительных органов средств защиты и средств нападения при задержании невооруженного нарушителя. Третью группу составили вопросы по способам оказания первой помощи лицам, в отношении которых была применена физическая сила.

Результаты исследования

Вопросу совершенствования физической подготовки сотрудников УИС посвящено немало исследований. В результате анализа служебной деятельности сотрудников УИС Москвичев М.А. (1998) установил, что наибольшим объёмом двигательной активности характеризуется служба в отряде специального назначения (ОСН), а наименьшим -деятельность органов управления. На основе этого им было предложено всех сотрудников УИС относить к одной из трёх групп: сотрудники ОСН, работники исправительных учреждений, работники органов управления УИС. Для каждой категории были разработаны требования к физической подготовленности. Так сотрудникам ОСН, по мнению Москвичева М.А., следует развивать скоростно-силовые качества, отрабатывать навыки задержания преступника с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Для сотрудников исправительных учреждений целесообразно делать акцент на развитие силовых качеств и применение боевых приёмов борьбы в ограниченном пространстве и после физической нагрузки. Физическая подготовка органов управления УИС должна носить оздоровительную направленность с использованием всего многообразия форм занятий физическими упражнениями. При этом не следует игнорировать и отработку основных навыков самозащиты [3, с. 23].

Научное исследование, посвященное проблеме повышения качества физической подготовки курсантов и слушателей вузов УИС Минюста России, было проведено Логвиновым А.В (2004). Он уточнил понятие физическая подготовка этой категории обучающихся, вкладывая в этот термином следующее содержание: «...специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на формирование прикладных двигательных умений и навыков, освоение специальных знаний, воспитание физических и волевых качеств, отвечающих требованиям профессиональной деятельности сотрудников УИС». Структура физической подготовки сотрудников представляет собой пять взаимосогласованных компонентов: теоретическую, тактическую, психологическую, функциональную и техническую подготовку. Помимо определения понятия и структуры физической подготовки сотрудников УИС А.В. Логвинов сформулировал её основную задачу, которая заключается в обеспечении личной безопасности при выполнении предстоящих профессиональных обязанностей. Для совершенствования физической подготовки курсантов и слушателей вузов ФСИН России автор предложил проводить занятия в условиях, приближенных к профессиональной деятельности. При этом необходимо одновременно воздействовать на все пять перечисленных выше по тексту компонентов

физической подготовки. Такой подход позволил расширить содержательный потенциал учебных занятий по дисциплине «Физическая подготовка» [4, с. 9].

Для обеспечения преемственности физической подготовки между местом обучения и последующим местом службы Желтов Р.А. (2011) разработал «.методику построения занятий по физической подготовке для сотрудников учреждений строго режима в зависимости от режима и графика службы, времени года, места проведения занятий, возраста и уровня физической подготовки, состояния здоровья, непредвидимых обстоятельств и т. д.». Применение этой методики позволяет повысить не только уровень физической подготовленности сотрудников УИС, но и положительно влияет на их профессионально важные качества [5, с. 7].

В исследованиях, проведенных Радченко О.В. (2016), установлено, что за время, отведенное на обучение сотрудников ФСИН России боевым приёмам борьбы, осваивают их всего 47 % обучающихся. По этой причине при обучении сотрудников боевым приёмам борьбы предлагается акцентировать внимание обучающихся на наиболее эффективных. К таким приёмам автор отнёс: рычаг руки наружу, рычаг руки внутрь, переходы на загиб руки за спину, загиб руки за спину замком, загиб руки за спину при подходе сзади, загиб руки за спину «нырком», загиб руки за спину «рывком». Помимо этого, было изучено влияние факторов и фаз, влияющих на результат ведения рукопашного боя [6, с. 51].

Не умаляя ценности научного вклада в дело совершенствования методики обучения боевым приёмам борьбы сотрудников ФСИН России, все же следует отметить, что в группу эффективных, с точки зрения Радченко О.В., относятся болевые приемы в положении стоя. Подобный подход был раскритикован одним из основателей борьбы самбо В.С. Ощепковым еще в 1930-ых годах. На основе анализа опыта практической деятельности сотрудников НКВД он отмечал, что болевые приёмы в положении стоя в реальных условиях рукопашного боя могут быть применены лишь в том случае, когда противник не собирается нападать либо сопротивляться [7, с. 67]. В этом утверждении мы полностью поддерживаем В.С. Ощепкова. Болевые приёмы в положении стоя непригодны для обеспечения личной безопасности сотрудника. Следует также отметить, что болевые приёмы в стояке относятся к так называемым атакующим действиям, а в методике обучения единоборствам большинством специалистов рекомендуется 2/3 времени отводить на обучение защите.

Результаты педагогического тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень физической подготовленности курсантов выпускного курса

Показатели %

положительных отметок 92

отметок не ниже «отлично» 25

отметок не ниже «хорошо» 73

отметка подразделению хорошо

Из данных, представленных в таблице 1, видно, что уровень физической подготовленности курсантов на выпускном курсе соответствует отметке «хорошо». По количеству положительных отметок уровень физической подготовленности превышает 90 %, что соответствует отметке «отлично», однако количество отметок «отлично» составляет всего 25 %, а требуется не менее 50 %. При такие результатах подразделение оценивается на «хорошо».

Результаты проведения опроса представлены в таблице 2.

Таблице 2

Результаты опроса курсантов по теоретическим основам правомерного отражения нападения и осуществлению действий по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей

№ п.п. Группы вопросов Средняя оценка, баллы

1 Правовые основы и порядок применения физической силы сотрудниками УИС 3,70±0,90

2 Соразмерность применения сотрудниками УИС средств защиты и средств нападения при задержании невооруженного нарушителя 2,75±0,77

3 Первая помощь лицам, в отношении которых была применены физическая сила 3,25±0,99

В первой и третьей группе вопросов средние оценки составили 3,70±0,90 и 3,25±0,99 баллов соответственно, а затруднения в ответах носили индивидуальный характер. Самые низкие оценки зафиксированы по второй группе вопросов и составили 2,75±0,77 балла. При анализе ответов по второй группе вопросов было установлено, что большинство курсантов затрудняются ответить на следующие вопросы.

1. Опишите возможные ситуации, в которых последствия от применения сотрудником правоохранительных органов физической силы будут расцениваться как превышение пределов необходимой обороны?

2. Опишите возможные ситуации, в которых применение сотрудником правоохранительных органов физической силы будет расценено как соразмерное средство защиты?

3. Опишите возможные ситуации, в которых последствия от применения сотрудником правоохранительных физической силы будут расцениваться как превышение пределов необходимых для задержания лица, совершившего преступление?

4. Опишите возможные ситуации, в которых применение сотрудником правоохранительных органов физической силы будет расценено как соразмерное средство, необходимое для задержания лица, совершившего преступление?

Для повышения качества подготовки курсантов ведомственных вузов к выполнению служебных задач, связанных с пресечением правонарушений, отражением нападений, задержанием и сопровождением правонарушителей с помощью физической силы, было принято решение прежде всего повысить осведомлённость в этом вопросе преподавателей физической подготовки. Это было сделано на заседании соответствующей предметно-методической секции. При анализе научной литературы по теории и методике прикладной физической подготовки было установлено, что вопрос пределов соразмерного применения физической силы сотрудников к нарушителям требует дальнейшей разработки. Сведения о возможных последствиях от применения физической силы сотрудниками в отношении здоровья нарушителей были заимствованы из научной литературы по судебной медицине. Для упорядочивания примеров соразмерного применения физической силы и превышения пределов применения мы рассмотрели их по разделам, в которые объединены все боевые приёмы борьбы, изучаемые сотрудниками правоохранительных органов.

При определении соразмерности применения сотрудниками правоохранительных органов средств защиты и средств нападения при задержании нарушителя и необходимой обороне суды руководствуются положениями статей 37 и 38 Уголовного кодекса Российской Федерации, «Правилами определения степени тяжести причиненного здоровью человека» и «Медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека».

В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 Сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» указывается, что «при защите от общественно опасного посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия (часть 1 статьи 37 УК РФ), а также в случаях, предусмотренных частью 2.1 статьи 37 УК РФ, обороняющееся лицо вправе причинить любой по характеру и объему вред посягающему лицу»2. В том же документе упоминается, что «превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью».

При нападении одного или нескольких противников, вооруженном нападении и в других случаях, когда проведение приемов без нанесения ударов невозможно, рекомендуется использовать удары [2, с. 29]. В наставлениях по физической подготовке сотрудников правоохранительных органов написано, что удары необходимо наносить в наиболее уязвимые места на теле человека. Удары подразделяются на удары ногами, руками, головой. Для того чтобы определить наиболее безопасные удары, рассмотрим возможные последствия каждого из них.

Прямые удары руками наносятся в голову либо «солнечное сплетение». Последствиями нанесения прямого удара рукой в нижнюю челюсть, могут стать: перелом основания черепа, перелом костей свода черепа вследствие падения от удара, сотрясение головного мозга, ушиб головного мозга средней степени, травматические кровоизлияния в мозг. Эти травмы классифицируются как тяжкий вред здоровью [8, с. 32; 9, с. 10, с. 26; 11, с. 54]. От сильного и точного прямого удара в область солнечного сплетения может наступить внезапная остановка сердца, особенно, если тот, кому нанесли удар, находится в сильном эмоциональном возбуждении [12, с. 86].

К вреду здоровья средней тяжести, который может нанести сотрудник вследствие прямого удара рукой в голову, относится перелом носа, нижней стенки глазницы, скуловой кости, нижней челюсти [13, с. 81].

Помимо прямого удара рукой наставлениями по физической подготовке рекомендовано наносить удар рукой сверху кулаком, локтем, ребром ладони: в переносицу, ключицу, область почек, шею. Наиболее опасным местом нанесения такого удара является шея, поскольку в ней находятся каротидные синусы, которые относятся к рефлексогенным зонам тела человека. При сильном и резком воздействии тупого предмета на каротидный синус у человека может произойти внезапная остановка сердца, перелом гортани, подъязычной кости [14, с. 86].

Эффективным ударом рукой является удар сбоку кулаком, локтем, ребром ладони: в челюсть, шею. Последствиями такого удара, которые относятся к тяжкому вреду здоровья, могут быть перелом нижней челюсти, перелом костей свода черепа вследствие падения от удара, сотрясение головного мозга, ушиб головного мозга, травматические кровоизлияния в мозг. Вследствие бокового удара рукой в лицо могут возникнуть переломы костей лицевого скелета. Это относится к вреду здоровья средней тяжести.

В среде сотрудников правоохранительных органов бытует миф о том, что если для чувствительного, но безопасного бокового удара в голову в качестве ударной поверхности, использовать ладонь, тогда никаких последствий для здоровья нарушителя не будет. По

2 Постановление пленума суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» / «Российская газета». № 227. 03.10.2012.

https://mir-nauki.com

данным судебной медицины, такой удар может привести к травме барабанной перепонки и потере слуха на одно ухо, а это квалифицируется как стойкая утрата здоровья, что является вредом здоровья средней тяжести [13, с. 148]. При нанесении бокового удара в шею в область каротидных синусов может произойти внезапная остановка сердца.

Удар снизу кулаком, основанием ладони, локтем наносится в солнечное сплетение, пах. Удар рукой снизу в подбородок может привести к вывиху шейных позвонков вследствие резкого разгибания шеи, удар в солнечное сплетение - к резкой остановке сердца, а удар в пах - к тупой травме мошонки (в том числе разрыву оболочки яичек) [11, с. 124]. Все эти травмы относятся к тяжкому вреду здоровья.

Удары наотмашь наносятся кулаком, ребром ладони, локтем: в челюсть, висок, боковую, заднюю поверхность шеи, горло. Удар наотмашь в горло может вызвать перелом хрящей гортани. Тот же удар наотмашь в боковую поверхность шеи, в случае попадания в проекцию каротидного синуса - к резкой остановке сердца, удар наотмашь в заднюю поверхность шеи -к вывиху шейных позвонков [12, с. 86].

Удары ногой подразделяются на удары снизу носком, вперед стопой, сверху (назад) пяткой, в сторону стопой (пяткой).

Удары снизу носком, подъемом, коленом: в область паха, под колено, в голень наносятся слегка согнутой в колене ногой за счет движения бедра снизу-вверх (коленом в пах с близкого расстояния). Также выполняются удары снизу носком в колено или голень. Наиболее безопасным из перечисленных вариантов ударов ногой снизу является удар носком в голень. Этот удар не приводит к вреду здоровью, но вызывает сильную и резкую боль. Удар носком снизу в голень можно рассматривать в качестве надежного и безопасного удара, который используют для переключения внимания, а также действий, создающих благоприятные условия для проведения болевых приемов. Наиболее опасным видом удара ногой снизу является удар носком либо коленом в пах.

Удар вперед стопой наносится: в колено, нижнюю часть живота, поясницу. Сильные удары стопой в нижнюю часть живота в редких случаях, но все же могут привести к закрытым повреждениям органов брюшной полости. Если вследствие нанесения удара произошло размозжение, отрыв или разрыв ткани органов живота или забрюшного пространства, то это квалифицируется как тяжелый вред здоровью. Удары вперед стопой в колено даже при небольшом усилии могут привести к его перелому, что тоже нежелательно, поскольку это относится к тяжелому вреду здоровья. То же самое можно сказать и про удар в сторону стопой (пяткой).

При задержании, обезоруживании и сковывании действий противника сотрудникам правоохранительных органов рекомендуется использовать болевые приёмы. В их числе задержание нарушителя при подходе сзади, нырком, рывком, замком, перегибание локтя через предплечье, рычаг руки наружу, рычаг локтя через бедро, рычаг руки внутрь лежа [2, с. 34]. При анализе возможных последствий от применения болевых приёмов борьбы для здоровья нарушителей нами было установлено, что наиболее безопасными из них являются: задержание при подходе сзади и загиб руки за спину нырком. Выполнение таких приёмов, как загиб руки за спину рывком и замком могут привести к тяжёлому вреду здоровья, поскольку при их выполнении в качестве упреждающего удара используется удар коленом в пах.

Небезопасными болевыми приёмами задержания являются перегибание локтя через предплечье, рычаг руки вовнутрь, рычаг локтя через бедро. В этих приёмах оказывается болевое воздействие на локтевой сустав. Неумелое, либо неудачное выполнение этих приёмов может привести к перелому костей, составляющих локтевой сустав [14, с. 41]. Такая травма относится к тяжёлому вреду здоровья.

https://mir-nauki.com

Для задержания и сковывания действий преступника наставлениями по физической подготовке для сотрудников правоохранительных органов предусмотрено два удушающих приёма. Один из них выполняется в положении стоя сзади от нарушителя, а другой - в положении сзади сидя. В научной литературе упоминаются случаи смертей нарушителей вследствие применения сотрудниками правоохранительных органов удушающих приёмов. Как правило, это вызвано тем, что вместо слабого и непродолжительного сдавливания шеи в области сонного треугольника сотрудники прикладывают большие и продолжительные усилия к другим участкам шеи. Вследствие этого вместо перекрытия кровотока по сонной артерии пережимаются позвоночные артерии и трахея [15, с. 419].

Для освобождения от захватов и обхватов, а также пресечения действий вооруженного нарушителя наставлениями по физической подготовке предусмотрено использование бросков. В их числе бросок с захватом ног сзади, бросок через бедро, обхват с захватом ноги, бросок через спину, задняя подножка, передняя подножка, бросок захватом ног спереди.

Бросок с захватом ног сзади, как правило, выполняется в ситуации, когда вооруженный нарушитель угрожает одному из сотрудников либо любому иному лицу, а другой сотрудник незаметно для нарушителя оказывается у него за спиной. Если в момент падения нарушитель не успеет выставить руки вперёд, то последствием проведения такого броска может быть перелом носа при падении лицом на твёрдую поверхность [8, с. 35].

Обхват с захватом ноги используется сотрудниками как защита от захватов. При выполнении этого броска вследствие неконтролируемого падения назад нарушитель может получить перелом основания черепа, перелом свода черепа, сотрясение головного мозга. Эти травмы квалифицируются как тяжелый вред здоровью. Обхваты и захваты не являются насилием, опасным для жизни, поэтому если нарушитель получит тяжелый вред здоровью вследствие выполнения сотрудником броска, то это может быть расценено как превышение пределов, необходимых для самообороны. Для того чтобы этого избежать, в момент падения нарушителя сотруднику необходимо его придерживать за левую ногу либо за одежду на груди.

Бросок через спину целесообразно использовать как защиту от обхватов и захватов. При правильном выполнении этого броска нарушитель должен упасть на спину. Такое падение не представляет опасности для здоровья человека.

Заднюю подножку сотрудники выполняют тогда, когда противник отступает и тянет на себя. Эти действия не являются насилием опасным для жизни. Вследствие выполнения задней подножки при неконтролируемом падении назад нарушитель может получить сотрясение головного мозга, перелом основания черепа либо перелом свода черепа, что в данной ситуации может быть расценено судом как превышением пределов необходимой обороны. Для того чтобы избежать таких травм, сотруднику при выполнении задней подножки своей левой рукой необходимо придержать нарушителя за его правую руку.

Переднюю подножку выполняют в ситуации, когда нарушитель пытается вытолкнуть сотрудника. Вследствие выполнения сотрудником передней подножки нарушитель должен оказаться в положении лежа на спине. Из всех перечисленных выше бросков передняя подножка для сотрудника является, пожалуй, самым сложным приёмом, но при этом самым безопасным для нарушителя.

Бросок захватом ног спереди проводят в ситуации, когда противник сгибает ноги и тянет сотрудника на себя. Эти действия нарушителя не являются насилием опасным для жизни сотрудника. При выполнении броска с захватом ног спереди здоровью нарушителя с высокой долей вероятности возможно нанести тяжкий вред: сотрясение головного мозга, перелом основания черепа, либо перелом свода черепа. В случае возникновения таких травм, действия сотрудника судом могут быть расценены как превышение пределов необходимой обороны. Для

https://mir-nauki.com

того чтобы этого избежать сотруднику при падении нарушителя на спину следует отставить правую ногу назад и, захватывая голени противника, смягчить его падение.

Для освобождения от обхватов и захватов наставлениями по физической подготовке сотрудников правоохранительных органов предусмотрены не только броски, но и специальные приёмы.

При обхвате за туловище спереди (сзади) с захватом рук (без захвата рук) рекомендуется выполнять оставление ноги назад с нажимом пальцами на глаза или ребром ладони под основание носа, ударом коленом в область паха, каблуком по подъёму ноги. Если нарушитель обхватывает туловище сотрудника спереди с захватом рук, то такой захват без последующих действий не представляет опасности жизни и здоровью, поэтому при освобождении от него необходимо следить за тем, чтобы не превысить пределы необходимой обороны. Из всех предложенных способов освобождения наиболее безопасным является ответный захват одежды на поясе удар каблуком по подъёму ноги с последующим броском через бедро. Удар ребром ладони под основание носа может привести к его перелому. Эта травма относится к вреду здоровья средней степени тяжести. В соответствии с Российским законодательством нанесение такого вреда здоровью в подобной ситуации допустимо, но при рассмотрении дела в суде будут учитываться все обстоятельства, которые могли бы повлиять на возможность оказания минимального вреда задерживаемому. Неудачный нажим пальцами на глаза может привести к частичной либо полной потере зрения, а удар коленом в пах - к потере производительной способности у мужчин [16, с. 200]. И та, и другая травма квалифицируются как тяжёлый вред здоровью, поэтому такая защита может быть расценена судом как превышение пределов необходимой самообороны.

При захвате нарушителем ног сотрудника рекомендуется защищаться оставлением ноги назад, ударом локтём в позвоночник, скручиванием головы. Такой захват не является посягательством, сопряженным с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица. В данной ситуации наиболее безопасным для здоровья нарушителя будет защита оставлением ноги назад. Вследствие сильного удара локтём в позвоночник, может возникнуть ушиб позвоночного столба [13, с. 148]. Если от подобного захвата защищаться скручиванием головы, то это с высокой долей вероятности приведёт к вывиху шейных позвонков нарушителя [11, с. 124]. И та, и другая травма являются тяжелым вредом здоровью, поэтому второй и третий приёмы судом могут быть расценены как превышение пределов необходимой обороны.

При захвате нарушителем ног сотрудника сзади рекомендуется упасть вперед на руки, повернуться на бок, резко подтянуть к себе одну из ног и нанести сильный удар в лицо. Захват ног сотрудника сзади не представляет опасной для жизни сотрудника, поэтому после падения, если и следует наносить сильный удар ногой, то желательно не в голову нарушителя, а в его туловище. Сильный удар ногой в голову может привести к потере сознания и перелому основания черепа вследствие падения. В данной ситуации такие действия судом могут расцениваться как превышение пределов необходимой обороны.

Для освобождения от захватов шеи плечом и предплечьем сзади необходимо захватить одноименную руку, выполнить ударом локтем разноименной руки назад в солнечное сплетение, приседанием с захватом руки выполнить загиб руки за спину. При освобождении от захватов шеи плечом и предплечьем сзади удар локтём в солнечное сплетение будет оправдан, поскольку все захваты сотрудника за горло будут расцениваться как попытка удушения, а это является посягательством опасным для жизни.

Для освобождения от захвата за горло спереди необходимо левой рукой захватить снизу правый локоть противника, правую руку перебросить через руки противника, нанести расслабляющий удар коленом в пах и выполнить задержание нарушителя рычагом руки

вовнутрь. В данной ситуации удар коленом в пах будет оправдан, поскольку все захваты сотрудника за горло будут расцениваться как попытка удушения.

При захвате нарушителем шеи сотрудника плечом и предплечьем сбоку необходимо нанести ударом кулаком дальней руки в пах, нажать пальцами ближней руки на глаза через плечо противника. В этой ситуации удар кулаком в пах и нажим пальцами на глаза будут оправданы, поскольку налицо была опасная для жизни попытка удушения.

При разучивании боевых приёмов борьбы преподавателям по физической подготовке следует рассказывать курсантам о тех последствиях для здоровья нарушителя, которые могут возникнуть от их применения и как их минимизировать. Полученные знания необходимо закреплять в учебных поединках, либо специальных заданиях, имитирующих типовые ситуации задержания. Примерный перечень таких заданий представлен ниже.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Защита входящего в помещение сотрудника от нарушителя.

2. Защита сотрудника от нападения нарушителя в кабинете.

3. Оказание помощи при нападении на напарника.

4. Задержание убегающего нарушителя.

5. Защита гражданского лица от нападения нарушителя.

6. Нейтрализация сотрудником конфликтной ситуации между гражданами.

7. Действия сотрудников при пассивном неповиновении нарушителя.

8. Действия сотрудников при активном неповиновении нарушителей.

9. Действия сотрудников при активном сопротивлении нарушителей.

При оценке действий курсантов в этих заданиях преподавателям по физической подготовке следует принимать во внимание не только технику выполнения боевых приёмов борьбы, но и соразмерность средств защиты и средств нападения при задержании нарушителя и необходимой обороне.

Выводы

1. В результате анализа научной и методической литературы было установлено, что для повышения качества физической подготовки курсантов ведомственных вузов ФСИН России эффективному и правомерному применению физической силы рекомендуется проводить занятия в условиях, приближенных к их будущей профессиональной деятельности, и акцентировать внимание на обучение наиболее эффективным боевым приёмам борьбы.

2. В результате педагогического тестирования было установлено, что уровень физической подготовленности курсантов вузов ФСИН России, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность», соответствует отметке «хорошо».

3. При оценке знаний курсантов по вопросам применения физической силы нами установлено, что они неплохо ориентируются в правовых основах применения физической силы и способах оказания первой помощи, но не разбираются в вопросе соразмерности применения сотрудниками правоохранительных органов средств защиты и средств нападения при задержании нарушителя.

4. Вопрос соразмерного применения физической силы сотрудников к нарушителям в научной и методической литературе по физической подготовке освещен бессистемно. По этой

причине нами были проанализированы возможные последствия от применения всех боевых приёмов борьбы с точки зрения соразмерности средств защиты и средств нападения.

5. Для повышения качества подготовки курсантов ведомственных вузов ФСИН России к выполнению служебных задач, связанных с пресечением правонарушений, задержанием и сопровождением правонарушителей с помощью физической силы, на занятиях по физической подготовке преподавателям следует указывать им на возможные для здоровья нарушителя последствия, которые могут возникнуть вследствие применения боевых приёмов борьбы. Полученные знания необходимо закреплять в учебных поединках, либо специальных заданиях, имитирующих типовые ситуации задержания либо отражения нападения. При оценке действий курсантов в этих заданиях преподавателям по физической подготовке следует принимать во внимание не только технику выполнения боевых приёмов борьбы, но и соразмерность средств защиты и средств нападения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Применение физической силы, специальных средств и газового оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: методические рекомендации / под ред. А.А. Рудого. М.: УРН ФСИН России, 2015. С. 4.

2. Москвичев А.М. Наставление по физической подготовке (НФП-2001) сотрудников Уголовно-исполнительной системы / М.А. Моксвичев, Н.Н. Маргацкий, Ф.М. Зелюнин и др. М.: Фонд Столярова, 2002. С. 31-32.

3. Москвичев М.А. Методика специальной физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: автореферат на соискание ученой степени кандидат педагогических наук. Москва. Московский юридический институт МВД России. 1998. С. 23.

4. Логвинов А.В. Интенсификация физической подготовки курсантов и слушателей вузов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань: Академия управления и права ФСИН России, 2004. С. 9.

5. Желтов Р.А. Физическая подготовка и совершенствование профессиональных компетенций сотрудников региональных учреждений уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2011. С. 7.

6. Психолого-педагогические аспекты подготовки к ведению рукопашного боя сотрудников уголовно-исполнительной системы: монография. О.В. Радченко, К.А. Астафьев, В.В. Кадурин и др. Воронеж: «Научная книга», 2016. 95 с.

7. Лукашев М.Н. Сотворение самбо: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской. Москва: Будо-спорт, 2003. С. 67.

8. Колкутин В.В. Судебно-медицинское определение порога травмобезопасности человека по критерию сотрясения головного мозга / В.В. Колкутин, Н.Г. Карапетян // Медицинская экспертиза и право. 2012. № 2. С. 32-34.

9. Педаченко Е.Г. Перелом костей черепа: показатель опасного для жизни повреждении или предиктор внутричерепных повреждений / Е.Г. Педанченко, Н.В. Бурчинский, М.В. Каджая, А.С. Болюх // Украинский нейрохирургический журнал. 2013. № 4. С. 60-65.

10. Плаксин В.В. Судебно-медицинская оценка механизмов множественных переломов свода черепа при травме тупыми предметами: автореф. дис. ... д-р мед. наук. М.: Изд-во РГМУ, 1996. 26 с.

11. Селиванов В.П. Диагностика и лечение вывихов шейных позвонков / В.П. Селиванов, М.Н. Никитин. М.: Медицина, 1971. 326 с.

12. Бачу Г.С. О последствиях травм рефлексогенных зон в области груди и шеи / Г.С. Бачу, А.М. Пэдуре, А.В. Бондарев / Судебная медицина. 2016. Том 2. № 4. С. 8687.

13. Судебная медицина: учебник / Ю.И. Пиголкин, Е.Х. Баринов, Д.В. Богомолов, И.Н. Богомолова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 148-149.

14. Куликов С.Н. «Невидимость» тяжкого вреда здоровью в морфологии переломовывиха костей предплечья. Продолжение противостояния / С.Н. Куликов // Судебная медицина. 2015. Том 1. № 4. С. 41-46.

15. Koiwai, E. Death allegedly caused by the use of "chok holds" (shimewaza) / Journal of Forensic Science // E. Koiwai. 1987. № 37. Pp. 419-432.

16. Белых А.Н. К судебно-медицинской оценке тупой травмы мошонки / А.Н. Белых // Судебная медицина: вопросы, проблемы, экспертная практика. 2017. Вып. 3. С. 200-205.

Varinov Vladislav Vladimirovich

Kuzbass institute of the federal penitentiary service, Novokuznetsk, Russia

E-mail: [email protected]

Analysis and ways to improve the quality of training cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia for the detention and escort of offenders

Abstract. Each cadet who studies in the specialty Law Enforcement must be able to effectively and lawfully repel attacks, take actions to coercively suppress offenses, and apprehend and accompany offenders. Despite the fact that many aspects of this ability are studied by cadets in departmental universities of the Federal Penitentiary Service in various disciplines, the analysis of emergency incidents in the correctional institutions of the Russian Federal Penitentiary Service showed that employees do not use physical force, even when there is immediate threat to their life and health. This contradiction determined the purpose of our study - to identify omissions in the training of cadets to perform official tasks related to the suppression of offenses, the detention and escort of offenders using physical force and to determine ways to eliminate them.

To achieve the goal, the quality of preparedness of cadets of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia to perform official tasks related to the suppression of offenses, detention and escort of offenders using physical force was analyzed. The study used such methods as analysis and synthesis of scientific and methodological literature, pedagogical testing and interviewing.

As a result of the study, it was established that the level of physical fitness of cadets at the graduation course corresponds to the mark of "good", but on the issue of proportionality of the use of protective equipment and means of attack by the staff of the penitentiary system when they detain the unarmed offender they are poorly oriented.

To improve the quality of training of cadets of departmental universities of the Federal Service for the Execution of Punishments of Russia for the performance of official tasks related to the suppression of offenses, detention and escort of offenders using physical force, the following is proposed. First, in physical education classes, teachers should point out possible consequences for the violator's health that may arise from the use of combat techniques. Secondly, the knowledge gained must be consolidated in training fights, or special tasks that simulate typical situations of detention or repel attacks. Thirdly, when assessing the actions of cadets in these tasks, one should take into account not only the technique of combat techniques, but also the proportionality of means of defense and attack.

Keywords: universities of the Federal Penitentiary Service of Russia; cadets; lawful and effective use of physical force; repelling an attack; forceful suppression of offenses; detention and escort of offenders; proportionality of means of defense and means of attack

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.