Научная статья на тему 'Феномен "динамизма" в этике протестантизма'

Феномен "динамизма" в этике протестантизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ЭТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА / ДИНАМИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ивченков Андрей Иванович

Данная статья рассматривает проблему динамизма не только в этике Мартина Лютера, но и в этике протестантизма в общем. Дитрих Бонхеффер просматривал данную проблематику в своем специфическом аспекте, утверждая, что динамика существовала с самого зарождения этики протестантизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF "DYNAMISM" IN ETHICS OF PROTESTANTISM

This article considers the problem of dynamism not only in the ethics of Martin Luther, but also in the ethics of Protestantism in General. Dietrich Bonhoeffer was reviewing this issue in its specific aspect, arguing that the dynamics has existed since the inception of the ethics of Protestantism.

Текст научной работы на тему «Феномен "динамизма" в этике протестантизма»

Социально-политические науки

2'2016

7.7. ФЕНОМЕН «ДИНАМИЗМА» В ЭТИКЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА

Ивченков Андрей Иванович, аспирант

Место учебы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

andrey_ivchenkov@mail.ru

Аннотация: Данная статья рассматривает проблему динамизма не только в этике Мартина Лютера, но и в этике протестантизма в общем. Дитрих Бонхеффер просматривал данную проблематику в своем специфическом аспекте, утверждая, что динамика существовала с самого зарождения этики протестантизма.

Ключевые слова: этика, этика протестантизма, протестантизм, евангелическая этика, христианская этика, динамизм.

THE PHENOMENON OF «DYNAMISM» IN ETHICS OF PROTESTANTISM

Ivchenkov Andrey I., graduate student

Study place: Mordovian state University named after N. P. Ogarev

andrey_ivchenkov@mail. ru

Abstract: This article considers the problem of dynamism not only in the ethics of Martin Luther, but also in the ethics of Protestantism in General. Dietrich Bonhoeffer was reviewing this issue in its specific aspect, arguing that the dynamics has existed since the inception of the ethics of Protestantism.

Keywords: ethics, ethics of Protestantism, Protestantism, Evangelical ethics, Christian ethics, dynamism.

Анализируя этику протестантизма необходимо выделить ряд основных этапов, ключевым из которых является этика Мартина Лютера. Ученые, изучавшие когда-либо его творчество, сходны единым выводом, что именно он является прародителем этики протестантизма.

Этика протестантизма представляет собой одну из интересных страниц истории западноевропейской тематике. По мнению Мартина Лютера, этика протестантизма -это реальность особого характера, которая заставляет евангелическую теологию, равно как и церковь, пересмотреть фундаментальные представления о христианской этике1, среди которых ведущую роль играет, так называемое учение о динамизме протестантизма. В основу входят различные манипуляции со словом «протестантизм», с помощью которого приобретается смысл, который не имеет ничего общего с историческим содержанием. Рассматривая теорию Пауля Тиллиха, который считал, что «протестантизм - это протест против фор-мы»2, соответственно он, является протестом против себя самого. По мнению мыслителя, «Любая эпоха подлежит протестантскому протесту, это относится и к эпохе Реформации». Как считает Тиллих, для протестантизма необходимо «сомнительно любое притязание на абсолютность». Таким образом можно сделать вывод о невозможности этики абсолюта, которая одновременно была бы христианской. По мнению Тиллиха: «Ничто не является менее протестантским, чем католическое санкционирование... особой этики... - Протестантская форма милости динамична. Теперешнюю задачу определяет Теперь»3.

Ортодоксальная, если можно так выразиться, евангелическая этика считает, что динамизм являясь присущим протестантизму может соответствовать духу Евангелической церкви, а первым и величайшим философом является Мартин Лютер, а критическое отношение к Лютеру и есть истинное лютеранство. При создании учения о динамизме теология Евангеля обращает внимание на величайшую заслугу Лютера и причину его «немеркнущего» значения для современности. Изучая рассуждения Швейцера можно сделать вывод что, он считал лютеран-

1 Венедиктов А., Басовская Н. «Мартин Лютер - рождение новой церкви, - электронное издание, - 27.

2 Пауль Тиллих 3-х томная энциклопедия, «Систематическая теология» - электронное издание, - С.257.

3 Пауль Тиллих 3-х томная энциклопедия, «Систематическая тео-

логия» - электронное издание, - Т. 2 - С.457.

ство в Евангелической теологии, а Лютера считал «современным» человеком для своей эпохи. Швейцер считал, что «он был верующим реалистом, который возвещал Евангелие не в безвоздушном пространстве, а в окружающем мире с его фактическими проблемами... Лютер, не хотел связывать свою основную евангелически-этическую позицию со всеми социальными отношениями своего или какого-либо другого времени. Если бы он жил в наше время, то он по-новому применял бы свою этическую концепцию к положению современности и при этом нашел бы большое колличество новых решений и новых лозунгов. Поэтому мы следуем призыву всемирной лютеранской конференции 1952 г. в Ганновере, который гласит «Не назад к Лютеру, а вперед к Лютеру!»4

Многие мыслители, изучавшие Лютера, такие, как М. Вебер, П. Тиллих, Д. Бонхеффер и т.д. считали, что именно он является - основоположником учения о динамизме, но на самом деле Лютер никогда не сомневался в абсолютности как библейской морали, так и в том, как он ее интерпретировал. Сам же мыслитель бессознательно приспосабливал христианство к условиям и порядкам своего времени, а наличие у его теологии «принципа динамизма» не какой речи быть не может. Принцип динамизма или принцип динамики этики - это новейшее изобретение современного протестантизма, предназначенное только для того, чтобы приспособить христианство и их теологию к задачам сегодняшнего дня и к динамике современной истории. Подобную идею в большей степени рассматривал Дитрих Бонхеффер.

Анализируя учение о динамизме протестантизма, можно сделать вывод, что это исходный методологический принцип для построения «ситуационной этики», на позициях которой изъясняются большинство современных протестантских теологов. «Если рассматривать основные черты лютеранской этики, то она по своему существу является тем, что сегодня называют ситуационной этикой, - по мнению К. Швейцера - Это означает, что конкретная ситуация, в которой находится христианин, тоже имеет решающее значение для его поведения»5. Такую же характеристику современной евангелической этики дает и редактор отдела этики Xван Ойэн: «Говорят о «заповеди часа», где посредничество истории принимает

4 К. Швейцер «От Лютера до современного промышленного мира»

- электронная библиотека - С.324.

5 К. Швейцер «От Лютера до современного промышленного мира»

- электронная библиотека - С.324.

Ивченков А. И.

ФЕНОМЕН «ДИНАМИЗМА» В ЭТИКЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА

значительное участие в осуществлении решения»6 Согласно «ситуационной этике», Бог как будто говорит с людьми не только с помощью заповедей, что отражены в Библии, но и конкретной ситуации, в которую он ставит того или иного человека. Рассуждая о различных ситуациях, М. Лютер излагал определенное требование объективных обстоятельств, которое он рассматривал, как нравственные требования бога. «Он обращается к нам во всех задачах времени, как в задачах общественной, так и в задачах личной жизни. Только в реальности требований жизни мы встречаем настоящего бога...»7 Изучая «священное писание» с его моралью и правилами относящимся к «ситуационной этике», мыслитель сделал вывод, что она является одним из примеров «встречи с богом» людей определенной эпохи, отошедшей в прошлое. Многие протестантские теологи, такие, как М. Ве-бер, П. Тиллих, Д. Бонхеффер и т.д. считают, что в новой исторической обстановке «христианин может... составить новые 10 заповедей»8.

Проводя анализ этики Дитриха Бонхёффера и сравнивая ее с этикой Мартина Лютера можно сказать что прежде всего она является историческим документом, который обусловлен конкретными обстоятельствами, коими являются Вторая Мировая Война и ответ христианина на «вызовы времени» той эпохи. В связи с тем, что мыслитель свои суждения начал излагать летом 1940 года, будучи лишенным места доцента и пастора в связи с тем, что он открыто выступал против расовой политики НСДАП. Из-за громкой агитации против нацистов был вынужден эмигрировать в Англию. Отправляется в путешествие по всему миру, иногда при этом возвращаясь в Германию. Во время странствия по Америке посещает Лондон и Нью-Йорк, там же получает предложение профессорского места в США. В связи с тем, что хочет быть рядом с христианами Германии, и участвовать в возрождении христианской жизни после падения нацизма, дает отказ и в последствии отбывает обратно в Германию.

В 1941 году Гансом фон Донаньи привлекся к участию в заговоре против Гитлера. Став агентом зарубежной контрразведки, он получает право на выезды в Швецию и Швейцарию в 1942 году в Швейцарии встречается с Карлом Бартом, что послужило основой многочисленных бесед об ответственности христиан. Бонхёффер, будучи специалистом в данной тематике, морали христианства, это был не теоретический вопрос, а вопрос человека, который участвовал в заговоре против Гитлера, не основываясь на мотивах всего христианского мира, который призывал к борьбе со злом против врага Божьего. «Кто желает для себя в ответственности избежать вины, - тот отделяется от последней действительности человеческого существования, но отделяется он и от освобождающей тайны безгрешного несения вины Иисусом Христом и не имеет никакого участия в том Божественном оправдании, которое знаменуется этим событием. Он ставит свою личную невиновность выше ответственности за людей и слеп по отношению к той еще более тяжкой вине, которую он тем самым взваливает на себя, слеп он и к тому, что являет себя как действительная невинность, к тому, что эта невинность ради других людей вступает в общность их вины. То, что безгрешный, самоотверженно

6 Хван Ойэн «Религия в истории и в настоящее время» - Электронное издание - С.260.

7 Мартин Лютер «Лютер М» - Избранные произведения - СПб., 1997 - С. 140.

8 Хван Ойэн «Религия в истории и в настоящее время» - Элек-

тронное издание - С.267.

любящий становится виновным, через Иисуса Христа принадлежит к сущности ответственного действия»9 Изучая данную мысль Бонхеффера можно сделать вывод, что речь идет не о Божьем правосудии, следовательно, не о преследовании из-за Иисуса Христа, а прославляются как блаженные те, кого преследуют из-за справедливых - давайте еще добавим: истинных, благих, человечных - вещей. Ложная боязливость христиан, которые уклонялись от страданий из-за справедливых, благих, истинных вещей, потому что христиане якобы могут по совести страдать только ради открытого исповедания Христа, та черствость, которая подозрительно относится и отмежевывается от всяческих страданий из-за справедливых вещей, в этой заповеди блаженства однозначно объявляется Иисусом Христом неправедной. Иисус считает своими тех, кто страдает из-за справедливых вещей. Он принимает их под свою защиту, включает их в сферу своей ответственности, в свои требования. Так влеком к Христу гонимый из-за справедливых вещей. Так происходит, что гонимый в годину страданий и ответственности - возможно, впервые в своей жизни, не понимая себя и удивляясь себе, но чувствуя внутреннюю необходимость, - взывает ко Христу и исповедует себя христианином, потому что только в этот момент он осознает свою причастность ко Христу. И это не конструкция, а обретенный опыт, в котором отчетливо проявилась сила Иисуса Христа во всех сферах жизни, в которых доселе она оставалась сокрытой»10

В связи своих открытых действий против Гитлера Дитрих Бонхёффер и ряд других заговорщиков был казнен в концлагере находящимся в Баварии по приговору нацистского суда 9 апреля 1945 года.

Таким образом, рассматривая два этапа этики протестантизма, можно сделать вывод, что лютеранство как таковое было зарождено Мартином Лютером, но динамизм в протестантизме не был основным источником наблюдения мыслителя. Подобное определение появилось намного позже, во времена современного протестантизма, а его основоположником был Дитрих Бон-хеффер. Подводя итог по тому краткому рассмотрению и изучая лютеранство на ряду с другими мыслителями, Д. Бонхеффер, и можно сделать вывод, что Мартин Лютер:

1. Д. Бонхеффер очень интересовался тематикой мысли М. Лютера, чтобы, как-то ее разграничить рассмотрел ее в рамках принципа динамизма.

2. Акцентируясь на Карла Барта и его этику Бонхеффер пришел к выводу, что подобное разграничение поможет досконально изучить этику и теологию Мартина Лютера.

Список литературы:

1. Венедиктов А., Басовская Н.Мартин «Лютер - рождение новой церкви», - электронное издание, - 458 С.

2. Пауль Тиллих 3-х томная энциклопедия «Систематическая теология» - электронное издание, - Т.3 - 348 С.

3. Пауль Тиллих 3-х томная энциклопедия «Систематическая теология» - электронное издание - Т.2, -498 С.

4. К. Швейцер «От Лютера до современного промышленного мира» - электронная библиотека 304 С.

5. Хван Ойэн «религия в истории и в настоящее время» Электронное издание - 355 С.

6. Мартин Лютер «Лютер М.» - Избранные произведения -СПб., 1997 240 С.

7. Д. Бонхеффер «Этика» - электронное издание М. - гл.3 -С. 328.

8. Д. Бонхеффер Следуя Христу - 280 С.

9 Д.Бонхеффер «Этика» - электронное издание, М. - гл.3 - С 140.

10 Д.Бонхеффер «Следуя Христу» - электронное издание, М. - гл.2 - С 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.