Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового регулирования осуществления сотрудниками УИС мер государственного принуждения'

Некоторые вопросы правового регулирования осуществления сотрудниками УИС мер государственного принуждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИК УИС / МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ / ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ / PHYSICAL FORCE / СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ / SPECIAL MEANS / ОРУЖИЯ / WEAPONS / PENAL STAFF / ENFORCEMENT MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алтухова Евгения Анатольевна

статья раскрывает вопросы правового регулирования осуществления сотрудниками УИС мер государственного принуждения, а именно физической силы, специальных средств и оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алтухова Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF IMPLEMENTATION OF STATE ENFORCEMENT MEASURES BY THE PENAL STAFF

the article reveals the aspects of the legal regulation of implementation of state enforcement measures by the penal staff, namely physical force, special means and weapons.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования осуществления сотрудниками УИС мер государственного принуждения»

УДК 343.8

ББК 67.409.022 E.A. ALTUKHOVA

А52

SOME ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF IMPLEMENTATION OF STATE ENFORCEMENT MEASURES BY THE PENAL STAFF

Annotation: the article reveals the aspects of the legal regulation of implementation of state enforcement measures by the penal staff, namely physical force, special means and weapons. Keywords: the penal staff, enforcement means, physical force, special means, weapons.

ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА АЛТУХОВА, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров

(Академия ФСИН России) E-mail: zybkova2504@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ УИС МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Аннотация: статья раскрывает вопросы правового регулирования осуществления сотрудниками УИС мер государственного принуждения, а именно физической силы, специальных средств и оружия. Ключевые слова: сотрудник УИС, меры принуждения, применение физической силы, специальных средств, оружия.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также иные функции, если они предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях является федеральным законом, следовательно, сотрудники УИС в рамках данного нормативного акта осуществляют меры, обеспечивающие производство по делу, которые в целом являются мерами государственного принуждения. Кроме того, в процессе своей деятельности сотрудники УИС применяют физическую силу, специальные средства и оружие. Данные полномочия зафиксированы в гл. 5 ст. 28-31 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, испол-

няющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Тем не менее в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Учитывая данное положение, правильно будет начать изучение оснований применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия именно с указаний и требований международных документов.

Статья 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливает общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия. В частности, указано, что физическую силу, специальные средства и оружие вправе применять лишь сотрудники уголовно-исполнительной системы, то есть лица, имеющие специальные звания сотрудников УИС. Данное положение является важным, так как в соответствии со ст. 24 рассматриваемого Закона к работникам УИС, кроме сотрудников, относятся рабочие и служащие различных учреждений и органов, входящих в

ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1

42

эту систему. Определены также места, где сотрудникам УИС предоставлено право применять физическую силу, специальные средства и оружие. Это территория учреждений, исполняющих наказания; прилегающая к учреждениям, исполняющим наказания, территория, на которой установлены режимные требования; охраняемые объекты.

Статьей 28 Закона установлено, что сотрудники СИЗО могут применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с этим правильнее было бы также включить территории СИЗО, входящих в УИС, и прилегающие к ним территории, на которых установлены режимные требования, в перечень мест, на территории которых сотрудники УИС могут применять физическую силу, специальные средства и оружие.

Частью 3 ст. 28 рассматриваемого Закона установлена обязанность сотрудников УИС проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим. Данное положение соответствует рекомендациям международных актов, в частности Основным принципам применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Принципом 19 данного документа установлено, что «правительство и правоохранительные органы обеспечивают, чтобы все должностные лица по поддержанию правопорядка проходили подготовку и проверялись в соответствии с надлежащей специальной подготовкой к действиям в условиях применения силы, а должностные лица по поддержанию правопорядка, которые должны носить огнестрельное оружие, получают соответствующие разрешения лишь по завершении специального курса обучения их применению».

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» также определяет для сотрудников УИС обязанность при применении ими физической силы, специальных средств и оружия предупредить о намерении их использовать,

- ISSN 2072-2427 Уголовно-исп<

предоставив нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований. Значение такого предупреждения объясняется тем, что оно дает возможность, с одной стороны, правонарушителю за предоставленное время уяснить смысл предъявленных ему требований и выполнить их, с другой стороны, сотруднику еще раз убедиться в серьезности намерений правонарушителя и необходимости применения мер безопасности. Форма предупреждения в Законе не указывается. Представляется, что она может быть выражена и словесно, и в форме предупредительного выстрела.

Предупреждать необязательно в случаях, когда промедление в применении физической жизни, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия может повлечь за собой иные тяжкие последствия и когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным.

Под непосредственной опасностью для жизни или здоровья можно понимать наличную, способную немедленно, неминуемо причинить вред в виде лишения жизни или причинения различной степени тяжести вреда здоровью опасность. Опасным для жизни признается такое физическое воздействие на потерпевшего, которое при беспрепятственном развитии или без приостановления приведет к смертельному ис-ходу1. В свою очередь, опасным для здоровья признается такое насилие, которое повлекло или могло реально повлечь за собой в момент его совершения причинение потерпевшему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособ-ности2. Таким образом, законодатель для предупреждения возникновения непосредственной опасности жизни или здоровью персонала или иных лиц, а также осужденных и заключенных допускает применение физической силы, специальных средств и оружия без предупреждения.

Предупреждение также не является обязательным, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия может повлечь за собой иные тяжкие последствия. В данном случае категория «иные тяжкие последствия» является оценочной и может означать совершение взрыва, поджо-

нительное право. 2014. № 1 -

га, значительную утрату материальных ценностей и т. п.

У сотрудника нет обязанности делать предупреждение и тогда, когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является неуместным либо невозможным, например отсутствие для этого времени, неспособность правонарушителя услышать или уяснить такое предупреждение (значительное расстояние, состояние невменяемости и т. п.).

Следует отметить, что в Законе РФ № 54731 в ст. 31 разграничиваются понятия «применение» и «использование» огнестрельного оружия и в понятие «применение огнестрельного оружия» вкладывается смысл «применять на поражение, по живым объектам», а понятие «использование огнестрельного оружия» не связывается с преднамеренным причинением вреда непосредственно жизни или здоровью человека, хотя такая возможность не исключается. Учитывая это, правильнее в Законе РФ № 54731 в ч. 4 ст. 28 слова «предупредить о намерении их использования» заменить словами «предупредить о намерении их применить».

При применении физической силы, специальных средств и оружия Закон возлагает на сотрудника обязанность обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи.

Требование обеспечить наименьшее причинение вреда может трактоваться как соразмерность, соответствие вреда, причиненного применением мер безопасности, характеру и степени опасности предотвращенного либо пресекаемого деяния, то есть причиненный вред должен быть ровно таким, чтобы предотвратить или пресечь какое-либо деяние осужденного или заключенного, не более того. Например, незаконным будет применение мер безопасности после прекращения осужденным или заключенным противоправного действия и выполнения всех законных требований сотрудника УИС. Вместе с тем при наличии законных оснований применения рассматриваемых мер безопасности допускается причинение посягающему или задерживаемому любого вреда, соразмерного с оказываемым противодействием, вплоть до лишения его жизни.

Мы считаем правильным, что требование обеспечить наименьшее причинение вреда должно распространяться не только на осужденных и заключенных, но и на иных лиц, так как Закон РФ «Об учреждениях и органах, испол-

няющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в ст. 29, 30 говорит о возможности применения мер безопасности в отношении такой категории, как иные лица.

Закон также определяет, что сотрудник УИС, применивший физическую силу, специальные средства и оружие, обязан предоставить пострадавшим медицинскую помощь. Однако, учитывая тот факт, что в обязанность сотрудника УИС входит прохождение периодической проверки на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим, правильнее было бы словосочетание «обеспечить предоставление пострадавшим медицинской помощи» заменить на слова «обеспечить оказание пострадавшим доврачебной помощи». В данном случае под оказанием доврачебной помощи можно понимать перенос пострадавшего в безопасное место, остановку кровотечения, вызов медицинских работников и т. п.

После применения мер безопасности на сотрудника УИС также возложена обязанность доложить непосредственному начальнику о каждом таком факте. Непосредственным начальником считается ближайший к сотруднику прямой начальник. Форма, в которой необходимо доложить о факте применения физической силы, специальных средств и оружия, не определена, так же как и срок, в течение которого необходимо доложить. Срок установлен только в отношении случаев применения оружия, который ограничен 24 часами. Но заметим, что имеется ряд ведомственных нормативных актов, в которых определена обязанность сотрудников УИС докладывать о применении мер безопасности не только непосредственному начальнику, но и начальнику соответствующего учреждения УИС в форме рапорта, поэтому правильнее закрепить такую обязанность на уровне федерального закона с определением четко установленного срока - в кратчайший срок, но не позже чем через 24 часа с момента применения необходимых оборонительных действий (данное устойчивое выражение соответствует п. 54 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными).

Завершая рассмотрение отдельных моментов правового регулирования применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС, считаем возможным предложить ряд изменений в текст ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»:

/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1

44

ч. 1) сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, входящих в уголовно-испол-нителъную систему, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законами;

ч. 4) при применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны:

1) предупредитъ о намерении применитъ их, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь за собой иные тяжкие последствия или когда такое

предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным;

2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, заключенным и иным лицам, оказание пострадавшим доврачебной помощи;

3) доложить непосредственному начальнику и началънику учреждения в писъмен-ной форме в кратчайший срок, но не позже чем через 24 часа, о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.

Итак, меры принуждения зафиксированы во многих нормативных актах, однако некоторые из них (например, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») уже не отвечают современной действительности, поэтому необходимо новое законодательство, регламентирующее осуществление сотрудниками УИС мер государственного принуждения, например федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе».

Список использованной литературы

1 См.: Ткаченко В. И. Насилие, не опасное для жизни и здоровья, как уголовно-правовая категория // Гос-во и право. 1992. № 12. С. 79-82.

2 См.: О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29.

/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.