Научная статья на тему 'Состав, направленность и способы реализации межпредметных связей в формировании у курсантов вузов ФСИН России способности осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений'

Состав, направленность и способы реализации межпредметных связей в формировании у курсантов вузов ФСИН России способности осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ / INTEGRATION / INTERDISCIPLINARY RELATIONS / COMBAT TRAINING / CADETS OF FSIN OF RUSSIA UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варинов Владислав Владимирович

Статья посвящена исследованию вопроса междисциплинарной интеграции учебного процесса по дисциплинам, относящимся к боевой подготовке. В качестве направленности этих межпредметных связей автор предлагает рассматривать обеспечение преемственности в обучении знаниям, умениям и навыкам, необходимым сотруднику УИС для эффективного и правомерного отражения нападения, задержания и сопровождения правонарушителей, в состав связей отнести знания, умения и навыки из юридической, психологической и медицинской областей, специальной подготовки, дисциплин ведомственной специализации, прикладной физической подготовки, а к способам осуществления связей взаимосогласование по темам и времени учебных занятий дисциплин, относящихся к различным областям знаний, бинарный урок по прикладной физической подготовке с задействованием двух преподавателей из различных областей знаний, учения, конкурс профессионального мастерства по служебно-боевой подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варинов Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITION, DIRECTION AND METHODS OF IMPLEMENTATION OF INTERSUBLINING RELATIONS IN THE FORMATION OF CENTERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF FSIN OF RUSSIA OF THE ABILITY TO IMPLEMENT ACTIONS TO FORCE PREVENTION OF OFFENSES

The article is devoted to the study of the issue of interdisciplinary integration of the educational process in the disciplines related to combat training. As the focus of these interdisciplinary relations, the author proposes to consider ensuring continuity in teaching the knowledge and skills necessary for the UIS officer to effectively and lawfully repel the attack, detention and escort of offenders, the connections include knowledge and skills from the legal, psychological and medical fields, special training, disciplines of departmental specialization, applied physical training, and the ways to make connections are mutual agreement on the topics and time of study of disciplines related to various fields of knowledge, binary a lesson in applied physical training with the involvement of two teachers from various fields of knowledge, exercises, a professional skill competition in service-combat training.

Текст научной работы на тему «Состав, направленность и способы реализации межпредметных связей в формировании у курсантов вузов ФСИН России способности осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений»

Рисунок 7. Уровень овладения профессиональными видами деятельности

Мы можем говорить о том, что наиболее высокий уровень овладения студентами учебно-профессиональной деятельностью (50%), наиболее низкий организационно-технологической (20%).

Выводы. Подводя итог можно говорить о том, что нами определены нормативные требования к подготовке будущих педагогов профессионального обучения; выявлена сущность и структура профессионально-педагогического образования; раскрыта сущность понятий «профессиональное обучение», «профессионально-педагогическое образование», «компетенция», «компетентностный подход» и др.; проведен анализ формирования профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения; разработана модель формирования профессиональных компетенций будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин.

В процессе исследования мы определили, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи: в области учебно-профессиональной деятельности, в области научно-исследовательской деятельности, в области организационно-технологической деятельности, в области образовательно-проектировочной.

Литература:

1. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Производственное обучение как составная часть профессиональной подготовки будущих рабочих // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 4.

2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 3.

3. Цыплакова С.А. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Высш. шк. нар. искусств (ин-т). Санкт-Петербург, 2015

4. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3457-3462.

5. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Chigarov E., Burova I. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки Варинов Владислав Владимирович

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Кузбасский институт ФСИН России» (г. Новокузнецк)

СОСТАВ, НАПРАВЛЕННОСТЬ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ СПОСОБНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕЙСТВИЯ ПО СИЛОВОМУ ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса междисциплинарной интеграции учебного процесса по дисциплинам, относящимся к боевой подготовке. В качестве направленности этих межпредметных связей автор предлагает рассматривать обеспечение преемственности в обучении знаниям, умениям и навыкам, необходимым сотруднику УИС для эффективного и правомерного отражения нападения, задержания и сопровождения правонарушителей, в состав связей отнести знания, умения и навыки из юридической, психологической и медицинской областей, специальной подготовки, дисциплин ведомственной специализации, прикладной физической подготовки, а к способам осуществления связей -взаимосогласование по темам и времени учебных занятий дисциплин, относящихся к различным областям знаний, бинарный урок по прикладной физической подготовке с задействованием двух преподавателей из различных областей знаний, учения, конкурс профессионального мастерства по служебно-боевой подготовке.

Ключевые слова: интеграция, междисциплинарные связи, боевая подготовка, курсанты вузов ФСИН России.

Annotation. The article is devoted to the study of the issue of interdisciplinary integration of the educational process in the disciplines related to combat training. As the focus of these interdisciplinary relations, the author proposes to consider ensuring continuity in teaching the knowledge and skills necessary for the UIS officer to effectively and lawfully repel the attack, detention and escort of offenders, the connections include knowledge and skills from the legal, psychological and medical fields, special training, disciplines of departmental specialization, applied physical training, and the ways to make connections are mutual agreement on the topics and time of study of

disciplines related to various fields of knowledge, binary a lesson in applied physical training with the involvement of two teachers from various fields of knowledge, exercises, a professional skill competition in service-combat training.

Keywords: integration, interdisciplinary relations, combat training, cadets of FSIN of Russia universities.

Введение. Из сведений, представленных в информационных обзорах о состоянии режима в исправительных учреждениях, следует, что в последние годы наблюдается увеличение числа случаев противодействия осужденных законным требованиям сотрудников уголовно-исполнительной системы и совершения нападений на сотрудников. При этом, опасаясь правовых последствий, сотрудники стремятся не применять физическую силу и специальные средства даже в тех случаях, когда под угрозой их жизнь и здоровье [1, с. 4]. По этой причине в вузах ФСИН России ведётся постоянный научный поиск повышения эффективности обучения курсантов силовому пресечению правонарушений. Одним из направлений этого научного поиска является исследование вопроса междисциплинарной интеграции при изучении дисциплин, относящихся к боевой подготовке.

Прикладным аспектом междисциплинарной интеграции в обучении является организация межпредметных связей. Несмотря на очевидность пользы от организации межпредметных связей при формирования у обучаемого целостного представления об объективной реальности, в современных условиях это довольно сложно реализовать в обучении, поскольку преподаватель ограничен рамками содержания занятия по своей дисциплине и арсеналом своих педагогических умений и навыков.

Изложение основного материала статьи. Цель нашего исследования - раскрыть сущность межпредметных связей в обучении силовому пресечению правонарушений.

Под термином «межпредметные связи» понимаются связи между основами наук учебных дисциплин, а точнее между структурными элементами содержания, выраженными в понятиях, научных фактах, знаниях теории [2, с. 268]. К существенным признакам межпредметных связей относятся их состав, способ и направленность. Под составом связей понимается смысловое соотнесение элементов содержания, входящих в состав двух и более учебных предметов. Способы связи - это методические приёмы и формы организации учебного процесса, при помощи которых будет реализована связь. Направленность связей - это обеспечение направленного формирование интегрированных умений и навыков, системного использования знаний при решении комплексных задач [3, с. 30-35].

На наш взгляд, в качестве направленности межпредметных связей при обучении курсантов вузов ФСИН России силовому пресечению правонарушений следует рассматривать обеспечение преемственности в обучении знаниям, умениям и навыкам, необходимым сотруднику УИС для эффективного и правомерного отражения нападения, задержания и сопровождения правонарушителей.

Право сотрудника на применение физической силы и специальных средств закреплено Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ и в других документах. Для изучения этих нормативно-правовых актов в учебном плане для курсантов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» со специализацией «Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе» предусмотрены такие дисциплины, как уголовно-исполнительное право, уголовное право и административное право.

Для того чтобы принять решение об уместности применения силовых мер, сотрудники также должны опираться на положения Федерального законаот 28.12.2016 № 503-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"». Порядок и конкретные случаи, в которых сотруднику УИС разрешено применять физическую силу и специальные средства, рассматриваются на дисциплинах ведомственной специализации. К таким дисциплинам относятся «Правовое регулирование и организация надзора», «Обеспечение безопасности», «Организация охраны», «Организация конвоирования».

Знаниям, умениям и навыкам обращения с огнестрельным оружием и специальными средствами курсантов обучают в рамках дисциплин специальной подготовки («Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка»), а применению физической силы - на занятиях по дисциплине «Физическая подготовка».

Соблюдая порядок применения физической силы и специальных средств, сотрудник должен продумать такую тактику действий, чтобы обеспечить причинение наименьшего вреда осужденным, заключённым или иным лицам [4]. По этой причине ему требуются знания и навыки не только по прикладной физической подготовке, но и из медицинской области.

Для того чтобы сотрудник УИС смог правомерно и эффективно осуществлять действия по отражению нападения, задержанию и сопровождению правонарушителей, от него требуется психологическая устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, владение методами эмоциональной и когнитивной регуляции. Эти вопросы курсантами изучаются на дисциплине «Психологическая подготовка сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях», которая относится к психологической области знаний.

Итак, при обучении курсантов, осваивающих образовательную программу по специализации «Обеспечение безопасности в УИС» действиям по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, необходима интеграция знаний, умений и навыков из юридической, психологической и медицинской областей, дисциплин ведомственной специализации, специальной и физической подготовки.

Для интеграции знаний, умений и навыков из различных областей в педагогической науке разработано множество способов.

Одним из таких способов является проведение согласованных по темам и времени учебных занятий по дисциплинам, относящимся к различным областям знаний.

Большим педагогическим потенциалом для интеграции знаний, умений и навыков обладает бинарный урок. На таком уроке изучается материал двух или более учебных предметов и проводится он двумя преподавателями. Бинарные уроки целесообразно использовать в тех случаях, когда знание материала по одним предметам необходимо для понимания сущности процесса или явления при изучении другого предмета. При таком подходе добиваются преемственности и сходства в формировании понятий, устраняется дублирование учебного материала [2, с. 19].

Бинарный урок имеет смысл проводить в рамках дисциплины «Прикладная физическая подготовка». Для этого необходимо разрабатывать специальные задания, имитирующие служебные ситуации, в ходе выполнения которых от обучающихся требуется продемонстрировать не только теоретические знания и двигательные навыки, но и способность быстро принимать адекватные решения в экстремальной ситуации. При разработке сценариев для таких упражнений, критериев их оценки и самой оценке требуется вклад не только преподавателей по прикладной физической подготовке, но и преподавателей других областей знаний. Для этого разумно опираться на требования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым максимальная численность учебной группы для проведения занятий по физической культуре (спорту) не должна превышать 20 человек на одного преподавателя [5]. Из-за того что в вузах ФСИН России учебные группы состоят, как правило, не менее чем из 25 человек, то на занятиях по прикладной физической подготовке соответственно требуется задействовать два преподавателя. По нашему мнению, на бинарных занятиях по физической подготовке целесообразно, чтобы один из преподавателей имел физкультурное образование, а другой - юридическое.

При выполнении служебно-боевых задач сотрудники УИС сталкиваются с такими ситуациями, которые сложно, невозможно либо рискованно решать с помощью применения только физической силы. Для этого законодателем предусмотрены случаи, в которых сотруднику УИС разрешается использовать специальные средства и огнестрельное оружие [4]. В вузах ФСИН России обучение использованию специальных средств и огнестрельного оружия проводится в рамках таких дисциплин по специальной подготовке, как «Тактико-специальная подготовка» и «Огневая подготовка» соответственно.

Из решений судов следует, что необходимость перехода сотрудниками от применения физической силы к применению специальных средств либо огнестрельного оружия не всегда обоснована. По этой причине при обучении курсантов требуется использовать такие задания, в которых курсант смог бы сформировать у себя видение ситуаций, в которых такой переход обоснован, а где это будет расцениваться как превышение мер, необходимых для задержания либо отражения нападения. Для этого в одном месте и в одно время требуется задействовать преподавателей дисциплин юридической и медицинской областей знаний профессионального цикла, модуля специальная подготовка, дисциплин ведомственной специализации, физической подготовки. Такое количество преподавателей невозможно задействовать на одном учебном занятии. По этой причине в ведомственных вузах ФСИН России целесообразно использовать такую форму организации обучения как учения.

Учения представляют собой такую форму организации учебного процесса, при которой целый ряд комплексных междисциплинарных занятий, проводимых в обстановке, максимально приближенной к реальной ситуации, объединены единым замыслом. При проведении учений используют такой термин, как «наращивание обстановки». К этому термину обращаются для обозначения последовательной смены заданий не только с учётом замысла учений, но и результатов выполнения обучаемыми предшествующих заданий. В ходе отработки вводных наращивание обстановки проводится таким образом, чтобы обучаемые были вынуждены реагировать на все изменения обстановки, своевременно уточнять свои решения и принимать необходимые меры для выполнения поставленных служебно-боевых задач [7].

Для того чтобы реализовать все ресурсы образовательной среды ведомственных вузов ФСИН России в формировании у курсантов способности осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, целесообразно использовать возможности не только учебной, но и внеучебной деятельности.

Во всех вузах ФСИН России ежегодно проводятся спартакиады по служебно-прикладным видам спорта. Программами этих мероприятий предусмотрены соревнования по единоборствам и стрельбе из боевого оружия. Конкуренция является дополнительным стимулом для освоения курсантами этих необходимых каждому сотруднику навыков.

Не умаляя ценности спортивных состязаний по служебно-прикладным видам спорта для формирования у курсантов способности осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, все же следует отметить, что у большинства из них занятия спортом не входят в сферу интересов [8, с. 178]. Одной из причин такого положения дел является кажущаяся курсантам бесперспективность занятий спортом, поскольку среди их сверстников есть те, кто на момент обучения в вузе, имеет многолетний опыт узкой спортивной специализации. Состязания новичков с уже состоявшимися спортсменами не имеет большого смысла ни для одних, ни для других. Ещё одним распространенным аргументом курсантов, которые не проявляют интереса к спортивной деятельности, является известное утверждение, что в спортивных единоборствах арсенал технико-тактических действий ограничен правилами соревнований, а в рукопашной схватке при выполнении служебных задач нет. У таких курсантов ведущим мотивом обучения является стремление усовершенствовать свои профессиональные навыки, освоить умения действовать в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении служебно-боевых задач, а не в спорте. Опираясь на этот мотив и сущность состязания, стимулирующего раскрытие потенциальных возможностей человека, педагогическая наука разработала такую форму организации, как конкурс профессионального мастерства по служебно-боевой подготовке [6, с. 206-209]. Этот конкурс имеет междисциплинарный характер. В конкурсную программу традиционно входят следующие задания: тестирование курсантов на знание положений основных законов и нормативных актов, комплексные состязания на силу, быстроту и выносливость, состязания по выполнению практических упражнений из огнестрельного оружия и нормативов по огневой подготовке, выполнение практических заданий по тактико-специальной подготовке, состязания по выполнению строевых приёмов. На наш взгляд, этот конкурс следует дополнить заданиями, имитирующими служебные ситуации, в ходе выполнения которых конкурсанты должны будут продемонстрировать не только знания, умения и навыки, но и способность принимать адекватные решения в экстремальной ситуации.

Выводы. Итак, в качестве направленности межпредметных связей при обучении курсантов вузов ФСИН России силовому пресечению правонарушений следует рассматривать обеспечение преемственности в обучении знаниям, умениям и навыкам, необходимым сотруднику УИС для эффективного и правомерного отражения нападения, задержания и сопровождения правонарушителей. При обучении курсантов, обучающихся по специализации «Обеспечение безопасности в УИС» действиям по силовому пресечению правонарушений, требуется интеграция знаний, умений и навыков из юридической, психологической и медицинской областей, дисциплин ведомственной специализации, специальной и физической подготовке. Способами интеграции знаний, умений и навыков осуществлять действия по силовому пресечению

правонарушений являются: согласование по темам и времени учебных занятий дисциплин, относящихся к различным областям знаний, бинарный урок по прикладной физической подготовке с задействованием двух преподавателей из различных областей знаний, учения, конкурс профессионального мастерства по служебно-боевой подготовке.

Литература:

1. Применение физической силы, специальных средств и газового оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: методические рекомендации / под общей редакцией А.А. Рудого. М.: УРН ФСИН России, 2015. С. 4.

2. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. С. 19.

3. Антонов Н. С. Межпредметные связи в процессе преподавания наук в средней школе. М., 1973. С. 30-35.

4. Федеральный закон от 28 декабря 2016 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"» // Российская газета. Федеральный выпуск. 9 января 2017 г. № 7167 (1).

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. 31 декабря 2012 г. № 5976 (303).

6. Кузнецов А. Ф. Формирование профессионально-профилированной физической культуры у курсантов учреждений МВД России: дисс. ... доктора пед. наук. Омск, 2012. С. 206-209.

7. Гареев М. А. Общевойсковые учения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Воениздат, 1990. 283 с.

8. Узун Л. С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальным ситуациям: дисс. ... доктора пед. наук. Санкт-Петербург, 2000. С. 178.

Педагогика

УДК 371.481.022

аспирант Василискин Тимофей Павлович

Частное образовательное учреждение Вятского социально-экономического института (г. Киров)

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и особенности развития речи в системы Марии Монтессори, основные способы развития речи в Монтессори системе.

Ключевые слова: система Марии Монтессори, Монтессори материал, языковая деятельность системе Монтессори.

Annotation. The article discusses the nature and characteristics of the development of speech in the system of Maria Montessori, the main ways of developing speech in the Montessori system.

Keywords: system of Maria Montessori, Montessori material, language activity system of Montessori.

Введение. Уникальность способа развития речи и письма в системе Марии Монтессори для стимуляции развитии познавательной активности, заключается в обучении письму раньше, чем чтению. Это возможно благодаря наличию специального дидактического материала, комплексной работы до этапа сензитивного развития ребенка и способов обучения и преподавания. В Монтессори - садах дети начинают писать раньше, чем читать, и обычно это не составляет для них особенного труда.

Изложение основного материала статьи. Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности, - важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить.

От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Поэтому, важно понимать, как стимулируя развитие познавательной активности ребенка, создавая условия для познания юным человечком мира, для развития его способностей привести ребенка к благополучной адаптации в жизни.

В научной литературе существует множество определений понятия активность, а также огромное количество ее разновидностей. Термин «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, деятельности, в которой ребенок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение позитивного результата.

Итак, познавательная активность - это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности.

Язык - орудие мышления, соавтор всех дел и мыслей. Именно благодаря использованию языка познавательная деятельность человека поднимается на более высокий уровень во всем живом мире. С первых минут жизни ребенок усваивает не только определенный запас слов, но и грамматическую структуру речи.

Бережное отношение к речи - вот главная ценность в работе с детьми по системе Марии Монтессори. Строится эта работа на основе исследования высших психических функций, которое провела известный итальянский педагог, психолог и врач. Мария Монтессори придавала большое значение коммуникациям между взрослыми и детьми.

Нет особого периода жизни, когда ребенок только и делает, что издает язык. Это происходит в каждый день его жизни: он всегда слышит человеческую речь. Так устроила природа: появление человека на свет это начало в нем всего сразу: физиологических, сенсомоторных, социальных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.