Научная статья на тему 'Сравнительный анализ этики Августина Блаженного и Дитриха Бонхеффера'

Сравнительный анализ этики Августина Блаженного и Дитриха Бонхеффера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
688
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / ЛЮБОВЬ К БОГУ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / ЭТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА / ЭТИКА / ТЕОЛОГИЯ / БЛАГОДАТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ивченков Андрей Иванович

В данной статье проводится сравнительный анализ этики Авустина Блаженного и этики Дитриха Бонхеффера. Этика Августина Блаженного напрямую высказывает идею религиозного христианства, а этика Дитриха Бонхеффера напротив. Тем не менее, в их взглядах имеются идентичные взгляды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ST. AUGUSTINE'S AND DIETRICH BONCHEFFER'S ETHICS

In this article a comparative analysis of the ethics Augustina blessed and ethics of Dietrich Bonhoeffer. Ethics Augustine blessed directly expresses the religious idea of Christianity, and ethics of Dietrich Bonhoeffer to mind. However, their views are identical to views.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ этики Августина Блаженного и Дитриха Бонхеффера»

Ивченков А. И.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭТИКИ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО И ДИТРИХА БОНХЕФФЕРА

4.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭТИКИ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО И ДИТРИХА БОНХЕФФЕРА

Ивченков Андрей Иванович, аспирант

Место учебы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

andrey_ivchenkov@mail.ru

Аннотация: в данной статье проводится сравнительный анализ этики Авустина Блаженного и этики Дитриха Бонхеффера. Этика Августина Блаженного напрямую высказывает идею религиозного христианства, а этика Дитриха Бонхеффера напротив. Тем не менее, в их взглядах имеются идентичные взгляды.

Ключевые слова: этика средневековья, любовь к Богу, мораль, нравственность, человек, этика протестантизма, этика, теология, благодать.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ST. AUGUSTINE'S AND DIETRICH BONCHEFFER'S ETHICS

Ivchenkov Andrey I., graduate student

Study place: Mordovian state University named after N. P. Ogarev

andrey_ivchenkov@mail.ru

Abstract: in this article a comparative analysis of the ethics Augustina blessed and ethics of Dietrich Bonhoeffer. Ethics Augustine blessed directly expresses the religious idea of Christianity, and ethics of Dietrich Bonhoeffer to mind. However, their views are identical to views.

Keywords: ethics of the middle ages, the love of God, morality, ethics, people, ethics of Protestantism, ethics, theology, grace.

Рассматривая этику протестантизма и этику Средневековья, принято выделять как сходства, так и ряд отличительных различий. Для полного формирования сходств и различий необходимо сформулировать такие вопросы как: Что такое этика средневековья и что такое этика протестантизма?

Анализируя этику Средневековья, можно выявить то, что она является нравственностью, как в неличностном, так и надличностном феномене. Изучая оба эти феномена можно сконструировать отдельные понятия на каждый из них. Нравственный феномен представляет собой требования, основным критерием которых выступает мораль, ее ценности и нормы . Моральные нормы в этике выступают в качестве критерия моральной значимости поведения человека. Являясь враждебными к земным ценностям и образуя нравственный и эстетический идеал человечества, мыслители средневековья ставили во главе картины мира христианства самого Бога, коим являлся сам Христос. Именно таким образом человечеству, которое исповедовало христианство, был преподнесен высокий урок нравственности.

Ключевой фигурой изучения этики Средневековья является Августин Блаженный. Он выявил такое понятие, как религиозная мораль. Анализировав Средневековое этическое мышление, представляющее собой полное отрицание античной философии, то есть идею бога как морального Абсолюта он установил, что жизнь человека и ее ценности приобретают смысл только в соотношении, как с установленным человеком, так и с божественным законодательством. По мнению мыслителя, Бог выступает в качестве объективного, безусловного, единственно истинного источника морали2. Центром христианской этической кон-

1 Кондрашев В.А. Этика: История и теория. Р н/Д: Феникс, 2004. - С. 147.

2 «Книга о видении Христа» (или «Боговидная любовь») - электронная библиотека - С.140.

цепции является «любовь» к Богу. Любовь рассматривается как универсальный принцип морали, то есть нравственное отношение к «ближнему своему» и последствия которые из нее возникают, позволяют придать морали общечеловеческий статус и тем самым осветить все сущее в мире3.

Таким образом, из идеи любви к богу рождается новая, неизвестная Античности - добродетель, с помощью которой предполагается прямое прощение обид, готовность к состраданию и активной помощи страждущим. На фоне идеи любви к Богу получило рождение такое выражение: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ни-

4

ми» которое до настоящего времени является «золотым правилом» нравственности.

В отличие от стоицизма, ориентированного на сильную личность, христианство обращено к тем людям, которые являются «нищие духом», а также к «нуждающимся и обремененным», ко всем тем, кому нужна внешняя точка опоры. Отчаявшимся, христианская мораль предлагает утешение к искуплению страданий человека и вечное блаженство в ином мире. Всевла-стье религии находит в средневековом философствовании различные формы выражения. Идея подчинения морали религии отражена в творчестве Августина Блаженного, который считал, что бог является единственным источником и критерием нравственности. Интерпретируя понятие зла, а также греховность человека, которая побуждает индивида отступить от божественных предписаний, последствия которого ведут к активной дискредитации нравственной полноценности личности. Таким образом, этика Аврелия Августина показала, что «принцип, выносящий истоки и цели

3 «Богословские размышления о благодати божией и о воле человеческой» - электронная библиотека - С.37.

4 «Библия», Новый Завет, Евангелие от Матфея.

Социально-политические науки

2'2017

нравственного поведения за пределы индивида, является столь же односторонним, как принцип, целиком замыкающий их на личность5».

Изучая этику Августина Блаженного, следует акцентировать внимание, на том, что мыслитель, на ряду с понятием мораль, большое внимание уделял понятиям свобода, мудрость, равенство и воля. «Это животворящий дух, творец всякого тела и дух всякого творения есть сам Бог, дух во всех отношениях не сотворенный6». Воля по мнению философа является ключевым фактором развития, помогающее личности, принять то решение, которое не обходимо ей для принятия того или иного решения. Для выражения воли человека, необходимо такое понятие, как свобода. Имея свободу, индивид приобретает те качества, что ему необходимы, а для этого соответственно необходима мудрость.

Мудрость же, по мнению теолога, - это то качество, что делает, не только философа, но и каждого человека в целом более «блаженным» или востребованным.

Этики Средневековья акцентировала свое внимание на изучение морали, ее ценностях и нормах по всему христианскому миру. Этика протестантизма же представляет собой систему норм и ценностей, а также норму определенного поведения, которая акцентировала свое внимание только в рамках развития протестантизма. В понимании понятия можно выделить следующие ключевые этапы развития протестантизма:

- раннепротестантская этика, соответствующая ортодоксальной теологии, - 16 в. (Лютер, Кальвин);

- неопротестантская этика, соответствующая либеральной теологии, 18 - 19 вв. (Шлейермахер, Трельч, А. фон Гарнак и др.);

- этика диалогического ригоризма, соответствующая диалектической теологии («теологии кризиса»), - первая треть 20 в. (К. Барт, Э. Бультман и др.);

- этика «общей жизни», соответствующая радикальной теологии, - вторая треть 20 в. (Д. Бонхеффер и др.);

- современная этика «безрелигиозного христианства», соответствующая деконструктивистской теологии постмодерна, дифференцирующейся на теологию «смерти Бога» (Г. Ваха-нян, Г. Кокс, У. Гамильтон, П. ван Бурен и др.) и теологию «смерти теологии» (Т. Альтицер, К. Рашке, М. Тейлор и др.).

Рассматривая этику протестантизма, мы акцентируем свое внимание на этических и теологических воззрениях Дитриха Бонхеффера. В отличие от остальных этапов развития протестантизма, равно как и этики Средневековья, которая анализировалась на примере Августина Блаженного, Дитрих Бонхеффер выступал с идеей, так называемого безрелигиозного

христианства, которое основывается на презумпции «совершеннолетия мира». В современном состоянии мир, как считал мыслитель, должен отказаться от «гипотезы Бога», но не от веры в целом. Следуя требованиям моральной самодостаточности, необходимо принять моральную ответственность, а не переадресовывать ее Богу. После подобных действий человек переориентируется с индивидуалистских целей личного спасения на гуманистические цели альтруизма: «быть христианином не означает быть религиозным... а означает быть человеком7».

Изучая протестантские парадигмы, Д. Бонхеффер приходит к выводу, что так называемую теорию «даром данной благодати», необходимо заменить на теорию «заслуженной благодати», которая обретается благодаря служению людям. Также, по мнению мыслителя, следует то, что если будет продолжаться подобная вера в Бога, которая ведет «к дарованной, а не заслуженной благодати» то в таком случае - это непременно приведет к так называемой «Смерти Бога8».

Таким образом, изучая понятия этики Августина Блаженного и этики Дитриха Бонхеффера, было выделено ряд сходств и различий. Рассматривая сходства, я заметил, что обе этики акцентируют свое внимание на проблеме морали и нравственности и трактуют оба эти понятие практически одинаково. Оба мыслителя считали, что мораль и нравственность является ключевым аспектом индивида. Таким образом, анализируя различия, мы обратили внимание на то, что Августин Блаженный и, его этика акцентирует свое внимание на поведении человека и его «любви к Богу», то есть во главе картины мира, как полагал теолог стоит сам Бог. Дитрих Бонхеффер доказывал, что в основе мироздания находится сам человек, а подобные действия непременно приведут к так называемой «смерти Бога».

Список литературы:

1. «Библия», Новый Завет, Евангелие от Матфея.

2. «Богословские размышления о благодати божией и о воле человеческой» - электронная библиотека - 137 С.

3. «Иссповедание» электронное издание книга 3, 147 С.

4. «Книга о видении Христа» (или «Боговидная любовь») - электронная библиотека - 147 С.

5. Д. Бонхеффер «Следуя Христу» Электронная учебник 257 С.

6. Кондрашев В. А. Этика: История и теория. Р н/Д: Феникс, 2004. - 450 С.

5 «Иссповедание» электронное издание книга 3 С.29.

6 Армстронг А. X. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. - СПб., - 2006. - С. 241-242

7 Д. Бонхеффер «Следуя Христу» Электронная учебник С.167.

8 Д. Бонхеффер «Следуя Христу» Электронный учебник С.177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.