Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка в личностно-ориентированной физической культуре курсантов Кузбасского Института ФСИН России'

Профессионально-прикладная физическая подготовка в личностно-ориентированной физической культуре курсантов Кузбасского Института ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Обыденников Геннадий Александрович

Физическая подготовка, особенно сотрудников силовых ведомств является актуальнейшей проблемой в любой исторический период развития общества. Для сотрудников силовых структур, физическая подготовка должна быть профессионально-прикладной и личностно-ориентированной только такой подход позволит получить максимальный результат. В данной статье предпринята попытка разработать модель профессионально-прикладной физической подготовке для курсантов Федеральной Службы Исполнения Наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Обыденников Геннадий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally-applied physical training in personality-oriented physical culture of cadets of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Physical training, especially of law enforcement officers, is the most urgent problem in any historical period of the development of society. For law enforcement officers, physical training should be professionally applied and personality-oriented, only this approach will allow you to get the maximum result. This article attempts to develop a model of vocational and applied physical training for students of the Federal Service for the Execution of Punishments.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка в личностно-ориентированной физической культуре курсантов Кузбасского Института ФСИН России»

2. Bochkova, T.V. and Pylayeva, O. N. (2011), "The impact of Pilates on the quality of life of middle-aged women with lumbar spine osteochondrosis", Avtonomiya lichnosti, Vol. 4, No 2, pp. 54-60.

3. Marx, V.O. (1978), Orthopedic diagnostics (guide-reference book), Science and technology, Moscow.

4. Zhirmunskaya, E. A. (1984), System description and classification of electroencephalograms of man, Science, Moscow.

5. Lukyanova, S.N. (1976), "Bioelectric activity of the cortex and some subcortical formations in experimental neurosis", Journal of higher nervous activity, Vol. XXVI, No 3, pp. 539-547.

6. Fokin, V.F. and Ponomareva, N.V. (2003), Energy physiology of the brain, Antidor, Moscow.

7. Miroshnik, E. V., Zvereva, Z.F, Bobrov, A.F. and et al. (2017), "Comparison of the parameters of the brain's bioelectric activity and energy processes in the brain tissue (the values of interhemispheric differences in the homologous leads and the level of the brain's constant potential)", Medicine of extreme situations, Vol. 60, No. 2, pp. 49-59.

8. Minkin, V.A. (2007), Vibrosauna, Renome, St. Petersburg.

9. Garkavi, L.H., Kvakina, E.B., Kuzmenko, T.S. and Scihlarova, A. I. (2002), Antistress reactions and activation therapy, Philanthropist, Ekaterinburg.

10. Meerson F.S. and Pshennikova, M.G. (1988), Adaptation to stressful situations and physical loads, Meditsina, Moscow.

11. Mogendovich, M.R. (1957), Reflex interaction of the locomotor and visceral system, Medgiz, Leningrad.

12. Anokhin, P.K. (1980), Nodal problems of the theory offunctional system, Science, Moscow.

Контактная информация: zvereva01@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.01.2019

УДК 796.011.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ

Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, Кузбасский институт

Федеральной Службы Исполнения Наказаний России, Новокузнецк; Геннадий Александрович Обыденников, доцент, Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета

Аннотация

Физическая подготовка, особенно сотрудников силовых ведомств является актуальнейшей проблемой в любой исторический период развития общества. Для сотрудников силовык структур, физическая подготовка должна быть профессионально-прикладной и личностно-ориентированной только такой подход позволит получить максимальный результат. В данной статье предпринята попытка разработать модель профессионально-прикладной физической подготовке для курсантов Федеральной Службы Исполнения Наказаний.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, физическое воспитание курсантов, личностно-ориентированное обучение, физическая культура, полиция.

PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING IN PERSONALITY-ORIENTED PHYSICAL CULTURE OF CADETS OF THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Maxim Valeryevich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, Kuzbass Institute of

the Federal Service for the Execution of the Punishments of Russia, Novokuznetsk, Gennady Aleksandrovich Obydennikov, the senior lecturer, Novokuznetsk Branch-Institute of

Kemerovo State University

Annotation

Physical training, especially of law enforcement officers, is the most urgent problem in any historical period of the development of society. For law enforcement officers, physical training should be

professionally applied and personality-oriented, only this approach will allow you to get the maximum result. This article attempts to develop a model of vocational and applied physical training for students of the Federal Service for the Execution of Punishments.

Keywords: professionally applied physical training, physical education of cadets, student-centered learning, physical education, and police.

Формирование системы личностно-ориентированной физической культуры для курсантов Кузбасского Института Федеральной Службы Исполнения Наказаний является одной из важнейших задач, стоящей перед институтом во время обучения курсантов в его стенах. Ведь оттого, насколько успешно будут сформированы мотивы к занятиям физической культурой, способы их реализации, техника выполнения упражнений, развиты физические качества, будет завесить успешность выполнения служебных обязанностей. Для достижения этих целей необходимо так сформировать образовательную среду, чтобы курсанты могли спокойно и целенаправленно заниматься физической подготовкой, но эта подготовка должна носить системный характер и способствовать достижению необходимых целей обучения. Данные цели, хотя и размыто, выражены в компетенциях, которые необходимо достигнуть за период обучения.

На этапе обучения в вузе, вне зависимости от того какое название носит программа учебной дисциплины (физическая подготовка, прикладная физическая подготовка, элективные дисциплины по физической культуре и спорту), везде речь будет идти о профессионально-прикладной физической подготовке, т.е. такой физической подготовке которая будет способствовать выполнению профессиональных обязанностей на высоком уровне. Ведь профессионально-прикладная физическая подготовка - это такое применение средств и методов физической культуры которое будет способствовать подготовке человека к выполнению профессиональных обязанностей. Целью профессионально-прикладной физической подготовки является формирование психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности. Конкретные задачи профессионально-прикладной физической подготовки зависят от специфики профессиональной деятельности и будут решаться через: формирование необходимых знаний, освоение необходимых умений и навыков, развитие высокого уровня физической подготовки, формирование психологических и специальных качеств необходимых будущему специалисту.

Для успешности любого процесса обучения необходимо чтобы он был личностно-ориентированным. Можно предположить, что курсанты, выбравшие своим местом обучения Кузбасский Институт, уже достаточно мотивированы для успешного обучения. Изначально они готовились к вступительным экзаменам и успешно их сдав, подтвердили уровень своих знаний и физических возможностей которые будут способствовать успешности обучения. Преподаватели должны мотивировать курсантов для занятий, а также организовывать процесс обучения на высоком методическом уровне применяя индивидуальный подход для того, чтобы сделать сам процесс обучения доступным для каждого курсанта исходя из его возможностей. Кроме того, не вызывает сомнения и тот факт, что кроме готовности этих субъектов к образовательному взаимодействию, необходимо учитывать и фактор образовательной среды, в которой и проходит процесс обучения. Правильная организация образовательных, воспитательных, служебных, культурных, личностных взаимодействий будет способствовать положительному влиянию образовательной среды на процесс обучения. Таким образом, используя педагогический опыт, профессиональные знания и умения преподавателей с одной стороны, сформированную образовательную среду с другой стороны и личную заинтересованность, мотивированность, готовность курсантов можно говорить о наличии личностно-ориентированного процесса обучения.

Для разработки модели профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Кузбасского Института ФСИН России, заявленной в цели нашей статьи необходимо уточнить понятийный аппарат. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов Кузбасского Института ФСИН России — это такое применение средств и методов

физической подготовки которое будет способствовать успешному выполнению профессиональных задач в рамках служебной деятельности. Необходимо понимать, что в зависимости от специализации спектр профессиональных задач будет несколько видоизменяться, но основа профессионально-прикладной физической подготовки должна оставаться примерно одинаковой. Исходя из этого, целью профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Кузбасского Института ФСИН России является формирование психофизической готовности к успешной реализации задач, возникающих в процессе несения служебной деятельности.

Задачи профессионально-прикладной физической подготовки курсантов будут вытекать из цели.

Для достижения задач обучения необходимо определить формы физической подготовки, которые наиболее целесообразно использовать в физическом воспитании курсантов.

Формы физической подготовки курсантов носят специфический характер и их условно можно разделить на две категории: основные и дополнительные.

Средства физической подготовки, применяемые в Кузбасском Институте ФСИН России, определены Наставлением по физической подготовке.

Методы, применяемые в физической подготовке курсантов Кузбасского Института ФСИН России, отличаются разнообразием и согласуются с темой того или иного занятия. Таким образом, уточнив составляющие физической подготовленности курсантов Кузбасского Института ФСИН России, мы можем перейти к разработке теоретической модели профессионально-прикладной физической подготовки. В работе мы использовали табличную форму графического отображения модели.

Таблица 1 - Модель профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Кузбасском Институте ФСИН России_

Компонент модели Ожидаемые результаты от выполнения компонента модели

Цель профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Достижение психофизической готовности к успешной реализации задач возникающих в процессе несения служебной деятельности.

Задачи профессионально-прикладной физической подготовки курсантов 1. Формирование необходимых знаний. Под знаниями понимаются правовые основы применения силы и специальных средств, техника выполнения тех или иных физических упражнений, техника выполнения приёмов, преодоление препятствий и т.д. Сюда же мы отнесём знания, относящиеся к здоровью, гигиене, построению тренировочных программ и т.д. 2. Освоение необходимых умений, превращение их в навыки. Здесь понимается усвоение и чёткая демонстрация навыков выполнения различных упражнений (беговых, гимнастических, лыжных ходов и т.д.), уверенная демонстрация боевых приёмов борьбы, уверенное и быстрое прохождение полосы препятствий, умение оказывать помощь и взаимопомощь своему коллеге, умение оказывать первую доврачебную помощь. 3. Развитие высокого уровня физической подготовки. Курсант должен демонстрировать высокие результаты в выполнении контрольных нормативов, по оценке физической подготовленности. Нормативы достаточно разнообразны и позволяют провести оценку уровня развития какого-либо качества, например: быстроты, общей выносливости так и развития всех физических качеств в комплексе, например: прохождение полосы препятствий на время. Высокий уровень физической подготовки позволяет не только эффективно противостоять силовой агрессии, но и сохранять высокий уровень работоспособности. 4. Формирование психологических и специальных качеств необходимых будущему сотруднику УИС. Прежде всего, здесь необходимо выделить: психологическую устойчивость, высокий уровень физического здоровья, высокий уровень выносливости, адаптации, всё то, что помогает стойко переносить тяготы и лишения связанные с несением службы. Эти проблемы выражаются в тяжёлых условиях несения службы: климатических, суточных, психологического давления со стороны, как начальства, так и специального контингента. Сформированные качества помогут противостоять профессиональному «выгоранию» сотрудника, улучшить его здоровье, помогут в формировании успешной жизненной позиции.

Компонент модели Ожидаемые результаты от выполнения компонента модели

Формы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Основные формы физической подготовки. 1. Учебные занятия по физической подготовке (прикладной физической подготовке, элективным дисциплинам по физической культуре и спорту). 2. Дополнительные секционные занятия по видам спорта, культивируемым в институте. 3. Спортивно-оздоровительные мероприятия в режиме учебной недели. Дополнительные формы физической подготовки: 1. Утренняя физическая зарядка, входит в расписание учебного дня. 2. Физкультурные паузы в режиме учебного дня. 3. Закаливающие мероприятия. 4. Дополнительные занятия в спортивных секциях.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки курсантов 1. Спортивные игры 2. Гимнастика. 2. Лёгкая атлетика. 4. Лыжные гонки. 5. Полоса препятствий. 6. Боевые приёмы борьбы.

Методы организации занятий профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Повторный, переменный, равномерный, интервальный, соревновательный и другие методы спортивной тренировки.

Разработанная нами теоретическая модель профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов Кузбасского Института ФСИН России внедряется в учебный процесс нашего вуза. Она позволяет упорядочить всю физическую нагрузку, сделать её более качественной и получить более высокий результат.

ВЫВОДЫ

1. Разработанная нами модель профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Кузбасском Институте ФСИН России позволяет оптимизировать процесс физической подготовки, что в итоге позволит получить более высокое качество образования.

2. Данная модель может считаться личностно-ориентированной т.к. опирается с одной стороны на запросы личности курсанта, а с другой стороны на потребности государства в сфере подготовки сотрудников Уголовно Исполнительной Системы.

3. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов Кузбасского Института ФСИН России позволяет обеспечить высокий уровень физической подготовки, высокую работоспособность, устойчивые показатели здоровья будущего сотрудника Уголовно Исполнительной Системы.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2019

УДК 615.825

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ ЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наталья Геннадьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель, Анастасия Алексеевна Алексеева, Анастасия Викторовна Добролюбова,

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

В мире сейчас насчитывается более 180 млн людей, страдающих от различных проблем, связанных с нездоровьем глаз. Из них около 40 млн - полностью слепые. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту - ребенок. Экономический ущерб от заболеваний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.