преподаватель, кандидат физико-математических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Artemova Liliya Konstantinovna: Novokuznetsk Transport and Technological College (Novokuznetsk, Russia), lecturer candidate of physical and mathematics scinces, assistant professor. E-mail: [email protected]
УДК 303.214.3 + 355.541.12
© Варинов В. В., Витушкин А. В., 2018
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
В статье рассматриваются особенности обучения курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России правилам и приемам применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Дается характеристика применяемым методам обучения и их практической направленности.
Ситуации служебной деятельности сотрудников уголовно -исполнительной системы, связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, связаны с высокой степенью физического и психологического напряжения. Как правило, в таких ситуациях время на принятие решения сотрудником о применении средств государственного принуждения в рамках выполнения должностных обязанностей крайне ограничено, что переводит данные ситуации в ранг экстремальных.
Особенность обучения технике, приемам и правилам применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия заключается в высокой степени травмоопасности означенных средств государственного принуждения. В результате учебный процесс сковывается правилами
безопасности, и как следствие, обучающиеся получают отрывистые, ди-станциированные друг от друга знания.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; средства государственного принуждения; применение; физическая сила; специальные средства; огнестрельное оружие.
© Varinov V. V., Vitushkin A. V., 2018
SITUATIONAL EXERCISES IN TRAINING OF STAFF OF THE FPS OF RUSSIA
In article features of training of cadets and students of educational institutions of the FPS of Russia in rules and acceptances of use of physical force, special means and firearms are considered. The characteristic is given to the applied training methods and their practical orientation.
The situations of office activity of employees of a penal correction system connected using physical force of special means and firearms are connected with high degree of physical and psychological tension. As a rule, in such situations time for making decision by the employee on application of means of the state coercion within accomplishment of job responsibilities is extremely limited that transfers these situations to a rank of extreme.
The feature of training in the equipment, acceptances and rules of use of physical force, special means and firearms consists in high degree of injury risk of the marked measures of the state coercion. As a result educational process is held down by safety rules and as a result pupils gain knowledge are abrupt, distanced from each other.
Keywords: penal correction system; measures of the state coercion; application; physical force; special means; firearms.
В своей служебной деятельности свободы, нередко сталкиваются с
сотрудники уголовно-исполнительной необходимостью применения
системы (УИС), непосредственно средств государственного принуж-
выполняющие обязанности по ис- дения для склонения к правопо-
полнению наказания в виде лишения слушному поведению лиц,
совершающих правонарушения и преступления различной степени тяжести на территории исправительных учреждений.
Несмотря на то, что применение средств государственного принуждения сотрудниками УИС достаточно полно регламентировано действующим законодательством, а сами сотрудники систематически проходят подготовку по совершенствованию навыков применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, статистика говорит о том, что сотрудники далеко не всегда оказываются способны эти средства применить.
Так, в работе В. А. Голубцова и М. С. Мачехина [2] указывается, что сотрудники УИС не применяют физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие даже тогда, когда имеется непосредственная угроза их жизни и здоровью, а также имеются достаточные правовые основания.
Зачастую возникающий когнитивный диссонанс у сотрудников УИС связан с тем, что в учебных учреждениях УИС практико-ориентированный и компетентност-ный подходы по формированию
компетенций, связанных с обеспечением безопасности в практической деятельности, происходит без учета межпредметных связей и отрыва теории от практики.
Актуальность реализации компе-тентностного в подхода в учебном процессе еще более обостряется в связи с возрастающим количеством случаев активного противодействия спецконтингента законным требованиям персонала исправительных учреждений, в том числе с применением в их отношении насилия и причинением вреда здоровью [5]. Сотрудники УИС проходят специальную подготовку, в ходе которой у них формируются умения и навыки применения боевых приемов борьбы, применения специальных средств, а также навык меткой стрельбы. Более того, согласно пп. 16 п. 1 ст. 12 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» [6] сотрудники УИС подвергаются периодической проверке на пригодность к действиям в условиях, связанных с
применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Теоретически условия, в которых правомерно применение средств государственного принуждения, подразумевают экстремальную ситуацию, сопряженную с риском для здоровья и жизни как самих сотрудников, так и третьих лиц.
Скоротечность таких ситуаций подтверждена законодательно, оговоркой в Законе от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [4], разрешающей применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия без предупреждения в ситуациях, в которых промедления в применении вышеозначенных средств влечет за собой угрозу жизни или здоровью.
Кроме того, в Законе от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» законодатель возлагает дополнительную ответственность на сотрудника, предоставляя последнему право самому определять некоторые критерии законности примене-
ния мер государственного принуждения. Об этом свидетельствуют формулировки «предоставив достаточно времени на выполнение» или «обеспечить наименьшее причинение вреда». Законодатель предполагает, что сотруднику не составит труда самостоятельно определить, достаточно ли он дал времени лицу, совершающему противоправные действия, для выполнения своих законных требований, не говоря уже об оценке тяжести вреда, который он может причинить своими действиями.
В настоящее время существует проблема рассредоточения знаний по различным дисциплинам при обучении курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Междисциплинарные связи имеют формальный, отсылочный характер. В результате обучающимся необходимо самостоятельно выстраивать полученные знания в алгоритмы реальных действий, у обучающихся не развивается интереса ни к получаемым знаниям, ни к
будущей профессиональной деятельности.
По результатам нашего исследования сделана попытка оценить степень приближения содержания учебных занятий, связанных с обучением применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, к будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1) провести анализ процесса обучения по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
2) определить степень реализации межпредметных связей при обучении применению средств государственного принуждения.
Обучение боевым приемам борьбы, законодательно относящимся к средству государственного принуждения «физическая сила», осуществляется на занятиях по прикладной физической подготовке. В рамках учебных занятий обучающиеся отрабатывают приемы задержания, обезоруживания и самообороны. Оценка усвоения материала происходит в форме зачета или экзамена, на котором обучающийся выполняет прие-
мы, указанные в экзаменационном билете. Таким образом, обучающийся знает, что ему необходимо выполнить определенный прием. Он психологически готов к выполнению приема (психологическая готовность к выполнению прием развивается в процессе изучения психологии), а его оппонент осуществляет требуемое от него «нападение» по команде преподавателя. Следовательно, отсутствует элемент неожиданности, присущий реальной схватке.
Применение специальных
средств отрабатывается на занятиях по дисциплине «Тактико-
специальная подготовка». В рамках занятия обучающиеся отрабатывают строевые приемы построения боевых порядков при проведении специальных операций, а также обучаются приемам применения специальных средств. В ходе занятия преподаватель оценивает правильность выполнения отрабатываемых приемов. Оценка полученных знаний, входящих в формируемую на дисциплине компетенцию, осуществляется в теоретической форме с выполнением практического элемента со спецсредствами. В контексте данного предмета наибольшее приближение к
реальным условиям достигается при проведении комплексных учений, когда курсанты отрабатывают действия для подавления имитации бесчинствующей толпы, выполняемой группой курсантов.
Обучение стрельбе происходит на занятиях по дисциплине «Огневая подготовка». Стрельба ведется преимущественно по стационарным мишеням, а время на стрельбу ограничивается минимумом в 8 секунд (согласно условиям выполнения упражнений учебных стрельб в соответствии с Курсом стрельб из стрелкового оружия для сотрудников УИС) [3]. Минимальная дистанция до цели составляет 25 метров. В реальных же условиях, дистанция до цели значительно меньше, сами цели движутся и могут появляться внезапно.
Правовые основы применения средств государственного принуждения сотрудниками УИС рассматриваются на таких дисциплинах, как «Правовое регулирование и организация надзора», «Обеспечение безопасности», «Организация охраны», «Организация конвоирования», «Огневая подготовка». На занятиях рассматриваются различные ситуации
служебной деятельности, в которых разрешено применять названные средства, при этом преподаватель совместно с обучаемыми формулируют гипотезу и задачи, моделируют ситуации и пути их решения.
Реализация межпредметных знаний на занятиях способствует овладению обучаемыми межпредметными компетенциями (знаниями, умениями и навыками), которые позволяют оперативно решать экстремальные ситуации, самостоятельно принимать решения о применении средств государственного принуждения в ограниченное время. Умение мыслить в экстремальной ситуации является основным для сотрудника, чьи служебные обязанности связаны с исполнение наказания в виде лишения свободы.
Одна из основных причин низкой взаимной интеграции дисциплин, связанных с обеспечением безопасности, — правила безопасности, так как развиваемые навыки и используемые для этого средства (мускульная сила обучающихся, специальные средства, огнестрельное оружие) несут повышенную травмоопасность.
Анализ особенностей перечисленных дисциплин и применяемых
технологиях и средствах обучения показывает, что для реализации практико-ориентированного подхода, направленного на формирование профессиональных компетенций, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в рамках указанных дисциплин необходимо использование дополнительного инструмента, который позволит отрабатывать как физические действия, навыки и умения, так и задействует логическое мышление учащихся. При этом данный инструмент должен обеспечивать установленные правила безопасности для каждой дисциплины.
Подведем итоги.
В настоящее время обучение сотрудников уголовно-исполнительной
Литература
1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
2. Голубцов, В. А., Мачехин, М. С. Правовые основы и тактика применения специальных средств сотрудниками службы безопасности : практические рекомендации. — Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2016. — 74 с.
3. Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 26.02.2006 № 24 (документ опубликован не был).
системы правомерному применению средств государственного принуждения носит преимущественно теоретический характер. Навыки развиваются в идеальных условиях, когда обучающийся не получает адекватного отклика на свои действия, а принятие решения о составе необходимых действий остается за преподавателем. Междисциплинарные связи явственно имеют только состав, но ни способов, ни направленности связей нет. Все это в конечном итоге приводит к тому, что сотрудники УИС, попав в экстремальную ситуацию, не в состоянии адекватно в ней действовать, несмотря на то, что необходимые навыки и знания были ими приобретены.
4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 19.07.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 33. — Ст. 1316; Российская газета. — 2018. — 25 июля.
5. Основные показатели деятельности уголовно -исполнительной системы: январь — декабрь 2017 г. / информационно-аналитический сборник.-Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018.- 393 с.
6. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ // Российская газета. — 2018. — 25 июля.
Сведения об авторах
Варинов Владислав Владимирович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Витушкин Александр Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки, кандидат технических наук. E-mail: [email protected]
Information about authors
Varinov Vladislav Vladimirovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), chief of Chair of Combat, Tactical and Special and Physical training, candidate of pedagogic sciences, Associate Professor. E-mail: [email protected]
Vitushkin Aleksandr Viktorovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), teacher of Chair of Combat, Tactical and Special and Physical training, candi-date of technical sciences. E-mail: [email protected]